Невский лед
Операция «ЖН»
Вечером мы собирались на «Травиату»: капитан-лейтенант Лошкарев раздобыл три билета.
Одевайтесь теплее, предупредил он нас с Ильиным. А я и валенки надену, ведь мне сразу после спектакля в патруль.
Гардероб не работал. В зрительном зале все были в шинелях и полушубках. На головах ушанки. Когда мы уселись на свои места, я рискнул снять шапку, но тотчас же снова надел: мерзли уши.
От дыхания сотен людей в зале клубился туман.
Оркестранты укутаны в пальто и шарфы, дуют на пальцы. Но дирижер потер руки, взмахнул палочкой, и первые же звуки увертюры заставили нас забыть обо всем: мы уже не слышали гулких раскатов орудийных выстрелов и отрывистых хлопков снарядных разрывов.
Плавно поднялся парчовый занавес. Лошкарев схватил меня за руку:
Это безумие!
На сцену выпорхнула Виолетта веселая, жизнерадостная, какой и положено быть ей. А у меня защемило сердце: в легком платье, с обнаженными плечами, хрупкой и нежной каково ей сейчас! Знаю, не мне одному хотелось сбросить шинель и укрыть певицу от холода. Но Виолетта Скопа Родионова жила в другом мире. Голос ее, звучный и проникновенный, заполнил завороженный зал. И Альфред Владимир Нечаев, изящный и элегантный, пылко объяснялся ей в любви, любви, которую не могут остудить ни годы, ни испытания.
Потрясенные, мы шли после по улице, не замечая ни лютого мороза, ни сыпучих сугробов, ни изрешеченных осколками, застывших в снегу трамваев, ни багровых [4] отсветов пожаров. Где-то опять что-то горело. Пожары участились. Причина их не только зажигательные бомбы, но и «буржуйки». Бросит ослабевший человек в раскаленную печурку последние куски изрубленного стула, разомлеет в тепле и заснет. Навсегда. Ему уже нет дела, что из открытой дверцы сыплются на пол горящие головешки и уже вся комната полыхает огнем. А тушить пожары все труднее: водопровод замерз, воду носят из прорубей в Неве и Фонтанке.
Это безумие! повторяет свое Лошкарев. Он все думает о полуобнаженной певице в нетопленном театре.
Это самоотверженность, поправляет его Ильин. Она своим пением согревает ленинградцев.
Штурман дивизиона, как всегда, точен. Точнее его не скажешь.
На другой день меня вызвал командир бригады подводных лодок капитан 2 ранга А. В. Трипольский:
Вам срочное задание. Нужно помочь городу. Возьмите двух мотористов покрепче и отправляйтесь на Серафимовское кладбище. Там что-то не ладится с экскаватором.
Есть идти на кладбище! отвечаю.
Иду на свою лодку, выбираю парней поздоровее недоедание и на нас сказывается, прихватываем инструмент. Шагаем по сугробам.
Что мы там делать будем? спрашивают матросы.
Экскаватор чинить.
А вам приходилось этим заниматься?
Ни разу в жизни.
Нам тоже, вздыхают матросы.
Ничего, это не беда. В Ленинграде мы многое делаем впервые. Блокада всему научит. Меня другое смущает: правильно ли я понял комбрига. Ну, экскаватор ладно. Но при чем тут кладбище?
Мы обгоняем вереницу людей. Укутавшись по самые глаза, бредут согнувшись и тащат за собой санки и большие, и совсем крохотные, детские. Из-под короткого байкового одеяла высунулись и волочатся по снегу ноги в шерстяных носках. А там с санок свисает рука. Восковые скрюченные пальцы загребают снег... [5]
Тяжело переваливаясь на ухабах, прогромыхал грузовик. За ним еще и еще. «Голосуем» ни один не останавливается. Матросы мои начинают злиться. Очередной грузовик они осыпают изысканнейшей руганью. Машина останавливается, шофер в замасленном ватнике, шатаясь, выходит из кабины и сердито смотрит на нас.
Ну что разорались? Глядите! Он откинул брезент. Куда сядете на головы или на ноги?
