Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава III.

Устройство и состояние Воздушного Флота Англии.

§1. Организация центрального и местного управления.

Центральное управление.

Общее управление воздушными делами всей Британской империи, кроме Канады, Австралии и Южной Африки, с января 1918 года сосредоточено в Воздушном Совете и Воздушном Министерстве. Воздушный министр, по английской терминологии, «Государственный Секретарь по воздушным делам» сначала совмещался в одном лице с военным министром, затем это был отдельный министр, но он не входил в состав кабинета. Только в нынешнем правительстве Болдуина воздушный министр сделался вполне равноправным военному и морскому министрам, получив доступ с решающим голосом в кабинет министров. Воздушным министром в настоящее время состоит Самуэль Хор, член парламента, крупный общественный деятель.

Воздушный Совет, председателем которого является воздушный министр, состоит из высших чинов Воздушного Министерства, являясь высшим совещательным органом Воздушного Флота, занимающимся наиболее принципиальными вопросами воздушного дела. Во главе Военного Воздушного Флота «Королевских воздушных сил» — стоит король.

Со времени своего сформирования Воздушное Министерство несколько раз было подвергнуто сокращению и реорганизации.

Современная его организация такова:

Воздушное министерство делится на следующие управления (департаменты):

Состав Воздушного Министерства.

1. Управление товарища министра. Оно является собственно Управлением Гражданской авиации и состоит из правления гражданской авиации с двумя под'отделами — воздушного транспорта и аэродромного. [37]

2. Управление секретаря Воздушного министерства. Имеет 4 отдела (директората): бухгалтерско-хозяйственный, юридически-договорный, земельный и метеорологический.

3. Управление Начальника Воздушного Штаба. Это управление военным воздушным флотом. Отделы — оперативно-разведывательный, учебный (подготовки), сооружений, связи.

4. Управление Члена Воздушного Совета по личному составу с тремя отделами: личного состава, организационного, медицинской службы.

5. Управление Члена Воздушного Совета по снабжению и научно-техническим изысканиям. 4 отдела: научно-технических изысканий, авиационного снабжения, общего снабжения, инспекции.

Кроме этих органов Управления, имеется целый ряд постоянных всевозможных, ведомственных и междуведомственных комиссий, комитетов и т. п. Некоторые из них состоят при Воздушном Министерстве, а в прочих имеются воздушные представители. Наиболее важным из них является «Воздушный Изыскательный Комитет» — высшее научно-опытное учреждение Английского Воздушного Флота.

Местное управление.

Доминионы Канада, Австралия и Южная Африка имеют свои самостоятельные управления воздушным флотом, остальная территория Британской империи подразделена на 11 округов (районов).

1. Внутренний район; 2) береговой район (связь между Воздушным министерством и морским флотом); 3) воздушные силы Ирландии; 4) воздушные части Крануэля; 5) воздушные части Гальтона; 6) воздушные силы среднего Востока; 7) воздушные силы Ирака (Месопотамия); 8) воздушные силы Средиземного моря; 9) воздушные силы Индии; 10) Палестинский округ; 11) авиационная секция при оккупационной армии на Рейне.

В округах, где имеются несколько частей, они для удобства управления объединены в группы, с переменным числом разнообразных частей воздушного флота в каждой.

§2. Организация строевых частей, число и расположение их.

Авиация и Гидроавиация.

Отряд имеет 12 действующих и 6 запасных самолетов, состоит из 3–4 звеньев.

В данный момент в Англии имеется всего 33 авиаотряда (у Франции около 140), с 371 вполне боеспособными самолетами. Всего же вместе с запасными и учебными — около 1.200 самолетов. [38]

В самой Великобритании (на острове) — 13 отрядов, а в колониях 20 (в Египте — 4, в Ираке — 8, Индии — 6, Палестине — 1, Мальте — 1). С флотом работают 4–5 отрядов.

