Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Глава шестая.

Развитие немецкой доктрины применения бронетанковых войск

Под руководством Зекта, а также в конце 20-ых, немецкая армия сделала большие успехи в создании современной полноценной доктрины использования бронетанковых войск. Войсковое управление создало прогрессивную доктрину применения танков, подчеркивавшую наступательные свойства танков. В течение 20-х годов многие офицеры в Войсковом управлении и не только активно штудировали и обсуждали тактику применения танков. Начиная с 1919 года Militar Wochenblatt был полон статей самых разных немецких офицеров, писавших на тему танковых тактики и технологий. Как и при разработке различного вооружения, были изучены и восприняты многие иностранные идеи, но даже на этом начальном этапе офицеры германской армии создавали свои собственные оригинальные концепции. Тремя основами (столпами) германской бронетанковой теории 20-х годов были полученный армией опыт использования бронетехники в ходе Первой мировой войны, зарубежные опыт и идеи в области танковой войны, а также оригинальные концепции, появившиеся внутри Рейхсвера.

Первый опыт применения танков.

По сравнению с массовыми танковыми атаками войск Антанты в Камбрэ, Амьене, Суассоне и дюжиной других наступлений 1917–18 гг. деятельность собственных бронетанковых войск Германии как правило рассматривается сквозь пальцы. Немцы в 1918 году сформировали девять танковых рот и танковую школу, штаб (эквивалент бригадного штаба), а также танкоремонтную мастерскую — всего соединение численностью около 2,5 тыс. человек.{583} Немецкие танковые войска участвовали в двенадцати сражениях в 1918 году. В самом большом бою с участием немецких танков, под Виллер-Бретоном, 24 апреля 1918 года, участвовало тринадцать танков. Действия немецких танков, как и большинство британских, французских и американских танковых атак, представляли собой действия небольших танковых отрядов, поддерживавших пехотные полки во время атак с ограниченными целями.{584} Опыт германской армии в области использования танковых войск обеспечил ей достаточные знания и боевые навыки, чтобы сделать здравые выводы и разработать первую доктрину применения танков. Первоначально немецкие танковые части были отдельными ротами в составе пяти танков каждая. В общей сложности они насчитывали к лету 1918 года 45 танков, и еще сорок пять танков в резерве для замены поврежденных машин. К осени 1918 года немцы поняли, что рота из пяти танков слишком слаба и реорганизовали свои танковые войска, создав три батальона по три роты в каждом. Поскольку немцы планировали насытить свои войска легкими танками к 1919 году, они планировали создать танковые батальоны по тридцать легких танков в каждом, с десятью танками в роте.{585} На опыте проведенных ими боев с участием танков немцы поняли, что танк является хорошим средством поддержки пехоты. Так, например во время атак 21 марта, 24 апреля, 27 мая, 15 июля и 31 августа 1918 года германские пехотные полки, поддерживаемые танками, смогли легко достичь поставленных перед ними целей.{586} Однако, по словам Эрнста Фолькхайма, одного из немецких танковых офицеров, самой большой проблемой танковых войск на начальном этапе их появления было отсутствие надежной связи с пехотой и артиллерией.{587} В хаосе сражения 31 августа немцы потеряли два танка от огня своей собственной артиллерии, когда они отклонились в сторону, а соседняя германская батарея подумала, что это атака британских войск.{588}

После провала немецкой танковой атаки у Реймса 1 июня 1918 года, направленной против сильно укрепленных французских позиций, немцы осознали важность тщательного выбор местности при организации наступлений с участием танков.{589} Бой 11 октября 1918 года, произошедший к северу от Камбрэ, продемонстрировал немцам ценность танков в оборонительном сражении. В ходе боя, которое Фолькхайм назвал «самым успешным боем германских танков», десять немецких машин сумели закрыть разрыв в германской обороне и остановить наступление, возглавляемое британскими танками.{590} В 1918 году немцы даже разработали свой собственный боевой порядок для ведения танковой атаки, который заключался в построении танков во время атаке в виде ломаной линии, при этом каждый танк был удален не далее чем на 50 метров от соседа — достаточно для связи с помощью визуальных сигналов. Немцы поняли ценность «зигзагообразного боевого порядка» в Реймсе, столкнувшись с сильной противотанковой обороной. {591}

В ходе маневренной войны на территории Румынии в 1916-м году немцы получили ценный опыт использования небольших бронеавтомобильных отрядов для проведения внезапных атак и глуюоких рейдов в тыл противника.{592} Рейд пяти немецких бронемашин в Ваденжи в 1916 стоил румынам 450 человек убитыми и ранеными, в то время как немцы потеряли один бронированный автомобиль. Немцы были впечатлены успешными действиями румын, объединявших в ходе своих атак бронеавтомобили и кавалерию. Использование бронированных автомобилей особо подчеркивалось в послевоенной немецкой тактике.

И разумеется, немцы больше, чем кто-либо еще в Первую мировую войну, узнали об организации противотанковой обороны. Как только на поле боя появились танки, немецкие пулеметчики получили бронебойные боеприпасы, а также были разработаны образцы пехотного противотанкового оружия, такие как 13мм противотанковое ружье Маузера и 20мм противотанковая пушка Беккера.{593} Немцы создавали противотанковые препятствия и производили противотанковые мины. 37мм пушка Шкода, также как и другие малые пехотные орудия, имела слишком низкую начальную скорость снаряда — 130 метров в секунду — чтобы быть эффективным противотанковым оружием.{594} Поэтому в компаниях Рейнметалл и Фишер была создана легкая 37-мм противотанковая пушка, появившаяся на фронте в 1918 году.{595} Однако главным противотанковым оружием стала стандартная 77-мм полевая пушка, поскольку все легкое противотанковое оружие было действенным только на дистанциях в несколько сотен метров и менее. Более тяжелые орудия, в противоположность первым, могли поражать танки на расстояниях в 1000 метров и больше. К 1918 году в качестве идеального решения была отмечена установка 77-мм и 57-мм пушек на грузовых автомобилях.{596}

Послевоенные сражения германского Фрейкора в Прибалтике продемонстрировали, что немцы хорошо усвоили практический опыт моторизованной войны с участием бронечастей. Когда Железная дивизия фрейкора воевала против большевиков весной 1919 года, она широко использовала бронированные машины и бронепоезда в ходе подвижной войны. В ходе успешного наступления в направлении Риги в мае 1919 года часть атак возглавлялась бронеавтомобилями.{597} В ходе другого сражения Железная дивизия собрала свои бронемашины и посадив на автомобили батальон пехоты, перебросила их на расстояние в 40 км для успешной контратаки советских войск.{598}

Бронетанковые войска в «Управлении и сражении»

Хотя условия Версальского соглашения, запретившие Германии иметь танковые и бронеавтомобильные части, доставляли значительные неудобства немецкой армии, они не запрещали немцам изучать боевые действия с участием танков, писать о них, или обучаться их ведению. Как уже упоминалось в Пятой главе, Межсоюзническая Военная Контрольная Комиссия не могла удержать немцев от секретных исследования в области современных танковых технологий. В 1920-м году вовсе не обязательно было быть энтузиастом танковых войск или предвидящим военным теоретиком, чтобы понять, что танки и бронеавтомобили будут играть важную роль в любом будущем военном конфликте. Офицеры германского Генерального штаба понимали это и во 2-м томе главного наставления, определявшего военную доктрину, «Управление и сражение», значительная часть содержания была отведена на использование танков и бронированных машин.{599}

