Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава II.

Эсминец «Незаможник» открывает огонь

У морзаводской стенки

В последний день июня я прибыл в Севастополь и сразу же с вокзала направился в штаб флота. Шел знакомыми улицами и не узнавал их. Веселый чистый город, днем всегда запруженный народом, теперь поражал безлюдьем. Лишь патрули, морские и сухопутные, встречались дорогой. Облик Севастополя искажал и камуфляж: чтобы ввести авиацию противника в заблуждение, многие дома были выкрашены в серый, под асфальт, цвет или в зеленые разводы — под парковые насаждения. Город походил на военный лагерь.

С невеселыми мыслями я переступил порог кабинета начальника отдела кадров флота капитана 1-го ранга Г. А. Коновалова. Как мне показалось, он почему-то слишком пристально изучал мои документы, затем перевел на меня сумрачный взгляд и сказал:

— К сожалению, на лидере «Москва» вам не придется служить. — И, помолчав, добавил: — На нем уже никому не придется служить. Лидер геройски погиб три дня назад под Констанцей. Производили вместе с лидером «Харьков» набеговые боевые действия и...

Он умолк, спрятал мои документы в стол.

— Жду вас завтра к девяти ноль-ноль. К тому времени найдем вам корабль.

Я снова оказался на севастопольских улицах, совершенно не зная, куда себя девать и как распорядиться свободным временем. Невольно внимательнее приглядываюсь к военному быту города. На многих домах приметил указатели: «В убежище». У подвалов и входов в бомбоубежища дежурят пожилые люди, а кто помоложе — орудуют кирками и лопатами у подвалов и погребов, роют щели. Высоко в небе непрерывно барражируют наши [46] истребители, неся патрульную службу. Видно было, что Севастополь готовится к воздушной осаде и уже в первые дни войны многое сумел сделать.

Я поспешил во флотскую гостиницу в надежде встретить кого-либо из знакомых моряков-севастопольцев, чтобы подробней узнать обстановку на море.

В гостинице народа было меньше обычного, большинство таких, как я, ожидающих назначения на корабли. Но удалось встретить и кое-кого из знакомых. Все они еще находились под впечатлением первого авианалета на Севастополь. Моряки не без гордости говорили, что хоть налет был массированный, флотские и береговые зенитчики оказались на высоте, достойно встретили противника. О том, как развертываются боевые действия флота, пока никто толком не знал. Но с той же гордостью повторяли сводку Совинформбюро об атаке двух лидеров «Москва» и «Харьков» на основную морскую базу противника — порт Констанца. Рассказывали и кое-какие подробности: лидер «Москва», выполнив боевую задачу, уходил с огневой позиции, обстреливаемый тяжелой артиллерией противника, и при отходе подорвался на мине. Взрыв был настолько сильным, что переломил лидер надвое. Но и в этот критический для всего экипажа момент орудия тонущего лидера продолжали вести огонь по вражеским самолетам.

Экипаж лидера «Харьков», на виду которого погибал корабль, ничем не мог помочь товарищам, поскольку при малейшей задержке в прибрежном районе был бы тут же расстрелян береговыми батареями и подвержен ударам авиации противника. Сам «Харьков» уже имел серьезные повреждения в котельном отделении. Спасли его котельные машинисты Петр Гребенников и Петр Кайров, которые в асбестовых костюмах влезли в неостывшие топки котлов, заглушили лопнувшие водогрейные трубки, благодаря чему «Харьков» снова мог дать ход.

Были первые победы и первые неудачи, первые герои и первые погибшие. Что ждет черноморцев впереди? Какая война предстоит: долгая, упорная, или нам удастся в течение нескольких недель сломить коварного врага? Я долго не мог уснуть, ворочался, взбивал подушку, а то выходил на балкон.

