Введение
Слова «басмач», «басмачество» для народов нашей страны стали историческими понятиями. Но люди старшего поколения, прежде всего жители Средней Азии, помнят годы, когда эти слова повторялись с болью и гневом, с ненавистью и возмущением. За ними годы трудной борьбы со злобным, опасным и жестоким врагом. За ними пепел сожженных кишлаков, вытоптанные поля, треск пулеметных очередей и винтовочные выстрелы, тысячи погибших и замученных людей, голод, смерть, искалеченные судьбы.
Слово «басмач» происходит от тюркского глагола «басмак», что означает «давить», «притеснять», «насиловать». У народов Средней Азии понятие «басмач» означает «налетчик», «бандит», «разбойник», «насильник». Басмачами издавна называли людей, избравших своей «профессией» нападения на торговые караваны, разбой, убийства.
После Октябрьской революции, когда трудящиеся узбеки, таджики, туркмены, киргизы, казахи, каракалпаки с помощью русских братьев взяли власть в свои руки и начали строительство новой жизни, понятие «басмачество» получило совершенно определенное социальное и политическое содержание. Басмачество стало одной из острейших форм классовой борьбы свергнутых эксплуататоров против победившей революции, диктатуры пролетариата, против власти трудового народа.
Феодальная и родо-племенная верхушка, реакционная часть мусульманского духовенства, нарождавшаяся в Средней Азии национальная буржуазия вот кто организовывал и направлял действия басмачей.
Басмаческие главари выступали с открыто контрреволюционными, антисоветскими лозунгами, ставя своей задачей свержение Советской власти, восстановление в Средней Азии господства эксплуататоров, отрыв ее от Советской России. Басмачество носило ярко выраженный националистический характер, разжигая вражду к русским людям, ко всему русскому. Одновременно сеялась рознь между различными народами Средней Азии. Националистическая пропаганда переплеталась с широким использованием религиозных предрассудков.
Басмачество неизбежно смыкалось с общероссийской контрреволюцией, басмаческие отряды устанавливали контакты и вели совместные действия с русскими белогвардейцами. [4]
Как враги революции, социализма, прогресса, басмачи пользовались полной поддержкой международного империализма, реакционных сил в сопредельных странах. Через горные перевалы, через выжженные солнцем пустыни шли из-за кордона верблюжьи караваны. В тяжелых тюках они везли винтовки, пулеметы, ящики с патронами.
Английские и американские агенты, действовавшие на территории Афганистана, Ирана, Китая, Турции, снабжали басмачей оружием, боеприпасами, деньгами. Они принимали непосредственное участие в организации и формировании басмаческих отрядов. Потерпевшие поражение басмаческие банды уходили за рубеж и, накопив силы, снова вторгались на советскую землю.
Действия басмачей сопровождались жестоким террором, принимавшим изуверские формы. Путь басмаческих банд был отмечен массовыми расправами с населением, жестокими казнями. Тысячи коммунистов и комсомольцев, сельских и городских активистов, девушек, осмелившихся сбросить паранджу, юношей, решивших обучаться грамоте, приняли мученическую смерть от рук басмачей.
Поджоги промышленных предприятий, складов, варварские разрушения железнодорожных станций, мирных селений, ирригационных сооружений, грабежи, угон скота все это привело к катастрофическому падению производительных сил в Средней Азии.
Борьба против басмачества, являвшаяся частью гражданской войны, драматическая, ожесточенная, напряженная потребовала немалых усилий и жертв со стороны советского народа. Эта борьба с полным правом может быть отнесена к числу героических страниц нашей истории. Она содержит множество примеров мужества, стойкости, воинской доблести советских бойцов и командиров, самоотверженности и преданности идеям революции простых людей всех национальностей, беззаветно отстаивавших правое дело.
Успех борьбы с басмачами зависел не только от победы в боях, но и от повседневной деятельности руководимых коммунистами трудящихся Средней Азии по созданию и укреплению советской национальной государственности, последовательному проведению революционных социально-экономических мероприятий и ленинской национальной политики, восстановлению и развитию хозяйства, повышению культурного уровня народа.
