Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Совершенствуя мастерство, умножая традиции

Ничто не властно над бегом времени. Оно неумолимо движется вперед. Будто ветер перелистывает листки календаря. Желтеют страницы моих блокнотов и записных книжек, образовавших за долгие годы своеобразную пирамиду в книжном шкафу. В этих блокнотах скупые рабочие записи. Листая их, вчитываясь в короткие и лаконичные фразы, я мысленно возвращаюсь назад: на год, на два, на пять, на десять... И встают перед глазами люди и стройки, пути и тревоги военных железнодорожников.

Я поделился с читателем своими воспоминаниями о Волго-Доне, Трансмонгольской магистрали, Западно-Карельской железной дороге, линиях Абакан — Тайшет и Ивдель — Обь. Не названными остались десятки других строек и сотни имен строителей.

Не упомянутыми оказались проблемы совершенствования боевого и специального мастерства воинов-железнодорожников, проводимая в войсках активная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, вопросы обучения личного состава, подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, умножение славных боевых и трудовых традиций железнодорожных войск. Чтобы восполнить это, понадобилась бы не одна книжка. Но не сказать обо всем этом нельзя. Я не выполнил бы свой долг, не рассказав хотя бы коротко, только отдельными штрихами о том, чем жили и какие решали задачи в эти годы железнодорожные войска. [197]

На основе достижений советской экономики, науки и техники совершенствуются все виды наших Вооруженных Сил и рода войск. Они оснащаются самыми современными средствами вооруженной борьбы, необходимыми для надежной защиты Родины от любого агрессора. Железнодорожные войска не составляют исключения. За последние два десятка лет в них произошли коренные изменения. Они заключаются в техническом перевооружении войск, в разработке новой технологии производства работ, совершенствовании организации войск, их боевой, политической и специальной подготовки. Значительно возросли и требования к войскам, обусловленные той ролью, которую они призваны играть в повышении военно-экономического могущества страны.

Известно, что основными задачами железнодорожных войск в военное время являются восстановление разрушенных объектов, усиление пропускной способности железных дорог, развитие существующих станций, техническое прикрытие и строительство новых железнодорожных линий, а при необходимости заграждение железных дорог.

Бурный рост других видов транспорта — автомобильного, воздушного, водного и трубопроводного — все же не может в современной войне, если ее развяжут империалисты, обеспечить фронт всеми необходимыми грузами. Самая значительная часть этих грузов будет доставляться железнодорожным транспортом. И это понятно. Железные дороги всегда готовы к массовым перевозкам, не зависят от условий погоды и времени года. Это подтверждается многочисленными историческими примерами, опытом Великой Отечественной войны и теми военными конфликтами, которые провоцировали агрессивные империалистические силы на земном шаре в последние десятилетия.

С учетом опыта минувшей войны и тех требований, которые предъявляются сегодня к вооруженным защитникам Советской Родины, личный состав железнодорожных войск настойчиво борется за повышение качества боевой и политической подготовки, овладение скоростными методами строительства и восстановления железных дорог, повышение пропускной способности стальных магистралей. [198]

Боевая выучка частей и подразделений других родов войск совершенствуется на полигонах, в поле, в воздухе. Боевая выучка воинов-железнодорожников совершенствуется на строящихся железнодорожных объектах. Но принцип учебы у солдат стальных магистралей таков же, как и у мотострелков, танкистов, летчиков, моряков, — учиться тому, что необходимо на войне, что нужно для укрепления обороноспособности страны.

У нас, военных железнодорожников, как ни в одной другой профессии, тесно переплелись специфические особенности двух специальностей: кадровых военных и транспортных строителей. Мы и строим, мы и защищаем построенное. О том, как руками солдат стальных магистралей возводятся и вступают в строй действующих новые железнодорожные линии, читатель уже знает. Но его, конечно, заинтересует вопрос: коль солдаты и коль войска, то где те знакомые и привычные армейские слова о тревогах и учениях, об огневой подготовке, о трудных маршах и гудящих моторами полигонах? Все это, безусловно, в войсках есть. Воины-железнодорожники, как и все советские воины, живут обычной армейской жизнью. Есть у них и учебные сборы и походы, хорошие стрельбища и спортивные городки, оборудованные учебные классы и полигоны. Есть и учения. Их в железнодорожных войсках называют тактико-специальными. В названии и их характер. В ходе таких учений в комплексе решаются общевойсковые и железнодорожно-строительные задачи.

