Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Книга 4.

В период мирного строительства: 1945–1991

Предисловие

Бесценный боевой и трудовой опыт, полученный Железнодорожными войсками в годы Великой Отечественной войны, явился основой дальнейшего приумножения их героических традиций, источником трудовых подвигов воинов-железнодорожников в мирное время.

За годы войны немецко-фашистские захватчики нанесли железнодорожному транспорту огромный материальный ущерб. По подсчетам И. В. Ковалева{1358}, они вывели из строя 26 железных дорог, разрушили 65 тыс. км пути, взорвали 13 тыс. мостов, уничтожили 4100 станций, 317 паровозных депо, разрушили, повредили и увезли 15 800 паровозов и мотовозов, 428 тыс. вагонов{1359}.

Со второй половины 1945 г. на капитальное восстановление и реконструкцию железных дорог были сосредоточены основные силы Железнодорожных войск{1360}.

Новые задачи и стратегия их решения обусловили реорганизацию Железнодорожных войск. Менялась их структура, осуществлялась передислокация частей и подразделений в соответствии с новыми требованиями, уточнялась организационно-штатная структура, [4] назначались руководители восстанавливаемых железнодорожных направлений. Ими стали опытные генералы Герой Социалистического Труда П. А. Кабанов{1361}, И. С. Картенев, М. Л. Карнаухов{1362}, Н. А. Просвиров{1363}, А. П. Смирнов{1364}, Герой Социалистического Труда Н. В. Борисов{1365} и др. [5]

В соответствии с новыми задачами в Железнодорожных войсках были проведены коренные преобразования. Они охватили все области: организационную структуру войск, их техническое оснащение и материальное обеспечение, технологию производства работ, подготовку личного состава.

Железнодорожные войска в своем развитии за 1945–1991 гг. прошли три этапа.

Первый этап охватывает период от окончания Великой Отечественной войны до 1953 г. Он характеризуется активным участием личного состава войск в восстановлении и технической реконструкции железнодорожного транспорта в интересах, прежде всего, народного хозяйства; изучением, анализом, обобщением и внедрением в практику опыта, приобретенного командирами и политработниками в годы Великой Отечественной войны; вкладом воинов-железнодорожников в укрепление обороноспособности страны, повышение боевой готовности советских Вооруженных сил.

Второй этап послевоенного развития Железнодорожных войск охватывает 1953–1967 гг. В это время на основе революционных изменений в военном деле происходило дальнейшее укрепление Железнодорожных войск, усиление их подготовки к действиям по штатному предназначению, обеспечение комплекса мер, направленных на повышение боевой готовности войск в условиях появления новых средств массового поражения.

Третий этап начался в 1968 г. и продлился до 1991 г. В общем комплексе мер, направленных на укрепление экономической и оборонной мощи страны, он характеризовался значительным вкладом Железнодорожных войск в выполнение народно-хозяйственных планов по строительству новых железнодорожных линий и вторых путей, повышению пропускной способности и живучести железных дорог. Достаточно сказать, что в этот период личным составом Железнодорожных войск сооружался (от всего объема по Министерству транспортного строительства) каждый четвертый километр новых железных дорог, каждый третий километр вторых, а также подъездных путей к оборонным объектам, предприятиям промышленности и сельского хозяйства{1366}.

При активном участии командования войск были разработаны и утверждены основополагающие нормативные документы по восстановлению и строительству железнодорожных объектов в боевой обстановке, разработаны некоторые образцы новой восстановительной техники и конструкций. [6]

Опыт использования войск для восстановления, строительства и реконструкции железных дорог убедительно показал, что Железнодорожные войска в послевоенные годы настойчиво совершенствовали свою боевую и мобилизационную готовность и были способны к решению задач по техническому прикрытию, заграждению, восстановлению и эксплуатации железных дорог в военное время.

Показателями способности и готовности Железнодорожных войск к решению возложенных на них задач стали их успешные действия в ходе ликвидации последствий аварий и катастроф на железнодорожном транспорте, а также при восстановлении разрушенных железных дорог во время региональных военных конфликтов.

Золотой страницей в историю Железнодорожных войск вписаны героические дела военных железнодорожников на «стройке века» — Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Руководство страны высоко оценило труд военных железнодорожников. Более тысячи участников строительства были награждены орденами и медалями Союза ССР, а генералам и офицерам Г. И. Когатько{1367}, В. В. Куприянову, М. К. Макарцеву{1368}, С. Н. Пальчуку и А. А. Шанцеву присвоено высокое звание Героя Социалистического [7] Труда. Десятки тысяч военнослужащих, рабочих и служащих были награждены медалью «За строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

О вкладе Железнодорожных войск в развитие экономики и транспортной системы страны, укрепление оборонного потенциала государства в 1945–1991 гг. свидетельствуют такие данные: за этот период войсками построено около 40 тыс. км железнодорожных линий, более 10 тысяч км — вторых путей, свыше 16 тыс. мостов и труб{1369}.

Таким образом, богатейший опыт, накопленный Железнодорожными войсками в годы Великой Отечественной войны, в полной мере использовался в послевоенные годы.

Представляемая читателю книга посвящена свершениям Железнодорожных войск и трудовому подвигу воинов-железнодорожников в этот период. Однако как ни старался авторский коллектив воздать должное всем воинам-железнодорожникам, участникам описываемых событий, всем тем, чьими руками создавались традиции и слава Железнодорожных войск, ограниченность объема книги не позволила сделать это.

Поэтому каждый ветеран войск, берущий в руки эту книгу, должен знать, что она в том числе и о нем, о его военной молодости и самоотверженном труде на благо Отчизны, что она посвящена и его вкладу в славные свершения Железнодорожных войск, что новое поколение военных железнодорожников помнит и чтит трудовой подвиг своих предшественников, знает их славные имена.

Дальше