Активность трудящихся масс Средней Азии, которые преодолевали вековую отсталость, освобождались от религиозного дурмана, отбрасывали националистические лозунги баев и их прислужников, явилась решающим фактором разгрома басмачества. Исторический опыт народов Средней Азии подтверждает справедливость ленинского положения о том, что «никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают [5] свою, Советскую власть власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда»{1}.
Мракобесию и изуверству басмачей противостояла верность высоким идеалам социализма, прогресса; темноте и невежеству политическая сознательность; насилию и жестокости социалистический гуманизм, включавший стремление помочь колеблющимся, ошибающимся и пролетарскую твердость по отношению к непримиримым врагам.
Дружба народов, их братская взаимопомощь взяли верх над стремлением разжечь националистические страсти и вызвать вражду между трудящимися. Разгром басмачества означал полную победу идей пролетарского интернационализма.
Борьба с басмачеством длительная историческая эпопея. Она продолжалась около 15 лет, то затихая, то вспыхивая с новой силой. Начавшись в 1917 г., сразу после победы Октября, достигнув апогея во время гражданской войны и в первые послевоенные годы, басмаческие действия пошли на убыль в первой половине 20-х годов. Остатки басмаческих банд, укрывшись за рубежом, временно прекратили активную деятельность.
Однако в конце 20-х начале 30-х годов прорвавшиеся из-за границы отряды басмачей, направляемые международным империализмом, вновь нарушили мирный труд в ряде районов Средней Азии.
История борьбы с басмачами, таким образом, охватывает значительный хронологический период и объединяет большой комплекс проблем, неразрывно связанных с историей упрочения социалистической революции, социально-экономических и культурных преобразований в республиках Средней Азии.
К этому необходимо добавить: огромное разнообразие географических, экономических, исторических и прочих условий Туркестана, Бухары и Хивы привело к тому, что басмачество, будучи единым по своим контрреволюционным и антисоветским целям, в то же время проявлялось в ряде локализованных выступлений, каждое из которых имело множество особенностей.
В работе поставлена задача исследовать социально-классовую природу басмачества, раскрыть его истинных вдохновителей и организаторов, осветить героическую историю борьбы с ним Красной Армии и трудящихся Средней Азии, вдохновленных и сплоченных Коммунистической партией, показать основные события из истории разгрома басмачества.
Авторы, опираясь на достижения советской историографии по данной проблеме, стремились отразить общие закономерности и черты классовой борьбы, особенности ее проявления в специфических условиях Средней Азии, показать историческую обреченность басмачества и неизбежность его окончательного краха. [6]
Басмачество долгое время казалось явлением специфическим, свойственным особым условиям развития социалистической революции в Средней Азии. Однако опыт 60–70-х годов показал, что явления, аналогичные басмачеству, имели место в ряде развивающихся стран Азии и Африки, где осуществлялись прогрессивные преобразования. Как и басмачество 20-х годов, инспирированное и поддержанное международным империализмом, это было отчаянное противодействие реакционных феодальных и родо-племенных элементов любым прогрессивным мероприятиям от аграрной реформы до обучения грамоте. При всех отличиях обстоятельств времени и места без труда обнаруживаются та же опора на международную реакцию, те же социальные корни, та же эксплуатация отсталости и темноты, тот же религиозный фанатизм, та же ненависть ко всему новому, те же дикие, изуверские формы борьбы с активистом, защищающим новую власть, с крестьянином, распахавшим помещичью землю, с учителем и артистом, с женщиной, осмелившейся вопреки вековым запретам открыть свое лицо...
Самым ярким проявлением этих аналогичных басмачеству реакционных действий стала борьба объединенных сил международного империализма, китайского гегемонизма и внутренней контрреволюции против прогрессивных преобразований в Афганистане. Не случайно афганских контрреволюционных бандитов, вооруженных китайскими автоматами и американскими химическими гранатами, в печати часто называют басмачами.
Рассматривая историю борьбы с басмачеством, авторы опирались на многочисленные оценки, выводы, указания и положения о Средней Азии, содержащиеся в трудах В. И. Ленина, его соратников, в документах КПСС и Советского государства.