Участвуют военные железнодорожники и в войсковых учениях. Так, например, в газетах «Правда» и «Красная звезда» в свое время высокую оценку получили действия воинов-железнодорожников на учении «Днепр». Непосредственными участниками этих учений были некоторые подразделения железнодорожных войск. Они продемонстрировали высокую специальную выучку. К примеру, воины-железнодорожники под командованием офицера М. Я. Рылова в короткий срок навели наплавной железнодорожный мост через крупную водную преграду с одновременным пропуском железнодорожного состава и военной техники.

Успехи воинов стальных магистралей как на учениях, так и в повседневном труде на строящихся объектах стали возможными потому, что партия и народ вооружили [199] их первоклассной техникой. Помимо новейшей общестроительной техники, которую дает народное хозяйство, в войсках создан ряд образцов новой специальной военно-железнодорожной техники и организовано ее серийное изготовление. Это результат осуществлявшейся ранее и проводимой сейчас широкой научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, обеспечившей быстрый технический прогресс в войсках.

Многие офицеры и генералы железнодорожных войск активно участвовали в создании и внедрении прогрессивной технологии и новых комплексов машин, механизмов и конструкций.

Весомый вклад в теоретическую разработку действий железнодорожных войск в условиях ракетно-ядерной войны, если ее развяжут империалисты, внесли военные учебные заведения. Профессорско-преподавательский состав военной ордена Ленина академии тыла и транспорта, высшего училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе, соединяя теорию и практику, на основе глубокого изучения опыта минувших войн много сделали для технического прогресса в войсках.

С глубоким уважением мы называем фамилии преподавателей К. П. Востокова, П. П. Нефедова, Ф. Ф. Гусарова, Н. И. Крючкова, А. Е. Лопухова, Н. Б. Соколова, Л. Ф. Алимова, В. В. Ахрамеева, И. М. Тюканова прививших десяткам и сотням своих учеников любовь к профессии созидателя и лично внесших в теорию военно-железнодорожного дела весомые крупицы своего труда. Примером может служить научно-исследовательская работа, проведенная старшим преподавателем Ленинградского высшего училища майором-инженером Е. В. Демидовым. Работая над кандидатской диссертацией, офицер с помощью электронно-вычислительной машины произвел необходимые расчеты оптимальных вариантов распределения разрабатываемых земельных масс на двух участках БАМа. Изменения, внесенные в проекты строительства, позволили ускорить возведение земляного полотна, а также сэкономить десятки тысяч рублей.

Решен в войсках ряд сложных проблем, связанных с использованием современных средств гидравлики, автоматики [200] и телеуправления машинами и механизмами, применяемыми при производстве земляных, путевых и мостовых работ. Коренным образом изменилась сборка звеньев пути. Эту работу выполняет полуавтоматическая звеносборочная поточная линия. Нашел широкое применение высокопроизводительный и маневренный тракторный путеукладчик. Создан комплекс балластировочных машин.

Улучшена конструкция механизмов для строительства и восстановления мостов. Для быстрого устройства мостовых переходов создан понтонный парк, позволяющий железнодорожному, автомобильному транспорту и танкам преодолевать широкие водные преграды. Усовершенствовано сваебойное оборудование. Сконструированы новые высокопроизводительные копры, а также дизель-молоты повышенной заводимости. Разработана прогрессивная технология сооружения оснований опор мостов. Внедрены типовые блочные деревянные надстройки, а также новые типы сборно-разборных конструкций пролетных строений для перекрытия отверстий больших и средних мостов. Улучшено крановое оборудование, обеспечивающее комплексную механизацию работ по монтажу надстроек опор и установке пролетных строений. Энерговооруженность войск возросла в несколько раз.

Можно смело сказать, что многие из новых машин, механизмов и конструкций по своим техническим характеристикам превосходят лучшие мировые образцы. Необходимо также отметить, что новая строительная техника, разрабатываемая в железнодорожных войсках, в большинстве случаев получает широкое применение и в гражданских строительных организациях нашей страны и дружественных зарубежных государств.