Ночной Севастополь был погружен в непроглядную густую тьму. На улицах — тревожная, настороженная тишина, изредка нарушаемая шагами патруля или звуком [47] пронесшейся автомашины с затемненными фарами. Как непохож теперь притаившийся Севастополь на тот мирный, довоенный. Каким он бывал оживленным по вечерам, когда на кораблях производилось массовое увольнение в город! Улицы радушно встречали моряков. Особенно людно бывало на Приморском бульваре. И именно сюда упала первая мина, сброшенная на парашюте с вражеского самолета... А прежде, бывало, с Приморского или Краснофлотского бульвара окинешь взглядом панораму севастопольских бухт, залитые огнями корабли и невольно залюбуешься и красотой города и боевыми кораблями.

Вглядываясь в мертвую, без единого блика, морскую гладь, я старался представить себе последние минуты лидера «Москва». Темные ночные воды, тонущий экипаж, вой пикирующих «юнкерсов» и яростная, шквальная стрельба зенитной артиллерии кораблей... А ведь всего на три дня я опоздал. Испытывал укоры совести, как будто был виноват в том, что не разделил с экипажем его участи. Впрочем, потеря была тяжела для всего флота, не только для меня одного...

Далеко за полночь я забылся тревожным чутким сном. И показалось: не успел закрыть глаза, как меня разбудил пронзительный гудок морского завода. Еще не проснувшись, понял: воздушная тревога! Да, так и есть, заводской гудок подхватили сирены, десятки голубоватых снопов света обшаривали небо, нарастала зенитная стрельба. Снова вышел на балкон. Стрельба усиливалась, вокруг содрогались воздух, стены, здания, слышался звон разбитых стекол. Но вот несколько мечущихся по небу прожекторных лучей скрестились и в точке их пересечения оказался вражеский самолет. С большого расстояния он выглядел совсем крошечным, как бы не настоящим, и совсем не опасным. Он то резко снижался, то пытался забрать влево, вправо, а рядом появились белые облачка — зенитчики пытались достать его. Но, видимо, это было не так просто. Впрочем, и фашист решил не рисковать. Не выдержав заградительного огня, он начал удаляться. Стрельба внезапно прекратилась, погасли прожекторы и вновь наступила прежняя тишина. Но это был не последний авианалет в ту ночь: еще трижды меня будила стрельба севастопольских зенитчиков.

Утром у Коновалова все оказалось готово, красные глаза его выдавали бессонную ночь. Я бегло просмотрел документы и сразу понял, что ни сегодня, ни завтра [48] в море не выйду. Эсминец «Незаможник», на который я назначался помощником командира, ремонтировался на морзаводе. Видя мое разочарование, Коновалов укоризненно покачал головой:

— Командование флота принимает все меры, чтобы срочно ввести в строй корабли, которые стоят на ремонте или достраиваются. Задача первостепенная!

Направляясь к морзаводу, я думал о предстоящей службе. Надеялся на то, что на первых порах во многом должен помочь опыт ввода в строй «Грома» — следует вникнуть в организацию работ, одновременно проводить боевую подготовку экипажа, изучить корабль и людей.

Прежде чем попасть к причальной стенке морзавода, подвергаюсь проверке документов. За проходной меня догнал старший лейтенант и, услышав, что я спрашиваю, как пройти к «Незаможнику», заговорил. Его открытое смуглое лицо показалось мне знакомым, как будто виделись мы совсем недавно.

— Служить на «Незаможник»? — спросил он. — Тогда нам по пути...

— С сегодняшнего дня назначен помощником командира.

— А я — штурманом. И тоже с сегодняшнего дня. Кстати, мы ехали одним поездом из Ленинграда.

Так вот где я приметил старшего лейтенанта. Мы пожали друг другу руки, он назвался: Загольский Николай Герасимович. Представился и я. Дорогой успеваю кое-что узнать о штурмане. Оказалось, он уже плавал на «Незаможнике». В 1934 году, будучи призванным во флот, год служил краснофлотцем-рулевым на эсминце, пока не поступил в военно-морское училище. Теперь, после СКУКСа, вновь вернулся на корабль.

— А на другом корабле не хотелось бы служить? — спросил я.

Загольский даже приостановился, посмотрел с удивлением.