Методологической основой исследования истории басмачества являются ленинская научная концепция истории СССР, включающая в качестве составной части и историю народов Средней Азии, положения о закономерности победы социалистической революции на Востоке нашей страны, о путях перехода трудящихся Средней Азии от феодализма к социализму, минуя стадию капитализма, стратегию и тактику борьбы за укрепление Советской власти на бывших колониальных окраинах России, а также ленинская характеристика гражданской войны в СССР, ее сущности, этапов, характера и социального смысла, расстановки в ней классовых сил.
Для понимания сущности и классовой природы басмачества чрезвычайно важны и ленинские оценки дореволюционного Туркестана. В. И. Ленин научно определил место и положение Туркестана в составе царской России. На основе обобщения огромного фактического материала он пришел к выводу, что Туркестан, [7] как и юг, и юго-восток Европейской России, и Кавказ, превращен империализмом в колонию русского капитализма, что вассальные государства Бухара и Хива представляют собой «тоже нечто вроде колоний»{2}.
Однако В. И. Ленин не ограничился только этим выводом. Изучение многочисленных материалов (литературных, статистических, демографических и других) позволило ему считать, что Туркестан по уровню своего развития стоял на докапиталистической стадии, что в быту и жизни народов Средней Азии господствовали феодально-патриархальные отношения{3}. На II конгрессе Коминтерна он указывал, что важнейшая характерная черта Туркестана заключается в том, что в нем «господствуют еще докапиталистические отношения»{4}.
В. И. Ленин проанализировал классовую структуру туркестанского общества, вытекающую из докапиталистических производственных отношений. На основе всестороннего анализа экономики Средней Азии В. И. Ленин заключил, что здесь главной трудящейся массой является трудящееся крестьянство{5}. Отсюда вытекало, что главное направление борьбы здесь будет не против капитала, а против влияния феодально-патриархального наследия, феодального гнета, против средневековых остатков{6}. Это не означало, что Ленин не замечал глубинного процесса «отвлечения населения от земледелия к промышленности» и зарождения здесь национального пролетариата. В этом плане важное теоретическое и методологическое значение имеет вывод В. И. Ленина о неизбежности классовой дифференциации туркестанского кишлака{7}. Эти мысли имели решающее значение для исследования предпосылок революции в Средней Азии, для изучения истории возникновения и разгрома басмачества.
Уже после победы социалистической революции в письме «Товарищам коммунистам Туркестана», содержащем основополагающие указания о путях осуществления политики партии в своеобразных условиях Средней Азии, В. И. Ленин отметил, что для всей Азии и для всех колоний мира, для тысяч миллионов людей огромное значение будет иметь установление правильных взаимоотношений русского народа с бывшими угнетенными народами этой окраины{8}. В связи с этим важнейшую роль должны были играть создание и укрепление союза русского рабочего класса и трудящихся местных национальностей. Об этом В. И. Ленин подробно говорил на совещании делегатов II Всероссийского съезда коммунистических организаций народов Востока.
В условиях послереволюционного Туркестана не менее важна была ликвидация патриархально-феодального наследия, сохранившегося в общественных отношениях местного населения. Для более успешного решения этой задачи В. И. Ленин рекомендовал применить «посредствующие пути, приемы, средства, [8] пособия... для перехода докапиталистических отношений к социализму»{9}, найти особые пути и формы подхода к массам, включить их в общее русло социалистического строительства. Громадное воздействие на ход общественного развития оказали ленинские идеи о необязательности прохождения капиталистической стадии развития для отсталых бывших колониальных окраин Российской империи и всего колониального Востока, о переходе их народов от феодально-патриархальных отношений к социализму, о формах и методах строительства социализма на советском Востоке. Эти идеи были выдвинуты В. И. Лениным в его докладах на VIII съезде РКП (б), II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока, в комиссии по национальному и колониальному вопросам II конгресса Коммунистического Интернационала, в статье «О нашей революции» и в других работах.
