Девять суток
Нас, новичков, охватило нетерпение: скорее, как можно скорее вступить в схватку с ненавистным врагом.
«Настоящий истребитель всегда ищет боя», вспоминал я слова Сафонова.
Прошло уже несколько дней после гибели Симоненко, а подходящего случая все не было. И вот однажды...
Короткий заполярный день подходил к концу. Сгущались сумерки пройдет еще немного времени, и в бездонной глубине морозного неба вспыхнут и долго будут переливаться всеми цветами радуги сполохи северного сияния.
Я сидел в кабине истребителя, укрытого в капонире, и читал письмо. Вначале ничего не мог понять. Почему мне пишет какая-то незнакомая девушка, медицинская сестра? И вдруг до сознания дошли строки: «Ваш отец умер у меня на руках. Он был тяжело ранен фашистской бомбой в городе Наро-Фоминске, его эвакуировали в тыл, и он попал в наш госпиталь».
Меня будто оглушило. Я как-то весь сжался, потерял способность соображать. В этот миг морозное темнеющее небо прочертила ракета. Описав кривую, она рассыпалась с треском на множество оранжевых звездочек. Боевая тревога! Сигнал на вылет! Я очнулся. Быстро включил зажигание и крикнул технику:
Контакт!
Мотор запустился сразу. Истребитель выскочил из капонира на сверкающую белизной гладь летного поля.
Я летел в сторону Мурманска. Высотомер показывал три тысячи метров. Небо с каждой минутой темнело. Только на западе синеву еще прорезала узкая светлая полоска.
На фоне этой светлой полосы я и увидел темный силуэт самолета. Он пролетел над Мурманском, скрытый облаками, и держал курс на восток. Самолет был двухмоторный, двухкилевой и казался черным.
«Ягуар»! решил я. Так немцы называли свой «Мессершмитт-110».
Сблизились быстро. Меня охватило какое-то непонятное состояние, и, пока соображал, что делать, «ягуар» проскочил рядом.
Опомнившись, я пристроился к нему в хвост. Стал догонять, а он в пике и прямо на аэродром, где точками горели стартовые огни и стелился по земле рассеивающийся луч прожектора. На аэродроме ночные полеты, тренируются молодые летчики.
От мысли «Пропустил «ягуара» стало жутко. Отвесно падая, погнался за «сто десятым», а он уходил...
Тогда толкнул сектор газа за защелку. Дистанция стала сокращаться. Еще несколько секунд, и «ягуар» в прицеле. Я нажал кнопку.
Сквозь рев мотора донеслась пулеметная дробь. Самолет дрожал. «Зажигалки» запрыгали на темном фюзеляже и крыле «ягуара». Он пробкой выскочил из пике. Дистанция резко уменьшилась. Даю вторую короткую очередь. И вдруг антифриз, охлаждающий мотор, плеснул на лобовое стекло.
«Успел, гад! Наверное, попал в мотор!» пронеслась мысль.
Стремительный поток ветра сдул со стекла антифриз. Стекло снова стало прозрачным. Мотор работал нормально. Напрасно я носился над облаками, пикировал, набирал высоту «ягуар» исчез.
«Или завалился, или удрал», решил я.
Посадив самолет на аэродром, подрулил к капониру, и техник кинулся ко мне с расспросами:
Товарищ командир, стреляли?!
Стрелял!
В кого?
- В «сто десятого».
И как?
Думаю, далеко не уйдет... Завалится.
С победой вас, товарищ командир, да еще с ночной!
И не успев ответить на поздравление, услышал знакомый голос заместителя командира эскадрильи капитана Родина. Подбежав к моему самолету, он обрушился на меня на высокой, взвизгивающей ноте:
Кого сбил?!
Как кого? еще находясь под впечатлением боя, ответил я. «Сто десятого», «мессера».
Посмотри... какого «мессера» сбил, ругаясь, крикнул Родин.
В это время для очередного истребителя, заходящего на посадку, включили прожектор. Его луч осветил все поле и западную кромку аэродрома. У самого обрыва лежал прямо на фюзеляже с погнутыми винтами двухмоторный двухкилевой самолет, но это был не «мессершмитт», а наш пикировщик «Петляков-2».
Я почувствовал себя рыбой, выброшенной на берег, беспомощно открыл рот и глотал морозный воздух.
А экипаж? Людей не побил?..
Твое счастье... Люди целы... буркнул немного успокоившийся капитан и приказал: На командный пункт!
Опустив голову, я медленно поплелся. Следом шел капитан Родин, продолжая «драить» меня.
Стой! Кто идет?
От неожиданного окрика часового, не видимого в темноте, я вздрогнул и остановился.
Капитан Родин с подчиненным! последовал за моей спиной ответ.
Проходите!..
Я не мог двинуться с места, будто подошвы примерзли к снегу.
Ну чего остановился? Поднимайся! словно кнутом, подхлестнул резкий голос капитана.