— Нет, конечно. Корабль хоть и не первой молодости, но вполне надежен. Да и люди на нем плавали, я вам скажу, отличные. Надеюсь многих застать. На «Незаможник» я сам просился... Впрочем, скоро сами все увидите: вон он, смотрите! — И штурман указал на верхушки труб и мачт, видневшиеся позади морзаводской стенки, загроможденной различными контейнерами, корабельным оборудованием, подъемниками. [49]

Пройдя по сходне на борт, мы расстались. Сквозь разноголосый шум и трескотню клепальных молотков и чеканок Загольский что-то прокричал на прощанье, взмахнул рукой и направился разыскивать дежурного по кораблю. Я же пошел представиться командиру корабля Николаю Ивановичу Минаеву.

Перед тем как попасть на новый корабль, непременно кое-что уже знаешь о командире. Кто-то из друзей плавал с ним раньше или фамилия его упоминается в приказах по флоту... О Минаеве мне ничего не было известно, на Черноморском флоте я был новичок, еще вчера не знал, где придется служить, с кем плавать. Но когда я вошел в каюту, понял, что была и другая причина — молодость командира.

Минаев не скрывал радости, что наконец-то прибыл помощник. Первое впечатление он произвел благоприятное: аккуратен, подтянут, говорит рассудительно, глаза смотрят дружелюбно и открыто. Оказалось, что на «Незаможнике» он всего несколько месяцев, прибыл на корабль, когда тот уже стоял на ремонте, так что плавать еще не приходилось и о людях экипажа он может судить только по наблюдениям в условиях якорной стоянки. До «Незаможника» плавал на торпедных катерах, затем учился на курсах по подготовке командиров миноносцев.

— Так что проходить школу боевых действий будем вместе. Это вас не пугает? Нет, ну и хорошо! — говорил он приятным мягким голосом. — Однако, кроме текущих дел по ремонту, прошу сразу обратить внимание на боевую подготовку. Как только поднимем якорь — сразу в бой. А потому изыскивайте время, учите людей. В нашем распоряжении недели три-четыре...

Хотелось расспросить командира о людях, о насущных проблемах ремонта, но спрашиваю о главном: как разворачивается боевая обстановка на Черном море. Минаев на минуту задумывается, потом пожимает плечами:

— Насколько мне известно, крупного флота противника здесь нет, но не исключена возможность его появления. Пока наши корабли не встречались с вражескими. Зато авиация гитлеровцев существенно дает о себе знать. Забрасывают минами фарватеры и входы в базы. Если нашим летчикам и зенитчикам удастся придержать фашистские самолеты, на море наш флот будет иметь явное преимущество. Однако легкой войны ждать не следует — [50] ни на суше, ни на море. Вот почему я прежде всего заговорил о боевой подготовке.

Из командирской каюты я вышел с добрыми чувствами. С одной стороны, Минаев, не скрывая своей молодости и отсутствия опыта в командовании эсминцем, готов был учиться сам, с другой — он ясно понимал насущные задачи экипажа, командного состава, был спокоен и вдумчив. Но, конечно, главным испытанием будет для всех нас море, бои с противником.

На палубе я огляделся. Здесь царил хаос: как при всяком ремонте, она была загромождена движками, бочками, бухтами тросов, на временных деревянных опорах тянулись жгуты кабелей. Пятна сурика пламенели на трубах и палубных надстройках. Вокруг сновали рабочие, матросы в робах, оглушающе гремели клепальные молотки. На одной из труб эсминца была нарисована красная звезда — знак того, что корабль держит первое место по флоту. Как вскоре я узнал, заслужила ее электромеханическая боевая часть (БЧ-5), которой командовал воентехник 2-го ранга Иван Иванович Терещенко.

Именно с этой части я начал свое знакомство с кораблем и экипажем, понимая, что во время ремонта главная нагрузка возложена на машинистов, кочегаров, электриков и трюмных. Ивана Ивановича я встретил в машинном отделении. В рабочем комбинезоне, с промасленной ветошью в руках и озабоченным выражением лица, он походил скорее на пожилого кадрового рабочего, каких я знал когда-то по Макеевскому заводу, чем на моряка-командира.