Развивая идею К. Маркса и Ф. Энгельса о возможности для отдельных народов миновать капиталистическую стадию развития, обобщая опыт первых лет советского строительства в национальных республиках, В. И. Ленин показал, что «с помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития к коммунизму»{10}. Подчеркнем особо, что в слова о «помощи пролетариата передовых стран» Ленин вкладывал широкий смысл, и прежде всего наличие государств и даже одного государства диктатуры пролетариата, могущего оказать поддержку слаборазвитым народам.
В. И. Ленин не ограничился теоретической разработкой возможности строительства социализма народами Востока. Он указал политические и экономические пути и средства решения этой задачи.
Чтобы миновать капитализм при переходе от феодализма к социализму, необходимо свергнуть власть эксплуататоров, установить рабоче-крестьянскую власть, обеспечить помощь пролетариата странам, где строится социализм, в экономическом и культурном подъеме их народов, и прежде всего в создании очагов промышленности, формировании национальных кадров пролетариата, кооперировании крестьянства и осуществлении социалистической культурной революции. В. И. Ленин показал, что в отсталых странах нет необходимости предварительно развивать капитализм, чтобы затем его ликвидировать.
Переход отсталых стран к социализму по этому пути представляет собой объективную закономерность общественного развития, обусловленную эпохой пролетарских революций и освобождения колоний и полуколоний от гнета империализма. Проблема перехода отставших в своем развитии народов от докапиталистических отношений к социализму является составной частью ленинской теории пролетарской революции и социалистического строительства. [9]
В, И. Ленин выдвинул идею крестьянских Советов, приспособленных к докапиталистической структуре общества. В докладе на II конгрессе Коминтерна (июль август 1920 г.) В. И. Ленин сделал гениальный вывод о том, что народы Средней Азии, как и другие отсталые народы, состоящие в своем большинстве из крестьян, «отлично могут усвоить идею советской организации и осуществить ее на деле». «Идея советской организации, продолжал он, проста и может быть применяема не только к пролетарским, но и к крестьянским феодальным и полуфеодальным отношениям»{11}. Эти мысли В. И. Ленин конкретизировал на VIII Всероссийском съезде Советов (декабрь 1920 г.). Говоря о создании новых советских республик Бухарской, Азербайджанской и Армянской, он отметил: «Эти республики являются доказательством и подтверждением того, что идеи и принципы Советской власти доступны и немедленно осуществимы не только в странах, в промышленном отношении развитых, не только с такой социальной опорой, как пролетариат, но и с такой основой, как крестьянство»{12}. Бухарскую Народную Советскую Республику Ленин назвал крестьянско-советской республикой{13}.
Для понимания истории успехов Советской власти в борьбе с басмачеством особое значение имели мысли В. И. Ленина о необходимости найти «переходные ступени», особые пути и формы подхода к ранее угнетенным массам, включить их в общее русло социалистического строительства, убедить методами, понятными и приемлемыми для них. Он подчеркнул, что следует тщательно учитывать все особенности развития данного народа, своеобразные черты его быта, религии, обычаев, что нужно вести дело так, чтобы каждый самый отсталый трудящийся воспринимал социалистические задачи как свое кровное дело. В 1921 г. Ленин напомнил коммунистам Туркестана об их важной обязанности систематически и максимально заботиться «о мусульманской бедноте, ее организации и просвещении»{14}.
Заслуживает особого внимания еще одно указание В. И. Ленина, данное коммунистам Туркестана в 1919 г. на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока. Он рекомендовал им опираться «на общекоммунистическую теорию и практику» и «применить эту теорию и практику» к своеобразным условиям Средней Азии{15}. Развивая эти мысли, В. И. Ленин в 1921 г. призвал коммунистов республик советского Востока не копировать слепо тактику, применяемую в условиях РСФСР, а самостоятельно исследовать ее причины и своеобразие и «обдуманно видоизменять ее применительно к различию конкретных условий»{16}, «применять у себя не букву, а дух, смысл, уроки опыта 1917–1921 годов»{17}.