Особая роль в разработке и внедрении новой техники принадлежит ныне покойному генерал-лейтенанту технических войск Герою Социалистического Труда П. И. Бакареву. Много лет Петр Иванович стоял во главе технического прогресса в железнодорожных войсках. Он сумел привлечь к опытно-конструкторской работе людей, обладающих большим опытом железнодорожного строительства, критическим складом ума и необходимой в этом деле творческой фантазией. Им самим, в творческом содружестве с подполковником [201] технической службы А. И. Соколовым, была разработана серия портальных путеукладчиков на тракторной тяге. Сначала это был портал на колесном ходу, а затем его поставили на гусеничный ход. Теперь этот тип путеукладчика является символом транспортного строительства.

Генерал П. И. Бакарев проявлял завидную настойчивость не только в создании новой техники, но и при ее внедрении в производство. Припоминается трасса Ивдель — Обь. Здесь было решено внедрить в производство новую полуавтоматическую линию по сборке рельсовых звеньев. Стояли сильные морозы, от которых замерзало масло в гидравлической системе, отказывала автоматика, лопались резиновые уплотнители. Петр Иванович узнал, что в авиационной гидравлике применяются масла, не замерзающие при низких температурах. Он заставил подчиненных разыскать такие масла, изготовить уплотнители из морозостойкой резины, сменить ряд приборов, и линия заработала. Сейчас этот агрегат устойчиво работает в любых погодных условиях.

В железнодорожных войсках широко известна фамилия полковника И. М. Шаповалова. Читатель уже знаком с этим офицером по моему рассказу о строительстве Трансмонгольской магистрали. В кабинете Шаповалова рядом с письменным столом всегда стояла чертежная доска. Долгими вечерами, когда сослуживцы расходились по домам, Шаповалов садился за чертежи. Рождались смелые технические идеи. Проходило время, и изобретатель предлагал новую машину или механизм. Так, например, по его предложению был изготовлен экспериментальный портальный копер-кран, послуживший прообразом целой серии копров различной грузоподъемности. Труд опытного инженера-мостовика, талантливого изобретателя высоко оценен Родиной. В годы войны И. М. Шаповалову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Уволившись из армии, Иосиф Миронович продолжал заниматься делом, которому отдал всю свою жизнь. А в дни, когда писались эти строки, пришло печальное известие: перестало биться сердце боевого офицера и незаурядного инженера.

Большая заслуга в создании новой техники принадлежит подполковнику К. С. Исаеву. Он изобрел тракторные [202] двухконсольные путеукладчики, сконструировал тракторный дозировщик балласта и ползучий путеподъемник, разработал электрические шурупно-гаечный ключ и ключ ударно-импульсивного действия. К. С. Исаеву было присвоено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР. Ныне подполковник в отставке К. С. Исаев — доктор технических наук, работает в одном из научно-исследовательских институтов.

Майор технической службы В. Г. Боровский и инженер-полковник Г. В. Калиничев совместно с инженерами научно-исследовательского института строительно-дорожного машиностроения создали дизель-молот повышенной заводимости и энергии удара.

Офицеры В. Н. Кривошеев, В. Н. Прытков, Н. А. Попович, С. П. Бороздин, Н. А. Игумнов разработали новые конструкции свайных оснований временных мостов со сборными блочными ростверками. Этим самым индустриализировалась заготовка элементов основания опор моста и ускорялось его обустройство.

Военные инженеры Л. А. Коробанов, М. П. Корнеев, В. И. Попов плодотворно сотрудничали с учеными института электросварки имени Патона. Результат этого сотрудничества — создание самоходного электросварочного агрегата для сварки рельсов в полевых условиях. Офицер Л. А. Коробанов и ряд сотрудников института имени Патона за эту работу были удостоены в 1965 году Ленинской премии.

Технический прогресс набирал силу не только в кабинетах инженеров, но непосредственно на объектах работ, в частях войск. Новая техника вызывала потребность в создании и принципиально новой технологии строительного прогресса. Железнодорожные части, которыми командовали Г. М. Овчаренко, А. У. Хмельницкий, Н. Я. Рылов, В. А. Саркисов, показывали образцы творческого отношения ко всему новому, передовому. Здесь не только успешно применяли поступающую технику, внедряли новую технологию производства, но и вносили свои собственные ценные предложения в практику железнодорожного строительства.

Инженер-подполковник Г. В. Вербато, например, вместе со своими коллегами, сконструировал оборудование и разработал технологию укладки сварных плетей бесстыкового железнодорожного пути. Г. В. Вербато [203] присвоено звание заслуженного рационализатора УССР.

