Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 7.

Последняя фаза операции

Сильный шторм

После визита короля три дня все шло на редкость хорошо в районе вторжения. Машины, боеприпасы и прочие необходимые армии грузы быстро разгружались в нужном количестве (см. Приложение VII).

Зачем природа внезапно снова продемонстрировала свое непостоянство, и на короткое время исход операции «Нептун» повис на волоске. «В течение 18 июня произошло два, совершенно неожиданных события, — пишет профессор Стэгг, — холодный фронт, шедший накануне через Исландию, быстро переместился в юго- восточном направлении, прошел над Британскими островами, оставляя позади себя обширную зону высокого давления. Одновременно область низкого давления над Средиземным морем стала быстро перемешаться на север, охватывая обширные районы Франции. Таким образом, участки высадки оказались как бы в трубе между зонами низкого и высокого давления, что породило северо-восточный ветер, который два дня, 19 и 20 июня, дул с силой 6–7 баллов и с чуть меньшей силой в последующие два дня, 21 и 22 июня».{65}

Уже с первого дня вторжения погода была неважной, но такой в это время года ожидать не мог никто. Уже 16 июня сильный боковой ветер затруднял действий буксиров на монтаже «Малбери» и сильно мешал разгрузочным работам. Низкая облачность лишила армию непосредственной поддержки с воздуха в самое нужное время. В течение ночи с 17 на 18 июня установилось классическое затишье перед штормом, который неожиданно дал о себе знать сильным северо-восточным ветром, начавшим дуть в 03:30 19 июня. К 09:00 сила ветра достигла 6 баллов, а к 15:00 сила ветра порывами [457] дошла до 7 баллов, подняв волны, достигавшие на якорных стоянках высоты 6–8 фунтов.

В первой половине дня 19 июня все разгрузочные работы на английских участках высадки были прекращены и танкодесантные баржи и малые суда вынуждены были укрыться у бортов «гузбери», которые монтировались у Арроманша. 12 танко-десантных кораблей, прибывших на участок «Джюно» в первой половине дня, были направлены под прикрытие «гузбери» в районе Курселя. Однако там не оказалось достаточно места для всех, и в течение следующих двух дней семь СТ выбросило на берег, шесть из них при этом было разбито. Выход всех конвоев из Англии был закрыт. Шторм стал суровым испытанием для брекватеров «гузбери» и «феникс» в районе Арроманша. Многие блокшивы опрокинулись и море в полную воду полностью скрывало их, но они спасли от гибели большое количество десантных судов. Там, где «гузбери» стояли вплотную друг к другу или с небольшим пространством между собой, с их подветренной стороны можно было даже производить разгрузку.

В американском секторе у побережья Сен-Лорана, как писал один командир английского десантного судна, пытавшегося там укрыться, «пространство внутри «малбери» стало сценой ужасающего хаоса. Сотни десантных судов от небольших барж до танко-десантных кораблей выбрасывались на берег и разбивались друг о друга. Плавпирсы «Уэйл» были уничтожены. «Бомбардоны», порвав удерживающие их швартовы, как обезумевшие чудовища носились по якорной стоянке, тараня корабли, сталкиваясь друг с другом и разрушая бетонные кессоны «феникс». Даже блокшивы были разбиты и все море в районе Сен-Лорана было полно обломков».{66}

Потери составили: пять больших танко-десантных кораблей, один пехотнодесантный корабль (LSJ (Н)), 13 больших пехотно-десантных барж (LCT), четыре десантных баржи ПВО и большое количество сторожевых катеров.

«Малбери-Б» у Арроманша пострадал значительно меньше, так как его частично защищали скалы Кальвадоса и выступающие в море к северу от Гавра мысы. Кроме того, воды, где были затоплены кессоны «Феникс [458] « были не столь глубоки, как у Сен-Лорана. Благодаря этому искусственный порт у Арроманша выстоял, потеряв четыре «феникса» и несколько «гузбери». Подъездные пути к плавпирсам получили только легкие повреждения, а сами пирсы остались практически неповрежденными.