В ленинском наследии имеются исключительно ценные положения о деятельности партии и органов Советской власти в Средней Азии, имеющие принципиальное значение для уяснения [10] форм и методов классовой борьбы, развернувшихся в новых исторических условиях. Обосновав положение о том, что замена докапиталистических производственных отношений социалистическими это процесс нелегкий, что он связан с вызреванием необходимых объективных и субъективных предпосылок, В. И. Ленин выдвинул важнейший тезис, суть которого состоит в том, что в республиках советского Востока на первоначальном этапе будет иметь место «более медленный, более осторожный, более систематический переход к социализму»{18}. Предупреждая коммунистов Туркестана о сложности, трудности и ответственности задач, стоящих перед ними{19}, В. И. Ленин в письме к представителям ЦК партии в Туркестане развил мысли об особенностях осуществления в условиях Туркестана новой экономической политики, направленной на укрепление союза рабочего класса с трудовым дехканством и на возрождение экономики края{20}.
В. И. Ленин, заложив основы для марксистского исследования истории гражданской войны в Средней Азии, показал, как следует подходить к изучению истории борьбы с басмачеством.
Ленинизм содержит классическое определение сущности и целей гражданской войны, расстановки в ней противоборствующих классовых сил, форм и методов борьбы. В. И. Ленин к этому вопросу обращался неоднократно. В работе «Русская революция и гражданская война» (сентябрь 1917 г.) он показал, что гражданская война «есть наиболее острая форма классовой борьбы»{21}. В ходе классовой борьбы экономические и политические битвы, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходят «до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого класса»{22}.
В. И. Ленин оценил гражданскую войну в Средней Азии как составную часть гражданской войны во всей стране. В речи на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов Москвы 29 июня 1918 г. он говорил: «Мурман на севере, чехословацкий фронт на востоке, Туркестан, Баку и Астрахань на юго-востоке мы видим, что почти все звенья кольца, скованного англофранцузским империализмом, соединены между собой»{23}.
Исходя из своей общей концепции империалистической интервенции{24}, В. И. Ленин подчеркивал, что открытая английская интервенция в Туркестане также является составной частью общеимпериалистических планов расчленения России, что в Средней Азии, как и в других местах, сталкиваются империалистические противоречия. Он писал: «Лицемерные фразы Вильсона и «вильсонистов» о «демократии» и «союзе народов» разоблачаются удивительно быстро, когда мы видим захват левого берега Рейна французской буржуазией, захват Турции (Сирия, Месопотамия) и части России (Сибирь, Архангельск, Баку, Красноводск, Ашхабад и т. д.) французскими, английскими и американскими [11] капиталистами, когда мы видим все усиливающуюся вражду из-за дележа награбленной добычи между Италией и Францией, между Францией и Англией, между Англией и Америкой, между Америкой и Японией»{25}.
Борьбу в Туркестане В. И. Ленин связывал с общими целями интервентов и внутренней контрреволюции по удушению Советской власти во всей нашей стране. Он раскрыл попытки международного империализма превратить Туркестан в колонию, оторвать его народы от народов Страны Советов.
В. И. Ленин научно обосновал причины победы трудящихся Страны Советов в гражданской войне. На II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока Ленин говорил: «Революционная война, когда она действительно втягивает и заинтересовывает угнетенные трудящиеся массы, когда она дает им сознание того, что они борются против эксплуататоров... такая революционная война вызывает энергию и способность творить чудеса»{26}. В. И. Ленин показал, что огромное значение для победы в войне имеет убеждение масс на их собственном опыте в правильности и жизненности политики партии. Он считал, что одной из решающих причин победы над внешней и внутренней контрреволюцией на бывших колониальных окраинах является проведение в жизнь принципов пролетарского интернационализма, осуществление на деле национальной политики партии. В связи с этим В. И. Ленин говорил: «Особенно нужно быть осторожным по отношению к различным нациям, ибо нет вещи хуже, чем недоверие нации»{27}. Обращаясь непосредственно к коммунистам Туркестана и к руководителям Туркбюро ЦК РКП (б) в связи с рассмотрением в Центральном Комитете партии в 1921 г. вопроса о Туркестане, В. И. Ленин указывал: «...дьявольски важно завоевать доверие туземцев; трижды и четырежды завоевать; доказать, что мы не империалисты, что мы уклона в эту сторону не потерпим»{28}. В. И. Ленин подчеркивал, что правильная национальная политика в Туркестане «это мировой вопрос, без преувеличения мировой», что она будет иметь огромное значение для нашей «Weltpolitik»{29}.
