Гельсингфорс Либава
Гельсингфорс кипел и волновался. Ожидали серьезных беспорядков, полиция все время была начеку.
В день дарования конституции подводная лодка «Сиг» и транспорт «Красная горка» вышли в Ганге. Яркое солнце грело по-летнему, снег повсюду стаял поход по шхерам представлял одно удовольствие.
Придя в Ганге, транспорт стал на рейде, имея на бакштове подводную лодку. Спустили шлюпку и отправили при офицере на берег. На пристани ее встретила делегация от городского самоуправления с местным приставом во главе. Любезность эта поставила офицера в тупик, но все быстро объяснилось.
Отозвав офицера в сторону, пристав рассказал, что в городе повсюду были подняты красные флаги, сам он был арестован и посажен в кутузку, но вид идущих из Гельсингфорса военных судов нагнал панику на мятежное городское самоуправление.
Боясь расправы со стороны «крейсера» («Красной горки») и «миноносца» («Сига»), революционеры немедленно убрали красные тряпки и выпустили пристава, униженно прося его заступничества перед начальником «карательного отряда».
Приняв важный и в то же время благосклонный вид, подпоручик заявил, что ему нужна провизия для офицеров и команды.
Делегация с низкими поклонами и тысячью извинений ответила, что по случаю забастовки все магазины в Ганге закрыты и получить ничего невозможно.
Но нам нужна провизия! повысил голос Соболев.
Тогда, пошептавшись между собой, делегация предложила свои услуги по урегулированию продовольственного вопроса.
Я ничего не имею против посредничества и с благодарностью принимаю ваше предложение, ответил подпоручик.
Тогда делегация в сопровождении артельщиков и буфетчиков направилась в город, где заставила купцов открыть лавки и отпустить нужную провизию... [57]
Выждав благоприятную погоду, суда пересекли Финский залив и зашли в Гапсаль, где застали миноносец «Видный», который по случаю забастовки в числе других миноносцев поддерживал почтовое сообщение между Мемелем и Кронштадтом.
Из Гапсаля перешли на Куйваст, из-за свежей погоды задержались здесь на несколько дней, после чего пришли в Виндаву. Переход из Виндавы в Либаву проделали при довольно свежей погоде, но это нисколько не отразилось на подводной лодке.
Для житья офицеров и команды был предоставлен воздухоплавательный крейсер «Русь» (бывший пароход Германского Ллойда «Лан»), купленный и оборудованный на средства, пожертвованные графом Строгановым. «Русь» ввиду неисправности котлов не могла следовать за эскадрой адмирала Рожественского.
Беспорядки в Либаве были в полном разгаре; офицеров и солдат подстреливали из-за угла. Магазины и банки были закрыты. В городе ощущался недостаток в денежных знаках, и одно время даже опасались, что нечем будет платить жалованье. По окончании всеобщей забастовки беспорядки пошли на убыль...
Примерно через месяц в сопровождении транспорта «Хабаровск», приспособленного под базу подводных лодок, пришли из Кронштадта «Лосось», «Пескарь» и «Белуга». Две последние лодки пришли не совсем достроенными.
Из-за постоянных волнений и забастовок на петербургских заводах готовность лодок все оттягивалась, потому заведующий подводным плаванием контр-адмирал Щенснович испросил разрешение Морского министерства поднять на лодках Андреевские флаги и с военной командой отвести в Порт Императора Александра III, где закончить все работы.
Таким образом, к концу 1905 года Учебный отряд подводного плавания оказался в сборе и с будущей весны мог приступить к обучению личного состава. [58]