В небо
Инструктор Ермолаев
Мы совершили прыжок, мы качественно изменились: теория позади, и вот нас разбили на летные группы. Это было очень волнующе и возвышало нас в собственных глазах. Если до этого мы были просто курсантами авиашколы, то теперь стали учлетами. Правда, не стали еще пока становимся. И нам уже не терпелось, окрестившись в первом вывозном полете, поскорее приобщиться к новому положению и званию.
Наша группа была третья. Девять человек. Инструктор Ермолаев. Мы его еще не знали и не видели. Кое-кто из инструкторов приходил в общежитие. Придет, спросит потихонечку, где такая-то группа, и тут же его окружают ребята, смотрят во все глаза. Вопросы, вопросы...
А у нас чувство зависти и обиды. Вон в четвертой группе инструктор Рыбалко приходит уже третий раз. Подойдет к общежитию, задерет голову, свистнет разбойно. Ребята сразу же кидаются к открытому окну, бегут по лестнице вниз, и потом, смотришь, всей группой пошли в лес. Только и слышишь от них: «Наш инструктор! Наш инструктор!» Носятся со своим инструктором!
Потом все инструкторы пришли в общежитие. Это уже официально. Пришел и наш. Выше среднего роста, худощавый, смуглый, длиннолицый.
Инструктор это бог, овеянный романтикой воздушного простора, на него можно и поглазеть, но не так, как это делает, например, Саша Чуднов, низенького роста, коренастый, рыжий. Примостился на полу у самых ног инструктора, смотрит снизу вверх преданными глазами.
Разговор у нас не очень-то клеился, так, обычные вопросы и ответы.
Ну, как живете?
Ничего живем.
Теорию кончили?
Кончили теорию. [118]
В это время взрыв смеха в соседней группе: инструктор Рыбалко чем-то рассмешил своих. Саша Чуднов задал наводящий вопрос:
Товарищ инструктор, расскажите, как вас учили летать?
Инструктор оживился:
О-о! Учили здорово! Еще на старый лад. Хорошо учили! И с увлечением стал рассказывать про этот «старый лад», нисколько его не осуждая, а даже наоборот, как бы жалея о том, что сейчас это не поощряется. Выходило так, чем хлеще, не стесняясь в выражениях, инструктор разнесет в полете курсанта, тем лучше.
И вообще, решительно закончил он, учлет должен быть закаленным и не распускать мокрети под носом. Ясно?
Ясно! ответил Петр Фролов и демонстративно шмыгнул носом. Не распускать мокрети!
Мы постарались рассмеяться, но у нас это получилось не так весело, как у четвертой группы.
Инструкторы ушли, а мы, готовясь спать, затеяли спор об этом «старом ладе».
Я слышал про такой метод обучения разные байки, но не очень-то верил в них: «Как же можно, думалось мне, непотребно бранясь, унижать достоинство ученика, да и свое тоже?» А тут вот, пожалуйста, оказывается, можно, И у меня стало нехорошо на сердце.
А на следующий день с утра началась суматоха.
Быстро вытряхивать матрасы! торопил старшина.
О! Вытряхивать матрасы? Это уже что-то. Это точка на старой жизни! Это новое, неизведанное. Мы едем в лагеря! Будем жить в палатках. Романтики хоть отбавляй. Здорово!
Старое ватное одеяло. Куда его? Выбросить? Нет, оно еще пригодится. Впереди ой-ой-ой сколько зим, прожили-то пока одну. Возьму! Будет жарко подстелю под себя, холодно накроюсь. Свернул, увязал, положил.
А чайник? Мой старый громогласный друг! У тебя отбита эмаль на боках, еще бы скакать по лестницам! Но ты еще послужишь мне и моим друзьям. Ты будешь стоять в палатке на почетном месте. Как хорошо в жаркий летний день пить родниковую воду из твоего носика! А там, в лагерях, речка. И родники. Я уже знаю. Спрашивал. [119]
Ехали с песнями. На машинах. По полям, перелескам, лугам. Дорога гладкая-гладкая, как асфальт. Воздух чистый, пьянящий, чуть пахнет полынком. Полевые цветы. А вон и лагерь! Белые-белые палатки в два ряда. Несколько домиков и самолеты У-2. Зеленые, с надписью на крыльях: «СССР...» и номер. Мы примолкли. Уж очень было все как-то сказочно. И не верилось: неужели мы вот прямо завтра начнем летать?