Подойдя к двери КП, как слепой, стал ощупывать ее в поисках ручки. Нашел... Потянул на себя.
Дверь открылась. В лицо, словно магниевой вспышкой, брызнул яркий электрический свет.
Волнение росло. «Как встречусь сейчас с командиром полка, как посмотрю в глаза Сафонову?»
Перешагнув невысокий порог, я увидел командира. На нем был темно-синий китель с тремя орденами и золотой звездочкой Героя. Глаза наши встретились.
Взгляд Бориса Феоктистовича выражал скорее сочувствие, чем гнев, а я, убитый несчастьем, вместо положенного уставного доклада, стоял и молчал...
Наше молчание прервал резкий голос капитана Родина.
Товарищ гвардии майор! По вашему приказанию...
Сафонов не дал ему закончить. Кивнув чуть головой, спокойно сказал:
Здесь командующий ВВС.
Капитан Родин хотел было рапортовать командующему, но тот быстро поднялся с кресла и коротко бросил:
Сафонов, передайте дело в трибунал. Судить... Как врага!..
Меня будто обухом оглушило. И вдруг, нарушая субординацию, я не сдержался и бросил:
Вы... Вы не имеете права называть меня врагом. Я никогда не был им и не стану.
Что?! Вас предупреждали о полете «Пе-2»?
Нет!
Как нет?!
Товарищ командующий, если не верите, можете спросить техника. Он все время был в капонире и не отходил от самолета.
А радио? Вам передавали...
Не слышал.
Товарищ командующий! спокойно, как будто ничего не случилось, обратился к нему Сафонов. Разрешите?
Пожалуйста.
Произошло большое несчастье. Думаю, вина не только старшего лейтенанта. Я просил бы вас назначить расследование.
Хорошо! А летчика под арест!..
Когда командующий покинул КП, капитан Родин разоружил меня. Отобрал пистолет, финский нож с ремнем. Обыскал карманы. Извлек документы. Вызвал конвоира и приказал сопроводить на гауптвахту.
Все походило на кошмарный сон. За свою летную жизнь я впервые покидал аэродром в сопровождении необычного попутчика. Я шел, а сзади одноглазо смотрел мне в спину ствол автомата.
Не думал, что придется так шагать...
На гауптвахте меня посадили в одиночку. Голые стены, маленькое, почти у потолка, зарешеченное оконце. Деревянный топчан. Глухая дверь с крошечным отверстием на уровне глаз. Под сетчатым колпачком тускло светит небольшая электрическая лампочка.
Спустя несколько часов в сопровождении конвоира меня вывели на улицу.
Ночь была темная. Порывистый ветер со снегом, рвавшийся с Кольского залива, затруднял движение, чуть ли не валил с ног.
Я не знал, куда идти. Голос конвоира заглушался воем ветра. Вдруг ствол автомата толкнул меня в спину. Я пошел. Затем конвоир постучал автоматом по правой моей руке. Значит вправо... Автомат стучал по левой руке...
Согнувшись под леденящим ветром, я добрел до знакомого каменного дома. Конвоир препроводил меня в кабинет следователя.
За письменным столом, освещенным только настольной лампой, сидел, склонившись над бумагами, пожилой майор с очень усталым лицом и гладко зачесанными седыми волосами.
Я остановился в двух трех шагах, не зная, как себя вести.
Товарищ старший лейтенант, вдруг неожиданно произнес следователь, не отрывая взгляда от бумаг, прошу садиться.
Меня несколько удивила такая форма обращения. А майор, подняв голову и глядя из темноты, тихо и мягко повторил:
Почему не садитесь, старший лейтенант? Садитесь! Так будет удобнее. Да и разговор, предполагаю, не пятиминутный... Садитесь!
На все вопросы я дал исчерпывающие ответы, Предупреждали ли меня о полете «Пе-2», откуда и каким курсом летел пикировщик в момент обнаружения? Отвечал ли экипаж «Пе-2» на мои позывные? В каком положении и над каким местом я атаковал его? И, наконец, почему не работала у меня рация вернее, как случилось, что она оказалась выключенной?
Вот тут я задумался. Хорошо помнилось, что включал ее перед вылетом, но почему же она не работала?..
Меня осенило. Обрадовавшись, я ухватился за свою догадку, как хватается утопающий за соломинку. Командный прибор рации укреплен перед секторами, управляющими мотором. На его верхней крышке маленький рычажок включения. При даче газа мотору я мог его зацепить и выключить.
Наш трехчасовой разговор закончился.
Не могу не верить вам, Сергей Георгиевич, сказал в заключение майор, но нужно все проверить, а пока особенно не волнуйтесь. Разберемся.
Прошло трое суток одиночного заключения. Меня никуда не вызывали.