Тактика танковых войск и их организация были жестко привязаны к немецкому опыту, полученному в ходе Первой мировой войны. Войсковое управление предлагало иметь два типа боевых танков: легкий танк весом 6–10 тонн с экипажем 2 человека, вооруженный тяжелым пулеметом или малокалиберным орудием, и тяжелый 20-тонный танк, вооруженный пушкой и несколькими пулеметами.{600} В соответствии с технологиями того времени было отмечено, что 20 км — это максимальное расстояние, на которое танк мог продвинуться в ходе сражения.{601} Войсковое управление разработало организацию танковых подразделений вплоть до уровня полка. Тяжелые танки должны были объединяться во взводы по два танка в каждом. Два взвода составляли батарею, которой должен был командовать офицер в звании капитана на своем собственном командирском танке. Три батареи и подразделение обеспечения составляли батальон (Abteilung). Тяжелый танковый полк должен был состоять из трех батальонов и подразделения обеспечения и снабжения. Легкие танки организовывались во взводы по пять танков. Рота должна была состоять из трех взводов, командирского танка и радиотанка и подразделения обеспечения. Батальон состоял из трех рот, а полк из нескольких батальонов и штатных частей обеспечения.{602}

Войсковое управление придерживалось мнения, обычного для всех крупных армий начала 20-х годов и считало танк универсальным оружием поддержки пехоты в маневренной войне. Тяжелые танки не считались особенно полезными в маневренной войне и скорее должны были использоваться при прорыве укрепленной обороны, как это происходило в Первой мировой войне.{603} Танки были наступательным оружием; их естественно не рекомендовалось использовать в обороне.{604} Уроки Первой мировой войны также объединялись с традиционным для немецкой военной мысли требованием поиска «решающего пункта»: «Верховное командование должно использовать танки в том месте, где оно ищет решения. Применение танков должно отличаться внезапностью, они должны вводиться в бой массово на широком фронте и применяться в глубоких боевых порядках, чтобы в бою могли использоваться достаточные резервы».{605} Для достижения прорыва вражеского фронта на большую глубину, «Управление и сражение» рекомендовало использовать танки волнами, чтобы сохранить наступательный импульс (порыв).{606} При определения необходимого количества танков считалось, что каждая дивизия на линии фронта должна располагать в ходе наступления как минимум одним батальоном легких танков.{607} Использование танков в небольшом количестве или на узком фронте решительно запрещалось, поскольку небольшое количество танков должно привлечь на себя сконцентрированный огонь всех противотанковых средств обороны противника. «Управление и сражение» также значительную роль как важному виду оружия отводили бронированным автомобилям. Даже с учетом того, что бронеавтомобиль был ограничен в своем использовании дорогами, он обладал скоростью и высокой огневой мощью и мог успешно применяться на флангах и при действиях в тылу противника. Действующий во взаимодействии с кавалерией, отрядами самокатчиков, моторизованной пехотой и артиллерией, бронеавтомобиль признавался «основным оружием маневренной войны»{608} Также акцентировалось использование бронемашин в разведке, для действий в составе авангардов и при охране тыла.

Эрнст Фолькхайм

В 20-е годы в германском офицерском корпусе было несколько человек, внесших значительный вклад в развитие теории применения бронетанковых войск и разработку вооружения. Наиболее значимую роль из числа ранних немецких специалистов по тактике и теории использования бронетанковых подразделений сыграл лейтенант Эрнст Фолькхайм, лишь один из немногих офицеров Рейхсвера, имевших опыт практической службы в германских танковых частях военного времени.{609}

Фолькхайм стал танкистом в феврале 1918 года, был свидетелем первого танкового боя под населенным пунктом Виллер-Бретон в апреле 1918 года и участвовал в нескольких танковых боях, прежде чем был тяжело ранен 11 октября 1918 года. Будучи офицером Первой тяжелой танковой роты Германской армии, оснащенной танками A7V, Фолькхайм получил не меньше опыта танковой войны, чем большинство опытных танкистов союзных армий. После войны он был отобран в Рейхсвер для службы офицером автомобильных войск. Карьера Фолькхайма как теоретика и тактика в области применения танков началась в 1923 году, когда он получил назначение в Министерство Рейхсвера в Инспекцию автомобильных войск и затем был распределен в отдел, занимающийся испытанием оружия, в D6-beritz. Получив звание обер-лейтенанта в 1925 году, Фолькхайм был отправлен в офицерскую пехотную школу в Дрездене для преподавания там тактики бронетанковых и моторизованных войск. В конце 20-х гг Фолькхайм служил инструктором в автомобильных войсках. С 1923 года Фолькхайм был занят исключительно воплощением в жизнь идеи создания бронетанковых войск. В 1932–33 годах он посетил немецкую танковую школу в Казани в советской России, а с 1937 по 1939 годы он отвечал за подготовку и написание тактических наставлений для бронетанковых войск.{610}

Эрнст Фолькхайм оказался плодовитым автором в том, что касается использования танков и моторизации. Его первая книга на тему бронетанковых войск была историей практических действий немецких танковых частей в 1918 году. Во многом глубоко автобиографичная, книга под названием «Германские танки в мировой войне» (1923) оказалась ярким и хорошо написанным анализом германского опыта применения танковых войск.{611} С 1923 до 1927-го годов Фолькхайм написал не меньше двух дюжин статей о танковой войне для «Militar Wochenblatt». Полуофициальный еженедельный журнал германской армии редактировался генералом в отставке Константином фон Алтроком,{612} прогрессивным военным теоретиком, регулярно публиковавшем в 20-е годы в своем журнале многочисленные статьи немецких и зарубежных авторов на тему танковой войны. В 1924-м и 1925-м годах Алтрок выпускал ежемесячное приложение под названием «Танк» (Der Kampfwagen), восьмистраничный журнал, посвященный танкам, бронированным автомобилям и всем аспектам моторизации армии; лейтенант Фолькхайм написал вступительные статьи к каждому выпуску.

В 1924-м году был издан «Танк в современной войне» Фолькхайма, написанный как базовая книга о танковой войне. В ней Фолькхайм описал самые известные образцы легких и тяжелых танков: в качестве стандартного примера легкого танка он использовал французский Рено, тяжелого — британский Mk V. Он описал детальные штаты и организационную структуру для подразделений легких и тяжелых танков, основанных на штатах, предложенных Войсковым управлением в «Управлении и сражении», и отдельно выделили планы подготовки и обучения танковых частей. Большая часть книги однако посвящена обсуждению вопросов тактического применения танков, организации противотанковой обороны, а также содержит рекомендации Фолькхайма для современных бронетанковых войск.

