Содержание
«Военная Литература»
Мемуары
И. Е. Пох, старший лейтенант-инженер в отставке. Начальник энергетической службы ленинградского электротранспорта

Трамвай прифронтовой

Весной 1942 года я, командир технической роты 5-го отдельного инженерного полка, был вызван к генералу Б. В. Бычевскому.

Начальник инженерных войск Ленфронта испытующе посмотрел на меня, пожал руку/

—Вы ведь до войны работали трамвайщиком?

Я доложил генералу, что действительно после окончания института занимался монтажом подстанций и электрических сетей трамвая и троллейбуса. А про себя подумал: какое отношение имеет моя гражданская, [94] казавшаяся мне такой далекой, профессия к нынешней фронтовой службе?

— Придется с вами расстаться, — сказал Бычевский. — Вас отзывают в Ленинград для восстановления городского трамвая. Дело это очень нужное, в особенности для инженерных войск, так что будете как бы нашим полпредом.

Так я стал начальником энергетической службы городского электротранспорта.

Разбитые, примерзшие к искореженным рельсам вагоны. Сети и подстанции разрушены бесчисленными бомбежками и артобстрелами. В таких условиях восстановление трамвая могло показаться фантастикой... Но 15 апреля 1942 года трамвай пошел. И это второе его рождение вселяло в горожан уверенность в грядущей победе.

Трамвай сразу стал работать для фронта. Он подвозил к передовой бойцов, в том числе и строителей оборонительных сооружений, а грузовые вагоны непрерывно доставляли в южные и северные районы города надолбы, цемент, колючую проволоку, песок, щебень и другие стройматериалы. Стараниями руководителей грузовой трамвайной станции Л. П. Булатова, Я. А. Рейфера и Б. К. Бурмистрова, усилиями рядовых тружеников трамвая грузовые перевозки велись в три смены. Это было серьезной помощью грузовому автотранспорту, позволяло бесперебойно обеспечивать защитников города техникой и боеприпасами.

Силами трамвайщиков были построены подъездные пути к ряду снабжавших фронт предприятий, и это значительно увеличило объемы перевозок. Из-за больших разрушений невозможно было сразу восстановить движение на всех довоенных линиях. Так, в Кировском районе трамвай ходил только до Нарвских ворот. Проспект Стачек настолько интенсивно и регулярно обстреливался вражеской артиллерией, что казалось и не было смысла пускать трамваи на этом участке. Но оборонительные сооружения у Кировского завода и соседние укрепления нуждались в срочном восстановлении. Поэтому командование инженерных войск обратилось к руководству трамвайно-троллейбусного управления с просьбой помочь. Починили пути и контактную сеть к Кировскому [95] заводу. Вскоре сюда начал ходить вагон, который возил рабочих завода и бойцов. По этому же пути грузовые платформы доставляли ночами стройматериалы, специально оборудованные санитарные вагоны эвакуировали с передовой раненых.

Но помощь трамвайщиков инженерным войскам фронта не ограничивалась проблемами транспорта. По заданию командования в трамвайных парках и дистанциях службы пути было организовано изготовление противотанковых препятствий. Одними из наиболее удачных оказались соединенные накрест колесные пары. Эти препятствия устанавливались на Лужском оборонительном рубеже, в районе Лигова, на проспекте Стачек и Средней Рогатке. Для этой же цели использовали старые тележки трамвайных вагонов. Из стянутых накрест кусков рельсов делали грозные «ежи».

Трамвайщики изготавливали и взрывчатку; помог в этом накопленный путейцами опыт термитной сварки рельсовых стыков. Мастерские, возглавляемые Н. Я. Кирилловым, в короткий срок начали изготовление ручных гранат. На одном из ремонтных предприятий под руководством его директора Г. А. Ладыженского было налажено производство противотанковых и противопехотных мин и других средств вооружения.

Одним из значительных дел трамвайщиков была операция «Карьер». В мирное время песок для нужд города и промышленности поставлялся из области. Теперь же, в условиях осады, Военный совет фронта поставил перед нами задачу освоить добычу песка для приготовления формовочных смесей, необходимых при литье, в черте города. Выполнением этого задания руководил начальник трамвайно-троллейбусного управления М. X. Сорока, талантливый, энергичный организатор. В Яшумовском карьере, который использовался для нужд трамвая, были срочно проведены изыскания. Глубокая врезка в массив карьера позволила обнаружить огромные запасы песка, пригодного для оборонной промышленности. В пятидневный срок были построены развитые подъездные пути к карьеру. И отсюда на предприятия пошел песок. Кроме литейных цехов, он использовался также в строительстве уличных баррикад, укрытий, огневых позиций, при тушении пожаров. [96] Песком укрывались исторические памятники, закладывались проемы в окнах. Карьер давал в месяц более 300 тысяч кубометров песка.

Важнейшей задачей тех дней была полная светомаскировка трамвайных вагонов и сетей. В наших вагонах мы применяли синие лампочки и шторы на окнах. Спустя пять минут после сигнала воздушной тревоги на всех тяговых подстанциях отключались кабельные линии, питавшие контактную сеть. За эти пять минут водитель должен был поставить вагон в безопасное место и эвакуировать пассажиров.

Но враг мог начать бомбежку внезапно и с большой высоты, упредив объявление воздушной тревоги. Начальник инженерных войск Ленфронта Б. В. Бычевский и начальник МПВО города Е. С. Лагуткин потребовали полностью исключить искрение трамвайных сетей. Я наблюдал с самолета работу трамвая в ночное время. Искрение позволяло увидеть всю трамвайную сеть и по ней определить местоположение важных объектов.

И тогда изобретательный М. X. Сорока предложил установить на моторных вагонах два токоприемника вместо одного. Результат оказался блестящим — искрение прекратилось.

В ходе всей войны восстановлением контактной сети и борьбой с искрением на ней руководил начальник цеха контактной сети энергослужбы С. С. Корнеев, опытный специалист. Общее руководство всей светомаскировкой трамвайного хозяйства осуществлял начальник штаба МПВО М. А. Исидоров.

Постоянная связь была у нас и с инженерной службой Краснознаменного Балтийского флота, которая обеспечивала проводку кораблей под мостами. Разводная часть некоторых невских мостов была оборудована электроприводом с питанием от контактной сети трамвая. На других мостах разъединение рельсов и контактных проводов осуществлялось вручную. Ответственным за разводку мостов в период навигации был главный инженер ленинградского трамвая Б. Т. Иванов.

Десятки работников ленинградского трамвая по праву носят на груди боевые награды. Трамвай был одной из жизненно важных артерий города-фронта, с честью служил делу Победы. [97]

Дальше