Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Книга 1.

На службе Российской империи: 1851–1917

Предисловие

Растущий интерес к истории Отечества — одна из ярких, внушающих оптимизм примет нашего времени. Разумеется, этот интерес не случаен. Он обусловлен потребностью общества в осмыслении своего прошлого, оценке опыта, накопленного предшествующими поколениями. В этой связи повышенное внимание привлекала и привлекает история Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов России и, в частности, такой их неотъемлемой части, как Железнодорожные войска.

Данная книга открывает серию публикаций, которые на основе богатого архивного материала, исследований специалистов, воспоминаний очевидцев и участников событий познакомят читателя с историей Железнодорожных войск России, их боевыми и трудовыми традициями, покажет роль и место войск в структуре Вооруженных сил Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации.

Поставив своей целью всестороннее описание процесса создания, развития и совершенствования Железнодорожных войск России, их участия в боевых действиях в условиях роста военного значения железнодорожного транспорта, автор не обошел вниманием и героические дела воинов-железнодорожников, ход формирования боевых и трудовых традиций войск, свершения людей, справедливо считавшихся гордостью и славой военных железнодорожных формирований.

В книге рассказывается о большом и сложном пути, пройденном Железнодорожными войсками России. Показывается, что начало ему было положено в августе 1851 года, когда сам «государь император» Николай I, в преддверии завершения строительства железнодорожной магистрали, соединившей два главных города державы — Санкт-Петербург и Москву, собственноручно утвердил «Положение об управлении С.-Петербурго-Московской железной дороги», согласно которому для ее охраны и эксплуатации должны были быть сформированы особые военно-рабочие подразделения.

Сегодня мы по праву считаем эти подразделения прообразом Железнодорожных войск России, а день, когда развернулась работа по их формированию, — 6 августа — Указом Президента [4] Российской Федерации объявлен Днем Железнодорожных войск. Этим актом восстанавливается историческая справедливость и преемственность поколений военных железнодорожников, отдается дань вкладу Железнодорожных войск в укрепление оборонного и экономического потенциалов страны, их заслуг перед Отечеством.

В книге показана тесная связь истории Железнодорожных войск России и российского железнодорожного транспорта. Продемонстрировано, что появление в середине XIX века возможности широко использовать железные дороги в военных целях превратило их в могучее средство укрепления обороноспособности государства. Само создание, содержание и обеспечение боевых действий многомиллионных армий становится невозможным без железнодорожного транспорта. Соответственно, необходимость эксплуатации и строительства железных дорог в боевых условиях приводит к возникновению Железнодорожных войск, а их состав и способность к выполнению задач по штатному предназначению начинают оказывать непосредственное влияние на степень готовности государства к защите от агрессии, на ход и исход вооруженной борьбы.

История Железнодорожных войск России хранит много ярких и героических страниц, свидетельствующих о беззаветной преданности личного состава Родине, верности воинскому долгу. Действительно, созданные впервые в мире в России Железнодорожные войска на протяжении своей полуторавековой истории являются непременными участниками всех войн и военных конфликтов, в которых принимала участие Российская империя.

Пройдя в процессе развития ряд этапов, Железнодорожные войска с честью справляются с исключительно сложными задачами, поставленными перед ними в ходе русско-турецкой (1877–1878 гг.) войны; удивляют весь мир сооружением в непроходимой, безводной пустыне 230-километровой железной дорога во время 2-й Ахалтекинской экспедиции; проявляют незаурядное мужество и высокую боеспособность при подавлении Ихэтуаньского восстания в Китае (1900–1901 гг.); покрывают себя неувядаемой славой, делая все возможное и, казалось, невозможное для обеспечения бесперебойного снабжения действующей армии, эвакуации раненых и особо ценных грузов в русско-японскую (1904–1905 гг.) войну. Наконец, участвуя во всех основных сражениях Первой мировой войны, восстанавливая выведенные из строя противником железные дороги и искусственные сооружения, обеспечивая движение поездов и переброску воинских частей, подачу войскам необходимых грузов, военные железнодорожники России вопреки [5] огромным трудностям справляются со значительным объемом работ, решают практически все задачи, поставленные перед ними командованием.

Будучи высокомобильными, хорошо организованными формированиями, имея определенный опыт железнодорожного строительства и удовлетворительный уровень специальной подготовки, Железнодорожные войска успешно действовали не только на полях сражений. Они широко привлекались для строительства железных дорог, особенно в тех случаях, когда нужно было осуществить его в очень короткие сроки и с минимальными затратами, а также тогда, когда привлечение вольнонаемных рабочих было затруднено либо в связи с крайне тяжелыми природно-климатическими условиями, либо в связи с постоянной угрозой нападения противника, как это было, например, в ходе строительства Закаспийской военной железной дороги.

Когда же рост военного значения железных дорог выдвинул строительство стратегических железнодорожных линий в качестве первоочередной задачи инженерного оборудования театров военных действий, в ее решении заметная роль также принадлежала Железнодорожным войскам. При их непосредственном участии строятся Орано-Олитская, Ковель-Владимир-Волынская и ряд других линий, содействующих сокращению сроков мобилизации, ускорению сосредоточения и развертывания русской армии.

Возводя железные дороги, готовя для народного хозяйства тысячи специалистов, Железнодорожные войска внесли свою лепту и в развитие фундамента обороны — экономики страны.

Ознакомление с упомянутыми проблемами позволяет не только извлечь уроки из истории Российского государства, его Вооруженных сил, но и в значительной степени воспользоваться бесценным наследием, оставленным военными железнодорожниками русской армии.

Сегодня это особенно важно, ибо работа по совершенствованию и развитию войск ведется непрерывно. В ее рамках принят Федеральный закон «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» и изменения к нему, создана Федеральная служба железнодорожных войск, Указами Президента Российской Федерации утверждены Положения «О Федеральной службе железнодорожных войск Российской Федерации» и «О Железнодорожных войсках Российской Федерации», подготовлен ряд других нормативных правовых актов. В них на основе опыта, накопленного за полуторавековую историю Железнодорожных войск, сформулированы и закреплены функции и полномочия войск, установлен их статус, определено основное предназначение и задачи. [6]

Гарантом реализации требований, предъявляемых сегодня к Железнодорожным войскам и закрепленных в документах, ныне составляющих правовую основу их деятельности, а также успеха всей работы, проводимой по реформированию и совершенствованию войск, являются богатые боевые и трудовые традиции военных железнодорожников русской армии, стремление нас — их преемников и наследников — всемерно крепить и умножать славу русского оружия, могущество и авторитет Отчизны.

Определенную роль в этом предстоит сыграть циклу публикаций, открываемых данной книгой.

Директор Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации генерал-полковник Г. И. КОГАТЬКО [7]

Дальше