Финал
1. Задача контр-адмирала Курита
Почти в тот же момент, когда адмирал Ямамото отдал приказ о прекращении операции по захвату о. Мидуэй, судьба вновь наказала японцев. Но на этот раз противник имел к этому лишь косвенное отношение. 4 июня в 13.10 главнокомандующий Объединенным флотом приказал вице-адмиралу Кондо провести ночной артиллерийский обстрел о. Мидуэй. Кондо возложил эту задачу на Группу поддержки контр-адмирала Курита, состоявшую из четырех тяжелых крейсеров 7-й дивизии крейсеров «Кумано», «Судзуя», «Микума» и «Могами» и двух эсминцев 8-й эскадры эскадренных миноносцев. Эти крейсера имели по 10–203-мм орудий и были самыми быстроходными кораблями в японском флоте. Адмирал Кондо считал целесообразным включить в ударную группу быстроходные линейные корабли «Конго» и «Хиэй», так как их 356-мм орудия заметно увеличили бы эффективность обстрела. Но эти линейные корабли входили в состав главных сил Соединения вторжения, которое находилось на значительном удалении от острова, и не могли прибыть к нему раньше восхода солнца 5 июня.
Адмирал Курита получил приказ Кондо о проведении артиллерийского обстрела береговых объектов на о. Мидуэй около 15.00 4 июня. Его группа немедленно увеличила скорость. Но она находилась в 400 милях к западу от острова и едва ли могла подойти к цели раньше утра следующего дня даже при предельной скорости 32 узла. Впрочем, если бы это и удалось, выходить из боя пришлось [233] бы днем под угрозой нападения авиации противника. Поэтому Курита сообщил адмиралу Кондо, что для успешного выполнения задачи необходимо взаимодействие с другими соединениями. Кондо, имевший в своем распоряжении легкий авианосец «Дзуйхо» с некоторым количеством истребителей, передал мнение Курита адмиралу Ямамото. Ямамото категорически отклонил его: Курита должен выполнить эту задачу один.
Корабли Курита на предельной скорости двинулись на восток. Эскадренные миноносцы не могли угнаться за крейсерами и скоро отстали. В 23.00 они совсем скрылись из виду. На борту крейсеров велись приготовления к отправке на берег группы смертников-подрывников на случай, если артиллерийский обстрел по каким-либо причинам будет сорван.
Тем временем на «Ямато» поступили новые данные, позволившие точно определить местонахождение соединения Курита. Оказалось, что оно находится гораздо дальше от острова, чем предполагалось. Расчеты показали, что намеченный обстрел провести в срок не удастся. Поэтому в 00.20 Курита был послан приказ, который отменял его действия против берега. Ко времени получения приказа Курита находился уже в 90 милях от о. Мидуэй.
Но приказ есть приказ. Курита повернул и пошел на северо-запад. Вскоре на флагманском корабле «Кумано» справа по носу заметили подводную лодку противника, находившуюся в надводном положении. Курита немедленно приказал своим кораблям повернуть всем вдруг влево на 45°. На «Судзуя», который шел вслед за «Кумано», приказ передали сигнальным фонарем. Вскоре «Кумано» повернул влево. «Судзуя» в свою очередь так же передал сигнал и произвел поворот. То же сделал и третий крейсер «Микума».
Все это произошло приблизительно за два часа до восхода солнца. Облака висели низко, обволакивая все вокруг. Когда группа Курита отвернула от о. Мидуэй, напряжение на крейсерах спало, и, возможно, поэтому бдительность ослабла. Но в чем бы ни была причина, «Могами», замыкавший строй, не получил вовремя сигнала о повороте и врезался в левую раковину «Микума». В результате столкновения «Могами» лишился носовой части по первую башню, и ему пришлось застопорить машины. У «Микума» был слегка поврежден корпус, но это не снизило его боевой мощи и маневренности. [234]
Адмирал Курита немедленно приказал повернуть на обратный курс и оказать помощь поврежденному кораблю. Но командир «Могами» капитан 1 ранга Содзи вскоре доложил, что корабль может двигаться со скоростью 12 узлов. Поэтому Курита приказал «Микума» и двум кораблям 8-й эскадры эскадренных миноносцев «Арасио» и «Асасио» сопровождать «Могами». Остальные корабли направились в точку рандеву с Главными силами адмирала Ямамото. К этому времени начало рассветать. «Могами» и его эскорт шли на запад со скоростью 12 узлов. На всех четырех кораблях со страхом ждали атаки авиации противника или преследования его надводных сил.