Книги Фолькхайма получили признание во всей армии. «Танк в современной войне» был рекомендован верховным командованием в качестве основного, стандартного труда, освещающего вопросы танковой войны. Генерал фон Альтрок написал положительную рецензию на книгу Фолькхайма «Германские танки в Мировую войну».{613} Некоторые из ранних статей Фолькхайма были переизданы в форме отдельных брошюр и были распространены во всей армии — например, двенадцатистраничная брошюра «Танки и противотанковая оборона» (Der Kampfwagen und Abwehr dagegen), изданная в 1925 году, представляла собой раннюю статью из журнала «Wissen und Wehr».{614}

Фолькхайм не был великим военным теоретиком и его воображение не дошло, в отличие от Дж.Ф. Ч. Фуллера, до видения танковых армий. Тем не менее для своего времени Фолькхайм был здравым тактиком и уже в 1924 году стал автором некоторых очень хороших и оригинальных идей в области танковой войны. Фолькхайм был противником официальной германской доктрины, отдававшей предпочтение легким танкам — идеи, господствовавшие в армиях и среди танковых экспертов того времени. Фолькхайм утверждал, что единственным реальным преимуществом легкого танка была более высокая скорость, более полезная лишь постольку, поскольку позволяла быстро пересечь простреливаемые артиллерией пространства. Главным же преимуществом танка было его вооружение, а не скорость. В будущей войне, когда обе стороны будут располагать танками, танк с более тяжелым вооружением окажется победителем в любом противоборстве танка с танком. Поэтому Фолькхайм отстаивал идею, что тяжеловооруженный, но медленный средний танк станет основным видом бронетехники на будущих полях сражений. Скорость в 20 км в час на пересеченной местности была бы достаточной для среднего танка. Что касается вооружения, то Фолькхайм проявлял большой интерес к французским экспериментам по установке в танк 75 мм пушек.{615} В данном случае Фолькхайм оказался лучшим прорицателем, а более известные танковые теоретики того времени были неправы. Во Второй мировой войне быстрые, но легковооруженные танки играли незначительную роль, а более медленные, но вооруженные тяжелыми орудиями средние танки доминировали на поле битвы. Вооружение, а не скорость, действительно стали самым важным компонентом успешных действий танка, и эта ситуация сохраняется и до сегодняшнего дня.

Фолькхайм также был первым танковым теоретиком, подчеркнувшим важность танка как средства противотанковой обороны. В брошюре 1925 года «Танки и противотанковая оборона» Фолькхайм заявил, что первоочередной задачей танка является уничтожение вражеских танков.{616} Фолькхайм вновь не согласился с «Управлением и сражением» и приводил доводы в пользу важности танков в обороне. Бригада или полк, находящиеся в обороне, должны держать свои танки в резерве, для контратаки против вражеских танков и частей, прорвавшихся через оборонительные позиции.{617} Акцент на танк, как на противотанковое оружие, сделанный Фолькхаймом, был обусловлен его боевым опытом.{618}

Как и большинство офицеров в 20-е годы, Фолькхайм считал, что танк по сути являлся оружием поддержки пехоты, также как артиллерия и кавалерия. Главной тактической единицей, как предполагалось, будет пехотная дивизия или полк, действия которых должны обеспечиваться полком или батальоном легких танков и бронеавтомобилей. Большинство работ Фолькхайма 20-х годов посвящены тактическим проблемам поддержки пехотных частей. В номерах журнала Militar Wochenblatt за 1924–25 годы Фолькхайм представил ряд тактических задач и их решения для пехотного полка или батальона, действующих во взаимодействии с поддерживающими их танками и бронемашинами, а также для пехотной части, противостоящей танковой атаке. Задачи были как правило коротки и сопровождались картами. Предложенное решение, в форме оперативного приказа для теоретически предполагаемого командира, следовало в следующем номере журнала.{619} Эти задачи и решения были представлены в стандартной немецкой форме тактической задачи офицерской школы или Генерального штаба. Поскольку эти задачи и их решения были опубликованы в то же самое время, когда Фолькхайм был вовлечен в обучение пехотных офицеров, а также офицеров автомобильных войск в Доберитце и Дрездене, то можно предположить, что Фолькхайм издавал реальные задачи и решения, использовавшиеся в обучении того времени..

Вследствие характера полученного боевого опыта, германская армия оказалась более подготовленной в тактике противотанковой обороны, чем другие армии той эпохи. В 20-х годах Фолькхайм написал множество статей на тему противотанковой обороны. В 1924 году он описал систему противотанковой обороны полка, где подчеркнул важность выдвижения вперед охранения и разведывательных подразделений, подготовку на наиболее вероятных направлениях танковых атак хорошо оборудованных позиций полевой артиллерии и минометов, поставленных на стрельбу прямой наводкой, и необходимость наличия сильного резерва из пехоты и танков для контратаки вражеской бронетехники, прорвавшейся через передовую линию обороны. Фолькхайм писал, что полевая артиллерия является превосходным средством противотанковой обороны, и ее, разделив на взводы орудий, необходимо тщательно замаскировать и избегать использовать для огневой поддержки, чтобы вражеская артиллерия, ведущая противобатарейную борьбу, не могла выявить и подавить орудия ПТО.{620} Такая организация системы обороны была продолжением тактики Первой мировой войны. С заменой полевых пушек и минометов 1924 года на противотанковые орудия эта тактика оказалась очень эффективной в ходе Второй мировой войны.

В своих работах 20-х годов Фолькхайм демонстрирует, что он отлично знаком с зарубежными работами, посвященными танковым технологиям и тактике танковой войны. Но не занимаясь простым копированием чужих мыслей, он критиковал и отклонял, заимствовал и адаптировал иностранные идеи и тактику. Фолькхайм восхищался высоким уровнем подготовки офицерского состава, а также хорошим качеством многих образцов вооружения французских танковых частей, но в то же время критиковал французскую бронетанковую доктрину и технологии. По словам Фолькхайма, французский тяжелый танк обр. 1925 года имел малочисленный экипаж, а во время французских учений недостаточно внимания обращалось на организацию взаимодействия с артиллерией.{621}

Большое влияние на Фолькхайма, как на почти всех танковых теоретиков 20-х годов, оказал Дж.Ф.Ч.Фуллер. Во время войны и после нее Фуллер особо отмечал идею создания специальных бронированных машин инженерного обеспечения. Фолькхайм высоко оценил эту мысль и утверждал что танковые части для ведения эффективных боевых действий должны располагать своими собственными бронированными инженерными подразделениями, оснащенными специальными машинами и способными прокладывать мосты и уничтожать различные препятствия.{622} Фолькхайм также отмечал британский опыт времен войны по установки в некоторые танки радиостанций — изобретение Фуллера — и считал, что все танки должны иметь радио, чтобы поддерживать связь не только друг с другом, но и с пехотными и артиллерийскими подразделениями.{623}