Совершенствуя свое боевое мастерство, воины-железнодорожники вместе с тем участвовали и участвуют в создании материально-технической базы коммунизма. Ими построены тысячи километров путей различного назначения, сооружено множество искусственных сооружений, служебных и жилых зданий. Все это является ярким свидетельством хорошей специальной выучки личного состава войск, умелого внедрения в транспортное строительство достижений научно-технического прогресса, результатом самоотверженного труда солдат стальных магистралей, непрерывной и целенаправленной партийно-политической работы.

Большая заслуга в достижении воинами-железнодорожниками высоких рубежей как в совершенствовании своего боевого мастерства, так и в решении производственных задач принадлежит Герою Социалистического Труда генерал-полковнику технических войск Павлу Алексеевичу Кабанову, который долгие годы был начальником железнодорожных войск.

В настоящее время, возглавляя совет ветеранов железнодорожных войск, Павел Алексеевич ведет работу по военно-патриотическому воспитанию нашей молодежи. Члену партии с 1918 года, видевшему и слышавшему В. И. Ленина, прошедшему путь от красноармейца до генерал-полковника, ему есть чем поделиться с молодежью, есть что рассказать и что посоветовать.

Руководители наших армейских коллективов знают, что даже самые хорошие планы не будут реализованы, если те, кто трудится на доверенном участке, не вложат в дело частицу своего сердца, своей души. Ведь известно и проверено нашим многолетним опытом, что энергия высокоорганизованного труда личного состава, помноженная на высокое знание тонкостей своей профессии и любовь к своей социалистической Родине, способна творить чудеса. Вот почему исключительно важное значение в войсках придавалось и придается идейно-политическому воспитанию воинов, направленному на повышение их сознательности и чувства личной ответственности за претворение в жизнь поставленных перед ними задач. [204]

Военный совет, командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации постоянно ведут в войсках активную партийно-политическую работу. Основное внимание при этом сосредоточивается на достижении большей эффективности идеологической работы, усилении ее влияния на решение производственных задач, на воспитании военнослужащих в духе советского патриотизма и интернационализма, беспредельной преданности Родине, делу коммунизма, непримиримости к буржуазной идеологии и ненависти к империализму.

В первичных партийных организациях войск конкретно обсуждаются вопросы повышения качества боевой и политической подготовки, полевой выучки личного состава, методического мастерства офицеров, прапорщиков и сержантов, усиливается спрос с коммунистов за состояние боевой готовности, воинского порядка и дисциплины, за организацию социалистического соревнования и выполнение принятых обязательств.

Громаден арсенал боевых и трудовых традиций в железнодорожных войсках. Здесь и любовь воинов стальных магистралей к своему роду войск, готовность выполнить любой приказ командования, высокий дух соревнования, настойчивость в овладении техникой, оружием, воинским мастерством, войсковое товарищество и взаимопомощь, тесная связь с рабочими и служащими железнодорожного транспорта, крепкая дружба с воинами других родов войск.

Хочу рассказать о боевой дружбе покорителей космоса и солдат стальных магистралей, играющей очень важную роль в воспитании молодых воинов.

Первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин поддерживал с воинами-железнодорожниками тесную связь. 12 марта 1962 года он прислал военным железнодорожникам письмо, в котором рассказывал о своем полете в космос и желал воинам-железнодорожникам новых успехов в их благородном труде. Летчик-космонавт Андриян Григорьевич Николаев, выступая перед военными железнодорожниками в октябре 1963 года, говорил: «Мы с вами, можно сказать, братья по борьбе за покорение пространства. Мы, космонавты, прокладываем дорогу в космос, а вы, воины железнодорожных войск, прокладываете пути в неизведанные просторы нашей Родины». Неоднократно бывал в гостях у солдат [205] стальных магистралей и летчик-космонавт Павел Романович Попович.

А вот строки письма космонавтов, взволновавшие весь личный состав войск: «От имени личного состава летчиков-космонавтов СССР выражаем глубокую благодарность воинам-железнодорожникам и особенно строителям взвода, где командиром старший лейтенант тов. Трунов Александр Михайлович... Искренне желаем воинам-железнодорожникам новых успехов в боевой, политической подготовке и труде на благо нашей любимой Родины...» Это письмо космонавты прислали военным железнодорожникам по случаю досрочного завершения ими строительства одного важного железнодорожного объекта.

