Строгость в расходовании продовольствия
1
Сообразуясь с обстановкой на фронте, Военный совет, городской комитет партии принимают ряд мер по сокращению расхода продовольствия. 12 сентября была уменьшена хлебная норма. Рабочие стали получать по 500 г, служащие и дети по 300, иждивенцы по 250 г хлеба в день. Нормы выдачи мяса, крупы также были сокращены.
16 сентября Военный совет принял постановление об учете всех пищевых ресурсов, где бы и у кого бы они ни находились. Расход продовольствия сверх тех количеств, которые полагалось выдавать по карточкам, был категорически запрещен.
Был установлен ежедневный лимит расхода на каждый вид продукта для населения города, войск фронта, моряков Балтийского флота и для граждан пригородных районов.
Скот, имеющийся в государственных хозяйствах, предлагалось забить, а мясо сдать на заготовительные пункты для распределения.
Выдача, кому бы то ни было, разовых талонов (а их до этого выдавалось несколько тысяч) на получение продовольствия была запрещена.
Администрация лечебных заведений была обязана из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах.
Выпечку хлеба производили из муки с примесью сои, овса, солода.
Здесь уместно указать на ошибку, допущенную Н. А. Манаковым в его книге «В кольце блокады». В ней говорится, что с начала блокады «нормирование продуктов и изменение норм снабжения производилось единым органом продовольственной комиссией под руководством [65] члена Военного совета фронта А. А. Кузнецова»{14}.
В действительности решения о нормах снабжения, расходе продовольствия принимались только Военным советом фронта. Никакой продовольственной комиссии с начала блокады до января 1942 г. не было.
Комиссия, о которой идет речь, была образована в январе 1942 г., причем с ограниченными правами. Создание ее было вызвано тем, что с увеличением завоза продовольствия по зимней дороге через Ладожское озеро в Смольный стала поступать масса писем от предприятий, организаций и отдельных лиц с просьбами об увеличении норм довольствия. В беседе с А. А. Ждановым я высказал пожелание, чтобы просьбы граждан и предприятий об увеличении норм выдачи продуктов сосредоточивались в одном месте независимо от того, кому они адресованы, и рассматривались небольшой комиссией, наделенной правом решать, кому следует прибавить нормы, но в пределах лимита расходования продовольствия, установленного Военным советом. Андрей Александрович согласился образовать такую комиссию и предложил мне возглавить ее.
Это может неправильно быть понято в Москве, ведь на меня возложен контроль за расходом, ответил я, а вот членом комиссии, пожалуй, мне следует быть.
Ну, что же, так и сделаем, заключил беседу А. А. Жданов.
11 января 1942 г. Военный совет вынес постановление образовать продовольственную комиссию в составе А. А. Кузнецова, Д. В. Павлова, П. С. Попкова и Н. В. Соловьева. В этом же решении сказано, что вопросы, связанные с увеличением расхода продовольствия, могут решаться комиссией в пределах лимита, установленного Военным советом.
Пишу об этом, может быть, излишне подробно только потому, что допущенная в книге Манакова ошибка некоторыми авторами воспринимается за достоверный факт. Так, в книге «Непокоренный Ленинград», вышедшей в свет в 1974 г., говорится о положении с продовольствием в сентябре 1941 г. следующее: «Контроль над распределением продуктов питания осуществляла специально созданная продовольственная комиссия, которую возглавлял секретарь горкома партии А. А. Кузнецов»{15}. [66]
При этом автор ссылается на книгу Манакова. Как могла комиссия осуществлять контроль в сентябре над распределением продуктов, если ее в то время не было?
В начале сентября ежедневно расходовалось 2100 т муки для нужд хлебопечения. Столь значительный расход требовал пополнения запасов. А за счет чего? Все надежды возлагались на завоз с Большой земли по Ладожскому озеру. Но эта водная трасса не была подготовлена к массовым перевозкам грузов. Пристань Новая Ладога, откуда суда отправлялись с грузами на западный берег, находилась в полуразрушенном состоянии, причальная линия ее была короткой и необорудованной, подъездные пути требовали капитального ремонта. Баржи можно было загружать только на значительном расстоянии от берега, по глубине осадки они не могли войти в устье реки Волхов. Стоящие на рейде суда были открытой мишенью для авиации противника. Немецкие летчики, летая парами или тройками, по нескольку раз в день бомбили пирсы, береговые постройки, суда.
