Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Прощай, лидер «Харьков»!

Во второй половине октября пришел неожиданный приказ о моем назначении командиром на сторожевой корабль «Шторм». Друзья пожимали руку, поздравляли с началом самостоятельного плавания.

Не скрою, давно мечтал подняться на ходовой мостик в качестве командира корабля, но в первую минуту меня охватило чувство тревоги: как же воевать без верных, проверенных не в одном бою товарищей — Вуцкого, Телятникова, [210] Иевлева, Веселова, Сысоева и многих других? Сколько раз бывало так, что от каждого из нас зависела жизнь остальных, а от всех вместе — жизнь каждого! На лидере я прослужил ровно год. Но как этот в общем-то небольшой срок был насыщен боевыми событиями! Многое я повидал на «Харькове», многое пережил и многому научился. Уже сам факт, что ты — член экипажа славного лидера, вызывал чувство гордости, на флоте о делах «Харькова» говорили уважительно, да и не только на флоте... Словом, чувства мои как бы раздваивались: с одной стороны — радость, с другой — грусть...

В дальнейшем, на каких бы кораблях мне ни приходилось плавать, я постоянно следил за боевой биографией «Харькова», особенно волновался и радовался его успехам.

Еще целый год продолжал лидер «Харьков» боевые действия — то есть в течение всего периода битвы за Кавказ: участвовал в конвоях и набеговых операциях, перевозил войска, обстреливал с моря скопления гитлеровских войск. Но 6 октября 1943 года случилась беда — лидер не вернулся из боевого похода.

Произошло это так.

Противник, отступавший в то время с Таманского полуострова, сосредоточил в крымских портах перевозочные плавсредства. Чтобы воспрепятствовать вражеским перевозкам войск и снабжения, наше командование дважды посылало корабли эскадры к южному побережью Крыма. При первом выходе в ночной поиск фашистские суда обнаружены не были, и корабли вернулись на базу.

Второй раз в ночь с 5 на 6 октября из Туапсе вышли в море лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». Отрядом командовал командир дивизиона капитан 2-го ранга Г. П. Негода, находившийся на «Беспощадном». Корабли должны были обстрелять порты Феодосию и Ялту и провести набеговые операции на морские сообщения противника у южного побережья Крыма. Лидер «Харьков» отправился наносить удар по Ялтинскому порту, а «Беспощадный» и «Способный» — по Феодосийскому. Однако в пути корабли были обнаружены с воздуха и освещены светящимися авиабомбами. Командир отряда продолжал действовать по плану операции, надеясь с наступлением темноты скрыться.

Лидер «Харьков» произвел успешный огневой налет [211] на Ялту, но при отходе был обстрелян береговой артиллерией. А вот «Беспощадный» и «Способный» встретили организованное сопротивление врага, были атакованы торпедными катерами и обстреляны с берега. Командиру отряда ничего другого не оставалось, как отказаться от обстрела Феодосийского порта и сразу же направиться в точку рандеву с лидером «Харьков». Через час корабли встретились и взяли курс на базу.

В восемь утра отряд был вновь обнаружен самолетом-разведчиком. Но в небе появились наши летчики, которым удалось сбить вражеский самолет. Два немецких летчика выбросились с парашютами и приводнились в зоне видимости кораблей. Негода приказал «Способному» подобрать их, что заняло драгоценное время. С вражеских баз были подняты мощные воздушные силы, начавшие беспрерывные атаки. Около девяти часов в воздухе появилось десять «юнкерсов». Лидер «Харьков» получил два прямых попадания в носовую часть, от чего нос корабля погрузился в воду по надпись. У «Способного» разошлись швы бортовой обшивки, в результате чего он принял в дифферентный отсек около ста тонн воды. Атакованный чуть позже эсминец «Беспощадный» также получил два прямых попадания. Кормовая машина вышла из строя, эсминец потерял ход. Около тринадцати часов над отрядом кораблей появилось еще тридцать шесть самолетов противника и все действия по оказанию взаимной помощи пришлось прекратить. На этот раз в «Беспощадный» в район пятого кубрика попала крупная авиабомба и через сорок секунд корабль затонул. Комдив Г. П. Негода крикнул:

— Экипажу Краснознаменного эсминца «Беспощадный» — ура!

Экипажи кораблей подхватили «ура». Матросы и офицеры, оказавшиеся в воде, прощались с кораблем.