Для уяснения содержания борьбы партии за разрешение национального вопроса в Средней Азии важное значение имеют подписанное В. И. Лениным постановление СНК РСФСР от 8 октября 1919 г. о создании Турккомнссии и его письмо «Товарищам коммунистам Туркестана».
Большой теоретико-методологический интерес представляет написанный В. И. Лениным 22 июня 1920 г. проект постановления Политбюро ЦК РКП (б) по вопросу о задачах Коммунистической партии в Туркестане. За девять дней до этого, 13 июня, В. И. Ленин сделал принципиальные замечания к проекту, составленному комиссией ЦК. В их основу положена идея расширения прав и обязанностей туркестанских советских и партийных [12] органов и всемерное привлечение трудящихся масс местных национальностей к строительству Советского государства{30}. Проект, в частности, предусматривал уравнение землевладения русских переселенцев и трудящихся местных национальностей путем изъятия у кулаков-колонизаторов самовольно захваченных земель и высылку из республики контрреволюционеров-колонизаторов{31}. В. И. Ленин определил, что деятельность Коммунистической партии Туркестана должна быть направлена на ликвидацию колониального и патриархально-феодального наследия.
29 июня 1920 г. Политбюро ЦК РКП (б) на основе ленинского проекта приняло четыре постановления о задачах РКП (б) в Туркестане.
В. И. Ленин подчеркивал огромное международное значение победы в гражданской войне в Средней Азии. На II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока он говорил: «Я думаю, что то, что победила Красная Армия, ее борьба и история победы будут иметь для всех народов Востока гигантское всемирное значение»{32}.
Ленинские идеи, касающиеся Средней Азии, дают методологическую основу для изучения истории разгрома басмачества. Ленинский подход к анализу среднеазиатской действительности показывает пример строгой историчности, объективного и партийного подхода при исследовании истории классовой борьбы в Средней Азии.
Специально вопрос о басмачестве и о фронтах в Фергане был поставлен В. И. Лениным в 1921 г. Из упоминавшегося письма к А. А. Иоффе видно, что он просил прислать ему подробнейшие материалы о басмачестве и фронтах в Фергане, подчеркнув, что ему необходимы «факты и точные решения Туркцика» по этим вопросам{33}. Постановку вопроса о басмачестве Ленин связывал с неуклонным осуществлением на практике национальной политики партии; меры по дальнейшей борьбе с басмачеством должны были основываться на глубоко изученных фактах и материалах.
Внимание В. И. Ленина к вопросу о басмачестве в период, когда в основных районах страны гражданская война уже завершилась, свидетельствует о том, что вождь партии и государства держал в фокусе своего внимания это своеобразное явление классовой борьбы, участвовал в выработке мер, направленных на разгром басмачества.
Ленинская научная концепция классовой борьбы и дикататуры пролетариата, а также национального вопроса воплощена и дальше развита в материалах съездов и конференций Коммунистической партии, в трудах руководителей КПСС.
Особую ценность при рассмотрении проблемы разгрома басмачества [13] представляют документы VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б), VII, VIII, X и XII съездов партии.
VII (апрельская) Всероссийская конференция РСДРП 1917 г. приняла написанную Лениным резолюцию, включающую следующие положения национальной политики партии: о праве наций на отделение и целесообразности этого отделения в тот или иной момент, об областной автономии и создании в России единых пролетарских организаций. Конференция указала, что целесообразность отделения отдельных частей России решается «в каждом отдельном случае совершенно самостоятельно, с точки зрения интересов всего общественного развития и интересов классовой борьбы пролетариата за социализм»{34}. «Интересы рабочего класса, было записано в решениях конференции, требуют слияния рабочих всех национальностей России в единых пролетарских организациях, политических, профессиональных, кооперативно-просветительных и т. д. Только такое слияние в единых организациях рабочих различных национальностей дает возможность пролетариату вести победоносную борьбу с международным капиталом и с буржуазным национализмом»{35}.