Тем не менее повреждения кораблей и судов были тяжелыми. Один малый танко-десантный корабль перевернулся и затонул. Один большой танко-десантный корабль, три каботажных судна, траулер и небольшой танкер были выброшены на берег. Крейсер «Дайадем» столкнулся с самоходным паромам, а эскадренный миноносец «Фури», подорвавшись во время шторма на мине, выбросился на берег. «Бомбардоны» так же, как и в американском секторе, порвав швартовы, либо тонули, либо носились по якорным стоянкам, увеличивая и без того большую опасность для находящихся там судов. К положительным результатам шторма можно отнести то, что благодаря ему отработало большое количество «донных» мин.

17 июня в момент благоприятной погоды, непосредственно предшествующей этому шторму, из южных портов Англии были отбуксированы составные части подъездных пирсов «Уэйл», которые весили 22 тонны и были общей длиной в 2,5 мили. Они благополучно достигли района вторжения, только для того, чтобы погибнуть во время шторма!

Когда в ночь с 22 по 23 июня шторм стал постепенно утихать, Командующие соединениями оказались перед перспективой полного срыва графика наращивания сил. Более 800 кораблей и судов всех типов были выброшены на берег. Большинство из них при этом либо были повреждены, либо прочно засели на грунте. Из-за этого совершенно не хватало разгрузочных барж и паромов. Более того, обследования повреждений искусственного порта «Малбери» у Сен-Лорана показали, что они настолько серьезны, что не имеет смысла заниматься ремонтом. Поэтому было решено все уцелевшие части «Малбери-А» передать в распоряжение «Малбери-В» у Арроманша для усиления последнего в предвиденьи надвигающихся зимних штормов. Итак, четырехдневный шторм нанес союзникам больше повреждений, чем враг за две недели. [459]

По армейским оценкам, в результате шторма не были в нужное время доставлены войскам 20000 машин и 140000 тонн различных грузов. Независимо от того, насколько точны эти цифры, шторм безусловно оказал влияние на прибытие судов в район вторжения, которое было следующим: 19 июня — 239, 20 июня — 47, 21 июня — ноль, 22 июня — 81, 23 июня — 281 (см.Приложение VII). Самым серьезным последствием этого стала хроническая нехватка боеприпасов. Этот вопрос, вызывавший сильное беспокойство с первого дня высадки, стал настолько актуальным, что намеченное форсирование реки Одон было отложено.

Немедленно были предприняты энергичные меры для спасения как можно большего количества поврежденных судов. На берег были высажены ремонтно-спасательные партии с плавмастерских «Адвентер» и «Альбатрос», а также с десантного судна № 2 для производства экстренных ремонтных работ. Прежде всего работы начались на выброшенных на берег судах. В ремонтные партии были направлены 250 специалистов, откомандированных Командованием флота метрополии в район вторжения. Одновременно из Англии шло необходимое ремонтное оборудование, в том числе сварочные аппараты и строительные материалы. Ремонтно-спасательные партии, собранные в таком чрезвычайном порядке, работали круглосуточно. «Благодаря энергии и самоотверженности всех занятых на ремонтных работах, — указывал в своем рапорте адмирал Рамсей, — около 600 выброшенных на берег десантных судов и несколько каботажных пароходов, а также других малых судов были временно отремонтированы и спущены на воду к следующему сизигийному приливу 8 июля. Еще 100 судов были спущены на воду через две недели».{67}

Повреждения, нанесенные штормом транспортно-десантным средствам, отразились и на английских судостроительных заводах, где все ремонтные мощности были уже задействованы для ремонта десантных судов, поврежденных во время вторжения, число которых оказалось гораздо большим, чем ожидалось. Новые поврежденные суда в таком количестве прибывшие на судоремонтные заводы вряд ли могли рассчитывать на быстрый ремонт, если бы не Ремонтная Группа при управлении [460] Десантных операций (СО ЕР), которая, полностью оправдав свое существование, сделала все возможное, чтобы использовать в полной мере ремонтную базу, имеющуюся в распоряжении заводов восточного, южного и юго- западного побережья Англии.

