Под водой через Густав-Сверт
В первых числах октября 1905 года «Сиг» получил приказание немедленно возвращаться в Либаву. Убедившись в мореходности подводной лодки, Морское министерство предписало обратный поход, не смущаясь поздним временем года, когда один шторм сменяется другим.
Как это ни было печально для личного состава, надеявшегося перезимовать в Кронштадте и Петербурге и уже предвкушавшего прелести столичной жизни, пришлось готовиться к новому, более суровому испытанию.
Утром на второй день всеобщей железнодорожной, почтовой и телеграфной забастовки «Сиг» в сопровождении транспорта «Красная горка» вышел в Бьорке, где переночевал, и двинулся дальше.
Стояли тихие, короткие дни. Припудренные снегом пустынные острова изменили свои очертания, приняв совершенно заброшенный, дикий вид.
На свинцовой, тяжелой поверхности моря резко вырисовывались бесконечные вехи. Движения в шхерах не было. Все будто вымерло, притаилось, ждало чего-то. Финляндия глухо волновалась...
Подходя к Грохару, командир подводной лодки лейтенант А. О. Гадд приказал передать на «Красную горку»: «Идите в пролив Густав-Сверт и не позволяйте никому в него входить. Мы здесь погрузимся и войдем на рейд под водой».
Пойдем под водой до военной гавани, сказал он.
«Красная горка» дала ход и пошла вперед. Крейсер «Азия», только что вернувшийся из Ботнического залива, где ему удалось задержать два судна с оружием для революционеров, стоял против Скаттудена. Вечерело. Сигнальщики мирно слонялись по мостику, следя за окружающим.
Вдруг один из них заметил что-то в высшей степени странное и непонятное. С моря шел по воде большой Андреевский флаг. Матрос протер глаза.
Смотрите, ребята! Флаг по воде идет!
Предприятие являлось довольно смелым, так как Густав-Свертский [55] пролив, представлявший тогда узкую щель{3} с крутым поворотом перед выходом на внешний рейд Гельсингфорса, требовал большого внимания от командиров, а тем более искусства со стороны командира подводной лодки (не забудем, что «Сиг» всего лишь третий месяц был в строю)...
Накачивать надстройку!
Лишнее убрали вниз, наверху осталась мачта с флагом, и лишь только транспорт скрылся между скалами, «Сиг» направился в узкий проход.
Тихо все на подводной лодке. Ярко горит электричество, все стоят на своих местах, и только однообразное жужжание электромоторов говорит, что лодка куда-то идет.
Командир, не отрываясь, смотрит в перископ. Отполированный волнами темный гранит навис над самой лодкой. Старый каменный форт смотрится в воду пустыми амбразурами. Несколько рыболовов, побросав свои удочки, возбужденно машут руками, показывая друг другу на воду.
Десять градусов право... Так держать!
Еще немного право... Лево... Больше лево!
Делаем последний поворот, уже видна «Красная горка»... Входим на рейд... Уже на рейде...
Вашескородие! Вашескородие! Так что Андреевский флаг по воде идет, только это не может быть, доложил обескураженный сигнальщик вахтенному начальнику.
Что за ерунда!
Так точно, Вашескородие! Только это не может быть!
Где?
А вот позади кормы!
Офицер взял бинокль и сейчас же догадался, в чем дело.
Подводная лодка идет...
В этот момент «Сиг» застопорил машины и начал всплывать на поверхность. Откачав принятую для погружения воду, он направился к «Красной горке» и стал рядом с нею. [56]