Шаги в небо
Аэродром 1-го Краснознаменного Качинского авиационного училища находился на берегу Черного моря, и когда вместе с летчиком-инструктором Борисом Герасимовым я впервые поднялся в воздух, то был захвачен чувством полета и красотой моря. Честно признаться, даже не заметил, как снова оказался на земле.
Ну как? спросил инструктор.
Прекрасно! ответил я и тут же спросил: А можно еще?
Можно, улыбнулся Боря, только будь повнимательней. Вечером разбор.
И наш учебный самолет У-2 снова взмыл в воздух. Было на нем нехитрое переговорное устройство резиновый шланг, один конец которого оканчивался раструбом, а второй крепился к шлемофону другого члена экипажа. Шум мотора мешал переговорам, и я, сидя впереди, старался расслышать каждое слово инструктора. Я втайне восхищался им и уже твердо знал: будущее мое решено.
Да, на преподавателей нам повезло. Хотя в большинстве своем они были ненамного старше нас, но дело свое знали отлично, учили нас терпеливо, тактично.
И все же наш инструктор Михайлов лучше всех, говорил мне курсант четвертого звена (я был в первом) Коля Буевич. Мы зовем его Иваном Ивановичем, потому что он постарше вашего ему уже тридцать лет. Но знал бы ты, какой это душевный человек. Да я для него на все готов! Знаешь, как он мне говорил о моих ошибках? Не на аэродроме перед всеми. А отозвал в сторону, сел со мной на скамейку и терпеливо толковал, как важно для летчика научиться видеть землю, определять расстояние от шасси самолета до взлетной полосы, чтобы правильно совершить посадку.
Коля Буевич, сын стрелочника, вырос в бедной многодетной семье переселенцев-поляков. Об авиации мечтал с детства. Еще будучи школьником, посещал в одном из ленинградских клубов летные курсы Осоавиахима. Когда семнадцатилетний [10] паренок предстал перед медицинской комиссией, врачи засомневались: «Уж больно худой». «Ничего, бодро заверил их Коля, нарастет». И вот он здесь, где начинали свой путь в небо лучшие авиаторы Родины.
С этого аэродрома поднялся Петр Нестеров, который впервые в истории авиации исполнил «мертвую петлю» и доказал, что самолетом можно управлять в любом положении, что в воздухе можно сражаться и побеждать.
Здесь учился его последователь, Евграф Крутень. Жизнь его была короткой и яркой, как полет метеора. Он прожил всего двадцать семь лет, но, используя личную летную практику, разработал в своих книгах «Тип аппарата-истребителя» и «Воздушный бой» основы тактики истребительной авиации. Именно Крутень первым вывел классическую формулу воздушного боя: высота скорость маневр огонь. Формулу, которую в годы Великой Отечественной войны взяли на вооружение наши летчики-истребители.
В небе над Качей русский авиатор Константин Арцеулов впервые в истории преднамеренно ввел свой самолет в штопор. До этого считалось, что в подобном случае летчику неизбежно грозит гибель. Но Арцеулов, выключив мотор, сделал несколько витков, после чего перевел машину в пикирование и плавно вывел ее в горизонтальное положение. Штопор был побежден.
Такими были эти легендарные люди, и нам очень хотелось быть похожими на них.
Событием для училища был каждый приезд сюда командарма 2 ранга Я. И. Алксниса, который возглавлял тогда Военно-Воздушные Силы страны. Мы знали, что он, сын латвийского батрака, окончил Военную академию РККА и наше училище. Алкснис совершил рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва Севастополь.
Яков Иванович по-отцовски относился к курсантам, интересовался, как им живется, лично проверял технику пилотирования, наиболее отличившимся вручал подарки летные очки. Получить их из рук Алксниса за отличный полет и посадку считалось высокой наградой.
Мы любили командарма. Он прилетел к нам и в самый горький для нас день, когда мы узнали о злодейском убийстве Сергея Мироновича Кирова.
Потрясенные, мы стояли в строю, едва сдерживая слезы... «Будьте мужественными, сказал нам тогда Я. И. Алкснис. Помните, что вы ленинградцы, вы кировцы. Будьте достойными памяти этого прекрасного человека, который все силы ума и сердца отдал партии, родному народу».
