От Вислы до Одера
Наступил новый, 1945 год, четвертый год тяжелой кровопролитной войны. Но теперь уже все мы понимали, что победа близка, что гитлеровская Германия в скором времени будет разбита окончательно.
Войска 1-го Украинского фронта заканчивали подготовку к операции. Все основные мероприятия были завершены. Однако дел еще оставалось немало.
3 января маршал И. С. Конев провел совещание с командующими армиями и начальниками родов войск фронта, ознакомил их с решением на наступление, которое намечалось на 20 января. Командующий подчеркнул особенности предстоящей операции. Они состояли в следующем. Если раньше передовые батальоны проводили разведку боем за сутки до наступления, то на этот раз они проводили ее в день наступления, что в большей степени обеспечивало внезапность, давало возможность уточнить расположение основных опорных пунктов и артиллерийских позиций противника. Это отступление от ранее существовавшей практики в действиях передовых батальонов должно спутать карты гитлеровцам.
Маршал отметил, что новым также явится ввод в сражение танковых армий. Он планируется на первый день наступления, а не на второй, как было прежде. Танковые армии мощью своего огня и брони помогут частям первого эшелона быстрее завершить прорыв главной полосы обороны врага и быстрее развить наступление в глубину.
Командующий фронтом поставил конкретные задачи перед участниками совещания. Вернувшись к себе в штаб, я ознакомил полковника Слюнина с указаниями маршала Конева. Теперь наступила и наша очередь составить план инженерного обеспечения операции, распределить инженерные части среди армий ударной группировки фронта. Набросок у нас уже имелся, но требовалось детально увязать его с задачами войск. Вместе с полковником Слюниным мы отправились в оперативное управление фронта к генералу В. И. Костылеву. Без лишних слов он разложил на столе карту и проинформировал нас о плане операции. [227]
Главный удар наносился с сандомирского плацдарма в направлении Хмельник, Радомско, а в дальнейшем на Бреслау. Вражескую оборону предполагалось прорвать на одном участке шириной 39 км войсками 13, 52, 5-й гвардейских армий, а также частью сил 3-й гвардейской и 60-й армий, 3-я гвардейская армия усиливалась 25-м, а 5-я гвардейская армия 4-м гвардейским и 31-м танковыми корпусами. В первый же день операции для развития наступления ударной группировки в сражение вводились 4-я и 3-я гвардейские танковые армии. Танкистам была поставлена задача к исходу третьего дня операции выйти на реку Пилица.
Правый фланг ударной группировки обеспечивали 3-я гвардейская и 6-я армии. 3-я гвардейская армия прорывала оборону на участке 2 км и наступала в направлении Щидловец, обтекая с запада островецко-опатувскую группировку врага. 6-я армия на первом этапе оборонялась на правом крыле фронта в полосе шириной 94 км, а затем совместно с 3-й гвардейской армией должна была участвовать в уничтожении островецко-опатувской группировки.
Левый фланг ударной группировки обеспечивала 60-я армия, которая большей частью сил прорывала оборону на участке шириной 3 км и наступала на Краков вдоль левого берега Вислы, а остальными силами обороняла полосу шириной 80 км южнее Вислы. 59-ю армию намечалось ввести в сражение на второй день операции. Во втором эшелоне находилась и 21-я армия. В резерве оставались 1-й гвардейский кавалерийский и 7-й гвардейский механизированный корпуса.
Фронтовых маршрутов прокладывалось четыре: два силами инженерных войск фронта, два дорожными частями армий.
Теперь мы четко представляли, что нам надо делать. Придя в свой штаб, тут же взялись за составление плана. Я напомнил офицерам штаба, как будем решать основные инженерные задачи: проделывание проходов удлиненными зарядами ВВ; преодоление противотанковых рвов танками с помощью колейных барабанов; подготовка четырех маршрутов для ввода в сражение танковых армий; форсирование каскада рек в глубине с ходу по льду, вброд и мостам; понтонные мосты наводить, если нет разводья, на поверхности льда, паромы на разводье. Форсирование водных преград осуществлять перекатом. Одна группа инженерных частей и понтонеров обеспечивает переправу на первой реке, а другая вместе с передовыми отрядами устремляется ко второй [228] и устраивает там переправы для наступающих главных сил. И так на всю глубину операции. Каждая армия должна иметь группы саперов для захвата мостов противника.
Чтобы прикрыть фланги ударной группировки фронта на плацдарме и левый фланг 60-й армии, предстоит выделить 42-ю механизированную инженерную бригаду полковника Е. А. Бондарева и 16-ю штурмовую инженерно-саперную бригаду полковника Б. К. Кордюкова. 3-ю и 6-ю понтонные бригады будем держать в резерве фронта и введем в центре ударной группировки, после преодоления реки Просна. Отсюда легче будет маневрировать и выдвигать их в нужном направлении исходя из обстановки{29}.
Полковник Слюнин и офицеры штаба отправились выполнять задание. Через несколько минут ко мне пришел представиться командир 23-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады полковник И. П. Корявко. Эта бригада прибыла к нам на фронт для усиления. Ранее она называлась 43-й отдельной инженерной бригадой специального назначения. Соединение участвовало в битве под Сталинградом, в прорыве обороны врага на Перекопе и штурме Севастополя. После освобождения Крыма в мае 1944 года 43-я Краснознаменная Перекопская ордена Суворова II степени бригада была выведена в тыл на переформирование и переименована в 23-ю отдельную моторизованную штурмовую Краснознаменную Перекопскую ордена Суворова II степени инженерно-саперную бригаду. Соединение было полностью укомплектовано и обеспечено всем необходимым, что очень важно перед наступлением.
Корявко был мне уже знаком по первым месяцам войны. Это неутомимый, энергичный офицер, хорошо знающий инженерное дело, опытный, инициативный командир, обладающий большими организаторскими способностями. Он отличался храбростью, всегда был там, где складывалась наиболее трудная обстановка. Корявко умело руководил инженерным обеспечением войск. В обращении с подчиненными Иван Порфирьевич был строг, но очень справедлив, проявлял о них постоянную заботу. В последних наступательных операциях его бригада показала себя с самой лучшей стороны.
Я ввел полковника Корявко в обстановку, рассказал, какую задачу будет выполнять бригада в предстоящей операции.
Через несколько дней план инженерного обеспечения наступления [229] и распределения инженерных частей фронта между армиями был готов, согласован с генералом армии Соколовским и доложен маршалу Коневу. Он поинтересовался, как будут проделываться проходы в минных полях противника для танков непосредственной поддержки пехоты, танковых корпусов и армий. Я коротко рассказал и обратился с просьбой к командующему выделить для каждой группы саперов, проделывающей проход для танков в период артподготовки, пушки для стрельбы прямой наводкой. Они и будут прикрывать работу саперов, подавляя ожившие огневые точки противника.
Хорошо, согласился маршал. В армии будут даны такие указания.
Командующий распорядился усилить танковые армии генералов Рыбалко и Лелюшенко понтонными и инженерными батальонами.
Да, чуть не забыл спросить, сказал маршал. К нам прибыл 90-й полк танков-тральщиков. Что мы будем с ними делать?
По-моему, их следует поровну разделить между танковыми армиями Рыбалко и Лелюшенко, там они очень пригодятся, особенно при прокладке маршрутов, ответил я.
Командующий выразил беспокойство по поводу форсирования Одера с его долговременными оборонительными сооружениями. Я доложил ему свои соображения. Одер надо форсировать с ходу. Вряд ли противник успеет в короткий срок занять по всей линии реки оборону отходящими потрепанными частями и соединениями. А дырявая оборона не преграда для наших наступающих войск. Важно где-либо захватить плацдарм и с него быстро развить успех. Переправочных средств и понтонеров у нас достаточно, и они всегда под рукой.
Опыт форсирования крупных рек у нас немалый, согласился маршал Конев и подписал план распределения инженерных частей фронта.
После утверждения командующим плана инженерного обеспечения и распределения инженерных частей фронта я ознакомил с ним начальников отделов своего штаба, и они сразу включились в работу по его реализации. Затем на короткое совещание собрал начальников инженерных войск армий ударной группировки фронта. Их также ознакомил с планом инженерного обеспечения и указаниями маршала Конева, сообщил, как усиливаются армии инженерными частями фронта, переправочными средствами и понтонными парками. [230]
У полковников Каменчука и Полуэктова я спросил, прибыли ли к ним танки минные тральщики из 90-го полка. Они ответили утвердительно. Однако их немного волновало то, что тралы смонтированы на старых танках Т-26, которые и по скорости, и по броне значительно уступают Т-34.
