В. Ходасевич: Вот если мы хорошо поймем эту философию книги, то нам откроется и то подлинное, очень тонкое, смелое мастерство, с которым Куприн пишет «Юнкеров» как будто спустя рукава. Мы поймем, что кажущаяся эпизодичность, кажущаяся небрежность и кажущаяся нестройность его повествования в действительности очень хорошо взвешены и обдуманы. Простоватость купринской манеры на этот раз очень умна и, быть может, даже лукава. Куприн как будто теряет власть над литературными законами романа на самом же деле он позволяет себе большую смелость пренебречь ими. Из этого смелого предприятия он выходит победителем. Единство фабулы он мастерски подменяет единством тона, единством того добродушного лиризма, от которого мягким, ровным и ласковым светом вдруг озаряется нам стародавняя, несколько бестолковая, но веселая Москва вся такая же, в сущности, милая и чистосердечная, как шагающий по ее оснеженным улицам юнкер Александров.
Hoaxer: Длительное время моё знакомство с Куприным ограничивалось "Гранатовым браслетом" и "Поединком", прочитанными ещё в школе. Однажды, пребывая в лазарете N-ского раздолбанного корыта, трущегося о стенку облезающей шкурой, я приобщился к роману "Юнкера". Надо сказать, что произвёл он на меня необычайное впечатление; дело было не столько в контрасте восприятия мной тогдашнего настоящего с абсолютным прошедшим, сколько во внезапно активировавшемся патриотизме (чистой воды). "Юнкера", средняя книга самосложившейся купринской трилогии о военной службе, помимо несомненных художественных достоинств, идеологически стоит в одном ряду с повестями Колбасьева, "Капитальным ремонтом" Соболева, воспоминаниями Шапошникова — приобщённость к великому общему делу, начало службы (надежды, энтузиазм, юные силы). Вступление во взрослую жизнь, один из светлейших периодов человеческого существования, воспоминания о котором полны светлой печали... "Юнкера" — лучшая вещь из военной прозы Куприна, недаром один из лучших наших кинорежиссёров Н.С. Михалков в своё время этой книгой так зачитывался, что всё это вылилось в создание фильма "Сибирский цирюльник". Ну а насчет рассказов А.И. Куприна читайте статью Гапановича