Пункт Осиновец на западном берегу, куда прибывали суда, был в еще худшем состоянии. Пристаней нет, к тому же берег пологий, подходить близко суда не могли, мешали каменистые рифы. Но лучшего места не оказалось, пришлось мириться с тем, что есть. Строительство порта началось в первых числах сентября, но осуществлялось не теми темпами, каких требовала обстановка.
Строить порт, разгружать пребывающие суда в предельно сжатые сроки, охранять людей, грузы, пирсы от вражеской авиации для этого нужен был незаурядный руководитель, человек волевой, с твердым характером, организаторскими способностями. 19 сентября Военный совет фронта возлагает на адмирала И. С. Исакова всю организацию работ в Осиновце. Отрывать его от руководства боевыми действиями Балтийского флота было рискованно, но вопрос снабжения хлебом для осажденных являлся вопросом жизни и смерти, поэтому и решено было возложить эти тяжелые обязанности на Исакова.
Иван Степанович охотно взялся за строительство порта. Под его наблюдением рабочие углубляли каменистое дно Ладожского озера и строили причалы на пустынном берегу. Изо дня в день И. С. Исаков несколько раз обходил территорию будущего порта, устранял помехи и подбадривал уставших рабочих, солдат, матросов. Тысячи людей напряженно работали над восстановлением [67] списанных в свое время судов. Все, что держалось на воде, было подштопано и использовалось для перевозки грузов. Исаков сделал много, но довести до конца успешно начатое дело ему не пришлось. Действия вражеского флота в Балтийском море потребовали возвращения И. С. Исакова в штаб фронта. Строительство в Осиновце было закончено уже без него.
Одновременно со строительством порта горком партии, Ленгорисполком принимали меры к изысканию хлебных ресурсов в городе. Прекратили производство пива, а 8 тыс. т солода, хранившегося на пивоваренных заводах, перевезли на мельницы, размололи и использовали как примесь к хлебу. На складах интендантства имелось 5 тыс. т овса, и как ни жалко было лишать корма лошадей, но пришлось это сделать. Овес, как и солод, передали для питания людей.
Несколько сот коммунистов, выделенных городским комитетом партии, тщательно осматривали места, где могли находиться продукты в мирное время. Искали в вагонах, в подвалах, на баржах, на складах, словом, во всех щелях огромного города, и все, что можно было использовать в пищу, брали на учет и свозили на склады.
На территории ленинградского порта обнаружили 4 тыс. т хлопкового жмыха. В пищу этот жмых раньше не применяли, считалось, что имевшееся в нем ядовитое вещество (госсипол) опасно для здоровья. Провели несколько опытов и установили, что госсипол при выпечке хлеба от высокой температуры разрушается и, следовательно, угроза отравления отпадает. Жмых вывезли из порта и полностью использовали в хлебопечении.
Нужда поистине изобретательна. Из дрожжей приготовляли супы, которые засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся по карточкам. Тарелка дрожжевого супа часто была единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей. Из мездры шкурок опойков (молодых телят), найденных на кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня были крайне неприятными, но кто обращал внимание на это? Голод подавлял все чувства.
На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла слоями мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь к муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же направляли в хлебопечение. Хлебных суррогатов было [68] найдено, переработано и съедено 18 тыс. т, не считая солодовой и овсяной муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков.
В общей сложности суррогаты и примеси дали возможность кормить население и войска хлебом в течение 25 дней, а каждый выигранный день в условиях осады города имел неоценимое значение.
Городской, районные комитеты партии, Ленгорисполком внимательно следили за работой хлебозаводов. Как бы ни было тяжело в городе с топливом, транспортом, электроэнергией, хлебозаводам помогали, чем только могли. И все же на плечи людей, работающих в хлебопечении, ложились огромные заботы.