Мы отпрянули: в кузове трупы. Больше никого не просили подвезти нас, хотя путь был неблизкий за Новую Деревню.
На кладбище толпилось много людей шоферы, санитары, представители домоуправлений и милиции, родственники умерших. Наконец я разыскал управляющего. Он обрадовался, позвал машиниста. Мы подошли к экскаватору, беспомощно уронившему ковш в траншею. Приступили к работе. Сменили порванные тросы, завели остывший двигатель. Бледный, худой машинист с трудом взобрался на свое место, взялся за рычаги. Стальной ковш зачерпнул смерзшийся песок и высыпал его в глубокий котлован, на дне которого рядами уложены в простынях и без простыней тела мужчин, женщин, детей. А грузовики все подъезжают. Санитары сдают списки, разгружают машины. На место отъехавшего подкатывает новый грузовик. Везут из госпиталей, больниц, моргов, домоуправлений...
На дно братской могилы бок о бок укладываются и боец, умерший от ран, и рабочий, стоявший у станка до последнего вздоха, и старик, не дошедший до магазина, чтобы получить крохотный паек хлеба, и девчушка с косичками, которую на пороге дома настиг вражеский снаряд... Их хоронят всех вместе, потому что в осажденном Ленинграде каждый является воином, независимо от профессии, пола и возраста.
Мы долго стоим у огромной могилы. По-прежнему мороз обжигает щеки. Но мы сняли шапки.
Пусть меня проклянут, если когда-нибудь я забуду это!
О, как нам тогда не терпелось в бой! Каждый из нас не задумываясь отдал бы жизнь, лишь бы отплатить врагу за эти жертвы, за горе и раны Ленинграда!
Но до боя нам было далеко. Финский залив замерз. [6]
Наши подводные лодки застыли во льду Невы. Пока нам оставалось одно: делить с блокадным Ленинградом все невзгоды и готовиться к будущим схваткам.
Корабли бригады вошли в Неву поздней осенью. Пришли после боевых походов, после горечи отступления, после потери баз Либавы, Риги, Таллина.
Враг бомбил и обстреливал город. Свои удары он направлял и против наших кораблей. Комендоры несли круглосуточную вахту, помогая сухопутным зенитчикам отбивать воздушные атаки.
Появилась и новая опасность.
Во время очередной воздушной тревоги инженер-механик дивизиона подводных лодок Р. Ю. Гинтовт не пошел в бомбоубежище и остался на береговой базе. Накинув на плечи шинель, Рим Юльевич распахнул окно своего кабинета на четвертом этаже. Где-то в стороне с завыванием проносились бомбы, от взрывов сотрясалось все вокруг. Внезапно наблюдатели поста противовоздушной обороны, расположенного на крыше здания базы, всполошились и взяли на прицел зенитных пулеметов сброшенный самолетом парашют. Значительно выше и дальше над Невой виднелся второй купол. Оба они снижались необычно быстро. Когда ближний парашют был метрах в ста от земли, Гинтовт догадался, в чем дело. Он громко крикнул наблюдателям:
Ложись! Это мина!
Наблюдатели попадали на крышу. Спрятался за стеной и Гинтовт. И почти тотчас неимоверной силы взрыв. Со звоном вылетели оконные рамы, с треском распахнулись двери. Когда Гинтовт выглянул в окно, угловой четырехэтажный дом напротив был полностью разрушен. Во дворе матросы нашли парашют и смятый в лепешку «будильник» какой-то механизм хитрой конструкции.
О случившемся немедленно доложили в штаб ПВО города. Оттуда передали приказ оцепить сквер на Васильевском острове, куда упала вторая мина. Она не взорвалась. Флотские минеры разоружили ее и отвезли в специальное помещение. Находка была очень кстати: подобные «гостинцы» стали иногда падать на [7] фарватере, и надо было срочно найти методы борьбы с ними. Ученые помогли флотским специалистам раскрыть секрет новинки немецкой магнитной мины и разработать способы ее обезвреживания.
