Мечты, мечты...
Сколько на свете ни живешь, все кажется, что по-настоящему еще не жил, а лишь собираешься жить, что настоящая жизнь еще впереди и наступит она тогда, когда сделаешь вот это, это... И каждое это мечта.
...В ранние утренние часы бывает особенно сладкий сон. Но в то воскресное утро мне было не до сна готовился к очередному госэкзамену по математике. Даже последние известия по радио слушать не стал.
А в короткие минуты отвлечения мечтал: «Вот уже пятый год и зимой, и летом приезжаю я в институт на сессии студентов-заочников... Закончу пойдет совсем иная жизнь! Новое лето новый маршрут... За всю жизнь не изъездишь нашу широченную страну... Ой как много значат эти четыре заглавные буквы СССР!»
А было то воскресное утро 22 июня 1941 года.
Еще раз повторил все формулы в уме. «Извольте не сомневаться, уважаемый Сергей Павлович, знаю!»
А солнце свое дело тоже знает: миновав свою верхнюю кульминацию, оно разменяло уже и вторую половину дня.
Наскоро закусив, отправился я в институт. Он занимал здание бывшего коммерческого училища за Тюменкой, на высоком берегу Туры. [4]
Вышел на улицу Республики. Солнце все еще пекло. Ослепительно яркое солнце! И я вспомнил: «Ведь сегодня летнее солнцестояние солнцеворот!» Влился в людской поток. Встречные и попутные необычно оживленно разговаривают: одни возбужденно и громко, другие озабоченно и тихо. Я прислушался. И вдруг из этого, в общем-то неразборчивого, гомона людей ясно выделилось и резануло слух страшное слово «война». Я непроизвольно ускорил шаг, а потом, уже не прислушиваясь к прохожим, побежал. В голове сумбурно переплетались мысли: «Экзамены... Война... Семья...»
Через несколько минут я был уже в кругу своих товарищей на просторном балконе институтского здания, куда часто выходили студенты, чтобы «обменяться речами», посмеяться, покурить...
Слыхал? Добавился еще один экзамен! наперебой сообщали мне друзья. Его, наверно, и придется в первую очередь сдавать.
Да-а... «Мечты, мечты! Где ваша сладость?» вспомнились вдруг пушкинские слова.
А внизу, под обрывистым берегом, как и прежде, мирно течет Тура. За ней, как грудные дети к матери, плотно прижались к земле деревянные домики заречной стороны города. Вдали, около пристани, как всегда, протяжно гудит пароход, выдыхая серые кружева дыма...
Все так же, но вроде уже и не так... Какая-то невидимая грозная туча вдруг бросила на все это свою холодную тень...
Быстро в городе началась перестройка жизни на военный лад. В другое здание эвакуировался наш институт, уступив свои аудитории госпиталю.
Заочники, являющиеся военнообязанными, разъехались по домам: каждый должен явиться в свой военкомат. Уехали, конечно, мужчины. И все факультеты поэтому вдруг оказались женскими. Да и женщины-то остались только те, которым некого было собирать в армию. [5]
Я приехал домой ночью. Но поселок не спал: в окнах огни, на улицах непривычное для этого времени движение.
В моих окнах тоже огонь. Я брякнул щеколдой калитки. Открыла дверь в сенках жена...
Жизнь на военный лад перестраивалась не только в государстве, но и в каждой семье: одна уже проводила кого-то, другая только собиралась провожать.
Подчинившись нетерпению, утром следующего же дня я пошел в поселковый Совет. И вместо ожидаемой повестки получил «бронь».
Заручившись согласием семьи, я поехал обратно в институт. Вернулись и все мои однокурсники. Впрочем, всего-то нас было шестеро мужчин. Очень многие с годами отстали и «рассеялись».
А не зря ли мы приехали? Ведь все равно возьмут на фронт, а там... высказался один.
Что там? Убьют! Не-ет, так рассуждать не резон! Государство наше будет жить! И ты пока живой. А живой должен думать о жизни! Учились пять лет и, не получив диплома, бросить институт это не резон!
С последним согласен был и я: госэкзамены надо сдать.
Так и решили все.
...Полтора месяца сидения над книгами и конспектами прошли незаметно.
И вот госэкзамены сданы. Получены заветные синие корочки диплом.
