Давиденко и другие
Повезло новому дивизиону: отличные подобрались в нем люди. Командиры кораблей молодец к молодцу, боевые, обстрелянные почти все уже имели правительственные награды.
Один из кораблей возглавлял Григорий Давиденко, ставший вскоре Героем Советского Союза. Великая Отечественная война застала его на Ханко, где он командовал кораблем «ОВР-9». Этот корабль, действуя вместе с прославленным отрядом морской пехоты капитана В. М. Гранина, высаживал десантников и разведчиков на многочисленные острова.
Давиденко обладал удивительной смекалкой, находил выход, казалось бы, из безвыходного положения. «ОВР-9», которым он командовал, успешно выполнял сложнейшие задания.
Однажды потребовалось проложить в воде кабель. На корабль установили самодельную лебедку с катушкой. Давиденко встал к штурвалу. Предстояло пройти около 800 метров и на ходу прокладывать в воде линию. Противник заметил «ОВР-9» и с соседних островов открыл артиллерийский и минометный огонь. Простреливался каждый метр этого короткого пути. Давиденко маневрировал, уклонялся от снарядов и мин, и корабль дошел до цели, высадил связистов и той же ночью вернулся в базу.
Или вот такой случай. Разведчики донесли: «Бот с десантниками, боезапасом и продовольствием прячется у острова Стуркольм». Давиденко решил увести этот бот. Доложил Гранину, тот одобрил.
Вышли ночью. У острова приглушили моторы. Дождались, когда вражеские моряки сошли на берег, и тихо-тихо [46] подвели «ОВР-9» к боту, взяли его на буксир и поминай как звали. Все произошло мгновенно, противник даже не успел открыть огонь.
Как-то осенью катер Давиденко доставил наших десантников на остров Марголанд. Они сошли на берег, разгромили вражеский гарнизон, взяли в плен шесть солдат, двух моряков. От пленных узнали расположение гарнизонов и огневых точек на других мелких островах. Это очень помогло Гранину.
Все плотнее сжималось кольцо блокады вокруг Ханко красного Гангута. Защитники его зарылись в землю. Теперь катера действовали только ночью, а днем отстаивались в укрытиях между скал. Давиденко стал ходить на «свободную охоту». Нашел хорошо замаскированную позицию на переднем крае и за несколько дней отправил на тот свет 17 фашистов.
В конце сентября началась эвакуация гарнизона Ханко. «ОВР-9» собирал с многочисленных островов наших людей... За это время катер настолько износился, что его пришлось взорвать. Стал Давиденко командовать другим катером «ОВР-10». Ханко он покидал последним. Во время перехода на сильной волне выбило сальник правого дейдвуда, заглох мотор. Завели с трудом. Но на подходе к Гогланду кончился бензин, и катер понесло на противолодочные сети. Выручил морской охотник-204: снял экипаж. На катере остался только Давиденко, чтобы уничтожить секретные документы. Зашел в кают-компанию, и вдруг взрыв. Успел выскочить на палубу.
«Двести четвертый» доставил командира «ОВР-10» и весь его экипаж на Гогланд. Некоторое время Давиденко воевал здесь морским пехотинцем, потом на канлодке «Кама» перешел на Лавенсари, а в декабре на ледоколе «Ермак» в Кронштадт. Здесь его назначили на «ТЩ-39» командиром отделения рулевых-сигнальщиков.
Летом «ТЩ-39» тралил фарватеры между Кронштадтом и островными базами, конвоировал корабли и транспорты. Ночью 2 августа тральщик вел на буксире баржу с аэросанями, машинами и шлюпками. Штормило. Давиденко стоял у штурвала. Шли со скоростью 3–4 узла за тралами дивизиона Виктора Кимаева. Уже показались еле заметные огни маяка Шепелев. Вдруг раздался [47] оглушительный грохот. Под кораблем взорвалась мина: он вышел на минное поле. Еще взрыв. Многих моряков выбросило за борт, на тральщике заклинило машины. Давиденко чем-то ударило, оглушило, и он потерял сознание. Когда очнулся, услышал крики. Осмотрелся. Командир корабля лейтенант Соколов лежал без признаков жизни, нигде не было видно комиссара лейтенанта Александра Жигало. Корабль тонул с большим дифферентом на нос, а за кормой у него на буксире была баржа. Давиденко схватил топор, висевший на пожарной стенке, и перерубил трос. Затем стал бросать за борт капковые жилеты. На палубе без сознания лежал сигнальщик краснофлотец Щедров. Давиденко накинул на него спасательный круг, и они вместе выбросились в море. Их обоих подобрал морской охотник боевого охранения.