Получил повреждения и «Способный» — от близких разрывов бомб в котельном отделении возник пожар. Личный состав самоотверженно боролся за жизнь корабля и делал все, чтобы дать ход. Лидер «Харьков» также смог дать ход примерно в семь узлов. Оставшиеся в живых коммунисты старшина 1-й статьи П. Ф. Лучко, матросы В. В. Трунов, комсорг лидера Д. А. Кулешов, А. И. Белан, П. С. Жанко и Кулагин, несмотря на серьезные повреждения, ввели в строй 3-е котельное отделение — сумели поднять пар, используя морскую воду. Тогда [212] противник предпринял третий массированный налет и около 15 часов 30 минут лидер затонул.

К месту гибели «Харькова» подошел эсминец «Способный», спустил шлюпки и начал подбирать людей. Спасение экипажа заняло около двух часов. Подобрано было до двухсот человек, затем «Способный» подошел к месту гибели «Беспощадного». Удалось спасти еще двадцать четыре человека, в том числе комдива Г. П. Негоду, командира «Беспощадного» В. А. Пархоменко, командира лидера «Харьков» П. И. Шевченко. И снова в воздухе появились самолеты противника. Теперь они набросились на эсминец. В смертельном бою с вражеской авиацией личный состав всех кораблей проявил массовый героизм. Зенитной артиллерией было сбито восемь и повреждено три самолета. Наши летчики уничтожили четырнадцать самолетов. Однако никому тогда не было известно, что гитлеровцы сумели сосредоточить такие крупные силы ударной авиации на ближних аэродромах Крыма, да еще со специально обученными асами для действий против кораблей. За всю историю обороны Кавказа фашистская авиация подобной ударной силы не применяла. В результате последнего массированного налета «Способный» получил четыре прямых попадания и минут через пятнадцать затонул. Когда «Способный» погружался носовой частью в воду, моряки, плавающие поблизости, заметили на оголенных винтах командира отделения старшину 1-й статьи Александра Богомолова и матроса, чью фамилию так и не удалось установить, с поднятыми в знак прощания руками. Они пошли ко дну со своим кораблем.

Спустя некоторое время к месту гибели прилетели наши гидросамолеты, пришли тральщики и торпедные катера. Часть личного состава удалось спасти. Среди спасенных были комдив Г. П. Негода, командир «Беспощадного» В. А. Пархоменко, командир «Способного» капитан 3-го ранга А. Н. Горшенин. Петра Ильича Шевченко среди них не оказалось.

Оставшиеся в живых с восхищением говорили о мужестве матросов, старшин и офицеров. Ни на одном корабле не наблюдалось паники, все оставались на своих боевых постах, упорно сражаясь с врагом, самоотверженно борясь за спасение своего корабля. Мне, как бывшему старпому командира лидера «Харьков», хотелось тогда поподробней узнать о последних часах лидера и его экипажа. И вот что я выяснил. [213]

— Во время боя с вражеской авиацией командир лидера капитан 2-го ранга коммунист Петр Ильич Шевченко стоял на мостике, покуривал трубку и спокойно управлял кораблем, четко отдавая команды. Пример командира был настолько силен, что даже в самые опасные минуты, когда лидер уже был смертельно ранен на корабле не было ни паники, ни растерянности. Шевченко подбадривал личный состав с мостика:

— Братцы, не унывать! «Харьков» будет жить, еще введем его в строй!

Он покинул корабль последним, прыгнув в воду прямо с мостика. Секретную документацию корабля Шевченко спас, поручив ее боцману Штепину, который на шлюпке доставил пакет на встречный тральщик. Затем она поступила в штаб базы.

Все были рады, когда Петра Ильича подняли на борт «Способного».

После гибели эсминца Шевченко вместе с командиром «Способного» Горшениным и его заместителем по политчасти капитан-лейтенантом Шварцманом плыли, удерживаясь за матросскую койку. Когда начали рваться корабельные глубинные бомбы, их разметало в разные стороны. Последний раз Шевченко видели надувающим резиновую шлюпку, сброшенную с самолета...

В тяжелые минуты борьбы за жизнь корабля достойно вел себя и заместитель командира по политчасти лидера «Харьков» капитан 3-го ранга И. А. Крикун, незадолго до этого сменивший Е. Ф. Алексеенко. Он активно мобилизовал личный состав на спасение людей, сам же погиб вместе с кораблем.

Решительно и смело действовал старший помощник командира «Харькова» капитан 2-го ранга О. С. Жуковский. Лопнувшим тросом ему сильно ушибло ногу, но этот мужественный человек продолжал руководить артогнем с кормовых орудий при отражении воздушных атак. Когда корабль погиб, матросы спасли Жуковского.