Разведка донесла, что в верховьях Невы гитлеровцы сосредоточили много морских мин. Нам было известно, что враг уже применял на реках плавучие мины для уничтожения мостов. По приказу командующего флотом на всех кораблях были открыты артиллерийские вахты с задачей уничтожать все подозрительные предметы, плывущие по течению. Перед кораблями поставили старые деревянные баржи мина натолкнется на препятствие и взорвется раньше, чем подплывет к кораблю. В нескольких километрах вверх по течению, за мостом имени Володарского, организовали специальные посты. Все эти меры дали свои результаты: мины уничтожались задолго до того, как они приближались к кораблям.
Рано наступившие холода сковали Неву льдом, гитлеровцы были вынуждены отказаться от плавучих «сюрпризов».
Артиллерийские вахты закрыли, посты за мостом имени Володарского ликвидировали. Минная опасность до весны сошла с повестки дня.
Итак, мы стоим на Неве. Плавбаза первого дивизиона «Смольный» ошвартована у гранитной стенки против Адмиралтейства, золотой шпиль которого затянут парусиновым чехлом. Здесь, неподалеку от гигантского деревянного ящика, укрывшего памятник Петру I в Александровском садике, удобно и прочно окопалась армейская батарея зенитных автоматических пушек. Такое соседство избавляет комендоров плавбазы от необходимости во время воздушных налетов открывать огонь из своих более слабых орудий. Лодки дивизиона рассредоточены от памятника Петру I до Дворцового моста.
Второй дивизион с его плавбазой «Иртыш» обосновался у набережной возле Летнего сада. Злые языки утверждают, что именно в этом, воспетом Пушкиным, саду осенью собирали листья, ставшие якобы основой табака, который сейчас мы курим, поэтому матросы называют его «Сказкой Летнего сада». Правда, другие [8] остряки придумали более короткое название «БТЩ». Есть у нас корабли «БТЩ» базовые тральщики. Но они к этому названию никакого касательства не имеют, так как табак «БТЩ» расшифровывается, словами «Бревна, тряпки, щепки». Подшучивают ребята над блокадным табаком, а курят. Уже то хорошо, что его хватает (вот хлеба бы так вдоволь!).
Третьему дивизиону с плавбазой «Полярная звезда» отведено место у Дворцовой набережной напротив Зимнего дворца. Четвертый со своей «Окой» на противоположном берегу, там, где теперь навечно установлена легендарная «Аврора». И наконец, пятый дивизион с плавбазой «Аэгна» расположился на Малой Неве между мостами Строителей и Тучковым.
Плавучие базы подводных лодок крупные и хорошо технически оснащенные корабли теперь не только наши жилища, мастерские и склады. На них возложены и другие функции, почетные и довольно обременительные. Плавбаза «Смольный» не зря стоит возле Адмиралтейства: она хоть и скупо, но снабжает электроэнергией это громадное здание, в котором разместились учреждения флота.
«Полярная звезда» обеспечивает электроэнергией, паром и водой Зимний дворец, в подвалах которого развернулся госпиталь. В залах остались тысячи картин, и для их сохранности необходимо поддерживать определенную температуру.
Подводники крепко подружились с директором Эрмитажа академиком Иосифом Абгаровичем Орбелли и его сотрудниками. Механик плавбазы старший инженер-лейтенант А. К. Савостьянов лично следит, чтобы в кабинете старого ученого было светло и тепло.
«Иртыш», на котором находится штаб бригады подлодок, стал запасной электростанцией Смольного. А пока штаб обороны Ленинграда не нуждается в ее услугах, плавбаза освещает и обогревает здание библиотечного института имени Н. К. Крупской, где теперь госпиталь.
Зима надвинулась ранняя и суровая. Сильные морозы начались задолго до того, как выпал снег. В городе иссякло топливо. На дрова разбираются деревянные дома Новой Деревни, полузатонувшие баржи на Неве. Сжигается мебель. [9]
Из-за недостатка электроэнергии стали насосные станции. Замерзли водопроводные магистрали. Даже хлебозаводы остались без воды. На помощь пришли моряки. Чтобы не сорвать выпечку хлеба, подводники несколько дней ведрами носили воду из Невы на завод. Тем временем мотористы-подводники восстановили дизеля и насосы водопроводной станции. Хлебозаводы получили воду.