Палатки с дощатыми барьерами, три топчана, три тумбочки. Посередине врытый в землю одноногий стол. Пахнет свежеструганными досками и речным песком, которым посыпан земляной пол.
Ого! Да это же дворец! закричал Петр Фролов, швыряя фуражку на стол. Ну, где будешь спать?
Фролов заводила. Невысокого роста, коренастый, лобастый. Фуражку носил шестидесятого размера. Любил пофокусничать: снимет фуражку с чьей-либо головы: «Не моя?» И каким-то неуловимо быстрым движением напялит ее на себя аж по самые уши: «Моя!»
Все смеются, удивляются. Как так можно? Фуражка-то пятьдесят шестого размера!
Но однажды он попался. Напялил, а снять не смог. Потом ребята под общий хохот мыльной водой размачивали.
Забот, хлопот целый день: набивать матрасы, размещаться, обкладывать снаружи дерном палатки, расчищать дорожки, посыпать их песочком. А потом еще надо бы на речку сбегать, посмотреть, послушать, как лягушки квакают. Но недосуг, старшина не пускает, кричит, разоряется.
Натрудились, намучились, а спать неохота: светло же еще, а отбой. Старшина тут как тут:
Рррразговорчики!
Еле уснули. И только, кажется, глаза смежили заиграла труба, закричал дневальный:
Подъе-е-ом!.. Встава-ай!..
Ох, поспать бы еще, понежиться...
Братцы, а ведь сегодня полеты! Быстро!
Все быстро-быстро, бегом. Зарядка, туалет, завтрак и строем к самолетам. Одеты мы уже по-летному: комбинезон, кожаный шлем с очками, а у кого даже перчатки с крагами. И где добыли?
Командир отряда, стоя в отдалении, лицом к самолетам, дает команду:
Отря-а-ад! Становись! [120]
И мы тут же выстроились возле левого крыла. Инструктор с техником встали возле мотора.
Ррравня-а-айсь!.. Смир-рно-о! Товарищи инструкторы, ко мне!
Инструкторы шагают, сходятся, окружают командира полукругом. Короткий разговор, инструкторы дружно отдают честь, поворот кругом и к самолетам!
Запускать мото-оры!
Инструктор, в кожаном реглане, в застегнутом шлеме, статный, красивый, ловко забирается в переднюю кабину, а мы занимаем свои места: кто становится у стабилизатора, кто у крыла, кто помогает технику провернуть винт.
И по всей линейке команды:
Выключено?
Выключено!
Клац, клац, клац, клац! техники проворачиваю» винты.
Внимание!
Есть внимание! Техник дергает за винт.
Конта-акт!
От винта-а-а!
И вжи-вжи-вжи-вжи! летчик крутит ручку пускового магнето.
Хлоп! Трах! Тр-тр-тр-тр! стрельнув синим дымком, тут и там запустились, заработали, заурчали моторы.
Ох, сердце прыгает, прыгает! Здорово! Красиво-то как!
Мотор опробован, инструктор дает команду:
Убрать колодки!
Убираем. Техник залезает в кабину: первый полет инструкторский. Чуть отрулив, взлетают с предварительного старта. А мы строем идем к центру аэродрома, где уже торчат флажки, лежит посадочное «Т» и хозяйствует стартовая команда.
Наш первый учебно-летный день начался.
Старый лад
Мы идем, натыкаясь друг на друга, потому что смотрим вверх. Интересно! Самолеты, взлетев, собираются над аэродромом в строй. По звеньям. Первое наше. Впереди Рыбалко. Справа... Кто же это справа? Летит, словно привязанный, впритык. Наш, наверное, Ермолаев? [121]
А левый! Левый! О-хо-хо! Вот умора! То обгонит, то отстанет. Чей это? Кто это?
Отряд пролетел над нами, так и оставив всех гадать, кто идет слева от Рыбалко. На старте поднялся спор. Каждый с пеной у рта отстаивал честь своего инструктора. Саша Чуднов тоже орал, а я молчал, потому что знал справа от Рыбалко идет Людвичек, а слева, стало быть, Ермолаев. И сердце заныло. Ничего хорошего я не ждал от этого полета. Ведь должен же он понимать свой позор. Вот отсюда-то и «старый лад»! Будет он на нас вымещать свое неумение летать...
