Морское счастье
«Балтийцы помнят Ваш самоотверженный поступок. В ноябре 1941 года Вы, больной, покинули госпиталь, повели «Урал» в опаснейший поход в тыл противника, к полуострову Ханко, и благополучно доставили оттуда более четырех с половиной тысяч гангутцев на защиту Ленинграда...
Адмирал В. Ф. Трибуц»
Приведенные здесь строки взяты из письма, полученного капитаном 1-го ранга в отставке Иваном Григорьевичем Карповым в день его 75-летия. О многом напомнило оно, это поздравительное письмо, ветерану нашего военного флота...
В ноябре 1941 года началась эвакуация гарнизона полуострова Ханко. И надо же было случиться, что именно в то время, когда командование планировало послать к Ханко минный заградитель «Урал», его командир И. Г. Карпов попал в госпиталь. Уже был назначен командир-дублер. Но Карпов, узнав об этом, решился на отчаянный шаг. Он сбежал из госпитальной палаты, прибыл на корабль и доложил командованию, что готов сам вести «Урал» к Ханко.
Вечером 7 ноября «Урал» вышел из Ленинграда в Кронштадт. Внешне корабль был совсем не похож на военный. И не мудрено. Ведь до 1939 года это был хорошо известный на линии Ленинград Лондон [251] крупнотоннажный рефрижератор «Феликс Дзержинский». И только за два года до войны его передали Балтийскому флоту и переделали в минный заградитель. Но мирный облик корабля не изменился. Он по-прежнему был высокобортным, с огромными трюмами, «по-граждански» оборудованными каютами.
Осторожно прошел «Урал» мимо занятого фашистами берега. К счастью, вражеские наблюдатели (батареи противника стояли в Стрельне и Петергофе) не заметили его. И вот курс на Ханко. Туда шли также транспорт «Жданов», эсминцы «Гордый», «Суровый» и другие корабли. Из транспортов дошел один «Урал». Балтийские воды в то время были похожи, как говорили моряки, на «суп с клецками» так много здесь было мин. «Урал» подбирал моряков с тонущих судов и двигался вперед. Двигался осторожно, впритирку к шхерам. От плавающей «рогатой смерти» спасали впередсмотрящие.
Иван Григорьевич почти неделю не сходил с мостика. Он продрог, простудился. Едва достоял до Ханко его свалило жестокое воспаление легких.
Первое, о чем спросил Карпова пришедший с берега комиссар: «Сколько людей сможет взять корабль?» На опытные, обстрелянные подразделения гарнизона рассчитывал Ленинградский фронт.
Нагрузились так, что люди в трюмах могли только стоять. Отдыхали по очереди. Корабль принял на борт также большое количество оружия, боеприпасов, продовольствия.
В ночь на 22 ноября «Урал» двинулся в обратный путь. Стараниями доктора Сойбеля и вестового, а глазное благодаря неимоверному напряжению воли Карпов смог на время преодолеть болезнь и снова занял свое место на мостике. Впереди по маршруту, разработанному командиром отряда, шли тральщики, за ними громадина «Урал».
Наблюдатели со специальными рогачами, обмотанными тряпками, стояли на палубе вдоль бортов минного заградителя. Передавая друг другу смертоносные плавучие шары, они отводили их за корму. И все это во мраке ночи, в жгучий мороз, среди штормового моря. Волны окатывали моряков обжигающе холодной водой. Одежда их покрывалась ледяной коркой, коченели руки, мерзли ноги... [252]
Двести двадцать миль. Какой затраты сил стоили они! Снова, прижимаясь к берегу, отводя шестами в сторону плавающие мины, шел отряд кораблей к Ленинграду.
Зима в 1941-м была ранняя, и в конце ноября Финский залив почти весь уже был закрыт ледовой броней. Ледокола не было, и минному заградителю, теперь ставшему транспортом, пришлось самому ломать белый панцирь, то наваливаясь на него всем корпусом, то отступая для разбега.
«Урал» дошел до цели! Он встал на Неве, и из трюмов корабля потянулись бойцы, узнавая и не узнавая суровый военный город на Неве. Карпов со своей командой доставил Ленинграду солдат, боеприпасы, хлеб.
И. Г. Карпова считали на флоте счастливым командиром, но каждый, конечно, понимал, что счастье его в опыте, умении руководить людьми, в личной храбрости и больших знаниях. [253]