На корабле заботы об электроэнергии, отоплении и воде всегда лежат на инженер-механике командире пятой боевой части. Нашему брату в ту трудную зиму крепко досталось.
Помощник флагманского инженер-механика бригады инженер-капитан 3 ранга Борис Дмитриевич Андрюк вызвал на «Иртыш» командиров БЧ-5 всех плавучих баз и потребовал доложить, как обстоит дело с топливом. Положение оказалось безрадостным: запасы мазута подходили к концу.
Что будем делать? спросил Андрюк.
Наступила длинная пауза. Первым прервал ее старший инженер-лейтенант Г. П. Кульчицкий, командир БЧ-5 «Смольного».
Насколько нам известно, горисполком разрешил разобрать деревянные трибуны стадиона имени Ленина, чтобы дать топливо хлебозаводам. А нам, может быть, разрешат разобрать торцовые мостовые. Их деревянные шашки просмолены на совесть и будут гореть отлично.
Опять тягостная тишина. Торцовые мостовые были гордостью Ленинграда. Выложенные из аккуратных деревянных шестигранников, они прочны и долговечны, а главное, хорошо заглушают шум.
Вряд ли ленинградцы поблагодарят нас, если мы сожжем мостовые, проговорил Андрюк.
Поднялся старший инженер-лейтенант А. К. Савостьянов.
Мазут на «Полярной звезде» кончился. Мы уже переделали котельную установку под твердое топливо. Но угля тоже мало: мы его берегли только для кузнечного горна. Мои кочегары начали потихоньку сжигать асфальт. Получается, хотя отходов очень много. Но асфальт добывать трудно: ломами долбим улицу.
Нет, это тоже не выход. [10]
Старший инженер-лейтенант Пирожный с «Иртыша» осторожно спросил:
А можно в крайнем случае соляр пустить на отопление?
Ни в коем случае! Соляр беречь для походов! За каждый килограмм дизельного топлива вы отвечаете головой. Ясно?
Ясно, отозвались механики. Но что же делать?
Искать уголь. Все кругом обшарить, пока снег неглубокий. Считайте это боевой операцией. Условно назовем ее «ЖН». Что означают эти буквы, открою потом.
В операции «ЖН» участвовали все офицеры, старшины и матросы пятых боевых частей. Поиски увенчались успехом. Савостьянов напал на целые залежи угля. Они оказались далеко за городом, под Невской Дубровкой, почти на линии фронта. Подступы к угольным кучам были на виду у противника, днем сюда пробраться и ползком не сможешь. Матросы все делали ночью. В темноте подгоняли машину, быстро загружали и отводили ее. Нередко, заслышав шум, противник открывал огонь из минометов. Моряки прерывали работу лишь в тех случаях, когда мины начинали рваться совсем близко.
Как-то я не выдержал и спросил Андрюка:
Борис Дмитриевич, что же такое «ЖН»?
А не пробовали сами догадаться?
Пробовали. Сообща голову ломали. Матросы несколько вариантов предложили: «Жизнь научит», «Жить надо»...
Борис Дмитриевич хитро прищурился.
Что ж, почти угадали матросы. Задумана операция была под девизом «Жизненная необходимость», а практически получилось «Железные нервы». А в общем, углем плавбазы теперь обеспечены на всю зиму. И добыли мы его сравнительно дешевой ценой: двух матросов лишь слегка задело осколками.
«Жизненная необходимость»! И как это мы сразу не догадались? Наверное, потому что этими двумя словами можно было охарактеризовать всю нашу работу в ту зиму. [11]
Охтенское море
В декабре фашисты особенно интенсивно обстреливали город. Мне запомнился хмурый морозный день. Снаряды ложились очень точно. Первый пробил лед в десятке метров от плавбазы «Смольный». Второй разорвался на гранитных плитах набережной, срубая осколками ветки обнаженных деревьев и усыпая оспинами стены Адмиралтейства. Третий взметнул фонтан льда и воды между плавбазой и подводной лодкой «С-7». Четвертый разбил большую деревянную баржу, стоявшую позади плавбазы. По мнению артиллеристов, пятый снаряд должен был угодить прямо в корабль, но противник неожиданно перенес огонь на середину Невы, где еще долго крошил взрывами лед, помогая нескольким голодным смельчакам добывать глушеную рыбу. Подводные лодки остались невредимыми. Просто удивительно: за всю зиму ни одна не получила значительных повреждений. Правда, от гидравлического удара треснула наружная топливная цистерна на «С-7». Экипажу лодки это, конечно, прибавило хлопот. А кочегары плавбазы обрадовались: хитроумной ловушкой они вылавливали из воды вылившееся топливо и сжигали его в топке парового котла.