Особое влияние на Фолькхайма оказали технические изобретения американца Уолтера Кристи. Большое впечатление на него произвели танки Кристи начала 20-х годов, которые с высокой скоростью передивгались на колесном ходу, а надев гусеницы, могли преодолевать пересеченную местность. В колесно-гусеничном движителе Фолькхайм видел решение проблемы малого запаса хода среднего танка и его низкой скорости. Используя колеса, средний танк мог заменить бронеавтомобиль. Последний, хотя и обладающий высокой скоростью, из-за слабого вооружения подходил только для разведки. Танк на колесном ходу, обладая почти такой же скоростью, как и у бронеавтомобиля, в то же время, обладая тяжелым вооружением, мог при необходимости немедленно атаковать вражеские цели. Внезапность и шок являются важными составляющими мобильной войны.{624} Плавающие бронированные машины Кристи также заинтересовали Фолькхайма. Он сомневался в возможности конструирования эффективного плавающего танка, но создание танка, способного самостоятельно преодолевать водные препятствия, было настолько важным в военном отношении, что Фолькхайм считал необходимым провести дальнейшие исследования в этой области.{625} Убеждая принять идеи Кристи, Фолькхайм не выходит за рамки общих тенденций того времени, однако некоторые самостоятельные мысли в области тактического применения танков а также технологические идеи Фолькхайма заслуживают серьезной оценки.{626}

Роль Эрнста Фолькхайма в эволюции германских бронетанковых войск важна потому, что он был первым серьезным автором германской армии в данной области. Фолькхайм, с помощью Альтрока, смог в короткий период создать независимую немецкую теорию применения бронетанковых и механизированных войск. В 1923-м году, когда он начинал писать, большинство статей о механизированной войне в Militar Wochenblatt были переводами или резюме зарубежных статей. К 1926 году большинство статей о бронетехнике и механизации армии было написано германскими офицерами. Публикация книги «Танк» в 1924 году вызвало волну интереса к танковой войне внутри Рейхсвера, так что многие артиллерийские, пехотные, кавалерийские офицеры, а также офицеры гужевых транспортных войск стали публиковать статьи на данные темы.{627} Некоторые авторы ранних статей по тактике и вооружению танковых войск позднее станут плодовитыми писателями в этой области. Лейтенант Вильгельм Брандт, боевой офицер, получивший после войны диплом инженера, начал регулярно публиковать статьи, освещающие технические аспекты бронетанковых войск.{628} После Фритца Хейгля, Брандт был основным автором Германской армии, писавшим о бронетанковых технологиях в 20-е годы. В 40-е годы, будучи оберштурмбанфюрером войск СС, Брандт продолжал писать качественные технические статьи о бронетехнике для Militar Wochenblatt.

Распространение идей о танковой войне в Войсковом управлении

В 20-х годах интерес к бронетанковым войскам не ограничивался инспекцией автомобильных войск и управлением вооружений. Оперативный (Т-1), организационный (Т-2) и учебный (Т-4) отделы — все занимались изучением вопросов применения танковых войск. В январском отчете 1927 года, подготовленном отделом Т-1 под руководством Вернера фон Фрича (позднее главнокомандующем), было написано, что «Вероятнее всего бронированные, быстро передвигающиеся танковые войска станут решающим в оперативном отношении оружием в наступательной войне. В масштабе операции данное оружие будет наиболее эффективным, будучи сконцентрированным в независимых соединениях, таких как танковые бригады».{629} В июне 1927-го года отдел Т-2 приказал все бронеавтомобильные части подчинить автомобильным войскам.{630} Это гарантировало, что бронеавтомобильные части не войдут в состав кавалерии — являвшейся в Германии, как и в других странах, наиболее реакционным родом войск — а будут управляться и обучаться наиболее прогрессивными сторонниками идеи танковой войны. В октябре 1927 года, в недавно сформированном министерстве обороны (Wehramt) состоялась конференция по тактике танковых войск и танковым технологиям, в которой от отдела Т-2 принял участие майор Кессельринг.{631} В то же самое время отдел Т-4 под руководством полковника фон Бломберга разрабатывал учебные планы для танковых полков.{632}

Описывавшиеся выше этапы эволюции концепции танковой войны помогли детально изложить в «Управлении и сражении» тактику и организацию бронетанковых войскю Руководство 1923 года предполагало создание танковых единиц вплоть до полкового уровня. В 1924 году Фолькхайм разработал программу базового обучения. Но Фрич, фон Бломберг и войсковое управление, в отличие от «Управления и сражения», рассматривали танковые части не как средство непосредственной поддержки пехоты, а как независимые в оперативном отношении соединения.

Информационный отдел войскового управления (Т-3) провел масштабную работу по сбору и дальнейшему распространению в армии информации о зарубежной тактике и технических аспектах создания и применения танков. Начиная с 1925 года войсковое управление каждые две недели публиковало сборники переводов и резюме статей иностранных авторов.{633} В них излагались американские, польские, французские, британские и советские идеи в области применения танковых войск.{634} Британские и французские маневры и тактические наставления изучались на основе информации, полученной из статей, публикаций прессы, наблюдений германских офицеров.{635} Для анализа иностранных танков и методик обучения танковых войск отдел Т-3 привлекал Эрнста Фолькхайма. Отделом Т-3 была собрано точная и современная информация о французской танковой доктрине в объеме, достаточном для того, чтобы выпустить буклет объемом более чем в шестьдесят страниц, освещающий все аспекты применения французских бронетанковых войск; этот буклет использовался при обучении и организации маневров.{636} Т-3 также опубликовал обзоры французских маневров 1922 и 1923 годов. Германские офицеры, присутствовавшие в качестве наблюдателей на маневрах 1922 года, первых больших послевоенных маневрах, не были впечатлены ими, поскольку французская тактика продемонстрировала недостаток гибкости и отдавала предпочтение оборонительной, позиционной войне.{637} На французских маневрах 1923 года немцы отметили проблемы связи и взаимодействия между всеми родами оружия, а также критиковали французские методы управления войсками и организацию командования в их легкой дивизии. Французы, как отмечали немецкие наблюдатели, «имели слабое понимание в области тактического применения своего оружия, а также в области организации взаимодействия родов войск.»{638}

Итоги французских маневров привели немцев к выводу, что кавалерия и механизированные подразделения не могли нормально взаимодействовать. Кроме того, кавалерия потеряла роль стратегического оружия из — за развития методов химической войны; танк с его развитием занял место кавалерии.{639} Немцы высоко оценили экспериментальные французские полугусеничные машины и новые образцы бронетехники, но в тактическом отношении отметили, что тактика и система обучения Рейхсвера стоят гораздо выше.{640} Немцы были больше впечатлены тактическими достижениями британской армии, продемонстрированными в ходе маневров 1924 и 25 годов, чем французской, но некоторые проблемы британцев оказались хорошими уроками для немцев. Фон Бломберг, изучавший британские маневры, поскольку «англичане продвинулись дальше всех в своих опытах по моторизации армии», сделал вывод, что смешение моторизованных и гужевых колонн невозможно.{641} Офицеры Рейхсвера, посещавшие в 20-х года Соединенные штаты, собрали большое количество информации о моторизации армии США, ее танковом вооружении и обучении. Германские офицеры поощрялись предпринимать трехмесячные поездки за рубеж с целью повышения своих языковых знаний, при этом им даже выплачивалось специальное денежное пособие. От офицеров, возвращающихся из таких поездок, ожидалось написание подробных отчетов об посещаемой стране, после приезда на родину. С 1923 года Соединенные Штаты были любимой страной для германских офицеров, не столько потому, что английский был самым популярным иностранным языком в германском офицерском корпусе, сколько из-за более дружелюбного, чем в других странах, отношения к немцам: им позволяли свободно путешествовать, посещать военные объекты, и собирать несекретную информацию. Несколько десятков отчетов о поездках, совершенных в 20-х годах, все еще присутствуют в немецких архивах; те, которые касаются Америки, являются безусловно наиболее подробными.

