Весна Победы
Весна 1945 года в разгаре. Последняя военная весна весна Победы. Каждый из нас страстно хотел дожить до этого светлого дня, но надо было еще добить врага, такого опасного в своей предсмертной агонии. Наш 1-й Украинский фронт вместе с 1-м Белорусским стоял недалеко от Берлина логова фашистского зверя. Один мощный удар и падет гитлеровская столица, а вместе с ней рухнет и третий рейх.
Впервые за годы Великой Отечественной войны нам предстояло осуществить инженерное обеспечение форсирования реки с планомерной подготовкой. Это весьма сложный процесс. Раньше мы преодолевали водные преграды с ходу и накопили в этом большой опыт. Между прочим, каждая наступательная операция обязательно сопровождалась форсированием ряда рек с ходу в глубине обороны врага и на широком фронте, причем форсирование проводилось передовыми отрядами, действовавшими впереди наступающих войск. В те места, где они добивались успеха, направлялись основные усилия, захваченный плацдарм расширялся, на него без промедления выдвигались главные силы, которые энергично развивали успех.
Форсирование реки с планомерной подготовкой проводится по-иному. Перед самой атакой обороны противника на заранее разведанных участках каждая часть и подразделение через проходы в минных полях выходит на переправу, форсирует водную преграду под сильным огнем врага и затем по всему фронту атакует его. Переправы наводятся с таким расчетом и в таком количестве, чтобы они могли обеспечить на своих участках переброску главных сил через реку без задержек и нарушения принятой структуры боевых порядков войск, как это было бы в случае отсутствия реки. Дело это нелегкое, требующее самой тщательной подготовки и высокой организованности. А пока мы энергично укрепляли оборону.
При очередном докладе полковник Слюнин информировал меня о ходе оборонительных работ, устройстве минновзрывных заграждений, прокладке дорог и т. д. В целом график выдерживался. Я поинтересовался, какие вести поступают [258] из окруженного Бреслау. Слюнин сообщил, что там почти непрерывно идут уличные бои за отдельные дома, кварталы, бои тяжелые и упорные. Но главное не в этом. По данным разведки, в районе Рейхентах, Франкенштейн, что в 70 км южнее Бреслау, противник готовит группировку для деблокирования осажденного гарнизона.
Полученные сведения сильно встревожили меня. Ведь в случае удачи фашисты создадут серьезную угрозу глубоким тылам наших армий и фронта в целом, Надо было действовать. Я решил проверить боевую готовность минновзрывных заграждений всей зоны, прикрывающей Бреслау извне в южном и юго-западном направлениях. И принять, если нужно, необходимые меры.
В боях за Бреслау действия инженерных частей и подразделений приобрели первостепенное значение. Огонь и взрыв здесь решали все. Саперы-подрывники и саперы-огнеметчики не только делали проломы в каменных стенах, зажигали дома с засевшими в них гитлеровцами, но и сами смело атаковали врага. Наши саперы в совершенстве овладели трофейным оружием фаустпатронами, мастерски применяли их для уничтожения пулеметных гнезд и групп пехоты противника, находящихся внутри зданий.
Начинж 6-й армии, окружившей Бреслау, Тимофеев рассказал несколько эпизодов из боевых действий саперов.
Посмотрели мы и результаты действий подрывников и огнеметчиков. Самой высокой похвалы заслуживали их дела. Такого же мнения был и командарм генерал Глуздовский. Когда я делился с ним своими впечатлениями, он сказал:
Я не представляю, Иван Павлович, что бы мы делали в Бреслау без саперов. Здесь мы ведем ближний бой в самых стесненных условиях. Невозможно подтянуть и по-настоящему развернуть ни живую силу, ни боевую технику. Саперы оказывают огромную помощь своими мощными взрывными и огнеметными средствами. Они в буквальном смысле слова пробивают дорогу пехоте, артиллерии и танкам.
Я рекомендовал генерал-лейтенанту Глуздовскому несколько усилить свои исходные позиции для боя. По основным улицам, в 200–300 м от переднего края, на перекрестках, оборудовать опорные пункты, прикрыть их противопехотными заграждениями. Позади расчистить одну-две поперечные улицы для сообщения и маневра вдоль фронта между опорными пунктами самоходными пушками и танками. Конечно, и орудия и танки должны иметь заранее подготовленные и замаскированные позиции, с которых они могли бы [259] вести огонь. Это необходимо на случай внезапного прорыва противника.
Командарм обещал вместе с Тимофеевым подработать это предложение. Позже я узнал, что оно было реализовано и дало хороший эффект.
Пробыв еще день в Бреслау, я вернулся в штаб фронта и доложил командующему о результатах своей поездки. Маршал был удовлетворен делами саперов.