Решения конференции являются основополагающими при рассмотрении вопросов борьбы с «Кокандской автономией», при решении вопроса о борьбе партии против национал-уклонистов, за идейно-организационное укрепление своих рядов, за оформление единой Коммунистической партии Туркестана.
VIII съезд РКП (б), принявший вторую программу партии, в области национальных отношений требовал: «В целях преодоления недоверия со стороны трудящихся масс угнетенных стран к пролетариату государств, угнетавших эти страны, необходимо уничтожение всех и всяких привилегий какой бы то ни было национальной группы, полное равноправие наций, признание за колониями и неравноправными нациями права на государственное отделение...»{36}. Решения VIII съезда РКП (б) показали, что для преимущественно крестьянских окраин с многонациональным населением первостепенную роль в борьбе с классовыми врагами играло правильное решение крестьянского и национального вопросов.
Провозгласив на основе решений съезда твердое проведение политики прочного союза пролетариата с середняками, Компартия Туркестана стремилась привлечь середняцкие массы многонационального крестьянства на сторону Советской власти, оторвать от басмачей и контрреволюционного казачества ту часть середняков, которая была спровоцирована на борьбу против Советской власти.
Для Компартии Туркестана, как и для всей партии, большое значение имело решение VIII съезда по военному вопросу. В специфических условиях начального этапа гражданской войны [14] в Туркестане, где были особенно сильны элементы партизанщины, а в отдельных частях еще существовала выборность командного и политического состава, это решение съезда означало усиление борьбы за создание дисциплинированной регулярной армии, способной разгромить интервентов и внутреннюю контрреволюцию.
Решения X съезда РКП (б) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе»{37} и XII съезда «По национальному вопросу»{38} имеют непосредственное отношение к истории Средней Азии.
Особенно важна та часть резолюции X съезда РКП (б), где сказано о степени капиталистического развития у народов Средней Азии, о значении для них опыта социалистической революции, о федерации и сформулированы съездом очередные задачи партии в национальном вопросе. X съезд партии подчеркнул, что великие завоевания Октября подорвали старую национальную вражду, дали русским рабочим доверие их национальных братьев, «довели это доверие до энтузиазма, до готовности бороться за общее дело»{39}.
XII съезд РКП (б) показал важнейшее значение военного союза народов, сложившегося в годы гражданской войны: «Победа Советов и утверждение диктатуры пролетариата являются той базой, тем фундаментом, на основе которого может быть построено братское сотрудничество народов в едином государственном союзе»{40}.
В резолюциях X и XII съездов партии содержится марксистское определение сущности уклонов в сторону великодержавного шовинизма и местного буржуазного национализма.
Письмо В. И. Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации», переданное в Политбюро, было оглашено делегациям XII съезда партии. В соответствии с указаниями Ленина в проект решения съезда по национальному вопросу был внесен ряд принципиально важных изменений и дополнений. Выдвигая и обосновывая идею создания СССР, Ленин призывал к решительной борьбе с национализмом и указывал, что подлинный интернационализм проверяется тем, насколько решительно ликвидируется фактическое неравенство народов.
Таким образом, решения X и XII съездов партии, состоявшихся уже после окончания гражданской войны, вооружают историка принципиальными положениями по коренным вопросам хода и результатов гражданской войны.
Принципиальные оценки по проблематике книги содержатся в документах Коммунистических партий Туркестана, Бухары и Хорезма, руководящих партийных органов среднеазиатских республик и Казахстана. В отчетах партийным съездам и в специальных докладах (например, на VI съезде КПТ) определялись задачи борьбы с басмачеством на различных исторических этапах. [15]
История гражданской войны в Средней Азии нашла отражение в трудах В. В. Куйбышева, Я. Э. Рудзутака, И. В. Сталина, М. В. Фрунзе, Д. А. Кунаева, Ш. Р. Рашидова.
