Опасные «букеты»
Незадолго перед Выборгским десантом катера 7 ДКТЩ перебазировались в маневренную базу Гакково маленький рыбацкий поселок.
Засветло «пропахали» тралами Лужскую губу, у Кургальского рифа выбрали тралы и, минуя Хайлоду, вошли в Нарвский залив, воды которого были напичканы минами.
Еще в Усть-Лужской военно-морской базе нам показали фотоснимки с дешифрированной пленки центральной части Нарвского залива, южнее банки Вигрунд. На этих снимках особенно четкие линии означали здесь мины выставлены с малым углублением.
Тогда же в штабе нам сказали, что командир сторожевого катера «ЗК-40» получил приказ оградить деревянными щитами наиболее опасный квадрат.
13–14 июня щиты были отбуксированы и поставлены на якорях. Этим «минным квадратом» летчики нашей бомбардировочной авиации пользовались как учебным полигоном тренировались в прицельном бомбометании и одновременно разряжали вражеское минное поле.
Узнали мы и о том, что командир «сорокового» на стыке двух фарватеров «305-г» и «306-а» обнаружил на воде большое число зеленых поплавков. Думал, рыбацкие сети: о минах-ловушках (а это были именно они) он представления не имел. Катер с трудом выпутался из «сетей» и возвратился в Гакково.
Донесение командира «сорокового» встревожило командование ОВРа. Создали ударно-поисковую группу. В нее вошли катер «ЗК-40», два катера-тральщика из нашего [94] 7-го дивизиона «КТ-97» и «КТ-356» под командованием главного старшины Г. М. Давиденко и мичмана В. Д. Рахаева, а также отряд катеров типа «зис» с минимальной осадкой.
18 июня после тщательной подготовки ударно-поисковая группа вышла из Гаккова. Мины-ловушки долго искать не пришлось: они были на виду. Семь ловушек уничтожили в первый же день. Одну, подсеченную тралом катера «КТ-97», прибуксировали в Гакково. Возглавлявший ударно-поисковую группу флагманский минер капитан 3 ранга Андрей Барабанов без особого труда разоружил ее. Это оказалась якорная гальваноударная мина типа «G» с дополнительным взрывным устройством натяжного действия.
При последующих поисках доставили еще несколько мин. И их разоружили. Стало ясно: ловушки изготовлены и поставлены недавно, на поплавках сохранилась свежая краска и дата изготовления: «1944 год».
За неделю с 20 по 26 июня ударно-поисковая группа уничтожила 108 ловушек, нанесла на карту (от северо-запада к юго-востоку) места постановок этого нового заграждения.
Что же представляет собой мина-ловушка?
Устройство весьма простое. Пеньковый трос восемь миллиметров толщиной и тридцать метров длиной одним концом с помощью двух стропок с зажимами прикреплен к ударно-электрическим или к гальвано-ударным колпакам. Второй, свободный, конец удерживается на поверхности с помощью пробковых поплавков, поставленных через каждые полтора-два метра. Винт, руль, корпус корабля или перископ подводной лодки, задевая за трос, натягивают его, колпаки срабатывают, происходит взрыв, корабль гибнет или выходит из строя. Мины-ловушки особенно опасны ночью, при ветреной погоде и тумане.
Первым встретился с этим вражеским изобретением еще в 1943 году командир 1-го дивизиона В. К. Кимаев. Ловушки он доставил на остров Лавенсари. Их изучили, сделали подробное описание. О них мы знали.
Мины-ловушки образца 1944 года были несколько реконструированы. Пеньковый трос заменен стальным и укорочен, в качестве поплавков использованы бутылки цвета морской воды. [95]
В тихую, ясную погоду ловушки видны далеко, ряды поплавков, освещенные лучами солнца, блестят, переливаются и кажутся сидящими на воде маленькими разноцветными птичками. В ненастье же, когда дует ветер, перекатываются волны, поплавки соединяются, переплетаются, становятся похожими на плавающие букеты цветов. Сигнальщик «КТ-47» матрос Николай Толстопятов так и доложил однажды:
Прямо по курсу на воде вижу «букеты цветов».
