Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава седьмая.

Подготовка командных и инженерно-технических кадров для Железнодорожных войск в условиях развития и совершенствования системы профессионального образования (1945–1991 гг.)

Победа советского народа в Великой Отечественной войне значительно упрочила международное и внутренне положение СССР Она показала, что одним из главных слагаемых боевой мощи Вооруженных сил, успешного решения поставленных перед ними задач является сплав качественного оснащения войск оружием и боевой техникой, высокого уровня морально-психологического состояния личного состава и уровня его военной подготовки. Из трех главных слагаемых боевой мощи два непосредственно относятся к человеку, его обученности, морально-политической, психологической и физической подготовке.

«Нам нужно иметь такой командный состав, — писал М. В. Фрунзе, — который не растерялся бы ни при какой обстановке, который мог бы ...принять соответствующее решение, неся ответственность за все его последствия, и твердо провести его в жизнь»{1474}.

Обеспечение эффективной деятельности военных кадров стало основной заботой командования, Военного совета Железнодорожных войск в послевоенные годы (приложение 17). [265]

7.1. Становление и развитие системы военно-профессионального образования в Железнодорожных войсках

Основными направлениями послевоенного периода развития образования в стране стали восстановление сети и дальнейшее развитие системы народного просвещения, средней специальной и высшей школы.

В рамках общих тенденций развития образовательной системы в стране развивалась подготовка кадров для Вооруженных сил СССР и Железнодорожных войск.

Общий уровень образовательной подготовки командного и инженерного состава Железнодорожных войск в первые послевоенные годы характеризуется следующими данными: на 1 января 1946 г. только 38% генералов и офицеров имели высшее военное и специальное образование, 49% — среднее образование, а 13% окончили различные ускоренные курсы и не имели среднего образования{1475}. Невысоким был уровень общеобразовательной подготовки и у офицеров политработников. Высшее образование имел 41% политработников, среднее — 48%, неполное среднее и начальное образование — 11%{1476}.

Государство систематически обращало пристальное внимание на развитие системы образования в стране, в том числе высшей школы и подготовки военных специалистов. Высшими органами политического управления и государственной власти страны неоднократно принимались решения по развитию и совершенствованию высшего образования в стране и Вооруженных силах{1477}. В [266] феврале 1955 г. вопрос о подготовке военных кадров обсуждался на совещании руководящего состава Вооруженных Сил.

Совещание отметило, что в условиях быстрого развития военной техники возрастает роль всесторонне подготовленных офицеров, способных умело решать сложные задачи вооруженной борьбы с сильным, технически оснащенным противником. Дав высокую оценку кадрам Вооруженных Сил, совещание вместе с тем обратило внимание на необходимость систематического повышения их знаний на базе глубокого изучения военной техники и передовой военной теории. Подобные совещания стали систематически проводиться в Вооруженных Силах СССР. На них приглашались начальники ведущих кафедр военных училищ и академий, определялись основные направления совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях, повышения качества подготовки офицерских кадров.

Командование, Военный совет железнодорожных войск вели большую политическую и организаторскую работу по подготовке военных кадров, развитию и совершенствованию системы профессиональной подготовки личного состава войск. В этот период была заложена основа современной многоуровневой системы подготовки военных кадров войск (приложение 18).

Динамику изменений образовательного уровня офицерского состава железнодорожных войск и их структуры в 1945–1991 гг. можно проследить по диаграммам (приложения 19, 20).

Эти годы были периодом решения многих весьма сложных и важных задач строительства в Железнодорожных войсках, формирования современной системы подготовки преданных Родине, высококвалифицированных военных кадров. К 1991 г. 90,8% офицеров Железнодорожных войск имели высшее военное или специальное образование{1478}.

Неуклонно рос удельный вес инженерно-технического состава. Командир — инженер становится центральной фигурой в Железнодорожных войсках Советской армии. Значительно укрепились основные звенья руководящих кадров войск.

В соответствии с новыми задачами, поставленными перед Железнодорожными войсками в послевоенный период, была изменена и усовершенствована система подготовки офицерских кадров для Железнодорожных войск и службы военных сообщений. В июне 1945 г. Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе возвратилось из Ярославля в Ленинград.

На основании совместного специального приказа народного комиссара обороны и народного комиссара путей сообщения № 85/1142 ц от 14.12.1945 г. с 1 января 1946 г. в базовом военно-учебном [267] заведении, готовившем кадры офицеров для Железнодорожных войск — Ленинградском училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе, устанавливался трехгодичный срок обучения, вводились новые учебные планы и программы обучения.

В соответствии с Планом организационной перестройки и дальнейшего укрепления Вооруженных Сил, разработанным и принятым в стране в 1946 г., улучшены условия комплектования военно-учебных заведений научно-педагогическими кадрами. Установлены единые требования к размещению и содержанию курсантов.

При военных академиях, в том числе при Военно-транспортной академии, образованы курсы повышения квалификации преподавателей.

Последний, 9-й набор военного времени в конце декабря 1945 г. был упразднен и стал первым набором мирного времени с 3-годичным сроком подготовки. К началу первого послевоенного учебного года в Ленинграде восстанавливалась и расширялась учебно-материальная база? создавались нормальные условия жизни и быта курсантов, офицеров и членов их семей.

Первый учебный год мирного времени был характерен и тем, что произошли большие качественные изменения в личном составе. В соответствии с совместным приказом министра путей сообщения и заместителя министра Вооруженных Сил СССР от 16 мая 1946 г. училище с 1 июня 1946 г. переводится на новый штат. В его составе определено три учебных батальона. Училище, как и в прежние годы, возглавлял генерал-майор технических войск Г. П. Гапоненко (1942–1949 гг.).

Пополнился и обновился преподавательский коллектив. В училище пришли опытные, профессионально подготовленные офицеры из частей Железнодорожных войск и органов военных сообщений, получившие большой опыт восстановления железных дорог и организации военных перевозок во фронтовых условиях. Многие из них ранее работали преподавателями. Среди них Б. С. Завриев, В. М. Дукальский, А. Н. Евсеночкин, А. В. Кашатский, Д. Л. Консон, В. К. Ляховский, С. Н. Николаев, И. Ф. Синельников, В. П. Степанов, Н. Ф. Сурко, Р. И. Чичасов и др. Сочетание фронтового опыта молодых преподавателей с педагогическим опытом старших коллег благотворно сказывалось на улучшении всего процесса обучения и воспитания личного состава.

Изменился в послевоенные годы и курсантский состав. Он состоял в основном из солдат и сержантов, прибывших из Железнодорожных и других родов войск. Многие из них прошли суровую школу Великой Отечественной войны, имели опыт ведения восстановительных работ на железных дорогах в боевой обстановке. Среди курсантов были Герои Советского Союза С. А. Красин, [268] И. Ф. Корольков. 88% курсантов имели государственные награды, многие были удостоены Почетных знаков народного комиссара путей сообщения Союза ССР{1479}.

В первые послевоенные годы, училище организационно состояло из Управления училища, в которое входило командование, политический и учебный отделы, отделы материально-технического обеспечения, строевой и кадров; 10 циклов; 1-го и 2-го батальонов курсантов; курсов младших лейтенантов и курсов усовершенствования офицерского состава.

В напряженных учебных и трудовых буднях прошло три года обучения.

10 сентября 1948 г. в помещении Ленинградской государственной консерватории в торжественной обстановке было проведено собрание личного состава, посвященное первому послевоенному выпуску. Железнодорожные войска и служба военных сообщений получили достойное пополнение офицерского корпуса — 351 молодого лейтенанта со средним специальным и военным образованием. Это были офицеры, имевшие в большинстве своем фронтовой опыт.

К началу 1949/50 учебного года батальоны курсантов, сформированные по смешанному принципу, в соответствии с директивой начальника Железнодорожных войск от 12 июля 1949 г. переформировываются по специальностям: 1-й батальон — путевой, 2-й — мостовой, 3-й — военных сообщений, связи и СЦБ.