Перед нами поставлена задача своими силами отремонтировать подводные лодки и подготовить их к навигации. Флагманский инженер-механик бригады Н. Ф. Буйволов собрал всех командиров БЧ-5 на плавбазе «Полярная звезда». Мы с удовольствием расселись в салоне, облицованном полированным красным деревом. «Полярная звезда» когда-то была царской яхтой. А в 1917 году на ней разместился революционный Центробалт. Позже это судно стало плавучей базой подводных лодок. Но шикарный царский салон остался, и мы с удовольствием нежимся здесь в тепле и уюте, которые в осажденном городе кажутся сказкой.
Условия для работы одинаково тяжелые на всех кораблях, сказал Буйволов, и все же наши лодки должны встретить весну в полной боевой готовности.
Он подробно разобрал ход ремонта на каждом корабле. Некоторым инженер-механикам изрядно досталось за плохую организацию работ. Трудности не принимались в оправдание они были равные у всех. [12]
А трудностей с каждым днем все больше. На заводах не хватает топлива, электроэнергии и сырья. Хотя оставшиеся в городе предприятия перешли на круглосуточную двухсменную работу (каждая смена по 12 часов!) и рабочие неделями не уходят домой, отдыхая прямо в цехе, все дается неимоверно дорогой ценой. Люди еле держатся на ногах. Рабочие получают по карточкам по 125 граммов хлеба в день. Мы, военные, чуть больше по 200 граммов. Причем хлеб такой, что находчивые мотористы советуют жевать с зазором в один миллиметр между зубами тогда не слышен хруст песка. Да вот беда жевать-то нечего!
Напряженная работа в насквозь промерзших отсеках подводных лодок могла бы измотать матросов и старшин даже при нормальном питании, а теперь они тают на глазах. Но никто не ропщет. Люди стараются изо всех сил. Кто выдыхается вконец падает возле механизма, лежит пять десять минут, а потом снова поднимается и за работу. Старшина мотористов послал матроса снять клапан за дизелем. С большим трудом тот забрался в узкое пространство, отвернул нужную деталь, а выбраться назад уже не смог. На помощь ему полез второй матрос, но вытащить товарища не хватило сил. Пришлось объявить аврал в дизельном отсеке. Общими усилиями мы извлекли обоих бедняг на свет божий.
Я похудел на 17 килограммов и вешу теперь 53 кило. Но чувствую себя еще сносно. Как это ни странно, первыми у нас сдали богатыри вроде инструктора легководолазов Д. Пономаренко, двухметрового гиганта, от рукопожатия которого каждый приседал до земли. Недостаток питания для его огромного тела особенно ощутим. Пономаренко слег.
Врачи все чаще стали выносить диагноз: дистрофия. Это страшная болезнь. Самое ужасное, что иммунитет к ней не вырабатывается и прививок против нее не придумать.
«Дистрофия алиментарная нарушение общего питания организма главным образом вследствие длительного недоедания», вычитал я в справочнике. Определение короткое и исчерпывающее, но от того, что я узнал его, мне легче не стало.
Хорошо, что нам хоть удается избежать неразлучной [13] спутницы дистрофии цинги. Врачи каждый день потчуют нас хвойным настоем. Принуждать никого не приходится. Матросы, налив кисло-горькую жидкость, не упускают случая чокнуться кружками и пожелать друг другу здоровья.
В отсеках подводной лодки зверский мороз. Только в центральном посту теплится камелек крохотная жестяная печурка. Сюда забегают матросы погреть руки. От камелька и коптилок оседает на приборах сажа неслыханное дело на боевом корабле, где каждая медяшка раньше горела пламенем.