Когда «букеты» подорвали и грохот взрыва стих, кто-то из моряков крикнул:
Ну спасибо, Толстопятов, вовремя ты заметил «цветочки»!..
Коварные ловушки доставляли нам много хлопот. Как-то наши соседи, катера 1-го дивизиона, тралили минное поле, усеянное мелкосидящими минами и ловушками. Катер «Р-707» мичмана Владимира Черноносова затралил мину, а через несколько минут вторую. Мины не подсекались. «Семьсот седьмой» потерял ход. Вскоре впередсмотрящий доложил:
Право двадцать, расстояние сорок, ловушки.
Четырехбалльный ветер гнал катер на ловушки. Черноносов пытался маневрировать, однако мины, находящиеся в трале, не позволяли ему это делать. Оставить трал? Нет, командир на это пойти не мог. А катер несло. Черноносов застопорил машины, прикинул: «Скользнув по борту, ловушки пройдут за корму». Это не гарантировало безопасность, но другого выхода не было.
Выручил командир отряда младший лейтенант Евгений Архипов. Его катер «КТ-715» на полном ходу приблизился к «Р-707», и младший лейтенант с необычайной ловкостью набросил носовой швартов огоном (кольцом) на лапу якоря «семьсот седьмого».
Держись, мичман! крикнул Архипов и, не сбавляя скорости, отвалил влево.
Черноносов тоже приказал дать полный ход, и ловушки, только что находившиеся в пяти-шести метрах от борта, остались позади. За кормой тральщика всплыли две подсеченные мины. К ним поспешили шлюпки с подрывниками, и вскоре прогрохотали взрывы.
Мы научились расправляться с ловушками. Командир «КТ-97» старшина 1-й статьи Григорий Давиденко [96] предложил такой метод. Два матроса на шлюпке подходили к мине-ловушке, подвязывали к ней стометровый трос, свободный конец передавали на борт катера, там закрепляли его за кнехт и полный вперед! Позади ухал взрыв.
Финские мины-ловушки были еще опаснее. Они не плавали на поверхности, а углублялись на 10–15 сантиметров, и даже при хорошей видимости обнаружить их можно было только на расстоянии 20–30 метров, тогда как немецкие 350–500 метров.
Чтобы моряки научились распознавать это коварное оружие, в Гаккове проводили специальные учебные занятия. Все корабли в качестве наглядного пособия получали обезвреженные ловушки, их описание и наставление по борьбе с ними.
Замысел немецкого морского командования ослабить наши тральные силы, заставить флот бездействовать, находиться в базах провалился. Минные поля из мин-ловушек мы обнаруживали и уничтожали. При этом ни одного корабля мы не потеряли. Правда, борьба с ловушками требовала от личного состава большого напряжения сил, мастерства и времени.
25 июня наш дивизион получил боевое задание обследовать тралами значительный участок Нарвского залива. Это был тот самый квадрат, который ограждал щитами катер «ЗК-40».
Я уже говорил, что наши летчики проводили в этом квадрате учебно-тренировочное бомбометание. Немного севернее находилась и другая цель затонувший транспорт, его надстройки и часть корпуса возвышались над водой. Работу авиаторов мы часто наблюдали из районов траления, слышали и раскаты взрывов. Часть мин летчики уничтожили, нам предстояло окончательно очистить это место, находившееся на весьма важном фарватере.
