Эпилог
Адмирал Рамсей в качестве Командующего военно-морскими экспедиционными силами союзников продолжал руководить вверенными ему соединениями флота из своей штаб-квартиры в Саутвик-Хаузе до 8-го сентября, после чего перенес свой командный пункт во Францию. Перед отъездом он направил автору этой книги письмо (текст которого полностью приведен в Приложении XI), где благодарил за прекрасные условия работы, созданные ему на борту «его величества корабля «Драйэд». («Его величество корабль «Драйэд» шифрованное и телеграфное наименование штаба адмирала Рамсея в Саутвик-Хаузе).
До окончательной капитуляции Германии в мае 1945 года произошло еще много боев и на,море, и на суше, и в воздухе. После взятия Шербура и последующего прорыва американцами вражеского фронта у Сен-Ло огромный порт и военно-морская база Брест оказался отрезанным, и немцы начали эвакуацию из него соединений своего надводного и подводного флотов. Одновременно началась эвакуация сил немецкого флота из Лориана и Сен-Назера.
Тем не менее немцы предприняли шаги для усиления соединений своих торпедных катеров в Гавре, Дьепе и Булони, доведя их мощности до 20 флотилий. Немцы также начали использовать для прорыва через линию «Траут» сверхмалые подводные лодки и человеко-торпеды, однако достигнутые ими результаты не оправдали затраченных усилий. Кроме того, немцы продолжали яростно атаковать старый французский линкор «Корбет», на мачте которого гордо развевался огромный трехцветный флаг с Лотарингским крестом. Они обстреливали линкор из орудий, бомбили с воздуха, торпедировали с катеров, однако ничем не могли понизить эффективности старого корабля в его последней роли блокшива.
15 августа началось ранее отложенное вторжение в южную Францию, встретившее сравнительно слабое сопротивление со стороны противника. Немцы сразу же начали эвакуацию своих сил из этого района, оставив несколько очагов сопротивления вроде того, что находился в устье Жиронды и капитулировал только после окончания войны.
18 сентября после двадцатичетырехдневной осады был захвачен порт Брест. В ходе осады порт неоднократно бомбардировался 15-дюймовыми орудиями линкора «Уорспайт». Как и Шербур, Брест был очень сильно разрушен [472] и минирован, впрочем к этому времени союзные армии уже подходили к границам Германии, так что Брест потерял для них большую часть своего предназначения.
Порт Гавр, вначале обойденный стремительно наступающей армией, после бомбардировок авиацией и обстрела линкором «Уорспайт» и монитором «Эребус», капитулировал 12 сентября. После захвата Дьепа, что произошло почти одновременно с капитуляцией Гавра, отпала необходимость выгружать снабжение, людей и боеприпасы на старые участки высадки в Нормандии и последний из этих участков «Джюно» был закрыт 7 сентября. Только несколько траулеров было оставлено приглядывать за некогда переполненными якорными стоянками, молчаливыми свидетелями величайшей десантной операции в истории. За период с 24 июня по 12 сентября только в английском районе вторжения было высажено 352570 человек, 152000 боевых машин и 1410600 тонн различных грузов.
Снабжение армии горючим, которое шло на склады Горюче-смазочных материалов «Плуто» в Порт-ан-Бессене и Шербурне, необходимо было теперь переместить ближе к стремительно двигающейся на восток линии фронта. Поэтому через Ламанш, между Данджнессом и Дюнкерком, были проложены новые нефтепроводы, первый из которых был введен в эксплуатацию 26 октября.
Несмотря на то, что 4 сентября был захвачен Антверпен, немцы продолжали держаться на островах в устье Шельды, господствующими над подходами к порту. Противник укрепился так сильно, что понадобилось гораздо больше сил, чем ожидалось, чтобы выбить его с этих островов. 1 ноября начался штурм этих островов, для чего были выделены военно-морские силы в составе 181 корабля под общим командованием английского капитана 1-го ранга А. Ф. Пагсли. Штурм осуществляли 41-ый, 47-ой и 48-ой отряды «Командос» морской пехоты и 4-ый отряд армейских «Командос» во взаимодействии с частями 2-ой и 3-ей канадских пехотных дивизий. Артиллерийскую поддержку обеспечивали линейный корабль «Уорспайт» совместно с мониторами «Эребус» и «Робертc». После двухдневных ожесточенных боев противник капитулировал. Наконец смогло начаться траление 80-мильного канала, ведущего к Антверпену, и 28 ноября порт, ведущий прямо к сердцу Европы, был открыт для судоходства.
По злой иронии судьбы, человек, сыгравший основную роль в планировании и осуществлении операции «Нептун», [473] не дожил до того момента, когда бы мог стать свидетелем кульминации великого предприятия, в которое вложил столько своего таланта и энергии. 2 января 1945 года адмирал Рамсей с четырьмя офицерами своего штаба вылетел на самолете «Гудзон» с аэродрома Тосс-ле-Нобль на совещание с фельдмаршалом Монтгомери в Брюссель, вскоре после взлета самолет разбился, и все находящиеся в нем люди погибли. Они были похоронены со всеми военно-морскими почестями на кладбище Сен-Жермен-ан-Ли в окрестностях Парижа, в земле, за освобождение которой они боролись.
7 августа 1946 года на открытии исторической настенной карты дня «Д», сохраненной в качестве мемориала в Саутвик-Хаузе, бывший Начальник Штаба адмирала Рамсея ныне покойный адмирал флота сэр Джордж Кризи сказал:
«Фундаментом, на котором строилась разработка и осуществление военно-морской части Операции Вторжения, явились интеллект, проницательность, организаторские и оперативные способности, а также хладнокровие нашего Командующего адмирала Рамсея. Все эти качества имели прочную основу благодаря его прекрасному пониманию природы комбинированных десантных операций и счастливому дару нахождения общего языка с нашими братьями по оружию моряками флота Соединенных Штатов и других союзных нам флотов, а также с представителями других видов оружия великой армии Объединенных Наций».
Как сослуживец адмирала Кризи и человек, связанный с ним более чем полувековой дружбой, автор считает своим долгом воздать так же должное этому выдающемуся офицеру, который с самых ранних дней своей службы демонстрировал все качества прирожденного руководителя и исключительные способности, что позволило ему добиться всего, чего только можно было добиться в его профессии. Его труд по подготовке бесчисленных приказов по операции «Нептун» является примером полного посвящения себя службе.
Размах операции был настолько широким, что просто невозможно в рамках этой книги сказать обо всех многочисленных случаях мужества и героизма, проявленных участниками Вторжения. Для обеих сторон это было решающее сражение, решившее исход всей войны в Европе, при этом господство союзников на море и в воздухе явилось существенным моментом окончательной победы.
Перевод с английского. Ленинград, июль 1975 года.