В середине 20-х полковник фон Беттихер, позже ставший генерал-майором и военным атташе в США, посетил Америку и написал отчет, посвященный моторизации артиллерии.{642} Капитан Шпайх в 1924 году и генерал в отставке Ширмер в 1926 году также писали об американских моторизованных транспортных средствах и артиллерийских тягачах.{643} После осмотра американских танков и бесед с американскими офицерами Ширмер написал, что 40-тонные танки слишком тяжелы для современной войны, рекомендуя 20-тонные танки как наиболее подходящие боевые машины.{644} Масштабное исследование американской бронетехники было проведено в 1928 году в ходе поездки майора Радельмайера, позднее ставшего генералом танковых войск, и капитана Аустманна. Эти два немца не только беседовали со многими американскими офицерами, но и были допущены в качестве наблюдателей на маневры американских танковых подразделений в Форт-Леонард-Вуд. Их отчет содержал множество фотографий новых образцов американского вооружения и боевых машин.{645}

Фон Зект о танковой войне

Ганс фон Зект не был тактиком-танкистом или теоретиком в области применения бронетанковых войск, но с 1924 года, с момента как положение в Германской армии было стабилизировано, а ее каждодневная жизнь перестала быть чередой постоянных кризисов, он настоятельно требовал разрабатывать систему обучения и тактику танковых войск. В секретном приказе от августа 1924 года армейское командование потребовало от военных округов, чтобы в каждой части и гарнизоне был выделен специальный офицер, ответственный за практическую подготовку к ведению танковой войны. Инспекция автомобильных войск отвечала за то, чтобы следить за всеми разработками в этой области и собирать информацию и учебные материалы для дальнейшего распространения в войсках. Дивизионные офицеры из автомобильных батальонов также должны были наблюдать за обучением войск.{646}

Деятельность в роли офицера, ответственного за бронетанковую подготовку, не являлась какой-то дополнительной обязанностью для офицеров автомобильных войск. Высшее командование требовало избегать перевода офицеров-танкистов и стремилось к тому, чтобы офицеры, отслужившие положенный срок в этой должности, получали второе такое же назначение. Обо всех назначениях и переводах офицеров-танкистов требовалось сообщать непосредственно в инспекцию автомобильных войск. Обязанностями офицера, ответственного за подготовку войск в данной области, было 1) вести занятия для офицеров и унтер-офицеров настолько часто, насколько это возможно, 2) распространять учебные материалы в войсках, 3) быть советником вышестоящего командира во всех вопросах. Имеющих отношение к бронированным машинам и действовать в ходе учений в роли командира танковых подразделений, оснащенных макетами танка.{647}

Фон Зект настаивал, чтобы танки были представлены «в военных играх и маневрах настолько часто, насколько это возможно», чтобы войска могли обучаться взаимодействию с ними в наступлении и получать практику организации противотанковой обороны.{648} Частям, принимавшим участие в дивизионных маневрах 1924 года, приказывалось строить макеты легких французских танков Рено и британских MkV. Первыми учебными материалами по подготовке к танковой войне были книга Эрнста Фолькхайма «Танк в современной войне» и его тактические задачи в Мilitar Wochenblatt, учебные таблицы Фрица Хейгля по иностранным танкам, получившие распространение вплоть до уровня рот, а также другие материалы, вроде брошюр и перепечаток статей, выпускавшихся инспекцией автомобильных войск. Высшее командование требовало от всех родов войск тренироваться в ведении огня с движущихся бронированных машин — подразумевались состоявшие на вооружении Рейхсвера бронированные транспортеры пехоты — по стационарным и движущимся целям. Кроме того, все вопросы, связанные с подготовкой подразделений, оснащенных бронированными машинами, относились к инспекции автомобильных войск.{649}

Еще одна секретная инструкция по обучению войск была подготовлена высшим армейским командованием 6 октября 1924 года и доведена до каждого командующего военным округом. В инструкции упоминалась конференция старших командиров, состоявшаяся в марте того же года. Инструкции, содержавшиеся в августовском документе, были повторены здесь еще раз, а каждая дивизия, участвующая в осенних маневрах, должна была сообщать в учебный отдел войскового управления о тактических уроках, полученных в ходе учений с макетами бронированных машин.{650}

В ежегодных «Заметках главнокомандующего», распространяемых по всей армии, фон Зект ежегодно, с 1920 по 1925 год, настаивал, чтобы подготовке к бронетанковой войне уделялось как можно больше времени. Ежегодно с 1921 года Зект требовал, чтобы боевые подразделения практиковались в тактических перебросках с использованием моторизованных транспортных средств. {651} В своих Заметках 1923 года фон Зект инициировал программу постройки танковых макетов для учебных целей. Все автомобильные части должны были строить макеты танков из дерева и холста, устанавливавшиеся на автомашины для достижения реализма в ходе учебного процесса.{652} В том же самом голу Зект предписывал отводить при обучении подразделений гораздо более значимую роль тактическим представлениям современных родов оружия, таких как танки и самолеты.{653}

Другие немецкие танковые теоретики

Освальд Лутц и Альфред фон Фоллард-Боккельберг, два высокопоставленных офицера Инспекции автомобильных войск и управления вооружений, сыграли главную роль в развитии теории германской теории танковой войны 20-х годов. Будучи сначала руководителем отдела в управлении вооружений с 1924 по 1927 год, а затем работая в штабе инспекции автомобильных войск в период с 1928 по 1935 год, Лутц с энтузиазмом продвигал исследования в области бронетанковых войск. Попав изначально на службу в управление вооружений, он стал энергично обучать своих сотрудников теории танковой войны. Курс был составлен таким образом, чтобы в первую очередь освещать технические аспекты технологий моторизации, но Лутц настоял на том, чтобы в него было включено изучение тактических вопросов, связанных с применением танков и автомобилей.{654} В 1925 году отдел Лутца провел несколько исследований, в области танковой войны, включая изучение вопросов использования артиллерийских тягачей и полугусеничных машин в Первую мировую войну, состояния германской автомобильной промышленности, а также последних иностранных разработок в области транспортных средств. Капитан Пирнер, специалист по танкам управления вооружений, написал работу по современным танкам.{655}

В ходе этих исследований Лутц в 1925–26 гг пришел к выводу, что армии необходимы два танка: средний с тяжелой броней и вооружением и невысокой скоростью для действий в качестве танка поля боя, и легкий — с легкой броней и вооружением, и обладающий высокой скоростью, основной задачей которого были бы разведка, а также совершение рейдов, общее обеспечение боевых действий и выполнение боевых задач, связанных с преодолением больших расстояний. Первая немецкая танковая программа базировалась как раз на концепциях Лутца.

