Приложения
Приложение 1. Хронологический указатель важнейших событий
1848 | осуществлены первые воинские перевозки по железным дорогам России. |
1851 | 6 августа для эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги формируется 14 отдельных военно-рабочих, 2 кондукторские и телеграфическая роты. |
1858 | формируется военно-рабочая бригада для строительства Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. |
1867 | учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам и водой. |
1868 | утверждается «Положение о полевом управлении войск в военное время», согласно которому предполагалось одновременно с распоряжением о переводе войск на военное положение формировать военно-дорожные команды. |
1870 | 15 февраля Александром II утверждено «Положение о военных железнодорожных командах», на основании которого создаются военные железнодорожные команды. |
1871 | проведены первые сборы военных железнодорожных команд, в ходе которых уложена ветка от ст. Лигово до ст. Александровская Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. |
1872 | в Москве проведены вторые сборы военных железнодорожных команд, в ходе которых уложена железнодорожная ветка от ст. Смоленской до ст. Петровское-Разумовское Николаевской железной дороги. |
1874 | состоялись третьи сборы военных железнодорожных команд. При их проведении уложено 12 верст пути на Лозово-Севастопольской железной дороге. |
1875 | Комитет по передвижению войск по железным дорогам и водой переходит в ведение Главного штаба. |
1876 | формируется первый в русской армии военно-дорожный батальон, впоследствии переименованный в 3-й железнодорожный. |
1877 | 25 апреля в Москве сформирован 2-й, а в августе 4-й железнодорожные батальоны. |
1877 1878 | участие первых железнодорожных батальонов русской армии в русско-турецкой войне. [248] |
1878 | в Москве сформирован 1-й железнодорожный батальон. |
1880 | формируется 1-й резервный железнодорожный батальон и приступает к строительству железной дороги от Михайловского поста до Кизыл-Арвата. |
1881 | 20 сентября открыто движение по участку Михайловский пост Кизыл-Арват первому участку будущей Закаспийской железной дороги. |
1883 | железнодорожные батальоны участвуют в строительстве Жабинко-Пинской железной дороги. |
1885 | 1-й резервный железнодорожный батальон переименован в 1-й Закаспийский; для строительства Закаспийской железной дороги сформирован 2-й Закаспийский железнодорожный батальон. |
1886 | в состав 2, 3 и 4-го железнодорожных батальонов вводятся кадровые роты, а батальоны объединяются в железнодорожную бригаду. |
1888 | Закаспийская железная дорога достигла Самарканда. |
1890 | силами частей Барановичской бригады выстроена железнодорожная ветка Киверцы Луцк Юго-Западных железных дорог. |
1891 | на Закаспийской железной дороге для подготовки специалистов из числа нижних чинов создаются Кизыл-Арватская и Бухарская школы дорожных мастеров. |
1892 | получено «высочайшее» соизволение на привлечение частей Барановичской железнодорожной бригады к постройке важных в экономическом и военном отношении железных дорог; силами Барановичской железнодорожной бригады построены подъездные пути к Охтинским пороховым заводам; закрыта Бухарская школа дорожных мастеров. |
1893 | Кизыл-Арватская школа дорожных мастеров преобразуется в школу старших рабочих. |
1893 1894 | части Барановичской бригады участвуют в строительстве Орано-Олитской ветки Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. |
1894 | четыре роты Барановичской бригады участвуют в постройке Бельско-Гайновской ветки Юго-Западных железных дорог. |
1894 1895 | строительство силами 1-го Закаспийского железнодорожного батальона линии от ст. Джебель до ст. Красноводск Закаспийской железной дороги. |
1895 | сформирован 1-й Уссурийский железнодорожный батальон 4-ротного состава. [249] |
1896 | для подготовки машинистов из числа нижних чинов при Кизыл-Арватских железнодорожных мастерских Закаспийской железной дороги создана школа машинистов. |
1897 | 1-й Уссурийский железнодорожный батальон развернут до 6-ротного состава; строительство 4-м железнодорожным батальоном Барановичской бригады Яблонно-Зегржской военной инженерной ветки. |
1900 1901 | участие железнодорожных частей в подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае; участие 3-го железнодорожного батальона Барановичской бригады в строительстве западной линии Китайско-Восточной железной дороги. |
1902 | железнодорожные части общего значения передаются в ведение Главного штаба. |