2. Подвиги подводной лодки «I-168»
В плане операции по захвату о. Мидуэй подводным лодкам отводилась важная роль, но фактически только одна из них заслуживает внимания. Это лодка «I-168», которой командовал капитан 3 ранга Танабэ.
Закончив разведку района о. Мидуэй 1 июня, «I-168», никем не замеченная, крейсировала в районе острова, и [235] 4 июня, когда сражение уже началось, все еще оставалась там. Танабэ не были известны подробности развивающихся событий, но из радиограмм, перехваченных подводной лодкой, он понял, что обстановка складывалась не в пользу японцев. 4 июня вскоре после 20.30 он получил приказ главнокомандующего Объединенным флотом «обстрелять и уничтожить авиабазу противника на Истерн-Айленд». Согласно приказу Танабэ должен был продолжать обстрел до 02.00 5 июня, то есть до того момента, когда его сменят тяжелые крейсера контр-адмирала Курита, которые имели задачу завершить уничтожение этой базы.
Танабэ немедленно вывел лодку на боевую позицию, всплыл на поверхность и в 01.30 открыл огонь. Обстрел был мало эффективен, но он мог оказать некоторое психологическое воздействие на защитников острова, заставив их думать, что опасность вторжения все еще существует. Прожекторы с острова начали прощупывать темноту в направлении подводной лодки, и вскоре береговые орудия противника открыли огонь. Дальнейшее присутствие подводной лодки в этом районе становилось опасным. Она немедленно погрузилась и ушла. После восхода солнца разведывательные самолеты противника обнаружили ее и атаковали противолодочными бомбами, но лодке удалось ускользнуть. После этого «I-168» продолжала крейсировать в районе о. Мидуэй, выискивая подходящую добычу.
Рано утром Танабэ получил донесение, что один из авианосцев противника поврежден и дрейфует в водах севернее о. Мидуэй, не далее чем в 150 милях от его лодки. Танабэ направился к заманчивой цели, осторожно пробираясь мимо дозорных кораблей противника, охранявших подступы к острову. Наконец 6 июня в 13.31 в точке 30°35' сев. широты, 177°20' зап. долготы Танабэ обнаружил в перископ поврежденный авианосец, вокруг которого сновали семь американских эскадренных миноносцев. С дистанции 700 метров «I-168» выпустила четыре торпеды. На таком расстоянии они наверняка должны были попасть в цель.
Сразу же после залпа подводная лодка ушла на глубину. В течение пяти минут она содрогалась от взрывов на авианосце, а затем на нее обрушились глубинные бомбы. Подводники насчитали 60 близких разрывов. В конце концов повреждения, полученные «I-168», заставили ее всплыть. Преследователи немедленно бросились к лодке. Пришлось снова погрузиться. Эскадренные миноносцы продолжали [236] утюжить поверхность моря. Казалось, они никогда не прекратят преследования. В конце концов Танабэ опять был вынужден всплыть. Но, к счастью, быть может, за минуту до этого эскадренные миноносцы отказались от преследования, и подводной лодке чудом удалось спастись от неминуемой гибели.
В результате смелых действий Танабэ двумя торпедами удалось полностью вывести из строя американский авианосец «Йорктаун», а эскадренный миноносец «Хэмманн», который находился рядом с ним, был разорван торпедой на две части и почти тотчас же затонул.
3. Сбор сил
В 02.55 5 июня был отдан приказ о прекращении операции по захвату о. Мидуэй. В это время адмирал Ямамото, пользуясь последними часами темноты, продолжал вести свои линейные корабли на восток, чтобы соединиться с силами Нагумо и Кондо, выходящими из района [237] боя. Мрачные мысли появились у всех на флагманском корабле, когда стало ясно, что движение этим курсом может привести Ямамото в зону действия авиации противника и вызвать ненужные потери.
В 04.40 на ясном, безоблачном небе показалось солнце, и видимость увеличилась до 40 миль. Это был самый тихий и теплый день с тех пор, как десять дней тому назад мы покинули берега Японии.
В этот день линейным кораблям Объединенного флота, за исключением четырех старых линейных кораблей Соединения прикрытия вице-адмирала Такасу, впервые с начала войны предстояло войти в непосредственное соприкосновение с противником. На всех кораблях бдительно следили за воздухом, опасаясь внезапного налета вражеской авиации.
Вскоре после восхода солнца корабли Ямамото обнаружили и присоединились к главным силам Соединения вторжения вице-адмирала Кондо. К 07.00, находясь в 320 милях к северо-западу от о. Мидуэй, корабли построились в общий походный порядок и взяли курс на северо-запад.