Я все-таки свалился. Недели две пробыл в госпитале, потом лежал в каюте плавбазы. Лежу, злюсь на себя. Так не вовремя!
Вдруг дверь раскрывается, и матросы втаскивают в каюту масляный насос. Командир отделения мотористов старшина 2-й статьи Дмитрий Канаев объясняет: надо решить, что делать с «этой дурой». Матросы прямо в каюте разбирают механизм. Канаев одну за другой показывает мне детали. Мы щупаем, измеряем их и определяем, ставить ли на место или заменять новыми.
К нашей гордости, мы первыми привели двигатели в порядок. Инженер-механик первого дивизиона И. Р. Рамазанов пришел к нам, чтобы лично проверить качество ремонта. Пробный пуск получился блестяще: оба дизеля завелись, как говорится, с пол-оборота.
Канаев сиял от похвал дивизионного механика, светились радостью и все остальные мотористы.
А в штабах проходят игры. Дивизионные специалисты с утра до ночи сидят над картами, справочниками, прикидывают, вычисляют. Штурманы прокладывают курсы будущих походов. Саша Ильин прибежал ко мне.
Слушай, друг, сколько времени тебе понадобится на полную зарядку батареи после подводного перехода в эту точку? Он ткнул карандашом в развернутую карту.
Бросаю все дела, начинаю строить график. Даю готовый расчет. Ильин убегает, а через двадцать минут опять теребит меня:
А если мы всплывем вот тут?
Снова все пересчитываем, снова чертим. Десять раз проверяем каждую цифру. Тратим уйму времени. Но я не сержусь на товарища. Он намечает маршрут корабля. [14] В походе малейший просчет будет грозить гибелью. и мы еще и еще раз перебираем все возможные варианты, ищем наиболее удачный.
А потом приходит дивизионный минер Дорофей Винник. Он разрабатывает маневр для минных постановок, порядок послезалпового маневрирования, способы уклонения от глубинных бомб противника.
Напряженно работают связисты, уточняя таблицы условных сигналов, режимы радиопередач.
Потом все эти расчеты обобщат командиры, проверят на штабных учениях, и только тогда оформится решение, которое станет основой боевого приказа.
Ремонт продолжается. В промасленных ватниках, чумазые, как черти, матросы копошатся в тесных отсеках. Вот когда воочию убеждается каждый, насколько плотно набита подводная лодка всевозможными механизмами. И как только они умещаются в ней! И все их нужно проверить, отрегулировать, отремонтировать...
Невпроворот дел внутри корабля. И все-таки здесь еще не самое трудное: на все можно взглянуть глазом, все пощупать рукой. Хуже с подводной частью корпуса. Доков у нас в Ленинграде нет. Все корпусные работы проводим на месте. Достается нашим водолазам. Во льду прорубаем полынью. На пронизывающем ветру старший краснофлотец Пискунов облачается в скафандр, опускается в черную воду. Последнее, что я вижу, красные от мороза пальцы, вцепившиеся в гладкий, как зеркало, лед. Но вот и они скрываются в проруби. Старшина 1-й статьи Голенко «стоит на сигнале» расправляет резиновый шланг и сигнальный конец. Мичман Виктор Юркевич сидит с наушниками на голове и микрофоном у рта. Оба озябшие, посиневшие. Неподалеку от них два матроса крутят рукоятки воздушной помпы.
Водолаз докладывает, что у правого гребного винта одной лопасти нет вовсе, а две другие сильно погнуты, обломано ограждение кормовых горизонтальных рулей. Юркевич велит ему перейти на левый борт. Голенко начинает заносить туда шланг и вдруг кричит:
Полундра, мичман!
Не ори! утихомиривает его мичман. Водолаза напугаешь... [15]
А сам уже говорит в микрофон как можно спокойнее:
Пискунов, выходи. Выходи, говорю. Но спокойствия хватает ненадолго, и мичман повышает голос: Говорят тебе, бросай все! Да нет, тебя никто не тянет. Это шланг льдина зацепила. Давай скорее наверх. Но осторожнее: следи за льдом!