Мне не раз приходилось видеть Сергея Мироновича Кирова. [11] Запомнилось, как выходил он из завода «Красный путиловец» вместе с рабочими. Шел плечом к плечу, шутил, улыбался. Всем была известна его неутомимая энергия, его требовательность в работе, но все знали и о его необычайной чуткости, отзывчивости, уважении к людям. Он легко находил общий язык и с видными учеными, и с краснофлотцами, и с детдомовской ребятней. Ленинградцы называли его между собой «наш Мироныч». Из писем близких мы узнали, как прощался с Кировым Ленинград. Ударили пушки Петропавловской крепости и Кронштадтских фортов, разорвали скорбную тишину заводские и паровозные гудки, им вторили пароходы в порту: прощай, дорогой Мироныч!
«Огромное счастье жить в нашей стране...» говорил Киров. И когда на нашу землю хлынули фашистские орды, он, как живой, встал рядом с солдатами на переднем крае. В блокированном Ленинграде поэт Николай Тихонов написал поэму «Киров с нами» о мужестве и стойкости защитников города:
Под грохот полночных снарядов,Но тогда нам еще ничего не было известно о будущих испытаниях. Знали одно: есть враги у нашей Родины, и она нуждается в защите. И еще мы понимали, что летчики не какие-то особые люди. Летать может каждый, если он собран, если он может держать себя в руках. Если он честен перед собой и товарищами, не скрывает своих ошибок и неудач для этого тоже требуется немалое мужество. Ведь настанет день, когда ты окажешься с самолетом один на один и не услышишь спасительной подсказки инструктора.
И такой день наступил.
...Наша группа из десяти человек выстроилась перед У-2. Теперь мы догадались, почему накануне вечером инструктор Борис Герасимов приходил в нашу комнату, расспрашивал о самочувствии, не разрешил засиживаться допоздна над учебниками.
Старшина звена Исаев, обратился он ко мне подчеркнуто официально и чуточку торжественно, полетите первым.
Я понимаю, что ребятам, которые летают не хуже меня, может быть, чуточку обидно, но я староста группы и должен показать пример.
Признаюсь, когда вместо себя Герасимов для противовеса привязал к инструкторскому сидению мешок с песком, [12] мне стало как-то не по себе. Но Борис, проверяя на мне ремни, тихо проговорил:
Спокойно. Взлетай, как со мной.
Вырулив на взлетную полосу, я заметил, как мелькнул белый флажок стартера. Вот и инструктор взмахнул рукой. Я плавно дал газ, и самолет побежал. Вот он набрал скорость. Еще немного, и машина оторвется от земли... Летит! Летит мой самолетик!.. Не теряя скорости, делаю разворот. Как будто все нормально. Набираю положенную высоту четыреста метров. Теперь самое трудное зайти по центру посадочного знака «Т», вовремя подбирая ручку. И вот самолет уже коснулся взлетной полосы. Я глубоко вздохнул и стал заруливать...
Замечаний нет, сказал подошедший инструктор. Разрешаю второй взлет.
Вот тебе и раз!.. Мне-то казалось, что все силы ушли на первый. А тут делай второй, и третий... Но это совершенно необходимо для того, чтобы закрепить уверенность курсанта в том, что это не случайная удача, а закономерность, итог учебы.
Только после третьего полета инструктор наконец оставил официальный тон и сказал:
Вылезай! Молодец! Все делал отлично.
Во второй год обучения мы перешли на боевые самолеты. Вначале это был биплан Р-5, развивавший максимальную скорость 230 километров в час. Потом пришел приказ готовить истребители. В школе укомплектовывали звено курсантов, для которого выделили истребители И-5. Трудно было управлять этой машиной, очень уж она оказалась неустойчивой на взлете и в воздухе. Да и инструктора нет рядом самолет-то одноместный! Делай все сам.
Сначала осваивали его на земле. Не одну сотню метров наколесили наши истребители по аэродрому, прежде чем мы получили разрешение подняться в воздух. Но все же и этот капризный самолет стал нам послушен. Вот когда Боря Довженко, Витя Иванов и Миша Пташкин дорвались до «воздушного боя» разворотов, переворотов, пикирования на повышенных скоростях, одним словом, высший пилотаж мечта каждого летчика. В небе охватывает такое чувство, словно у тебя вырастают крылья.
Вскоре наступил день выпуска. Нашили мы себе на левые рукава «птички» (эмблемы, которыми безмерно гордились), попрощались с учителями, обменялись на прощанье фотографиями. Отличников учебы сфотографировали у знамени. Большинство из нас направили на Дальний Восток. Что ж, приказ есть приказ, а мы люди военные. [13]