Тем временем адмирал Нагумо продолжал отступать в северо-западном направлении, стремясь соединиться с Главными силами. Однако в назначенное время он на их видимости не появился, и на поиски был послан разведывательный самолет с «Хосё». Самолет обнаружил соединение Нагумо в 40 милях к северо-востоку. К 11.55 большинство его кораблей догнали и присоединились к Главным силам. Все что осталось от сил Нагумо мало чем напоминало то мощное Ударное авианосное соединение, которое отошло от берегов Японии. В числе подошедших кораблей не имелось ни одного авианосца, а эскадренных миноносцев было только шесть (шесть остальных прикрывали поврежденные авианосцы). Это печальное зрелище довело до сознания людей всю трагедию поражения.
Примерно в это же время разведывательный самолет с «Хосё» донес об обнаружении разбитого и оставшегося без хода «Хирю». Несмотря на торпеды эскортных миноносцев, выпущенные в него несколько часов назад, авианосец все еще держался на плаву. На поиски «Хирю» Нагумо тотчас же выслал эскадренный миноносец «Таникадзэ». Он должен был спасти оставшихся в живых. В помощь ему послали гидросамолет с «Нагара». Гидросамолет вовремя [238] прибыл в указанную точку, но никаких следов «Хирю» не обнаружил. Ничего не удалось обнаружить и «Таникадзэ». Во время поисков эскадренный миноносец был атакован американской авианосной авиацией. Первая волна из 4 пикирующих бомбардировщиков атаковала его в 16.36, вторая из 26 бомбардировщиков через полтора часа и третья из 6 бомбардировщиков в 18.45. Но эскадренному миноносцу повезло: он получил только легкие повреждения, которые не повлияли на его боеспособность. Ему удалось сбить один самолет противника.
Благодаря тому что «Таникадзэ» принял на себя все эти атаки, основные силы, находившиеся поблизости, остались незамеченными, и перевозка эскадренными миноносцами членов экипажей четырех потопленных авианосцев на линейные корабли «Муцу», «Нагато», «Харуна» и «Кирисима» была проведена без всяких помех.
Крейсера Курита, в том числе и поврежденный «Могами», находившиеся несколько южнее, подверглись яростным атакам 12 американских бомбардировщиков В-17 и 12 пикирующих бомбардировщиков корпуса морской пехоты. Первые добились довольно скромных результатов: лишь один раз бомба разорвалась рядом с «Могами», убив двух человек. Раненый летчик ведущего пикирующего бомбардировщика пытался протаранить мостик «Микума». Однако это ему не удалось, и он врезался в кормовую башню. Над воздухозаборным отверстием машинного отделения правого борта взметнулось пламя. Это вызвало взрыв газовых паров. Все, кто находился в машинном отделении, погибли. Крейсер, который до этого имел лишь незначительные повреждения корпуса, полученные при столкновении с «Могами», был тяжело поврежден. Тем не менее крейсера продолжали двигаться на запад, причем мало кто верил, что им удастся уйти от преследования противника.
6 июня в 12.59 2-му ударному авианосному соединению контр-адмирала Какута было приказано соединиться с главными силами Северного соединения вице-адмирала Хосогая с задачей оказать поддержку высадке десанта на Алеутские острова. Высадку предполагалось произвести на день позже, чем предусматривалось планом. Следующим приказом, отданным в 23.20, адмирал Ямамото передал под непосредственное командование Хосогая линейные корабли «Конго» и «Хиэй», крейсера «Тонэ» и «Тикума», легкий авианосец «Дзуйхо», плавучую базу гидроавиации [239] «Камикава Мару» и 14 подводных лодок из 2-го отряда и 13-го дивизиона подводных лодок. Посылка этого подкрепления имела целью предотвратить возможную попытку противника снова овладеть островами Кыска и Атту. Кроме того, Ямамото надеялся, что операции на севере заставят выступить флот противника, создав тем самым возможность его уничтожения.
После того как экипажи погибших кораблей перевезли на линейные корабли, соединение направилось в точку 30°00' сев. широты, 170°00' вост. долготы для встречи с танкерами. К рассвету следующего дня все корабли, за исключением «Могами», «Микума» и двух сопровождающих их эскадренных миноносцев, должны были оказаться вне досягаемости самолетов противника, базирующихся на о. Мидуэй. Однако угроза со стороны авианосной авиации [240] оставалось, если бы американские авианосцы начали преследование.
