137 футов
В программу приемных испытаний подводной лодки «Сиг» входило погружение на проектированную максимальную глубину 150 футов (около 46 м. Ред.). Тридцать лет назад (1905 г. Ред.), так же как и теперь, нельзя было заранее убедиться в надлежащей прочности корпуса и приходилось погружаться со всем личным составом, рисковавшим в случае несчастья остаться на дне моря вместе с подводной лодкой.
На случай, если «Сиг» не выдержит давления воды на такой глубине (75 фунтов на каждый кв. дм поверхности корпуса), под него подвели 12-дюймовый канат, взятый петлей над рубкой.
В тихий и ясный летний день киллектор небольшой пароходик, приспособленный для постановки и уборки рейдовых бочек и их мертвых якорей, вышел в море. Найдя глубину 23 сажени (138 футов. Ред.) милях в двадцати от берега, он стал на якорь с кормы. 12-дюймовый канат с его лебедки завели в петлю на подводной лодке и соединились с ней телефоном.
Конечно, эта мера была исключительно морального характера, так как в случае большой течи, не позволявшей лодке всплыть своими средствами, киллектор не смог бы поднять ее на поверхность и «Сиг» все равно погиб бы со всем личным составом.
Когда все было готово, лейтенант и мичман перешли на «Сиг» представителями нашего Морского министерства. Главный корабельный инженер Пикок пошел на лодке, имевшей, как обычно, смешанную русско-американскую команду...
Готово?
Готово!
С Богом!..
Заработали бензиномоторы, накачивая воду в надстройку. «Сиг» погрузился по палубу.
Стоп бензиномоторы! Дымовую трубу убрать!
Люк в рубке захлопнулся, лодка начала уходить под воду. Наблюдательный колпак скрылся, и только медленно разматывавшийся толстый канат и телефонный кабель указывали на ее присутствие. [42]
Лившийся через иллюминаторы зеленоватый свет все темнел и темнел. Стоя на своих местах, все внимательно следили за показаниями глубиномеров.
50, 60, 70, 80, 100 футов... (15,2; 18,3; 21,3; 24,4; 30,4 м. Ред.)
Где-то в корме послышалось журчание воды. Бросились выяснять причину.
Оказалось, что один из швов обшивки корпуса пропускает воду.
Велика ли течь? спросил Пикок.
Нет!..
Можно продолжать погружение!
120 футов... (36,6 м. Ред.)
В носу слезятся несколько заклепок! послышался чей-то голос.
Отметьте место! спокойно приказал главный корабельный инженер.
В этот момент на мичмана, стоявшего под рубкой, широкой струей полилась вода. Подняв голову, он увидел, что из полуторадюймовой трубы с автоматическим клапаном хлещут целые потоки, так как наружное давление равнялось 60 фунтам на кв. дм.
Заглушки не было.
Недолго думая, мичман выхватил носовой платок и стал запихивать его в трубу. Сначала ничего не выходило, потом клапан стал на место, и течь прекратилась.
Тем временем «Сиг» продолжал погружение и остановился на глубине 137 футов (41,76 м. Ред.).
Ол райт! Мы уже на дне! Хорошенько осмотреть всю лодку! приказал Пикок.
Кроме отмеченных раньше мест, нашли еще несколько слезящихся заклепок и пазов, которые обвели чернильным карандашом. Лейтенант сообщил главному корабельному инженеру о замеченном.
Ура!.. Гип-гип-ура! завопил американец. Остальные подхватили, и долго еще на дне моря под слоем воды в 23 сажени гремело радостное «ура».
Лейтенант передал по телефону о всех неисправностях и получил разрешение остававшейся на киллекторе приемной комиссии начать подъем на поверхность.
Главный корабельный инженер схватился за клапан продувания [43] средней цистерны, зашипел сжатый воздух, выгоняя из нее воду, и подъем начался.
Откачав воду из надстройки и внутренних цистерн, «Сиг» дал ход. Подходя к заводу, Пикок во всю стену рубки написал мелом «137».
С пристани неслось приветственное «ура!».
Гип-гип-ура! отвечали с подводной лодки.
Американцы и русские, довольные, что все обошлось благополучно, сошли на берег и разошлись по домам. [44]