И все же это лучше, чем сапер с миноискателем или щупом, идущий впереди наступающих пехоты и танков, заметил я.
Несомненно лучше, товарищ генерал, сказал Полуэктов. В оперативной глубине танк-тральщик поможет нам быстрее провести и разведку, и разминирование маршрутов и подступов к опорным пунктам противника.
Я посоветовал обоим начинжам наряду с танками-тральщиками шире использовать для разведки дорог собак-миноискателей, по взводу которых они уже получили, и до. наступления обязательно произвести обкатку танков-тральщиков, а также колейных барабанов.
Опытом подготовки к наступлению коротко поделились все начинжи. Из их выступлений следовало, что повсюду были проведены показные совместные занятия саперов с танкистами по преодолению минных полей и противотанковых рвов. Результаты хорошие. Танкисты довольны. Генерал Варваркин доложил, что его командующий генерал Пухов предложил через час после начала действий передовых батальонов в промежутки между ними пустить штурмовые инженерно-саперные роты, усиленные пулеметными взводами, для проделывания проходов в минных полях противника, по одному на каждую роту. Позже я доложил об этом маршалу Коневу. Он поддержал это предложение.
На следующий день после совещания с начинжами я выехал в 6-ю армию, которой командовал генерал В. А. Глуздовский. Мы с ним старые знакомые, вместе воевали на Западном фронте в 1942–1943 годах. Тогда он был начальником штаба, а затем командующим 31-й армией. Я проинформировал его об усилении армии 42-й моторизованной инженерной бригадой, которая одновременно будет выполнять задачи подвижного отряда заграждения фронта. Зная, что из 6-й армии в 13-ю передавались артиллерийская дивизия и две истребительно-противотанковые бригады, поинтересовался, как осуществляется скрытность переброски этих войск. Ведь противник не должен знать, что соединения передислоцируются. Его надо было убедить, что все войска остаются на месте.
Во время нашей беседы к командующему зашел генерал Тимофеев. [231]
Вот он и расскажет вам обо всем, да и покажет, что они сделали, сказал Глуздовский, указывая на начинжа.
Не теряя времени, мы с начальником инженерных войск генералом Тимофеевым отправились в район огневых позиций артиллерийской дивизии посмотреть, как идет имитация стрельбы якобы оставшихся на месте батарей.
К стрельбе все было готово. По сигналу Тимофеева начался артиллерийский налет. Дружно в разных местах стали взрываться заряды. В это же время раздавались более редкие выстрелы кочующих батарей. В обороне врага появились облачка взрывов наших снарядов. Внешне полная картина артиллерийского налета. И это здорово встревожило противника. Он обрушил на наши позиции сильный ответный огонь. Пришлось всем спешно укрыться в траншеях.
Разрывы наших зарядов постепенно прекратились. Фашисты тоже замолчали.
Вот видите, Иван Павлович, ушедшая от нас артиллерия продолжает жить и действовать на старом месте, и враг верит в это, сказал Тимофеев.
Видимо, верит.
Из 6-й армии я проехал в 13-ю, которая была по соседству. Погода стояла пасмурная. Выпал снег. Слегка морозило. В небе ни одного самолета ни нашего, ни вражеского. На земле тоже почти никакого движения, хотя в рощах и деревеньках войск было набито предостаточно. Но все строго соблюдали маскировку, а мы это очень тщательно контролировали.
Через некоторое время я приехал к генералу Н. П. Пухову. У него в это время находился с докладом начальник штаба генерал Г. К. Маландин, с которым мы на 1-м Украинском фронте проводили уже вторую крупную наступательную операцию. Да и раньше, в 1941 году, я встречался с ним в Генеральном штабе. А вот с генералом Пуховым познакомился во время Львовско-Сандомирской операции. Я проинформировал Николая Павловича об усилении 13-й армии тремя батальонами 23-й моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригады, рассказал о том, как мы намерены организовать форсирование рек. Главное своевременно обеспечить перевозку на машинах переправочных средств и поближе держать их к передовым частям, на главном направлении иметь резерв.
Я сообщил, что в полосе наступления 13-й армии будет двигаться 6-я понтонно-мостовая бригада Героя Советского Союза полковника Я. А. Берзина, опытного боевого командира. Он всегда окажет нужную помощь. Обратил внимание [232] командарма на необходимость усиления групп разграждения пушками для стрельбы прямой наводкой. Тогда наверняка успех будет обеспечен.
Это мы сделам, это в наших же интересах, сказал Пухов.
В штабе инженерных войск армии с генералом Варваркиным мы еще раз обсудили вопрос форсирования рек сходу. Наш штаб инженерных войск фронта предусматривал переправу танков вброд или по мостам. Варваркин возражал против этого. Низководных мостов, по его мнению, долго ждать, а для наводки понтонных мостов надо делать полынью.
Будем наводить понтонные мосты по льду, сказал я.
Как по льду? удивился Варваркин. Такого в моей практике не было!
Не было, так будет. Всегда что-то делается впервые. Рискнем, мосты будем наводить из деревянных понтонных парков, у них площадь днища очень большая, а значит, удельное давление на лед будет незначительным, а если я проломится лед не беда! Одновременно будем строить низководные деревянные мосты, с поверхности льда их легче и быстрее собирать.
Варваркин согласился с моими доводами. Он пригласил меня на совместное учение саперов с пехотинцами. На нем отрабатывались проделывание проходов и пропуск по ним стрелковых подразделений, танков и артиллерии. Занятиями руководил начальник штаба инженерных войск армии полковник Челомбитько, который недавно с повышением был назначен на эту должность. Учение прошло неплохо, но выявились и недостатки: слабо были оборудованы знаками а указателями колонные пути, идущие к проходам; командиры головных танковых подразделений не были предварительно ознакомлены с подходами и проходами, пунктами регулирования. Словом, взаимодействие саперных подразделений со стрелковыми и особенно танковыми частями было недостаточно организовано. Редко, но были случаи в прошлом, когда из-за отсутствия четкого взаимодействия танки попадали не на проход, а на минное поле и подрывались. Об этом я и напомнил Варваркину.
Мы учтем это и занятие повторим, заверил он.
Я знал, что так и будет. Александр Николаевич Варваркин сапер старшего поколения, специалист высокого класса. На фронте показал себя храбрым и смелым человеком, отличным организатором. Это генерал с творческой жилкой, твердым характером. [233]
Побывал я и в 52-й армии генерала К. А. Коротеева. Начинжем здесь был полковник А. А. Глезер. Он ознакомил меня с подготовкой инженерных частей армии к прорыву и инженерному обеспечению наступления. В частности, им был полностью оборудован участок имитации ложной атаки. Туда мы и отправились. Нас встретил начальник штаба 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковник В. Ф. Овчаренко. Он возглавлял оперативную группу бригады в составе трех штурмовых батальонов, которые придавались 52-й армии. Овчаренко показал нам расположение имитационных групп пехоты, танков, артиллерии, рассказал, как осуществляется управление ими, каков порядок движения макетов в наступлении. Потом началась демонстрация атаки. В это время приехал полковник Корявко. Вместе с нами он наблюдал с НП, как поднимаются макеты стрелковых цепей, как движутся танки поддержки пехоты. Видели мы даже дымки стреляющих пушек, слышали звуки выстрелов. Это взрывались толовые шашки. Картина настоящей атаки.
Прошло две-три минуты. Внезапно противник открыл сильный артиллерийско-минометный огонь и накрыл атакующую ложную группу пехоты. Затем застрочили пулеметы и автоматы врага. Овчаренко дал отбой. Цель достигнута: фашисты приняли ложную атаку за настоящую. Я похвалил ее организаторов и посоветовал более четко согласовать ложную атаку по времени с наступающими частями пехоты, танков и артиллерии.
Поздно вечером возвратился к себе в штаб, там меня ожидал уже полковник Слюнин, приехавший из 60-й армии. Он рассказал один интересный эпизод, происшедший с саперами 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника Мордюкова. Тот оборудовал в тактической глубине обороны вторую полосу заграждений для прикрытия левого крыла ударной группировки фронта. Командующий 60-й армией генерал Курочкин с правого берега Вислы на левый перебрасывал часть артиллерии для усиления двух своих корпусов, наступающих на Краков. Кордюкову было поручено организовать маскировку перегруппировки войск. Работа шла к концу. Артиллерия подивизионно начала перебазироваться на западный берег Вислы. В освободившиеся орудийные окопы тут же были поставлены макеты пушек и номеров расчетов. Уже стало смеркаться. Вдруг к одной из батарей подъехала автомашина с боеприпасами и около орудийных окопов спешно начала разгрузку. Когда почти все ящики были выгружены на землю, один из бойцов тут только [234] обнаружил, что батареи-то здесь нет, остались только ложные пушки и несколько чучел номеров расчетов. Ругаясь, артиллеристы снова загрузили автомашину. Поблизости раздался дружный смех. Смеялись саперы, наблюдавшие эту картину. Хотя и забавный случай, но он красноречиво говорил, что мы уже научились качественно проводить маскировку, выдавать ложное за истинное.