Как только позволила погода, вновь начался прерванный процесс наращивания сил. Особые усилия были предприняты, чтобы пополнить запас боеприпасов армии, который дошел до угрожающе низкого уровня. Из-за временного затишья в боевых действиях Роммель получил время перегруппировать свои войска, подтянуть резервы и восстановить оборону. Удача была на его стороне, когда его единственный резерв — 22-ая танковая дивизия — был распылен по всему фронту в ожидании неминуемого наступления союзников, которое действительно планировалось, но не было осуществлено из-за нехватки боеприпасов.

Соединение «Плуто» (нефтепровод) во время шторма укрылось в Пор-ан-Бессене, так что его оборудование избежало серьезных повреждений и работа по прокладке нефтепровода «Томбола» возобновилась, как только позволила погода. Первая линия нефтепровода была проложена к 25 июня, вторая — через 19 дней. Еще две линии в районе Сен-Хонорина были введены в эксплуатацию соответственно 2 и 3 июля. Их общая пропускная способность в хорошую погоду составляла 8000 тонн топлива в день. По требованию американцев, впоследствии три коротких нефтепровода были проложены в последующие дни на берегу в восточном конце участка «Омаха».

Мнннозаграднтельные операции противника

В конце июня миннозаградительные операции немцев снова стали вызывать беспокойство. Поводом для беспокойства служили как новые мины, поставленные ночью самолетами и катерами, так и старые мины, чьи взрыватели замедленного действия наконец срабатывали.

Как мы уже видели, в течение первых двух недель после вторжения самые тяжелые потери от мин имели место в американском районе, где десять боевых кораблей и 24 транспортных судна погибли или были повреждены. [461] Однако в период между 22 и 24 июня единственной жертвой мин в американском районе оказался эсминец «Девис», в то время как в английском районе их жертвами стали 12 военных кораблей и семь транспортных судов. В число первых входили потопленные эскадренный миноносец «Свифт», траулер и два прибрежных тральщика. Из транспортных судов погибли три транспорта МТ и один штабной десантный корабль.

Флагманский крейсер адмирала Вайена «Сцилла» также подорвался на мине и был отправлен на ремонт в Англию, а Вайен в 03:30 24 июня перевел свой штаб на штабной корабль «Хилари». Крейсер «Сцилла» благополучно был отбуксирован в Спитхед.

Строго проводимый в жизнь приказ придерживаться самых малых ходов в районе вторжения заметно понизил количество жертв от донных мин. Тральщики также делали свое дело и к 3 июля вытралили почти 300 мин, в том числе и мины с неконтактными взрывателями (см. Приложение X). Хотя противник и продолжал ставить новые мины, теперь они уже не были сильной помехой процессу наращивания боевой мощи на плацдармах.

Закрытие участка «Суорд»

Продолжающееся присутствие противника на восточном берегу реки Орн и его способность держать участок «Суорд» под постоянным артиллерийско-минометным огнем своих мобильных батарей в большой степени мешало разгрузочным работам на этом участке. Более того, огонь врага с каждым днем становился точнее, несмотря на применение дымовых завес и на контрбатарейный огонь, который вели, действуя в непосредственной близости от побережья, десантно-артиллерийские корабли.

15 июня артиллерийским огнем противника были повреждены канадский корвет «Элберни» и шесть больших танко-десантных кораблей. После этого высадка личного состава на этом участке была прекращена.

На следующий день от артогня пострадал штабной корабль оперативной группы «S.1» «Лоукаст» и несколько [462] грузовых барж, после чего было принято решение прекратить подход к берегу танко-десантных кораблей. Затем, после того как 23 июня получило попадание английское каботажное судно, груженое боеприпасами, пользование участком было разрешено только судам со взрывобезопасными грузами.

Через два дня вражеский огонь стал еще более точным, в результате чего было принято решение перевести оставшиеся транспорта и каботажные пароходы на якорные стоянки участков «Джюно» и «Голд». Затем туда же перешли грузовые баржи и понтоны, а участок «Суорд» был закрыт. Старший морской начальник участка был отозван в метрополию.