Наконец наступил четвертый день. Снова в сопровождении конвоира я вышел на улицу. Было светло. Стояла удивительно хорошая, безветренная погода с легким морозцем. Безоблачное небо светилось синевой. Сверкающий, искристый снег, обильно заваливший улицы и крыши домов, скрипел под ногами
Мы шли к центру города.
Друг, не веди по улицам, здесь многие знают меня, я не хотел бы с ними встречаться. Если можешь, проведи через сопки... попросил я конвоира.
Конвоир, молодой белобрысый паренек, только что начавший службу, неожиданно спросил:
А вы не убежите?
Меня рассмешил вопрос наивного паренька, и я успокоил его.
Дорогой мой! Бежать мне не от кого и некуда. Провинился отвечать должен. Веди и не беспокойся. Солдат смутился.
Не подумайте, что хотел обидеть. Пойдемте. Мы карабкались по кручам заснеженных сопок, когда солдат вдруг обратился ко мне:
Вы летчик?
Да.
И сбили свой самолет?
Да.
А как же это с вами такое случилось?
Сам не пойму. Вот уже четвертые сутки ломаю голову.
Я слышал, вас защищал командир...
Сафонов? Он очень хороший человек.
Если бы кто и увидел нас в тот момент мирно беседующими, никогда не подумал бы, что идут арестованный и конвоир.
Около часа преодолевали заснеженные сопки, пока не вышли на территорию другого городка, где находился клуб. Я напомнил своему конвоиру об уставном порядке сопровождения арестованного. Смутившись, он взял в руки болтавшийся на груди автомат.
В клубе меня ждал военный следователь из прокуратуры. Снова я рассказывал и отвечал на вопросы. А уходя, так и не понял, что же ждет меня дальше.
Опять долго, нудно потянулось время. Я перестал различать утро, день, вечер. Все слилось в одну мрачную бесконечную ночь.
Четыре стены, окошко с решеткой, топчан и на потолке тусклая лампочка.
Пошли девятые сутки. На исходе их открылась дверь камеры.
Арестованный, на выход! громко произнес начальник караула.
На этот раз меня не повели, а повезли Миновав городок, на развилке машина свернула на дорогу, уходящую в гору.
«На аэродром! Там заседание трибунала!» подумал я с полным безразличием. Хотелось, чтобы все скорее кончилось. Один конец...
Пока машина тряслась на неровностях дороги, много разных мыслей теснилось в голове. Больше всего меня беспокоило, что сказали следователю летчики со сбитого самолета. Если экипаж рассказал все, как было, моей вины нет... А вдруг летчики, защищая себя, скажут неправду? Тогда что?
Левый поворот... Машина понеслась в направления командного пункта полка. «На КП? удивился я. Зачем?»
Остановились почти у самого командного пункта
Выйти из машины! приказал сопровождающий. Я вышел.
Вперед, шагом марш!
Я зашагал, а у самого так щемило сердце, что ноги едва передвигались. С трудом открыл одну, затем другую дверь и, как девять суток назад, в коридоре, залитом светом, увидел командира.
Ну-ка! Ну-ка! Дай-ка посмотреть на тебя, сынку! Э, да как же тебя дюже скрутило... А щетина! Что, брат, досталось? Будешь знать, как сбивать свои самолеты... с напускной серьезностью, затаив улыбку на лице, говорил Сафонов.
Ничего не понимая, я оцепенел, а Сафонов продолжал:
Молодец! Стрелял здорово! Знаешь, сколько ты ему влепил?!
Нет, не знаю, ответил я машинально.
Сто тридцать восемь попаданий. Отличнейшая стрельба! Вот так и стреляй впредь. Но... только не по своим.
Еще какое-то время я стоял и хлопал глазами, пока не наступило прояснение: «Значит, обвинение отпало». Как я ни крепился, спазмы сжали горло, и непрошеные слезы потекли по щекам.
Сафонов успокоил меня и рассказал о благородном поведении летчиков. Их показание сняло с меня тяжелое обвинение.
В разговоре с командиром узнал о некоторых подробностях своего первого «ночного боя». Четырнадцать пуль влепил в бронеспинку. Стальная защита помогла летчикам спасла жизнь. Пули вывели из строя оба мотора, побили систему выпуска шасси. Вот почему летчик посадил самолет на фюзеляж.
Возвращая оружие и документы, Сафонов сказал:
Получай свое имущество и в эскадрилью. Я знал, что вернешься, поэтому никому не разрешал летать на твоем самолете. Он ждет тебя.
Не помню, сколько мною было сказано слов благодарности. Выпалив их, затянул потуже поясной ремень с болтающимся в кобуре пистолетом, документы по карманам, и пулей вылетел с КП.
...Мне улыбается луна, большая, круглая. В ее свете я вижу знакомый до мелочей, родной притихший аэродром.
Переполненный счастьем, мчусь по сверкающему, хрустящему снегу, не чувствуя ног, не ощущая обжигающего морозного воздуха...