Осуществленная мечта это тоже победа. А праздновать ее будем вместе с главной победой с победой над врагом.
Тысячами километров отделялась от фронта Сибирь, а фронт был вроде как рядом. И близость его ощущалась все больше и больше. В местный госпиталь прибывало [6] все больше раненых. То в один, то в другой дом заносила горе «похоронка».
Смерч войны катился на восток. Враг угрожал Москве. Из столицы эвакуировались правительственные учреждения. Все это страшно волновало людей. У каждого, как зубная боль, стоял в голове вопрос: «Неужели наши не отстоят Москву?» Обнадеживающими и ободряющими были известия о том, что Государственный Комитет Обороны во главе с товарищем Сталиным остается в Москве.
В конце 1941 года сводки Совинформбюро уже радовали первыми успехами советских войск на фронтах. Провалился план Гитлера захватить Москву. Рухнул и весь его план «молниеносной» войны.
У советских людей крепла вера в победу над врагом. Но сил и средств от нашего народа требовалось еще много. Заповедью жизни стал лозунг: «Все для фронта!»
В нашем поселке создан военно-учебный пункт. После работы в школе, потуже затянув ремень, ухожу туда и я. Изучаем винтовку, пулемет, гранату, противогаз... Учимся ходить в строю, учимся и петь (какой строй без песни!):
Расцветали яблони и груши,Приемы штыкового боя, способы борьбы с танками... все входит в программу, рассчитанную на 110 часов.
Занимаемся в любые морозы. А сибирской зиме их не занимать.
Погреться бы... Холодно... проронит кто-нибудь свою думку вслух.
А на фронте не холодно? ответит командир.
И никто с ним не спорит:
Да-а, там погреться негде: снизу мерзлая земля, а сверху холодное небо... [7]
Где-то в середине января 1942 года закончил я и этот «институт». А шестого февраля предстал перед военно-медицинской комиссией.
Годен к строевой службе! сказали мне. Завтра в десять утра быть на сборном пункте райвоенкомата. Волосы обстричь под машинку. Ясно?
Ясно!
В парикмахерской очередь.
Приспичило же всем в один день подстригаться! громко высказался один из вновь вошедших.
На него вначале зашикали, но тут же поняли, что «дядя» шутит.
На полу росла куча волос. Скоро свалились в нее и мои. А впереди почти сутки... «Домой!» решил я.
Вечером спрыгнул с подножки вагона на своей станции...
С женой проговорили всю ночь: советы, наказы с той и с другой стороны без конца... Незаметно подошло утро пора прощаться.
Присядь... Дорога-то дальняя... тихо сказала жена.
Подошли дети (их трое). Двухлетнего малыша я взял на колени. Прижавшись губами к его шелковистой головке, не удержался всплакнул. Молча сгоняла слезы жена (хотелось, чтобы спокойнее перенесли это расставание дети). Наполнились влагой глаза дочурки. Крупная капля покатилась по ее розовой щечке и растаяла на моей руке. Милым пухленьким кулачком вытирал глазенки старший сын...
А через несколько минут товарный поезд уносил меня в неведомую даль. [8]
Пути солдатские
На сборный пункт прибыл я вовремя. Пестрая масса людей, ожидая команды, стояла в строю. Спину каждого прикрывал увесистый «сидор» котомка с домашней едой.
Р-равня-айсь!... Смирно! Шаго-ом... арш!
Идем к вокзалу. Встречаемся с заплаканными глазами женщин. Слышим прощальные возгласы мужчин:
Счастливо, друзья!
До скорого свиданья!..
Неприветливо встретил нас холодный товарный вагон. Со скрежетом, от которого побежал по телу озноб, открылась его широкая дверь, а на пороге повисла железная стремянка. «Пожалуйте! Влезайте!» беззвучно приглашала она.
«Да-а... Не о таком вагоне я мечтал!»
Ночь... Ритмичный перестук колес... Подавленные дремотой, словно к чему-то прислушиваясь, будущие солдаты молчат.
Но вот поезд встал.
Кончай ночевать! Выходи строиться!
Толкая друг друга мешками, люди выскакивали из вагонов.
Построились. Пошли.
Шире шаг!.. Не растягиваться!.. Подтянись!
