Нелегкие заботы
Как известно, забота о хлебе насущном является одной из главных у человека. Такая забота легла и на наши плечи с первого же дня создания УСВАТ.
По нашим требованиям немецким управлением земли были учтены оставшиеся фонды продовольственных и промышленных товаров, конечно, далеко не точно, так как частные торговцы старались утаивать свои запасы для спекулятивной торговли. Были установлены нормы обязательной сдачи крестьянами продукции полеводства и животноводства, а в масштабе зоны разработаны дифференцированные нормы снабжения населения продуктами по карточкам. Снабжение было дифференцировано, были различные нормы для рабочих особо тяжелого и тяжелого труда, прочих рабочих, для служащих, детей до 15 лет, иждивенцев и нетрудоспособных.
Дополнительное питание выделялось кормящим матерям, для больниц, детям в детдомах и интерватах.
Всего в Тюрингии снабжалось централизованно 2,3 миллиона человек. Продукты для них заготавливались в деревнях в порядке обязательных сельскохозяйственных поставок. А это требовало своевременной уборки урожая, плановой работы мельниц, пекарен, маслобоен, а также четкого распределения продовольствия по карточкам под контролем ландратов.
Но на практике мы встречались с рядом трудностей, главным образом, со случаями саботажа, и в интересах немецкого народа вынуждены были принимать иногда суровые меры против лиц, мешающих нормальному снабжению населения.
На совещании сотрудников земельного управления Тюрингии 19 августа 1945 года было высказано требование, чтобы в каждом районе были установлены строгие сроки обмолота хлеба. Ответственным за его выполнение был назначен вице-президент доктор М. Кольтер. Однако ни он, ни его сотрудники из управления земли и леса ничего не сделали, чтобы ускорить обмолот собранного урожая и обеспечить [66] своевременное выполнение плана хлебопоставок. Сотрудниками сельскохозяйственного отдела УСВАТ было установлено, что к началу сентября обмолочена только пятая часть урожая, план хлебопоставок выполнен на 4 процента, а в некоторых районах и того меньше.
Нужно было позаботиться также о повышении урожайности, что требовало значительного увеличения добычи калийных солей и производства других удобрений. Но и в этом деле мы встретились со скрытым или явным саботажем ряда руководителей шахт и сотрудников управления земли и леса. Так, на наше требование ликвидировать нехватку рабочей силы на одной из шахт отдел труда земельного управления прислал туда целый поезд с мобилизованным населением, которое оказалось совершенно непригодным для работы в калийных шахтах. Это были сапожники, портные, женщины, дети в возрасте 10–14 лет.
Пришлось предложить президенту земли лично изучить причины неудовлетворительной работы некоторых калийных шахт, наказать своей властью нерадивых директоров предприятий, не выполнявших планы производства удобрений. Я посоветовал также Паулю серьезно предупредить директора экономического управления доктора Тычку, что он лично отвечает за производство удобрений, а директора управления труда отстранить от должности как саботажника.
В связи с неудовлетворительными темпами уборки урожая и обмолота пришлось убеждать президента Пауля, что это грозит срывом своевременного выполнения плана хлебопоставок, что в свою очередь может вызвать перебои в снабжении населения продуктами. Чтобы ускорить уборку и обмолот зерновых, я предложил широко разъяснить крестьянам, что тем из них, кто выполнит обязательные хлебопоставки, будет разрешено свободно торговать сельскохозяйственными продуктами на еженедельных базарах.
Первым в Тюрингии выполнил план сдачи хлеба район Грейц, и в райцентре состоялось открытие первого базара. Потом базары устраивались и в других районах, они стали дополнительным источником снабжения городского населения продуктами питания.
Для встречной продажи крестьянам товаров широкого потребления были привлечены к участию в рыночной торговле ремесленники и кустари. Продукция сельского хозяйства продавалась по ценам, складывавшимся на рынке. Торговым фирмам запрещалось производить ее оптовую [67] скупку. Базары стали очень популярны и вскоре были открыты во всех городах и районах, разумеется, после выполнения всеми крестьянами планов обязательных поставок.
Заботясь о развитии сельского хозяйства, повышении урожайности, сельскохозяйственный отдел УСВАТ интересовался также состоянием организации защиты растений от вредителей и болезней. Выяснилось, что эта работа в Тюрингии была совершенно запущена. Пришлось настоять, чтобы немецкое управление земли и леса восстановило службу защиты растений. Она была организована во всех районах. Создали и опытную станцию с рядом опорных пунктов в районах. Эти учреждения укомплектовывались квалифицированными специалистами. Для подготовки инструкторов по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений были организованы краткосрочные курсы, а для населения сел и деревень проводились лекции, консультации, демонстрировались специальные кинофильмы, печатались тематические статьи в газетах.