В 1926 году, когда полковник Альфред фон Фоллард-Боккельберг стал инспектором автомобильных войск, был полностью переработан небольшой технический курс обучения для автомобильных офицеров в Моабите, Берлин. В начале 20-х в основе курса лежало изучение автомобильных технологий и их обслуживания, но под управлением фон Фолларда-Боккельберга к 1928 году курс включил изучение тактики танковой и моторизованной войны. Программы школы инспекции автомобильных войск устойчиво эволюционировали в направлении изучения тактических вопросов, а когда началось перевооружение армии, эта школа стала школой бронетанковых войск.{656} Фон Фоллард-Боккельберг стал первым руководителем программы моторизации. Под его руководствомв 1927–29 годах был создан первый прототип танкового батальона. Шестой автомобильный батальон в Мюнстере был реорганизован в батальон в составе одной мотоциклетной роты, одной бронеавтомобильной роты и одной роты, оснащенной макетами танков. Фон Фоллард-Боккельберг придумал термин «моторизованные боевые подразделения» вместо более мирного «автомобильные войска». Также как и Лутц, он всемерно поддерживал любое движение, связанное с исследованиями вопросов моторизации армии и танковой войны.{657}

Ошибочные представления о развитии германских бронетанковых войск.

Ни один аспект истории Рейхсвера не пострадал в большей степени от дезинформации и ошибочного анализа, чем ранняя история развития германских бронетанковых войск. В настоящее время опубликовано так много ошибочных представлений по данному вопросу, что необходимы некоторые комментарии. Одно относительно небольшое историческое заблуждение о развитии немецких танковых войск присутствует в книге «Танки Первой мировой войны». Ее авторы Питер Чемберлен и Крис Эллис утверждали, что немецкие танковые подразделения того времени «были временными частями, укомплектованными военнослужащими, призванными из артиллерийских, инженерных батальонов и батальонов связи. Таким образом они уступали танкистам союзников в боевом духе и чувстве уверенности в себе.»{658}Фактически, все немецкие танкисты мировой войны были добровольцами, а многие из них попали в танковые войска из пехотных частей.{659} Из-за своих небольших размеров немецкие танковые войска возможно не показали должной эффективности на поле боя, но ни один из немецких историков раннего периода развития бронетанковых войск — Фолькхайм, Людвиг Риттер фон Эймансбергер, Гудериан, Неринг и другие — никогда не отмечали недостатка боевого духа и уверенности в себе у немецких танкистов. С другим распространенным заблуждением — что создавая свои первые танки немцы просто скопировали британские технологии — мы уже имели дело в пятой главе.

Еще один пример слабого анализа можно найти в книге Альберта Ситона «Германская армия, 1933–45», где Ситон утверждал, что в «первое время, при фон Зекте, [в Рейхсвере] отсутствовали намерения развивать Kraftfahrtruppe [автомобильные войска] в качестве одного из главных родов войск… Они были местом для отдыха, убежищем, где офицеры могли числиться в списках кадровой армии.»{660} В ответ необходимо отметить, что речь идет о фон Зекте, сосредоточившем вопросы подготовки и развития бронетанковых войск в инспекции автомобильных войск в 1924–25 годах, таким образом готовя почву для создания полноценных танковых сил. Непосредственно после войны Рейхсвер определил своих немногочисленных опытных танковых офицеров — таких как капитан Тоферн и лейтенант Фолькхайм, в автомобильные войска — показатель того, что Рейхсвер изначально планировал создавать танковые войска на базе данного рода войск. Что касается определения автомобильных войск в качестве места для отдыха, то Чишвитц, командовавший ими в начале двадцатых, в 1927 году был назначен командовать I-й группой, олдним из двух полевых командований Рейхсвера, эквивалентных армии. Другие высокопоставленные офицеры автомобильных войск 20-х годов, такие как фон Фоллард-Беккельберг и Лутц, также достигли впоследствии высоких должностей. Лучшим примером может являться то, что в начале 20-х в автомобильные войска попадали очень компетентные офицеры. На заре существования Рейхсвера в автомобильных войсках служили и такие младшие офицеры, как Гейнц Гудериан и Риттер фон Тома.

К сожалению, в массе книг, посвященных истории германских танковых войск и написанных после Второй мировой войны, настолько часто повторялись и популяризовались три серьезных заблуждения, что они стали реальными препятствиями для объективного и здравого пони мания организации и военной доктрины германской армии межвоенного периода. Речь идет о следующих ошибочных представлениях: (1) что Гейнц Гудериан был фактически единственным создателем германских бронетанковых войск и германской танковой доктрины; (2) что Гудериан и другие энтузиасты танковых войск вынуждены были бороться против реакционных верховного командования и Генерального штаба; (3) что немецкая танковая доктрина была прямым заимствованием идей британских военных теоретиков. В этих утверждениях есть некоторая доля правды. Гудериан играл центральную роль в создании танковых дивизий в 30-е годы; в Генеральном штабе было некоторое количество реакционеров, как этого можно ожидать от любой организации; и было определенное влияние, которое оказали на немецкую доктрину применения бронетанковых войск британские танковые теоретики, в особенности генерад Дж.Ф. Фуллер. Однако, эти утверждения, взятые вместе или по отдельности, создали искаженное представление о развитии немецких танковых войск.

Акцентирование роли Гейнца Гудериана связано прежде всего с автобиографией последнего, изданной в Германии в 1950-м году под названием Erinnerungen eines Soldaten и с тех пор выдержавшей несколько изданий — последнее в 1979 году.{661} Вскоре после этого появилось британское идание его мемуаров, отредактированное Бэзил Лиддел Гартом. Лиддел Гарт также подчеркнул роль Гудериана в своей книге «Говорят немецкие генералы», написанной в 1948 году. Обе из этих англоязычных книг выдержали много переизданий и продолжают оставаться популярными и сейчас. Гудериану было уделено больше внимания, чем любому другому немецкому генералу, за исключением пожалуй Эрвина Роммеля. Мало того, что Гудериан стал персонажем многочисленных биографий,{662} написанных на английском и немецком языках — он стал фактически единственным человеком, чье имя многие военные авторы связывают с развитием немецких танковых войск до Второй мировой войны.

Начало службы Гудериана в механизированных войсках датируется 1922 годом, когда он, будучи капитаном Генерального штаба, получил назначение в инспекцию автомобильных войск. В Берлине, служа в инспекции, он писал штабные работы и изучал некоторые технические вопросы, связанные с моторизованной войной. С 1924 по 1927 годы он служил преподавателем тактики и военной истории во Второй дивизии. Позднее он вернулся в войсковое управление, где снова занялся изучением вопросов, связанных с автомобильными войсками. В 1928 году Гудериан начал преподавать танковую тактику на технических курсах автомобильных войск, организованных близ Берлина. Он продолжал изучать и преподавать тактику танковых войск, а в 1930 году командовал моторизованным батальоном, дислоцированным под Берлином. В 1931 году, когда он стал подполковником, Гудериан получил назначение на должность начальника штаба инспекции автомобильных войск, возглавлявшейся тогда Освальдом Лутцем. В 1934 году, когда Лутц был назначен первым командующим бронетанковых войск, Гудериан снова стал его начальником штаба. В 1935 году, будучи еще полковником, Гудериан стал командиром одной из трех первых германских танковых дивизий. В 1938 году, когда Лутц был уволен Гитлером, Гудериан занял должность командующего подвижных войск. В ходе Второй мировой войны Гудериан служил в должности командующего корпусом и армией. В 1944 году он стал начальником Генерального штаба.{663}

