Книга 1. На службе Российской империи: 1851–1917
Предисловие [3]
Глава I. Возникновение и рост военного значения железных дорог в первой половине XIX века [7]
Глава II. Создание первых военных железнодорожных подразделений и их участие в строительстве железных дорог (1851–1875 годы) [17]
2.1. Возникновение железнодорожных военно-рабочих формирований в России [18]
2.2. Формирование военных железнодорожных команд [23]
2.3. Участие личного состава военных железнодорожных команд в строительстве объектов железнодорожного транспорта в ходе специальных учебных сборов [30]
Глава III. Железнодорожные батальоны на службе России (1870–1885 годы) [43]
3.1. Создание первых железнодорожных батальонов и их участие в русско-турецкой войне 1877–1878 годов [43]
3.2. Военные железнодорожники во 2-й Ахалтекинской экспедиции [58]
3.3. Железнодорожные батальоны на строительстве железных дорог в 80-х годах XIX века [78]
3.4. Состояние и развитие Железнодорожных войск в конце 70-х — первой половине 80-х годов XIX века [87]
Глава IV. Переход к бригадной организации — новая ступень в развитии Железнодорожных войск (1886–1903 годы) [94]
4.1. Железнодорожные войска в последней четверти XIX — начале XX века [94]
4.2. Действия подразделений Железнодорожных войск в Китае в 1900–1902 годах [112]
4.3. Вклад железнодорожных подразделений в строительство железных дорог Российской империи в 1886–1903 годах [119]
Глава V. Становление и развитие железнодорожных формирований русской армии как особой категории специальных войск (1904–1914 годы) [130]
5.1. Железнодорожные войска России в русско-японской войне 1904–1905 годов [130]
5.2. Условия и особенности службы в Железнодорожных войсках России в конце XIX — начале XX веков. Участие личного состава войск в событиях 1905–1907 годов [148]
5.3. Эволюция Железнодорожных войск России как особой категории специальных войск (1904–1914 годы) [167]
Глава VI. Железнодорожные войска в Первой мировой войне (1914–1918 годы) [188]
6.1. Особенности развития железнодорожного транспорта России и его состояние в 1914 году [188]
6.2. Возникновение Первой мировой войны [201]
6.3. Роль Железнодорожных войск России в обеспечении боевой деятельности русской армии на фронтах Первой мировой войны [206]
Заключение [230]
Список использованной литературы [235]
Приложения [245]
Книга 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941
Глава I. Железнодорожные войска русской армии в 1917–1918 годах [6]
Глава II. Воссоздание Железнодорожных войск в составе Красной Армии и проблемы их совершенствования и развития (1918–1922 годы) [39]
2.1. Оперативно-стратегические предпосылки воссоздания Железнодорожных войск [39]
2.2. Влияние общественно-политической ситуации, сложившейся в стране в 1918 году, на воссоздание Железнодорожных войск [42]
2.3. Строительство Красной Армии в 1918 году [54]
2.4. Воссоздание Железнодорожных войск в составе Красной Армии [65]
2.5. Организация строительно-восстановительных и заградительных работ на фронтовых железных дорогах [79]
2.6. Ход и особенности процесса совершенствования и развития Железнодорожных войск Республики в годы гражданской войны [85]
2.7. Проблемы строительства Железнодорожных войск в 1919–1922 годах [106]
Глава III. Железнодорожные войска на фронтах гражданской войны (1919–1922 годы) [119]
3.1. Эшелонная война [119]
3.2. Советская республика в огне гражданской войны. Участие в ее защите военных железнодорожных формирований, созданных по инициативе командования фронтов (февраль — ноябрь 1918 года) [135]
3.3. Место и роль Железнодорожных войск Республики в борьбе с силами противников советской власти (декабрь 1918 года — март 1920 года) [145]
3.4. Вклад Железнодорожных войск в обеспечение боевых действий Красной Армии на завершающих этапах гражданской войны (1920–1922 годы) [185]
3.5. Некоторые итоги деятельности Железнодорожных войск Республики на фронтах гражданской войны [243]
Глава IV. Развитие и совершенствование Железнодорожных войск в 1922–1941 годах. Их участие в восстановлении народного хозяйства и индустриализации страны [247]
4.1. Строительство Железнодорожных войск в 20–30-х годах XX века [247]
4.2. Участие военных железнодорожников в развитии железнодорожного транспорта в период восстановления народного хозяйства и индустриализации страны [298]
4.3. Участие Железнодорожных войск в обеспечении боевой деятельности Красной Армии (1929–1940 годы) [360]
4.4. Подготовка командных кадров для Железнодорожных войск [400]