С 15 апреля 1950 г. в училище начинают действовать годичные курсы по подготовке лейтенантов из числа сержантов сверхсрочной и срочной службы, имеющих боевой опыт, численностью 30 человек.

Для офицеров, не имеющих военного образования за нормальный курс военного училища, директивой заместителя министра Вооруженных Сил СССР от 28.04 1949 г., вводится экстернат для сдачи экзаменов за полный курс военного училища.

Штатная численность училища в это время составила 1401 военнослужащий, в том числе 900 курсантов и 150 слушателей КУОС, 10 воспитанников и 207 рабочих и служащих.

На славных боевых и трудовых традициях фронтовиков, образцовой службе офицеров первого послевоенного выпуска воспитывалось не одно поколение молодых курсантов.

Развитие Железнодорожных войск и службы военных сообщений, усложнение задач, решаемых войсками, и увеличение их численности в 50-е гг., требовали существенного увеличения выпуска [269] офицеров. В соответствии с постановлением Правительства Союза ССР и приказом военного министра СССР изменялась система подготовки офицерских кадров для войск.

В 1951 г. создается новое Ярославское военно-железнодорожное училище. В составе училища было два учебных батальона: 1-й готовил офицеров по специальностям — путевой, мостовой; 2-й — механиков и гражданское строительство. Все курсанты обучались в 6 ротах, сформированных по принципу рота — курс. Срок обучения был установлен 3 года.

Начальником училища был назначен генерал-майор технических войск В. С. Миридонов (1951–1954 гг.), в последующем его сменил генерал-майор технических войск А. И. Наталевич (1954–1956 гг.), его заместителями стали полковники А. М. Новиков, Я. М. Майоров, а затем подполковник А. П. Мовчан, начальником учебного отдела полковник А. Н. Евсеночкин, а затем полковник Берзин, командирами батальонов подполковники Попченко и Радюков.

В 1951 г. был проведен первый набор курсантов училища из числа гражданской молодежи. На второй курс были переведены два взвода курсантов из расформированного в этом же году Ярославского военно-политического училища.

Кроме обучения непосредственно в стенах училища, курсанты систематически выезжали на учебно-практические занятия в части войск, где приобретали опыт работы по строительству железных дорог и практику командования подразделениями. Училище сделало четыре выпуска и подготовило несколько сотен офицеров. Среди выпускников училища генерал-лейтенант Н. А. Хомяков, генерал-майоры Ю. М. Бобрышев, Ю. М. Юдин, полковники А. С. Андреев, А. В. Губин, Н. П. Затолокин, Ю. И. Кривцов, В. Н. Лезинов, Г. А. Савин, В. Т. Саханин, подполковники В. К. Бережной, Д. А. Мошкин и др.

В 1955–1960 гг. было трижды проведено значительное сокращение численности советских Вооруженных сил. В Железнодорожных войсках подлежали расформированию 5, 6, 7 и 9-й железнодорожные корпуса, а также КУОС при училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе и Ярославское военно-железнодорожное училище. Его расформирование произошло в 1956 г.

Большинство курсантов и офицеров-выпускников были уволены в запас, некоторые первокурсники переведены для дальнейшего обучения в Ленинградское училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Среди них будущие генералы Б. В. Коряков, В. В. Яробков, полковники В. М. Юлинов, А. И. Ершов, О. А. Шмыгун и другие, многое сделавшие для совершенствования системы подготовки офицерских кадров для Железнодорожных войск и службы военных сообщений. [270]

Сокращения коснулись и Ленинградского училища военных сообщений. Еще в 1954 г. оно из 3-батальонного состава переформировывается в 2-батальонный с обучением курсантов в 6 ротах, сформированных по специальностям подготовки. С сентября 1956 г. численность училища была определена в 910 военнослужащих, в том числе 600 курсантов и 191 рабочий и служащий.

Школой проверки теоретических знаний будущих офицеров обоих училищ являлись войсковая стажировка и производственная практика в Железнодорожных войсках и органах военных сообщений, на предприятиях железнодорожного транспорта, военных комендатурах и транспортных стройках страны. Курсанты вместе со своими командирами и преподавателями участвуют в возрождении железных дорог Донбасса, строительстве Западно-Карельской и Трансмонгольской железнодорожных магистралей, линий Морозовская — Цимлянская, Усть-Каменогорск — Зыряновск, Ивдель — Обь, Кизел — Пермь, Абакан — Тайшет, БАМ, в освоении целинных и залежных земель.

Развитие автодорожного строительства в стране и привлечение к сооружению автомобильных дорог военнослужащих потребовали введения в училище новой специальности по подготовке офицеров по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и мостов. С 1962 г. в штат училища включается рота курсантов автодорожной специальности численностью 60 человек. Для их специальной подготовки в марте 1965 г. создается «Цикл строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов»{1480}, который возглавил опытный автодорожник полковник И. Л. Богорад. Подготовка автодорожников в училище была прекращена только после создания специализированного училища, ныне университета, в г. Балашиха Московской области.

В 1967 г. вновь происходит реорганизация учебных подразделений училища. Оно становится 3-батальонного состава. В 1-м батальоне проходят подготовку 2 роты путейцев и 1 рота механиков, во 2-м — 3 роты мостовиков, в 3-м — 2 роты ВОСО и 1 рота дорожников{1481}.

Больших успехов удается добиться личному составу училища в развитии спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, организации физической подготовки офицеров и курсантов. Абсолютное большинство выпускников училища имели спортивные разряды по различным видам спорта, многие добивались звания кандидата и мастера спорта СССР. Это укрепляло их здоровье, помогало легче переносить тяготы военной службы, повышало авторитет в воинских коллективах, где предстояло им служить. В [271] различные годы в училище были подготовлены чемпионы мира, Европы, СССР, России, Вооруженных сил, призеры этих соревнований В. А. Кюлленен, В. Л. Суматохин, А. В. Петров, В. Л. Расковалов, М. Я. Рушанский, В. М. Деланян, В. В. Зинченко, В. Я. Рушанский, И. Е. Нестеров, С. Л. Суматохин. Они создавали и гордо несли спортивную славу училища, их примеру следовали новые поколения спортсменов.

Напряженную учебу личный состав училища умело сочетал с организацией культурного досуга, посещением музеев и театров Ленинграда, участием в кружках и студиях самодеятельного творчества, военно-шефской работе.

27 июня 1969 г. на основании Постановления Совета министров СССР и приказа Министра обороны СССР Ленинградское училище военных сообщений переводится в разряд высших военно-учебных заведений. Оно стало именоваться Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе.

В различные годы средние военно-политические училища и курсы политсостава окончили офицеры-политработники Железнодорожных войск полковники Ф. П. Бондаренко, Б. И. Ионку, А. М. Кормушкин, А. В. Радчук, Н. П. Штучка, М. Н. Савельев и многие другие.

Кроме того, подготовка офицеров со средним военным образованием, в том числе и политработников для Железнодорожных войск, продолжалась на 9 ЦОК ЖДВ, курсах офицеров при учебных полках из числа солдат и сержантов, имеющих среднее специальное и высшее образование; путем сдачи экзаменов экстерном при военных училищах, а также обучения на военном цикле по подготовке офицеров в Уфимском техникуме железнодорожного транспорта.

Это был значительный и ко многому обязывающий акт. Начался новый этап в развитии системы подготовки кадров для Железнодорожных войск.

Переход к подготовке офицерских кадров с высшим военно-специальным образованием потребовал решения многих организационных вопросов, перестройки системы обучения и воспитания. Необходимо было составить научно обоснованные учебные планы и программы, обеспечить логическую последовательность в изучении дисциплин, определить и обосновать соотношение между теоретической и практической подготовкой курсантов, разработать тематические планы и другую учебно-методическую документацию. Выполнение этих задач осложнялось многопрофильностью подготовки будущих офицеров. Однако коллективу училища [272] в течение 1969/70 учебного года удалось успешно решить эти проблемы.

В становлении училища как высшего военно-учебного заведения — большая заслуга руководства Центральных управлений Железнодорожных войск и органов военных сообщений, командования училища во главе с его начальником генерал-майором П. М. Байдаковым.