1903 | при управлении Туркестанской железнодорожной бригады открывается Офицерская железнодорожная школа; началось формирование 2-го Уссурийского и четырех Заамурских железнодорожных батальонов. |
1904 | все железнодорожные батальоны выделяются, в особую категорию Железнодорожных войск с сохранением прав, предоставленных специальным войскам; сформирована Кушкинская полевая железнодорожная рота; сформированы 2, 3 и 4-й резервные железнодорожные батальоны. |
1904 1905 | участие частей Железнодорожных войск в русско-японской войне. |
1905 1908 | строительство Железнодорожными войскам Ковель-Владимир-Волынской железной дороги. |
1906 | сформирован 1-й Кавказский железнодорожный батальон. |
1907 | сформированы Иркутская и Приамурская полевые железнодорожные роты. |
1907 1909 | упраздняются железнодорожные бригады (кроме Заамурской, которая передается в том же году в ведение министерства финансов как выполняющая обязанности пограничной стражи), а входящие в их состав батальоны подчиняются начальникам управлений военных сообщений округов. |
1909 | 1-й железнодорожный батальон переформировывается в 1-й железнодорожный полк двухбатальонного состава; сформированы полевые железнодорожные роты в Полоцке, Барановичах и Киеве. [250] |
1909 1911 | Офицерская железнодорожная школа переводится в Ковель; участие 3-го железнодорожного батальона в строительстве Ижорской железной дороги. |
1910 | 1-й Закаспийский железнодорожный батальон переведен в Карс и переформирован во 2-й Кавказский; 2-й Закаспийский батальон переведен в Киев и переименован в 8-й железнодорожный батальон; железнодорожные батальоны расформированной Уссурийской железнодорожной бригады переименованы в Сибирские и передислоцированы в Верхнеудинск и Ново-Александровскую пристань; полевые железнодорожные роты переформируются: Полоцкая в 5-й, Барановичская в 6-й и Киевская в 7-й железнодорожные батальоны. |
1911 | из 2, 3 и 6-го батальонов сформирована 1-я железнодорожная бригада с местом дислокации в Барановичах, а из 7-го и 8-го батальонов 2-я железнодорожная бригада, дислоцированная в Киеве. |
1913 | утверждено новое положение и штат Офицерской железнодорожной школы; расформирована Кушкинская полевая железнодорожная рота; Железнодорожные войска переходят в ведение Главного военно-технического управления. |
1914 1917 | участие Железнодорожных войск в Первой мировой войне. |
1918 | 27 января по решению ВЦИК железнодорожные части, входившие в состав русской армии, расформировываются, а личный состав и имущество передаются Комиссариату путей сообщения. |
Приложение 2. Состав и организация подразделений, сформированных в 1851 году для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги
Высочайше утвержденное 6 августа 1851 года «Положение об управлении Санкт-Петербурго-Московской дороги»{341} предусматривало: [251]
на основании параграфов 30, 33, 42 и 44 создание дорожной стражи в количестве 1200 нижних чинов с возложением на нее осмотра пути и производства мелкого ремонта, посты этой стражи устанавливались через каждые 500 сажен. Кроме того, вводилось 280 сторожей у застав, 483 при стрелках и 110 у мостов. Независимо от дорожной стражи создавались подвижные рабочие команды из расчета на 10 верст дороги по одному мастеру и 10 рабочих. Всего мастеров было 60, рабочих 600 человек. Вся дорожная стража объединялась в 11 рот по 250 человек в каждой;
на основании параграфа 67 устанавливался следующий станционный состав:
швейцаров | 2 |
весовщиков | 57 |
носильщиков | 101 |
сторожей | 141 |
для охраны локомотивов | 63 |
для охраны сараев с дровами | 154 |
для водоснабжения | 102 |
при водогрее | 50 |
нижних чинов «при звонке и для соблюдения чистоты на галерее» | 34 |
Весь станционный состав объединялся в три роты по 250 нижних чинов в каждой;
на основании параграфа 100 устанавливался подвижной состав в количестве 550 человек, объединенный в две роты, первую численностью 250 человек составляли машинисты и их помощники, кочегары, вторую 300 человек обер-кондукторы и кондукторы;
на основании параграфов 120, 121 для обеспечения бесперебойной работы телеграфа по всей дороге сформировывалась телеграфическая рота в составе 290 человек. [252]
Приложение 3. Положение о военных железнодорожных командах (в мирное время){342}
Высочайше утверждено 15 февраля 1870 года и объявлено по Военному министерству в приказе военного министра от 25 марта 1870 № 89
(извлечение)
Отделение 1. Цель учреждения, состав и формирование команд
1. Военные железнодорожные команды учреждаются в мирное время для приготовления способных нижних чинов к сформированию из них и пополнения ими в военное время военно-дорожных команд, в составе армии находящихся.