Возглавлял хлебопечение Н. А. Смирнов. Он знал и любил свое дело. В довоенные годы Смирнов сумел поставить дело так, что в Ленинград приезжали специалисты из разных городов, чтобы перенимать передовой опыт ленинградцев. Блокада города поставила перед работниками хлебопекарной промышленности очень трудные задачи. При голодной норме особенно важно, чтобы хлеб был хорошего качества. А как этого добиться, если к муке примешивали (в отдельные периоды) до 40% различных суррогатов и примесей, а припек довели до 68%, да и можно ли назвать припеком столь высокую влажность хлеба. Но и за тот хлеб, что ели осажденные, руководителям хлебопечения пришлось многое пережить. Нельзя было допустить, чтобы хлеб где-то выпекался с большим или меньшим процентом примесей, чем на других предприятиях. Для этого необходимо было на всех 14 хлебозаводах иметь хотя бы небольшие запасы муки и всех примесей к ней. А чтобы этого достичь, требовалось чрезвычайное усилие, предельное напряжение нервов и много бессонных ночей. Осложняло работу то, что примеси, суррогаты часто менялись то жмых или отруби, то овсяная мука и мельничная пыль, то проросшее зерно и солодовая мука, а чтобы найти нужную пропорцию для каждого вида примеси, требовалось время, а его-то и не было.
В конце ноября перед хлебопекарной промышленностью возникла еще одна важная проблема использовать новый вид суррогата хлеба пищевую целлюлозу. [69] Ученые при активной поддержке секретаря горкома партии П. Г. Лазутина и заведующего отделом пищевой промышленности А. П. Клеменчука добились промышленной выработки целлюлозной муки (из древесины). На эту муку мы возлагали большие надежды. Но как ее применение скажется на качестве хлеба, никто еще не знал. Трест хлебопечения получил задание использовать этот суррогат. Вскоре Н. А. Смирнов принес в Смольный буханку хлеба, выпеченную с примесью долгожданной целлюлозы.
Это было событие. Собрались члены Военного совета, секретари горкома партии, ответственные работники Ленгорисполкома всем хотелось знать, что же получилось. На вид хлеб был привлекательным, с румяной коркой, а на вкус горьковато-травянистый. Съев кусок хлеба, чувствуешь во рту горечь.
Сколько целлюлозной муки в хлебе? спросил А. А. Кузнецов.
Десять процентов, ответил Смирнов. Помолчав какое-то время, он сказал: Этот суррогат хуже всех тех, что мы использовали ранее. Пищевая ценность целлюлозной муки крайне незначительна.
Нам очень хотелось, исходя из состояния ресурсов, увеличить размеры примесей, но пришлось остановиться на десяти процентах. Замечания Смирнова охладили наш пыл. Целлюлоза не оправдала возлагавшихся на нее надежд, но все же помогла пережить критические дни осени и зимы 1941 г.
Н. А. Смирнов к поручениям руководства города относился с пониманием обстановки. Помню такой случай. Ему предложили найти заменители пищевого масла, расходуемого на смазку форм при выпечке хлеба. Он, как никто другой, знал, как это трудно сделать. Годами применялось масло, и вдруг его надо заменить. Но чем? Смирнов привлекает мастеров, лаборантов, сам без устали работает над рецептурой по созданию эмульсии, которая позволяла бы выпеченный хлеб вынимать из форм и не придавала бы запаха и постороннего привкуса хлебу. Упорный труд увенчался успехом, эмульсия была создана. Ежедневный расход масла удалось уменьшить на 2 г. А это было немало для того времени.
В романе А. Б. Чаковского «Блокада» есть такие строки: «...две тысячи ослабевших от голода... девушек-комсомолок живой цепью соединяли один из хлебозаводов [70] с прорубью на Неве, черпали оттуда ведрами ледяную воду и передавали из рук в руки... Свирепствовал ледяной ветер, термометр показывал тридцать один градус ниже нуля, но человеческий конвейер работал безостановочно с четырех часов дня до полуночи... А рано утром те же девушки вручную, на санках, развозили по булочным только что выпеченный хлеб...»{16}.