Хорошими помощниками начальнику училища в этот важный этап становления училища были полковники Н. А. Неронов, А. Ф. Столяров, А. Г. Дьячкин, О. В. Шенгелия, В. А. Пикановский, В. В. Буфетнов, В. С. Бобиков, В. Р. Новиков, Н. А. Торгашев и другие офицеры, рабочие и служащие училища.

Одной из первых и весьма актуальных проблем, вставших перед коллективом училища, стал процесс создания более совершенной организационно-штатной его структуры. Структурная схема училища 1970 г. представлена в приложении 23. В кратчайшие сроки были созданы военные, общенаучные и специальные кафедры, приобреталось и устанавливалось оборудование, необходимое для обучения по программам высшей школы.

Кафедры возглавляли такие опытные педагоги-ученые, как доктор технических наук, профессор А. Г. Рябинин, кандидаты наук Б. Н. Громов, Г. Н. Гаврилов, И. М. Тюканов, Ф. Я. Чистяков, опытные военные инженеры и педагоги полковники Л. Ф. Алимов, А. П. Савко, А. С. Приемченко, П. А. Павлов, И. И. Шишмарев, И. Г. Володин, М. А. Гудов, В. Н. Новожилов, И. И. Самородов. Командирами учебных батальонов и рот назначены лучшие офицеры училища — полковники В. С. Бобиков, В. Р. Новиков, подполковники Н. А. Торгашев, Б. Ф. Зеленков, В. П. Губанов, А. А. Бурдовицин и др.

В 1970 г. на основании приказа начальника Железнодорожных войск был создан Ученый совет училища. На первых же заседаниях совета были рассмотрены важнейшие вопросы жизни и деятельности училища, от решения которых во многом зависел успех становления вуза.

Преобразование училища в высшее, переход к обучению по новым программам потребовали большой работы по совершенствованию учебно-материальной базы, созданию новых полигонов, аудиторий, лабораторий и кабинетов, оснащению их современными машинами и механизмами, приборами, стендами и лабораторным оборудованием.

Совершенствование учебно-материальной базы велось быстро и эффективно. На кафедрах изготавливались и устанавливались действующие макеты и тренажеры, внедрялись новейшие технические средства обучения и контроля. В начале 70-х гг. в учебный [273] процесс активно внедряются новейшие для того времени электронно-вычислительные машины и учебное телевидение. Это позволило широко использовать научные достижения в учебном процессе, улучшить его организацию, создать условия для постоянного повышения квалификации преподавателей, вооружать курсантов современными общенаучными и профессиональными знаниями. Одновременно с созданием учебной базы в расположении училища продолжалось капитальное переустройство учебного центра под Лугой. Была закончена реконструкция кольцевой железной дороги и устройство автоблокировки на ней, построено 8 учебных классов, крытый спортивный зал, 2 полосы препятствий, открытый спортивный городок, техническое и диспетчерские здания, совершенствовались учебные полигоны тактики, механизации, инженерной геодезии, мостовой и путевой специальностей и др. Началось строительство крытого бассейна, локомотивного депо и других объектов.

Создание благоприятной обстановки для плодотворной учебы курсантов в условиях, приближенных к боевым, дало возможность улучшить их практическую подготовку и полевую выучку.

Одновременно шло обучение курсантов по программе среднего училища. В 1973 г. был произведен последний выпуск офицеров со средним образованием. Железнодорожные войска и Служба военных сообщений получили 408 молодых офицеров, из них 69,2% окончили училище с отличием, отличными и хорошими оценками.

В целеустремленной и кропотливой работе командования, профессорско-преподавательского состава, повседневных заботах курсантов, рабочих и служащих незаметно пролетели первые годы становления вуза. 26 июня 1974 г. в Ленинграде на плацу № 1 училища состоялся торжественный выпуск. Впервые в истории училища его выпускникам вручили дипломы о высшем военно-специальном образовании и нагрудные знаки об окончании высшего военно-учебного заведения. Среди тех, кто с золотой медалью окончил училище, Ленинский стипендиат, мастер спорта СССР лейтенант А. Г. Винтовкин, лейтенанты Д. В. Кочетов и В. И. Перфильев.

В сентябре 1975 г. училище переводится на новую организационно-штатную структуру. Оно стало именоваться Ленинградским высшим ордена Ленина Краснознаменным училищем железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Вместо батальонов были сформированы инженерный и три командных факультета, создано отделение заочного обучения офицерского состава, специальное отделение для подготовки иностранных военнослужащих. Срок обучения на командных факультетах устанавливается 4 года, на инженерном факультете — 5 лет. [274]

Переход к факультетской системе позволил сделать структуру управления жизнью и деятельностью личного состава более четкой и оперативной, улучшилась организация и планирование учебного процесса, повысилось качество подготовки курсантов, ответственность руководителей основных учебно-научных подразделений за их обучение и воспитание. Структура училища 1976 г. представлена в приложении 24.

Значительную роль в подготовке высокопрофессиональных офицеров для войск сыграло создание в 1975 г. отделения очного и заочного обучения офицеров, общей численностью 190 человек, а также специального отделения для подготовки иностранных военнослужащих по программе высшего училища. Офицеры-слушатели, имеющие среднее военно-специальное образование, стали с 1975 г. обучаться при инженерном факультете. Срок обучения для них был определен 4 года. Начальником курса офицеров Железнодорожных войск был назначен подполковник Г. А. Агарков, военных сообщений — подполковник В. Т. Зайцев. Отделение заочного обучения приняло слушателей в 1976 г. Его возглавил полковник В. А. Агеев. Срок обучения на заочном отделении составлял 5 лет.

К 1975 г. среди офицеров Железнодорожных войск 51,5% имели высшее военное или военно-специальное образование, 48% — среднее военное и специальное и лишь 0,5% — незаконченное среднее образование{1482}. Формирование стройной системы подготовки офицерских кадров позволило значительно повысить их образовательный и профессиональный уровень, обеспечить уверенное управление подразделениями и частями, решение сложных инженерных задач, поставленных государственным руководством перед Железнодорожными войсками.

Заочное отделение прекратило набор для подготовки офицеров в 1983 г. Это был знаменательный факт в жизни и развитии системы подготовки кадров для Железнодорожных войск. В начале 80-х гг. как в Железнодорожных войсках, так и в органах военных сообщений почти весь офицерский состав имел высшее образование. Среди тех, кто, будучи офицером, проходил обучение в училище и получил высшее образование, генерал-полковник Н. Н. Гуров, генерал-лейтенанты В. А. Бурый, А. Е. Савушкин, С. Н. Соловьев, полковники Г. И. Калачев, П. А. Стребков, В. С. Сонин, В. И. Стаганович и многие другие. В последующие годы, занимая различные руководящие должности в общей системе подготовки кадров для Железнодорожных войск и службы военных сообщений, они внесли значительный вклад в их совершенствование и развитие. [275]

Училище сыграло заметную роль в подготовке офицеров для других государств. В его стенах обучались военнослужащие Югославии, Монголии, Румынии, Вьетнама, Венгрии, Болгарии, Германской Демократической Республики, Кубы, Сирии, Мадагаскара, Кампучии и Афганистана. Сотни иностранных специалистов, подготовленных в училище, по возвращении на родину вливались в ряды своих вооруженных сил, пользовались непререкаемым авторитетом и у подчиненных, и у руководства.

Спецотделение училища функционировало до 1992 г. Заслуги коллектива училища в подготовке иностранных военнослужащих отмечены боевым орденом Германской Демократической Республики «За заслуги перед народом и Отечеством».

В конце 70-х — начале 80-х гг. согласно перспективному плану, разработанному в училище под руководством его начальника генерал-майора М. А. Кузнецова, одобренному Военным советом войск и руководством Министерства обороны СССР и утвержденному Председателем Совета министров СССР А. Н. Косыгиным, в городе Петродворце начинается строительство новой учебно-материальной базы.