Вечером 11 января 1945 года я докладывал маршалу Коневу о ходе подготовки инженерных войск к наступлению, рассказал попутно о тех учениях, которые мне довелось увидеть лично. Это очень заинтересовало командующего. Он задал несколько вопросов, выясняя подробности. Когда я попросил разрешения идти, маршал задержал меня.
Мне только что звонил товарищ Сталин, сказал Иван Степанович. Он обеспокоен вводом в прорыв третьей и четвертой танковых армий, волнуется, как бы они не подорвались на вражеских минных долях. Это может ослабить силу нашего танкового удара. Как вы думаете, не произойдет подобного?
Товарищ командующий, нами все предусмотрено, чтобы не случилось этого. Не сомневайтесь, все будет в порядке.
Все-таки вы проследите лично за вводом танковых армий в прорыв, сделайте все, чтобы ни один танк на минах не подорвался.
Обязательно прослежу, товарищ маршал.
О разговоре с Коневым я проинформировал полковника Слюнина. Мы решили, что в день наступления я поеду в танковую армию Рыбалко, а Слюнин в танковую армию Лелюшенко.
Для контроля за ходом инженерного обеспечения наступления армий ударной группировки мы направили туда офицеров штаба. Ежедневно они должны были доносить в штаб инженерных войск фронта о положении дел на местах.
Выше я говорил, что операция нашего фронта намечалась на 20 января 1945 года. Но в связи с тем что немцы нанесли в Арденнах мощный удар по союзным войскам, Черчилль обратился к Сталину с просьбой ускорить операцию, Советский Союз пошел навстречу союзникам. Начало Висло-Одерской операции было перенесено. Наш 1-й Украинский фронт начинал наступление 12 января. Погода была тогда на редкость плохая: пасмурно, видимость ограничена до предела. С неба хлопьями валил густой снег. [235]
И вот утро 12 января наступило. Вместе с другими генералами и офицерами я находился на командном пункте. Стрелка часов приближалась к цифре «5». И вдруг кругом заухало, загрохотало. После короткого 15-минутного огневого налета вперед ринулись передовые батальоны. Спустя некоторое время за ними двинулись главные силы. Вскоре поступили первые донесения: проходы в минных полях проделаны своевременно и качественно. Хорошо действовали штурмовые инженерно-саперные роты, которые шли впереди стрелковых батальонов и поддерживающих их танков, прокладывая им путь. Инженерно-саперные батальоны, прижимаясь вплотную к передовым частям, быстро прокладывали маршруты для ввода танковых армий. Они снимали мины и расширяли проходы, строили переходы через препятствия, траншеи, канавы, объезды около разрушенных мостов, ставили знаки и указатели, особенно в зонах минных полей. А вот от переднего края двинулась группа танков-тральщиков.
Работы по прокладыванию маршрутов велись под сильным артиллерийско-минометным огнем, а местами и пулеметным. Несмотря на это, саперы мужественно и умело выполняли боевую задачу. Они старались ни на минуту не задерживать пропуск войск и особенно танковых армий, да и вообще танков, вперед. Выигрыш времени достигался максимальным выдвижением саперных подразделений к передовым наступающим частям. Опыт у саперов был в этом отношении большой.
В 12 часов я прибыл в полосу наступления 52-й армии, а точнее, в зону, где прокладывались маршруты для ввода в прорыв 3-й гвардейской танковой армии. Там уже были начинжи 52-й и 3-й гвардейской танковой армий полковники Глезер и Камеычук. Они доложили о полной готовности маршрутов до нашего переднего края обороны. Саперные батальоны прокладывают их дальше, действуя вплотную за наступающими частями. Насколько это можно было сделать по глубине, мы объехали ближайших два маршрута. А офицеры моей группы проехали по двум другим. Действительно, они были готовы к пропуску танковой армии.
С ближайшего узла связи я связался с полковником Слюниным. Он доложил, что для 4-й танковой армии маршруты также подготовлены и проверены. Таким образом, все шло по плану.
В 14 часов колонны 3-й и 4-й танковых армий двинулись в прорыв. Движение шло без задержек, непрерывным потоком. Передовые части вышли на рубеж ввода в сражение о начали развертывание боевых порядков. Я с нетерпением [236] ждал донесений от комендантов маршрутов. Хоть и был уверен, что все идет хорошо, но какой-то червь сомнения точил душу. Наконец последовали одно за другим донесения: подрывов танков нет. Это подтвердили и штабы 3-й и 4-й танковых армий. От сердца сразу отлегло. Значит, хорошо сработали саперы.
С командного пункта 52-й армии по ВЧ я доложил об этом маршалу Коневу. Он, естественно, остался доволен.
Войска фронта наступали в высоком темпе. Забегая вперед, скажу, они быстро преодолели промежуточную полосу обороны противника на реке Нида, в последующем с ходу форсировали реки Пилица и Варта. Наши части выходили на реки, промежуточные и тыловые оборонительные рубежи противника раньше, чем отступающие части гитлеровцев могли занять на них оборону. Этому успеху способствовало и то, что, как писал позже И. С. Конев, «все первые эшелоны наших войск, в особенности танковых и механизированных, шли в прорыв с комплектом, даже сверхкомплектом переправочных средств. Это позволяло им с предельной быстротой самим наводить переправы через реки в глубине обороны противника»{30}.
К сказанному следует добавить, что нам помогли лед, броды, а также быстрое, сверхскоростное строительство низководных мостов на жестких опорах, которые собирались в предельно короткие сроки.
В ходе прорыва обороны противника, наступая вместе с пехотой, танками и артиллерией, саперы, имевшие богатый боевой опыт, действовали смело, решительно и умело. Штурмовые инженерно-саперные роты 23-й бригады двигались вместе с передовыми отрядами, имея самостоятельные полосы наступления. Они проделывали проходы для танков и пехоты.
Вслед за этими ротами шли танки НПП и своим огнем поддерживали действующих впереди саперов. За ними наступали штурмовые батальоны стрелковых дивизий, усиленные саперами-штурмовиками и огнеметчиками. Весь этот мощный первый эшелон, тесно взаимодействуя по фронту и в глубине, действовал как единый, хорошо сколоченный боевой коллектив.
Тут все были героями, но особенно отличились командиры рот капитаны С. И. Гунченко, Н. И. Сафронов, А. Г. Вередников. Находясь в боевых порядках своих подразделений, [237] эти офицеры личным примером воодушевляли саперов на выполнение сложной инженерной боевой задачи и обеспечили без потерь на минах продвижение вперед танков и штурмовых батальонов дивизий до полного прорыва главной полосы обороны. За мужество, отвагу, умелое руководство подразделениями офицеры были награждены орденами. Получили награды и их подчиненные.
Характерен и такой эпизод. Командир саперного отделения штурмовой роты был тяжело ранен и эвакуирован в тыл. Его немедленно заменил рядовой П. М. Сыкало. Он принял на себя командование и повел отделение вперед. При проделывании прохода Сыкало лично снял 33 мины. Воин первым ворвался в траншею противника. Его отделение уничтожило 24 солдата врага, а сам он 8 гитлеровцев. Действуя автоматами и ножами, отважные саперы выбили фашистов из траншей. За этот подвиг Сыкало был удостоен звания Героя Советского Союза.
Тогда же при прорыве главной полосы обороны один из штурмовых батальонов 52-й армии встретил сильное сопротивление. Сапер-огнеметчик 47-го батальона ранцевых огнеметов 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады С. М. Рубсин поспешил на помощь стрелкам. Внимательно наблюдая за ходом боя, он обнаружил замаскированный дзот противника, который вел губительный фланкирующий огонь по наступающей пехоте. Рубсин незаметно, ползком подобрался к огневой точке на близкое расстояние, дал струю горящей смеси в амбразуру и сжег дзот вместе с находящимися в нем офицером и четырьмя солдатами. Путь пехоте был открыт.
Оказывая упорное сопротивление, противник остановил наступающие части 13-й армии около населенного пункта Шидлув, в центре которого находился старинный монастырь с толстыми и прочными гранитными стенами. Этот монастырь фашисты превратили в опорный пункт. Его можно было бы обойти, но он прикрывал важное шоссе и мешал движению нашего транспорта и войск. Попытка пехоты при поддержке артиллерии взять монастырь успеха не имела.
