Шестнадцатый гвардейский
Двадцать второго мая 1942 года 16-й гвардейский полк был включен в состав вновь созданной 216-й истребительной дивизии, командование которой приняли Герой Советского Союза генерал-майор Владимир Илларионович Шевченко и бригадный комиссар Дмитрий Константинович Мачнев. Гвардейцы полка двадцать восемь обстрелянных и закаленных в боях летчиков должны были стать ударной силой дивизии.
Самый старший из них тридцатисемилетний командир эскадрильи капитан Крюков, которого молодежь звала Пал Палычем, воевал еще на Халхин-Голе и уже тогда был награжден орденом Красного Знамени. Коренастый, невысокого роста, добродушный, он приветливо встречал новичков, охотно делился с ними своим боевым опытом.
Вообще, молодым летчикам было у кого поучиться. Так, немногословный и несколько замкнутый Александр Покрышкин преображался, когда, окруженный товарищами, рассказывал им о недавно проведенном бое. Движениями рук он показывал, как маневрировали самолеты в воздухе, и тут же, на земле, чертил прутиком схему боя.
Но долговечен ли такой чертеж? И как важно было этот опыт, накопленный под рев моторов и разрывы снарядов, передать другим летчикам. Капитан Покрышкин сшил из плотных листов бумаги специальную тетрадь тактических приемов истребителя. Что необходимо суворовскому умению побеждать? Мужество! Да, но не только. Нужно еще и мастерство.
В самом Александре прочно сплавились такие черты человеческого характера, как безудержная храбрость и холодный расчет, умение быстро и трезво проанализировать обстановку и найти лучшее решение для того, чтобы поразить врага.
Сибиряк, воспитанник фабрично-заводского училища, он вырос среди рабочего люда и хорошо знал цену тяжелого труда. Он мечтал летать, но и эту мечту ему пришлось завоевывать. Когда стал курсантом, оказалось, что летное отделение перевели в другое училище, пришлось осваивать специальность техника. Правда, в будущем это сослужило ему [27] добрую службу: окончив затем летную школу, Александр отлично разбирался в авиационных моторах. Пожалуй, не было такого самолета, на котором бы он не летал. Летал даже на захваченном у фашистов «Мессершмитте-109», чтобы лучше изучить машину противника.
Практика боев показала, что многие приемы, казавшиеся совершенными на учениях и маневрах, требовали изменений.
Принятый ранее боевой порядок звена клин, когда один самолет сопровождают двое ведомых, распыляет внимание ведущего. А во время боя, когда двое прикрывают друг друга, третий остается предоставленным самому себе.
Покрышкин в своей тетради в схемах и рисунках показывает, как должны взаимодействовать ведущий и ведомый, летая уже в паре.
Новые скоростные машины МиГ-3 быстро набирали необходимую высоту, и это давало истребителям возможность уверенно маневрировать по вертикали. Так родился знаменитый «соколиный удар», когда, круто пикируя, истребитель обрушивался сверху на вражеский самолет, расстреливая его с кратчайшего расстояния. Был предложен также новый боевой порядок «этажерка», при котором самолеты шли на разной высоте, прикрывая друг друга.
Истребители ни при каких обстоятельствах не должны лишаться своего главного качества скорости. Но как быть, если бомбардировщики и штурмовики, которые приходилось сопровождать, шли на гораздо меньшей скорости? В таком случае истребители разбивались на две группы и летали вокруг штурмовиков как бы по спирали, что давало им возможность не только вовремя отразить атаку, но и обезопасить себя от нападения врага. Этот прием был назван летчиками «ножницами».
Как-то Александр Покрышкин вместе с лейтенантом Николаем Искриным наблюдали за полетом молодых летчиков над аэродромом. Один из них пытался сделать бочку. Но скорость при этом потерял, неловко нырнул вниз, а в это время следующий за ним напарник проскочил вперед, и незадачливый акробат оказался у него прямо на хвосте.
Не бочка, а «кадушка», засмеялись вокруг.