Эти строки не художественный вымысел. Опасность прекращения выпечки хлеба подстерегала нас со всех сторон: это и перебои с электроэнергией, и артобстрелы, и трудности с водой, и многое другое. Остановка хлебных заводов означала бы полную катастрофу.
От руководителя хлебопекарной промышленности в тех условиях, в которых находился город, требовались исключительное самообладание, гибкость, умение маневрировать тощими ресурсами, предвидеть наступающие трудности и вовремя поднимать всех на ноги. Все эти качества у Николая Александровича Смирнова были. Прошло много лет, как он умер, но я отчетливо помню его умное сосредоточенное лицо, добрые серые глаза, изрядно поседевшую голову. Он живет в благодарной памяти ленинградцев, переживших блокаду. Мне везло в жизни на умных, расторопных, деятельных товарищей по работе, одним из которых был Николай Александрович Смирнов.
Выискивая и экономно используя имеющиеся в городе продовольственные ресурсы, Военный совет фронта одновременно принимал энергичные меры к завозу продовольствия через озеро. Как происходила доставка и какие трудности пришлось преодолеть осажденным в решении этой сложной проблемы, необходимо рассказать подробнее.
30 августа немцы захватили железнодорожную станцию Мга. С этого дня составы с продовольствием стали поступать на более отдаленную от Ленинграда станцию Волхов. Отсюда грузы перевозились на автомашинах на водную пристань Гостинополье, расположенную в 9 км от Волхова. Затем на баржах по реке они доставлялись до Ладожского озера, в Новой Ладоге продовольствие перегружали на озерные баржи. По прибытии судов в Осиновец грузы переваливали на узкоколейную дорогу, а на станции Ладожское Озеро, [71] что в полутора километрах от Осиновца, их перегружали в вагоны основной железнодорожной магистрали, идущей на Ленинград. Читатель может себе представить, какие огромные трудности приходилось преодолевать осажденным, чтобы обеспечить доставку продовольствия после потери Мги. Но никто тогда не предполагал, что через два месяца завоз грузов в Ленинград осложнится еще больше.
В Гостинополье, Новой Ладоге, Осиновце в ожидании транспорта скапливались грузы ящики, бочки, мешки. Они просматривались с воздуха. Враг бомбил места сосредоточения продовольствия, но огонь наших зенитных орудий не давал возможности вражеским самолетам вести прицельное бомбометание. Сбитые бомбардировщики падали в озеро вблизи берега. Хвосты самолетов с фашистской свастикой торчали из воды, и чем больше их становилось, тем отраднее было на душе.
Первые две баржи с зерном прибыли в Осиновец 12 сентября. Это было радостное событие. Люди понимали: раз поступает зерно, значит, город имеет связь со страной. До той поры, о которой идет речь, мало кто знал о существовании Осиновца. То был, как говорится, забытый богом и людьми небольшой рыбацкий поселок с несколькими деревянными домиками, расположенными на берегу озера. Единственной примечательностью поселка был маяк, да и он представлял интерес только для команд судов. И вдруг Осиновец стал у всех на устах, о нем заговорили как о важном порте, куда прибывают суда с драгоценным грузом мукой, крупой, зерном, откуда можно перебраться на ту сторону озера на Большую землю{17}.
Старожилы Осиновца теперь с гордостью поясняют приезжим, где помещался штаб руководства движением судов в грозные дни блокады, где были пирсы, как разгружались суда, как они, жители поселка, беседовали с командующим фронтом Ворошиловым, выбиравшим место для будущего порта.
Водная трасса между Новой Ладогой и Осиновцем постепенно становилась все более оживленной. Немцы следили за движением судов и всеми силами стремились [72] парализовать движение по озеру, сбрасывали мины, бомбили, обстреливали суда из дальнобойных орудий. Капитаны пароходов совершали головокружительные трюки, чтобы уклоняться от бомб преследовавших их самолетов, часто им это удавалось, но были и такие случаи, когда суда тонули.
