Военная история
Коллектив авторов
Железнодорожные войска России

Сайт «Военная литература» militera.lib.ru
Издание: Железнодорожные войска России. Кн. 1. На службе Российской империи: 1851–1917. — М.: «Евросервис-СВ», 2001.; Железнодорожные войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941. — М.: «Стэха», 2001.; Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945. — М.: Стэха, 2002.; Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991. — М.: Русь-Стиль XXI век, 2002.
OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
[1] Так помечены страницы, номер предшествует.
{1} Так помечены ссылки на примечания.
Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 1. На службе Российской империи: 1851–1917. / Под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Евросервис-СВ», 2001. — 272 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5–348–00010–8.
Старостенков Н. В. Железнодорожные войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941. / Под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Стэха», 2001. — 496 с. Тираж 5000 экз. ISBN 5–348–00011–6.
Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945/Н. Л. Волконский, A. Г. Дьячкин, Н. А. Зензинов, Е. Б. Сизов, А. Ф. Столяров, B. В. Яробков; под ред. Г. И. Когатько. — М.: «Стэха», 2002. — 336 с., ил. // Тираж 5000 экз. ISBN 5–348–00011–2.
Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002. — 352 с. Тираж 5000 экз.
Аннотация издательства (к 1 книге): Книга доктора исторических наук Н. В. Старостенкова посвящена исследованию вклада Железнодорожных войск России в укрепление обороноспособности Российского государства. В ней большое внимание уделяется истории возникновения и становления Железнодорожных войск, участию военных железнодорожников в войнах и военных конфликтах во второй половине XIX — начале XX века, анализируются результаты применения воинских формирований для строительства железных дорог, оценивается роль, которую сыграли Железнодорожные войска в развитии промышленной инфраструктуры страны, рассматривается организация боевой и специальной подготовки в железнодорожных частях. Книга адресована читателям, интересующимся историей русской армии, Железнодорожных войск, ролью железнодорожного транспорта в укреплении обороноспособности России. Она также может быть использована при изучении курса «История и традиции Железнодорожных войск».
Аннотация издательства (ко 2 книге): Книга посвящена исследованию жизни и деятельности Железнодорожных войск в период с 1917 по 1941 год. В ней на основе богатого фактического материала анализируются причины, приведшие к расформированию Железнодорожных войск русской армии в 1918 году, описывается процесс воссоздания войск в составе РККА, их участие в гражданской, советско-польской и советско-финляндской войнах, в военных конфликтах 20-х — 30-х годов, в восстановлении народного хозяйства и индустриализации страны. Кроме того, автором формулируются некоторые выводы и уроки, вытекающие из рассматриваемого периода истории войск и могущие представлять определенный интерес в ходе современного этапа реформирования и совершенствования Железнодорожных войск Российской Федерации. Книга адресована читателям, интересующимся историей русской армии, Железнодорожных войск, ролью железнодорожного транспорта в укреплении обороноспособности России. Она также может быть использована при изучении курса «История и традиции Железнодорожных войск».
Аннотация издательства (к 3 книге): В книге рассказывается о героической деятельности воинов Железнодорожных войск на фронтах Великой Отечественной войны, показана их роль в обеспечении бесперебойной работы железнодорожного транспорта, в транспортном обеспечении решающих операций по разгрому войск гитлеровской Германии. Книга адресована читателям, интересующимся историей Великой Отечественной войны, российских Вооруженных Сил, Железнодорожных войск.
Аннотация издательства (к 4 книге): В книге рассказывается о проблемах строительства и совершенствования Железнодорожных войск во второй половине 40-х — начале 90-х годов XX века, их участии в восстановлении народного хозяйства и развитии транспортной инфраструктуры страны, в сооружении крупнейших железнодорожных магистралей, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф на территории СССР, показана их роль и значение в обеспечении бесперебойной работы железнодорожного транспорта в интересах Вооруженных сил и других силовых ведомств. Книга адресована читателям, интересующимся историей Вооруженных сил, Железнодорожных войск, развития сети железных дорог страны. Она может быть использована в качестве учебного пособия при изучении курса «Военная история» в военно-образовательных учреждениях профессионального образования Железнодорожных войск Российской Федерации.
Авторы: Книги1 и 2 — Николай Васильевич Старостенков; Книга 3 — Н. Л. Волконский, A. Г. Дьячкин, Н. А. Зензинов, Е. Б. Сизов, А. Ф. Столяров, B. В. Яробко; Книга 4 — коллектив авторов в составе: В. В. Яробков (руководитель) — предисловие, гл. 1, 4; А. Г. Дьячкин — гл. 3; Н. А. Зензинов — гл.2; А. П. Иванов — гл. 5, 7, заключение, приложения; А. А. Сергеев — гл. 5; Е. Б. Сизов — гл. 6; А. Ф. Столяров — гл. 2, 3, 4; Е. В. Федоров — гл. 5. Под редакцией директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации генерал-полковника Г. И. Когатько.
Содержание