Экипаж лидера «Харьков» проявил массовый героизм. В неравном бою артиллеристы насмерть стояли на боевых постах. Когда взрывной волной был разрушен зенитный мостик, командир зенитной батареи А. М. Резонтов приказал не отходить от смещенных с мест автоматов и в таких условиях вел огонь.

Командир зенитного орудия старшина 2-й статьи Иван Голубев выполнял не только свои обязанности, но и функции [214] наводчика. После гибели корабля, попав на «Способный», включился в зенитный расчет и продолжал сражаться.

Наводчик пятого автомата комсомолец Рукинов при взрыве бомбы был ранен в голову и в руку, но в санчасть идти отказался. Он погиб вместе с кораблем.

Во время одного авианалета сорвало с места пулемет ДШК, пулеметчики Азимов и Туркин оказались отброшенными далеко в сторону. К ним на помощь поспешил матрос Виктор Орлов. Втроем они установили пулемет и, несмотря на контузии и ушибы, продолжали вести бой.

Старшине 1-й статьи Василию Наволочному пришлось быть заряжающим сразу у двух орудий. Следуя его примеру, слаженно работали матросы-зенитчики Виктор Орлов, Коржов, Михаил Степанов, Петр Никифоров.

Командиры седьмого и восьмого автоматов старшины 2-й статьи Михаил Савченко и Александр Кучерявый стреляли по самолетам даже тогда, когда лидер начал тонуть. Они ушли под воду, стоя у своих неумолкающих автоматов.

А сколько мужества и самопожертвования проявили командир 130-мм орудия старшина 1-й статьи Лукьян Репин и его подчиненные Даниил Яхно, Павел Рындин и Виталий Пирогов, которые в затопляемом артпогребе боролись с водой, ставили подпоры, забивали чопы, а заделав пробоину, откачали воду и для выравнивания крена равномерно распределили боезапас по погребу! Под стать им действовали водолазы старшина 1-й статьи Василий Гриценко и матрос Петр Резниченко. Они неоднократно спускались в затопленное котельное отделение, заделывали пробоины, вытаскивали раненых.

Огромную работу проделали аварийные группы мичманов П. Р. Ткаченко и Г. А. Яновского — устраняли повреждения, откачивали воду из мазутных ям, ставили подпоры и устраняли дифферент на нос корабля.

Находчиво и энергично действовал боцман Феоктист Романович Штепин. Вместе со старшинами 1-й статьи Н. П. Орзулом, А. Тимофеевым и помогавшими им матросами Даниленко, Мусиенко, Пакиным, Плотниковым быстро завели пластырь с правого борта, а затем со старшиной торпедной группы Ф. А. Воробьевым выбросили за борт торпеды, чтобы обеспечить безопасность корабля.

Матрос комсомолец Станислав Мацевич вместе с матросом [215] Иваном Афанасьевым спустились в четвертый пороховой погреб за автоматными дисками. В это время в погребе образовалась пробоина, хлынула вода. Мацевич своим телом закрыл брешь, но его отбросило взрывной волной. Тогда, найдя брезент, он с товарищем заделал пробоину и продолжал подавать диски наверх.

Так в тяжелую годину действовал весь — от матроса до командира — экипаж, проявляя массовый героизм, до последней минуты делая все, чтобы выстоять, спасти свой корабль. Однако этого не произошло. Случилось худшее, что может быть в войну на море — погибли люди, погибли славные боевые корабли. Тяжелую утрату переживала вся эскадра. В ответ мы клялись еще больше крепить боевую мощь, отомстить за наших товарищей.

Как память о тех скорбных днях, у меня сохранилась одна фотография. На ней — жизнерадостная счастливая семья старшины трюмной группы мичмана Петра Романовича Ткаченко: он сам, жена Александра Федоровна и их сынишка Вячеслав. Уходя в поход, Петр Романович предложил сфотографироваться всей семьей. На фотографии дата: 3 октября 1943 г. Через три дня Вячеславу исполнится три года. И в этот же день мальчишка остался без отца.

Что ж, мичман Ткаченко оставил о себе добрую память. Его жена воспитала хорошего сына. Вячеслав служил на флоте, стал мичманом, затем учился, получил юридическое образование, работает прокурором в Вологодской области.

Многие из бывших «харьковчан» продолжали службу на флоте, успешно воевали. И снова хочется отдать должное умению Мельникова распознавать людей — он воспитал много отличных боевых офицеров. Штурман Телятников после гибели «Харькова» был переведен на Северный флот, после войны поступил в Военно-Морскую академию, а окончив ее, вновь вернулся на север. Участвовал в различных арктических экспедициях. В 1961 году уволился в запас в звании капитана 2-го ранга, поселился в Киеве.