В короткие сроки были построены новые казармы, курсантская столовая на 2500 мест, продовольственный склад с овощехранилищем, автопарк колесных машин, капитально реконструированы спортивный комплекс, клуб, строевой плац, реконструированы другие здания под учебные корпуса как в Петродворце, так и в Ленинграде. В учебный процесс активно внедряется учебное телевидение, другие технические средства обучения.

В середине и конце 80-х гг. в училище вновь происходят серьезные оргштатные изменения. Создается новый факультет по подготовке специалистов для РВСН. Вводится кафедра эксплуатации подвижного состава. Согласно директиве Генерального штаба от 18.02.1986 г. кафедры выводятся из состава факультетов, вводится должность заместителя начальника училища по вооружению — начальника отдела вооружения и техники. Летом 1988 г. расформировываются факультеты и в соответствии с ДГШ от 11.07.1988 г. вводятся в штат 7 учебных батальонов: 1-й — путевой, 2-й — мостовой, 3-й — механизации, 4-й — инженерный, 5-й и 6-й — военных сообщений, 7-й — эксплуатации подвижного состава.

Однако жизнь продиктовала необходимость дополнительной подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для Железнодорожных войск. В штат училища директивой Генерального штаба от 11.07.1989 г. вводится инженерный факультет на 200 курсантов со сроком обучения 2 года. С января 1990 г. его штатная численность доводится до 400 человек. Начальником факультета был назначен полковник Ю. Н. Романов, его заместителями полковники А. П. Иванов и Ю. Т. Дзядзин. На факультете [276] осуществлялась подготовка офицеров из числа студентов транспортных вузов, окончивших 3–4 курса института по специальности, родственной подготовке специалистов для Железнодорожных войск в училище. За короткий период его окончили около 100 слушателей.

В связи с реформированием училища в Военно-транспортный институт железнодорожных войск и военных сообщений факультет был расформирован, а слушатели продолжили обучение по специальностям на других, вновь образованных факультетах. В этот сложный период в 1988 г. начальником училища был назначен Герой Социалистического Труда генерал-майор Григорий Иосифович Когатько (ныне генерал-полковник, директор Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации — командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации), его заместителем — Герой Социалистического Труда полковник С. Н. Пальчук. Тысячи выпускников благодарны этим людям за хорошую командирскую науку, за добрые советы и напутствия.

Большой вклад в обучение и воспитание офицерских кадров с высшим военным и военно-специальным образованием, разработку учебных планов и программ, их содержание, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, становление и развитие системы военно-профессионального образования в Железнодорожных войсках и органах военных сообщений в послевоенные годы внесли ученые и военные педагоги войск доктора наук, профессора В. А. Ариничев, А. Г. Балакин, О. А. Бардышев, К. П. Востоков, Г. Н. Гаврилов, Н. Г. Гаркави, В. П. Гладких, А. И. Горянов, Н. Г. Домбровский, С. В. Завадский, Р. А. Иванов, А. В. Индейкин, А. А. Калерт, И. И. Кандауров, Ю. Б. Калугин, А. В. Каракулев, Р. А. Костин, К. М. Лебедев, А. В. Матвеев, Н. П. Опацкий, Ю. К. Полосин, В. А. Родионова, Н. Н. Романов, А. Г. Рябинин, Е. Б. Сизов, Н. В. Старостенков, Ю. А. Степанов, В. И. Телов, А. С. Тотосов, В. В. Шашкин, В. В. Яробков, кандидаты наук, профессора А. И. Богатырев, Б. М. Григорьев, Ф. Ф. Гусаров, В. А. Головачев, К. А. Ермоленко, А. И. Королев, А. Е. Лопухов, В. В. Новожилов, В. Г. Омельченко и другие ученые и педагоги в различные годы преподававшие в военно-учебных заведениях Железнодорожных войск.

В 90-е гг. XX века училище и вся система подготовки офицерских кадров для Железнодорожных войск вступили в новый, более качественный этап своего развития. Началось реформирование системы образования в стране и Вооруженных силах. В этот ответственный период училище возглавил (1990 г.) полковник В. Г. Омельченко. Благодаря его энергии, организаторским способностям и поддержке руководства Железнодорожных войск [277] в училище успешно проводятся дальнейшие преобразования в содержании военно-образовательного процесса.

На новом этапе развития системы военного образования Железнодорожных войск, с 1970 по 1993 г., в училище было подготовлено 11200 офицеров с высшим военно-специальным образованием. 86 человек окончили училище с золотой медалью и занесены на Доску почета. Кроме того, 155 офицеров и курсантов иностранных армий получили высшее образование, более 200 — прошли переподготовку и стали квалифицированными специалистами в области транспортного обеспечения действий войск{1483}. Качественная характеристика выпускников Ленинградского высшего училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе с 1948 по 1961 г. — по разрядам, а с 1962 г. — выпущенных с дипломом с отличием (в процентном отношении), представлена в приложении 25.

Командование и Военный совет Железнодорожных войск много внимания уделяли подготовке кадров политсостава. Офицеры-политработники составляли значительную часть офицерского корпуса Железнодорожных войск. Они обучались в различных военно-политических училищах Вооруженных Сил страны, а также на курсах политсостава при училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Кадры офицеров-политработников с высшим военно-политическим образованием готовились в Военно-политической академии имени В. И. Ленина, а также в Высших партийных школах.

Только с 1971 по 1984 г. на укомплектование кадров политсостава войск было получено более 1000 выпускников высших военно-политических училищ и ВПА имени В. И. Ленина. На 1 января 1985 г. офицеры-политработники с высшим образованием составляли 79% от их общего числа, в том числе 2,8% имели академическую подготовку, 40,6% окончили высшие военные училища, 35,6% окончили гражданские вузы. Офицеры-политработники в возрасте до 40 лет составляли 86%{1484}.

С целью усовершенствования и переподготовки офицеров кадра батальонов Железнодорожных войск, созданных в войсках в связи с их значительным сокращением, а также офицеров службы военных сообщений и обучения офицеров запаса сборовым порядком было принято решение о создании офицерских Курсов железнодорожных войск. [278]

В соответствии с приказом начальника Железнодорожных войск от 9 января 1957 г. и на основании директивы Главного штаба Сухопутных войск в январе 1957 г. началось формирование Курсов усовершенствования офицерского состава ЖДВ. Оно проходило на базе 216-го отдельного учебного батальона, преобразованного с 15 января 1957 г. в 30-й отдельный железнодорожный полк, и КУОС Ленинградского училища военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Срок окончания формирования Курсов был жестким — к 1 февраля 1957 г. Местом постоянной дислокации был установлен 7-й военный городок в г. Петродворце Ленинградской области. Структура Курсов приведена в приложениях 21 и 22.

Формирование Курсов было возложено на заместителя начальника Ленинградского ордена Ленина Краснознаменного училища военных сообщений имени М. В. Фрунзе полковника Л. Н. Терпугова. Его ближайшими помощниками в формировании коллектива Курсов стали опытные офицеры-педагоги, высококвалифицированные специалисты, прибывшие на их укомплектование из училища ВОСО, расформированного Ярославского училища, частей Железнодорожных войск и органов военных сообщений. Среди них заместитель начальника курсов — начальник учебного отдела инженер-полковник А. К. Погребной, подполковник А. З. Тюленев — заместитель начальника Курсов по политической части, подполковник А. Г. Жироухов — помощник начальника Курсов по технической части — начальник технической части, подполковник интендантской службы Ф. М. Баканов — помощник начальника Курсов по материальному обеспечению — начальник хозяйственной части, подполковник И. М. Никитин — начальник отделения кадров и строевого.