На уничтожение вражеского гарнизона, засевшего в монастыре, был брошен 47-й отдельный батальон ранцевых огнеметов майора А. Г. Кучеренко. Саперы-огнеметчики под прикрытием ружейно-пулеметного и минометного огня вплотную подползли к каменному забору, ограждавшему монастырь, и дали одновременно залп из огнеметов по амбразурам и поверх стен. Внутри зданий и за крепостной стеной вспыхнул пожар. В монастыре началась паника. Воспользовавшись [238] этим, саперы с помощью крупных зарядов тола взорвали стену и сделали несколько проходов в ограде. Это дало возможность нашим подразделениям ворваться в монастырь и принудить противника к капитуляции.
На правом фланге группировки части 13-й армии наступали на Кельце. Дорогу им преградил бронепоезд. Он появился со стороны города и вел сильный огонь. Тогда группа саперов 131-го гвардейского инженерно-саперного батальона под командованием гвардии младшего лейтенанта Воронцова проникла в тыл противника и на перегоне Рыкошин Пенушув взорвала железнодорожный мост. После этого группа перебила охрану блокпоста и уничтожила всю аппаратуру. Бронепоезд больше не появлялся.
Наступление войск 13-й армии продолжалось. На одном из участков в глубине обороны противника был подбит фашистский танк, но экипаж не покинул его, продолжал вести огонь по наступающей пехоте. Группа истребителей танков 20-го гвардейского саперного батальона в составе шести человек под командой младшего сержанта Алимова получила задачу уничтожить вражескую машину. Четыре сапера-истребителя заняли позицию и открыли стрельбу по танку, отвлекая его огонь на себя. В это время другие два сапера с противотанковыми гранатами скрытно подползли сзади и взорвали танк...
В первый день наступления войска главной группировки прорвали оборону врага на 35-километровом участке и к исходу дня продвинулись на глубину 15–20 км. 13 января армии главной группировки фронта вышли на реку Нида и форсировали ее. Это была первая река из шести, которые предстояло преодолеть.
В связи с этим мне хотелось бы остановиться на особенностях форсирования этих рек. Пять из них Чарня Нида, Бобжа, Пилица, Варта и Просна имели много общего. Они были почти одинаковы по ширине, глубине, наличию бродов. Толщина льда составляла 15–25 см, и поэтому приемы их преодоления были одинаковы. Пехота, артиллерия, транспорт переправлялись по усиленным ледовым переправам, танки вброд. Для массового движения транспорта строились низководные мосты из готовых элементов. Наводка понтонных мостов, а также составление паромов было делом трудным. Требовалось вскрывать лед, делать взрывами полыньи, очищать их ото льда и уж потом наводить мосты [239] и составлять паромы. Работа трудоемкая и требующая много времени. А где его взять? Ведь так стремительно шло наступление. И все же мы понемногу, но наводили понтонные мосты не только на воде, но и на поверхности льда, хотя этот вариант ни в одном из наших наставлений не предусматривался. Мосты успешно выдержали нагрузки. Война есть война. Там действуют свои законы и свои внутренние пружины. Конечно, во всем должен был быть здравый смысл. Важно, что эти мосты сослужили свою службу.
Итак, 13 января наши войска на широком фронте форсировали реку Нида и, не задерживаясь, продолжали развивать успех в западном направлении. Толщина льда на реке достигала 15–30 см. Как я уже говорил, стрелковые части, легкая артиллерия, конный транспорт переправились по льду, танки вброд. К нашему счастью, бродов оказалось много. 5-я гвардейская армия переправилась, например, по шести ледовым переправам, по четырем бродам и одному мосту, захваченному у противника. Инженерные части армии на реке Нида соорудили один 30-тонный и два 60-тонных моста и пять мостов восстановили. Так что войска не задерживались на реке, безостановочно двигались вперед.
Передовые отряды 3-й гвардейской танковой армии, вошедшей в прорыв, устремились вперед и быстро достигли Ниды, форсировали ее с ходу по оборудованным саперами бродам. Армейские инженерные батальоны, которые действовали с передовыми отрядами, без промедления приступили к строительству мостов из готовых элементов под прикрытием танковых подразделений, захвативших плацдарм.
До подхода главных сил 3-й гвардейской танковой армии на Ниде уже были сооружены три 60-тонных моста и один мост восстановлен у Мостковице.
Подводя итоги, скажу, что всего на Ниде инженерные войска фронта оборудовали 37 переправ, в том числе 12 мостов на жестких опорах, восстановили 8 мостов, оборудовали 10 бродов для пропуска танков и 7 ледовых переправ{31}.
Через двое суток передовые отряды 5-й гвардейской, 52-й и 3-й гвардейской танковых армий вышли к реке Пилица и также с ходу форсировали ее. Форсирование осуществлялось по льду и уцелевшим мостам, захваченным у противника. Саперы передовых отрядов и армейские саперные батальоны тут же приступали к строительству и восстановлению мостов. К моменту подхода главных сил было построено пять мостов, а в трех пунктах усилен лед. Для пропуска танков было оборудовано [240] два брода. За 16 и 17 января по мостам прошли 7-й танковый и 9-й механизированный корпуса 3-й гвардейской танковой армии, основные силы 52-й армии и часть сил 5-й гвардейской армии.
В это время офицер нашего штаба подполковник Чишейко, находившийся в 13-й армии, стал свидетелем такого эпизода на реке Пилица. Разведгруппа из 22-го гвардейского саперного батальона под командованием лейтенанта П. И. Павлова действовала в составе передового отряда 4-й танковой армии. Она получила задачу разведать реку. В деревне Вуйцынт наши разведчики встретились с группой гитлеровцев. Павлов решил атаковать ее. Советские воины внезапно напали на фашистов, дружно открыли огонь из автоматов и уничтожили их. При этом они захватили 8 грузовых автомобилей. Выйдя к Пилице, разведчики увидели, что мост через нее взорван. Тогда они начали искать неподалеку от моста брод, нашли его и обозначили вехами. Павлов донес об этом через посыльного командиру 16-й танковой бригады и поставил регулировщика. Танкисты без задержки форсировали реку.
Всего на Пилице инженерные войска оборудовали 49 переправ, соорудили 17 низководных мостов на жестких опорах, восстановили и усилили 9 мостов, захваченных у противника, навели 3 наплавных моста, оборудовали 8 бродов и 10 ледовых переправ с усилением льда{32}. На реку Варта армии главной группировки фронта своими передовыми отрядами вышли 21 января и в течение двух дней форсировали ее. Противник не успел занять заранее подготовленный здесь оборонительный рубеж. На Варте также основательно поработали саперы.
Боевые действия передовых отрядов 13-й, 3-й гвардейской и 4-й танковой армий при форсировании реки обеспечивали разведроты 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника И. П. Корявко и 19-й инженерно-саперной бригады полковника И. М. Куницына. Они вышли к Варте раньше передовых отрядов и к моменту их подхода произвели разведку реки, установили выгодные места переправ по льду, обозначили их вехами, способствовав быстрому ориентированию и преодолению водной преграды.
За восемь дней операции войска фронта совершили прыжок через пять рек, продвинулись на глубину свыше 250 км. Наступление было настолько стремительным, что гитлеровцы не могли занять тыловые рубежи и организовать отпор, [241] хотя на каждой реке имели заблаговременно оборудованные в инженерном отношении оборонительные рубежи. Правда, на отдельных участках противнику удавалось закрепиться, но, обходя с флангов, наши части быстро сбивали его.
Теперь впереди был Одер. К этому времени на левом крыле войска 1-го Украинского фронта уже подходили к Кракову старой столице Польши, имевшей много исторических памятников. И все мы были очень заинтересованы в том, чтобы уберечь эти памятники от разрушений. Судьба города была предрешена. Наши части и соединения вот-вот вступят в него. Нам было известно, что фашисты сильно заминировали Краков. Они решили превратить его в руины. Перед нами стояла задача не допустить этого. И мы предприняли все необходимые меры. Я доложил маршалу Коневу план перераспределения инженерных частей фронта, в котором предусматривалось 42-ю моторизованную инженерную бригаду полковника Е. А. Бондарева перебросить на левое крыло, в полосу наступления 60-й армии. В ее задачу входило после овладения нашими войсками Краковом немедленно приступить к его разминированию. Одновременно она должна была прикрыть минновзрывными заграждениями левый фланг 60-й армии, начавшей отставать в отрогах Бескидских гор. 16-я штурмовая инженерно-саперная бригада полковника Кордюкова усиливала тремя батальонами 5-ю гвардейскую армию, а двумя батальонами 21-ю армию. 23-я штурмовая бригада полковника Корявко по-прежнему тремя батальонами усиливала 13-ю армию и двумя батальонами и легким понтонным парком 52-ю армию.