Виктор Сергеевич Сысоев, командир группы управления, остался на Черноморском флоте, был назначен на эсминец «Железняков» сначала командиром БЧ-2, а затем и старпомом. Вскоре сам взошел на ходовой мостик как командир эсминца «Буйный», впоследствии крейсера «Куйбышев». Проявил он себя как грамотный, собранный [216] и волевой командир, знающий цену уставному порядку и крепкой дисциплине.

Как-то раз, зимой 1954 года, я, будучи уже командующим соединением, выходил в море на «Куйбышеве». Домой мы возвращались ночью при шестибальном шторме. Я поинтересовался у командира Сысоева, думает ли он заходить в порт или считает более благоразумным переждать шторм на якоре на внешнем рейде? В ответ Сысоев спросил разрешения входить в базу и стать на свои бочки. Другому командиру я, пожалуй, не разрешил бы этого сделать при таком сильном норд-весте, но на Сысоева можно было положиться. В душе я радовался, что командир уверен в своих силах и умении.

Вначале все шло хорошо. Сысоев правильно рассчитал поправку на ветер и довольно уверенно подошел к бочке. Но команда на авральной шлюпке не сумела сразу закрепить трос, и корму крейсера начало быстро сносить к ближайшему мысу. Дорога была каждая секунда. Сысоев принял единственно правильное решение: смелым маневром отвести корму на чистую воду и немедленно отойти назад для нового захода. При повторной попытке корабль быстро поставили на бочку. Я же отметил, что на мостике все время царила спокойная тишина и нарушали ее только четкие команды командира и доклады об их исполнении.

Около года мы служили бок о бок — Сысоев стал начальником штаба соединения и с энергией, знанием дела, требовательностью к себе и к подчиненным исполнял эту нелегкую обязанность. В дальнейшем Виктор Сергеевич в звании адмирала командовал Черноморским флотом, а затем был начальником Военно-Морской академии имени А. А. Гречко.

Навсегда остался в нашей памяти командир БЧ-4 Андрей Михайлович Иевлев — один из лучших офицеров «Харькова», отвечавший за связь. Такого же мнения об Иевлеве был и Мельников, считавший его одним из самых грамотных молодых специалистов. После гибели «Харькова» Иевлев был направлен на Северный флот, а оттуда отбыл в Англию для обеспечения связью наших конвоев. Транспорт, на котором он находился, был в дороге торпедирован. Иевлев долго пробыл в ледяной воде, и хотя был поднят на борт другого транспорта, спасти его не удалось.

До конца войны прослужил дивизионным механиком [217] командир электромеханической боевой части инженер-капитан-лейтенант Альфред Георгиевич Вуцкий. В послевоенные годы работал на различных должностях в ремонтных мастерских. Смерть вырвала его из наших рядов, но не забыть боевым товарищам преданного флоту моряка, прекрасного знатока своего дела и отважного воина.

Многие из «харьковчан» после войны славно потрудились в народном хозяйстве, были на партийной работе, преподавали в вузах и школах страны. Это наш бывший дальномерщик Сергей Андрианович Семенков, машинист-турбинист Андрей Афанасьевич Рогачев, командир отделения артиллерийских электриков Сергей Михайлович Никулин, бывший писарь Дмитрий Алексеевич Руднев, кинорежиссером на киностудии имени Довженко в Киеве стал наш корабельный поэт и редактор радиогазеты Олег Ленциус.

А несколько лет назад в газете «Красная Звезда» я прочитал статью «Подвиг юнги» о Толе Лебедеве, нашем юнге, появившемся на «Харькове» после прихода нового командира П. И. Шевченко. Толя быстро начал осваивать премудрости сигнального дела и вскоре, стоя на вахте, не раз первым обнаруживал вражеские цели. Об одном таком случае и рассказала газета. В начале 1943 года после обстрела Анапы Лебедев первым заметил вражеские торпедные катера. Это позволило командиру вовремя уклониться от выпущенной торпеды... За два месяца до гибели «Харькова» Толя ушел служить на морской охотник в дивизион Гнатенко. Ходил на Малую землю, высаживался с десантами. Войну закончил разведчиком в танковой армии Рыбалко. Уже в мирное время участвовал в гидрогеографических экспедициях.

Без преувеличения можно сказать, что все, кому довелось плавать на славном лидере «Харьков», оказались достойными геройского корабля. [218]

Дальше