Книга 1. На службе Российской империи: 1851–1917

Предисловие [3]

Глава I. Возникновение и рост военного значения железных дорог в первой половине XIX века [7]

Глава II. Создание первых военных железнодорожных подразделений и их участие в строительстве железных дорог (1851–1875 годы) [17]

2.1. Возникновение железнодорожных военно-рабочих формирований в России [18]

2.2. Формирование военных железнодорожных команд [23]

2.3. Участие личного состава военных железнодорожных команд в строительстве объектов железнодорожного транспорта в ходе специальных учебных сборов [30]

Глава III. Железнодорожные батальоны на службе России (1870–1885 годы) [43]

3.1. Создание первых железнодорожных батальонов и их участие в русско-турецкой войне 1877–1878 годов [43]

3.2. Военные железнодорожники во 2-й Ахалтекинской экспедиции [58]

3.3. Железнодорожные батальоны на строительстве железных дорог в 80-х годах XIX века [78]

3.4. Состояние и развитие Железнодорожных войск в конце 70-х — первой половине 80-х годов XIX века [87]

Глава IV. Переход к бригадной организации — новая ступень в развитии Железнодорожных войск (1886–1903 годы) [94]

4.1. Железнодорожные войска в последней четверти XIX — начале XX века [94]

4.2. Действия подразделений Железнодорожных войск в Китае в 1900–1902 годах [112]

4.3. Вклад железнодорожных подразделений в строительство железных дорог Российской империи в 1886–1903 годах [119]

Глава V. Становление и развитие железнодорожных формирований русской армии как особой категории специальных войск (1904–1914 годы) [130]

5.1. Железнодорожные войска России в русско-японской войне 1904–1905 годов [130]

5.2. Условия и особенности службы в Железнодорожных войсках России в конце XIX — начале XX веков. Участие личного состава войск в событиях 1905–1907 годов [148]

5.3. Эволюция Железнодорожных войск России как особой категории специальных войск (1904–1914 годы) [167]

Глава VI. Железнодорожные войска в Первой мировой войне (1914–1918 годы) [188]

6.1. Особенности развития железнодорожного транспорта России и его состояние в 1914 году [188]

6.2. Возникновение Первой мировой войны [201]

6.3. Роль Железнодорожных войск России в обеспечении боевой деятельности русской армии на фронтах Первой мировой войны [206]

Заключение [230]

Список использованной литературы [235]

Приложения [245]

Книга 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941

Предисловие [3]

Глава I. Железнодорожные войска русской армии в 1917–1918 годах [6]

Глава II. Воссоздание Железнодорожных войск в составе Красной Армии и проблемы их совершенствования и развития (1918–1922 годы) [39]

2.1. Оперативно-стратегические предпосылки воссоздания Железнодорожных войск [39]

2.2. Влияние общественно-политической ситуации, сложившейся в стране в 1918 году, на воссоздание Железнодорожных войск [42]

2.3. Строительство Красной Армии в 1918 году [54]

2.4. Воссоздание Железнодорожных войск в составе Красной Армии [65]

2.5. Организация строительно-восстановительных и заградительных работ на фронтовых железных дорогах [79]

2.6. Ход и особенности процесса совершенствования и развития Железнодорожных войск Республики в годы гражданской войны [85]

2.7. Проблемы строительства Железнодорожных войск в 1919–1922 годах [106]

Глава III. Железнодорожные войска на фронтах гражданской войны (1919–1922 годы) [119]

3.1. Эшелонная война [119]

3.2. Советская республика в огне гражданской войны. Участие в ее защите военных железнодорожных формирований, созданных по инициативе командования фронтов (февраль — ноябрь 1918 года) [135]

3.3. Место и роль Железнодорожных войск Республики в борьбе с силами противников советской власти (декабрь 1918 года — март 1920 года) [145]

3.4. Вклад Железнодорожных войск в обеспечение боевых действий Красной Армии на завершающих этапах гражданской войны (1920–1922 годы) [185]

3.5. Некоторые итоги деятельности Железнодорожных войск Республики на фронтах гражданской войны [243]

Глава IV. Развитие и совершенствование Железнодорожных войск в 1922–1941 годах. Их участие в восстановлении народного хозяйства и индустриализации страны [247]

4.1. Строительство Железнодорожных войск в 20–30-х годах XX века [247]

4.2. Участие военных железнодорожников в развитии железнодорожного транспорта в период восстановления народного хозяйства и индустриализации страны [298]