Председатель Ленгорисполкома Попков, начальник тыла фронта Лагунов, полковник Кокушкин и я часто вылетали на восточный берег Ладоги, в Волхов, Гостинополье. На месте решали, какие виды продовольствия доставлять в Ленинград в первую очередь, принимали практические меры по ускорению оборачиваемости барж. Нашей целью было как можно быстрее вывезти продовольствие из опасной зоны. Вражеские войска приближались к этим пунктам, и нельзя было медлить.
2
15 октября меня вызвали в Москву для доклада правительству о принимаемых мерах по экономии продовольствия. На другой день рано утром самолет приземлился на Внуковском аэродроме. Дорога на Москву была забита машинами, гнали скот, широким потоком двигались люди со своим скарбом. В самой Москве движение было еще более оживленным шла подготовка к эвакуации.
В Кремле помещения не отапливались и в комнатах было довольно холодно. Меня принял Микоян. Он сидел за столом в накинутом на плечи пальто. Прежде чем доложить о положении дел в Ленинграде, я спросил его, почему в Москве и по дорогам к ней столь необычное движение. Микоян ответил, что немцы подошли к Можайску, положение создалось весьма напряженное. Возможно, Москва будет объявлена на осадном положении. Многие организации и предприятия столицы по решению правительства переводятся на Восток.
А как вы считаете, Анастас Иванович, немцы могут ворваться в Москву?
Не допускаю. Их армии растянулись, у них нет ударных сил, они лихорадочно подтягивают подкрепления. Но и мы не дремлем. Воинские резервы подходят из Сибири. Битва будет ожесточенной. Москвичи энергично укрепляют оборону города и готовы встретить врага во всеоружии. [73]
Микоян слушал меня долго и внимательно. Расспрашивал об условиях жизни ленинградцев, об организации выдачи продуктов, о мерах, принимаемых Военным советом по завозу продовольствия через озеро.
В докладе я упомянул, что в Ленинград прибыло из Казахстана 40 т прессованного в блоки мяса, которое находилось в пути около 90 дней (июль сентябрь), и, несмотря на долгий путь, качество мяса сохранилось, хотя было отгружено в обычных вагонах и подвергалось неоднократным перегрузкам. Для Ленинграда завоз мяса в блоках, а также высококалорийных продуктов, занимающих немного места, очень важен и. позволяет наиболее полно использовать транспорт. Было бы крайне желательно получать таких продуктов побольше, заключил я свое сообщение.
Микоян одобрил предложение об отгрузке продуктов, имеющих наибольшую пищевую ценность, и обещал сделать все возможное. Он тут же по телефону дал указание наркому мясной промышленности П. В. Смирнову отобрать мясо наибольшей упитанности, спрессовать его в блоки и отгружать только Ленинграду.
Я уже собирался уходить, но в это время открылась дверь и в кабинет вошел среднего роста, черноволосый с маленькими усиками человек. Он поздоровался, спросил, не помешает ли нашей беседе. Микоян ответил, что нисколько, и, представив меня вошедшему, сказал: товарищ Павлов только что прилетел из Ленинграда.
Позвольте, да мы с вами знакомы, сказал вошедший, обращаясь ко мне. В 1938 г. мы вместе ехали в поезде вы в Казань, а я в Йошкар-Олу.
Да, это был он, мой сосед по купе, который своим обаянием, откровенной речью произвел на меня тогда сильное впечатление. Мягкая улыбка, манера держаться остались те же. Меня поразила его цепкая память ведь прошло три года со времени нашей короткой встречи в поезде. Это был Иван Федорович Тевосян, народный комиссар черной металлургии. Позднее, когда он стал заместителем Председателя Совета народных комиссаров СССР, мне приходилось часто встречаться с ним по служебным делам, и он каждый раз самым доброжелательным образом относился к просьбам, связанным с развитием пищевой, рыбной промышленности и торговли, хотя эти наркоматы и не входили в его прямое подчинение. И. Ф. Тевосян обладал редким [74] тактом. Если он не соглашался или не мог удовлетворить ту или иную просьбу, то приводил такие доводы, что не согласиться с ним было нельзя. Если же он обещал что-либо сделать, то можно было не сомневаться в том, что все будет, выполнено точно. Тевосян ценил слово и был верен ему. А иметь дело с таким обязательным человеком истинное удовольствие.