При виде этой большой группы боевых кораблей удивляло то, что в ней не было тяжелых авианосцев. Исключением являлись лишь легкие авианосцы «Дзуйхо» и «Хосё». Самолеты, которые вели противолодочное патрулирование, то и дело поднимались с их палуб или заходили на посадку.
Какие чувства владели членами экипажей кораблей, когда наши силы отступали к западу? Был ли среди них хоть один человек, который находил утешение от потери четырех лучших авианосцев в том, что линейные корабли «Главная сила» остались невредимыми? Пожалуй все теперь с горечью осознали, что одними тяжелыми орудиями нельзя выиграть сражение. Потеряв авианосцы, мы лишились нашей главной ударной силы. Все были подавлены тяжелым сознанием того, что японский императорский флот только что потерпел решительное поражение.
4. Отступление
Утром 6 июня (7 июня по японскому времени), в тот самый день, когда по плану должно было начаться вторжение на о. Мидуэй, флагманский корабль Объединенного флота «Ямато», находясь более чем в 600 милях от острова, направлялся к берегам Японии. Погода снова испортилась. Над морем опускался густой туман. К этому времени большая часть японских сил уже находилась вне радиуса действия американской базовой авиации, но основания для беспокойства все еще имелись, так как местонахождение оперативного соединения противника по-прежнему не было известно. Правда, несколько утешала мысль, что если американские авианосцы ведут преследование, туман скроет наши корабли от вражеской авиации.
Слева по носу «Ямато» шел «Нагара», на мачте которого как-то виновато трепетал флаг вице-адмирала Нагумо. После такого жестокого поражения отступление было особенно унизительным. Приказания, нервно отдаваемые командиром «Ямато», выдавали его беспокойство за судьбу корабля, который мог стать жертвой самолетов и подводных лодок противника. Самолеты с легкого авианосца «Хосё», замыкавшего строй линейных кораблей, неустанно вели противолодочное патрулирование. Офицеры [241] штаба с волнением ждали дальнейших событий. Казалось, всех их томило предчувствие, что борьба еще не кончилась.
Больше всего опасений вызывала судьба поврежденных крейсеров «Микума» и «Могами», а также охраняющих их эскадренных миноносцев «Арасио» и «Асасио». Опасения не оказались напрасными. В 06.30 от командира «Микума» Сакияма пришло донесение: «Вижу два авианосных самолета противника». Последующие донесения, поступавшие с кораблей, создали ясное представление о сложившейся обстановке:
«Атакован шестью пикирующими бомбардировщиками. Получил одно попадание. Авианосцы противника, видимо, преследуют нас».
«06.45. Атакованы большим количеством самолетов авианосной авиации. Обнаружен гидросамолет противника».
«Три гидросамолета противника неотступно следуют за нами. Надводные силы противника, очевидно, также включились в преследование».
«07.45. «Могами» получил бомбовое попадание. Повреждения незначительны. Сбито три самолета».
«08.00. Нас преследуют авианосцы и другие корабли противника, действующие в этом районе. Идем к о. Уэйк. Находимся на расстоянии 710 миль от о. Уэйк по пеленгу 30°».
Поврежденные крейсера находились уже в 500 милях к западу от о. Мидуэй, когда они были атакованы первой волной самолетов с авианосцев противника. Во время этой атаки в «Микума» попала одна, а в «Могами» две бомбы, но они причинили кораблям незначительные повреждения. Однако атаки продолжались, число попаданий росло и повреждения увеличивались. В 10.30 в «Микума» попало пять бомб. В результате на корабле начались пожары, которые и заставили его остановиться. Огонь распространялся с неимоверной быстротой, и в 10.58 во внутренней части корабля произошел взрыв колоссальной силы. Надежды на спасение рухнули. В 12.00, когда команду гибнущего корабля спешно переправляли на эскадренный миноносец, противник предпринял еще одну атаку. В ней участвовало 10 самолетов. В крейсер попало еще несколько бомб, и он затонул.
В «Могами» в общей сложности попало шесть бомб. Было убито 9 офицеров и 81 матрос. Однако быстрые и [242] умелые действия команды, самоотверженно боровшейся за живучесть корабля, спасли его. Кроме того, удалось сбить восемь самолетов противника. Командир «Могами» капитан 1 ранга Содзи принял командование тремя оставшимися кораблями и, после того как были подобраны оставшиеся в живых с «Микума», продолжал отступление на запад.