Если бы Гудериан был скромным человеком и не стал бы писать о своей личности, то он остался бы в истории превосходным генералом, первоклассным тактиком и человеком, игравшим центральную роль в создании и развитии пераых немецких танковых дивизий. Но Гудериан был вовсе не скромен. По его собственным словам, он был центральной фигурой в создании германских танковых войск начиная с 20-х годов. Отголоски этого мнения прослеживаются в работах биографов Гудериана и словах его многочисленных поклонников.{664}

Например Кеннет Макксэй много писал о ранних статьях Гудериана на тему танковой войны и моторизации армии:

Поскольку он [Гудериан] был много начитан по сути своего предмета, в его статьях стали появляться глубокие выводы, связанные с его исследованиями в области древней и современной истории. Это привело к стремлению к времяпровождению, которое привлекло внимание старого прусского генерального штаба — написанию блестящих статей в военных журналах. Поощренный генералом фон Альтроком, редактором Militar Wochenblatt, он подготовил несколько статей (некоторые из них анонимны?), которые выкристаллизовали его мысли и стиль, и в то же время приобрел репутацию человека, хорошо излагающего спорные моменты, вызывавшие непосредственный интерес в дебатах того времени, посвященных причинам проигрыша Германией последней войны. Но эти статьи также способствовали появлению врагов, поскольку уже в этот ранний период энтузиасты танковых войск предложили преобразовать кавалерию в механизированные дивизии.{665}

Фактически же Гейнц Гудериан между 1922 и 1928 годом написал только пять полдписанных статей для Militar Wochenblatt, довольно ровных по содержанию, включая такие работы, как «Французское моторизованное снабжение под Верденом» и «Разведка и охранения в ходе моторизованных маршей».{666}Статьи Гудериана на тактические темы как правило были короткими, на одну-две страницы, как например «Кавалерия и бронеавтомобили»{667} и «Моторизованные войска и ПВО»{668}.Эти статьи были не революционными, а скорее типичным выражением современных Гудериану тактических мыслей. В 20-х годах «потрясающие» военные работы Гудериана в действительности были фактически скорее слабыми, никакого сравнения ни по объемам информации ни по оригинальности с работами Эрнста Фолькхайма. Основным трудом Гудериана на тему танковой войны была книга «Внимание, танки», написанная в 1936–37 годах. Эта работа детализировала тактику и операции танковой дивиззи нового типа во время войны. «Внимание, танки» действительно была блестящей и оригинальной книгой, но она была продуктом длительной эволюции танковой мысли, во многом основанной на работах предшествующих танковых теоретиков, особенно австрийского генерала (позднее генерала немецких танковых войск) Людвига Риттера фон Эймансбергера, главный труд которого, «Танковая война» (Der Kampfwagenkrieg), была издана в 1934 году и получила широкое распространение в немецкой армии.{669}

Даже для автобиографии «Танковый командир» Гудериан слишком много занимается самовосхвалением. Фолькхайм, например, получил лишь мимолетное упоминание в одном из предложений книги Гудериана.{670} Лутц удостоился сердечной похвалы главным образом за поддержку идей Гудериана, когда последний стал начальником штаба Лутца в 1931 году.{671} Другие офицеры, внесшие значительный вклад в развитие германских бронетанковых войск в 20-х и 30-х годах, такие как Пирнер, Хейгль, фон Эймансбергер, фон Фоллард-Боккельбергер, а также многие офицеры, прошедшие обучение в немецкой танковой школе в Казани, у Гудериана лишь слегка упомянуты либо не упомянуты вовсе. Гудериановскую версию появления и развития германских бронетанковых войск лучше всего сравнить с «Историей германских танковых войск. От 1916 до 1945 года» генерала Вальтера Неринга (Die Geschichte der deutschen Pan-Zerwaffe 1916 bis 1945), который тщательно и детально описал работу большого количества немецких офицеров, внесших свой вклад в развитие немецких танковых войск.

Короче говоря, отраженный в документах энтузиазм верховного командования в вопросе моторизации армии, технические достижения управления вооружений в разработке танков и транспортных средств, теоретические наработки Фолькхайма и других офицеров, эксперименты в области моторизации, производившиеся инспекцией автомобильных войск и в танковой школе в Казани, в сочетании с доктриной маневренной войны фон Зекта и его упором на тактику взаимодействия родов войск — все это обеспечило широкий теоретический фундамент для блицкрига Второй мировой войны. Благодаря маневрам 20-х годов германская армия была хорошо подготовлена к созданию современных танковых войск со здравой доктриной применения в ходе начавшегося в начале 30-х годов воссоздания армии. Хотя Гудериан сыграл важную роль, он ни а коем случае не может считаться единственным создателем танковых частей. Как написал военный историк полковник Тревор Н. Дюпуи, «Гудериан несомненно был лидером направления в сторону доктрины бронетанковой войны, но очевидно, что кроме него было множество других молодых офицеров Генерального штаба с аналогичным мышлением и такими же способностями, которые с готовностью могли бы стать лидерами в этой области.»{672}

Второе серьезное заблуждение — что Гудериан и другие энтузиасты танкового дела должны были бороться против реакционной военной верхушки — также основывается главным образом на описании событий в изложении Гудериана. Касательно ранних экспериментов по использованию моторизованных частей в ходе учений, программы которых Гудериан помогал готовить в период между 1921– и 1924 годами, последний в качестве свидетельства высмеивания идей использования автомобильных войск в бою, цитирует слова полковника фон Натцмера, бывшего тогда инспектором автомобильных войск: «они должны перевозить муку».{673} Однако Гудериан не отметил, что позиция фон Натцмера коренным образом отличалась от позиции фон Зекта и войскового управления. В каждом выпуске своего ежегодно, с 1921 по 1925 годы, публикуемого «Отчета армейского главнокомандующего» фон Зект подчеркивал важность моторизованного транспорта для боевых подразделений. Учения с использованием моторизованных подразделений в роли боевых частей высоко оценивались фон Чишвитцем, предшественником фон Нацмера, а их описание было включено в «Отчет армейского главнокомандующего» 1922 года.{674}

Гудериан во многом напоминал Людендорфа: блестящий человек, но экстремист и индивидуалист по натуре, характер которого граничил с фанатизмом. Известно, что Гудериан был одним из немногих офицеров Генерального штаба, поддерживавших нацистов с настоящим энтузиазмом. Его весьма характеризовал тот факт, что любое несогласие или недостаточный энтузиазм в отношении его идей он сразу относил к реакционному военному мышлению. Гудериан выражал искреннее презрение к генералу Людвигу Беку, начальнику Генерального штаба с 1935 по 1938 годы, которого ог характеризовал как противника идей современной механизированной войны: «Он [Бек] оказывал парализующее влияние везде, где появлялся…Сутью его мышления был широко разрекламированный метод ведения боевых действий, который он называл «сдерживающей обороной.»{675} Это грубая карикатура на очень компетентного генерала, который был автором Армейского наставления 300 (Управление войсками) 1933 года, главного тактического наставления немецкой армии во Второй мировой войне, и пол чьим руководством в 1935 году были созданы первые три бронетанковые дивизии, самые мощные танковые войска в мире на тот момент. «Сдерживающая оборона», высмеянная выше Гудерианом, не была изобретением Бека — она была стандартной оборонительной доктриной с 1921 года.