Хотя вражеские орудия, вынудившие пойти на этот шаг, были небольших калибров, этот инцидент, по словам адмирала Рамсея, показал, что фланговый участок не может являться идеальным местом для разгрузочных работ, если армия не способна отбросить противника на такое расстояние, откуда он уже не мог бы держать участок под артобстрелом, или если артиллерия не в состоянии подавить батареи врага. В данном случае, к сожалению, налицо были оба условия.

Действия флота с 17 нюня по 5 июля

В результате воздушных ударов по военно-морским базам Гавра и Булони возможность вражеских контрмер была сильно понижена, и в итоге немцы были вынуждены перебросить катера из северных районов для возмещения потерь в районе вторжения. Что касается союзников, то их действия теперь были направлены на перехват немецких конвоев, направляющихся на острова Ламанша и на срыв эвакуации Шербура, находящегося под угрозой захвата с суши. В ночь с 22 на 23 июня 65-ая флотилия английских торпедных катеров, действующая из Портсмута, перехватила неприятельский конвой, шедший из Шербура на остров Ольдерней, в составе четырех артиллерийских барж с эскортом из трех сторожевых катеров. В завязавшемся бою союзники утопили одну баржу и все три катера. В ночь с 26 на 27 июня канадские эсминцы «Харон» и «Эскимос» утопили к югу от острова Джерси немецкий тральщик и сторожевик. [463]

В последующие дни из-за постоянных туманов контакты с противником были редки...

Действия подводных лодок противника

Несмотря на неудачное начало в этом деле, немцы продолжали активизировать действия своих подводных лодок, видимо, считая, что это лучший способ сорвать операцию по наращиванию союзных сил в Нормандии. Поэтому адмирал Дениц приказал перебросить в район Ламанша подводные лодки из Норвегии и Германии.

Адмиралтейство подозревало, что факт переброски может произойти, и 17 июня дало директиву развернуть все имеющиеся в распоряжении оперативные группы противолодочной обороны в Ламанше и на подходах к нему. Эти группы были распределены таким образом, чтобы у Командующего военно-морской базой в Плимуте их было девять, а у Командующего в Портсмуте — одна, действующая во взаимодействии с эсминцами, переданными в ее распоряжение по приказу адмирала Рамсея.

Показателем прибытия к противнику новых лодок стало Заметное увеличение активности работы вражеских радиопеленгаторов в районе острова Ушант и на западных подходах к Ламаншу в ночь с 23 на 24 июня. На следующее утро самолеты противолодочного патруля обнаружили несколько лодок, в результате чего была потоплена U-971 и сорок два немецких подводника взяты в плен. На рассвете 25 июня английский фрегат «Бикертон» утопил U-269 и так же подобрал из воды сорока двух уцелевших из ее экипажа. В свою очередь немецкими лодками был торпедирован фрегат «Гудзон», которому торпедой оторвало корму. В тот же вечер в 22:00 английские фрегаты «Эффлик» и «Бэлфо» обнаружили подводную лодку U-1191, долго преследовали ее и, в конце концов, утопили.

Неблагоприятная погода, стоявшая 25 и 26 июня, ограничила действия противолодочного воздушного патруля, в результате чего нескольким подводным лодкам противника удалось прорваться на фарватеры «Спаут», где они торпедировали английский корвет «Пинк», эскортирующий конвой, который шел на юг в 20 милях [464] северо-восточнее мыса Барфлер. Поврежденный корвет был благополучно отбуксирован в Портсмут.

28 июня в 21:30 американский войсковой транспорт «Мейд оф Орлеанс», возвращающийся в Портсмут в составе конвоя FXP.18, получил попадание торпеды и затонул в 35 милях южнее мыса Селсей-Билл.

На следующий день подводные лодки торпедировали четыре судна типа «Либерти», шедшие в конвое ЕСМ.17 в пределах пяти миль от района потопления «Мейд оф Орлеанс». Три торпедированных судна отбуксированы обратно в Спитхед, а четвертое было способно было продолжить поход. Через три часа американский транспорт «Эмпайр Портиа», шедший на север в составе конвоя FMT.22, получил попадание торпеды, но тоже был доведен до порта на буксире. Все эти печальные события явились результатом плохих условий для работы гидролокаторов в Ламанше. Однако вечером этого же дня подводная лодка U-988 была повреждена самолетом «Либерейтор» юго-западнее мыса Старт-Пойнт и добита на следующее утро английскими фрегатами «Эссингтон», «Дакворт», «Даннет» и «Кук» из состава 3-ей эскортной группы.