Вспотевшие и запыхавшиеся, через полчаса мы были уже в лагере.
Город землянок. Не бывал я до этого в подобном «городе» никогда. Всматриваюсь в него с интересом. Землянка... Снаружи это большой земляной вал. Словно гигантский крот прополз тут под земной поверхностью и приподнял ее над собой.
Первое место новобранца карантинная рота. Не миновал этого места и я. Место, прямо скажу, неинтересное: [9] солдат не солдат, потому что в гражданском, и рабочий не рабочий, потому что все-таки в строго.
Другое дело учебный батальон.
Старшина минроты, по званию младший сержант, в первый же день привел новичков в баню, чтобы снять с них гражданский наряд, смыть карантинную «корку» и одеть в солдатское обмундирование.
Жару в бане мало. Тесно. Брусочек мыла размером с ириску я сразу же потерял: выскользнула «ириска» из руки, упала на деревянный пол и мигом скрылась в широкой щели. Но помылись.
Обмундирование получили старое, уважительно именуемое «бывшим в употреблении» или просто «БУ».
Мне достались: длинная шинель, великоватая шапка-ушанка и не по ногам большие ботинки. Все казалось страшно неудобным. Ремень из пряжки выползал, его то и дело приходилось подтягивать. Ботинки на моих маленьких ногах болтались. Шапка беспрерывно сползала на глаза. Обмотками старшина не обидел никого: у всех они были одинаковые по два с половиной метра на каждую ногу.
Оказавшись после бани на ветру, я сразу ощутил, как привольно загулял под моей «БУ»-шинелью холодный воздух февраля. А старшина был неумолим он никому не разрешил оставить на себе что-либо домашнее:
Все так одеты, и никто еще не замерз!
Возражений быть не могло пререкаться с начальством не дозволено. Все наше гражданское захлопнулось в неприступной каптерке старшины.
К солдатскому обмундированию я постепенно привык. Мучился только с ботинками. Однажды в утренней темноте громогласный дневальный «запел»:
Подъе-о-ом! [10]
Полетели вверх шинели. Запрыгали с нар солдаты, засопели над ботинками...
Выходи на зарядку! уже скороговоркой скомандовал дневальный.
Бегом! Бегом! подгоняли нас младшие командиры.
Через одну минуту все люди стояли в строю. Положенное место в первой шеренге занял и я. При беглом осмотре командир задержал свой взгляд на моих ботинках и схватился за бока от смеху: носки их «смотрели» в разные стороны. Сам я этого в потемках не заметил, потому что ногам-то все равно так и так болтаются. Последовала команда: «Быстро переобуться!» Я побежал в землянку, выписывая причудливые кривые длинными носками своих осмеянных «штиблет».
Начались занятия по расписанию.
Основной предмет нашей программы миномет. Увидел я это оружие впервые и ничего, кроме названия, о нем не знал. «Оказывается, чтобы подняться в военных знаниях на какую-то командирскую ступень, начинать надо с самых азов!» прикидывал я про себя.
Учиться начали прилежно.
Во-первых, узнали, что минометы есть ротные, батальонные и полковые. Более подробно ознакомились с батальонным. Но учеба здесь для меня, как и для многих других, оказалась только началом. Продолжать ее пришлось уже в другом месте.
«Трудно в ученье легко в бою»
Н-ское военное училище. Семнадцатая минометная рота. Личный состав роты очень неоднороден: есть в ней и молодые люди, только что выбившиеся из подростков, и пожилые, прошедшие уже солидный жизненный путь. Разные [11] все и по образованию: рядом с окончившими семилетку стоят в строю курсанты со средним образованием и даже с институтскими дипломами.
По географическому признаку большинство курсантов нашего набора составляют уральцы и сибиряки.
А наши начальники?
Командир взвода лейтенант Суворов только перед нами окончил это же училище. Общее образование семилетка, возраст в пределах двадцати лет, физически здоровый юноша. Общевойсковую подготовку знает хорошо, отлично «печатает» шаг, на фронте не был.
Командир отделения сержант Чухарев до училища отслужил в армии, образование тоже около семи классов. В обращении с подчиненными грубоват, но службу армейскую знает хорошо. На фронте тоже не был.
Н-ское училище это уже не город землянок, а город деревянных казарм. Нары тоже двухэтажные, но на них не березовые маты, а настоящая чистая и удобная постель.