А ведь интересная фигура, заметил Покрышкин, как ты думаешь, Коля? Так можно и фрица обвести вокруг пальца, если он погонится за тобой. Сделать такую «кадушку» и сесть к нему на хвост. Тут ему и конец. Попробуем вдвоем, а?
Они взлетели, потренировались. И в дальнейшем этот новый тактический прием очень пригодился.
А вскоре классическую формулу воздушного боя «высота [28] скорость маневр огонь» стали называть формулой Покрышкина, потому что он не только в совершенстве овладел ею, но и творчески развил искусство борьбы в воздухе.
5 июля 1942 года командующий 4-й воздушной армией генерал-майор К. А. Вершинин торжественно вручил полку гвардейское знамя. Преклонив колени, мы дали клятву не жалея сил бить врага до полной победы.
В то лето фашисты стянули на советско-германский фронт 240 дивизий. Причем более половины всех танковых и моторизованных соединений было сосредоточено на его южном крыле. Гитлеровское командование планировало захват Сталинграда, находящегося на перекрестке важнейших железнодорожных и водных путей. Враг рвался к богатой хлебом Кубани, к грозненской и бакинской нефти.
Упорно, до последней капли крови защищали воины каждый клочок родной земли.
День за днем, с невероятным напряжением сил вели свою боевую работу и летчики-истребители. Каждый из них был готов в любую минуту подняться в воздух и приступить к выполнению боевого задания.
Здесь же, на аэродроме, молодые летчики перед вылетом выводили на белом листке: «Прошу принять меня в ряды партии... Еще крепче и беспощаднее буду громить фашистских гадов до полного их уничтожения...» У боевого самолета получил партийный билет Александр Покрышкин. Комиссар полка Михаил Акимович Погребной пожал ему руку, поздравил и пожелал новых боевых успехов. Позднее, вспоминая об этом событии в своих записках «Крылья истребителя», трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин напишет: «Свою роль коммуниста я понимал так: быть во всем впереди в боях и в учебе. Моя преданность партии и советскому народу должна выражаться не только в личной отваге. Без этого, конечно, я бы не мог считать себя коммунистом. Мой партийный долг не только быть храбрым и умелым, не только показывать личный пример в бою, но и вести за собой других, воспитывать в них то боевое мастерство, которое в сочетании с жгучей ненавистью к врагу в конечном счете должно было принести победу...»
У боевого самолета был вручен партбилет и уральцу Григорию Речкалову. Будучи тяжело раненным в сорок первом, после госпиталя, несмотря на запреты врачей, он настоял на своем возвращении в авиацию, разыскал родной полк и храбро сражался, закончив свой боевой путь в Берлине дважды Героем Советского Союза.
С первого дня войны в полку добросовестно, с полной [29] отдачей воевали «старички», которым было-то 23–25 лет: выполнявший самые ответственные задания Аркадий Федоров, скромный и безотказный Николай Искрин, отчаянный Валентин Фигичев, всеобщий любимец и весельчак Андрей Труд. Старались не отставать от них прибывшие в полк позднее Степан Вербицкий, Александр Науменко, Степан Супрун, Александр Молчанов. Больше всего боялись они во время разбора очередного полета услышать из уст Покрышкина пренебрежительное: «Э-э, слабак!..» Ни один промах не ускользал от его внимательных глаз. Но зато когда после всяческих придирок он вдруг спрашивал: «В паре со мной пойдешь?» счастью новичка не было предела.
Как-то Саша Науменко, Покрышкин и еще один летчик сопровождали две эскадрильи штурмовиков Ил-2, которые должны были разбомбить скопление гитлеровских танков в районе города Изюма.
Новый самолет, созданный конструктором С. Ильюшиным, был способен наносить сокрушительные удары по любым наземным целям: танкам, артиллерии, дотам, блиндажам. Помнится, когда Ил-2 впервые прибыл на наш аэродром, все мы с уважением рассматривали его внушительный бронированный фюзеляж и мощное вооружение две пушки, три пулемета и восемь ракетных снарядов под крыльями. Равного ему не было тогда ни у одной воюющей страны. Вскоре этот штурмовик стал самым массовым самолетом в нашей военной авиации. А гитлеровцы, испытав на себе его сокрушительную силу, называли Ил-2 «черной смертью».