В годы войны Тевосян сделал многое для укрепления мощи наших вооруженных сил. Кто близко знал Ивана Федоровича, не мог не любить его за простоту обращения, прямоту суждений, за глубокое знание дела. С ним считались как с крупным специалистом-металлургом, человеком редкого такта, широкого кругозора, отдававшего себя любимому делу целиком, без остатка, способного в минуты жизненных испытаний проявлять исключительное самообладание. В октябре 1956 г. И. Ф. Тевосян был назначен послом Советского Союза в Японию. Там он, к сожалению, заболел и вернулся на родину тяжело больным.
Так случилось, что я встретился с ним в последний раз в 1958 г. в подмосковном санатории Барвиха. Мы ежедневно подолгу общались друг с другом. Его суждения, оценка событий были глубокими и убедительными. В беседах мы неоднократно затрагивали вопрос о проведенной перестройке управления промышленностью. Иван Федорович отрицательно относился к упразднению промышленных министерств. Говорил он тихо, болезнь давала о себе знать, его обычно живые черные глаза уже не светились, как прежде. Он показывал снимки своих легких, говоря при этом, что врачи ошиблись в диагнозе, что чувствует он себя лучше. Его жизнелюбие восставало против мрачных мыслей, он продолжал интересоваться внутренними и внешними событиями, следил за печатью. Но дни его были сочтены, он угасал на глазах. Его отвезли в больницу, где вскоре Иван Федорович умер. То, что я имел возможность знать и общаться с этим редким по дарованию и обаянию человеком, большое счастье.
3
17 октября рано утром я вернулся в Ленинград. После Москвы улицы казались особенно малолюдными. Трамваи и машины встречались редко. Город казался [75] застывшим в утреннем тумане. Но то было обманчивое впечатление. Ленинград жил в боевом напряжении, и оно давало о себе знать и в этот предрассветный час. У каждого дома стояли дежурные с повязками на рукавах, шагали красноармейские патрули. Смольный походил на гигантский муравейник. Круглые сутки через главный подъезд приходили и уходили люди. В многочисленных комнатах кипела работа, составлялись сводки, отдавались распоряжения по завозу дров, торфа: куда и сколько, чтобы не остановить жизненно важные предприятия. Сюда, в Смольный, ежедневно поступало огромное число писем от частных лиц и организаций. Их надо было прочитать, разобрать, доложить, кому следует, проследить за исполнением. При огромной занятости сотрудников горкома партии, Ленгорисполкома ни одно письмо не оставалось без ответа.
Военные и гражданские служащие работали много, напряженно. Иногда поздно вечером в небольшом зале на первом этаже Смольного смотрели кинофильмы. Только в эти часы люди могли отвлечься от одолевавших их дум и забот. Помню, как в один из октябрьских вечеров после крайне напряженного дня мы, до предела усталые, смотрели кинокартину «Маскарад». По окончании фильма настроение поднялось. Игра Тамары Макаровой, исполнявшей роль Нины, и Мордвинова в роли Арбенина всех захватила. Жданов, улыбаясь, сказал:
Усталость как рукой сняло, фильм великолепен.
В городах Советского Союза население, кроме товаров, получаемых по карточкам, могло дополнительно приобретать продукты на колхозных рынках. В Ленинграде же такая возможность исключалась. С сентября 1941 г. привозы прекратились, колхозные рынки были пусты. Население знало, что продуктов нет и неоткуда им появиться. В избытке было только горе, но его никто не покупал, у каждого хватало своего. И все же ежедневно по утрам на рынках собиралось множество людей. Иногда тому или иному счастливцу удавалось купить по баснословной цене небольшую пачку суррогатного чая или лошадиную кость сомнительной свежести, однако и такие покупки были очень редки.