Мы познакомились, и Терещенко сразу повел показывать хозяйство электромеханической части, довольно обширное. Держать его в порядке было сложно, потому что «Незаможник» — ветеран Черноморского флота. Но и Терещенко не новичок. На эсминце он служил с 1926 года, был сперва кочегаром, командиром отделения, старшиной котельной группы. Он не имел даже среднего образования, но зато обладал прирожденным талантом механика, настолько изучил электромеханическую часть, сумел так ее отладить, что в порядке исключения был назначен командиром машинной группы, а года за три до войны — командиром БЧ-5. Подчиненные души в нем не чаяли. Он их и учил, и наставлял на путь истинный. Каждый раз, когда впоследствии я попадал в машинные отделения, мне казалось, что здесь трудится одна семья, ожидающая [51] прихода гостей: постоянно что-то выверялось, подчищалось, смазывалось и подкрашивалось. И все это делалось с какой-то веселой ловкостью, азартом, а сам хозяин придирчиво осматривался: успеют ли, не проморгают ли чего... Оказалось, что и в кают-компании Иван Иванович популярен и уважаем. Ему и здесь не изменяло чувство юмора. Когда, к примеру, кто-нибудь из молодых командиров спрашивал Терещенко, как это он, не имея специального технического образования, ухитряется держать первое место по флоту, он с веселыми искорками в глазах уверял, что делать это ему помогает «классовый инстинкт», который еще в двадцать четвертом привел его на флот. А заложен он в нем предками, крестьянами села Потоки, которые задолго до революции подпускали в имении князя Трубецкого-младшего «красного петуха». Столь своеобразное толкование истоков своего таланта вызывало неизменный смех...

Однако обо всем этом я узнаю спустя некоторое время, а пока, обойдя эсминец, я спросил у Ивана Ивановича, сколько, по его мнению, нам еще быть на ремонте.

— Работаем мы по военному времени, хлопцы мои жаждут поскорее выйти в море и так ударить по фашисту, чтоб искры посыпались. Делов в общем-то не так много, но закончить ремонт куда трудней, чем начать. Так что недельки три еще простоим...

Говорил он с мягким южным акцентом, слова подбирал медленно, чтобы все прикинуть и не ошибиться в прогнозах.

...В тот же день, поздно вечером, меня пригласил к себе комиссар корабля, старший политрук Василий Зосимович Мотузко.

— Не обижайся, что так поздно. Сейчас на корабле тихо. Самое время для разговоров.

Он старался говорить спокойно, но я видел, что чем-то он взволнован. Как радушный хозяин, сперва предложил мне чаю, а затем сообщил, что сегодня при выходе из главной базы флота на мине подорвался эсминец «Быстрый». Экипажу удалось удержать корабль на плаву и выбросить его на мель, хоть он и получил сильные повреждения.

— Мины-то у немцев особые, с секретами. Перед «Быстрым» прошли два транспорта, буксир — и ничего. Значит, не на всякий корабль реагируют. Хитер фашист, коварен. Когда об этом рассказываю матросам, вижу, [52] как они рвутся в бой. Люди у нас хорошие подобрались, один к одному. А как на митинге выступали в первый день войны! Экипажем приняли решение: ремонт — досрочно! Уже на сегодня перекрыли все планы и графики. И морзаводовцы не отстают.

Временами забываю о чае, которым потчует меня Василий Зосимович, но хозяин каюты то и дело о нем напоминает, а сам, разговорившись, вдруг обнаруживает, что его стакан холодный. После несколько суматошного дня ловлю себя на том, что мне необыкновенно приятно сидеть с этим невысоким крепышом, ладно, «по-флотски» скроенным, с обветренным до черноты лицом и живыми карими глазами. В нем сразу угадывается крепкая «комиссарская» жилка — говорит горячо, но рассудительно, отлично знает людей. Он немало рассказал мне об экипаже, о партийных активистах, об истории «Незаможника».

— Ну, а твои первые впечатления — как? — спрашивает Василий Зосимович не без ревнивой нотки.

Называю фамилии тех, с кем успел познакомиться, говорю, что заметил хорошую организацию работ, напряженный ритм. Комиссар удовлетворенно кивает.