Начальниками циклов были назначены подполковники Ф. С. Бабошкин, А. В. Виноградов, П. Г. Мемнонов, Ф. И. Музыченко, А. К. Суслов. Преподавателями стали полковники С. М. Замашной, В. Е. Кузьмин, И. П. Семенов, И. Е. Чернобай, инженер-подполковники А. М. Екман, К. П. Прозоровский, подполковники В. С. Гаришвили, А. М. Балоян, Д. Б. Гущин, А. И. Иешин, М. Е. Чугин, майоры А. Ф. Жирнов, И. Я. Пестерев и многие другие. Это были офицеры, имеющие многолетний стаж службы в войсках и педагогической работы в военно-учебных заведениях. Все они прошли суровые испытания на фронтах Великой Отечественной войны, восстановления и развития сети железных дорог страны и были награждены за отличия боевыми орденами и медалями.

Учебные занятия на курсах начались, как и планировалось, 1 февраля 1957 г. За прошедшие годы многое изменилось на курсах. Они значительно улучшали свою учебно-материальную базу, [279] усовершенствовали учебный процесс и подготовку офицерских кадров. 1 ноября 1965 г., согласно Директиве Генерального штаба от 7 октября 1965 г., курсы получают наименование Центральных офицерских курсов Железнодорожных войск, а 21 декабря 1989 г., в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР, становятся 9-ми Высшими центральными офицерскими курсами Железнодорожных войск.

Значительный вклад в подготовку офицеров на 9 ВЦОК ЖДВ внесли генералы Л. Н. Терпугов, Б. В. Карзубов, Х. М. Бритаев, И. Н. Егорушкин, В. И. Ольховский, А. М. Шабанов, Е. И. Петров, возглавлявшие их в различные годы. Среди тех, кто вложил много труда в обучение и воспитание офицерских кадров Железнодорожных войск, их переподготовку и повышение квалификации, офицеры М. И. Артемов, П. Г. Мемонов, Г. В. Моисеенко, Д. С. Голубев, И. И. Звездунов, К. И. Шумилов, С. И. Соколов, Ю. Л. Иванов, Т. В. Костенко, В. Г. Кожемякин, Н. С. Морозов, Ю. С. Емельянов, Е. П. Чижов, Н. П. Федоров, Б. П. Треногин, О. С. Лютин, А. Г. Гришаев, Ю. И. Савельев, А. Е. Боровиков, В. А. Шитов, И. Б. Никитин, Герой Социалистического Труда А. А. Шанцев, В. А. Турыгин, Н. В. Тарасенко, С. Ф. Буденный, А. А. Харченко, А. С. Андреев, В. Л. Подосиновиков, И. И. Граков, Е. М. Ганзбург, В. А. Гарбузов, В. И. Кузнецов, Г. М. Сафаров-Петросян, М. Д. Карабчиков, Ю. Ф. Рыбаков, Л. А. Добронравов, С. М. Колпаков, Н. И. Федоров, Н. У. Маршин, В. Е. Морсканов, Е. Н. Бакулин, Б. И. Кубич, А. В. Кудрявцев, А. Б. Малахович, В. А. Рудиков, А. К. Сапелкин, Э. В. Егоров, В. П. Евтушок, А. В. Тимофеев, В. Н. Троицкий, Н. Я. Майоров, Б. М. Малинин, В. М. Тарасов, В. Н. Белоусов, А. А. Каршин, В. М. Красюк, Н. В. Старостенков, А. И. Старусев, В. И. Сорокин, А. Н. Баев, В. Я. Комаров, Ю. С. Карпов, Г. Е. Егоров и многие другие офицеры, чей кропотливый труд создавал заслуженную славу курсам в деле подготовки и переподготовки офицеров Железнодорожных войск.

На 9-х Высших центральных офицерских курсах Железнодорожных войск прошли первичную подготовку более 4 тыс. младших офицеров. Более 25 тыс. офицеров Железнодорожных войск, органов ВОСО, служб тыла Вооруженных Сил, РВСН, офицеров запаса, руководящих работников различных служб железных дорог страны прошли переподготовку, повысили свой военно-профессиональный уровень{1485}.

Хорошая базовая подготовка, полученная по специальности в высших и средних специальных учебных заведениях войск, позволяли их выпускникам в короткие сроки сыграть заметную роль [280] в истории Железнодорожных войск. Так, выпускниками 9 ЦОК ЖДВ в различные годы были генерал-полковник Г. И. Когатько, генерал-лейтенанты В. В. Лещев, В. П. Химченко, полковники А. Борисов, В. И. Козловский, Ю. И. Назаров, В. П. Мителев, П. М. Рыков, Б. Б. Осадчий, А. В. Тимофеев и другие; экстерном получили диплом о среднем военном образовании в военных училищах генерал-лейтенант В. Г. Якименко, генерал-майор А. И. Демин; среди тех, кто прошел курсовую подготовку при учебных полках и получил там свое первичное офицерское звание, — генерал-полковник М. К. Макарцев, генерал-лейтенант В. А. Васильев, генерал-майоры А. Я. Милько, И. Ф. Урецкий, полковники А. П. Иванов, П. И. Карпов и др. Все они, безусловно, продолжали и дальше самостоятельно упорно учиться, приобретать военные и специальные знания, окончили гражданские вузы и военные академии, стали настоящими военными профессионалами.

Офицеров с высшим военно-инженерным образованием готовили для Железнодорожных войск в военных академиях. Многие офицеры учились на вечерних и заочных факультетах гражданских вузов. Основным военно-учебным заведением, готовившим инженерные кадры для Железнодорожных войск, была Военно-транспортная академия (1932–1956 гг.). В августе 1944 г, она возвратилась из Костромы, где находилась в эвакуации, в Ленинград, на прежнее место дислокации. Было организовано восстановление учебно-материальной базы. В академии еще в декабре 1942 г. был осуществлен переход на полный курс обучения. Согласно Правилам приема в академии обучались офицеры. Факультеты военных сообщений, автотранспортной и дорожной служб принимали слушателей — на 3-годичный, а путей сообщения — на 4-годичный (в последующем — 4 года и 8 месяцев) курс обучения. На кафедрах и факультетах академии готовились военные инженеры высокой квалификации. Шло обобщение опыта Великой Отечественной войны, транспортного обеспечения действий войск в условиях угрозы ядерного поражения.

В соответствии с новыми задачами были внесены изменения в организационно-штатную структуру академии. Так, по штату 1947 г., кроме четырех основных факультетов — военных сообщений, путей сообщения, дорожного и аэродромного строительства, автомобильно-эксплуатационного, был создан факультет заочного обучения со сроком обучения 5 лет. Одновременно на основных факультетах срок обучения был увеличен до 5 лет и 2 месяцев.

Хорошая организация теоретического и практического обучения благотворно сказывалась на успеваемости слушателей, а разрабатываемые ими дипломные проекты характеризовались оригинальностью и высоким качеством. Например, в 1948 г. Государственная экзаменационная комиссия 78,8% дипломных проектов [281] приняла с отличными оценками, многие из них имели большое прикладное значение и внедрялись в войсках.

В целом, в первое послевоенное десятилетие Военно-транспортная академия успешно выполнила ответственные задачи по подготовке высококвалифицированных командно-инженерных кадров и развитию военной науки. Она окрепла организационно, пополнила свои ряды квалифицированным профессорско-преподавательским составом и существенно укрепила учебную материально-техническую базу.

В послевоенные годы ее окончили офицеры и генералы Железнодорожных войск, внесшие значительный вклад в их развитие, успешное выполнение сложных народно-хозяйственных задач, совершенствование всей системы военного образования военных железнодорожников. Среди тех, кто получил высшее военно-инженерное образование в ВТА в первые послевоенные годы, генералы и офицеры Ш. Н. Жижилашвили, В. Е. Титов, И. С. Матвейков, М. А. Кузнецов, Ф. Ф. Гусаров, Г. К. Васильев, В. Г. Гончаренко, В. И. Лухманов, Е. Б. Сизов и многие другие.

Начальниками академии в послевоенные годы были генералы М. П. Мидовский (1946–1950 гг.), А. Г. Черняков (1950–1956 гг.). После объединения с Военной академией тыла и снабжения в 1956 г. она стала называться Военной академией тыла и транспорта.