Аэрофотосъемкой удалось обнаружить в этом районе мины, поставленные на глубинах от 60 сантиметров до полутора метров. Два дня 25 и 26 июня над морем стлался густой туман, мы не тралили. В последующие два дня выявили плотное заграждение из мелкопоставленных якорных мин. Уничтожили 19 мин и несколько минных защитников. [97]
После небольшого перерыва со второй половины июля начали борьбу с минами-ловушками и мелкопоставленными минами уже в другом районе. Здесь необходимо было предварительно разрядить плотность опасных полей. Из катеров-тральщиков типа «КМ», «зис» и шлюпок создали две ударно-поисковые группы. Первой командовал я, второй капитан 3 ранга В. Т. Машинский.
Поиск и уничтожение мин-ловушек и мелкопоставленных мин вели на фарватерах с условными названиями «306-а», «305-г», «206-д», «306-к» и в районах № 13 и 14.
В первый же выход 19 июля катера уничтожили 13 мин. Начавшийся шторм вынудил нас девять дней отстаиваться в Гакково. 28 июля уничтожили еще семь мин-ловушек.
Во время траления 29 июля с «КТ-67» заметили мину, поставленную на 30 сантиметров от поверхности воды. Огромный темно-зеленый шар медленно покачивался, поджидая проходящий корабль.
Ярко светило солнце. Вода была теплая. Минер старшина 2-й статьи комсомолец Григорий Васьков разделся, приготовил подрывной патрон, вставил в него запал, поджег шнур, повесил патрон на шею, прыгнул за борт и скрылся под водой. Прикрепив патрон с горящим запалом к свинцовому колпаку, он вернулся. Товарищи помогли минеру подняться на палубу. Катер отошел на безопасное расстояние. Через несколько минут мощный взрыв, сотрясая воздух, взметнул султан воды.
У Васькова скоро появились последователи. «Ныряльщики за минами» теперь были во всех дивизионах. Хорошему пловцу нетрудно подвесить патрон к мине. Главное, чтобы катер вовремя отошел, чтобы не заглох мотор. Моторы у нас работали исправно. Все обходилось благополучно.
30 июля нас ждала удача: ликвидировали 11 мин-ловушек и мелкопоставленных мин, да еще семь минных защитников.
Более двух недель работали поисковые группы. За это время они уничтожили 67 мин-ловушек и свыше трех десятков мелкопоставленных мин.
Плотность минных полей разрядилась. Теперь можно было выходить всем дивизионом. Но работа была по-прежнему [98] опасная. Не всегда удавалось с катеров заметить каждую ловушку и мелкопоставленную мину...
А враг изощрялся, изобретал. Вместо минрепа из стального троса гитлеровцы стали использовать цепь длиной четыре шесть метров, которую резаки тралов не перерезали. Фашисты устанавливали на минрепах противотральные ножи, которые резали тралящую часть, и ее приходилось часто менять.
Артиллерийские обстрелы с берега и бомбежки с воздуха не прекращались. Выручала наша авиация. Летчики вступали в бой с вражескими самолетами, отгоняли их, от артиллерии они укрывали нас дымовыми завесами. Клубы густого дыма, вертикально падающие с высоты, заслоняли горизонт сплошной стеной. Стрельба прекращалась.
И так каждый день. Бывало, сутками не сходили с тральных галсов.
Боевой день мы начинали рано: побудка вместо 6.00 делалась в 5.00 в это время враг начинал обстрел или бомбежку с воздуха. Когда же мы перебазировались в Нарвский залив, стояли белые ночи и на задание мы выходили уже в шесть утра. Война внесла свои коррективы в распорядок дня. Помещения прибирали на походе. Завтракали и обедали по-походному: все офицеры и командиры катеров на боевом посту, на мостике. Да и обед-то состоял из сухого пайка. Редко доводилось нам отведать горячих щей или супа, жареной картошки, каши, заправленной салом или тушенкой, компота. Такое счастье выпадало, когда шторм вынуждал отстаиваться в базе или где-нибудь у берега в районе боевых действий. Часто весь обед на тралении нам заменяла выловленная свежая рыба, погибшая от взрывов мин. Специального обеденного времени в летнюю кампанию не было. Все знали: от 12.00 до 13.00 можно обедать, если, конечно, обстановка позволяет. То же самое и с ужином. В 18.00 с флагманского катера передавался семафор: «Командам разрешается ужинать по способности», а то и вовсе обходились без этого сигнала. При инструктаже всегда подчеркивалось: «Берегите время, используйте каждую минуту для боевого траления».