Имеется целый ряд авиационных и ремонтно-складочных учреждений для обслуживания авиационных и гидроавиационных частей.

В Англии имеется 6 авиационных маток (суда плавающие аэродромы, с ангарами): «Гермес», «Игль», «Аргус», «Фьюриозос», «Пигасос», «Арк Ройяль». Все эти авиаматки очень малого размера и неважных мореходных качеств. Кроме этого, для нужд корабельной авиации имеются площадки на дулах орудий на 17 линкорах и 11 крейсерах.

Воздухоплавание.

Организация воздухоплавательных средств неизвестна. Дирижабли одно время были совсем забракованы для военных целей, но в последнее время в этом отношении заметен поворот в сторону признания ценности дирижабля для морских стратегических разведок.

§3. Взаимоотношения Флотов Воздушного и Морского.

Комиссия лорда Бальфура.

Обещанная правительством подкомиссия комиссии имперской обороны была составлена из 3-х лиц, в составе председателя лорда Бальфура и членов — лордов Пиля и Уиэйра. (Weir). Отчет о результатах работ подкомиссии одобрен и утвержден правительством.

Подкомиссия еще раз изучила весь вопрос в целом.

Существующая схема.

Во второй части отчета подкомиссия излагает существующую схему обеспечения флота воздушными силами.

Воздушное Министерство принимает на службу и подготовляет личный состав для воздушных сил флота, находящихся в ведении Адмиралтейства и базирующихся на суда авиаматки. Последние проектируются, строятся и содержатся Адмиралтейством. Задачи воздушных сил — разведка, корректировка стрельбы судовой артиллерии, бомбардировка, минные атаки и воздушный бой. Они действуют с авиаматок, а также с линейных кораблей и крейсеров.

В настоящее время флот обслуживается 115 офицерами и 681 других чинов, состоящими на службе в «Королевских Воздушных Силах».

Отряды Королевских Воздушных Сил, действующие над морем с береговых баз, в связи с флотом, находятся в полном подчинении Воздушному Министерству. [39]

Морская воздушная политика устанавливается Воздушным Штабом и Адмиралтейским Военным Штабом.

Подкомиссия прибавляет к этому с весьма тонкой иронией «что тут инициатива может исходить с той или другой стороны, но высшие морские чины не имеют при существующей схеме достаточно случаев для получения такого опыта или подготовки в воздушных делах, чтобы быть пригодным для последней работы{9}.

Роль берегового района (округа).

«Береговой район» обеспечивает связь между флотом и королевскими воздушными силами и управляет флотскими воздушными силами, находящимися на берегу. Береговым районом командует бывший морской офицер. Он ответственен за боеспособность личного состава, его морскую подготовку и боепригодность материалов части, по вопросам обеспечения флота и воздушных сил. Он непосредственно сносится с главнокомандующим Атлантическим флотом. Береговой район включает в себя две группы воздушных сил, штабы которых находятся в Лейчарсе и Ли-Он-Солент.

Мальта таким же образом обслуживает флот Средиземного моря.

Части флотских воздушных сил, размещенные на авиаматках, подчинены Главнокомандующему соответствующим флотом. Приказания им передаются через офицера королевских воздушных сил, прикомандированного к его Штабу и капитана авиаматки.

Обязанности Воздушного Министерства.

Воздушное Министерство поставляет весь личный состав для флотских воздушных сил, за исключением некоторого числа морских офицеров — морских наблюдателей артиллеристов, обучаемых воздушным флотом, и радио-телеграфистов.

Новые конструкции, усовершенствование старых для нужд морской авиации вырабатываются Воздушным Министерством по соглашению с Адмиралтейством.

Существует также «Междуведомственная Техническая Комиссия по авиационному оборудованию его величества кораблей», состоящая из представителей Адмиралтейства и Воздушного Министерства. Комиссия разрабатывает вопросы устройства и авиационного оборудования авиаматок и кораблей боевого флота (площадки на орудиях и т. п.).