4-й танковой армии придавался 78-й штурмовой инженерно-саперный батальон майора И. П. Калинюка из 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады. 3-я гвардейская танковая армия усиливалась 207-м мотоинженерным батальоном майора Мысякова из 42-й отдельной моторизованной бригады и 79-м штурмовым инженерно-саперным батальоном майора В. Е. Упорова из 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
3-я понтонно-мостовая бригада Героя Советского Союза генерала Н. В. Соколова придавалась 5-й гвардейской армии, так как она ранее других должна была выйти на реку Одер.
6-я понтонно-мостовая бригада Героя Советского Союза полковника Я. А. Берзина, 25-й понтонный батальон Героя Советского Союза подполковника И. П. Соболева и 159-й понтонный батальон подполковника П. В. Скорохода выводились в резерв фронта для обеспечения развития оперативного [242] успеха при форсировании Одера. Они выдвигались на стыке 13-й и 52-й армий.
Эта перегруппировка инженерных, войск была утверждена Военным советом фронта.
18 января 59-я армия генерала Коровникова и 60-я армия генерала Курочкина вплотную подошли к Кракову. Первая наступала с севера и северо-запада, вторая с юга и юго-востока. 4-й гвардейский танковый корпус генерала Полубоярова двигался в обход Кракова с запада, создавая угрозу полного окружения. Маршал Конев, стремясь сохранить город от разрушений, приказал не наносить по нему ударов артиллерией и авиацией. Эти средства применялись только в боях на внешнем поясе обороны Кракова.
Утром 19 января наши войска начали атаку Кракова и к исходу дня овладели им. Разбитые части противника отошли на юг, в горные районы. Вместе с передовыми частями в город вошли саперы и тут же приступили к его разминированию. Для руководства работой, по опыту прошлых операций, был организован штаб во главе с полковником Бондаревым. В него вошли также представители городских властей. В Кракове объявили 21-суточный минный карантин. В газете, выходящей на польском языке, было напечатано обращение к местному населению, в котором излагались правила поведения и просьба помочь штабу в его работе.
Перед началом разминирования саперы провели тщательную разведку общественных и культурных зданий, промышленных предприятий, жилых и нежилых домов. Словом, поступили согласно золотому правилу: «Сперва проверь, потом поверь, а затем еще раз проверь».
В первую очередь разминировались основные улицы, чтобы можно было передвигаться по городу. «Первые сутки саперы, и армейские и фронтовые, трудились буквально не покладая рук... пишет маршал Конев. Ровно через сутки я уже видел расчищенные маршруты с визитными карточками саперов: «Очищено от мин», «Мин нет», «Разминировано»{33}.
Поляки от души благодарили советских саперов за их подвиг. А это был именно подвиг, иначе и не назовешь. В то время я до предела был занят предстоящим форсированием Одера, до начала которого оставались считанные дни. Поэтому не имел возможности побывать в Кракове. В город был командирован начальник отдела заграждений штаба инженерных [243] войск подполковник З. Л. Островский. Он информировал меня о работах по разминированию Кракова и вообще обо всем, что видел там. Фашисты основательно подготовили город к обороне: соорудили железобетонные баррикады на улицах, городские кварталы и особо прочные и большие отдельные здания превратили в опорные пункты, балконы усилили кирпичной кладкой или бетоном и приспособили для стрельбы из пулеметов и пушек. К стенам жилых и служебных зданий пристраивались из камня и бетона доты. В домах на первом и втором этажах оконные и дверные проемы закладывались кирпичом и делалось множество амбразур. Каждая улица, каждый переулок простреливались многослойным автоматным, пулеметным и минометным огнем, а также огнем противотанковых пушек. Все мосты через Вислу были взорваны. В целом город был превращен в крепость.
И если бы наши наступающие части завязали уличные бои за город, чего маршал Конев очень опасался, они бы там надолго завязли. А Краков наверняка был бы разрушен. Но этого не произошло. Под мощным ударом войск 59-й армии, охватывавшей Краков с запада, и 60-й армии, наступающей с юго-востока и юга, создалась угроза полного окружения Краковского гарнизона. Это вынудило противника поспешно оставить город.
Что же было сделано по разминированию города?
Саперы проверили шоссе и улиц 235 км, городских мостов 5, железнодорожных станций 2, административных зданий 185, промышленных 70, жилых 386. Обнаружили подготовленных зарядов для взрыва объектов 166, авиабомб 8. Все мины и заряды были обезврежены в предельно короткий срок{34}. И не случайно население города так горячо благодарило советских саперов.
Тем временем, форсировав реку Варта, войска фронта продолжали стремительно наступать к Одеру. До него оставалось 120 км. Инженерные части, не задерживаясь на Варте, продвигались вместе с передовыми частями, имея с собой переправочные средства. Главная группировка фронта была в прежнем составе и наступала на прежних направлениях.
22 января маршал Конев внес изменение в план распределения инженерных и понтонных частей фронта. Он решил 5-ю гвардейскую армию, действующую в центре, дополнительно усилить 6-й понтонной бригадой, оставив в резерве лишь 25-й и 159-й понтонные батальоны. Я высказал сомнение, [244] не ущемляем ли мы интересов правофланговой группировки армий генералов Пухова, Лелюшенко и Гордова. Ведь им тоже потребуется усиление. Однако командующий ответил, что так нужно, ибо 5-я гвардейская и 52-я армии ближе всех находятся к Одеру, а правофланговой группировке наступать до него еще по меньшей мере трое-четверо суток.
Видимо, командующий руководствовался такими соображениями: в случае успеха форсирования Одера войсками 5-й гвардейской армии немедля развить его в успех фронта и двинуть основные силы в этом направлении. Подобным образом он поступил при форсировании Вислы, когда был захвачен сандомирский плацдарм. И теперь при необходимости правую группировку можно будет усилить за счет резервных двух понтонных батальонов подполковников Скорохода и Соболева. А дальше обстановка подскажет, как надо действовать.
На следующий день маршал Конев проинформировал меня, что передовые части армии Жадова вышли на Одер и начали его форсировать. Я решил выехать туда для координации действий понтонных бригад по обеспечению переправами наступающих войск. Перед отъездом член Военного совета генерал Крайнюков сообщил мне, что имеется личное указание И. В. Сталина особо отличившихся при форсировании Одера представлять к присвоению звания Героя Советского Союза. Он просил довести это до сведения командиров и политработников инженерных частей и всего личного состава.
Сообщение члена Военного совета фронта я немедленно передал заместителю по политчасти полковнику Журавлеву и начштаба полковнику Слюнину, попросил довести его до личного состава инженерных войск фронта.
Днем 23 января я приехал в штаб 5-й гвардейской армии генерала Жадова. Со времени форсирования Вислы у нас с командармом установились хорошие, деловые служебные взаимоотношения. Вот и сейчас надо было помочь Алексею Семеновичу инженерными средствами в форсировании Одера. Жадов рассказал мне, что 33-й стрелковый корпус овладел двумя небольшими плацдармами на западном берегу в районах населенных пунктов Эйхендрит и Деберен. Переправа передовых частей осуществлялась по льду, усиленному настилом, и нескольким паромным переправам. Там находился начинж полковник Подолынный. Командарм уже вызвал его в штаб. [245]
Иван Павлович, мне нужны мосты для переправы танков, закончил свой рассказ Алексей Семенович.
Мосты будут. Давайте наметим, где и какие построить, предложил я...
В 10 часов утра 25 января саперы закончили строительство 60-тонного низководного моста на рамных опорах и 12-тонного понтонного моста у Деберена. В этот же день был построен 60-тонный мост у Эйхендрита. Дело шло споро. Но враг обнаружил наши переправы и бросил на них свою авиацию. При первом же налете самолеты противника повредили мост у Эйхендрита. Зенитное прикрытие здесь было слабым. Я попросил у генерала Жадова надежнее прикрыть переправы средствами ПВО. Он выполнил мою просьбу. Со своей стороны мы договорились с Подолынным организовать у основных переправ дымопуск в случае налета авиаций врага, а также удвоить количество 60-тонных мостов, как только объединятся два небольших плацдарма.
Когда выдалась свободная минута, я поинтересовался у Алексея Семеновича, как это его соединениям удалось так быстро достичь Одера и форсировать его.