От командующего я зашел к генералу армии И. Е. Петрову. Он только что прибыл к нам на должность начальника штаба фронта вместо В. Д. Соколовского, убывшего на 1-й Белорусский фронт заместителем к Г. К. Жукову. Мы встретились с Петровым тепло и сердечно. Дни, проведенные вместе в Севастополе, остались в памяти на всю жизнь.
4 апреля маршал Конев возвратился из Москвы с утвержденным планом наступательной операции. Генерал Петров пригласил меня для ознакомления с этим планом. Как выяснилось, необходимость ускорить подготовку к предстоящему наступлению вызывалась тем, что наши союзники не отказались от мысли при благоприятной обстановке овладеть Берлином раньше нас.
По плану Берлинской операции, 1-й Украинский фронт наступает 16 апреля. Наша задача разгромить группировку противника в районе Котбуса и южнее Берлина, не позднее 10–12-го дня операции овладеть рубежом Белиц, Виттенберг и далее на юг по реке Эльба до Дрездена.
Командующий маршал Конев решил: главный удар нанести армиями правого крыла фронта в составе 3-й гвардейской (с 25-м танковым корпусом), 13-й и 5-й гвардейской (с 4-м гвардейским танковым корпусом) армий, 3-й и 4-й гвардейских танковых армий. На направлении главного удара предусматривалось использовать также второй эшелон фронта 28-ю и 31-ю армии. В центре наносится вспомогательный удар силами двух армий: 2-й армии Войска Польского (совместно с 1-м польским танковым корпусом) и правым флангом 52-й армии (во взаимодействии с 7-м гвардейским механизированным корпусом). Они наносят удар на Дрезден с выходом на реку Эльба. Левое крыло фронта часть сил 52-й армии, 21-я и 59-я армии переходит к обороне. Начало наступления 16 апреля в 6 часов 50 минут.
Артиллерийская подготовка планировалась продолжительностью 1 час 45 минут, в том числе 40 минут перед форсированием Нейсе, 60 минут обеспечение форсирования, 45 минут на подготовку атаки пехоты и танков за рекой.
Передовые батальоны форсируют реку в 6 часов 55 минут [260] в процессе артподготовки, под прикрытием дымовой завесы. Штурмовые батальоны переправляются через полчаса после передовых батальонов.
На переправу частей первого эшелона планировался 1 час.
Как только они вступят на левый берег, сразу же под прикрытием артиллерийского огня и дымовой завесы с самолетов переходят в наступление.
Перед инженерными войсками фронта ставилась задача надежно обеспечить в инженерном отношении боевые действия главной группировки, особенно при форсировании Нейсе, и Шпрее, помочь армиям центра в наступлении, а армиям левого крыла фронта в создании жесткой обороны.
Словом, картина для нашего штаба была ясной. Требовалось еще более тщательно подготовиться к операции, в оставшееся время досконально изучить оборону противника и местность, на которой предстояло действовать.
Местность, лежащая в нашей полосе наступления, была на 50 процентов покрыта лесами. По ней протекало множество речушек, имелись озера, немало заболоченных мест, на что особенно надо было обратить внимание. Лес, конечно, являлся серьезным препятствием. Но он в то же время мог использоваться для маскировки войск и как строительный материал, так необходимый для дорожно-мостовых и фортификационных сооружений и многого другого.
Шоссейных дорог было достаточно. В основном они пересекали все имеющиеся здесь леса. Мы не исключали, что противник устроил на них инженерные заграждения в виде мощных заминированных лесных завалов. В целом впереди лежащая местность мало чем отличалась от той, которую мы преодолели в Висло-Одерской наступательной операции. Войска в полной мере освоились с ней, что было весьма положительным моментом.
Что касается обороны противника, то она состояла из трех полос. Главная полоса обороны была хорошо оборудована в инженерном отношении. Она проходила по западному берегу Нейсе. Река имеет ширину до 40 м и глубину до 4 м. Бродов мало. Для танков непроходима.
Промежуточный рубеж находился на полпути к Шпрее, а тыловой на Шпрее. В отличие от Нейсе Шпрее имела много бродов, и, естественно, для танков была проходима. Нужно заметить, что обе реки по правому и левому берегам имели земляные насыпные валы, ограждавшие их от весенних разливов паводковых вод. Эти валы усиливали реки как противотанковые препятствия. Все три рубежа были [261] приведены в единую систему и представляли собой мощную зону глубоко эшелонированной обороны.
Наш фронт располагал в основном теми же, что в Висло-Одерской операции, инженерными частями и соединениями. Он лишь пополнился, как я уже рассказывал, 22-й гвардейской моторизованной штурмовой инженерно-саперной бригадой под командованием гвардии полковника Павла Федоровича Новикова. Все инженерные войска фронта и их командиры накопили солидный опыт по инженерному обеспечению наступательных операций с форсированием водных преград.