Воздушное министерство ответственно за все материальное снабжение, нужное для работы и жизни флотских воздушных сил. [40]

Количество потребных для флота самолетов устанавливается по соглашению обоих ведомств. В данное время это количество невелико, в виду отсутствия во флоте больших авиаматок. Воздушное Министерство в своей программе предусмотрело увеличение числа самолетов на 1923–1924 г.г., когда будет закончена постройка двух новых больших авиаматок.

Мнения сторон.

Приведя далее причины, заставившие в 1917–1918 г.г. создать Воздушное Министерство, подкомиссия в своем отчете говорит, что «вполне естественно, если теперь Воздушное Министерство решительно возражает против частичного своего расчленения, неизбежно связанного с полным выделением «Флотских Воздушных Сил»{10}.

Подобное выделение, мало того, что усложнило бы вопросы администрирования, создав неизбежное дублирование работы, оно в области снабжения и научно-технического развития замедлило бы прогресс и вызвало бы увеличение расходов.

Взгляд Адмиралтейства подкомиссия излагает так:

«Флотские Воздушные Силы» ныне являются столь же необходимыми флоту, как крейсера, истребители (миноносцы) или подводные лодки{11}.

Адмиралтейство считает нетерпимым такое положение, когда при ответственности его за успех и бдительность боевого флота, воздушная деятельность, в значительной степени обусловливающая этот успех и бдительность флота, направляется людьми, состоящими на службе в другом ведомстве».

Компромисс комиссии.

Подкомиссия, при «величайшей симпатии к обеим точкам зрения», находит, однако, что хотя она не полагает возможным настоящую схему оставить совсем без изменения, но «считает невозможным совершенно отделять воздушную организацию, предназначенную для работы с флотом от воздушной организации, ответственной за оборону отечества от воздушных атак и взаимодействие с армией на прочих театрах военных действий».

Таким образом, подкомиссия пришла к некоторой средней линии между этими крайними точками зрения. Между прочим, склонность к компромиссу всегда была характернейшей чертой настоящего англичанина. [41]

Стаж для начальников воздушного флота.

Прежде всего подкомиссия, при обоюдном согласии сторон, установила, что командиры воздушных групп, имеющие в работе соприкосновение с флотом, должны назначаться из числа тех офицеров королевских воздушных сил, которые прошли известный стаж во флотских воздушных силах.

Тот же принцип устанавливается при назначении командующих береговым районом обороны и старших воздушных начальников на авиаматках.

Другие мероприятия.

Вопрос о деньгах на содержание флотских воздушных сил, которые адмиралтейство желало включить в свой бюджет, а воздушное министерство против этого возражало лишь по техническим причинам, подкомиссия постановила передать на решение Государственного казначейства (по обычной терминологии — министерства финансов) по обсуждении его с обоими ведомствами.

Опасения адмиралтейства, что в случае войны воздушное министерство может отобрать флотские воздушные силы, разрешены постановлением подкомиссии, по которому этого сделать нельзя без согласия самого адмиралтейства или без приказания кабинета министров.

Отчет рекомендует для улучшения связи между двумя ведомствами следующие мероприятия:

1. Морские офицеры должны назначаться в воздушные штабы.

2. Воздушные офицеры — в морские штабы.

3. Усилить технические департаменты воздушного министерства морскими техническими силами.

Будущее яблоко раздора.

Все предыдущие предложения подкомисии не вызывают возражений со стороны «воздушников». Но зато двум последующим суждено стать опять яблоком раздора. Именно, подкомиссия рекомендует на авиаматках иметь такую пропорцию морских и воздушных офицеров: воздушных не менее 30%, а остальные — морские. Такое положение, во-первых, сильно задержит продвижение по службе воздушных офицеров, а, во-вторых, обозначает полное «порабощение» воздушных сил флота адмиралтейству.