Противник, видимо, испугался танковых корпусов армии Рыбалко, которые начали глубоко обходить Силезский промышленный район, сказал Жадов. Вы знаете, что командующий приказал Рыбалко резко повернуть его армию с севера на юг вдоль Одера. Опасаясь окружения, гитлеровцы с величайшей поспешностью отошли за Одер. Этим-то мы и воспользовались. Мои гвардейцы сделали стремительный рывок и очутились у реки, а потом без промедления форсировали ее.
В нашу опергруппу тем временем поступили последние данные о боевых действиях. 23 января передовые отряды двух дивизий 52-й армии вышли на Одер в районе Раттвица и севернее него. Два штурмовых инженерно-саперных батальона (105-й капитана Воробьева и 106-й майора Зайцева) ночью оборудовали ледяные переправы с усилением льда. По ним тут же переправились пехота и артиллерия двух дивизий. Переправой мастерски руководил начинж армии полковник А. А. Глезер. С виду Александр Александрович тихий и скромный человек, а сколько в нем скрыто энергии, воли, храбрости и мужества! Делал он все, казалось, неторопливо, но получалось быстро, добротно. Да и немудрено за его плечами был богатый боевой опыт, и Глезер умело применял его на практике.
24-й армейский инженерный батальон в районе Штейне навел ледяную переправу, по которой переправилась 31-я [246] стрелковая дивизия, корпусные грузы и средства усилений, В этом же пункте два армейских инженерных батальона приступили к строительству 30-тонного моста на жестких опорах, которое было закончено 27 января.
В течение 24 января два других армейских батальона и три батальона 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады вели заготовку элементов низководных мостов с одновременным строительством двух мостов: 16-тонного силами армейских батальонов и 30-тонного тремя батальонами 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Словом, инженерные части действовали с полной отдачей сил.
Утром 25 января мне было передано телеграфное указание маршала Конева как можно скорее направить один понтонный батальон генералу Лелюшенко, а 6-ю понтонную бригаду подчинить 52-й армии генерала Коротеева. 3-я понтонная бригада генерала Соколова оставалась в армии Жадова. Раздумывая над этими указаниями, я пришел к выводу, что передовые отряды 4-й гвардейской танковой армии вышли на Одер. Только этим объясняется такая поспешность переброски понтонного батальона в район Мальча. Значит, к реке скоро подойдут и главные силы 13-й и 3-й гвардейской армий. Помощь им потребуется большая. Сложившаяся обстановка способствовала нам 6-я понтонная бригада находилась в распоряжении генерала Коротеева, то есть совершала маневр вдоль фронта. А от него до 13-й армии генерала Пухова было рукой подать. В случае необходимости можно быстро перебросить 6-ю понтонную бригаду туда. Об этих возможных изменениях я поставил в известность генерала Жадова и полковника Подолынного.
Вскоре к нам приехал Берзин. Я решил отправиться вместе с ним в 52-ю армию для уточнения боевых задач на ближайшие два-три дня. И вот мы уже на месте. Начальник инженерных войск полковник Глезер проинформировал нас, что войска левого фланга армии вышли на Одер юго-восточнее Бреслау. Передовые батальоны двух дивизий 73-го корпуса уже форсировали реку. Несколько позже подошли главные силы этих соединений и вместе с артиллерией переправились по трем усиленным ледовым переправам на западный берег. Переходы по льду подготовили саперы 58-й армейской инженерно-саперной бригады полковника П. И. Пензина и три батальона 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковника Корявко. Теперь эти бригады производили заготовку лесоматериалов для строительства двух низководных мостов: армейские саперы 16-тонного, [247] 23-я штурмовая бригада 30-тонного. Готовность мостов: первого к 27 января, второго к 28 января.
Я предложил Глезеру соорудить еще один 60-тонный низководиый мост у южной окраины Раттвица силами 15-го и 135-го понтонных батальонов бригады полковника Берзина, которые были уже на подходе. Глезер был рад такому предложению. Обрадовался он и тому, что их армия получает на усиление 6-ю понтонную бригаду. Об этом я также сказал и командарму Коротееву, попросил его кратко ознакомить меня с обстановкой, что он охотно сделал. Две дивизии армии заняли плацдарм. Сейчас готовятся к переправе другие соединения для расширения плацдарма по фронту и в глубину.
27 января вечером по ВЧ я докладывал маршалу Коневу о положении дел с форсированием Одера. Доложил, что у Коротеева на плацдарме, занятом 78-м стрелковым корпусом, имеются два 60-тонных и один 16-тонный низководный мост, три усиленных ледовых переправы. Маршал приказал немедля 6-ю понтонную бригаду направить в 13-ю армию для обеспечения действий 4-й танковой армии, ну и, конечно, войск генерала Пухова, наступающих на Штейнау и правее 3-й гвардейской армии. Там создалась благоприятная обстановка для форсирования Одера.
3-я понтонная бригада переподчинялась 52-й армии. Из полученных мною указаний командующего можно было понять, что центр тяжести наступательной операции переносится на правый фланг фронта.
Утром 28 января, отдав все необходимые распоряжения, мы с оперативной группой поехали из штаба 5-й гвардейской армии в 13-ю армию, где в данный момент происходили главные события. Штаб ее располагался в Шпроппене.
Приехав туда, мы сразу направились к начальнику штаба армии генералу Г. К. Маландину. Он информировал нас об обстановке на переправах. В ночь на 28 января снесен мост южнее Штейнау.
Других тяжелых переправ у нас нет, с огорчением сказал Герман Капитонович. Дела наши осложнились.
Теперь поправятся, заметил я. Со мной прибыли два понтонных батальона. У генерала Лелюшенко есть свой штатный батальон. На подходе еще четыре батальона. Семь батальонов на армию. По-моему, хватит.
О, с этим уже можно воевать! улыбаясь, произнес Маландин.
В штаб в это время подошел начинж генерал А. Н. Варваркин [248] и доложил, что 25-й понтонный батальон уже прибыл в армию и направился в Тарксдорф.
Таким образом, когда изменилось направление главного удара фронта, командующий сразу же начал перебрасывать туда дополнительные силы, в том числе понтонные средства. Это был редчайший случай крупного оперативного маневра инженерными войсками. Основную роль в нем играли 6-я и 3-я понтонные бригады Берзина и Соколова.
27 января в 4-ю гвардейскую танковую армию на усиление прибыл 159-й понтонный батальон подполковника П. В. Скорохода. Это позволило начинжу полковнику Варваркину организовать переправу всех танков армии. Генерал Варваркин доложил также о том, что противник сделал сброс воды, и в Тарскдорфе снесло низководный мост. Это тот мост, о котором говорил Маландин.
Поехали туда следом за 25-м понтонным батальоном, предложил я А. Н. Варваркину.
Уже стемнело, когда мы нагнали батальон. Наступила ночь, ярко светила луна. Морозило. На Одере шел бой, ухали пушки, слышалась отдаленная автоматная и пулеметная стрельба. Остановив батальон неподалеку от реки, мы с Варваркиным отправились к пункту переправы, откуда доносились удары топоров и дизель-молота. Саперы забивали сваи. Строили новый низководный мост. Уже были готовы два пролета.
К нам подошел полковник Корявко и доложил, при каких обстоятельствах был снесен низководный мост. В результате сброса воды уровень ее поднялся на 1,5 м, лед вздыбился, под его напором начали рушиться опоры. Чтобы спасти мост, саперы по торосам бросились к опорам, но это опасно люди проваливаются.
Иван Порфирьевич, а вы, случайно, не провалились? Вы сами весь мокрый.
Было дело, признался Корявко. Хорошо, что поблизости оказались саперы, помогли выбраться, а то бы конец глубина здесь метров пять.
Немедленно идите обсушитесь.
Мы вместе с Корявко направились в его «штаб-квартиру» брошенный хозяевами домик. Иван Порфирьевич быстро переоделся, и мы стали обсуждать создавшееся положение. А оно было нелегким. Саперы работали без отдыха уже вторые сутки, никто еще не спал, ели на ходу. Один мост снесло, они тут же взялись за постройку второго.
Железные люди, с гордостью сказал Корявко. Я предложил Варваркину усилить бригаду Корявко двумя [249] инженерно-саперными батальонами из армейской инженерной бригады Куницына. Начинж тут же отдал такое распоряжение.
По данным инженерной разведки, севернее Штейнау Одер был свободен ото льда. Поэтому было решено 25-й понтонный батальон направить в район Хохбаушвица и там составить тяжелые паромы для переправы танков. Здесь же, в Тарксдорфз, интенсивно продолжать строительство нового низководного моста, чтобы завтра во второй половине открыть по нему движение.
А теперь давайте обсудим, где и что будем строить в ближайшие дни, сказал я.