Изображение военного пророка, преодолевающего большие препятствия в своей деятельности, привлекательно для военных историков. Однако оно неверно отражает реальное положение Гудериана или немецких танковых теоретиков в 20-х и 30-х годах. Карьеры немецких танкистов и сторонников моторизации были успешны. Гудериан впервые получил под свое командование дивизию, будучи еще полковником. Нельзя не провести параллель с положением Дуайта Эйзенхауэра в 20-е годы, когда он выступив за значительное усиление пехотной дивизии танками, был осужден командующим армией США и под угрозой военного трибунала не мог публиковать свое мнение по этому вопросу.{676} Гудериан жаловался на «очень громкую оппозицию» по отношению к танковым частям в 1936 году,{677} в то самое время, когда германская армия создавала танковые и моторизованные подразделения быстрее, чем могла оснастить их.

Третьим распространенным ошибочным представлением о немецких бронетанковых войсках — что ее доктрина основана непосредственно на работах британских теоретиков — основывается на работах Бэзил Лиддел Гарта. В подготовленной Лиддел Гартом редакции мемуаров Гудериана переведены следующие слова последнего: «Преимущественно книги и статьи англичан Фуллера, Лиддел Гарта и [Гиффорда] Мартеля разбудили мой интерес и дали пищу для размышлений. Эти заглядывающие далеко вперед солдаты уже тогда [в двадцатые годы] пробовали сделать из танка нечто большее, чем средство поддержки пехоты. Они увидели эти перспективы в связи с растущей моторизацией нашего времени, и таким образом во многом стали пионерам войны нового типа.»{678} Тогда же, в английском издании Лиддел Гарт вырезал краткое упоминание Гудерианом Фрица Хейгля, вставив следующий абзац, отсутствующий в авторском тексте мемуаров на немецком языке:

У них [Фуллер, Лиддел Гарт, Мартель] я перенял идею концентрации танков, на примере сражения при Камбрэ. Далее шли идеи Лиддел Гарта, подчеркнувшего необходимость использования бронетанковых войск для нанесения глубоких ударов, проведения операций против коммуникаций противника, а также предложившего тип бронетанковой дивизии, сочетающей подразделения танков и механизированной пехоты. Глубоко впечатленный этими идеями, я пытался развить их дальше и приспособить к реалиям нашей собственной армии. Таким образом я заимствовал многие предложения касательно нашего дальнейшего развития у капитана Лиддел Гарта.»{679}

Бэзил Лиддел Гарт очень хотел получить признание о себе, как об отце успешной германской тактики блицкрига и несколько раз говорил именно об такой своей роли.{680} Утверждение Лиддел Гарта о том, что он оказал через Гудериана огромное влияние на немецких практиков и теоретиков танковых войск, было некритически воспринято многими историками.{681} Однако тщательное изучение довоенных немецких книг, документов и статей нисколько не подтверждает того факта, что Лиддел Гарт был широко известен в германской армии или о том, что он оказал хоть какое-то влияние на немецкую тактическую мысль. Гудериан в своей книге «Внимание, танки!»не цитировал среди источников Лиддел гарта. Также и фон Эймансберегер, Хейгль или Фолькхайм не упоминают о Лиддел Гарте и не показывают знакомства с его идеями. Великолепный практик танковой войны, фельдмаршал Роммель ничего не слышал о Лиддел Гарте до того момента, как прочитал его статью в конце 1942 года.{682} Несколько небольших статей, написанных Лиддел Гартом для «Дэйли Телеграф», были переведены и опубликованы в журнале иностранных военных новостей Генерального штаба и в Militar Wochenblatt в 1920 годах, но они были лишь несколькими среди сотен других статей многочисленных американских, французских, британских, итальянских и польских младших офицеров.{683} Это единственное свидетельство знакомства германской армии с Лиддел Гартом в 20-е годы, когда развивалась ее бронетанковая доктрина.

Нельзя сказать, что Гудериан и другие немецкие офицеры не были знакомы с британскими военными теоретиками. Дж. Ф. Ч. Фуллер был известен и высоко оценен в Германской армии в 20-е годы. Репутация Фуллера не была следствием его блестящих теорий, а скорее была связана с тем, что Фуллер, будучи начальником штаба британского танкового корпуса времен войны, был организатором массового наступления с участием танков в Камбрэ в 1917 году и был автором плана 1919 года, в соответствии с котором союзники планировали в том же году задавить Германскую армию танковыми армадами. Работы Фуллера оказались полезны для немцев не из-за того, что они высоко ценили его теоретические изыскания в области стратегии — немцы и так имели своих значимых теоретиков в лице Клаузевитца, фон Мольтке, фон Шлиффена и, в 20-х годах, Зекта — а скорее из-за глубокой практичности большинства его идей. В 20-е годы германские танковые тактики испытывали большой недостаток реального, практического опыта, знания которого они и хотели найти в работах Фуллера. Первая серьезная книга Фуллера, «Танки в Великой войне» (1920) содержала много полезной информации, как например об организации британских танковых частей, о том, как у них обстояло дело с обслуживанием и ремонтом боевых машин, как они развивали танковую тактику, а также создали специальные бронированные машины тылового и инженерного обеспечения. Книга включала даже организационные схемы, карты и диаграммы, касающиеся боевых бронетанковых подразделений, а также анализ основных боев с участием танков и описание уроков, которые были получены в этих боях.Это был лучший базовый учебник о танках, доступный в 20-е годы, и именно как учебник немцы и использовали данный труд.{684}

Работы Фуллера вскоре стали очень популярными в Германии. Его многочисленные дальнейшие труды о танковой войне сразу же переводились и публиковались в Militar Wochenblatt и других журналах. В 1926 году журнал иностранных военных новостей Генерального штаба посвятил три выпуска публикации книги Фуллера под названием «Реформация войны».{685} Ни один другой зарубежный военный теоретик не получил столько внимания со стороны Рейхсвера. «Танк в современной войне» Эрнста Фолькхайма демонстрирует сильное влияние Фуллера в той части, где Фолькхайм защищает специализированные бронированные инженерные машины. Гейнц Гудериан цитировал Фуллера и британского танкового теоретика Мартеля в своей книге «Внимание, танки», Людвиг Риттер фон Эймансбергер использовал Фуллера в качестве основного источника в своей «Танковой войне». Мемуары Фуллера даже были переведены на немецкий язвк.{686}

Хотя идеи Фуллера и оказали определенное влияние на немецких танковых теоретиков, было бы несправедливо называть немцев учениками Фуллера или Мартеля. Немецкие авторы — тактики были, как правило, критическими читателями, которые тщательно отбирали из концепций — Фуллера и других авторов — то, что казалось им полезным и практичным, и отказывались от остального. Например, структура немецких боевых танковых формирований 20-х и 30-х годов прямо заимствована у Фуллера, но ни один из немецких тактиков-танкистов не воспринял всерьез фуллеровскую концепцию массового использования одно — и двухместных танкеток. Уже в 1924 году Фолькхайм не стеснялся принимать некоторые идем Фуллера, не разделяя при этом его энтузиазма по отношению к быстроходным легким танкам.

Дальше