В конце июня немецкие подводные лодки достигли пика своих успехов. Хотя они продолжали действовать в проливе до конца войны, дальнейшие их успехи были сравнительно небольшими, а потери значительными. В июле было потоплено еще 9 лодок, а в августе — 21. В итоге адмирал Кранке был вынужден признаться в своей неспособности сорвать процесс наращивания союзных сил во Франции. После того как 25 июня адмиралу доложили о количестве солдат, машин и грузов, доставленных союзниками в Нормандию за предыдущие 48 часов (сведения, добытые немецкой службой радиоперехвата) в боевом дневнике военно-морской группы «Запад» появилась следующая запись: «Эти цифры во много раз превышают наши резервы людей и материалов и дают ясную картину преимущества вражеских морских коммуникационных линий».

Взятие Шербура

Фактическая гибель искусственного порта «Малбери» у Сен-Лорана явилась достаточно весомым поводом [465] для быстрейшего захвата порта Шербур, что позволило бы не оставлять долее союзные армии на милость предательской погоды Ламанша.

В свое время французы хорошо укрепили Шербур, а немцы весьма усилили существовавшую до них оборону. Памятуя об уроках Сингапура, они обратили особенное внимание на оборону Шербура с суши. Единственную проблему составляла нехватка людей, чтобы снабдить достаточным личным составом все укрепленные пункты, но это уже являлось следствием категорического приказа Гитлера, желавшего, чтобы войска держали фронт поперек полуострова Котантен. На укрепление сухопутного фронта были брошены писаря, повара, телефонисты и моряки, несмотря на решительные протесты со стороны коменданта порта контр-адмирала Хеннеке. Оборона Шербура включала: три батареи 11-дюймовых (280-миллиметровых) орудий и около двадцати батарей 6-дюймовых (150-миллиметровых) орудий, пятнадцать из которых были казематными, где устанавливалось еще большое количество 3,5- дюймовых и 3-дюймовых орудий.

Командующий 7-ым американским армейским корпусом генерал Коллинз, чьи войска постепенно продвигались вверх по полуострову Котантен прямо на Шербур, ошибался, считая, что бомбардировка порта с моря не понадобится, настолько поспешным было отступление немцев на последней стадии наступления частей 7-го корпуса. Однако, когда 23 июня отступающие войска противника достигли заранее подготовленной оборонительной линии, идущей по периметру города, они окопались там, держа твердую оборону. Пришлось Коллинзу запрашивать артиллерийской поддержки с моря. К сожалению, это требование, идя по инстанциям через генерала Бредли к адмиралу Рамсею, было передано последнему в самый разгар бушевавшего шторма. Тогда как необходимо было собрать корабли, подходящие для выполнения этой задачи, составить план бомбардировки и снабдить корабли необходимыми боеприпасами прежде, чем они могли бы приступить к осуществлению своей миссии. Поэтому Коллинз был информирован, что самое ранее, когда его требование может быть удовлетворено, это 25 июня.

Корабли бомбардировочной эскадры для обстрела Шербура были сведены в 129-ое Оперативное Соединение (ОС) под командованием американского контр-адмирала [466] Мортона Л. Дейо. Состав соединения был следующим:

1-ая Группа

Американский тяжелый крейсер «Тускалуза» (флаг контр-адмирала Дейо).

Американский линейный корабль «Невада» и тяжелый крейсер «Куинси».

Английские легкие крейсера «Глазго» и «Энтерпрайз».

2-ая Группа

Американский линейный корабль «Техас» (флаг контр- адмирала Брайанта).

Американский линейный корабль «Арканзас».

Силы прикрытия: 5 американских эсминцев.

