Броневой пояс
28 июня 1941 года на партийном активе Ленинградской городской организации ВКП(б) А. А. Жданов и К. Е. Ворошилов обратились к воинам фронта и всему населению Ленинграда с призывом: все на защиту города Ленина! Военпреды нашего завода на собрании партийной группы обсуждали один вопрос: конкретная помощь Ленинграду. [141] Как специалист, осведомленный по роду своей службы о запасах брони на предприятиях города, я предложил использовать ее на фронте для дотов.
Составили докладную записку с конкретными предложениями и техническими обоснованиями. Через помощника командующего морской обороной Ленинграда, начальника научно-технического комитета НК ВМФ инженер-контр-адмирала А. А. Жукова и уполномоченного управления кораблестроения НК ВМФ инженер-капитана 1-го ранга А. А. Якимова 27 июля представили ее командованию. Наше предложение создать силами морских специалистов и заводов оборонительный пояс из мощных броневых сооружений было одобрено горкомом партии и чрезвычайной комиссией по обороне Ленинграда. Председатель комиссии Алексей Александрович Кузнецов позвонил мне ночью 30 июля:
Комиссия поручила организовать строительство броневых дотов вам. Раз вы предлагаете, то, по-видимому, знаете, как это сделать.
Он предложил мне посоветоваться с директором Кировского завода Зальцманом и в тот же день представить в Смольный проект решения. На следующий день комиссия по строительству укрепленной полосы вокруг, Ленинграда решила начать строительство огневых точек из корабельной брони. Из морских инженеров была создана оперативная группа по строительству и монтажу броневых дотов. Руководство группой было возложено на меня.
Опергруппа распоряжалась всем запасом брони, имевшейся в городе, на судостроительных заводах и полигонах. В зависимости от рода брони и потребностей флота и фронта, мы распределяли ее для дотов, действующих и строящихся кораблей. На нас была возложена и эвакуация на Большую землю оборудования судостроительных заводов. Мы должны были составлять эскизы дотов, руководить их проектированием, постройкой, транспортировкой к местам установки и монтажом на фронтовых рубежах.
К техническому и рабочему проектированию привлекли конструкторов городских заводов и 8-го управления военно-полевого строительства Ленинградского фронта. Разработали более 40 проектов различных [142] бронесооружений от тяжелых артиллерийских дотов до пулеметных точек и броневых пунктов для стрелков. На фронте использовались сооружения 17 типов. Строили их на ленинградских заводах.
В штаб оперативной группы входили: А. А. Жуков, П. Г. Котов, Н. Н. Лесников, Д. И. Кушев, Н. И. Лавкин, Е. И. Миндюк, А. И. Егоров, П. Н. Надточий, В. В. Тонконог и другие. Их обязанностями были организационно-штабная работа, проектирование, приемка на заводах. Многие наши товарищи работали в 55-й, 42-й и 23-й армиях, Невской оперативной группе и на Ладоге...
Проектную группу возглавлял инженер-капитан 1-го ранга Н. П. Лесников, неутомимый работник (хотя был он старше многих из нас). Инженерной смекалкой, глубокими знаниями, оригинальными техническими решениями часто выручал он нас. В выпуске чертежей помогало КБ Архитектурно-планировочного управления Ленгорисполкома, возглавляемое М. В. Морозовым, членом нашей опергруппы.
Занявшись разработкой конструкций бронесооружений, пригласили конструкторов с «Большевика», Ижорского и Балтийского заводов. Трудности начались сразу.
Мы не знали, какое вооружение выделит нам командование фронта, не умели привязывать доты к местности и соединять с другими огневыми точками. Обратились в штаб инженерных войск, связались с конструкторами 8-го управления военно-полевого строительства, возглавляемого полковым комиссаром Терентьевым. Наши инженеры и конструкторы заводов трое суток не выходили от армейских фортификаторов-саперов, отработали вместе 17 типов бронесооружений.
Вначале мы установили доты на дальних рубежах. Но линия фронта менялась быстро, сроки строительства сокращались. Мы разработали принципиально новые конструкции с обеспечением круговой защиты, простые в массовом изготовлении, удобные в транспортировке; их можно было монтировать на любом почти грунте практически без специального оборудования.
Первые доты на дальних рубежах монтировались из 180– и 200-миллиметровых гнутых броневых плит, предназначенных [141] для защиты береговой башенной артиллерии крупных калибров. Они доставлялись обычно 10-тонными треллерами и монтировались кранами и лебедками.
Мы еще не имели опыта и допускали просчеты. Лобовые плиты выдерживали прямые попадания даже крупных снарядов, но дот был открыт сзади, осколки поражали артиллеристов. При прорывах противника в тыл такие сооружения были беззащитны.
Последующие конструкции могли транспортироваться в готовом виде танком или трактором на место, иногда вместе с оружием и расчетом. Они верно служили в болотах и на снегу, имели расширенный сектор обстрела, броневые двери с амбразурами для автоматов. Выдерживали при этом огонь полевых и танковых орудий с любой дистанции.
В строительстве дотов принимали участие курсанты военно-морских училищ (в первую очередь Военного инженерно-технического училища НК ВМФ), инженерные батальоны, специалисты ленинградских заводов.
Подключались к работам строевые части на местах установки и специалисты укрепрайонов, железнодорожные бригады; привлекалось и население.
Изготовление дотов на заводах было одним из наиболее важных фронтовых заказов. Монтажник Челноков, подруги-сварщицы Авдеева и Попова, судостроители-сборщики Потапов и Крымов, строитель Риммер, известный всему фронту такелажник Пантелеев имена этих самоотверженных тружеников никогда не по» меркнут в памяти.
В результате нашей работы на Ленинградском фронте было установлено 7312 бронесооружений и закрытий, 18400 тонн корабельной брони пошло на них. В числе этих сооружений 363 артиллерийских дота (под орудия калибром от 45 до 152 миллиметров), 1761 пулеметный дот, 588 под противотанковые ружья, 2300 трехамбразурных щитков для снайперов, 2300 плит с амбразурами и заслонками для дзотов. Это был настоящий броневой пояс, преградивший врагу путь к Ленинграду. [144]