Основные силы инженерных войск были нами направлены на усиление главной группировки фронта. Но мы должны были обеспечить и действия 6-й армии, которая вела осаду Бреслау. Ее мы усилили 53-й инженерно-саперной бригадой полковника К. П. Ревякина, а 42-я моторизованная инженерная бригада прикрывала Бреслау заграждениями с внешнего фронта окружения.
Я поручил полковнику Слюнииу подготовить обоснованный план распределения инженерных частей и соединений, план инженерных мероприятий, вытекающих из решения командующего, предварительно высказав ему свои соображения. Вопросами форсирования решил заняться сам, тем более что по ним нужно было отдельно доложить маршалу Коневу. Дело в том, что по уставу переправа войск начиналась с «Ч», то есть сразу после окончания артиллерийской подготовки. А по решению командующего переправа передовых батальонов и штурмовых батальонов должна была осуществляться в ходе артиллерийской подготовки. Это уже было новшество. Поэтому подготовка десантных средств, и особенно наводка наплавных мостов и сборка низководных мостов, должна происходить буквально через десять минут после начала артиллерийской подготовки. Иными словами, под огнем противника, еще в достаточной степени не подавленного нашей артиллерией. Значит, потребуется прикрытие действий саперов огнем орудий, поставленных для стрельбы прямой наводкой, особенно при сборке мостовых переправ. Для этого необходима помощь командующего фронтом.
В наступлении без форсирования реки саперы пропускают войска в определенном порядке и последовательности: каждый взвод, роту, батарею, дивизион и танки непосредственной поддержки пехоты по заранее проделанным проходам в наших минных полях и в минных полях противника. При форсировании реки с планомерной подготовкой перед саперами стоит уже иная задача. Они должны сперва под ожесточенным [262] огнем врага устроить переправы для пехоты, артиллерии и танков, а потом на противоположном берегу проделать проходы в минных полях противника и пропустить через них войска. Причем выполнить эту весьма тяжелую работу необходимо в предельно короткие сроки. Тут требуются исключительно четкая и умелая организация дела, тщательно продуманное взаимодействие саперов с наступающими войсками.
Передовые подразделения пехоты атакуют оборону противника в боевом порядке цепью. Для того чтобы на противоположном берегу они смогли быстро развернуться, требуется переправить их на десантных лодках и по штурмовым мостам по всей ширине атакуемого участка.
Остальные стрелковые подразделения и части, артиллерия и танки следуют к переправам по назначенным маршрутам в строго установленное время небольшими колоннами. Через реку они переправляются на паромах и по мостам, специально наводимым для них. Крупные части и соединения переправляются позже и только по мостам.
Следует заметить, что переправа каждого последующего элемента боевого порядка осуществляется после того, как на противоположном берегу захвачен плацдарм или несколько плацдармов, на которых войска могли бы развернуться для боя, не подвергаясь прицельному артиллерийскому обстрелу противника.
Все это нами, инженерными начальниками, и бралось за основу организации инженерного обеспечения форсирования Нейсе и Шпрее.
Итак, передовые батальоны переправлялись на десантных деревянных лодках, а штурмовые батальоны по штурмовым мостикам и частично на десантных лодках. К 7 часам утра дивизионные саперы собирали легкие паромы грузоподъемностью 3–5 т по одному-два на штурмовой батальон и по одному легкому наплавному мосту для дивизионных грузов.
Силами армейских и фронтовых инженерных батальонов для каждой армии подготавливалось семь мостов наплавных и на жестких опорах. Время на устройство переправ и ввод их в действие устанавливалось такое: наводка штурмовых мостиков 35–40 минут, сброка легких паромов 50 минут, наводка легких мостов, понтонных, грузоподъемностью 30–60 т 2–4 часа, сборка низководных мостов грузоподъемностью 30–60 т 4–7 часов.
Переправа танковых армий генералов Рыбалко и Лелюшенко планировалась в первый день форсирования по понтонным [263] мостам: передовые танковые бригады в 11 часов, главные силы в 16 часов. К этому времени должны быть подготовлены понтонные и низководные мосты. Инженерное обеспечение ввода в прорыв танковых армий Рыбалко возлагалось на 16-ю штурмовую инженерно-саперную бригаду, а танковой армии Лелюшенко на 22-ю штурмовую инженерно-саперную бригаду. Форсирование Шпрее обеспечивалось за счет резервирования части десантных и понтонно-мостовых средств, которые на Нейсе не используются, а будут двигаться за наступающими передовыми частями. Кроме того, к утру 17 апреля планировалось снять 80 процентов действовавших на Нейсе понтонных средств и направить на Шпрее.