2. Нижние чины, собранные для обучения железнодорожному делу на одной какой-либо железной дороге, составляют военную железнодорожную команду. Не имея штата, команды содержатся по особым расписаниям, ежегодно составляемым, учрежденным при Главном штабе Комитетом по передвижению войск по железным дорогам и водой и утвержденным военным министром, причем общее число нижних чинов во всех железнодорожных командах не должно превышать 1000 человек ...
3. Нижние чины каждой железнодорожной команды числятся в составе сборных команд, состоящих при губернских батальонах, и подчиняются губернским военным начальникам на общем основании со всеми подчиненными им войсками, во всех отношениях, кроме наблюдения за обучением нижних чинов железнодорожному делу и железнодорожной службе, которое вполне возлагается на офицеров, заведующих передвижением войск по железным дорогам, по указаниям Главного штаба ...
5. Офицеры, заведующие передвижением войск по железным дорогам и наблюдающие за обучением нижних чинов железнодорожному делу, по исполнению этой обязанности в отношении наложения на нижних чинов дисциплинарных взысканий пользуются правами командира неотдельного батальона...
6. Военные железнодорожные команды формируются и ежегодно комплектуются строевыми и нестроевыми унтер-офицерами и рядовыми всех родов войск с таким расчетом, чтобы ¼ [253] часть людей были назначены в составе их из саперных батальонов, с прибавлением нескольких человек из гальванической роты.
7. Нижние чины, с поступлением в военные железнодорожные команды, исключаются из списков частей войск, от которых назначены и зачисляются по довольствию в сборные команды при губернских батальонах (ст. 3)...
9. Железнодорожные команды комплектуются раз в год в августе месяце, обыкновенная же убыль в командах пополняется в течение года по сношению губернских воинских начальников с Главным штабом. Общее число нижних чинов, подлежащих ежегодному переводу из войск в военные железнодорожные команды, определяется Комитетом по передвижению войск железными дорогами и водой. Причем сим же Комитетом составляется и расписание, в котором определяется: сколько именно на каждую из линий железных дорог должно быть назначено нижних чинов, а также каким специальностям железнодорожного дела желательно обучить нижних чинов...
12. Выбор людей в команды возлагается на командиров отдельных частей войск, под личную их ответственность.
13. В военные железнодорожные команды выбираются нижние чины, прослужившие не менее шести лет, здоровые, по возможности крепкого телосложения, способные, не состоящие в разряде штрафованных, благонадежного поведения, преимущественно знающие мастерства плотничное, кузнечное или слесарное, а из незнающих эти мастерства только грамотные, равно как служившие до поступления в рекруты на железных дорогах...
Отделение 2. Обучение нижних чинов команд
17. Нижние чины военных железнодорожных команд обучаются: а) мастерствам, составляющим специальность железнодорожного дела и б) исполнению всех обязанностей разного рода должностей, по всем отраслям железнодорожной службы.