Старшину 1-й статьи Григория Давиденко назначили командиром «КТ-97». Экипаж у него подобрался отличный: рулевые Александр Березин и Василий Крюков, пулеметчик Александр Еременко, радисты Константин Ромашков и Дмитрий Толстопятов, мотористы Валерий Безруков и Виктор Островский, минер Александр Герасимов.
Мне запомнилось деловое выступление старшего краснофлотца Герасимова на организационном комсомольском собрании дивизиона. Пришел он к нам из госпиталя, где лечился после тяжелого ранения. Побеседовал я с ним, познакомился с боевой биографией. Флотскую службу Герасимов начал в 1940 году. После окончания электро-минной школы имени И. Д. Сладкова в Кронштадте он был направлен на минный заградитель «Марти». Его закрепили за верхней палубой, где готовились к постановке учебные мины. На «Марти» Герасимов и встретил войну.
Тяжелые испытания выпали на долю экипажа «Марти» во время Таллинского перехода.
Нас дважды торпедировали, рассказывал мне Герасимов. Когда я увидел буруны от торпеды, то почувствовал, как на голове поднимаются волосы. Ведь у нас на всех трех палубах мины. А вдруг вражеская торпеда ударит в борт, и тогда... Но наш командир капитан 1 ранга Н. И. Мещерский, моряк высокого класса, вывел корабль из-под неминуемого удара... [48]
Воевал Герасимов и на суше в морской пехоте, в отдельном истребительно-противотанковом дивизионе на невском плацдарме в районе Ивановских порогов. Был ранен, но с передовой не ушел.
Там, где сражались морские пехотинцы, фашисты не решались идти на прорыв, говорил Герасимов как о само собой разумеющемся. Моряки стояли насмерть! Многие мои товарищи погибли на том огненном плацдарме, отстаивая дорогой нашему сердцу Ленинград.
19 марта 1942 года Герасимова ранило во второй раз, во время разгрузки машины с боеприпасами. Снаряд разорвался, когда он нес в траншею последний ящик. От машины, доставившей боезапас, ничего не осталось. Товарищ, с которым он разгружал машину, и шофер погибли.
Александр Герасимов попал в госпиталь, расположенный на 14-й линии Васильевского острова, в здании средней школы. Полгода лечился. После выздоровления получил назначение в наш 7-й дивизион и стал минером на «КТ-97». Вскоре он окончил специальные курсы и вернулся уже в звании старшины 2-й статьи на должность командира отделения минеров и заместителя Давиденко. Герасимов отлично знал минное дело, был очень общительным, энергичным человеком. Он бессменно редактировал боевой листок.
Воевали в нашем дивизионе и маленькие моряки-юнги, ставшие любимцами экипажей катеров-тральщиков. Все мы относились к ним с большой любовью, вниманием, оберегали в трудные минуты боя. Большинство из этих ребят потеряли родителей, испытали весь ужас вражеских бомбежек и артиллерийских обстрелов, голод блокадного Ленинграда.
На «КТ-97» был зачислен Витя Стоиков. В 1942 году он добровольцем ушел на военную службу. Попал в Ленинград, в Балтийский флотский экипаж, а оттуда в Кронштадт, в объединенную школу учебного отряда. Выучился на рулевого-сигнальщика и прибыл к нам. Весь экипаж «девяносто седьмого» заботился о молодом моряке. В походе Давиденко знакомил юнгу с навигационной обстановкой, приметными береговыми и морскими ориентирами, а на стоянках и в базе обучал морской практике.
Юнга Стоиков стал храбрым, умелым моряком. Забегая [49] вперед, скажу, что после войны он служил сверхсрочно, окончил специальные курсы, стал командиром морского охотника. Сейчас Стоиков живет в родном городке Родники Ивановской области, работает председателем комитета ДОСААФ меланжевого комбината «Большевик». «Как видите, Федор Борисович, писал мне Стоиков, до сих пор я не порываю связи с Вооруженными Силами».
Вскоре появился в дивизионе и юнга Юра Богданов. Он ленинградец. Пошел на флот тоже добровольцем. В Кронштадте выучился на рулевого-сигнальщика. Привел его в дивизион командир «КТ-47» главный старшина Александр Назаренко.