Боевая дружба с воинами других родов войск, постоянные контакты с военными железнодорожниками стран Варшавского Договора помогали и помогают командирам и политработникам войск воспитывать личный состав в духе подлинного советского патриотизма и интернационализма.

Природа нашей армии такова, что ее успехи и достижения волнуют советских людей, как свои собственные. И это понятно. Армия и народ у нас — едины. Вооруженного защитника социалистического Отечества радуют все новые и новые свершения советских людей в коммунистическом строительстве так же, как сердце каждого советского человека наполняется гордостью за те высоты боевого мастерства, которые покоряются людям в военной форме одежды.

Можно привести тысячи примеров того, как дружат и помогают друг другу армейские и трудовые коллективы. Здесь и совместные субботники и воскресники, вечера отдыха и шефские концерты, посещение воинами цехов предприятий и колхозных нив, прием рабочих делегаций, ветеранов боев и труда в воинских частях, торжественные ритуалы принятия присяги молодыми солдатами в цехах заводов и в священных местах боевой и трудовой славы, вручение молодым людям комсомольских билетов у боевых знамен, приезды в подразделения и теплые встречи родителей солдат и многое другое. Всем этим полна жизнь любого воинского коллектива наших доблестных Вооруженных Сил. Всецело это относится и к частям и подразделениям [206] железнодорожных войск. В этом наша сила и родники нашего могущества.

Но у нас, военных железнодорожников, есть еще одна, чисто профессиональная сторона взаимоотношений с местными партийными и советскими органами, с трудовыми коллективами. Она обусловливается спецификой нашей работы. Ведь прокладывать стальные рельсы, возводить мосты и поселки нам приходится на территории определенных районов, областей и республик, получать стройматериалы, конструкции и различное оборудование из многих предприятий. Местные партийные и советские работники всегда и во всем нам помогают, всячески способствуют быстрейшему вводу в строй новых железнодорожных линий. На стройках бывают секретари ЦК компартий и Председатели Советов Министров союзных республик, секретари обкомов и райкомов партии, руководители различных местных учреждений. Словом и делом помогают они строителям стальных магистралей.

Время, научно-технический прогресс, революция в военном деле изменили железнодорожные войска. Возросли требования к ним. В войска поступила и поступает новая техника, ими накоплен колоссальный опыт восстановительных и строительных работ, значительно выросли темпы и объемы работ.

Глубокие перемены в облике советских людей, происшедшие с построением в нашей стране развитого социализма, закономерно отразились на качественных изменениях в личном составе Вооруженных Сил и их составной части — железнодорожных войсках. Они, люди, кадры, и решают задачи повышения боевой готовности войск, судьбы государственных планов строительно-монтажных работ. Сегодня в железнодорожные войска приходят высокообразованные юноши, имеющие высшее, среднее и неполное среднее образование. 70 процентов призывников прибывают в наши части, имея железнодорожную или родственную ей техническую специальность, большинство молодых людей, становящихся солдатами стальных магистралей, носят у сердца комсомольские билеты. Сегодня воин-железнодорожник — это человек с высокими морально-политическими качествами, хорошей технической и физической подготовкой, позволяющей ему в короткие сроки овладеть сложной [207] техникой и технологией строительного производства, и наконец человек с широким умственным кругозором и возросшими духовными запросами.

Наши офицерские кадры — гордость войск. Офицеры железнодорожных войск всегда отвечали предъявляемым к ним требованиям. Современному офицеру присущи все качества преданного патриота Родины: идейная убежденность, глубокие политические, военные и технические знания, развитые организаторские способности и твердая воля, дисциплинированность и настойчивость в достижении поставленной цели. 98 процентов офицерского корпуса войск имеют сегодня высшее и специальное среднее образование, почти 90 процентов из них — коммунисты и комсомольцы.

Партия все годы неутомимо растила и воспитывала офицерские кадры, совершенствовала формы и методы их подготовки. Благодаря этому в железнодорожных войсках выросли замечательные командиры, воспитатели солдатских масс, грамотные в инженерном отношении организаторы строительного производства. Такими стали многие командиры, политработники, инженеры и среди них М. К. Макарцев, В. А. Васильев, А. К. Волков, В. И. Нестеров, К. В. Николаев, А. И. Демин, А Ф. Столяров, М. А. Кузнецов и другие. Для офицерского состава железнодорожных войск любое дело по плечу, любая самая сложная инженерно-строительная задача разрешима. [208]

Дальше