18. Для обучения разным мастерствам и специальностям железнодорожного дела и железнодорожной службы нижние чины команд распределяются на каждой линии железных дорог ...
21. Нижние чины военных железнодорожных команд на все время обучения железнодорожной службе включаются в состав служащих на железных дорогах ... [254]
Отделение 3. Довольствие нижних чинов команд
25. Нижние чины военных железнодорожных команд получают от казны обмундирование, снаряжение и годовые вещи, по утвержденному описанию...
Заболевшие нижние чины доставляются на излечение в ближайшие лечебные заведения управлениями железных дорог, но лечение их принимается на счет казны...
28. Нижним чинам военных железнодорожных команд присваивается форма обмундирования по особому описанию. Во время исполнения обязанностей железнодорожной службы им дозволяется носить и не военную форму, но, во всяком случае, нижние чины должны непременно носить на одежде плечевые погоны по форме обмундирования, им присвоенной...
Отделение 4. Порядок увольнения нижних чинов команд и призыва их на службу
33. Нижние чины военных железнодорожных команд увольняются в бессрочный отпуск на общем основании...
35. Нижним чинам, уволенным в бессрочный и временный отпуска из военных железнодорожных команд, ведется особая отчетность в управлениях губернских военных начальников тех губерний, в которых проживают нижние чины, а также в Главном штабе...
37. В случае приведения войск на военное положение, нижние чины, приготовленные в военных железнодорожных командах для железнодорожной службы, как находящиеся в отпусках, так и состоящие на действительной службе в командах, собираются в назначенные для того пункты в определенном Главным штабом числе и распределяются им сообразно обстоятельствам, по различным армиям. По прибытии же к армиям нижние чины эти, по распоряжениям инженеров военных сообщений, поступают на сформирование военно-дорожных команд, согласно Положения о сих командах, приложенного к ст. 390 кн. IV Свода военных постановлений, изд. 1869 года. [255]
Приложение 4. Состав подразделений, сформированных из чинов военных железнодорожных команд в ходе сборов, проведенных в 1871 и 1872 годах
В ходе сборов в 1871 году из чинов военных железнодорожных команд были сформированы две железнодорожные роты следующего состава{343}:
1-я рота | 2-я рота | |
офицеров | 4 | 4 |
нижних чинов | 216 | 216 |
из числа нижних чинов: | ||
машинистов | 3 | 2 |
их помощников | 5 | 4 |
кочегаров | | 1 |
обер-кондукторов | 1 | 1 |
кондукторов | 28 | 27 |
составителей поездов | 3 | 4 |
их помощников | 2 | |
дорожных мастеров | 2 | 2 |
артельных старост | 3 | 3 |
ремонтных рабочих | 168 | 170 |
в том числе стрелочников | 31 | 25 |
телеграфистов | 1 | 1 |
поездных смазчиков | | 1 |
В ходе проведения сборов в 1872 году из числа военных железнодорожных команд были также сформированы две железнодорожные роты следующего состава{344}:
1-я рота | 2-я рота | |
офицеров | 4 | 4 |
нижних чинов | 294 | 220 |
из них: | ||
машинистов | | 1 |
их помощников | 5 | 4 |
кочегаров | 5 | 8 |
стрелочников | 8 | 1 |
кондукторов | 12 | 8 |
дорожных мастеров и артельных | ||
старост | 5 | 3 |
ремонтных рабочих | 241 | 193 |
телеграфистов | 5 | 2 |
составителей поездов, поездных | ||
смазчиков и пр. | 13 | [261] |