— У нас есть ядро коммунистов и комсомольцев, на которых можно смело положиться в самых трудных условиях. Вот, к примеру, наш секретарь партбюро Петр Иванович Лукьянченко, начальник медико-санитарной службы. На корабле уже около десяти лет, знает каждого, уважаем, неплохой организатор. Или Сергей Викторович Клемент, артиллерист, командир БЧ-2. Не знакомы еще? Тоже замечательный командир и человек. Матчасть знает как свои пять пальцев. У подчиненных пользуется безграничным доверием: заботлив, всегда жизнерадостен, но требователен. С такими людьми легко служить, сам убедишься!

Кто привык к флотской жизни, знаком с корабельным бытом, общим для всего экипажа, тот быстро осваивается на новом корабле. Для меня это облегчалось тем, что я постарался с первого же дня активно включиться в текущие заботы экипажа, связанные с ремонтом. И потекли напряженные дни...

Одновременно мы изучали обстановку на Черноморском театре. В эти дни фашисты наносили удары в основном с воздуха, пытались постановкой неконтактных мин закупорить наши корабли в военно-морских базах. Черноморские [53] моряки оказались готовы к неожиданному нападению и с первых же дней войны предприняли активные действия: нанесли удары по Констанце и Сулине, создали угрозу морским сообщениям противника между крупнейшими портами, с воздуха уничтожали запасы горючего во вражеских портах. Наши корабли сразу были рассредоточены по всему кавказскому побережью, велись дальняя воздушная разведка, поиск вражеских подводных лодок, укреплялась береговая оборона, охрана тылов и средств управления, в районах морских баз и портов были выставлены минные заграждения. Каждая сброшенная противником мина наносилась на карту специальными постами наблюдения. Все эти события в той или иной мере находили отражение на наших оперативных картах. Обстановка осложнялась с каждым днем, и мы чувствовали, что сейчас действия Черноморского флота во многом зависят от того, как будут разворачиваться события на суше.

Каждый новый день ремонта приближал нас к тому часу, когда, выйдя в море, «Незаможник» примет активное участие в боевых действиях. Мы готовили себя к боям с надводным и подводным флотом противника в условиях угрозы с воздуха. К этому нас обязывали инструкции штаба флота, об этом говорилось на всех совещаниях. Минаева и Мотузко удивляло лишь то, что уже шла третья неделя войны, но пока ни одному нашему кораблю не удалось встретиться с вражескими кораблями, хотя сухопутный фронт приближался к Черноморскому побережью. Однако мы ни на один день не прекращали боевой подготовки.

Постепенно «Незаможник» приобретал вид настоящего военного корабля: от всего лишнего освобождалась палуба, красились борта и палубные надстройки. Старший боцман Александр Григорьевич Егоров по нескольку раз на день сходил на стенку и оттуда придирчивым оком осматривал внешний вид корабля. Дежурному марсовому матросу, сопровождавшему боцмана, нелегко было запомнить все замечания и приказания главного. Но сам Егоров ничего не забывал. С раннего утра, как только начинались на корабле работы, вошедшие в завершающую, самую трудную стадию, Егоров носился по кораблю, не зная устали и отдыха. Его подвижная фигура, затянутая в рабочий комбинезон, казалось, могла возникнуть одновременно в самых разных местах. Главный боцман [54] то похваливал, то поругивал, что-то брал на заметку, кого-то торопил, пересыпая все шутками, усмешками, так что его подчиненные готовы были скорей сквозь землю провалиться, чем попасть на острый язык боцмана. Егоров был одним из самых старых служак на флоте, имел большой опыт морской службы, дело свое знал отлично, был очень требователен и в своем хозяйстве все любил иметь про запас. Вот он с причала следит за покраской корабля. Но не просто стоит и смотрит, а все время находится в движении: приседает, нагибается, прикладывает руку козырьком к глазам, приподнимается на цыпочки. Заметит все: ровно ли легла краска, не болтается ли где какой-нибудь конец, не забыли ли убрать с палубы после строителей ведра. Быть может, в другом эта приверженность к порядку могла заслонить людей, но Егоров никогда не добивался «порядка любой ценой», он умел распознавать человеческие характеры, знал сильные и слабые стороны каждого матроса и умело пользовался этой способностью. Как помощник командира я мог только радоваться, что на «Незаможнике» такой боцман.