Второе предложение — использовать для морских разведок и корректирования стрельбы исключительно морских офицеров, получающих специально-наблюдательную подготовку.

Недовольство морского флота.

Флот остался недоволен решением правительства.

«Морнинг Пост», сторонница флота, тотчас же по опубликовании правительственного решения по этому поводу заявила: [42]

«Последнее слово по этому вопросу отнюдь еще не сказано. Если только партийные и частные интересы не отнимут возможности обсудить вопрос в парламенте, то там вероятно эта схема-мешанина будет забракована».

Адмиралтейство опять открыло в печати кампанию за расторжение соглашения и за возобновление нападок на воздушное министерство в прессе и палате общин, как только парламент соберется после каникул.

Полемическая беспощадность.

Сторонники полного единства воздушного флота не остаются в долгу. В полемике, несмотря на характерную вообще для английской прессы сдержанность, проскальзывают такие эпитеты по адресу противника, что другой любитель сильных выражений только крякнет от удовольствия. Выражения в роде «адмиралы с костяными головами», «мертвые вверх от ушей», «морские офицеры со своей общеизвестной умственной тупостью и отсутствием образования» и т. п. не являются самыми сильными. Надо удивляться, как дело обходится без судебного вмешательства, когда воздушники прямо обвиняют адмиралтейство в бездействии, полной некомпетентности в своем прямом деле, полной почти вообще непригодности современного морского флота для обороны империи и ее семи морей «благодаря чему Англия чуть-чуть не проиграла войну 1914 года» и т. п.

Впрочем адмиралтейство тоже не избегает подобных выражений в ответных статьях.

§4. Устройство воздушной обороны{12}.

В общих чертах устройство воздушной обороны таково: На основании большого опыта по воздушной обороне, вынесенного англичанами из войны 1914–1918 года, признается категорически необходимым руководство всей воздушной обороной объединить в одних руках. Мало того, и все материальные боевые и небоевые средства также должны быть сведены в особые «части воздушной обороны», а не рассеяны по разным инстанциям.

Два вида воздухобороны.

Оборона против воздушного врага может быть разделена на два вида. Первый вид — это оборона территории страны, театра военных действий от воздушных атак врагом целей, находящихся внутри обороняемого района. Целями этими могут быть войска, склады, порты, железно-дорожные станции, целые города и т. п. Второй вид — воздушная оборона самих войск, их самооборона. [43]

Схема воздухобороны территории.

Здесь дается схема устройства воздухобороны первого вида.

Наименьшим соединением, способным вести вполне самостоятельную и успешную борьбу с воздушным противником, является «бригада воздухобороны». Состав ее следующий:

Авиация.

Один или несколько авиаотрядов (обычно от 2-х до 5-ти). Несколько отрядов соединяются в «крылья» (Wings). Следовательно, всего самолетов минимум от 20 до 50-ти.

Артиллерия.

Две артбригады, в каждой бригаде от 2-х до 5-ти батарей 8-ми орудийного состава. Одна или две батареи в каждой бригаде — легкой артиллерии. Следовательно, всего орудий от 32 до 80-ти.

Инженерные части.

а) Один прожекторный батальон, состоящий из 4–6 рот. Каждая рота подразделяется на 4 отделения, по 6 прожекторов в отделении. Всего в роте — 24 прожектора, а в батальоне — от 96 до 144. При батальоне мастерские.

б) отделение воздушных наблюдателей, распадающееся на воздушные посты с одним звукоискателем в каждом.

в) отделение или рота связи.

Состав бригад и дивизий.

Бригады соединяются в дивизии воздухобороны. В дивизии — от 2-х до 5-ти бригад.

Как видно, состав бригад и дивизий очень изменчив. Он зависит от активности воздушного противника, особенностей театра боевых действий или важных уязвимых пунктов, охраняемых частями воздухобороны.

Начальник воздухобороны.