Отряд, развернувшись, шел к аэродрому. Хорошо шел, в общем-то слаженно, только один, портя строй, болтался где-то в стороне, и это была наша тройка!
Каждый хвастался своим инструктором:
Вот наш идет! Вот наш идет!
А мы кусали губы. Хоть бы скорее садились, что ли! Разошлись, сели, зарулили.
Кто полетит первый? Ты? Давай. Возьми ухо!
Петр Фролов воткнул в отверстие шлема трубку резинового уха, приладил, застегнул шлем. В кабине он присоединит трубку к резиновому шлангу, через который инструктор в специальный раструб будет давать в полете команды.
Ну, ни пуха!
К черту!
Побежал, забрался на крыло, козырнул, доложившись. Инструктор кивнул головой: «Садись!»
Сел, пристегнулся, поднял правую руку: «Готов!» Инструктор порулил к старту, попросил взлет. Курсант-стартер, осмотревшись, как учили не рулит ли кто по взлетной, не идет ли на посадку опустил к ноге красный флажок, поднял белый и картинно выставил его вперед: взлет разрешен! Самолет, мотая рулем поворота, как курица хвостом, побежал на взлет.
Первый полет ознакомительный. Его делает инструктор. Он строит маршрут «коробочку», проходит над аэродромом и садится.
Второй полет: ученик кладет ноги на педали, левую руку на сектор управления мотором, правую на ручку управления рулями глубины и элеронами, но не управляет, а только прислушивается, как это делает инструктор.
В третьем полете уже пытается, под контролем инструктора, все это проделать сам. А дальнейшее будет зависеть [123] от самого курсанта: освоит значит, через определенное количество провозных выпустят в самостоятельный полет, а если нет, то выпустят на... «ундервуде». «Ундервуд» это пишущая машинка, на которой будет напечатан приказ об отчислении из школы. Наш самолет шел на посадку.
Второй! Кто полетит второй? Саша, ты?
Чуднов перевалился с ноги на ногу и улыбнулся, забавно сложив губы трубочкой. В такие моменты он походил на медвежонка, выпрашивающего конфетку, и в этой конфетке ему никогда не отказывали.
Ну давай я, что ли...
Я подал ему ухо.
А ты чего тянешь? спросил он у меня.
Боюсь что-то. Пусть остынет немного, а то как начнет на «старый лад».
Саша застегнул шлем.
А-а-а. Ну и пусть! Не обращай внимания, и побежал к самолету.
Петр Фролов, опустив голову, на ходу расстегивал шлем. Подошел, шумно вздохнул:
Пфа-а! тряхнул головой, обтер ладонями лицо. Ну и ну-у.
Что?
Во бога, во христа...
Да что ты?
Честное слово! От взлета до посадки...
У меня в груди стало пусто. Сидеть и слушать, как он мешает тебя с грязью?
А сзади кто-то из курсантов, подражая голосу инструктора, выкрикивает разные обидные эпитеты и хохочет.
Я обернулся. А-а, Семушкин, из пятой группы. Худой, сутулый, с угловатым красным лицом, сам любитель подперченных слов.
А чему ты радуешься? обозлился я. Что тебя смешали с грязью?
Подумаешь! равнодушно парировал он. Деликатный какой. Сидел бы себе у маменьки под юбкой!
Я промолчал. Да, тут кто-то кого-то не понимает. А может, действительно я не прав? Отец, которого я уважал, всегда внушал мне, что достоинство человека вовсе не пустой звук, а большое всеобъемлющее понятие, которое распространяется от своего маленького «я» до [123] чувства любви к делу, которому служишь, к Родине, чей хлеб ты ешь...
С тяжелым чувством я готовился к полету. Вставил ухо, застегнул шлем, взобрался на крыло, козырнул:
Товарищ инструктор, курсант такой-то к полету готов. Разрешите садиться?
Кивок головой:
Садись, И очень внимательный взгляд сквозь темные стекла очков.
Я сел, пристегнулся, присоединил шланг к уху. Инструктор, подняв правую руку в кожаной перчатке, принялся поправлять зеркало, прикрепленное к стойке центроплана. Через него он может, не оборачиваясь, видеть лицо курсанта. Мы встретились с ним взглядом. Он поднял трубку с резиновым раструбом:
Готов?