Заменилось новым обмундированием и все наше «БУ».
Всем понравилась городская баня: светлое и просторное помещение, широкие скамьи (посиди и полежи), много всякой воды, душ... Ходили мы в эту баню аккуратно раз в десять дней.
Хорошая в училище столовая. И кормили неплохо. В домашних условиях я с такой нормой и не справлялся бы. Но здесь справлялись все, не был исключением и я. Огромная физическая нагрузка давала о себе знать.
Поход в столовую всегда был для нас приятным отдыхом. Поход в баню праздник. Всеми этими «походами» руководил старшина роты Холодняк.
Интересный был человек этот старшина. Говорят, все [12] украинцы природные командиры и песенники. Наш старшина вполне это утверждение оправдывал.
Семнадцатая рота всегда ходила с песней. Запевал сам Холодняк. Но, прежде чем запеть, он настроит шаг роты, чтобы колонна шла строгим прямоугольным параллелепипедом. В случае малейшего непорядка подаст голос:
Закача-а-лись!.. Н-на месте!.. Р-раз два! Р-раз-два! Пр-рямо!.. Всем петь!
Старшина запевает... Рота дружно подхватывает припев. А запевала в это время проверяет, все ли открывают рты.
Курсант Дарвин! Почему не поете?
Не могу, товарищ старшина!
Что значит не могу? Пойте!
Подскочив к «симулянту», старшина навострил свое ухо, чтобы послушать.
Дарвин запел...
Замолчать! сразу вскипел старшина, безнадежно махнув на курсанта рукой.
А Дарвин действительно не мог петь он совершенно не обладал музыкальным слухом и «пел» все на одной ноте.
Вся жизнь в училище регламентируется строгим распорядком дня. Бодрствование начинается с шести часов утра и длится весь день. Лишь ровно в 23 часа раздается желанная команда: «Отбо-о-ой!»
С этого момента на всей территории училища воцаряется мертвая тишина. Бодрствует только наряд.
Спалось так крепко, что не виделось никаких снов. На который бок вечером ляжешь, с того же утром и вскочишь. Семнадцать часов напряженных занятий лишь с кратковременными перерывами самое верное средство от бессонницы.
Выспался или не выспался, отдохнул или не отдохнул, ровно в шесть утра будит другая команда: «Подъем!» [13]
Словно облитые холодной водой, вскакивают все. А младшие командиры уже на ногах (их поднимают на несколько минут раньше) и вполголоса вторят дневальному: «Подъем! Подъем!»
Мы натягиваем брюки, ботинки... Самое трудное обмотки: пять метров на обе ноги надо намотать за какие-нибудь одну-две минуты. А в тесноте толкнешь соседа невзначай, выбьешь из его рук обмотку, и зазмеится она по полу, раскручиваясь и путаясь в ногах у других. «Несчастный» сосед ловит свою обмотку и, поспешно наматывая ее на ногу, думает лишь об одном: «Не опоздать бы в строй!»
Не нравились нам обмотки. Но недаром говорят: «Нет худа без добра». Добрым словом поминали мы эти обмотки, когда ходили на тактические занятия по глубокому снегу уже обутые в сапоги. Провалишься глубже колена в снег и зачерпнешь его полный сапог. Ложись тогда на спину, задирай ноги вверх и вытряхивай. «То ли дело в ботинках с обмотками! Ни одна снежинка не попадет».
Трудно было нам, но не легче приходилось и командирам заниматься с таким «разношерстным» составом людей. В одинаковом обмундировании лейтенанту Суворову мы казались одинаковыми во всем. Со всех он одинаково и спрашивал, невзирая ни на возраст, ни на образование, ни на силу: все должны были отлично ходить, быстро бегать, хорошо ползать, прыгать, стрелять, петь... Фактически же успехи у людей, конечно, были разные: кто прекрасно успевал в одном, тот слабее оказывался в другом, и наоборот.
А занимались, не признавая никаких выходных дней. Выходные отличались от обычных лишь тем, что для них не было расписания: в одно воскресенье копаем котлован, в другое стираем обмундирование...