Поскольку корабли должны были действовать в непротраленных водах, каждой группе был придан дивизион тральщиков. 1-ой Группе 129-го ОС была придана 9-ая английская флотилия тральщиков, состоящая из 8 эскадренных тральщиков, 4 буеукладчиков и 4 моторных баркасов, а также 8 рейдовых тральщиков из 159-ой флотилия прибрежного действия. 2-ой Группе 129-го ОС — эскадра «А» из 8 американских тральщиков, одного буеукладчика и 4 моторных баркасов.

Указанные силы сосредоточились в Портленде, откуда вышли 25 июня в 04:30. План предусматривал начать бомбардировку с дальней дистанции, постепенно уменьшая расстояние и меняя состав групп в соответствии с обстановкой и заявками от армии. Однако при подходе к французскому побережью адмирал Дейо получил радиограмму генерала Коллинза, в которой последний просил отменить дальнюю бомбардировку, так как опасался, что от разброса снарядов, характерного для стрельбы орудий крупного калибра на большие расстояния, пострадают его собственные войска. Поэтому корабли артиллерийской поддержки заняли позиции в непосредственной близости от побережья.

Когда тральщики, приданные 1-ой Группе 129-го ОС, легли на курс параллельно берегу, чтобы протралить район севернее порта для маневрирования кораблей артиллерийской поддержки, они попали под сосредоточенный огонь противника. Эсминцы сопровождения поставили дымовую завесу, однако противник не только не уменьшил, но и значительно увеличил интенсивность огня [467] настолько, что удалось протралить лишь половину заданного района до того, как адмирал Дейо приказал тральщикам отойти на север. К счастью, ни один из тральщиков не получил попаданий, несмотря на то, что с заведенными тралами маневренность их была исключительно низкой. В протраленном районе мин не обнаружили, что с некоторой долей вероятности позволило считать, что их вообще нет в этом районе.

После отхода тральщиков разгорелся яростный бой между двумя английскими крейсерами и батареей 6-дюймовых орудий, расположенной севернее Шербура в Керкевиле. Во время артиллерийской дуэли крейсер «Глазго» получил попадание в левый ангар, а несколько минут спустя еще одно попадание — в кормовую надстройку. Только в 14:40, после того как крейсеры выпустили 318 6-дюймовьгх снарядов, батарея была приведена к молчанию, но, как выяснилось, только временно. Корректировка с воздуха проводилась американскими самолетами «Кингфишер» и английскими «Спитфайер». Пока неприятельская батарея в Керкевиле отвлекала на себя внимание английских крейсеров, американские корабли, маневрируя самостоятельно, пытались выполнять заявки армии об артиллерийской поддержке, но все чаще и чаще вынуждены были переносить свой огонь на береговые батареи врага, чья стрельба становилась слишком точной, чтобы можно было их проигнорировать.

2-ая Группа 129-го ОС попала под тяжелый огонь противника, как только заняла позицию в районе артиллерийской поддержки. Из-за этого она не смогла соединиться с 1-ой Группой, как было намечено планом, а вместо этого оказалась втянутой в бой с немецкой батареей «Гамбург» из четырех 11-дюймовых орудий, расположенных чуть южнее мыса Леви. Эти орудия обслуживались моряками и были прекрасно защищены броневыми плитами и усиленными бетонными казематами. Кроме того, в районе этой батареи находилось шесть 3,5-дюймовых орудий и более дюжины зениток. 11-дюймовые орудия немцев имели дальность стрельбы 40000 ярдов, но сектор их обстрела был ограничен тридцатью пятью градусами на восток и на юг.

В ответ на запрос адмирала Дейо, переданный в 13:20 генералу Коллинзу, о продолжительности бомбардировки, последний ответил, что ее желательно вести [468] до 15:00. К этому времени все корабли артиллерийской поддержки получили либо прямые попадания с береговых батарей, либо были повреждены осколками от близких разрывов снарядов. Командир крейсера «Энтерпрайз» — канадский капитан 1-го ранга Х. Т. Грант одним из этих осколков был серьезно ранен в плечо, однако оставался на мостике до возвращения крейсера на базу. Из одиннадцати эсминцев три пострадали от прямых попаданий, а остальные от близких разрывов. Потери в людях по 129-ому Оперативному Соединению составили 14 убитых и 38 раненых.