Я кивнул:
Готов!
Подрулили, попросили старт, взлетели.
Весь подобравшись, чтобы не коснуться рулей, я смотрел, как двигаются педали ножного управления, как ходит ручка, Ее замысловатые движения меня поразили. Очень сложные были движения! Ни секунды спокойствия: взад-вперед, влево-вправо и потом кругами, кругами. И так весь полет. Я подумал, что летчик из меня не получится, потому что эти движения я никогда не запомню, не перейму...
Сделав круг, мы сели.
Ну, понял? спросил инструктор, глядя на меня через зеркало.
Я кивнул головой:
Понял.
Теперь клади левую руку на сектор газа. Только не сильно, не сильно! вдруг закричал он, хотя я еще ни к чему не прикоснулся. Ноги на педали! Положил? Чуть-чуть, смотри! Ручку бери! Взял? Порулили.
И он рывком сорвал машину с места. Подрулили к стартеру, остановились.
Проси старт!
Я поднял правую руку. Стартер махнул белым флажком. Инструктор пошел на взлет.
Двинулся вперед сектор газа, ходуном заходили педали, замоталась от борта к борту ручка. Пробежали, стуча колесами по кочкам, оторвались. Я посмотрел за борт: земля все дальше, дальше. Стараюсь найти линию горизонта.[124] Ага, вон она, ниже капота. Едва касаясь управления, я пытался понять смысл их движения, но мне это не удавалось я не поспевал двигать рукой за мотающейся ручкой управления.
После первого разворота инструктор сказал:
Бери управление!
Я кинулся на ручку, поймал ее и на долю секунды остановил ее движение. Ручка тотчас же бешено рванулась, больно ударив меня по коленкам.
Что ты делаешь, так перетак! заорал инструктор. Брось управление! и принялся осыпать меня бранными словами.
Я отдернул руку и взглянул в зеркало. Наши взгляды скрестились, и он осекся, будто кто ему рот заткнул.
Остальную часть полета мы продолжали молча. Я не прикасался к управлению, а он не подавал мне никаких команд.
Сели, подрулили.
Вылезай!
Я отстегнул ремни. Вылез. Встал на крыло:
Товарищ инструктор, разрешите получить...
Он прервал меня кивком головы:
Следующий!
Готовлюсь вылететь на «ундервуде»
Ну вот, я с ходу завел себе врага, да кого инструктора! А чем это кончится? «Ундервудом»!
А я, оказывается, был не один такой. Здоровый парень, Фирсов Игнат, из группы Джафарова, стоял в отдалении и держался ладонью за правое ухо. По щекам следы слез.
Игнат, ты что?
Посмотрел на меня, смутился, вытер ладонью щеки.
Да вон Джафар принялся в полете лаять, я огрызнулся, а он, Игнат всхлипнул и снова схватился за ухо, взял да выставил трубку за борт.
Так ты иди к врачу! всполошился я.
Тю-у! сказал Игнат. Сдурел? Чтоб на «ундервуде» спровадили? Я летчиком хочу быть. Потерплю.
Все слетали по два раза. Я тоже. Молча летали. Я сидел, подобрав руки и ноги, смотрел на горизонт, как он опрокидывается на развороте и где прочерчивает стойки [125] самолета. Куда становится при горизонтальном полете и как взметывается вверх, когда самолет идет на посадку.
В полете я старался не смотреть на затылок инструктора, и Ермолаев, видимо, чувствуя это, повернул зеркало в сторону.
Чего он хотел, катая меня по воздуху? Ясно чего: повозит, повозит, потом, когда придет время кого-то выпускать, меня представит к отчислению. Сначала даст меня на проверку командиру звена Бобневу, потом командиру отряда Носкову, потом командиру эскадрильи Гаспарьяну и потом «ундервуд»! Я-то ведь летать не умею! Вот и все!
Кончились полеты. Инструкторы порулили на стоянку, а мы пошли строем домой. Сейчас мы пообедаем, часок отдохнем, а к вечеру придем к самолетам, драить, осматривать матчасть и готовить ее к завтрашнему дню. И пока мы шли и потом переодевались, умывались, обедали и отдыхали, я все думал, думал. И ничего путного мне в голову не приходило. Жаловаться на инструктора? Некрасиво. Да и сам-то будешь в каком свете выглядеть? «Почему, скажут, для всех инструктор хорош, а для тебя плох? Значит, ты сам плохой!» И они будут, наверное, правы. Нет, не пойдет это дело! А что же пойдет? «Ундервуд»? И «ундервуд» не пойдет! Это после таких барьеров, таких передряг, когда цель вот она, близка, и вдруг отказаться от нее, отступить.
