Военторги
Рассказывая о довольствии войск, нельзя не сказать о Главвоенторге. Эта организация многое сделала для улучшения торгово-бытового обслуживания войск действующей армии. Личный состав штабов фронтов и армий питался в столовых военторга. Пища готовилась из продуктов, положенных офицерам по нормам снабжения, а также за счет продовольствия, закупаемого военторгами у населения и получаемого из подсобных хозяйств. Это давало возможность военторгу разнообразить пищу, увеличивать размеры довольствия и учитывать в какой-то мере потребности лиц, нуждавшихся в диетическом питании. Немалое значение имела и сервировка стола, посуда, качество обслуживания. В адрес военторга поступало много благодарностей от офицеров-фронтовиков за внимательное отношение к ним обслуживающего персонала.
Военторги оказывали услугу солдатам и офицерам в приобретении тех предметов, которые не входили в табельное снабжение по линии интендантства. К ним относились лезвия для бритья, расчески, карманные зеркальца, нитки, иголки, пуговицы, кисеты, трубки, мундштуки, бумага, карандаши, зажигалки, одеколон. Эти вещицы улучшали жизнь воинов в полевых условиях.
В действующей армии большим успехом пользовались посылки с набором товаров повседневного спроса. Только за один 1944 г. их было продано 5 млн.
Автолавки полевых военторгов выезжали на передний край и продавали личному составу необходимые вещи.
В начале войны Главвоенторг возглавлял Г. А. Зайцев, а с августа 1942 г. по октябрь 1943 г. И. Р. Хохлов. И тот, и другой знали торговое дело, но, будучи штатскими людьми, не были знакомы с особенностями торговли в военных условиях.
В октябре 1943 г. начальником Главвоенторга был назначен генерал-майор интендантской службы П. В. Кочетков. Он в течение значительного времени был членом Военного совета Волховского фронта, хорошо знал армейское хозяйство. Кочетков сумел лучше приспособить деятельность военторга к нуждам фронтовиков.
Работа полевых военторгов находилась под контролем Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии. Для этой цели в ГУПСКА был [174] создан отдел, который в контакте с Главвоенторгом направлял их деятельность в соответствии с задачами, поставленными Верховным Главнокомандованием перед тем или иным фронтом.
В хозяйственном и правовом отношении Главвоенторг подчинялся Наркомторгу СССР, что усложняло его работу. Войсковые части нередко отказывали на этом основании военторгам в автотранспорте, ремонте и строительстве помещений. В свою очередь, Главвоенторг, чтобы избежать излишних расходов на завоз товаров, часто продавал их в городах. От такого ведомственного подхода особенно страдали отдаленные гарнизоны, которые не могли пользоваться торговыми услугами в полной мере. К тому же материально-техническая база военторгов была слабой.
Нужен был единый хозяин. Им, как подсказывал опыт, должен стать Наркомат обороны. Именно он был наиболее заинтересован в улучшении деятельности военторгов, обслуживающих личный состав армии. К тому же Наркомат обороны имел возможность оказать помощь военторгу в значительно больших размерах, чем Наркомторг. Во время войны эти правовые вопросы не имели существенного значения. Командиры частей в боевой обстановке, как правило, помогали военторгу транспортом, людьми, материалами. Но по окончании войны двойственность подчинения стала давать о себе знать довольно остро. Несмотря на необходимость пересмотра схемы управления, работники Наркомторга не соглашались передать военторг в ведение Наркомата обороны, да и военные не проявляли готовности принять эту организацию в свое подчинение.
И только в 1956 г. вопрос был решен. Министр обороны Г. К. Жуков и министр торговли СССР, которым являлся автор этих строк, внесли в Совет Министров СССР соответствующее предложение. 4 июня 1956 г. было принято решение о передаче Главвоенторга Министерству обороны. Эта мера, как и следовало ожидать, оказалась весьма полезной. Командующие округов, начальники гарнизонов, войсковые хозяйственники стали рассматривать торговое обслуживание солдат, офицеров как собственное дело, за которое они несут такую же ответственность, как и за другие участки деятельности.
Последующие годы подтвердили целесообразность этой меры. Предприятия военторга оказывают существенные услуги личному составу армии. [175]