Лодка подается под натиском льда. Натянулись, заскрежетали стальные швартовые тросы. Полынья у борта корабля сужается на глазах. Водолаза едва успевают вытянуть из нее. На шум прибежал Рамазанов:
Прекратить сейчас же работы!
Дня два он не пускал водолазов под лед. А потом они снова, сменяя друг друга, стали уходить в холодную темную воду. Сняли с валов тяжелые винты. Матросы лебедкой подняли их на палубу. Винты искорежены так, что смотреть страшно. Стали ломать голову: что с ними делать? Запасных винтов на бригаде мало, каждый на счету.
На наше счастье, в это время к нам пришел с сухопутного фронта Осип Григорьевич Брянский, в прошлом старший конструктор завода «Судомех». После контузии он отлежался в госпитале, и теперь его прислали на флот, в родную стихию. Назначенный на должность начальника мастерских, Брянский по приказанию Рамазанова принялся за освоение газовой сварки цветных металлов. Аппаратуру достали на «Красном выборжце», карбид на заводе «Судомех». Кислород поставляет нам Балтийский завод.
Но дело долго не клеилось. Бронзовые швы получались пузырчатыми, непрочными. Чего мы только не делали! В качестве подложки испытали кирпич, асбест, паранит, керамику. Все без толку.
Без графита ничего не получится, сказал Рамазанов. Ищите его!
А где его найдешь в блокадном городе! Обшарили свое хозяйство все лодки и плавбазы. Нет нигде. Обошли соседние заводы. Нет! Разыскали там, где-меньше всего можно было ожидать, в Александро-Невской лавре. Кто и зачем привез сюда эти черные тяжелые плитки? Видно, приняли за уголь, на топливо хотели пустить. А они не горят...
Графит привезли на «Смольный». Сварка наладилась. [16] Шов получается ровный и прочный. Раньше мы старались выправить каждую лопасть винта, как бы она ни была помята. Теперь расхрабрились: просто отрезаем деформированную часть и привариваем новую. Но хлопот с винтами, конечно, оставалось еще много. Винт нужно довести до лекального профиля, отполировать каждую лопасть, а затем отбалансировать. Матросы вручную напильниками опиливают неподатливую бронзу, пока она не приобретет нужной формы. Работу ускорили, применив пневматический инструмент. Но это в несколько раз увеличило расход сжатого воздуха. Старенькие, изрядно потрепанные компрессоры, имеющиеся на плавбазе, то и дело выходят из строя. Инженер-механик «Смольного» Кульчицкий пожаловался Рамазанову:
Ибрагим Рамазанович, что же это получается! Мастерские расходуют сжатый воздух, а у меня по штату им воздух не положен. Вы же знаете, что наши компрессоры предназначены только для накачки воздуха в торпеды. Сейчас же мы гоняем бедные машины и днем и ночью. Манжеты летят так, что едва успеваем менять их. За зиму разобьем компрессоры, а летом нечем будет накачивать торпеды!
Рамазанов вздохнул, сочувственно покивал головой, но сказал совсем не то, на что рассчитывал Кульчицкий:
Мастерским воздух давать. Компрессоры держать в исправности. Фибровые манжеты к ним научитесь делать сами. Не будут работать компрессоры строго взыщу с вас. Так и знайте!
Уходя от дивмеха, Кульчицкий почесывал затылок и ворчал:
Нажаловался на свою голову...
Для ремонта кораблей требуется то одно, то другое. На некоторых лодках нужно сменить аккумуляторы. Где их взять? Узнали, что осенью несколько вагонов с аккумуляторами должны были отправить в тыл. Успели ли они проскочить на Большую землю? Никто этого не знал.
Местные власти разрешили нам осмотреть оставшиеся неотправленными эшелоны. В управление железной дороги послали мичмана Московкина, нашего специалиста по аккумуляторам. Там его «обрадовали»: на [17] путях осталось 2177 груженых вагонов. Что в них железнодорожники не знают: документация утеряна. Представитель отдела подводного плавания штаба флота инженер-капитан 3 ранга А. К. Васильев, помфлагмеха инженер-капитан 3 ранга Н. И. Голенбаков и А. О. Московкин в мороз и вьюгу лазали по заваленным сугробами путям, вскрывали вагоны, осматривали их и снова пломбировали, ставя мелом условный знак, чтобы второй раз не соваться сюда. Работали много дней. Порой падали от изнеможения. И все же нашли. В вагонах оказалось шесть новых аккумуляторных батарей для разных типов подводных лодок. Вывезти через рельсы и сугробы 360 тонн этого хрупкого и громоздкого груза было нам не под силу. Отложили до весны.