Мы заканчивали уборку самолетов, когда пришли инструкторы. Техник Лапин подал Ермолаеву колодку, тот уселся на нее, как на стульчике, а мы расположились на траве. Саша Чуднов вот совпадение! опять оказался у ног инструктора и принялся смотреть ему в глаза преданным взглядом.
Фролов хмыкнул, толкнул меня локтем и довольно громко сказал:
Посмотри-ка, что он там хвостиком выделывает!
Все оглянулись, а Саша и ухом не повел: сидит, ест глазами начальство.
Справа от нас Рыбалко что-то горячо объяснял ребятам, спрашивал: «Ясно? Хорошо, пойдем дальше...»
Эх, мне бы там сейчас сидеть!
Слева доносились выкрики инструктора Джафарова, Он азербайджанец и плохо говорит по-русски: «Я скока раз буду вам гаварыть?! Суда нога не нада палажить, суда нога палажить нада!!»
Видимо, какой-то олух, садясь в самолет, наступил ногой [126] на перкалевое покрытие и продавил его. Я вполне разделял возмущение Джафарова.
Ермолаев давал замечания. Всем давал, а меня обходил молчанием. Я сидел сзади всех и смотрел ему прямо в лицо, стараясь встретиться с ним взглядом, но он избегал этого, делая вид, что изучает запись в своем блокноте. А что там, собственно, он мог записать? Ведь сегодня после полетов мы, обменявшись впечатлениями от первых провозных, установили: наш инструктор полностью никому не давал управления, чтобы курсант мог почувствовать машину, А вот Рыбалко, например, давал! Он даже клал руки на борт самолета! Разница? Разница.
Вопросы есть? спросил инструктор, не поднимая головы.
Есть! почти выкрикнул я.
Задавайте. Он уже знал, от кого исходит это восклицание, и, подняв голову, усмехнулся. Я вас слушаю.
«Вас»! Он со всеми говорил на «ты», а со мной на «вы». Значит, он меня понял?! А сдаваться не хочет. И раз не хочет сдаваться он, значит, нужно сдаваться мне! Действовать так, как Фирсов Игнат: молчать и терпеть, если хочешь быть летчиком... Могу я быть таким? Нет!.. Все во мне протестовало: «Нет!..»
Вы забыли сказать обо мне, товарищ инструктор, сдавленным голосом проговорил я. Что я делал не так. Я исправлюсь...
Ермолаев опустил глаза:
Ну-у-у... собственно... рано еще говорить. Замечания для всех одинаковы, вывернулся он. Вы, как и все, жестко держите управление. Зажимаете его...
Мы с Фроловым переглянулись. Зажимаем управление? Да ведь он же никому его не доверял!..
А Саша Чуднов тут же с вопросом:
Товарищ инструктор! Товарищ инструктор! А вот, когда нужно сделать разворот, как ручка должна идти сразу в сторону, или ею надо покрутить?
Покрутить, конечно, убежденно сказал Агеев.
Петр Агеев мой друг, высокий, скуластый, с умными карими глазами, в которых светилась лукавинка. Он и фразу-то бросил двусмысленно, но инструктор иронии не уловил и, бросив на Агеева благодарный взгляд, принялся долго и путано объяснять, как надо действовать рулями перед разворотом и в самом развороте. [127]
...Мы вошли в уплотненный режим лагерной и учебно-летной жизни, где каждая минута была на счету. Полеты, теоретические и строевые занятия, уборка лагеря. И даже в воскресные дни выходили с лопатами на аэродром выравнивать летное поле. Но мы втянулись в этот режим и считали его само собой разумеющимся: так оно и должно быть!
Летали мы трудно с нашим Ермолаевым. Никому из нас он не доверял полностью управления, все время держался за ручку, на разворотах вмешивался, и мы так и не могли как следует прочувствовать машину. Мои отношения с ним были по-прежнему натянутыми, и полеты не приносили мне удовлетворения. В груди всегда стоял комок обиды.