Я тоже иногда чувствовал потребность сойти на причал и осмотреть корабль. Своим вооружением, размерами, корпусом эсминец производил внушительное впечатление. Был он заложен на Николаевском судостроительном заводе «Новель» еще в 1915-м и через год спущен на воду, получив название «Занте» по имени одного из Ионических островов, освобожденного в 1798 году от французов русской эскадрой под командованием адмирала Федора Ушакова. В 1917-м «Занте», почти готовый к выходу в море, был захвачен белогвардейцами. Их попытка ввести корабль в строй не увенчалась успехом, и тогда, отступая из Крыма, они затопили эсминец. По окончании гражданской войны корабль был поднят, отбуксирован в Севастополь, а затем снова в Николаев. По призыву партии в восстановлении «Занте» активное участие приняла организация незаможных крестьян Украины, и в 1923 году, после подъема Военно-морского флага, «Занте» был переименован в «Незаможный». Так началась боевая жизнь корабля.

Важной вехой в биографии корабля стало заграничное плавание совместно с эсминцем «Петровский» в Неаполь. Оттуда группа моряков ездила в Сорренто к Максиму Горькому. В 1927 году «Незаможный» был переименован в «Незаможник». Эсминец всегда оставался в числе [55] лучших кораблей Черноморского флота. Теперь ему предстояло продлить славную биографию в борьбе с заклятым врагом человечества — немецко-фашистскими захватчиками.

Ремонт еще не был окончен, когда наступил день первого пробного выхода в море. Казалось, уже нельзя увеличить ритм работ, столь напряженным он был, но экипаж постарался. Морякам после долгой якорной стоянки выход в море — как глоток родниковой воды для жаждущего. Готовились, не жалея сил, не зная отдыха.

Утром на ходовой мостик спокойно и неторопливо поднялся невысокого роста коренастый моряк с седеющими висками. На нем — просторный синий китель, на груди бинокль. Это был командир крейсера «Красный Крым» капитан 2-го ранга Александр Илларионович Зубков. В его обязанности входило обеспечение нашего командира, который впервые приступал к управлению кораблем. Спокойная уверенность Александра Илларионовича сразу передалась всем присутствующим на мостике. Прямо скажем, не всегда так бывает на первых выходах после ремонта, да еще с молодым командиром корабля.

До этого мне не приходилось выходить в море на миноносцах подобного типа, и я старался подольше побыть на ходовом мостике, чтобы с самого начала вникнуть во все сложности управления кораблем.

Для моряка ходовой мостик — не просто открытое возвышение, откуда видны почти вся палуба и горизонт. Все жизненно важные центры корабля связываются на мостике в единую систему. Здесь мозг корабля, его главный нерв управления. От команд, поданных с ходового мостика, зачастую зависит жизнь сотен людей; здесь часы заведены на свой ход времени — малейшее промедление, неосторожность, потеря присутствия духа в бою или в шторм и, бывает, уже ничем нельзя исправить положение. Но отсюда же исходят те единственно правильные команды и решения, благодаря которым может быть выигран бой у более сильного противника или спасен раненый корабль, а с ним и весь экипаж. Все зависит от стоящего на мостике командира. Кто из молодых офицеров не мечтает подняться в этой должности на ходовой мостик, проявить свои способности! Но мой интерес к работе главного командного пункта объяснялся не просто мечтами о самостоятельном командовании кораблем, а суровым требованием войны: в критический момент, если возникнет [56] необходимость, суметь принять командование на себя.

Первый выход в море прошел успешно. На должном уровне оказалась работа всех основных звеньев корабля. Четко и своевременно исполняли команды машинисты и кочегары, штурманская боевая часть справилась с навигационным обеспечением, артиллеристы проверили организацию обороны корабля на переходе морем.