Несмотря на трудности, ремонт шел успешно. Мы гордились тем, что наша лодка закончила его одной из первых. Рамазанов облазил весь корабль. Опробовали каждый механизм. Дивмех остался доволен.
Теперь мы стали нажимать на боевую подготовку. Но вскоре темп тренировок пришлось снизить: изнуренные недоеданием люди быстро устают. Стало ясно, что выпускать в море таких заморышей нельзя. С радостью воспринимаем известие, что экипажи лодок за 10 дней до похода будут переводиться на усиленный автономный паек. Матросы отнеслись к этому решению восторженно, словно им вручили бесплатные путевки в самый лучший санаторий.
Чуть пригрело солнышко и фашисты ожили. Весь апрель они беспрерывно обстреливали город. На стенах домов появились памятные ленинградцам надписи: «Граждане! Эта сторона улицы при артиллерийском обстреле наиболее опасна». Фашистская авиация тоже стала появляться в воздухе. Но все более успешно ее перехватывают краснозвездные истребители. Один вид их уже вселяет в нас бодрость.
Участившиеся обстрелы вынудили и нас перевести корабли в более безопасное место. Для этого надо было развести мосты. Выделили специальный отряд матросов. Механизмы мостов, к которым с самой осени никто не прикасался, капризничали, отказывали. Подъемные части Дворцового моста мы так и не смогли развести до конца. Когда проводилн под ними плавбазу «Смольный [18] «, задели за пролет гротстеньгой. Верхняя часть огромной мачты во тьме (корабли переходили на новую стоянку только ночью) полетела вниз, круша все на своем пути. К счастью, никого не задело. Замечу сразу же, что через три дня на «Смольном» красовалась новая гротстеньга. Она так сияла свежей краской, что шутники упрашивали кочегаров:
Дымите погуще, надо закоптить это золото, а то фашисты сразу его засекут, все снаряды сюда полетят.
Но больше всего мы опасаемся за только что оборудованную станцию размагничивания. Дебаркадер, на котором она разместилась, так нарядно покрашен, что в глазах рябит. Станция размагничивания детище начальника техотдела флота инженер-капитана 1 ранга Н. Н. Кудинова, его гордость. Он сам следит за ее работой.
На станцию размагничивания мы возлагаем большие надежды: она должна сделать подводные лодки неуязвимыми для магнитных мин. И надо сказать, надежды эти во многом оправдались.
Как-то я заглянул к Ильину. Дивизионный штурман что-то чертил на карте.
Что это ты делаешь?
Обозначаю границы моря.
Какое же тут море? Это же Нева!
В этом месте она больше не река, а море, «Охтенское море».
Название сам придумал?
Ничего я не придумывал. «Охтенское море» уже фигурирует в наших оперативных сводках. Это наш полигон.
Новоявленное море тесно кусок реки между Литейным и Охтенским мостами, вдобавок формой своей напоминает крюк подъемного крана. Здесь сильное течение обстоятельство, совсем не подходящее для полигона, но зато глубины достигают 15–18 метров.
В штаб бригады посыпались заявки на «Охтенское море». С вечера до утра «малютки» и «щуки» бороздят эту лужу, погружаются и всплывают, часто с большим дифферентом на нос или корму сказывается неопытность трюмных и рулевых. Прошла через полигон и «М-97». Маленькая, юркая, она ныряла и снова выскакивала [19] на поверхность, словно резвящаяся утка. Мы и не догадывались тогда, что именно этой «малютке» под командованием капитан-лейтенанта Н. В. Дьякова выпадет честь стать первой ласточкой, проложить в море путь остальным лодкам.
Подводники жили ожиданием больших походов. [20]