После короткого обмена мнениями решили включить в план строительство низководных мостов: в районе Боршена 60-тонного, вместо разрушенного паводком, в Тарксдорфе, в Вальдгейме 16-тонных понтонных мостов и одного 60-тонного парома. Это будет первоочередное строительство.
Для уточнения вопросов дальнейшего развития переправ мы с Варваркиным отправились к командующему 13-й армией генералу Пухову. Варваркин доложил ему о положении дел с обеспечением форсирования Одера переправами, о намеченном строительстве переправ на ближайшие 2–3 дня, начиная с 28 января. Два понтонных батальона уже прибыли в армию и получили боевую задачу. Завтра подоспеют остальные четыре понтонных батальона. Они будут направлены на строительство мостов.
Хорошо было бы восстановить взорванный немцами железный мост в Штейнау. Через него идет наша главная магистраль подвоза, высказал свое пожелание Пухов.
Николай Павлович, надо скорее овладеть Штейнау, заметил я, тогда все встанет на свои места. Сейчас мост находится под жесточайшим обстрелом, и восстановить его просто невозможно.
В ближайшие два дня Штейнау будет взят, сказал командарм.
Вот тогда и мы развернемся.
От командарма мы направились в штаб инженерных войск армии, где вновь завели разговор о переправах в 13-й армии.
Александр Николаевич, обратился я к Варваркину, а что у вас сейчас делают дорожные части армии?
Они готовятся к восстановлению железного моста у Штейнау.
По-моему, им можно было бы поручить соорудить хотя [250] бы один низководный мост. Договоритесь с начальником дорожного отдела армии полковником Тимофеевым. Он, наверное, согласится.
Это было бы очень здорово. Сейчас же позвоню, сказал Варваркин.
Он тут же связался с Тимофеевым. Как я и ожидал, тот без колебаний взялся построить 60-тонный мост у Воршена, севернее Тарксдорфа.
Утром 29 января я вместе с генералом Варваркиным выехал на переправы, чтобы на месте ознакомиться с обстановкой. В районе Воршена строительство 60-тонного низководного моста шло полным ходом. В Тарксдорфе батальоны бригады Корявко продолжали строительство такого же моста. Шуга на реке за ночь смерзлась, уже можно было передвигаться по льду. К тому же наши части, действующие на плацдарме, продвинулись вперед, и враг больше не мог обстреливать наши переправы. Однако его авиация все еще наведывалась к мостам. Саперы начали чаще ставить дымовые завесы. Это помогало.
Вот и во время нашего разговора с Корявко на переправе раздался звук сирены воздушная тревога. Несколько самолетов противника на небольшой высоте со страшным воем и свистом пронеслось над нами, поливая переправы свинцом из крупнокалиберных пулеметов. Но все обошлось благополучно, как говорят, отделались легким испугом. Откровенно говоря, все произошло так быстро, что мы даже не успели испугаться.
Выйдя из укрытия, я обратил внимание на дот, расположенный на левом берегу, неподалеку от реки. Он грозно поглядывал на нас своими черными глазницами-амбразурами. Я обратил внимание генерала Варваркина на этот дот. Он сначала не понял, в чем дело. Пришлось напомнить, что захваченные нами доты могут снова оказаться в руках гитлеровцев, ведь линия ожесточенных боев не так уж далеко. Поэтому надо их привести в негодность.
Об этом я как-то не подумал, сказал Варваркин.
Он приказал немедленно разрушить доты, и в первую очередь те, которые стоят в непосредственной близости к реке. Саперы быстро выполнили приказ. Для взрыва дотов они использовали немецкие противотанковые мины, снятые тут же, неподалеку от Одера. О своем решении разрушить доты я доложил маршалу Коневу. Он его одобрил и обещал незамедлительно дать такое распоряжение командующим армиями. В свою очередь наш штаб дал специальные указания начинжам армий по этому вопросу. [251]
Из бригады полковника Корявко часов в пять мы проехали в Кёбен. Там был наведен 159-м понтонным батальоном Скорохода 45-тонный понтонный мост. Генерал Лелюшенко переправлял по нему 10-й танковый корпус. Командарм стоял на понтоне прибрежного парома и размахивал флажком. Переправа шла довольно интенсивно и организованно.
3 февраля меня срочно вызвали в штаб фронта. Командующий проводил совещание по Нижне-Силезской операции. На нем присутствовали командующие армиями генералы В. Н. Гордов, Н. П. Пухов, Д. Д. Лелюшенко, А. С. Жадов, Д. Н. Гусев, К. А. Коротеев, В. А. Глуздовский и командующий артиллерией фронта генерал Н. Н. Семенов, командующий БТМВ фронта генерал Н. А. Новиков, командующий воздушной армией генерал С. А. Красовский, начальник связи генерал И. Т. Булычев. На совещании заслушивалось решение командующего маршала И. С. Конева по проведению Нижне-Силезской наступательной операции, являющейся продолжением Висло-Одерской операции. Для ее осуществления создавались группировки войск: на плацдарме севернее Бреслау ударная группировка в составе 3-й гвардейской, 13, 52 и 6-й общевойсковых армий, а также 3-й гвардейской и 4-й танковых амрий; на плацдарме южнее Бреслау сосредоточивались 5-я гвардейская и 21-я армии с двумя приданными им танковыми корпусами; на левом крыле фронта группировка в составе 59-й, 60-й армий и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса.
Нанесение главного удара планировалось с двух крупных плацдармов на Одере, находившихся севернее и южнее Бреслау, с целью разгромить группировку врага в Силезии и после выхода на рубеж реки Нейсе занять выгодные исходные позиции для ударов на берлинском, дрезденском и пражском направлениях.
Начало наступления 8 февраля.
Вернувшись к себе в штаб, я проинформировал полковника Слюнина о решении командующего по Нижне-Силезской наступательной операции.
При распределении инженерных и понтонных частей мы учитывали, что в полосе наступления главной группировки на берлинском направлении имелись реки Бобер, Квейс, Нейсе и Шпрее, а в оперативной глубине Эльба. Однако ее вряд ли придется форсировать. Наиболее серьезной рекой была Нейсе, которая имела весьма ограниченное количество танковых бродов. Зато на Шпрее они имелись в изобилии.
В центре полосы наступления от меридиана Любен Легница и далее до самой Эльбы простирается огромный [252] лесной массив со множеством озер разной величины и болот. Этот массив пересекают шоссе, идущие на запад. Здесь мы могли встретить мощные инженерные и минновзрывные заграждения противника. Поэтому за передовыми отрядами должны двигаться сильные отряды разграждения, имея впереди инженерную разведку.
Армии левого крыла фронта 59-я и 60-я, наступающие по северным скатам Судетских гор, было необходимо надежно прикрыть инженерными заграждениями, особенно в направлении на Бреслау, чтобы воспретить возможность деблокировки крепости. Эту задачу помимо армейских частей должна выполнить 42-я отдельная моторизованная инженерная бригада. Ее требовалось усилить еще двумя инженерно-саперными батальонами 53-й инженерно-саперной бригады.
Все эти меры позволят надежно обеспечить левое крыло фронта.
Наш штаб принялся отрабатывать уточненный план инженерного обеспечения операции. К вечеру он был готов, согласован с начальником штаба фронта, доложен маршалу Коневу. Одновременно я проинформировал командующего о состоянии переправ на Одере на 1 февраля. В полосе главной группировки войск фронта действовало семь 60-тонных низководных мостов и два понтонных.
Командующий был удовлетворен моим докладом, но высказал опасение, что гитлеровцы повторят пуск воды и снова разрушат переправы. Я заверил, что при любых условиях наши понтонеры и саперы, находящиеся на Одере, обеспечат переправу войск. Не далее чем через четыре-пять дней в Штейнау будет силами дорожных частей фронта восстановлен высоководный железный мост. Он значительно улучшит наши возможности.
Маршал Конев утвердил наш план и разрешил выехать 4 февраля на Одер.
Утвержденный план я передал начальнику штаба и приказал без промедления сделать из него выписки и направить начинжам армий.
Иван Павлович, только что получена телеграмма генерала Воробьева. К нам направляется 22-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-саперная бригада, доложил Слюнин.
Когда она прибудет? поинтересовался я.
Двадцатого февраля.
Поздновато, как говорят, под занавес. Когда прибудет, тогда в зависимости от обстановки и решим, куда ее направить. [253]
Разговаривая со Слюниным, я невольно подумал, как разбогател наш фронт, да и не только наш. Он имел теперь три штурмовые инженерно-саперные бригады, одну моторизованную инженерную и две понтонно-мостовые. Всего шесть бригад, не считая пяти отдельных батальонов фронтового подчинения. Кроме того, в армиях имелось по одной инженерно-саперной бригаде, да в корпусах и дивизиях по саперному батальону. Это огромная инженерная сила. А с чего начинали войну? 201 инженерно-саперный батальон, да и те были на строительстве укреплений западных государственных границ. А сегодня в действующей армии 1129 батальонов. Инженерных бригад до войны вовсе не было. Теперь же их 109 {35}. И все это результат деятельности Коммунистической партии, Советского правительства, их постоянной заботы о Красной Армии.