Во главе всех частей воздухобороны, действующих с полевыми войсками, стоит начальник воздухобороны, непосредственно подчиненный главному командованию. При совместном действии с войсками, одна бригада воздухобороны обычно придается двум пехотным дивизиям.

Настоящее состояние.

В данное время, судя по сведениям, появившимся в общей прессе, территориальная армия имеет в своем составе две (2-ю и 3-ю) бригады воздухобороны, главным образом, для обороны Лондона. В регулярной же армии в настоящее время имеется всего одна бригада воздухобороны.

Зенитную артиллерию так же, как и прожектора, предположено передвигать исключительно при помощи механической тяги.

§5. Личный состав.

Комплектование.

Как и вся английская армия, воздушный флот комплектуется на добровольных началах через свои особые вербовочные бюро. Вербовка производится на различные сроки в зависимости от должности и желания добровольца. [44]

Личный состав Английского воздушного флота делится на следующие категории:

1) воздушных офицеров,

2) офицеров,

3) подпрапорщиков, унтер-офицеров,

4) юнкеров и юнгов (кадет),

5) нижних чинов.

В первой категории всего 17–20 человек высшего командного состава. Всего офицерских чинов насчитывается до 3.071 ч., а прочих — 27.499.

Чины.

С 1918 года существуют следующие чины:

№№. по порядку Название чина в воздушном флоте. Соответствует чину в армии.
1 главный маршал воздуха фельдмаршал
2 маршал воздуха генерал
3 воздушный маршал генерал-лейтенант
4 воздушный вице-маршал генерал-майор
5 воздушный командир бригадный генерал
6 командир группы полковник
7 командир крыла подполковник
8 начальник отряда майор
9 лейтенант звена капитан
10 офицер-летчик и офицер-наблюдатель поручик
11 летный офицер прапорщик

и еще 9 чинов нижнего звания.

Материальное обеспечение.

Жалованье очень высокое по сравнению с другими государствами. Напр., женатый офицер-летчик получает жалованье 577 1/2 фунтов стерлингов в год, т.-е. почти 500 руб. золотом в месяц. Женатый начальник отряда получает в месяц около 700 руб. золотом. [45] Воздушный главный маршал около 3.000 фун. стерлингов в год. Установлены, кроме того, дополнительные выдачи за выслугу лет, за службу в колониях, за знание языков и т. п.

Качества личного состава.

Благодаря этой высокой оплате в Английском Воздушном Флоте сохранился лучший личный состав, оставшийся после войны. Несмотря, напр., на то, что годы усиленной экономии оставили авиацию с самолетами 1918 г. англичане, пожалуй, правы, когда говорят, что они все же сейчас имеют сильнейший воздушный флот. Численное равенство их воздушного флота любому другому воздушному флоту они расценивают как свое двойное превосходство. И здесь, безусловно, не одно только национальное хвастовство. Фактически во главе Военного Воздушного Флота стоит выдающийся знаток воздушного дела, главный воздушный маршал Тренчард, своими военными талантами оказавший во время европейской войны большие услуги английской авиации. За годы мирной жизни проделана огромная работа по углублению подготовки личного состава.

Летный состав достиг изумительной степени совершенства в летном деле. Ежегодные июньские воздушные парады Воздушного Флота около Лондона, посещаемые громадным количеством народа, наглядно это показывают. На рис. 4 и 5 можно видеть, до какой виртуозности поднято искусство группового полета. Самолеты почти соприкасаются крыльями. Группы в 5 самолетов делают одновременно различные фигуры высшего пилотажа, до мертвых петель включительно, не разбивая строя, не теряя дистанции и интервалов. Правда, это максимальные достижения лучших частей. Индивидуальная [46] подготовка блестяща. Степень боеспособности военной авиации можно видеть из действий ее в Ираке. Там 8 авиационных отрядов, с приданными им немногочисленными отрядами земных войск держат в повиновении громадную страну, крайне враждебно настроенную к англичанам.