Заключение [416]
Использованная литература [423]
Приложения [434]
Книга 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945
Глава первая. Отмобилизование и совершенствование организации войск в годы войны [11]
Глава вторая. С оружием в руках [24]
Глава третья. Войска ведут заграждение [50]
Глава четвертая. На техническом прикрытии [74]
В первые дни войны [74]
У Волжской твердыни [84]
Так вырабатывалась система [98]
На коммуникациях к Ленинграду [108]
Магистрали «Огненной дуги» [119]
Глава пятая. Техническая разведка шла впереди [130]
Глава шестая. Разминирование железных дорог [148]
Глава седьмая. Восстановление железных дорог [170]
После победы под Москвой [170]
В период коренного перелома [177]
Задача — обеспечить наступление [197]
В заключительных операциях [226]
На территории Маньчжурии [236]
Глава восьмая. Вводили в строй мосты [242]
Первые испытания [243]
Мосты над Доном [248]
На сталинградском направлении [248]
Широким фронтом [251]
Ростовские мосты [253]
Вариант Шаповалова [256]
На Неве [257]
Днепровские мосты [267]
В районе Днепропетровска [268]
«Это было невиданно...» [273]
Кременчугский мост [275]
Высоководный мост на обходе [278]
Мостовой переход у Запорожья [281]
Мост через Керченский пролив [284]
В Карпатах [296]
Наплавные переправы [300]
Через Дунай, Вислу, Одер [306]
Мост через Дунай в Будапеште [306]
Варшавский мост [308]
В Берлинской операции [311]
Глава девятая. На эксплуатации фронтовых магистралей [313]
Приложения [331]
Книга 4. В период мирного строительства: 1945–1991
Глава первая. От войны к миру. Проблемы строительства и совершенствование Железнодорожных войск во второй половине 40-х — начале 90-х гг. XX в. [7]
1.1. Совершенствование и развитие организационно-штатной структуры Железнодорожных войск в 1945–1991 гг. [8]
1.2. Революция в военном деле и дальнейшее укрепление Железнодорожных войск [18]
Глава вторая. Участие Железнодорожных войск в восстановлении народного хозяйства и развитии транспортной инфраструктуры страны [29]
2.1. Железнодорожные войска в первых послевоенных пятилетках (1946–1955 гг.) [29]
2.2. Строительство железнодорожной линии Кизел — Пермь [40]
2.3. Строительство железных дорог в европейской части страны [43]
2.4. Дороги целины [56]
2.5. Строительство Трансмонгольской магистрали [63]
2.6. Сибирский меридиан [73]
Глава третья. БАМ — стройка века [93]
Глава четвертая. Деятельность руководящего состава Железнодорожных войск по повышению боевой и мобилизационной готовности войск, организации подготовки соединений и воинских частей по штатному предназначению [122]
4.1. Проблемы и задачи боевой и мобилизационной готовности в Железнодорожных войсках после окончания Великой Отечественной войны [122]
4.2. Строительство, развитие и совершенствование ЖДВ в условиях научно-технической революции в военном [351] деле и применения противоборствующими сторонами средств массового поражения [135]
4.3. Оперативная, боевая и специальная подготовка в Железнодорожных войсках, проверка их боеспособности на учениях [148]
4.4. Объекты транспортного строительства, сооружаемые Железнодорожными войсками, — полигоны для подготовки соединений и частей по штатному предназначению [158]
4.5. Материально-техническое обеспечение Железнодорожных войск [167]
4.6. Воспитательная работа в Железнодорожных войсках [180]
Глава пятая. Участие Железнодорожных войск в ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф [191]
Глава шестая. Развитие военно-транспортной науки в Железнодорожных войсках (1945–1991 гг.) [216]
6.1. Организация в войсках научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. Изучение и обобщение опыта восстановления, технического прикрытия и заграждения железных дорог в годы Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.) [216]
6.2. Развитие в войсках военно-транспортной науки (1954–1991 гг.) [220]
6.3. Развитие специальных технических средств войск (1945–1991 гг.) [243]
6.4. Апробация научных исследований в практике войск [259]
Глава седьмая. Подготовка командных и инженерно-технических кадров для Железнодорожных войск в условиях развития и совершенствования системы профессионального образования (1945–1991 гг.) [264]
7.1. Становление и развитие системы военно-профессионального образования в Железнодорожных войсках [265]
7.2. Военные кафедры транспортных вузов — Железнодорожным войскам [285]
Заключение [292]
Использованная литература [305]
Приложения [319]
Примечания
Список иллюстраций