Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Зарница победы

В конце ноября советские войска под командованием генерала армии (позднее Маршала Советского Союза) К. А. Мерецкова начали наступление на Тихвин. Они постепенно вдавливали фланги немецких войск, создавая угрозу их коммуникациям. Боясь окружения, немцы подтянули крупные резервы, но было уже поздно. К тому же неприятельские войска, будучи легко одетыми из-за чрезмерной уверенности их командования в захвате Ленинграда в июле — августе, терпели бедствие от начавшихся сильных морозов. В ночь на 9 декабря Мерецков всей мощью вверенных ему войск обрушился на врага и штурмом овладел Тихвином. На поле боя, в самом городе и его окрестностях осталось около 7 тыс. трупов вражеских солдат и офицеров. Важный коммуникационный пункт, находившийся 30 дней в руках захватчиков, был освобожден. Наши части теснили врага за реку Волхов.

10 декабря начальник фронтовой дороги генерал Шилов и я были в Тихвине. Нужно было определить, как скоро можно будет начать завозить продовольствие с этого пункта. Осматривая вокзал и подъезды к нему, мы везде наталкивались на трупы немецких солдат. Они были настолько промерзшими, что когда их убирали с дороги, то они звенели.

Я подумал: а ведь оставшиеся в живых солдаты корпуса Шмидта, наверное, хорошо почувствовали, что расплата за причиненные ими советским людям страдания неизбежна. Если сегодня им удалось избежать участи своих соотечественников, то что ждет их завтра?

Осмотр показал, что железнодорожные составы с грузами можно принимать в Тихвине, а продвижение поездов ближе к Ладожскому озеру возможно только после того, как будут восстановлены мосты на перегоне Тихвин — Волхов. С Тихвина до Ладоги и далее по льду [101] озера в Осиновец грузы можно было доставлять на автомашинах, но требовался большой ремонт на обходных дорогах. И все же мы испытывали чувство облегчения за дальнейшую доставку продовольствия.

На Ладожском озере к концу декабря установилась зимняя дорога. Теперь увеличение завоза продовольствия зависело от уменья и предприимчивости людей, работающих на ледовой трассе. Но не все шло так, как хотелось бы. Солдаты и рабочие, будучи недостаточно опытными в преодолении торосов, полыней, заносов, тратили сил много, а завоз грузов был небольшой и неравномерный.

А. А. Жданов и А. А. Кузнецов выезжают на Ладожское озеро, изучают трассу, работу автоколонн, условия, в которых водители трудятся, уясняют причины частых аварий. После возвращения их Военным советом принимается решение: управление автобригад ликвидировать, автобатальоны подчинить непосредственно начальнику дороги; машины маркировать и закрепить за водителями, установить норму выработки на одну машину ГАЗ-АА при двух водителях 2,25 т в сутки; ввести премиальную систему для шоферов; трассу поделить на участки.

Принятые меры способствовали улучшению перевозок. 22 декабря через озеро было доставлено 700 т продовольствия, на другой день — на 100 т больше. Завоз стал несколько превышать дневной расход. Однако город и фронт не имели запасов и при малейшей заминке в доставке нельзя было избежать катастрофы. И тем не менее вечером 24 декабря на заседании Военного совета фронта А. А. Жданов вносит предложение увеличить нормы выдачи хлеба. В условиях, когда приходилось жить только на завозе, решение о повышении расхода хлеба, казалось, походило на прыжок с закрытыми глазами через неизвестное пространство. Нет худшей ошибки для авторитетного органа, как объявить народу опрометчивое решение, вселяющее надежды и вызывающее радость, а на деле оказаться не в состоянии его выполнить. Но этого не случилось. Надежды на лучшее оправдались.

Положение было тяжелым, людей с каждым днем умирало все больше и больше. И в этих условиях нельзя было не воспользоваться пусть даже самой малой возможностью. Так диктовала обстановка, так и было сделано. Члены Военного совета без колебаний приняли решение. [102]

С 25 декабря рабочие стали получать на 100 г, а все остальные группы населения на 75 г хлеба больше. Новая норма далеко не удовлетворяла потребностей истощенных людей, но в этой прибавке люди почувствовали близость прорыва блокады. Каждый ленинградец крепко верил в то, что за первой прибавкой последует вторая. И они не ошиблись. То была зарница грядущей победы.