4.3. Участие Железнодорожных войск в обеспечении боевой деятельности Красной Армии (1929–1940 годы) [360]

4.4. Подготовка командных кадров для Железнодорожных войск [400]

Заключение [416]

Использованная литература [423]

Приложения [434]

Книга 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945

Предисловие [3]

Глава первая. Отмобилизование и совершенствование организации войск в годы войны [11]

Глава вторая. С оружием в руках [24]

Глава третья. Войска ведут заграждение [50]

Глава четвертая. На техническом прикрытии [74]

В первые дни войны [74]

У Волжской твердыни [84]

Так вырабатывалась система [98]

На коммуникациях к Ленинграду [108]

Магистрали «Огненной дуги» [119]

Глава пятая. Техническая разведка шла впереди [130]

Глава шестая. Разминирование железных дорог [148]

Глава седьмая. Восстановление железных дорог [170]

После победы под Москвой [170]

В период коренного перелома [177]

Задача — обеспечить наступление [197]

В заключительных операциях [226]

На территории Маньчжурии [236]

Глава восьмая. Вводили в строй мосты [242]

Первые испытания [243]

Мосты над Доном [248]

На сталинградском направлении [248]

Широким фронтом [251]

Ростовские мосты [253]

Вариант Шаповалова [256]

На Неве [257]

Днепровские мосты [267]

В районе Днепропетровска [268]

«Это было невиданно...» [273]

Кременчугский мост [275]

Высоководный мост на обходе [278]

Мостовой переход у Запорожья [281]

Мост через Керченский пролив [284]

В Карпатах [296]

Наплавные переправы [300]

Через Дунай, Вислу, Одер [306]

Мост через Дунай в Будапеште [306]

Варшавский мост [308]

В Берлинской операции [311]

Глава девятая. На эксплуатации фронтовых магистралей [313]

Приложения [331]

Книга 4. В период мирного строительства: 1945–1991

Предисловие [3]

Глава первая. От войны к миру. Проблемы строительства и совершенствование Железнодорожных войск во второй половине 40-х — начале 90-х гг. XX в. [7]

1.1. Совершенствование и развитие организационно-штатной структуры Железнодорожных войск в 1945–1991 гг. [8]

1.2. Революция в военном деле и дальнейшее укрепление Железнодорожных войск [18]

Глава вторая. Участие Железнодорожных войск в восстановлении народного хозяйства и развитии транспортной инфраструктуры страны [29]

2.1. Железнодорожные войска в первых послевоенных пятилетках (1946–1955 гг.) [29]

2.2. Строительство железнодорожной линии Кизел — Пермь [40]

2.3. Строительство железных дорог в европейской части страны [43]

2.4. Дороги целины [56]

2.5. Строительство Трансмонгольской магистрали [63]

2.6. Сибирский меридиан [73]

Глава третья. БАМ — стройка века [93]

Глава четвертая. Деятельность руководящего состава Железнодорожных войск по повышению боевой и мобилизационной готовности войск, организации подготовки соединений и воинских частей по штатному предназначению [122]

4.1. Проблемы и задачи боевой и мобилизационной готовности в Железнодорожных войсках после окончания Великой Отечественной войны [122]

4.2. Строительство, развитие и совершенствование ЖДВ в условиях научно-технической революции в военном [351] деле и применения противоборствующими сторонами средств массового поражения [135]

4.3. Оперативная, боевая и специальная подготовка в Железнодорожных войсках, проверка их боеспособности на учениях [148]

4.4. Объекты транспортного строительства, сооружаемые Железнодорожными войсками, — полигоны для подготовки соединений и частей по штатному предназначению [158]

4.5. Материально-техническое обеспечение Железнодорожных войск [167]

4.6. Воспитательная работа в Железнодорожных войсках [180]

Глава пятая. Участие Железнодорожных войск в ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф [191]

Глава шестая. Развитие военно-транспортной науки в Железнодорожных войсках (1945–1991 гг.) [216]

6.1. Организация в войсках научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. Изучение и обобщение опыта восстановления, технического прикрытия и заграждения железных дорог в годы Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.) [216]

6.2. Развитие в войсках военно-транспортной науки (1954–1991 гг.) [220]

6.3. Развитие специальных технических средств войск (1945–1991 гг.) [243]

6.4. Апробация научных исследований в практике войск [259]

Глава седьмая. Подготовка командных и инженерно-технических кадров для Железнодорожных войск в условиях развития и совершенствования системы профессионального образования (1945–1991 гг.) [264]

7.1. Становление и развитие системы военно-профессионального образования в Железнодорожных войсках [265]

7.2. Военные кафедры транспортных вузов — Железнодорожным войскам [285]

Заключение [292]

Использованная литература [305]

Приложения [319]

Примечания

Список иллюстраций