Но кроме вредителей сельскохозяйственных растений в буквальном смысле огромный урон делу наносили другого рода вредители, работавшие в органах самоуправления и пытавшиеся подорвать планомерное снабжение городского населения.
В районе Лангензальца, например, комендатурой были обнаружены махинации заместителя ландрата Фляйш-Гаубера, который выдавал квитанции на незаконный забой телят за 20–25 дней до их появления на свет. В этих преступных деяниях принимал участие и ветеринарный врач городской бойни Мейер, который на всех забитых телят выдавал фиктивные заключения об их рахитичном состоянии без составления соответствующих актов выбраковки. В результате за полгода количество скота в районе снизилось почти на 10 тысяч голов.
Конечно, все виновные в этом были строго наказаны, а заместитель ландрата Фляйш-Гаубер отстранен от должности.
Но расхищалось не только мясо. Воровали также картофель, и притом в больших количествах. Когда сотрудники отдела торговли и снабжения УСВАТ проверили наличие и расход картофеля в заготовительных фирмах, то в каждом районе обнаружили неоправданную документами недостачу по несколько тысяч тонн этого ценного продукта. Это стало возможным лишь потому, что ландраты и бургомистры совершенно не контролировали работу фирм, [68] предоставив им полную свободу действий. Легко догадаться, какие барыши имели заготовители, незаконно разбазаривая картофель.
При проверке хранения зерновых культур также было установлено, что требование УСВАТ о том, чтобы фирмы не оставляли закупленное зерно на хранение крестьянам, а перевозили его в свои склады, повсеместно нарушалось. На ряде мельниц обнаружили сокрытие зерна. Пришлось предупредить приказом УСВАТ управляющего заготовительной фирмой «Райфайзен» в Веймаре Услара, что если он в течение двух недель не соберет заготовленное в общинах зерно на склады фирмы, то будет предан суду.
А с ландратом района Хайлигенштадт доктором Шефером пришлось поступить еще строже. В этом районе план сева, развития животноводства и мясопоставок не выполнялся, и в то же время совершалось массовое истребление молодняка рогатого скота. За выдачу незаконных разрешений на забой окота районный ветеринарный врач Фрем моим приказом был отстранен от должности и предан немецкому криминальному суду. Но Шефер встал на защиту Фрема, добился его освобождения из-под ареста и самовольно восстановил в должности. Выявилось, что он сам разрешил незаконный забой сотен голов скота и свыше одиннадцати тысяч свиней. Таким образом, крестьяне имели в достатке свинину, а городским жителям в связи с невыполнением мясопоставок продавалось по карточкам главным образом конское мясо. Только владелец мясной лавки Мартин Герлинг продал населению около шести тонн мяса забитых по распоряжению Шефера лошадей. И это в то время, когда в Тюрингии ощущался острый недостаток в тягле для сельскохозяйственных работ.
Шефер дошел до того, что из отпущенного району лимита горючего украл для личных надобностей 50 тонн бензина, что было обнаружено нашей комендатурой.
Шефера отстранили от должности и предали суду военного трибунала, о нем было сообщено всем ландратам и бургомистрам Тюрингии.
Борьба с саботажем в области снабжения населения велась и нами, и немецкими органами самоуправления постоянно и настойчиво, но все же то здесь, то там мы вновь и вновь обнаруживали враждебные действия противников строительства антифашистско-демократического порядка, оказывавших бешеное сопротивление деятельности прогрессивных сил, направленной на обеспечение роста благосостояния населения, трудящихся земли. Но к этому вопросу [69] мне придется еще вернуться. Сейчас же хочу только подчеркнуть, что уже в первый год деятельности советской военной администрации в Тюрингии снабжение населения продовольствием шло почти бесперебойно, хотя это давалось нелегко, так как несмотря на беспощадную борьбу с саботажниками и спекулянтами, эти враги немецкого народа искусно изворачивались в своей преступной деятельности и подчас находили себе сторонников и защитников даже в высших органах самоуправления земли.
Параллельно с решением задач обеспечения немецкого народа продуктами питания советская военная администрация активно занималась и проблемами здравоохранения.
При первой же встрече представителей УСВА Тюрингии с только что назначенными президентом и вице-президентами земли генерал-полковник В. И. Чуйков одной из важнейших задач назвал немедленное выявление инфекционных больных и их изоляцию для лечения, а также принятие мер против распространения любых заболеваний среди населения.
Решение этой проблемы не было легким делом. Ведь ко времени капитуляции гитлеровской Германии система фашистского здравоохранения полностью распалась. Врачи разбежались, а те, которые остались жить в советской оккупационной зоне, были деморализованы и растеряны, не зная, что их ждет в ближайшем будущем. Кроме того, поскольку большинство из них занимались частной практикой, то в интересах соблюдения «врачебной тайны» никто не спешил давать сведения о лечившихся у них больных. Для них это было и невыгодно, так как в случае помещения их больных на стационарное лечение в медучреждения, они теряли бы источники дохода.
