Спасая скрипку
Где-то поблизости находился вражеский пулемет, покоя не давал, часто огнем поливал. Но никак не удавалось его обнаружить. Тогда командир сказал: «Разведай, Леваков».
И вот он в «ничейном» доме. «Ничейном» потому, что находится на нейтральной полосе, между вражеской и нашей позициями.
Леваков осторожненько обошел все комнаты. Никого. На круглом столе лежала скрипка. Ну, а пулемет-то где? Молчит.
Леваков выглянул в окно, что выходило на вражью сторону. Никого не заметил. Правее особняка трехэтажный дом.
Отошел от окна Леваков. Сел у стола. Руки потянулись к скрипке. Зачем? Сам не знал. Думал о пулемете, а скрипку вертел просто так.
Нет, не просто. Скрипка память взбудоражила. Вспомнил уралмашевский Дом культуры, драматический кружок. Веселую пьесу «Чужой ребенок» ставили. Боря Леваков играл Сенечку, влюбленного парня. И на самом деле у Бори была девушка, с которой дружил, табельщица Оля. Она тоже в самодеятельности участвовала. Только не в драмкружке, а в оркестре на скрипке играла. Говорила: «И тебя, Боренька, научу». Не научила, война помешала. Эх, если бы Оля была рядом, сыграла бы...
Идея! А что если смычком поводить? Открыл окно Леваков, по всем правилам, как, бывало, Оля, пристроил скрипку под подбородок и пошел водить смычком.
В окно ворвалась автоматная очередь. Вот это да! Леваков аж присел: в жар ударило, лицо покрылось потным бисером. Хорошо, что не зацепила, стороной прошла.
Сидя на полу, Леваков еще раз пустил в ход смычок. Скрип телеги наполнил комнату.
Вражеский пулеметчик моментально отозвался: дал короткую очередь.
Леваков обрадовался: заметил, откуда он бьет. Из чердачного проема трехэтажного дома. Теперь надо приглядеться хорошенько. Положил скрипку на стол, а сам лег на пол, откуда хорошо просматривался чердак.
И только через полчаса Леваков заметил, как из проема выполз пулеметный ствол и дулом уставился в сторону нашей позиции. Пулемет затарахтел: посылал очередь за очередью.
Спасибо, скрипочка! Крепко помогла мне, вслух произнес Леваков и, покинув особняк, отправился в обратный путь. Пробирался вдоль кирпичных завалов, полз через дворы спешил.
Леваков обо всем доложил командиру и про скрипку, и про пулемет.
Когда с чердачным пулеметом было покончено, командир спросил:
В особняке, говоришь, кроме скрипки, никого нет?
Так точно. Никого!
А скрипка, между прочим, тоже вроде живой души, произнес командир.
Ваша правда, поддержал Леваков и тихо, почти шепотом добавил: И Оленька так говорила.
Командир услышал.
А сказал, что в особняке никого нет, строго произнес командир.
Никого.
А Оленька?
Леваков повеселел.
Оленька в Свердловске, на Уралмаше. Знаете, такой завод?
Кто же Уралмаша не знает! Только с Оленькой не надо путать.
Пришлось Левакову все выкладывать командиру про Олю-табельщицу, про то, как она первой скрипкой в оркестре была.
Выходит, Леваков, ты на свидании побывал?
Это верно, как скрипку увидел, вроде с Оленькой повстречался... И с Уралмашем...
Разговор вмиг оборвался. Враг начал обстрел ротной позиции: кидал мины, поливал автоматным огнем. Леваков, как и все бойцы, приготовился к отражению атаки. И вдруг увидел: горит особняк. Пламя ползло по крыше.
А скрипка? Она не должна сгореть. Надо спасать...
Леваков вполз на крылечко и, толкнув дверь, забрался внутрь особняка.
Перехватило дыхание: дым душил, слепил глаза. Но Левакова ничто не могло остановить. Он ворвался в комнату с круглым столом. На его глазах рухнула объятая пламенем балка стол загорелся. Огонь пополз к скрипке и ухватил за гриф. Леваков рванул скрипку к себе. В горячке попытался рукой сбить пламя с грифа обожгло ладонь. Сорвал с головы шапку и начал хлестать ею по огню. А когда выбрался из дома, сунул гриф в мокрый снег. Пламя погасло, оставив на грифе черный след.
Леваков собрался было отправиться в обратный путь, но задержал автоматный огонь. Фашисты, атакуя, приблизились к горящему дому. Леваков оказался на уровне их правого фланга. Удобная позиция: есть возможность сбоку ударить по ним. Ему бы пулемет! Но ничего, и автомат сгодится.
Леваков отполз от дома и, удобно примостившись у старой большой колоды, что лежала подле забора, открыл фланговый огонь по фашистам, атаковавшим роту.
Леваков подумал: как ладно вышло, что он с фланга почти в упор может бить врага. Роте нежданная подмога, а фашистам головоломка: русские, мол, обхитрили, хотят в клещи взять...
А скрипка, прикрытая колодой, лежала рядом. Леваков с ней, как с живой, разговаривал.
Гитлеровцы и впрямь заметались: не ждали обстрела с фланга. Одни попятились назад, другие залегли и, повернувшись к Левакову, открыли огонь в его сторону. Это тоже хорошо, подумал Леваков, часть огня на себя взял, значит, роте облегчение. Любимые слова командира вспомнил: «Сам погибай, но товарища выручай!».
Как думаешь, скрипочка, выручили мы чуток свою роту? Вот и ладно...
Беда не обошла стороной Левакова. У самой колоды разорвался снаряд. Чем-то раскаленным обожгло лицо, перед глазами поплыли темные круги... А рука потянулась к скрипке...
Рота перешла в контратаку и продвинулась вперед. «Ничейная» земля стала нашей.
Левакова нашли у расщепленной снарядом колоды. Левая рука лежала на скрипке. Он глухо стонал...
В госпитале, когда глаза увидели свет и удалились шумы из головы, Леваков спросил:
Сестрица, где скрипка?
Медсестра удивилась ничего понять не могла: то ли больной сыграть желает, то ли контузия туманит разум...
А он твердил:
Поищите скрипку... Найдите ее. Умоляю...
Много лет хранилась в моем сталинградском блокноте эта история со скрипкой. То, что произошло до ранения Левакова, я знал. А что потом? В чьи руки попала скрипка?.. Вопросы без ответов. И вдруг случай...
В Волгограде, во Дворце спорта шел концерт в честь 40-летия победы под Сталинградом. В огромном зале несколько тысяч ветеранов участников сражения на Волге. Выступают именитые артисты Людмила Зыкина, Бэла Руденко, Марис Лиепа, Юрий Левитан, Леонид Сметанников, Людмила Гурченко, Валентина Толкунова... Затем на сцену выходит девятилетний мальчик со скрипкой. Голос из динамика называет имя мальчика ученика одной из волгоградских музыкальных школ и всему многотысячному залу рассказывает историю скрипки.
Эта скрипка ветеран Сталинградской битвы. Из огня ее вынес боец-автоматчик. Он был ранен в бою, но скрипку спас. Бойца отправили в госпиталь, а скрипку передали командиру роты, который все годы хранил ее у себя.