В статьях И. В. Сталина «Одна из очередных задач», «Совдепам и партийным организациям Туркестана» и «Наши задачи на Востоке» и некоторых других, написанных по поручению ЦК РКП (б) и Наркомнаца РСФСР, конкретизированы задачи партии, которые в годы гражданской войны решали местные партийные и советские организации Туркестана.
Руководствуясь указаниями ЦК РКП (б) и В. И. Ленина о необходимости разработки особых методов борьбы за укрепление Советской власти на Востоке, И. В. Сталин пишет о трех главных задачах: борьбе с остатками колониализма и местным буржуазным национализмом, проведении в жизнь принципов советской автономии и организационно-идейном укреплении Компартии Туркестана{41}.
М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев и Я. Э. Рудзутак, находясь в Туркестане{42}, часто выступали с докладами и речами на партийных активах, конференциях и перед трудящимися республики. Кроме того, они совместно написали ряд воззваний к народам Средней Азии и воинам Туркестана, представляющих большой интерес для понимания сути басмачества{43}.
В трудах М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышева и Я. Э. Рудзутака, относящихся к Средней Азии, красной нитью проходит мысль о том, что идейно-организационное укрепление Коммунистической партии Туркестана может быть осуществлено лишь в непримиримой борьбе с великодержавным шовинизмом и местным буржуазным национализмом. В процессе этой борьбы важнейшей задачей большевиков Туркестана должна быть ликвидация всяких проявлений национального неравенства и широкое привлечение трудящихся местных национальностей к активному участию во всех сферах государственной и культурно-политической жизни.
Красная Армия пришла в Среднюю Азию помочь народам Туркестана в их борьбе с объединенными силами белогвардейцев, басмачей и английских интервентов. Она сможет выполнить свою освободительную миссию, если в ее ряды будут привлечены представители трудящихся коренных национальностей Средней Азии, которым ранее царизм не доверял оружия. В. В. Куйбышев в докладе на V Краевой партийной конференции (январь 1920 г.) показал, что привлечение трудящихся коренных национальностей в Красную Армию непосредственно связано с вопросом самоопределения наций. Разоблачая великодержавных шовинистов и местных буржуазных националистов, М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышев отстаивали интернациональные принципы строительства вооруженных сил в Туркестане. [16]
Борьба с басмачеством могла быть успешной лишь на основе единства и сочетания боевых действий частей Красной Армии с политической работой среди узбеков и других местных национальностей, рассчитанной на вовлечение их. в активную борьбу с шайками басмачей. Эти мысли четко изложил М. В. Фрунзе в обращении к трудящимся Ферганской долины{44}.
Важнейшей задачей народного хозяйства Туркестана был подъем разрушенного хлопководства. Восстановление хлопководства М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышев и особенно Я. Э. Рудзутак связывали с необходимостью дать текстильной промышленности РСФСР хлопковое сырье и поднять благосостояние дехкан. Экономическую политику Туркестана в годы войны обосновал Я Э. Рудзутак в докладе на V Краевой партконференции и в некоторых других выступлениях.
Ключевые проблемы истории народов Средней Азии освещены в трудах Л. И. Брежнева. В его докладах, выступлениях и статьях поставлены и решены важнейшие вопросы национально-государственного строительства в СССР, формирования новой социальной и интернациональной общности советского Народа. Л. И. Брежнев указал, что в нашей стране национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам в наследство от дореволюционного прошлого, решен полностью, окончательно и бесповоротно{45}.
В книгах Д. А. Кунаева и Ш. Р. Рашидова{46} разработаны актуальные теоретические вопросы пролетарского и социалистического интернационализма, проблемы укрепления дружбы народов СССР. В их выступлениях определены также направления развития исторических исследований в Казахстане и Узбекистане.
Работы видных деятелей партии не только содержат ценный фактический материал, но и методологически вооружают исследователя при истолковании принципиальных вопросов истории гражданской войны в Средней Азии.
Исторический опыт борьбы с басмачеством затронут в выступлениях и отдельных работах партийных и государственных деятелей Средней Азии: К. Ата-баева, Ю. Ахунбабаева, И. А. Зеленского, А. Икрамова, Т. Рыскулова, Н. Тюракулова, Ф. Ходжаева и других{47}. [17]