Количество летных аварий.

Количество аварий все же довольно значительное. За 1920 г., напр., было 71, за 1921 — уже 114 аварий, повлекших за собой смерть или ранение летного состава. При этом за 1921 г. только одна такая авария приходится на учеников-летчиков; остальные произошли в частях. На каждый несчастный случай приходится 2.238 самолетов-часов.

Большое влияние на высокий процент аварий оказывает устарелость самолетов, а затем работа в колониях в очень трудных условиях.

Обучение. Академия.

Высшим военно-воздушным учебным заведением является Академия Воздушного Флота, курс 2 года. Принимаются лишь летчики с пятилетним и больше летным стажем. Задачи Академии — давать общее высшее военное образование.

Затем для подготовки офицеров для Воздушного Флота имеется Военное Училище — двухлетний курс (прием от 17 1/2 лет до 19-ти). Предельный возраст для служащих в Воздушном Флоте — 21 год. Предварительно строгая проверка в специально-медицинской комиссии. Принимаются лишь лица с безукоризненным здоровьем. Вследствие высокой платы за обучение в Училище могут обучаться лишь сыновья очень состоятельных граждан. [47]

Кроме этих общих учебных заведений, имеется еще целый ряд специальных школ: аэрофотографии, радио, стрельбы и бомбометания и др.

Авиационные летные школы.

Имеется около 7–9 школ. Курс обучения около 1 года.

Сначала проходится теоретический курс (показательным методом), затем первоначальное летное обучение и специальное, усовершенствование.

Резерв Воздушного Флота.

9-го февраля 1923 года английское воздушное министерство опубликовало постановление об устройстве и порядке комплектования воздушного резерва. Это постановление стоит в связи с решением увеличить воздушные королевские силы и сформировать новые воздушные части для обороны страны.

Организация резерва.

Организация резерва в общих чертах такова: резерв имеет два главных подразделения: в одно входят все офицеры, а в другое — все остальные чины. Во главе резерва стоит Начальник Резерва, подчиненный Воздушному Министерству.

Офицерский резерв состоит из 6-ти категорий, которое можно свести в 4 группы:

I. Категория А и АА — летный состав.

II. Категории В и ВВ — технический состав, знающий современный воздушный флот.

III. Категория С — технический, административный состав, не входящий в категорию В.

IV. Категория D — медицинский состав. [48]

Категория А питается из 4-х разных источников:

1) комсостав постоянной службы, находящийся в отставке;

2) комсостав, состоящий на краткосрочной службе и автоматически переходящий в резерв;

3) комсостав, служивший в R. F. С. (королевский летный корпус) или R. N. A. S. (королевская морская воздушная служба), но не выслуживший сроки, установленные для пребывания в резерве.

4) Летчики-офицеры, получившие звание летчика в R. F. С. или R. N. A. S. во время войны и находящиеся теперь на гражданской службе или в частной жизни. Министерство считает последнюю группу самым большим источником пополнения резерва.

Что касается категории АА, то в нее входят, главным образом, гражданские летчики, не служившие на военной службе. Число этих летчиков может быть только очень небольшим, потому что очень мало летчиков, научившихся летать до или во время войны 1914–1918 г. не служило в армии. Летчиков же, научившихся после войны, совсем ничтожное число.

Категория В пополняется технически-квалифицированным составом, демобилизованным после службы в следующих основных отраслях воздухофлота: 1) моторное и сборочное дело, 2) радиотелеграф и служба связи, 3) фотография, 4) вооружение, 5) дирижабли и вообще аэростаты, 6) снабжение и проч.

Категория ВВ состоит из граждан, обладающих необходимой технической квалификацией по одной из вышеупомянутых отраслей, но никогда не служивших в воздушном флоте.

Что касается категории С, Д и резерва прочего, не командного состава, то затруднений с образованием его воздушное министерство не испытывает. Этот резерв будет пополняться служившими ранее в R. A. F.