Чего я все время опасался, то и произошло. В день наступления паводком были снесены почти все мосты. Фашисты в очередной раз спустили воду в Одер из водохранилища Отмахау. Осталось два моста высоководный в Штейнау и низководный в Мальче и несколько паромов. На Одере началось массовое торошение льда. Всех нас это потрясло, хотя мы были готовы ко всему. Строительство и наводка понтонных мостов исключались они бы не удержались. На наше счастье, к назначенному сроку сосредоточение войск на левом берегу было завершено полностью, все необходимое для наступления переброшено. Уцелевшие два моста и несколько паромов позволяли обеспечить части и соединения боевым питанием и продовольствием. К исходу дня 9 февраля прекратилось торошение льда. Поверхность Одера очистилась. Понтонеры без промедления приступили к устройству переправ. На другой день в Цюхене действовали уже комбинированный мост и два тяжелых парома. В Пройхау по моему приказу был быстро наведен 30-тонный понтонный мост. По нему переправился 9-й мехкорпус 3-й гвардейской танковой армии, возвратившийся из Силезии. Вскоре в Штейнау вступил в строй 16-тонный высоководный металлический мост, а в районе Лейбсдорфа сооружался 60-тонный низководный мост 135-м понтонным батальоном майора Игнатенко и 108-м штурмовым инженерным батальоном майора Шумраха. В Мальче начали действовать два легких низководных моста. [254]
Таким образом, с мостовыми переправами положение восстановилось. Наши войска успешно наступали. Оценив обстановку в целом, мм пришли к выводу, что необходимо строить высоководные мосты на основных магистралях, по которым будет осуществляться боевое питание наступающих армий. Согласовав вопрос с начальником штаба Василием Даниловичем Соколовским и начальником тыла Николаем Петровичем Анисимовым, мы решили построить к 20 февраля четыре высоководных моста силами инженерных войск фронта. В Кёбене поручить строительство моста на металлических баржах мостовому отряду 32-го УОСа полковника С. В. Чекалина; в Кёбене мостовым отрядам 8-го ФУОСа полковника М. А. Ковина, в Олау 3-й понтонной бригаде Героя Советского Союза генерала Н. В. Соколова и в Штейнау дорожным частям 13-й армии полковника Тимофеева.
Военный совет фронта утвердил этот план. Мосты через Одер были построены в срок.
Рассказывая о форсировании Одера, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что инженерные войска проявили здесь подлинный героизм. В течение семи дней они самоотверженно боролись с врагом и стихией, обеспечив сосредоточение наших войск на левом берегу. Саперы и понтонеры с гордостью говорили: мы штурмовали Одер, а он упорно оборонялся паводком и ледоходом. И все же мы победили его.
Чтобы представить всю эту титаническую борьбу, достаточно привести такие цифры. Переправу обеспечивали 11 понтонных и 18 инженерно-саперных батальонов фронтового подчинения, да еще 28 армейских батальонов. А всего 57. На Одере было построено 102 низководных моста общим протяжением 16 380 м, наведено 46 наплавных мостов длиной 4860 м, оборудовано 17 ледяных переправ длиной 2540 м. За время спуска воды и ледохода было снесено 48 мостов.
Чтобы соорудить 102 низководных моста, потребовалось 32 760 кубометров леса, который нужно было заготовить и переработать в конструкции в предельно короткий срок, а затем перевезти к реке.
К этому следует добавить, что в Висло-Одерской операции инженерные части и соединения искусно применяли минновзрывные заграждения, прикрывая фланги наступающих войск и закрепляя тактически важные пункты. Ими было установлено 346, 6 тыс. противотанковых и 891 тыс. противопехотных мин. Заминирован 191 мост. [255]
На наших минных полях контратакующие части гитлеровцев понесли немалые потери: подорвалось танков и самоходно-артиллерийских установок 244, бронетранспортеров 79, автомашин 215, солдат и офицеров 4573.
Эти цифры говорят сами за себя.
Но вернемся к Нижне-Силезской операции. Армии правого крыла фронта после 50-минутной артподготовки 8 февраля прорвали оборону противника, за два дня общевойсковые армии продвинулись в глубину на 10–15 км, а танковые на 30–60 км. 10 февраля они вышли на реку Бобер и овладели городом Легница. К исходу 12 февраля, форсировав Бобер, войска 52-й армии захватили сильный опорный пункт врага Бунцлау. На шоссе неподалеку от этого города высится памятник фельдмаршалу Кутузову, главнокомандующему русской армией в войне с Наполеоном. Он умер в 1813 году в Бунцлау. Ровно через 132 года мы, советские люди, гнали разбитых гитлеровцев по тем же дорогам. Это символично.
В городе Бунцлау побывал и я. Там еще сохранился дом, где на втором этаже была комната-музей Кутузова. Некоторое время спустя саперы 4-й гвардейской танковой армии под руководством начинжа полковника М. А. Полуэктова на площади в Бунцлау воздвигли Кутузову красивый железобетонный обелиск высотой до 6 м. На нем сделали надпись: «Кутузову пращуру от правнуков». Так воины Красной Армии отдали дань выдающемуся русскому полководцу.
14 февраля 6-я армия при поддержке 7-го мехкорпуса во взаимодействии с 5-й гвардейской армией окружили Бреслау и осадили его.
На левом крыле фронта 59-я и 60-я армии 22 февраля в соответствии с директивой Военного совета перешли к жесткой обороне и приступили к инженерному оборудованию этого рубежа: на линии иск. Опельн, далее по восточному берегу Одера, Пулау, Рыбник, Зорау. Армейские саперы тут же приступили к минированию перед передним краем и к 25 февраля установили 42 тыс. противотанковых и 50 тыс. противопехотных мин.
Войска правого крыла фронта, выйдя на реку Нейсе к 24 февраля на участке от ее устья до Пенцига, после кратковременных боев перешли к жесткой обороне. Части и соединения, не теряя времени, интенсивно укрепляли занимаемые рубежи, прикрывали их минновзрывными заграждениями.
В конце февраля на 1-й Украинский фронт прибыла 22-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада гвардии [256] полковника Павла Федоровича Новикова. Вместе с ним в 1942 году мы воевали на Западном фронте. Тогда он командовал инженерно-саперной бригадой специального назначения. Я хорошо узнал Павла Федоровича, пока он был в моем подчинении. Это организованный и пунктуальный, весьма дисциплинированный командир. Не помню случая, чтобы он в чем-то подвел штаб. Встретились мы с ним как соратники по войне. Я ознакомил Новикова с обстановкой, задачами бригады и направил его к полковнику Слюнину для более детального решения всех вопросов.
Тем временем на нашем фронте наступила вновь оперативная пауза. Но это, как и раньше, был не отдых, а напряженнейшая и трудоемкая работа по инженерному оборудованию занимаемых рубежей, дорог, мостов. К тому же проводились ежедневные занятия по боевой подготовке с полной нагрузкой, без всяких послаблений и условностей.
За время наступательных операций 1945 года инженерные части и соединения, как и все войска фронта, умело громили фашистов. Саперы, понтонеры, минеры успешно обеспечивали наступление войск, всегда находясь впереди, не допуская никаких задержек в преодолении минновзрывных заграждений и водных преград, которых было предостаточно.
Коммунистическая партия и Советское государство по достоинству оценили мужество, отвагу, боевое мастерство воинов инженерных войск, наградив 11193 красноармейцев, сержантов и офицеров орденами и медалями. Награды получили 105 инженерных частей и соединений, из них 15 бригад и 90 батальонов. Почетное наименование было присвоено 2 бригадам и 26 батальонам{36}.
Высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Одера были удостоены: полковник И. П. Корявко, майор С. А. Блинников, младший лейтенант П. Н. Жуковский, старший сержант А. Т. Сергеев, сержанты А. П. Енаков, В. С. Чекмосов, П. И. Борисов, В. П. Доброрез, Н. А. Короткий, ефрейторы М. П. Борисов, В. П. Пудников, В. И. Суворов, рядовые М. М. Имаметдинов, С. М. Рубсин, П. М. Сыкало.
Правительственных наград удостоились все начальники инженерных войск армии. В ходе наступления инженерным частям и соединениям 10 раз объявлялась благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего. [257]