Вся страна поддерживала ленинградцев в их борьбе. Мукомолы Саратова, Сеймы, Рыбинска днем и ночью загружали поезда мукой, крупой. На вагонах рабочие старательно, крупными буквами выводили: «Продовольствие для Ленинграда», а железнодорожники давали таким составам «зеленую улицу».

В конце сентября 1941 г. Военный совет фронта, обком партии командируют секретаря Ленинградского обкома Терентия Фомича Штыкова в центральные районы страны с целью организовать ускоренный завоз грузов в Ленинград.

Получив поручение, Штыков с огромной энергией взялся за решение поставленной перед ним нелегкой проблемы.

Положение было действительно сложным. Отгрузка продовольствия, горючего, боеприпасов производилась с очень многих станций, разбросанных по всей нашей обширной стране. В местах отправки возникали, и довольно часто, трудности: то не хватало рабочих рук, то автомашин и лошадей для доставки продовольствия со складов в вагоны. Иные станции занесло снегом, требовались люди для очистки подъездов к ним. А где взять рабочих, когда каждый человек нужен на своем месте? Иногда поезда простаивали на запасных путях, не хватало угля для паровозов. Словом, помех, трудностей было так много, что всех их не перечислишь. Из Москвы на такие станции поступали грозные телеграммы с требованием немедленной погрузки и отправки вагонов, но они мало помогали делу. Узнав о возникших затруднениях, Штыков спешил сам к месту отгрузки. И первым делом устанавливал связь с местными органами власти и при их помощи устранял причины, сдерживающие отправку грузов. Живое слово о жизни и борьбе ленинградцев поднимало людей. Превозмогая страшную усталость, каждый старался помочь чем мог осажденному городу.

В Тихвине, куда прибывали поезда, тысячи рабочих и солдат круглые сутки разгружали составы и заполняли [103] продовольствием подходившие непрерывной лентой грузовики. Загруженные машины уходили в дальний путь, дорога протяжением 190 км была плохой, за двое суток делали едва-едва один рейс. Продовольствие доставлялось в Ленинград в размерах, только-только обеспечивающих новую, но все еще голодную норму. Можно легко себе представить, насколько усложнилось бы дело, если бы пришлось завозить продовольствие не из Тихвина, а из Подборовья и Заборья, отстоявших на 120 км дальше.

Вскоре расстояние завоза сократилось более чем на 130 км. 54-я армия под командованием И. И. Федюнинского оттеснила немцев на запад. Поезда с грузами начали поступать на станции Войбокало и Жихарево. Пробег машин стал на коротком плече — 55 км. И все же завоз продовольствия оставался незначительным, метели и морозы ограничивали движение по озеру, у водителей машин не было опыта перевозки грузов по льду. А в Ленинграде люди голодали и с мучительной болью ждали хлеба.

Областной и городской комитеты партии посылают несколько сот партийных работников на ледовую трассу. Здесь они личным примером увлекали людей на борьбу с трудностями. Жданов обращается с письмом к личному составу ледовой трассы.

В обращении не скрывалось, что осажденные терпят невероятные лишения и их судьба висит на волоске. Каждое слово письма глубоко проникало в сердце водителей машин, рабочих, солдат. Дорожные части, преодолевая невероятные трудности жестокой зимы, проложили шесть путей через озеро: три в одном направлении и три в обратном. Это позволило устранить встречное движение и делать два-три оборота в сутки. Ледяной ветер обжигал лицо, пронизывал до костей, коченели руки, но люди шли на штурм Ладоги.

Дорогу регулярно очищали от снега, через образующиеся на льду трещины, достигавшие 2–4 м, перебрасывали заранее сколоченные мостики из бревен. Темп движения машин возрастал. Через несколько дней пропускная способность фронтовой дороги увеличилась. С восточного берега на западный доставлялось более 1,5 тыс. т грузов. Такой рост перевозок радовал и вселял надежду на улучшение снабжения населения, если бы не появилась новая беда. [104]

Ириновская железная дорога (от Осиновца до Ленинграда) оказалась не в состоянии доставлять на расстояние 55 км даже один железнодорожный состав в течение суток. На станции Ладожское Озеро стали скапливаться грузы, а Ленинград по-прежнему переживал мучительные дни, хлебозаводы имели муки на один-два дня.