Товарищ комдив, назначьте юнгу Богданова ко мне на катер, нам нужен сигнальщик, да и рулевой не будет лишним, попросил Назаренко. Даю слово, сделаю из него отличного моряка!
Беседую с Юрой. Ему 15 лет. Отец его еще в первую мировую войну строил самолеты «Илья Муромец», умер от истощения во время блокады Ленинграда прямо у своего станка. Разрешаю взять Юру на корабль.
Крепко привязался Юра к командиру куда Назаренко, туда и он. Молодого моряка опекал весь экипаж, но особой заботой окружили его комсомольцы Саша Хлудов, Дима Домащенко, Сережа Ситанов и Иван Трибелустов.
Из школы рулевых-сигнальщиков пришел и юнга Володя Чернявин. Его назначили на «КТ-27» к старшине 1-й статьи Александру Рубану.
Юнга Женя Крылов появился в дивизионе позднее других. Отец Жени полковник-артиллерист погиб в первые дни войны на Западном фронте, и мать осталась с двумя детьми. Вскоре Женя ушел к морякам. Его назначили учеником моториста на новый катер с заводским номером «205», которым командовал А. М. Мухин.
Командир «КТ-87» главный старшина Константин Мухортов усыновил Толю Орлова. Мальчик стал пулеметчиком. В соревнованиях по разборке и сборке винтовки и автомата он оставлял позади всех своих взрослых товарищей.
В свою флотскую семью мы приняли и Володю Осипова. Взяли его на «КТ-17» с портового буксира, на котором мальчика приютили после первой блокадной зимы. [50] В июне 1941 года отец Володи ушел на фронт и вскоре погиб. На руках у матери остались пятнадцатилетний Юра и чуть помоложе Володя.
Как пережили мы эту зиму, голодные, под бомбежками и обстрелами, сам не пойму, вспоминал Володя. Мы с братом еще были на ногах, а мать уже не вставала с кровати.
Сосед по лестничной площадке, опухший от голода, очень переживал за детей. Он и посоветовал им пойти на судостроительный завод, дал адрес и письмо к знакомому.
Проситесь на любое место, получите рабочие карточки, иначе помрете, сказал он.
Братьев отправили на вспомогательные суда в Кронштадт. Володя стал учеником на портовом буксире. Юру взял командир сторожевого катера «ЗК-40» лейтенант Н. М. Ермаков.
Неподалеку от буксира швартовался катерный тральщик «КТ-17». Первым Володю заметил старшина 2-й статьи Михаил Курочкин. Поговорил с мальчиком, позвал в гости, показал катер. Привязались они друг к Другу.
Просись, Володя, к нам, на «семнадцатый», посоветовал Курочкин.
Командир «КТ-17» старшина 1-й статьи Виктор Егоров тоже обратил внимание на шустрого мальчугана и был не прочь взять его. Курочкин уже обучал Володю сигнальному делу. Знакомого портного в Кронштадте Михаил попросил сшить для своего юного друга морскую форму. В новой одежде Володя Осипов и явился ко мне. Очень за него просили и Егоров и Курочкин, и я решил принять мальчика на «семнадцатый».
Сыном нашего дивизиона стал и Илья Тишлер. Его определили на «КТ-67» к старшине 1-й статьи Николаю Уманцеву.
В суровые годы войны тысячи мальчишек вместе со взрослыми защищали Родину. В армейских подразделениях, партизанских отрядах их ласково называли сынами полков. Очень много маленьких моряков было и на кораблях. И всюду о них заботились, по-отечески оберегали, старались не брать в опасные боевые походы, хотя не всегда это удавалось: юнги занимали штатные должности. [51]
Меня часто спрашивают: «Почему в дивизионе большинство маленьких моряков были рулевыми-сигнальщиками?» Ответ простой. Мальчикам легко давалась «флажная азбука». Уметь держать катер на курсе, следить за компасом тоже не сложно, а главное юнга всегда на глазах. В опасные моменты боя, когда юному рулевому становилось трудно маневрировать, на помощь приходил командир: его рука ложилась на штурвал, он одновременно управлял кораблем и опекал мальчика.
Маленькие моряки находили на боевых кораблях потерянную семью, матросы, старшины и офицеры заменяли им родителей. Заботились о юнгах и наши шефы работницы фабрики «Красное знамя». [52]