В ближайшие дни мы предприняли еще несколько пробных выходов и стали к причалу для основных приемок: артбоезапаса, торпед, топлива, продовольствия. Одновременно, как говорится, на ходу, устранялись последние недоделки, шла последняя приборка корабля. Героями ремонта стали: командир БЧ-5 Терещенко, командир машинной группы старший инженер-лейтенант И. Е. Тихонов, старшины машинных отделений Иван Фоменко, Алексей Богдашев, старшие машинисты краснофлотцы Борис Сбарский, Владимир Куприхин и Никифор Кащенко, старшины котельных отделений Григорий Герасименко, Яков Месечко, старшие котельные машинисты Антон Мерный, Иван Минаков и другие. Работая по четырнадцать-шестнадцать часов в сутки, они сделали все, чтобы уже к 23 июля корабль мог выйти в море на боевое задание.

В течение ремонта в машинных отделениях постоянно находился старшина машинной группы мичман коммунист П. С. Чернуха, он же групорг БЧ-5, знающий, трудолюбивый специалист, который личным примером увлекал машинистов на ударную работу. Не отставал от него и старшина котельной группы мичман М. Т. Поворознюк. Часто оба трудились и после вечерней поверки, если за день не успели выполнить намеченных работ. А «героями ремонта» назвал их на одном из заседаний партийного бюро младший политрук БЧ-5 К. С. Бурма. С тех пор, подводя итоги за день, по кораблю объявлялось, кто сегодня стал «героем ремонта». Этого звания добивались почти все члены экипажа «Незаможника».

Давно не было так многолюдно на баке, как вечером 22 июля, после ужина. Ремонт закончен, завтра в море. Не этим ли ожиданием жил весь экипаж последние недели! Настроение у всех хорошее, как в канун праздника. Матросы покуривают, перешучиваются. В центре — старшина носового орудия Леонид Сага. Я давно приметил [57] этого веселого, энергичного смуглого моряка. На юте он заводила, сыплет шутками, прибаутками, матросы любят его, стараются оказаться поближе к Леониду. И у орудия он ловко управляется, расчет, которым командует Сага, один из лучших на корабле. Может быть, потому этого темпераментного ростовчанина в кругу матросов и старшин часто уважительно величают по имени-отчеству: Леонид Гаврилович.

— Ой, не могу, ой, ослепну! — вдруг вскакивает Леонид и театральным жестом закрывает рукой глаза.

Матросы оборачиваются на возглас и видят на юте главного боцмана Егорова. Боцман сменил рабочую одежду, попарился в бане и теперь предстает в непривычном обличье — все на нем сверкает.

— Вчера приказал, чтоб рында всегда блестела, как глаз черта, а сегодня сам заблестел, — продолжает комментировать Сага появление боцмана.

— Теперь и за нас примется, — подсказывает один из комендоров 3-го орудия. — Это во время ремонта нам многое сходило.

А боцман как будто не слышит, что разговор о нем. Он важен и торжественен.

— Ну, как, орлы, завтра в море! Небось, заремонтировались совсем.

— А куда пойдем, по какому румбу? — интересуется рулевой Михаил Соколов.

— Румб у нас один, бить фашиста!

Все одобрительно кивают головами.

В кают-компании за вечерним чаем тоже многолюдно. Со дня моего прибытия на корабль, пожалуй, еще не было случая, чтобы на вечерний чай собрались все командиры. Особенно редко наведывались представители БЧ-5, которым во время ремонта было не до чаев. А теперь они все здесь: Терещенко, Тихонов, Бурма. Во главе стола сидят командир корабля и военком. Они недавно вернулись с флагманского корабля, где получили последние инструкции. Пользуясь присутствием командного состава, Минаев рассказывает, как складывается обстановка на южном участке фронта.

Наши войска с тяжелыми боями отходили к Днестру и Бугу. Отрезанным на Дунае кораблям Дунайской флотилии удалось прорваться в Одессу, откуда они направились на Южный Буг и Ингул для взаимодействия с нашими сухопутными частями. Противнику, судя по складывающейся [58] обстановке, видимо, удастся прорваться к Черному морю в районе Днепровского лимана, а это грозит захватом Николаева. Командование принимает срочные меры, чтобы успеть вывести из города недостроенные корабли, плавдоки, эвакуировать ценности. В связи с этим перед «Незаможником» ставилась задача — обеспечить в море охрану транспортных судов совместно с кораблями Дунайской флотилии.