Система государственного медицинского обеспечения начала восстанавливаться с организации центрального немецкого управления и отделов здравоохранения провинций и земель. Нами такой земельный отдел здравоохранения был организован сразу же. Его возглавил «активист первого часа» профессор Дрехслер.
Трудностей в работе органов здравоохранения было немало. Из-за разрушения в ходе войны медицинской промышленности не хватало медикаментов, потребность в которых была особенно острой в связи со вспышками тифа, дизентерии и других инфекционных заболеваний.
Госпитализация инфекционных больных и массовые прививки ликвидировали угрозу распространения инфекционных заболеваний. Но оставалось еще значительное [70] количество туберкулезников, а также страдающих другими заболеваниями, что требовало дальнейшего усиления деятельности органов медобеспечения.
Вопросы здравоохранения всегда находились в поле зрения не только отдела здравоохранения УСВАТ, но и у всех руководителей нашего управления. Поэтому при встречах с представителями правительства Тюрингии мы всегда обращали его внимание на необходимость неуклонного улучшения деятельности всех немецких лечебных и оздоровительных учреждений. Основной их задачей считалась тогда организация на широкой демократической основе охраны здоровья населения и полная ликвидация антидемократических расистских тенденций в этой области. Чтобы справиться с этой нелегкой задачей, профессор Дрехслер обязался взять под свое руководство не только отделы здравоохранения, но и все медицинские учреждения, независимо от их ведомственного подчинения. Нужно было выявить и учесть всех без исключения медиков, работавших не по специальности или в частном секторе, завести на них картотеку, провести их отбор и назначение на медицинские должности в централизованном порядке. При такой ответственной работе требовалось особенно внимательно отнестись к тому, чтобы на руководящие посты в здравоохранении не проникали нацисты или профашистски настроенные элементы.
В наших требованиях к немецкому отделу здравоохранения особый упор был сделан на необходимость проведения широких санитарных мероприятий по предотвращению распространения эпидемических заболеваний, на организацию строгого контроля в области городской и сельской санитарии. В частности, нами было предложено взять на учет в этом смысле все предприятия по заготовке и производству пищевых продуктов. Было приятно, что во всех этих делах мы всегда находили общий язык и взаимопонимание с профессором Дрехслером, прилагавшим много усилий для выполнения требований советской военной администрации, понимая, что они соответствуют интересам населения Тюрингии.
В предвидении начала учебного года немецкому отделу здравоохранения было предложено также позаботиться об организации школьной гигиены и планомерной работы по оздоровлению учащихся и их родителей.
Убедившись в хороших организаторских способностях профессора Дрехслера, я попросил его взять под свой контроль и руководство деятельностью средних медицинских [71] школ, курсов и других учреждений по подготовке медицинских работников и повышению их квалификации. Ему было поручено также руководить научной и практической деятельностью медицинских учреждений, исследовательских институтов и научных обществ, массовой пропагандой медицинских знаний среди населения, организовать контроль за производством лекарственных препаратов, медицинских приборов, инструментария, предметов оборудования санитарных учреждений, а также их распределением. Одной из важнейших задач возглавлявшегося профессором Дрехслером отдела являлась организация скорой медицинской помощи и упорядочение ее деятельности во всех городах и районах.
При беседах с начальником отдела здравоохранения УСВАТ майором С. Виноградовым или со мной профессор Дрехслер всегда тщательно записывал все наши предложения, но не потому, конечно, что ему были неизвестны высказываемые нами пожелания, а лишь для того, чтобы тут же высказать нам встречные предложения о том, что нужно немецкому отделу здравоохранения, чтобы наши советы немедленно претворились в жизнь. И так как все материальные средства в ту пору распределялись по нашим нарядам или немецкими органами снабжения, но только с санкции УСВАТ, то профессор Дрехслер немедленно получал все, что было необходимо для ликвидации эпидемических болезней среди населения.
Нами были приняты меры по восстановлению деятельности всех больниц, амбулаторий, а затем санаториев и домов отдыха. Но это несколько позже. Сначала, конечно же, нужно было взять на учет всех опасных носителей заразных болезней, изолировать их от здоровых людей и лечить, что под контролем медицинского отдела УСВАТ проводили медицинские органы немецкого самоуправления. Одновременно восстанавливалась вся система здравоохранения. Но это было сложное дело, так как многие врачи занимались выгодной для них частной практикой и неохотно шли на работу в медицинские учреждения, которые восстанавливались в Тюрингии.