Первое Мая провели на полигоне стреляли из винтовок и наганов. Эти стрельбы входили в программу [14] боевой подготовки, но для праздника занятие вполне подходящее: интересное и неутомительное, всеми овладевает дух соревнования, каждый старается выбить наибольшее количество очков.
За стрельбу из винтовки как бывший охотник и «Ворошиловский стрелок» я не боялся. Из нагана же я раньше никогда не стрелял. Лишь маленький навык в стрельбе из него приобрел здесь, в училище, поэтому не было твердой уверенности в успехе. Но тут «помог» своему курсанту командир. Когда я уже изготовился и начал целиться, Суворов подскочил ко мне и под самое ухо громко шепнул: «Только не попади... твою мать!»
Я выстрелил.
Отлично! крикнул он, увидев пробоину в центре мишени, на черном кружке.
Так и бей! воодушевлял он меня.
Второй и третий выстрелы оказались менее удачны, но общий итог 27 очков из 30 возможных вполне устраивал и командира и меня.
По окончании стрельб перед строем Суворов объявил мне благодарность.
Служу Советскому Союзу! бодро ответил я.
Но, вернувшись на свое место в строй, про себя думал: «Не уверовал бы серьезно в волшебную силу такой «помощи» мой командир! Человек-то ведь он молодой...»
Главное наше оружие миномет. Овладеть им будущие офицеры-минометчики должны в совершенстве. На первом же занятии преподаватель артиллерии нам сказал:
Вам надо знать не только материальную часть, боевые и тактические свойства миномета, но и теорию стрельбы. А она, эта теория, есть часть артиллерийской науки вообще и базируется на теории вероятностей. Теория стрельбы помогает наиболее правильно и эффективно решать огневые задачи. [15]
Эти ученые слова многих из нас, так сказать, ошарашили: «Высшая математика... А кто ее знает?» Но преподаватель переключился на историю:
Первые минометы были созданы в России во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Они успешно применялись русскими войсками при обороне Порт-Артура. Уже в более широких масштабах использовались минометы в первой империалистической войне 1914–1918 годов. К этому времени они появились и в других странах, в частности в Германии. Но все иностранцы при создании своих минометов воспользовались русским опытом. Очень большую роль играют минометы в нынешней войне...
После этой лекции среди курсантов вспыхнул спор. Один говорит:
А зачем она мне, эта самая теория? Стрелять научусь, и точка! Фашистов бить и без теории можно, только мин побольше давай..
Другой возражает:
Для солдата точка, а для офицера запятая. Офицер должен знать больше, так же как врач знает больше, чем его больной. Больной принимает прописанные врачом таблетки и точка. А врач знает еще и то, почему эти именно таблетки он прописал, а не другие...
Спорить спорили, но как познать теорию, так и овладеть практикой стремились все: внимательно слушали лекции, записывали (учебников-то не было) и учили.
На одном из занятий преподаватель объяснил нам, что такое эллипс рассеивания:
Допустим, из одного и того же миномета при одних и тех же установках и других равных условиях сделано 100 выстрелов. Как правило, каждый из 100 разрывов произойдет в своей точке. Все эти точки займут некоторую площадь. Оказывается, эта площадь всегда ограничена эллипсом. Вот этот эллипс и называется «эллипсом [16] рассеивания». Эллипс имеет центр, в котором пересекаются две его оси симметрии. Отклонения разрывов от этих осей и по дальности, и боковые равновероятны. Таков закон.
Преподаватель нарисовал на доске эллипс, усеянный точками.
Вот это интересно... вырвалось вдруг из тишины.
А преподаватель продолжал:
Представьте себе, что вы построили параллельный веер из двенадцати минометов. Минометы поставлены в линию с интервалом в 10 метров. И повели беглый огонь. Мины каждого миномета будут разрываться на площади своего эллипса. Получится 12 огненных эллипсов. И они будут или касаться друг друга, или несколько перекрываться, или на метр-другой отступят эллипс от эллипса.
Преподаватель тоже показал это на доске.
Кружево! опять заметил кто-то из курсантов вслух.
Преподаватель подтвердил:
Правильно: кружево эллипсов. Но это эллипсы не геометрические, а огненные, поэтому можно назвать эту картину «Кружевом огненных эллипсов». Вот если вы накроете врага этим «кружевом» ваша огневая задача выполнена...