За распорядок дня отвечали командиры: они сами [99] регулировали в море по обстановке, когда можно пообедать и поужинать.
Трудно было с питанием. На больших кораблях все обстояло проще: есть камбуз, морозильники, оборудованные кладовые для хранения продуктов. На «каэмках» ничего подобного не было. В мирное время экипажи питались на береговых или плавучих базах. В войну катера все время находились в море и лишь изредка заходили в необорудованные маневренные базы или места якорных стоянок.
Как выйти из положения? Сделали в ходовой рубке выгородку, обили ее асбестовыми листами, поставили примус, обзавелись кастрюлями, посудой. Из бортового пайка готовили горячую пищу. После подрыва мин на поверхности всегда оставалось много рыбы. Ее вылавливали и варили флотскую уху. Но на боевом тралении приходилось довольствоваться сухим пайком.
Продукты хранили в рундуках и румпельном отделении. От сырости хлеб быстро плесневел, покрывался зеленью.
Не было на «каэмках» и туалета.
Мыться в бане нам удавалось только в штормовые дни, когда корабли отстаивались близ берега или в необорудованной базе.
Все эти неудобства не выводили людей из строя. Спасибо военфельдшеру Николаю Нестеровичу Иванову и его верным помощникам санитарам. Много они потрудились, чтобы сберечь наше здоровье. Да и суровая служба закалила матросов. Служба на катерах-тральщиках связана не только с физическим, но и с нервным напряжением. Я нередко наблюдал, как спящий матрос вскакивал с криком «Мина!..». Случалось подобное и со мной.
Как-то вернулись в базу поздно. Наскоро поужинали и на отдых. В 5 часов общий подъем, а мне положено встать минут на сорок раньше... Пришел в кубрик, разделся и, едва голова коснулась подушки, уснул, как провалился. Долго ли я спал, не знаю, только чувствую: кто-то тормошит меня. Открыл глаза, вижу стоит дневальный и смущенно говорит:
Извините, товарищ комдив. Во сне вы кого-то сильно ругали и кричали: «Право на борт. Мина по носу!» [100] Ну вот я и решился, подошел, потормошил. Извините...
Да, что и говорить, служба у нас неспокойная, нервы постоянно, словно струны, натянуты. На тралении нас всегда подстерегала опасность: кругом под нами на якорях или лежат на грунте мины, они могут взорваться в любую секунду...
За рабочий день дивизион совершал семь галсов длиной в десять миль, очищал от мин фарватер шириной в полмили. И так ежедневно...
Эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, торпедные катера, морские охотники бороздили Нарвский залив. Но, пожалуй, никто так много здесь не хаживал, как самые малые корабли флота катера-тральщики. День за днем, час за часом, галс за галсом мы увеличивали боевой счет затраленных и уничтоженных мин и минных защитников, прокладывали «голубые дороги».
Летом 1944 года в Гакково сосредоточились малые корабли ОВРа морские охотники, торпедные катера, катера-тральщики, чтобы наносить удары по вражеским судам, помогать успешному продвижению наших войск на Запад. Мы были уверены: близок день возвращения в главную базу Таллин.