В этот раз штурмовики, сопровождаемые нашими истребителями, посеяли во вражеских войсках панику и ужас, сбросив на танки ампулы с зажигательной смесью. Горели танки, горела земля... «Илы» легли на обратный курс. Но их еще надо было довести домой. И тут Покрышкин увидел, что остался прикрывать «илы» только со своим ведомым Науменко. Третий истребитель уже ушел. «Не поторопился ли?» подумал Покрышкин. И словно в ответ сверху свалилась на них шестерка «мессершмиттов». Двое из них устремились к истребителям, а остальные хищно набросились на штурмовиков. Вот когда узнал Науменко, что такое неравный бой. Одновременно надо было согласовывать свои действия с маневром командира, отгонять «мессеров» от наших «илов» и обороняться самому. Спасла их тогда только находчивость Покрышкина: во вражеской стае он сумел распознать ведущего и сбил его. Остальные фашистские самолеты тут же рассеялись. На аэродром вернулись без потерь. Но Покрышкина не оставляла мысль: почему третий вернулся раньше? Почему оставил своих товарищей? [30]
В полку надолго запомнили эту историю. Согласованность действий, взаимовыручка необходимы в бою, который и есть самым настоящим экзаменом, проверкой человеческих отношений, испытанием на прочность таких понятий, как совесть, честность, воинский долг.
Спустя 25 лет после Победы Герой Советского Союза Николай Искрин с горечью напишет мне о ведомом, который оставил его в бою. Речь идет о другом случае, но и тогда его напарник объяснил свой поступок неисправностью в самолете. (По словам тех, кто впоследствии обследовал машину, так оно и было). Но Николай не поверил ему. Не поверил! И четверть века спустя упрекал меня, принявшего в то время командование полком, почему поверил я. И столько было страдания в этом письме, столько острой боли, что я понял никогда не заживут душевные раны, нанесенные теми, кого мы считали своими товарищами.
Но такие случаи были единичными, и реакция на них была одна действовать еще сплоченнее, организованнее, думая прежде всего о других, а не о себе.
Именно этим правилом руководствовался молодой летчик Степан Супрун. Увидев во время неравной схватки с группой «мессершмиттов», что самолет Андрея Труда подбит, не раздумывая заслонил его своей машиной и, приняв атаку на себя, дал товарищу возможность уйти.
Гитлеровцы снова подступали к Ростову. Город горел. День и ночь пылали и рушились здания. Сотни фашистских бомбардировщиков, сменяя друг друга, непрерывно бомбили жилые кварталы, окраины, аэродром. Но, несмотря на это, до последнего дня наши гвардейцы продолжали вести разведку, штурмовать врага. И только получив приказ о перебазировании, эскадрилья за эскадрильей стали покидать аэродром, блокированный гитлеровцами. Мы с инженером Копыловым вылетели последними, когда на аэродром уже въезжали вражеские мотоциклисты...
Батайск, куда мы взяли курс, тоже бомбят. Но деваться некуда, надо садиться. Самолет приземляется среди грохота и взрывов, и мы скатываемся в ближайшую, еще дымящую воронку... Через три дня покидаем горящий Батайск. Осталось всего девять машин. Но когда поступило распоряжение передать их соседнему истребительному авиаполку и отбыть на переформирование, летчики обиделись. Такое горячее время, а нас снимают с фронта!..
Предстояло освоить новый скоростной истребитель, обучить молодежь. Тыловой аэродром был построен на берегу Каспия. Дни, заполненные тренировочными полетами, учебой, летели быстро. [31]
Вечером 19 ноября начальник связи полка Григорий Тимофеевич Масленников принял по радио и прочел нам экстренное сообщение Совинформбюро о наступлении наших войск в районе Владикавказа (ныне Орджоникидзе). Это было начало великой битвы за Сталинград.
Скорее на фронт! Скорее в бой! Мы уже отчетливо ощущали в воздухе дыхание Победы.