Что ж скажешь теперь? Нужна тебе теория или нет? осаждали того несогласного все.
Да-а... теория интересная, уклончиво отвечал он, только вот насчет эллипса получше бы узнать...
Ага! Значит, заинтересовался? Могу объяснить, предложил я.
О-о, математик! Давай! Давай!
Эллипс слово греческое... только теперь уже не вспомню, как оно переводится на русский, надо в словарь иностранных слов заглянуть... [17]
Ла-адно, в словарь заглянем потом! торопили меня все. Рассказывай, что знаешь, без словаря!
И я продолжал:
Эллипс, как вы уже сами видели, замкнутая кривая линия. Математика дает ей свое строгое определение. А не вдаваясь в дебри математики, можно сказать так: эллипс это растянутая окружность. Представьте себе круглый стальной (упругий, значит) обруч. Вот если этот обруч несколько растянуть (вдоль диаметра), то и получится эллипс. А чтобы его начертить, достаточно иметь в руках нитку, две иголки и карандаш...
Э-э, такое хозяйство у нас есть!
Действительно, нитка да иголка у курсанта всегда при себе. Мигом все это «хозяйство» появилось на столе...
Я показал.
О-о! Так это ж совсем просто!
И каждый из курсантов тут же дополнил таким эллипсом свой конспект.
С каждой новой лекцией интерес к миномету возрастал. Даже и носить-то его стало вроде легче. А сопутствовал миномет нам всегда. Без него мы ходили только в баню и столовую.
Практические занятия по огневой подготовке проводили командир взвода, его помощник и командиры отделений. Занимались обычно в близлежащем лесу. А чтобы попасть в этот «наш» лес, надо миновать деревеньку, спуститься с горы, пересечь речку по мосту и снова подняться на гору вот тут и шумит «наш» лес.
Чаще каждый минометный расчет занимался самостоятельно под руководством своего командира. Четыре отделения четыре команды: в одном слышится «заряд!», а в другом уже «прицел!» и т. д. словно перекличка утренних петухов.
Если проследить только за одним расчетом, то картина будет выглядеть примерно так: [18]
К бою! командует командир.
И каждый курсант занимает свое место у миномета.
Заряд!.. Прицел!.. Угломер!..
Больше хлопот у наводчика: он вращает ручки то поворотного то подъемного механизма, а сам смотрит и на прицел, и на угломер, добиваясь точной наводки. Наконец:
Готово!
Огонь! командует командир.
Заряжающий «опускает» мину в ствол и кричит:
Выстрел!
Отбой! снова командует командир. Расчет, в укрытие!
Весь расчет как можно быстрее покидает огневую позицию и убегает в «укрытие».
Потеют курсанты и устают, но так надо.
Помнится, один из наших товарищей нуждался в очках. Постоянно их не носил, но в роли наводчика обходиться без них не мог. И вот цепляет он свое пенсне на маленький-маленький нос, а они никак на своем месте сидеть не хотят падают. Хозяин шарит их рукой на земле... Уже и слезы у парня из глаз, а дело не клеится... Это был молоденький курсант, окончивший десятый класс и не успевший поступить в юридический институт (после войны он этот институт все-таки окончил и стал судьей).
Но вот время занятий истекло. Лейтенант Суворов командует:
Минометы на вьюки!
Все расчеты быстро приготовляют боевое имущество к походу.
А вскоре новая команда:
Взвод, становись!
Командиры отделений, подбежав к взводному, тоже командуют:
Первое отделение, становись! [19]
Второе, становись!..
На занятия и с занятий взвод ведет помощник командира взвода старший сержант Кудряков. Сам взводный только наблюдает.
Запевай! приказывает Суворов.
А запевает у нас его помощник Кудряков:
Мы идем средь полей золотистых,Подходим к мосту. Со стороны химкомбината доносится характерный для него запашок...
Газы!
Поспешно надеваем противогазы и с громким сопением поднимаемся на гору...
Отбой!
Снимаем противогазы, укладываем их в сумки и вытираем с лица пот...
Много соли впитали в себя наши гимнастерки при подъеме на эту гору: если не «газы!», то «бегом!» одна из этих команд подавалась почти каждый раз.
К лету мы уже были готовы к стрельбе боевыми минами.