Тралением в Нарвском заливе занималась 1-я бригада Федора Леонтьевича Юрковского, теперь уже контрадмирала. Его штаб во главе с капитаном 2 ранга М. Т. Радкевичем, опытным, высокообразованным офицером, разместился в Гакково. Отлично знали свое дело и флагманские специалисты. Они учили нас и контролировали нашу работу, ходили с нами в море на траление. Штурман капитан 2 ранга Иван Васильевич Васильев почти все время проводил на кораблях. Нам казалось, что он никогда не расстается с секстаном. Флагманского минера капитана 3 ранга Валентина Тихоновича Машинского мы называли «минным богом»: минное, торпедное и тральное оружие он знал в совершенстве и был нашим незаменимым консультантом и помощником в выборе режима траления и образцов тралов...
Гакково удивительно красивое место. В прибрежной полосе виднелись живописные островки, заросшие деревьями и кустарниками, на подходах к ним громоздилось множество отполированных водой и ветрами валунов. [101] Камнями разнообразных форм и размеров густо усеяны все побережье и леса на сотни километров.
На южных береговых возвышенностях Нарвского залива гитлеровцы установили деревянные наблюдательные вышки со стереотрубами, перископами и другими оптическими приборами. Такую вышку-гигант немцы оставили и близ Гакково. Как-то мы с замполитом Ефременко поднялись на нее, и перед нашим взором раскинулись необозримые просторы Нарвского залива. И, видимо, оба мы думали об одном: «Сколько тут еще мин, и все их мы обязаны вытралить, уничтожить...» С вышки хорошо просматривался узкий извилистый «гакковский фарватер» сложный лабиринт, по которому мог пройти только опытный мореплаватель.
Первыми это укромное местечко нашли корабли нашего 7-го дивизиона, перебазированные из Усть-Луги. В шутку Гакково часто называли (иногда даже в официальных документах) Юрковкой, по фамилии командира бригады.
Наши гидрографы обозначили едва заметные створы вехами и буями-указателями. Строители соорудили деревянный пирс на сваях, укрыли его сверху маскировочными сетями. Обнаружить пирс с воздуха можно было, лишь когда в «гакковский фарватер» входили корабли. Этот момент враг и караулил.
4 августа 1944 года дивизион возвращался в Гакково для пополнения запасов горючего и продовольствия. Солнце давно скрылось за горизонтом, багряное зарево освещало море. Казалось, ничто не предвещало опасности. Мы готовились к швартовке, мечтали сойти на берег, лечь на зеленую травку, почувствовать под собой земную твердь...
Нас ждал буксир «Водолей». К нему по очереди подходили катера, наполняли цистерны пресной водой. Вдруг раздался голос сигнальщика:
Самолеты в воздухе!
.Со стороны моря показалась группа «юнкерсов».
На кораблях сыграли боевую тревогу. Мы стали разворачиваться на обратный курс, спешили укрыться у малых островов. Некоторые катера, минуя фарватер, направились закрытым для плавания плесом в залив. Началась бомбежка. Осколки бомб и камни обрушились на корабли, оказавшиеся у пирса. [102]
Досталось «КТ-356», нашему новичку. Две бомбы разорвались поблизости от катера. На «КТ-356» снесло верхний мостик, сильно повредило боевую рубку. Сбило с ног и ударило о пулеметную тумбу командира главного старшину Василия Рахаева, но он продолжал командовать кораблем. Пулеметчика Александра Герасимова и мотористов Алексея Макрака и Григория Сальникова взрывной волной выбросило за борт. Командира отделения минеров старшину 2-й статьи Николая Васильева ранило в правую ногу. Второму минеру матросу Алексею Першину оторвало по локоть руку. Раненый минер Алексей Дергачев вместе с матросом Михаилом Киселевым сумел оттолкнуть катер от борта «Водолея» и вывести его на чистую воду. Обессиленный, Дергачев потерял сознание и свалился на палубу. Когда он очнулся, то увидел лежавший около него сбитый флаг корабля. Дергачев с трудом встал, поднял флаг и закрепил его на оставшейся части флагштока.
Флаг поднят! крикнул он и снова упал.
Пробитый осколками и окрашенный кровью флаг снова развевался над катером... [103]