На железной дороге не хватало топлива для паровозов и даже воды: водокачки на ряде станций от сильных морозов застыли. На железнодорожников сыпался град упреков, угроз, но больше всего их терзало собственное бессилие в выполнении своего долга. Нередко бывало, что служащие и рабочие станций, обмораживая руки, ведрами носили воду в тендер паровоза, чтобы продвинуть состав к месту назначения. Поездные бригады шли в лес рубить деревья, заправляя паровозы сырыми, мерзлыми дровами, которые не горели, а шипели. Лишенные тяги поезда двигались при помощи двух паровозов со скоростью 10–12 км в час. Сжигали сырых дров много, а сила пара ничтожна, приходилось делать частые остановки, на которых долго нагоняли пар. Чтобы ускорить движение, на некоторых станциях стали держать под парами дежурные паровозы. Как только поезд прибывал на такую станцию, паровоз заменялся дежурным, заранее заправленным немного подсушенными дровами. Машинистам, кочегарам и кондукторам поездов увеличили норму хлеба на 125 г, чтобы поддержать их силы для выполнения столь важной и тяжелой работы.

С большим трудом продвижение поездов было ускорено. Завоз продовольствия в Ленинград стал возрастать, что дало возможность не только закрепить первую прибавку хлеба, но и увеличить хлебный паек вторично, причем не только населению, но и войскам. 24 января 1942 г. вводятся новые нормы. Рабочие стали получать 400 г, служащие — 300, иждивенцы и дети — 250, войска первой линии — 600, войска тыловых частей — 400 г хлеба{19}. [105]

Зимняя дорога по льду Ладожского озера с каждым днем становилась все более оживленной. Машины по озеру тянулись бесконечной лентой в оба конца.

Солдаты, обслуживавшие ледовую трассу, сложили песню:

Эх, Ладога, родная Ладога,
Метели, штормы, грозная волна...
Недаром Ладога родная
Дорогой жизни названа.

Хорошо сказано. Ладога и летом и зимой часто бывает бурной, и в тот период она немало бед причиняла осажденным. И все же ее называли родной. Путь по озеру, соединяющий Ленинград с Большой землей, стал спасением для ленинградцев. Чинимые Ладогой преграды для движения судов, а зимой — машин волей осажденных были преодолены. Ледовая трасса (а летом водный путь) заменяла собой все железные дороги, морские и речные пути, идущие в Ленинград.

С конца декабря началась эвакуация людей из Ленинграда. Их перевозили на машинах, некоторые шли пешком — не хватало транспортных средств. В дороге людям приходилось нелегко — ледяной ветер, торосистый лед, полыньи, — и, конечно, не все могли преодолеть трудности на тяжелом пути.

Но так продолжалось недолго. В Кремле у заместителя Председателя Совнаркома СССР А. Н. Косыгина 17 января 1942 г. состоялось совещание по оказанию помощи Военному совету Ленинградского фронта в эвакуации населения. Было выделено значительное количество автобусов и грузовых автомашин для перевозки людей из Ленинграда через озеро в тыл страны. Московский Совет депутатов трудящихся сформировал специальную колонну автобусов, обеспечил их двумя сменами шоферов, загрузил машины продовольствием и направил их к Ладожскому озеру на станцию Жихарево. На эту же станцию вскоре стали прибывать автоколонны грузовых машин из Ярославля, Горького и других городов.

Государственный Комитет Обороны 22 января принимает постановление об эвакуации 500 тыс. человек из Ленинграда. Для выполнения поставленной задачи в осажденный город прилетел А. Н. Косыгин. С февраля начался массовый вывоз населения. Из Ленинграда до станции Борисова Грива людей везли по железной дороге, затем машинами через озеро на станции Войбокало, [106] Волховстрой, Новый Быт и другие, где их пересаживали в поезда для отправки в города и села в глубь страны. В первую очередь вывозили детей, женщин, больных, престарелых. В январе и в феврале было вывезено 128730, в марте — 221947, в апреле — 163392 человека. Всего по зимней дороге за неполных четыре месяца эвакуировали 514069 человек.

Ленинград, который изображался пропагандой Геббельса покоренным городом, оставался непреклонным. Теперь время стало работать на осажденных, город становился все более мощной крепостью. Оставшееся после эвакуации население состояло из работоспособных людей. Пульс города с каждым днем становился полнее. [107]

Дальше