Численность резерва.

В настоящее время воздушное министерство не установило еще окончательно численности резерва.

Предполагается, что в течение ближайших двух — трех лет резерв будет состоять, примерно, из 700 офицеров и 12.000 нижних чинов.

В настоящее время до этого числа несколько сотен офицеров недостает. Стоимость содержания этого резерва исчисляется, сравнительно, низкая, около 250.000 ф. ст. (около 2.100.000 довоенных рублей зол.), что стоит в связи с удачным разрешением вопроса о тренировке и практике состоящих в резерве. [49]

Сроки пребывания в резерве.

Все резервные офицеры в случае войны могут быть призваны на военную службу, где бы они ни находились.

При вступлении на службу никто не получает чина старше чина летного офицера (Flying officer — примерно, подпоручик). Дальнейшее производство следует в установленном порядке. [50]

Офицеры категорий АА подвергаются экзамену и по выдержании получают должность после 6-ти месяцев успешной действительной службы. Чин летного офицера им дается спустя 18 месяцев. Продолжительность пребывания в резерве определена такая:

для категории А и АА — от 3-х до 5-ти лет.

для категории В — от 3-х до 4-ти лет.

для категории ВВ — от 3-х до 5-ти лет.

Предельный возраст для категории А и АА установлен в 40 лет, для категории В и ВВ — 45 лет (для небольших чинов). Для всех категорий предельный возраст повышается до 45 лет для чина Squadron Leader (командир отряда) и до 48 лет чина командира крыла (Wing commander).

Вопрос о жаловании, повидимому, разрешается так, что основное жалованье офицеров резерва будет такое же, как у офицеров того чина, служащих на действительной службе.

Обучение.

Офицеры категорий А и АА должны ежегодно иметь не менее 12 часов тренировки на последних современных самолетах.

Максимальный срок обучения до 24 дней в году. Этот срок обычно будет распадаться на 4 периода по четвертям года, продолжительностью не менее 2-х дней каждый.

В особых случаях весь курс может быть пройден за один раз. [51]

Офицеры категорий В и ВВ обязаны ежегодно проходить специальный технический курс в течение 14 дней. Для того, чтобы не отрывать на такой большой срок людей от их обычных занятий, возможно, что курс будет разбит на несколько частей.

Для тренировки летчиков категории А и АА пока намечено открытие 4-х летных школ при больших авиационных заводах (Хавилэнд, Армстронг-Уитворсэ, Бристоль, Бердмор), расположенных в различных округах Англии. В данный момент английское воздушное министерство ожидает результатов своего объявления. В случае наплыва желающих, возможно открытие и других школ (например, гидро-школы в Соутгемптоне). Программы школ еще не выработаны. Прохождение курса другими категориями намечено при территориальных учреждениях воздушного флота.

§6. Вооружение.

Типы самолетов. Таблица.

Данные типов самолетов, состоящие на вооружении Английского Военного Воздушного Флота, приведены в таблице на стр. 52. За немногими исключениями, все это совершенно устаревшие типы самолетов 1917, 1918 г.г. Об опытных самолетах, испытания которых закончились или еще производятся, и предположенных к введению на вооружение, подробных сведений нет, так как они держатся в большой тайне; известны лишь их назначение, название, фотографии.

Опознавательные знаки.

Концентрические круги — синий, белый, красный. [52]

Самолеты, принятые на вооружение в Англии в 1919–1922 г.г.

