Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

В солдатских шинелях

Думали ли, гадали ли мы, торопливо диктуя телеграфисткам армейской связи для передачи в редакции своих газет сообщения с переднего края фронта, что пройдет и двадцать, и тридцать, и сорок лет, а эти сообщения будут все еще жить своей жизнью, и, более того, чем дальше, тем сильнее будут они привлекать к себе внимание новых и новых поколений читателей?

В чем же секрет этой долговечности написанного военными корреспондентами, что называется, с пылу с жару? Почему современный читатель так часто предпочитает сборники тех давних сочинений и записи из наших дневников повестям и романам о войне, как бы искусно они ни были написаны?

Ответ ясен: потому что те сообщения подкупают своей добросовестностью сиюминутных впечатлений, документальностью, точностью восприятия. Отсюда и тот большой и все возрастающий читательский интерес к авторам повседневной летописи войны, которую они своим неустанным трудом составляли изо дня в день, из часа в час на всем ее протяжении, неукоснительно следуя своему долгу, который Константин Симонов так хорошо сформулировал в песенке фронтового журналиста: «Жив ты или помер, главное — чтоб в номер материал успел ты передать».

А мемориальные доски, висящие в холлах редакций «Правды», «Красной звезды», «Комсомольской правды», «Известий» и других газет, выразительно напоминают о том, как много журналистов в солдатской шинели отдали свои жизни, собирая материал, который они хотели передать в очередной номер газеты...

Кажется, совсем недавно вышла в свет книга «Летописцы Победы», в которой рассказывалось о военных корреспондентах, прошедших рядом с солдатами по нелегким фронтовым дорогам весь долгий путь войны, а ее уже не найти на прилавках книжных магазинов. И вот перед вами, читатель, еще одна книга на эту тему — «Строки, опаленные войной».

Перелистывая страницы очерков, из которых сложилась эта книга, я с нежностью — не боюсь этого сентиментального слова — вспоминал и о тех, кто их написал, и о тех, о ком они написаны. На память приходят многие, подчас драматические, иногда веселые, иногда грустные встречи на дорогах войны. Вспоминается, как глубоко штатский по своей натуре в довоенные годы, молодой и застенчивый Евгений Воробьев отправился в прифронтовую полосу как корреспондент газеты, попал в пекло битвы на Западном фронте, принял там боевое крещение, выходил из окружения, как он стал сотрудником фронтовой газеты и до последнего дня войны действовал как заправский, кадровый офицер военной печати, военной литературы.

Вспоминается Аркадий Ростков, скромный юноша, с которым мы познакомились в ноябре [6] 1941 года в тихой деревне Чисмене под Волоколамском. Он работал в политотделе танковой бригады полковника Михаила Катукова, который, как и Павел Ротмистров, стал впоследствии командующим грозной гвардейской танковой армией и маршалом. В те дни Аркадий Ростков выстукивал на пишущей машинке «боевые листки», потом стал корреспондентом «Правды», а после войны — военным писателем.

Вспоминается лучший из лучших военных корреспондентов «Правды» Петр Лидов, которому не суждено было дожить до победы: он погиб вместе с фронтовым фоторепортером Сергеем Струнниковым.

Каждый из очерков этой книги будит в памяти волнующие воспоминания. С ее страниц глядят на нас веселые, молодые, никогда не унывающие, боевые советские журналисты, до конца честно выполнившие свой долг. И я уверен, что каждый, кто прочтет эту книгу, скажет горячее спасибо тем, кто ее написал.

Юрий Жуков [7]

Дальше