Эскадренные миноносцы сбили два самолета противника, но каждый из них получил по одному бомбовому попаданию. На борту «Арасио» было убито 37 человек, а капитан 2 ранга Огава, командир 8-й эскадры эскадренных миноносцев, получил тяжелое ранение. На «Асасио» погибло 22 человека. Однако эти попадания отразились на боевых качествах кораблей не настолько, чтобы они не могли продолжать успешно справляться с задачей охранения крейсеров.
После авианосцев, которые мы потеряли два дня назад, «Микума» был самым крупным военным кораблем, потопленным с начала войны. Его постоянным боевым спутником был «Могами». Они вместе участвовали в сражении в районе Батавии и потопили американский корабль «Хаустон», а также австралийский крейсер «Перт». Они действовали совместно в операции по вторжению в Бирму, на Андаманские острова и в боевых действиях в Бенгальском заливе. Они находились вместе до последнего момента, и «Микума», оставаясь рядом со своим боевым товарищем, погиб, защищая его.
Когда стало ясно, что над крейсерами нависла смертельная опасность, адмирал Ямамото решил предпринять ответные действия. В 12.30 он направил Соединение вторжения адмирала Кондо и 8-ю дивизию крейсеров на выручку злополучных кораблей Сакияма, а сам со своими Главными силами последовал за ними в южном направлении, чтобы своевременно прийти на помощь в случае необходимости.
В это время мы полагали, что силы противника состоят по меньшей мере из трех авианосцев (два из них переоборудованные), а также нескольких крейсеров и эскадренных миноносцев. Если противник не откажется от преследования, соединение Кондо могло вступить с ним в бой ночью или же Главные силы, находившиеся под командованием Ямамото, получили бы возможность на следующее утро встретиться с противником в решительном бою. В последнем случае прежде всего следовало лишить противника его военно-воздушных сил. Для этой цели Ямамото мог мобилизовать всего лишь около ста самолетов, то есть самолеты с легких авианосцев «Хосё» и «Дзуйхо»{40}, и гидросамолеты с линейных кораблей, крейсеров и плавучих баз гидроавиации. И так как мы располагали очень ограниченным числом самолетов, противника следовало заманить в зону действия нашей авиации с о. Уэйк, где насчитывалось около 50 средних бомбардировщиков.
Исходя из этих соображении, адмирал Ямамото в 15:00 отдал всем кораблям, находившимся под его командованием, следующий приказ:
(1) Кораблям Объединенного флота, действующим в этом районе, настичь и уничтожить оперативное соединение противника в зоне действия авиации, базирующейся на о. Уэйк.
(2) С 15:30 из точки 33°24' сев. широты, 169°00' вост. долготы Главным силам (Ямамото), Ударному соединению (Нагумо) и 2-му отряду 3-й дивизии линейных кораблей следовать курсом 180° со скоростью 18 узлов.
(3) Соединению прикрытия (Такасу) оказать поддержку Северному соединению.
(4) Соединению базовой авиации (Цукахара) использовать все возможности для атаки противника.
Этот приказ оставался в силе фактически до утра следующего дня (7 июня). В дальнейшем в связи с тем, что противник не был обнаружен, а кораблям потребовалось принять топливо, Ямамото отказался от бесполезного преследования и направился к берегам Японии.
Тем временем «Могами», стремясь заманить противника в зону действия авиации, базирующейся на о. Уэйк, продолжал отходить на запад. Благодаря героическим усилиям команды («Могами» имел несколько тяжелых повреждении, а в результате столкновения с «Микума» лишился носовой части) к 15:15 кораблю удалось развить скорость в 20 узлов. К счастью, ни одни самолет противника не появлялся с тех пор, как затонул «Микума», и «Могами» благополучно встретился с соединением Кондо и под его охраной прибыл в Трук.
Однако американцы не отказались от дальнейших попыток нанести удар. 7 июня 26 бомбардировщиков В-17 с о. Мидуэй пытались настичь и атаковать наши силы, но густой туман помешал им обнаружить нас. Опасаясь нападения самолетов с о. Уэйк, авианосцы противника [245] наконец, прекратили преследование. Вошедшее в историю сражение закончилось.
Единственным утешением для японской стороны был некоторый успех в районе Алеутских островов, где нам удалось захватить две американские базы. Операции на севере, возобновленные после некоторого перерыва, протекали успешно и 7 июня привели к захвату островов Атту и Кыска. Но это незначительное приобретение было слишком скромной компенсацией тех огромных потерь, которые японский флот понес на юге. В конечном счете они еще глубже затянули нас в трясину поражения.
Катастрофа у о. Мидуэй явилась переломным моментом в ходе войны на Тихом океане, и с этого времени Япония неотвратимо приближалась к капитуляции. [246]