Приложение 10. Годовые оклады содержания офицеров в 1872–1909 годах (в рублях){345}
Годы | Начальник дивизии (генерал-лейтенант) | Командир полка (полковник) | Командир батальона (подполковник) | Ротный командир (капитан) | Младший офицер (подпоручик) |
1872 | 5256 | 3387 | 1131 | 666 | 390 |
1881 | 5256 | 3 711 | 1260 | 732 | 477 |
1899 | 6000 | 3 900 | 1740 | 1260 | 660 |
1909 | 6 000 | 3 900 | 2400 | 1740 | 840 |
Приложение 11. Годовое денежное довольствие офицеров (в рублях){346}
Звания и должности | Россия | Германия | Австро-Венгрия | Франция |
подпоручик | 677 | 895 | 915 | 936 |
поручик | 695 | 1071 | 1071 | 1044 |
штабс-капитан (командир роты) | 1305 | 1884 | 1397 | |
капитан, подполковник (командир батальона) | 1880 | 3318 | 2530 | 2635 |
полковник (командир полка) | 4511 | 4449 | 3526 | 4103 |
генерал-майор (начальник бригады) | 4717 | 5 669 | 4668 | 6326 |
генерал-лейтенант (начальник дивизии) | 6756 | 8838 | 6953 | 10615 |
полный генерал (командир корпуса) | 10595 | 14694 | 11934 | 11938 [262] |
Приложение 12. Время, требовавшееся для достижения генеральских чинов (в годах){347}
Качественные характеристики генералов | Полный генерал | Генерал-лейтенант | Генерал-майор |
Окончили Академию Генерального штаба (в %) | 69 | 58 | 48 |
Время достижения чина (нетитулованные особы): | |||
а) окончили Академию Генерального штаба | 27,9 | 26,5 | 20,4 |
б) не заканчивали Академию Генерального штаба | 32,3 | 28,7 | 21,0 |
Время достижения чина титулованными особами | от 24,8 до 30,0 | от 23,0 до 27,7 | от 15,4 до 20,0 |
Приложение 13. Таблица обеспеченности России железными дорогами к началу 1876 года по сравнению с Австро-Венгрией, Германией, Францией, Англией и США{348}
Страны | Территория (в тыс. кв. верст) | Население (в миллионах человек) | Протяженность железных дорог (верст) |
Россия (Европейская) | 4426 | 73,6 | 15506 |
Австро-Венгрия | 548 | 35,9 | 15190 |
Германия | 475 | 41,1 | 23690 |
Франция | 464 | 36,1 | 15890 |
Англия | 227 | 31,9 | 24670 |
США | 5681 | 41,2 | 100600 [263] |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что российская железнодорожная сеть значительно отставала от других стран. Особенно тревожно было то, что Австрия и Германия вместе обладали сетью дорог в 2,5 раза превышающей русскую.
Приложение 14. Рост железнодорожной сети России и США с 1830 по 1910 год (в верстах){349}
Годы | Россия | США |
1830 | 0 | 37 |
1840 | 25 | 4500 |
1850 | 467 | 15000 |
1860 | 1492 | 46000 |
1870 | 10307 | 85000 |
1880 | 21360 | 150000 |
1890 | 28741 | 300000 |
1900 | 49878 | |
1910 | 66411 | до 380000 |
Приложение 15. Протяженность построенных железных дорог по пятилеткам с 1860 по 1914 год{350}
1860–1864 | 2066 верст |
1865–1869 | 6667 верст |
1870–1874 | 7443 версты |
1875–1879 | 3436 верст |
1880–1884 | 3042 версты |
1885–1890 | 4311 верст [264] |
1891–1894 | 5839 верст |
1895–1899 | 14887 верст |
1900–1904 | 8222 версты |
1905–1909 | 6160 верст |
1910–1914 | 3466 верст |
Приложение 16. Сопоставление государственных и частных железных дорог по количеству вторых путей, товарных паровозов и товарных вагонов (1913 год){351}
Государственные железные дороги | Частные железные дороги | |
Процентное отношение вторых путей | 23,9 | 12,4 |
Число товарных паровозов на одну версту | 0,27 | 0,19 |
Число инвентарных товарных вагонов на одну версту | 7,31 | 6,23 |