Комиссар, взяв слово после Минаева, предупреждает всех нас, что завтрашний боевой выход в море является для всех нас и первым серьезным экзаменом. На экипаж ложится большая ответственность. Свои слабины мы знаем, а вот времени для их устранения брать неоткуда, поэтому остается одно: в новых боевых условиях будем самым настойчивым образом продолжать совершенствовать боевую выучку, организацию службы, крепить дисциплину и порядок на корабле. Море оплошностей не прощает, оно умеет со всей беспощадностью взыскивать с нерадивых. Об этом должен помнить весь личный состав.

Лежа ночью в каюте, я мысленно подводил итоги первых трех недель своего пребывания на миноносце. Уже окончательно исчезло чувство новичка на корабле, в основном был изучен корабль, боевая и повседневная организация, а во время пробных выходов в море я ознакомился с работой главного командного пункта, получил представление о практической деятельности штурмана Загольского, командиров БЧ-2 и БЧ-3 — Клемента и Борзика, основных комендоров, расписанных на ходовом мостике. Мы успели провести несколько коротких групповых упражнений и учений по обороне корабля и отработку взаимодействия боевых частей при использовании оружия. Я познакомился с экипажем, особенно с теми его членами, кто был расписан по боевому расписанию у оружия. А главное, я чувствовал, что при необходимости смог бы принять командование кораблем на себя. Что ж, с таким запасом можно было начинать боевую жизнь. Но я отдавал себе отчет в том, что стою лишь в самом начале пути.

Утром, выйдя на палубу еще до общей побудки, я заметил ходившего вдоль стенки главного боцмана. Он внимательно оглядывал перекрестья стальных швартовов, заведенных на палы причала с соседних кораблей. Если не позаботиться заблаговременно, то со съемкой швартовов может произойти задержка.

Я подошел к Егорову. [59]

— Что, Александр Григорьевич, не спится старому моряку перед походом?

— Так точно, не спится. Хочется все предусмотреть, как бы заминки где не вышло. Вон ночью пришвартовалась землечерпалка и свои швартовы наложила на наши. Не очисть мы заблаговременно, могли бы и задержаться...

Разговаривая, мы продолжали осмотр корабельного хозяйства на верхней палубе. Проходя мимо торпедной тележки, боцман нахмурился.

— Торпедисты допоздна работали, так и оставили. Непорядок! — Он слегка толкнул тележку ногой, она тихо и плавно покатилась. — Хоть додумались смазать, а то вчера при погрузке торпед она визжала, как недорезанный поросенок...

На баке мы увидели еще одного члена экипажа — краснофлотца Лаурде, приставленного к чуду техники прошлого века — носовому шпилю, допотопной якорной машине, предназначенной для выбирания якорной цепи и подъема якоря. Чтобы привести шпиль в действие, необходимо было подать специальную команду в машинное отделение: открыть пар на кормовой или носовой шпиль! Вооруженный масленкой, набором ключей и паклей, краснофлотец долго прогревал, смазывал шпиль, подкручивал сальники, пока наконец машина не начинала ворчливо постукивать, то есть была готова к действию. Не первый раз я видел, как Лаурде терпеливо и тщательно возился на баке с машиной, встав спозаранок, и это невольно вызывало к нему уважение.

После подъема флага командир корабля и комиссар собрали весь экипаж, поздравили с окончанием ремонта и поблагодарили всех за самоотверженный труд. Нам предстояло выйти после обеда в море и в Днепровско-Бугском лимане встретить конвой, идущий из Николаева, присоединиться к нему и следовать в Севастополь. Командир предупредил о возможной встрече с противником, который охотился за нашими транспортами, особенно с воздуха.

К поздравлениям командира присоединился и комиссар. Он говорил об ответственности за порученное нам дело, напомнил о бдительности и постоянной готовности к бою. И не было на корабле ни одного человека, в чьем сердце слова комиссара не вызвали бы горячего желания тут же доказать всю силу ненависти к врагу. [60]

Дальше