Первыми в самостоятельный полет вылетели ребята из группы Рыбалко. Торжественный момент! А мне горько было смотреть, потому что приближался день, когда Ермолаев включит мою фамилию для проверки на предмет отчисления.
Потом пошли и у других инструкторов самостоятельные вылеты. И уже включились в работу командиры звеньев и командир отряда, дающий санкцию на вылет. Курсанты с проверяющего не спускали глаз, и когда он вылезал из передней кабины и, стоя на крыле, начинал копаться с ремнями, все уже знали сейчас парень полетит самостоятельно! Командир вытаскивал подушку от сиденья, чтобы не выдуло ветром, и, взяв ее под мышку, спрыгивал на землю.
И вот уже вылетели во всех группах, а наш все возит и возит... Наконец дал. Троих. Первого Сашу Чуднова. Командир слетал со всеми, Чуднова сказал «придержать», а командиру отряда предложил Фролова и Агеева, и оба были выпущены. Саша очень огорчался, но командир звена сказал ему: «Высоко выравниваешь. Земли боишься!»
Командир звена Бобнев
Через неделю все почти летают, остались только слабачки, кандидаты на «ундервуд». И на полеты зачастил командир эскадрильи Гаспарьян. Среднего роста, худощавый, с широкими черными бровями и большими глазами, жгуче-черными и совсем не грозными, какими должен был бы обладать, по нашему мнению, комэска, а внимательными, добрыми и мягкими. Но все равно мы [128] робели перед ним. А он приедет на своем никелированном велосипеде, наденет шлем и в самолет. И мы уже знаем этот полет у курсанта последний...
В нашей группе не вылетели трое: я, Чуднов и Крутов, молчаливый парень крепкого сложения, неповоротливый, угрюмый.
Самолет стоит, молотит воздух винтом: чаф-чаф-чаф-чаф! Обе кабины пустые. Сейчас в переднюю сядет командир звена Бобнев, и наша судьба будет решена: кому, может быть, посчастливится и он будет выпущен в самостоятельный, а кому «ундервуд»... Кто же первый?.. Как приговоренный смотрю на Ермолаева.
Инструктор глухо:
Иди, тебе лететь.
Подходит Бобнев. Круглолицый, веселый, с добрейшей улыбкой. Застегнул шлем, хлопнул меня ладонью по плечу:
Ну, что ты, голубь! Выше голову! Иди, садись.
А я куда уж там выше? согнулся до земли под тяжестью переживаний. Все, конец! На отчисление...
Сел в кабину, пристегнулся, присоединил переговорный шланг.
Бобнев забрался на крыло, нагнулся ко мне:
А ты не робей, не робей! Не настраивайся! Взлетать как, сам будешь?
Я даже икнул от неожиданности:
Нет, товарищ командир, вместе.
Хорошо, и сел в переднюю кабину. Давай выруливай.
Я взялся за сектор газа, чуть-чуть стронул его. Мотор заурчал, и машина поехала, но я уже вижу, что не туда. Жму на правую педаль. Самолет послушно повернул вправо, да так и поехал опять не туда! И пока я заметил и исправил положение, мы сделали хороший зигзаг.
А Бобнев сидит и ни во что не вмешивается. Стартера я тоже чуть не проехал. И тут тоже Бобнев не вмешался и ничего не сказал.
Я попросил старт. Стартер взмахнул белым флажком.
Взлетай! сказал мне Бобнев.
А я уже сижу весь потный от старания и от смущения, что даже и рулить-то не умею, куда уж там взлетать!
Однако делать нечего, передвигаю сектор газа. Больше, больше. Машина побежала. Быстрей, быстрей! А я уже взглядом воткнулся в горизонт и вижу: церквушка, [129] что стоит вдали, начала перемещаться вправо. Давлю ногой на правую педаль и впервые ощущаю упругость воздуха и послушность машины: церквушка остановилась и начала было перемещаться влево, но я подправил левой ногой, а потом чуть-чуть правой...
: Хвоста! Хвоста поднимай! крикнул командир, и я, чуть дыша, двинул от себя ручку.
Так, хорошо, держи! сказал Бобнев.
Ручка была в движении непривычно легкая, но упругая.
Самолет бежал, прыгал, наконец оторвался, и тут я почувствовал, как ручка под давлением Бобнева мягко пошла вперед.