По утвержденной организационно-штатной структуре в академии создавалось 5 факультетов (тыла, инженерный тыла, автотракторный, военных сообщений и специальный, для подготовки офицеров армий дружественных стран), высшие академические курсы, отделение заочного обучения и адъюнктура. Подготовка слушателей первого курса в ВАТТ осуществлялась по 8 специальностям. В последующие годы количество специальностей и профиль подготовки слушателей корректировались в соответствии с изменением потребностей в военных специалистах тыла и транспорта.

С созданием объединенной Военной академии тыла и транспорта были проведены необходимые организационно-кадровые изменения в командовании и руководстве факультетов, кафедр и отделов.

Военную академию тыла и транспорта возглавил генерал-лейтенант М. П. Миловский (1956–1965 гг.), через несколько лет вновь вернувшийся в стены родного военно-учебного заведения. Ему вскоре было присвоено звание генерал-полковника, а за многолетнюю педагогическую и научную деятельность — ученое звание профессора. Заместителем начальника академии по учебной и научной работе назначен генерал-лейтенант технических войск А. Г. Черняков; по оперативно-тактической и строевой подготовке — генерал-лейтенант Г. К. Козлов. [282]

С сентября 1965 г. начальником академии становится Герой Советского Союза генерал-полковник К. Н. Абрамов (1965–1986 гг.). Факультет военных сообщений, где велась подготовка офицеров для Железнодорожных войск, возглавил генерал-майор технических войск К. В. Васильев.

Комплексное проведение научно-методических и материально-технических мероприятий, требовательность и постоянный контроль за работой слушателей обеспечили их высокую успеваемость. Ежегодно около 85–90% слушателей сдавали семестровые и государственные экзамены, защищали дипломные проекты на «отлично» и «хорошо».

В конце 60-х гг. в структуре подготовки офицерских кадров с высшим военно-инженерным образованием происходят существенные изменения. В связи с преобразованием большинства военных училищ в высшие военно-учебные заведения изменяется содержание образовательного процесса в военных академиях.

В 1968 г. сокращены сроки обучения на инженерных факультетах с пяти до четырех, а на заочном, — с шести до пяти лет. Начинается новый этап подготовки офицеров с высшим образованием для оперативно-тактического звена Железнодорожных войск.

В связи с этим вносились значительные изменения в учебные планы и программы, формы и методы обучения слушателей. Главное внимание уделялось повышению эффективности и качества подготовки слушателей в соответствии с требованиями Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране». Интенсификации и повышению качества лекций, практических и лабораторных занятий со слушателями командных и особенно инженерных специальностей способствовало также широкое использование новой техники и современных средств обучения.

В 1968 г. командование Железнодорожных войск обосновывает целесообразность и добивается создания в академии на базе основных кафедр железнодорожной специальности факультета «Восстановление и строительство железных дорог».

Его возглавил опытный педагог и организатор учебно-воспитательного процесса генерал-майор технических войск П. П. Нефедов, а основные кафедры факультета — А. Г. Балакин, Ф. Ф. Гусаров, М. А. Корнеев, Н. И. Крючков.

В связи с этим перед факультетом и кафедрами встали задачи по дальнейшему развитию и совершенствованию учебно-материальной базы. При этом учитывалось, что лабораторная база кафедр инженерных факультетов должна полностью соответствовать 4-летней программе обучения и одновременно обеспечивать завершение подготовки слушателей по 5-летней программе. [283]

Интенсивное насыщение войск техникой и средствами технического вооружения потребовали активной работы профессорско-преподавательского состава по разработке и внедрению в учебный процесс новых дисциплин, позволяющих существенно улучшить подготовку выпускников. Наиболее значительный вклад в совершенствование подготовки слушателей на этом этапе внесли участники войны доктора технических наук, профессора А. В. Каракулев и Н. Г. Гаркави, кандидаты технических наук, доценты М. А. Корнеев и В. И. Аринченков.

В первой половине 70-х гг., в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» в систему подготовки офицерских кадров Советских Вооруженных Сил были внесены качественные изменения.

Военные училища были реорганизованы в высшие учебные заведения для подготовки офицеров с инженерным образованием. Перед военными академиями поставлены задачи по подготовке руководящих командно-инженерных кадров с высшим военным образованием.

Военная академия тыла и транспорта с 1974 г. стала готовить офицеров с высшим военным образованием, предназначенных для управления отдельным батальоном, полком, соединением. В этот период учебно-воспитательный процесс и научнье исследования в академии обеспечивают 38 военно-специальных и общеобразовательных кафедр, в их числе 13 академических и 25 факультетских. При кафедрах оборудованы 37 учебных лабораторий, 42 кабинета и общеакадемический учебный центр автоматизированного управления тылом. Для разработки комплексных проблемных научных тем в академии созданы 5 научно-исследовательских лабораторий и научно-исследовательская группа тылового обеспечения.

На кафедрах, в научных подразделениях и отделах академии в этот период трудился большой коллектив высококвалифицированного преподавательского состава, в его числе 20 докторов наук, профессоров, около 300 кандидатов наук, доцентов и старших научных сотрудников{1486}.

В короткие сроки на большинстве кафедр были созданы специализированные лаборатории и учебные кабинеты, оснащенные современным оборудованием, электронно-вычислительной техникой, [284] контрольно-испытательной аппаратурой и новыми техническими средствами обучения. Усилиями В. Г. Гончаренко, Г. К. Васильева, Р. А. Лебедева, А. Е. Лопухова, Г. Г. Паршина, Е. Б. Сизова и других в эти годы началось активное внедрение в учебную и научную работу экономико-математических методов и ЭВМ.

С августа 1977 г. подготовка слушателей командно-штабной оперативно-тактической специальности Железнодорожных войск велась на 4 основных кафедрах вновь образованного командного военно транспортного факультета, начальниками которого в разное время были генерал-майоры Н. Д. Попов, В. С. Николаев, полковники Е. С. Квач, а в настоящее время — А. М. Фадеев.

На факультете, кафедрах железнодорожной специальности в различные периоды обучали и воспитывали слушателей 19 докторов наук и профессоров, 136 кандидатов наук, доцентов.

Главное внимание при обучении слушателей уделялось формированию у них глубоких профессиональных знаний и устойчивых командно-методических навыков по управлению частями и соединениями Железнодорожных войск в мирное и военное время.

С этой целью в учебный процесс были включены комплексные задачи, командно-штабные и тактико-специальные учения. Впервые в учебный процесс были включены ТСУ и КШУ с участием войск. Активнее стала внедряться вычислительная техника.

Настоящими энтузиастами внедрения ЭВМ стали Л. А. Бутаков, А. С. Васильев, Е. И. Голокос, С. И. Завальнюк, М. Н. Кудзюк, Ю. А. Найденов и др.

С 1988 г. академия организованно перешла на обучение по новым учебным планам и программам. Обучение слушателей железнодорожной специальности с этого времени ведется по трем основным специализациям: восстановление и строительство железнодорожного пути, восстановление и строительство искусственных сооружений, механизация восстановительных и строительных работ на железных дорогах.

Кафедры железнодорожной специальности являются и кузницей научно-педагогических кадров для военно учебных заведений и научно-исследовательских организаций Железнодорожных войск. Большинство профессорско-преподавательского состава и руководителей этих учреждений проходили подготовку в ВАТТ.

Всего за послевоенные годы ВАТТ окончили около 2500 офицеров-железнодорожников.

Среди выпускников военных академий и училищ, различных курсов, экстернов, получивших среднее военное и высшее образование в этот период, более ста генералов. Звания Героя Социалистического Труда удостоены генерал-полковник М. К. Макарцев — начальник Железнодорожных войск, офицеры Г. И. Когатько — ныне генерал-полковник, командующий Железнодорожными [285] войсками России, В. В. Куприянов, С. Н. Пальчук, А. А. Шанцев. Героем Российской Федерации стал выпускник 1991 г. Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе капитан Тимур Серазетдинов. 25 молодых офицеров, выпускников училища, с 1974 по 1987 гг. за высокие показатели в ратном труде были удостоены премии Ленинского комсомола в области производства{1487}. За разработку и внедрение новейшей технологии сооружения фундаментов мостовых опор в сложных условиях Байкало-Амурской магистрали выпускники инженерного факультета училища А. Б. Чумаков и ВАТТ В. А. Васильев удостоены в 1984 г. Государственной премии СССР.