НАЗВАНИЕ ФИРМЫ (МАРКА). Число, марка, мощность моторов. Число мест. Скорость к земле. Время подъема в метр. мин. сек. Прод. пол. часы. Полезн. нагрузк. клгр. ВООРУЖЕНИЕ.
Истребители.              
Сопвит-Снайп 1 Биар 220 HP. 1 195 1500 м. 3' — 45'' 3 350 2 пулем. Викк. Кэмель — корабельный истребитель, разведчик
Сопвит-Кэмель 1 Клерже 130 HP. 1 165 1500–5 2,5  —
S. Е. — 5 (произносится Эси-Файф) 1 Испано 200 HP. 1 200 3000 м. 10' — 20'' 3,5  —
Мартинсайд 1 Испано С — 300 HP. 1 235 3000 м. 6' — 50'' 3 285 2 пулем.
Глоучестершайр 1 Нэпир 450 HP. 1 290  — 1,5 260 2 пулем.
Разведывательные и бомбардировочные.           370  —
Бристоль-Файтер 1 Испано С — 300 Н 2 190 1500 м. 6' — 30'' 2,5 385 1 п. ч. вин. 2 — у набл.
де-Хавилэнд, ДН 4. 1 Седлейпума 240 HP. 2 193 3000 м. 14' — 10'' 5 500 1 п. ч. вин. 1 — у набл.
де-Хавилэнд, ДН 9. 1 Седлейпума 240 HP. 2 180 3000 м. 20' 5 500 То же.
де-Хавилэнд, ДН 9a. 1 Либерти 400 HP. 2 205  — 4 ок. 900 1 п. чер. винт. 2 — сзади
де-Хавилэнд, ДН 9a. 1 Непир 450 HP. 2 220 3000 м. 11' 4 ок. 900
Виккерс-Вернон 2 Непир по 450 HP. 12 170  — 5  — Для перев. войск в колонии
Виккерс-Вими 2 Рольс-Ройс по 360 HP. 3 165 4500 м 22' 10 2450
Хендлей-Педж. 0,400 То же. 3 150 1500 м. 10' 8,5 2360 От 3 до 4–5 пулеметов.
де-Хавилэнд. Де — Н 10 2 Либерти 400 HP. 3 190 2000 м. 15' 5 1420
Морские самолеты.              
Шорт — 2в Феликс-Тау — 5 1 Сонбим 275 HP. 2 145 3000 м 40' 4,5  —  
Ферей З. С. 1 Рройс 360 HP. 2 155 3000 м. 17' — 20» 6  —  
Сопвит «Куку» 1 Испано 200 HP. 1  —  — 4  — Минон. 1916 и 1918 г.г. [53]
Блекборн-Свифт 1 Непир 450 HP. 1 175 1500 м. 6' 4  —

§7. Бюджет.

В 1921–1922 году парламент отпустил на Воздушный флот около 18.411 тыс. фунт. стерлингов (около 184 милл. рублей золотом) и в 1923–24 г.г. — 18.605 тыс. фунт. стерлингов (около 186 милл. рублей золотом).

§8. Перспективы.

Ближайшие два года.

Решение Правительства расширить Воздушный флот открывает перед последним широкие перспективы. Предполагается, что в ближайшие 2–3 года Военная Авиация будет содержаться в размере 600–700 действующих самолетов, каждую минуту готовых к боевым действиям. С запасными самолетами это всего составит, примерно, 1200–2000 самолетов.

Расходы по программе.

Расход на программу оценивается в 8 милл. фунт. стерлингов, из них 500 тыс. фунт, стерлингов предположено затратить в настоящем бюджетном году на увеличение числа офицеров и прочих чинов в строевых частях и в штатах Воздушного Министерства, а вместе с этим и на усиление рекрутского аппарата. Увеличивается отпуск на опытные работы.

Число отрядов к концу 1924 г.

К концу будущего года ожидают, что число отрядов с 33 возрастет до 81. Для соблюдения провозглашенного принципа нужно было бы иметь около 140 отрядов, так как столько их имеет наиболее сильный Воздушный Флот Франции.

Но в ближайшие два года англичане не собираются сразу достичь установленного размера, считая, что и при таком численном соотношении качественно они все же будут сильнее французов раза в два. [54]

Дальше