И вот в один из погожих дней минрота вышла на полигон. Путь к нему лежит через город» по главной улице. Наши командиры требовательны здесь особенно. Да и самим нам хочется выглядеть получше: четкий шаг, выправка, песня все должно быть на высоте. Идем с охотой: ведь впервые будем стрелять настоящими боевыми минами!
...Очередное отделение заняло огневую позицию. Поданы команды, мина установлена на придерживающей вилке над стволом... «Огонь!» Вилка выдернута, мина опустилась в ствол. Выстрел. Следим, как мина [20] описывает в воздухе параболическую дугу. Разрыв... в стороны разлетелись песок и пыль, вскоре послышался звук...
Закончив стрельбу, все отделение вместе с командирами идет к месту разрыва. Точку падения мины находим сразу: в ней лежит стабилизатор. На земле прочерченные осколками лучи. Вокруг, словно причесанная гребнем, склонила свои стебли трава. Мишень в поле поражения, но... «Надо добиваться лучшего», говорит старший командир.
В общем, итоги первых стрельб признаны удовлетворительными.
И мы снова начали тренироваться: в глазомерном определении расстояний и углов, в точности наводки...
Прекрасное пособие для артиллеристов миниатюр-полигон. Это рельефный план местности в определенном масштабе, оборудованный различными целями и специальным устройством для показа разрывов. Преподаватель (командир) указывает стреляющему огневую позицию и цель. Стреляющий готовит данные и подает команды. По команде «огонь!» в точку «разрыва» падает грузик. Стреляющий, заметив эту точку, вносит в свои установки соответствующие поправки и снова командует. И так далее, пока не будет поражена цель.
Здесь потеть не приходится, но польза от занятий большая. Все занимались на миниатюр-полигоне с увлечением. И стрелять научились.
Немало времени отводилось в училище на тактические занятия и походы. Сначала походы были короткими километров пять-семь (втягивание). Потом эти нелегкие километры мы стали считать десятками. Самый большой поход с ночевками и решением тактических задач представлял собой очень сложный маршрут, растянутый почти на сто километров (в оба конца). В этом походе [21] частенько казались, что нет на свете ничего более приятного, чем отдых. Так и растянулся бы на зеленом ковре у дороги!
Ну как, Колов, устал? спросил меня однажды Суворов.
Устал, товарищ лейтенант! Здорово устал!
Ничего-о... Уже недалеко... Выдержишь?
Постараюсь, товарищ лейтенант!
Молоде-эц! Конечно, выдержишь!
Ободренный вниманием командира, «молодец» старался изо всех сил. Но, когда уже объявили привал, про себя этот «молодец» думал: «И за каким же чертом мы сюда тащились? Аппетит у нас и без того неплохой...» Правда, в то же время я помнил и о другом: «Трудно в ученье легко в бою».
На фронте я убедился, что великий полководец Суворов был прав, так же как и его однофамилец в нашей роте.
Из писем жены узнаю: один убит, другой ранен, третий без вести... И все они земляки, хорошо знакомые люди... «Они там воюют, а мы здесь все еще только играем в войну...» невольно думается вроде как себе в укор. А начальство твердит: «Потребуется пойдете и вы».
Действительно, в конце июля большую партию наших курсантов отправили на фронт. А в середине августа развернулись наступательные операции наших войск на Ржевском и Вяземском направлениях. Именно оттуда нам товарищи и писали, что немцы уже знают, кто против них стоит «юнкера».
Я в эту партию не попал: остался в училище.
Напряжение наших мышц возросло: тот же груз мы носили уже меньшим числом спин и рук. [22]
Но чем больше занят человек, тем быстрее течёт его время. Незаметно подошли экзамены.
Несколько дней выкладывали мы перед своими экзаменаторами багаж военных знаний и командирского мастерства. И очень напряженными были для нас эти дни: вроде бы и знаешь все, а справиться с волнением не можешь. Но экзамены сдали все.
Одни заботы отступили, их место заняли другие: «Куда направят?»
...Прохладное октябрьское утро. Как и всегда в эти часы, открылись ворота училища. Но уже не курсантские роты вышли из них, а стройные колонны офицеров. Они выходили из этих ворот в последний раз.
Местные жители, уже привыкшие к нашим лицам, к нашим песням, провожали нас как своих друзей.