Число товарных паровозов на 1 млн. пудо-верст | 5,62 | 4,53 |
Число товарных вагонов на 1 млн. пудо-верст | 149,1 | 147,4 [265] |
Приложение 17. Распределение частей Железнодорожных войск между фронтами к октябрю 1915 года{352}
Наименование железнодорожных частей | Северо-Западный фронт | Западный фронт | Юго-Западный фронт | Кавказский фронт |
Железнодорожные батальоны широкой колеи | 4 | 4 | 4 | 4 |
Железнодорожные батальоны узкой колеи паровой тяги | 1 | 2 | 1 | - |
Железнодорожные батальоны узкой колеи конной тяги | 3 | 3 | 1 | 1 |
Запасные железнодорожные батальоны | 1 | 1 | | |
Конно-эксплуатационные железнодорожные батальоны | 2 | 2 | 4 | 1 |
Приложение 18. Численность и распределение частей Железнодорожных войск между фронтами к осени 1917 года{353}
Части Железнодорожных войск | Северный фронт | Западный фронт | Юго-Западный фронт | Румынский фронт | Кавказский фронт | В тылу | Итого |
Управление бригад широкой колеи | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 12 |
Полки широкой колеи | | | | | 1 | 3 | 4 |
Батальоны широкой колеи | 7 | 6 | 13 | 8 | 8 | 6 | 48 [266] |
Отдельные роты широкой колеи | | | | 1 | | | 1 |
Парковые конные эксплуатационные бригады | 1 | 1 | 1 | | 1 | | 4 |
Конные эксплуатационные бригады | 4 | 4 | 4 | - | 4 | | 16 |
Паровые и конные узкоколейные парки | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 8 |
Тракторно-экскаваторные отделения | 1 | | t | | | | 2 |
Бронепоезда | 1 | 1 | 6 | | 4 | | 12 |
Военные заводы | 1 | | 1 | | | | 2 |
Запасные батальоны | 1 | 1 | 1 | 1 | | | 4 |
Приложение 19. Песни, сочиненные солдатами 2-го Закаспийского железнодорожного батальона при постройке Закаспийской военной железной дороги (1885–1888 годы){354}
Закаспийская военная железная дорога
2-й Закаспийский железнодорожный батальон
В белокаменной столице
Батальон составлен наш,
Знать, по царскому приказу
Мы собралися тотчас.
Припев:
Это правда, это правда,
Это правда все была.
Мы, как соколы, слетались
Из различных все частей,
Принести желая пользу
Специальностью своей.
Припев
Между нами есть такие,
Что куда ни поверни,
Могут сделать что угодно,
Только толком разъясни.
Припев
Кондукторы, кочегары,
Машинисты, слесаря,
Больше ж все мастеровые
Путевые мастера.
Припев
Батальонный командир наш
Не начальник, а отец:
Он по службе справедливый,
И собою молодец.
Припев
Он в Крутицы к нам приехал,
Про поход нам рассказал,
Что ЦАРЬ-БАТЮШКА дорогу
К Мерву строить приказал.
Припев
Мы в походе месяц были,
Но нам это нипочем:
Много горя мы хватили,
На работу ведь идем.
Припев [269]
Встретил нас в Кизыл-Арвате
Сам Строитель-Генерал,
Угощал нас чаем, водкой,
Слово ласково сказал:
Припев
«Постарайтеся, ребята,
Вы дорогу провести,
И получите за это
Много чести и хвалы!»
Припев
Всяк прочувствовал сердечно
Эти добрые слова,
И ответом батальона
Было дружное «Ура».
Припев
Нам погода не мешает
Подвигаемся вперед,
Чарка водки и спасибо
Дело-то быстрей пойдет.
Припев
Командир 4-й роты,
Он хороший человек,
Управляет всей работой,
С ним работать бы весь век.
Припев
Чрез пять месяцев укладки
К Ашхабаду мы пришли
И спасибо заслужили
Угощение нашли.
Припев
Для нас музыка играла,
Встреча славная была:
Артиллерия стреляла,
Все кричали нам: «Ура».
Припев
Ты, железная дорога,
Много стоишь нам труда,
Но за ЦАРСКОЕ спасибо,
Мы готовы хоть куда!
Припев