Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л.
Нацистский миф
Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф / Ф. Лаку-Лабарт, Ж.-Л. Нанси ; Пер. с фр. С.Л. Фокина. — СПб.: Владимир Даль, 2002. — 77, [2] с.; 20 см.
Аннотация издательства Нанси и Лаку-Лабарт пытаются ответить на вопрос о том, почему немецкий тоталитаризм вылился в специфическую форму расизма? Ответ является двухтактным: немецкой проблемой является проблема идентичности, а миф (об Арийце) выступает аппаратом идентификации. Немецкое национальное государство было создано очень поздно: к середине XIX века другие страны — прежде всего, Италия и Франция — уже два века как строили себя по образцам античности. Этого исторического подражания, которое позволяет нациям идентифицировать себя, Германия была лишена. Спасение пришло со стороны немецких филологов и классицистов: они открывают «дионисийское» измерение Греции, забытую Грецию мистерий и жестокости. Но, копируя эту другую Грецию, немецкие мыслители в то же время страдают от «страха влияния», и их шизофреническое мышление изобретает «созидательный миф», миф как способ производства общества. Немец — основатель цивилизации, Kulturbegruender, а не простой Kulturtraeger (различение, предложенное Гитлером). Нацистский миф укоренен в биологической конкретности крови и противостоит абстрактным универсальным понятиям Разума и Прогресса (вспомним о том, что у Бадью в третьих «Обстоятельствах» «еврей» оказывается именем универсального).