Пушечные доты
По образованию я инженер-электрик. В начале августа 1941 года я получил назначение не по специальности (как многие из нас у войны, как известно, свои нужды и требования).
Прикомандировали меня к оперативной группе научно-технического комитета Народного комиссариата Военно-Морского Флота по строительству и монтажу броневых дотов. Был я комсомолец, секретарь комитета комсомола спецучреждений ВМФ в Ленинграде, и настрой был один: справиться с новым делом. Должны мы были тогда справляться со всем... Первое задание: южное направление, район деревни Федоровка, смонтировать четыре пушечных дота. Еду с бригадой монтажников. В пути узнаем, что Федо-ровка уже занята немцами. Главный инженер укрепрайона полковник Бугров приказал ставить доты на южных подступах к Пушкину, выделил мне курсантов БИТУ и бойцов строительного батальона. Автокран позаимствовали на местной автобазе.
Доты установили так, чтобы они перекрывали огнем шоссе на танкоопасном направлении, соединили их ходами сообщения, вырыли укрытия для пехоты, настоящий маленький укрепрайон.
Нас штурмовала фашистская авиация. Самолеты охотились даже за мелкими группами людей. Строительство, конечно, было засечено. Мы укрылись от налетов в недостроенных дотах. Раненых отправляли в госпиталь. С нашей позиции было хорошо видно, как гибнут под артобстрелами и бомбардировками пушкинские дворцы...
Сразу же по окончании строительства укреплений они были заняты подразделениями дивизии полковника Бондарева, отходившими из района южнее.
Вместе с военинженером 3-го ранга Г. М. Малкиным мы за время работы в оперативной группе установили свыше 30 бронеточек: под Колпином и Пулковом, на Карельском перешейке, в расположении 55-й, 42-й и 23-й армий... Ночами, в мороз, под огнем. [148]
...Командование фронта опасалось прорыва вдоль Московского шоссе и Октябрьской железной дороги. П. Г. Котов получил приказ от Б. Б. Бычевского: на пересечении Октябрьской и Окружной железных дорог срочно установить доты из корабельной брони под 152-миллиметровые орудия.
Подъезда к месту установки дотов нет. Почва вокруг размыта дождями. А у нас только лобовая броня весит 12 тонн, под нее нужен треллер-тяжеловоз, а он по грязи не пройдет.
Подаем броню к месту на железнодорожных платформах. Сам становлюсь на станции Обухове за диспетчерский пульт и командую передвижкой платформ, паровоза и крана. Решили устанавливать броню прямо с платформ железнодорожным краном.
Машинист крапа подавать броню отказывается боится опрокинуться. Он прав: грузоподъемность его парового железнодорожного крана на полном вылете стрелы 6 тонн; у нас же 12-тонный груз. А от передовой доносится стрельба, и ждем удара на этом направлении, и приказ дан, и времени почти что нет...
Нас спасает «профессор» такелажного дела Михаил Алексеевич Пантелеев, лучший такелажник судостроительного завода. Он руководит, и мы устанавливаем сложнейшую и хитрейшую систему крепления и страховки корпуса крана, его стрелы и бронеплит. Снимаем двери кабины, чтобы в случае чего машинист успел выпрыгнуть.
И маломощный кран чудом дотягивается и ставит на нужное место тяжелейшие лобовые плиты. Остальное легче установить боковые и задние стенки, внутрь пушку и сверху закрыть броней.
Уложились в сроки. Доты заняли артиллерийские расчеты.
Так и находили выходы из любых положений, даже самых, казалось бы, безвыходных.
Зимой сорок второго года с электроэнергией в Ленинграде обстояло худо. На заводах нечем было резать и сваривать броню.
В укромном местечке на Карельском перешейке, по соседству с вражескими укреплениями и рядом с бездействующей трансформаторной подстанцией, устраиваем [149] ремонтный пункт. Финская электростанция Раухиала подает высокое напряжение на вражеские заграждения. Небольшое «усовершенствование» и электроэнергия с заграждений врага подается на нашу подстанцию, с нее берем 220 вольт на наш ремонтный пункт, где и занимаемся сваркой и ремонтом бронеточек.
Мы приобрели популярность быстро. Помогали ремонтировать танки, из остатков труб варили агитмино-меты (для забрасывания листовок в расположение противника).
В феврале 1942 года предполагали вражеский десант (лыжники и аэросани из Нового Петергофа) в Гавань, на Васильевском острове. Нам приказали срочно укрепить западное побережье Васильевского острова вдоль Гаванской улицы и острова Вольный. На острове нужно было установить пушечный и два пулеметных дота. Решили перетащить с Гаванской улицы (где она скрыта островом от обзора противника) доты трактором по льду на остров, ночью развезти их по острову и установить. Выбрали доты-»ползунки», снабженные металлическими полозьями. С берега на лед вывели дорогу.
Промерили толщину льда Невы он должен был выдержать трактор с «ползунками». Первым пустили 1,5-тонный пулеметный «ползунок». Подцепили его к трактору длинным тросом. Сержант Каймаков, опытный тракторист, на малой скорости повел машину по льду...
Доставили «ползунок» благополучно, замаскировали на берегу острова под деревьями.
Следующим пустили пушечный дот. Вес 12 тонн. Сначала он благополучно тащился за трактором по уже проложенной трассе. Однако на середине протоки, где лед тоньше, стали появляться трещины. Каймаков прибавил газу. Лед трещал и провалился, когда трактор почти достиг берега. Каймаков (мокрый, пар валил от него) умудрился рывком вывести трактор на берег. Дот, закрепленный сорокаметровым тросом, ушел под воду и лег на дно.
Доложили Котову. Он Бычевскому. От начинжа фронта следует приказ: дот любыми средствами поднять [150] и установить на должное место, военному инженеру 3-го ранга Хватовкеру составить инструкцию о переправе тяжелых грузов по льду.
Хорошо, что начальник Ленинградского отряда аварийно-спасательного управления ВМФ инженер-капитан 1-го ранга М. Н. Чернецкий дал несколько водолазов подняли дот. Составить «ледовую инструкцию» мне, инженеру-электрику, оказалось труднее. Но приказ есть приказ составил...
Нелегко было.
Но мы знали, что должны держаться и продержимся, как бы туго ни было.