В настоящее время идет сложный процесс реформирования и дальнейшего совершенствования системы военных образовательных учреждений профессионального образования Железнодорожных войск. Залогом его успеха является огромный положительный опыт, который накоплен в системе подготовки офицерских кадров в минувшие десятилетия.

7.2. Военные кафедры транспортных вузов — Железнодорожным войскам

Важная роль в подготовке офицеров для Железнодорожных войск принадлежит транспортным вузам страны, на базе которых ведется обучение специалистов железнодорожных специальностей.

Еще в начале XIX в. манифестом императора Александра I от 20 ноября (2 декабря) 1809 г. в Петербурге был учрежден Институт Корпуса инженеров путей сообщения с четырехлетним сроком обучения. Его выпускники были приравнены к кадровым офицерам. В 1820 г. при институте создается Военно-строительная школа путей сообщения с трехлетним сроком обучения, выпускники которой получали звание прапорщика (техника) и направлялись на работу в Строительный отряд путей сообщения. Это были закрытые учебные заведения военного типа. Их выпускники составляли кадровый состав офицеров — специалистов Железнодорожных войск Российской армии.

В советский период развития Железнодорожных войск Ленинградский и Московский институты путей сообщения стали базовыми вузами для подготовки военных инженеров для Железнодорожных войск. Подготовка военных специалистов-транспортников [286] в Ленинградском и Московском институтах инженеров путей сообщения началась в 1926 г., когда в соответствии с приказом РВС СССР № 445 от 13 августа 1926 г. был введен курс военных дисциплин для всех студентов, учреждена должность военного руководителя вуза и создано Отделение военных сообщений.

В ЛИИПСе его возглавил военный профессионал, ученый-педагог русской армии, профессор, генерал Н. А. Данилов, занимавший в дореволюционной России высокие должностные посты в Военном министерстве и военно-учебных заведениях{1488}. С 1926 г. по 1931 г. в ЛИИЖТе готовилось старшее звено командных кадров для службы ВОСО РККА, в том числе и Железнодорожных войск.

В 1931 г. Отделение военных сообщений ЛИИЖТа было реорганизовано и на его базе создан военно-транспортный факультет со специальностями: железнодорожно-эксплуатационная, железнодорожно-строительная и механическая.

В МИИТе в этот период система военной подготовки осталась прежней, но часть студентов, из которых были сформированы военизированные группы с шестилетним сроком обучения, стала проходить подготовку в качестве начсостава запаса. Остальные студенты под руководством военной кафедры проходили только начальную военную подготовку по программе одиночного бойца. Подготовка всех студентов проводилась по общевойсковым предметам, подрывному делу, восстановлению железных дорог и военным сообщениям.

Успешное решение задач подготовки военно-инженерных кадров в данных транспортных вузах послужило базой для принятия решения Советом труда и обороны СССР о создании в 1932 г. Военно-транспортной академии. Кафедры Военно-транспортного факультета ЛИИЖТа, его учебное имущество, квалифицированный преподавательский состав послужили основой для формирования Военно-транспортной академии.

В этот же период в Новосибирске на базе путейско-строительного института инженеров транспорта в соответствии совместным приказом народного комиссара обороны К. Е. Ворошилова и народного [287] комиссара путей сообщения А. А. Андреева в 1934 г. был образован Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ).

Структура НИВИТа была своеобразной: с одной стороны, он представлял собой военное учебное заведение, с другой — обычный гражданский институт. Срок обучения был установлен 6 лет.

Структура института соответствовала армейской. Учебная группа — это взвод в составе трех отделений. Взводами и отделениями командовали слушатели из числа обучавшихся. Курс именовался ротой, которым командовали кадровые офицеры. Факультет именовался батальоном. Весь институт именовался полком и командовал им начальник института. Таким образом, в НИВИТе было 3 батальона и 18 рот. Все слушатели носили армейское обмундирование: шинели, гимнастерки, сапоги, буденовки, жили в казарме и состояли на «котловом довольствии», организованно питаясь в столовой 3 раза в день. Учеба велась по компенсированным учебным планам. При организации НИВИТа для проведения занятий по военным дисциплинам было создано три военные кафедры: «Военные сообщения», «Восстановление железных дорог и устройство на них заграждений» и «Тактика». Подготовка военных инженеров в институте проводилась до 1953 г.

Высококвалифицированные кадры инженеров для Министерства путей сообщения в послевоенные годы готовились в 15 институтах железнодорожного транспорта: Ленинградском, Московском, Днепропетровском, Белорусском (Гомельском), Харьковском, Ростовском, Тбилисском, Куйбышевском, Уральском (Свердловском), Омском, Ташкентском, Новосибирском, Иркутском и Хабаровском с филиалом в Чите, а также во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта.

В этих же вузах на вечерних и заочных факультетах обучались офицеры и другие военнослужащие Железнодорожных войск. Кроме того, в послевоенные годы в 8 институтах (ЛИИЖТ, МИИТ, ДИИТ, БелИИЖТ, РИИЖТ, УрЭМИИТ, НИИЖТ, ХабИИЖТ) были созданы военные кафедры, которые готовили офицеров запаса по военно-учетным специальностям Железнодорожных войск, таким как применение подразделений и частей: по восстановлению и строительству железнодорожного пути; искусственных сооружений на железных дорогах; устройств автоматики, телемеханики и связи на железных дорогах; механизации восстановления и строительства железных дорог.

Это создавало мобилизационный военно-обученный резерв для укомплектования офицерами частей и соединений войск в случае их развертывания. Более ста тысяч студентов транспортных вузов за послевоенные годы пополнили ряды офицеров запаса, пройдя [288] подготовку на военных кафедрах по военно-учетным специальностям Железнодорожных войск. Несколько тысяч из них были призваны из запаса на два года и проходили действительную службу в Железнодорожных войсках. Это было особенно характерно для комплектования войск в 70–80-е гг., когда в период разворота и ведения работ по строительству Байкало-Амурской магистрали стали формироваться новые воинские части Железнодорожных войск. В этот период многие офицеры запаса — выпускники транспортных и других вузов страны были призваны в войска. Так, в 1975 г. офицеры-»двухгодичники» составляли почти 27% от численности офицерского состава Железнодорожных войск{1489}. Уровень их военно-профессиональной и специальной подготовки был достаточно высок, что являлось во многом заслугой профессорско-преподавательского состава институтов, готовивших специалистов, в том числе и военных кафедр.

В этот период на военных кафедрах железнодорожных институтов командованием и Военным советом войск был сформирован достаточно квалифицированный преподавательский коллектив. Среди офицеров — преподавателей военных кафедр железнодорожных институтов страны 58% имели высшее военное академическое образование, 22% — высшее специальное и среднее военное образование, 20% имели высшее специальное образование, являясь выпускниками военных кафедр вузов{1490}.

В различные годы на военных кафедрах железнодорожных институтов проводили занятия опытные офицеры, кандидаты наук А. И. Белозеров, В. С. Данилов, А. Н. Емельянов, И. А. Клушин, Г. И. Крюков, М. Д. Левитин, В. М. Подшивалов, В. Н. Шахматов, И. И. Шейнин, доценты П. М. Байдаков, А. А. Коломейчук, В. И. Никитин, С. А. Фарышев и другие квалифицированные преподаватели.