За исключением крейсера «Энтерпрайз», направившегося в Портсмут, все корабли соединения вернулись в Портленд, где командир крейсера «Глазго» капитан 1-го ранга С. П. Кларк предложил адмиралу Дейо собрать совещание на борту своего корабля для разбора боя. Предложение было с радостью принято, а после совещания американцы отдали должное английскому грогу.

На следующий день, 26 июня, после полудня комендант крепости Шербур генерал-майор фон Шлибен и комендант порта контр-адмирал Хеннеке капитулировали. Однако в районе арсенала сопротивление противника продолжалось до утра 27 июня, а на фортах внешнего брекватера — до следующего дня. Отдельные очаги сопротивления на побережье полуострова удалось подавить только к 1 июля. Генерал Коллинз полностью оценил значение артиллерийской поддержки с моря. В письме адмиралу Дейо от 29 июня он писал: «Результаты оказались отличными и во многом способствовали отвлечению огня противника в период, когда наши войска штурмовали Шербур с тыла».{68}

Хотя немцы настолько разрушили порт, что он не представлял уже большой ценности для союзников, падение Шербура потрясло немецкое высшее командование.

Не теряя ни минуты, аварийно-спасательные партии и команды минеров начали работы по очистке Шербура, чей порт был загроможден потопленными кораблями и густо усеян минами. Много мужества проявили союзные моряки, разминируя акваторию порта и поднимая затопленные корабли. В результате работы, блестяще проведенной морскими отрядами под руководством коммодора резерва ВМС США А. Салливэна и [469] начальника аварийно-спасательной службы Штаба адмирала Рамсея коммодора резерва ВМС Англии Т. Мекензи, уже 16 июля в порт смог войти первый транспорт и выгрузить доставленные автомобили-амфибии. К концу июля в Шербуре могли одновременно разгружаться 12–14 транспортов и вскоре ежедневный грузооборот порта достиг 8500 тонн. В сентябре, когда порт был полностью очищен, его грузооборот удвоился, а затем превысил довоенный уровень.

Как только адмирал Рамсей был информирован о предоставившейся раньше планируемого срока возможности использования шербурского порта, он мог бы вывести из состава подчиненных ему сил некоторое количество кораблей артиллерийской поддержки и десантных судов, чего так долго требовали и Адмиралтейство, и Военно-морское министерство США. Однако адмирал Рамсей, имея опыт в подобных делах, подсказывающий, как опрометчиво выводить корабли из района до полного окончания операции, сопротивлялся оказываемому на него давлению, пока наконец не решил, что с введением в эксплуатацию Шербура отдать корабли можно без опасения.

Пересмотр структуры командования

Когда после критической ситуации, вызванной штормом, была восстановлена нормальная обстановка, настало время пересмотреть структуру командования.

В начале июля Командующие американским и английским Оперативными Соединениями спустили свои флаги, а контр-адмирал Д. У. Райветт-Канек был назначен старшим Морским Начальником английского района вторжения с береговой штаб-квартирой в Курселе. Американский контр-адмирал Джон Уилкс получил аналогичное назначение в американском районе вторжения с одновременным принятием на себя должности Командующего американскими военно-морскими базами во Франции. Контр-адмирал Тэлбот, а также коммодоры Дуглас-Пеннант и Оливер были отозваны в метрополию. [470]

Конец операции «Нептун»

Все вышеуказанные изменения ознаменовали окончание операции «Нептун». Заканчивая свой рапорт на имя генерала Эйзенхауэра, адмирал Рамсей писал: «Я не могу закончить это послание, не выразив своего глубокого восхищения теми методами, которыми вы в качестве Верховного Главнокомандующего направляли и координировали действия многочисленных Командующих разных родов войск наших стран. Я считаю для себя большой честью, что мне пришлось командовать в этой великой операции Союзными военно-морскими силами, находясь под Вашим выдающимся руководством, которому мы в большей степени, чем чему-либо еще, обязаны достигнутым успехом».{69} [471]

Дальше