Держи так! крикнул Бобнев. Не давай ей пухнуть!
И я, не спуская глаз, с горизонта, ушедшего под капот, держал управление, все время ощущая нарастающее давление на ручку.
Хорошо! крикнул Бобнев. Теперь сбавляй обороты!
Я сбавил, глядя на счетчик.
Ну, делай первый разворот! Я принялся крутить ручкой.
Это зачем? обернувшись ко мне, рассмеялся Бобнев и взял управление. Что это вы все крутите ручкой? Вот, смотри, как это делается! Не бросай! Не бросай управление! Давай вместе сделаем.
И он сделал плавный разворот. И я удивился! Ручка не билась у меня в руке, не моталась из стороны в сторону, двигалась плавно и едва заметно. А когда он вывел самолет из разворота, то и вовсе замерла. Это было так непривычно.
Ну, понял? спросил Бобнев, глядя на меня через зеркало. Чего ты уставился на ручку? Веди самолет! и, к моему изумлению, положил руки на борт.
Сначала у меня все зарыскало влево и вправо, вверх и вниз, но я тотчас же уловил реакцию самолета на движение рулей и вдруг понял, что самолет может и сам лететь, только не мешай ему и вовремя подправляй...
И меня всего захлестнуло счастьем. Сам, сам веду самолет! Значит, я умею?!
Ну вот, сказал Бобнев, молодец! Теперь давай делай второй разворот. Не торопись! Не торопись. Отожми чуть-чуть ручку... Та-ак, та-ак! Делай крен, разворачивай...[130] Молодец! Не заваливай, не заваливай! Поддержи крен.... Ну, ты совсем молодец. Выводи! Ну, вот и все! Я с облегчением вздохнул. Все во мне ликовало: сам! сам! Я сам сделал разворот! Руки командира все время лежали на борту! Вот это летчик! Вот это человек!..
Мы сделали полный круг, потом еще и пошли на посадку.
Давай будем, вместе сажать, сказал он. Ты сажай, а я буду контролировать.
Я весь внимание. И, видимо, все-таки полеты с Ермолаевым не прошли для меня впустую: я запомнил положение машины при планировании, положение земли, ее близость и мелькание травы. И как при посадке поднимается нос самолета, и уходит вниз горизонт...
Мы сели.
Давай еще! сказал Бобнев. Полетим в зону.
Сейчас у меня со взлетом получилось неплохо, командир не сделал мне ни одного замечания, и руки его все время лежали на борту!
В зоне мы проделали виражи, мелкие и глубокие, и даже сделали две «мертвые» петли. Прилетели, сели. И мне показалось, что я сам посадил самолет. И мне даже показалось, что Бобнев на посадке держал руки на бортах, но в это я уж не поверил. Наверняка мне это показалось.
Ну, вот что, сказал Бобнев, когда мы подрулили к предварительной линии. Давай-ка еще один полетик по кругу!
Сделали еще полетик. На душе моей сияние. И только когда Бобнев сказал: «Вылезай», я очнулся от сказочного сна. Ведь меня же Ермолаев дал на отчисление!..
В самолет садится Чуднов. Ермолаев на меня не смотрел, стоял в стороне с сумрачным лицом, и ребята к нему, боялись подходить.
Наш самолет, сделав круг, заходил на посадку. Вот он подошел к земле, выровнялся и, вместо того, чтобы плавно подойти еще пониже, стал взмывать вверх. Да ведь он же сейчас упадет!.. Но мотор гавкнул, заработал на полных оборотах, и самолет, угрожающе покачавшись на пятиметровой высоте, ушел на второй круг.
И второй заход такой же. Рядом стоял Рыбалко и с интересом наблюдал.
Куда! Куда тянешь?! закричал он, будто Чуднов мог его услышать. И когда самолет опять ушел на второй [131] круг, безнадежно взмахнул перчаткой. Высоко выравнивает. Боится земли.
Не выпустили Сашу, сказали «возить».
Потом Бобнев сделал три полета с Крутовым и вылез, а вместо него сел командир отряда Носков, суровый, молчаливый, в темных очках.
К концу полетов приехал комэска на велосипеде и сделал несколько взлетов и посадок с ребятами, в том числе и с Крутовым, а утром следующего дня Сергей собрал свои пожитки. Отчислили. А меня пока что эта чаша миновала.