Продовольственная карточка являлась единственным источником получения продуктов. Она была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Городские власти [76] много времени уделяли карточкам, удобству пользования ими. Были введены мелкие купюры: на крупы и мясо 25 г, на жиры 10, на хлеб и сахар 50 г. Такая дробность давала возможность людям пользоваться столовыми и регулировать свое питание по дням.
Военный совет беспокоила такая мысль: а что если враг подбросит фальшивые карточки? Может создаться неразбериха, которая будет иметь тяжелые последствия. От такой опасности необходимо оградить людей заблаговременно.
Мысль о фальшивых карточках навеяли листовки, сбрасываемые с самолетов немцами. Они же «выпускали» газету под названием «Правда» на русском языке, по формату и шрифту весьма похожую на популярную в народе газету «Правда». Под статьями стояли фамилии хорошо известных деятелей нашего государства, науки, искусства. Содержание же статей, листовок было провокационным, подстрекающим людей к произволу. Если враг способен использовать такие методы борьбы на идеологическом фронте, то почему он не в состоянии сделать подобное для подрыва снабжения города?
Обычно поздно вечером Кузнецов, Попков и я встречались и делились друг с другом мнениями о положении дел. В те дни все менялось с кинематографической быстротой и было чем поделиться. В один из таких вечеров Попков высказал опасение о возможном появлении фальшивых карточек. Чтобы исключить возможность пользоваться ими, он предложил в середине каждого месяца проводить перерегистрацию карточек. Я добавил, что такая мера нужна еще и потому, что многие лица по разным причинам призыв в армию, зачисление на котловое довольствие и по другим обстоятельствам утрачивают право на пользование карточками. Несвоевременная их сдача в какой-то мере приводит к дополнительному расходу продовольствия. Кузнецов тут же позвонил Жданову и рассказал ему о наших опасениях. Жданов одобрил наш замысел и дал указание Попкову осуществить его.
10 октября горисполком принял следующее решение: «В целях пресечения злоупотреблений продовольственными карточками и недопущения получения продовольственных товаров по возможным фальшивым карточкам провести с 12 по 18 октября 1941 г. перерегистрацию выданных карточек на октябрь месяц». [77]
Проверка проводилась в домоуправлениях и по месту работы. Каждый гражданин обязан был документально доказать свои права на получение карточек. Документы сверялись с фактическим состоянием семьи, местом и характером работы. На карточках после проверки ставился штамп «Перерегистрировано». В магазинах без такого штампа продукты не отпускались.
Провести столь кропотливую работу в короткий срок оказалось делом довольно сложным, потребовалось отвлечь от основной работы около 3 тыс. человек. Большую изобретательность при. этом проявили руководители торговли и карточного бюро И. А. Андреенко, С. А. Трифонов и З. А. Павлова. Разработанные ими технические условия выдачи карточек закрывали щели для «охотников» получить их в обход установленным правилам.
Итог проведенной работы оказался выше ожиданий. Число карточек на получение хлеба уменьшилось на 88 тыс., примерно на столько же сократилась выдача карточек и на другие продукты. Даже скептики, считавшие вначале перерегистрацию излишней предосторожностью, вынуждены были признать ее большой практический и профилактический результат.
Работу по экономии и завозу продовольствия я неразрывно увязывал с ходом военных действий. Информацию получал обстоятельную и точную в штабе фронта. Утром 20 октября, как обычно, я зашел к начальнику штаба узнать о положении на фронте.
У нас больших изменений нет, пожимая мне руку, сказал начальник штаба Д. Н. Гусев, а вот Москва объявлена на осадном положении.
Как, воскликнул я, неужели такая опасность нависла над столицей?
Не думаю, что немцам удастся ворваться в Москву, не хватит у них сил преодолеть оборонительный пояс, ответил Гусев.
Он же сообщил, что Сталин находится в Москве, а командование Западным фронтом поручено Жукову. Его за несколько дней до этого перевели из Ленинграда. Эти обстоятельства вселяли надежду на благоприятный исход сражения, хотя немало дней мы провели в тревоге и сомнениях, следя за событиями под Москвой. [78]