В послевоенные годы военные кафедры железнодорожных вузов страны возглавляли генералы и офицеры, имевшие большой опыт восстановления и строительства железных дорог, управления частями и соединениями Железнодорожных войск. Это генерал-майоры Л. И. Бондаренко, В. А. Копейкин, Н. М. Коршунов, А. В. Котюков, В. Н. Миренков, П. В. Михайлов, К. А. Пархоменко, В. Ф. Поддужный, полковники П. Ф. Путилин, А. М. Осин, А. Д. Твердин, П. В. Богдан, М. А. Гудов, Н. П. Парфенов, И. М. Дюкарев, А. Н. Гордиенко, Г. А. Мещеряков, В. А. Аникин, Е. В. Корнишин, А. А. Коломейчук, Б. Б. Ней, П. И. Челочев, И. И. Кондратьев, С. Н. Могильницкий, А. И. Белозеров, В. И. Козловский, А. А. Фефелов, М. А. Повиденко, М. Б. Гайворонский, В. Д. Меньчиков, В. А. Томашевский, И. А. Леонтьев, Д. М. Ларионов, [289] Д. М. Старовойтов, Э. А. Бахарев, В. И. Томашевич, Н. А. Гиренко, Б. К. Дзахоев, В. А. Тонков, Г. П. Кравцов, Л. Н. Пунин, А. О. Балахин, Н. А. Воробей, В. И. Никитин, В. Н. Шахматов, Д. К. Дыхан, Л. А. Семенов, А. И. Скворцов, В. Г. Баранов, Л. И. Могальчук, Н. С. Рогалев, А. К. Безъязыкое, И. А. Босый, В. Д. Губанов, В. И. Дзюбенко, В. А. Миронов, К. В. Шишковец, Н. И. Саурин, Н. Г. Петровец, В. Г. Байдак, В. В. Левтринский, А. В. Редькин и другие, кто определял содержание, качество проведения занятий, направлял деятельность преподавательского состава по военному обучению и воспитанию студентов.

Многие выпускники транспортных вузов с присвоением первичного офицерского звания направлялись для укомплектования первичных командных и инженерных должностей в Железнодорожных войсках. В последующем, оставаясь в кадрах, некоторые из них занимали ответственные руководящие должности в Железнодорожных войсках и государственном управлении страны. Среди них генерал-полковник Н. П. Кощман, генерал-лейтенанты Н. И. Ковалев, Н. В. Рудак, генерал-майоры С. Т. Жумай, Н. Н. Карпенко, А. Е. Кондрашин, полковники П. В. Власов, С. П. Даниленко, В. Е. Красковский, В. В. Крицкий, Ю. Б. Кузьмин, Б. Л. Недорчук, М. И. Сорокин, Б. С. Ярушкин и многие другие.

Становление и развитие военных кафедр железнодорожных институтов проходило в единой системе подготовки военных кадров для Железнодорожных войск и службы военных сообщений. Непрерывно велась подготовка офицеров запаса в ЛИИЖТе, МИИТЕ, НИИЖТе, на военных кафедрах в Белорусском, Ростовском, Уральском и Хабаровском институтах инженеров железнодорожного транспорта. Созданные в первые послевоенные годы как самостоятельные учебно-научные подразделения этих вузов, в 1961 г. в рамках общего сокращения Вооруженных Сил СССР они были расформированы.

Однако уже 25 июня 1965 г. Совет Министров СССР утверждает Положение о военной подготовке студентов. На основе этого документа 15 сентября 1965 г. вновь формируется военная кафедра УЭМИИТа, в августе 1967 г. восстанавливается военное обучение на кафедре в ХабИИЖТе. В 1970 г. была вновь сформирована военная кафедра в Ростовском железнодорожном институте, а в июне 1972 г. — в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта.

Организационно-штатная структура военных кафедр в этот период была неоднородной. На большинстве кафедр были сформированы циклы «Общевойсковая подготовка», «Восстановление железных дорог», «Заграждения железных дорог», «Военные [290] сообщения». В некоторых вузах в состав военной кафедры входили циклы «Гражданская оборона», «Механизация восстановительных работ», «Восстановление железнодорожной связи и СЦБ», «Тактическая и тактико-специальная подготовка» и др. Они создавались в зависимости от количества обучаемых студентов и профиля их основной подготовки по специальности.

Преподавательским составом кафедр в эти годы была проделана большая работа по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса и военно-профессиональной подготовке студентов. Об этом свидетельствуют десятки методических и учебных пособий, в том числе с использованием технических и электронных средств обучения и контроля, подготовленных преподавателями.

Военные кафедры вузов стали не только центрами военно-профессиональной подготовки студентов, но и организаторами работы по их военно-патриотическому воспитанию. Теоретическая подготовка будущих офицеров запаса на военных кафедрах систематически подкреплялась практическим освоением техники, машин и механизмов, используемых в Железнодорожных войсках, отработкой нормативов по общевойсковой подготовке в специализированных учебных классах и на полигонах. Студенты, обучающиеся на кафедрах, получают не только теоретические, но и практические знания. Ежегодно при воинских частях Железнодорожных войск и военных комендатурах органов военных сообщений проводятся месячные сборы студентов старших курсов. Ими заканчивается обучение студентов на военной кафедре, но прочные нити связей с кафедрами не обрываются.

Успехи в подготовке офицеров запаса на военных кафедрах в железнодорожных вузах страны во многом определяются внимательным отношением к этому важному государственному делу со стороны ректоров и ученых советов этих учебных заведений, отделений и управлений железных дорог, МПС, Федеральной службы Железнодорожных войск Российской Федерации.

Много внимания организации и содержанию образовательного процесса на военных кафедрах, созданию на них современной учебно-материальной базы, атмосферы творчества, высокого уровня преподавания уделяли и уделяют руководители вузов А. Ф. Сухопольский, К. Г. Протасов, Е. Я. Красковский, В. Е. Павлов, В. И. Ковалев, В. А. Иноземцев, Б. А. Левитин, К. Л. Комаров, Ф. П. Кочнев, В. Н. Чернов, В. И. Колесников, А. В. Ефимов, В. Г. Григоренко. Они систематически посещают занятия, учебные сборы, участвуют в приведении студентов к военной присяге, вникают в заботы личного состава кафедр, оказывают им повседневную помощь. Благодаря их вниманию и заботе идет рост [291] профессионального мастерства офицеров-преподавателей. Многие из них направляются на педагогическую работу в военно-учебные заведения. Так, начальником кафедры «Строительство мостов и тоннелей» ВАТТ был назначен начальник военной кафедры НИИЖТа полковник В. И. Козловский, начальником факультета «Восстановление искусственных сооружений и наводка наплавных железнодорожных мостов» ВТУ ЖДВ РФ — начальник цикла РИИЖТа полковник В. А. Миронов, ведут педагогическую работу в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ начальники военной кафедры ПГУПСа полковники в отставке В. Г. Баранов и А. И. Скворцов. Начальник кафедры УЭМИИТа полковник, а в последующем генерал-майор В. И. Томашевич и начальник военной кафедры ХабИИЖТа полковник, а затем генерал-лейтенант, кандидат технических наук Е. В. Корнишин были выдвинуты на ответственную руководящую работу в Федеральную службу Железнодорожных войск Российской Федерации.

Успехи в подготовке военных кадров для Железнодорожных войск и органов военных сообщений на военных кафедрах Московского и Хабаровского государственных университетов путей сообщения позволили руководству Железнодорожных войск и этих учебных заведений ходатайствовать перед Министерством путей сообщения, Государственным комитетом РФ по высшему образованию и Министерством общего и профессионального образования РФ о создании на базе этих кафедр факультетов военного обучения, а циклы, входящие в их состав, были преобразованы в специальные кафедры.

Таким образом, военно-образовательная подготовка студентов на факультетах и кафедрах высших учебных заведений железнодорожного транспорта органично сочетается с подготовкой военных кадров в военно-учебных заведениях Железнодорожных войск и обеспечивает необходимую укомплектованность частей и соединений квалифицированными офицерами как в мирное, так и в военное время. Она стала составной частью системы подготовки командных и инженерно-технических кадров для Железнодорожных войск России.

Итак, Железнодорожные войска России на современном этапе развития сумели сохранить и приумножить систему подготовки командных и инженерно-технических кадров, располагают вполне сложившейся системой военного образования, хорошим научно-педагогическим потенциалом, развитой, а по некоторым позициям уникальной учебно-материальной базой, богатым историческим опытом и традициями обучения и воспитания кадров. [292]

Дальше