В тот же день с полковником Слюниным мы уточнили распределение инженерных частей и понтонно-переправочных средств между армиями главной и центральной группировок войск фронта. Армиям главной группировки выделялось по одному легкому понтонному и по два тяжелых понтонных парка, по 300–600 десантных лодок, по 7 комплектов сборных тяжелых низководных мостов, по 7–10 комплектов штурмовых мостиков. Это обеспечивалось за счет фронтовых ресурсов. По имеющимся у нашего штаба данным, всего во фронте заготовлено 2440 десантных лодок, штурмовых мостиков 750 м, элементов сборных тяжелых мостов 960 м. Армии главной группировки войск усиливались также 16-й и 23-й штурмовыми инженерно-саперными бригадами и пятью понтонными батальонами из понтонных бригад генерала Соколова и полковника Берзина. Танковой армии генерала Рыбалко придавался 25-й отдельный понтонно-мостовой батальон, а танковой армии генерала Лелюшенко 159-й отдельный понтонно-мостовой батальон.
Центральная группировка армий усиливалась 23-м отдельным понтонно-мостовым батальоном и 53-й инженерно-саперной бригадой.
Разминирование, восстановление дорог и мостов основных армейских маршрутов в полосе наступления главной группировки возлагалось на 23-е управление оборонительного строительства полковника А. И. Загороднего, 32-е управление оборонительного строительства полковника С. В. Чекалина, а 8-е фронтовое управление оборонительного строительства полковника М. А. Ковина производило оборонительные работы по усилению инженерного оборудования левого крыла фронта, особенно на направлении осажденного нами Бреслау.
Поскольку дно рек Нейсе и Шпрее песчаное, рыхлое и [264] вязкое, от форсирования их вброд мы решили отказаться, колесные машины наверняка застряли бы. Поэтому весь упор сделали главным образом на мосты.
В окончательном виде план инженерного обеспечения и распределения инженерных частей утром 6 апреля был готов. Я согласовал его основные вопросы с генералом армии И. Е. Петровым, а затем доложил командующему. Маршал Конев очень внимательно, даже скрупулезно, рассматривал наш план, вникал буквально в малейшие детали. Это и понятно. Он прекрасно понимал, что от успеха форсирования зависел успех атаки и дальнейшего наступления. Естественно, у него возник ряд вопросов. Его заинтересовало, например, почему нет тяжелых паромов для переправы танков непосредственной поддержки пехоты. Я пояснил, что река неширокая, поэтому составлять паромы нецелесообразно, времени потребуется столько же, сколько на наводку понтонного 30-тонного моста. А его пропускная способность в 7–10 раз больше, чем на паромах. С моими доводами Конев согласился.
Хорошо, будем танки переправлять по мостам, а где удастся, и вброд, сказал он. Потом, немного подумав, добавил: Пехоту усилим восьмидесятипятимиллиметровыми пушками для борьбы с немецкими танками в первые минуты. А там и другая артиллерия и танки подоспеют.
Помедлив, маршал спросил:
На чем будете переправлять передовые и штурмовые батальоны?
Передовые батальоны на десантных лодках, штурмовые по штурмовым мостикам, а пушки сопровождения пехоты на трехтонных паромах, пояснил я.
Зная, что командующий всегда интересуется, чем усиливаются армии главной группировки, не дожидаясь его вопроса, я доложил ему об этом.
Сила внушительная, заметил Конев. А что вы даете шестой армии генерала Глуздовского и армиям левого крыла фронта? Они у нас сильно отстали от правого крыла и центра, около двухсот километров. За ними надо зорко следить.
Я ответил, что на усиление армии Глуздовского выделяется 53-я инженерно-саперная бригада. Кроме того, в ней остается действовавшая ныне 42-я отдельная моторизованная инженерная бригада. Она уплотняет минновзрывные заграждения на направлении Бреслау. На основных направлениях стоят три инженерных батальона в качестве подвижных отрядов заграждения. [265]
Командующий утвердил наш план.
В период подготовки к форсированию Нейсе и Шпрее исключительно большой размах приобрела партийно-политическая работа. Как и в других войсках, в инженерных частях она была важнейшей составной частью плана операций. И можно без преувеличения сказать, что благодаря целеустремленной, плодотворной партполитработе в войсках постоянно поддерживались высокое морально-политическое состояние, готовность личного состава к выполнению любой боевой задачи, как бы сложна и тяжела она ни была.
Партийно-политическая работа в инженерных войсках проводилась всеми командирами, политработниками, большим отрядом партийных и комсомольских организаций. Направляли ее политотделы бригад, которые, как правило, все время находились со своими частями и подразделениями. Это позволяло им повседневно общаться с воинами, изучать их настроения, нужды, запросы, своевременно оказывать влияние на все стороны жизни и деятельности личного состава. Пользуясь каждой свободной минутой, коммунисты проводили беседы по текущим вопросам, читали сводки Совинформбюро о положении на фронтах, рассказывали о работе тружеников тыла страны, их героических усилиях на заводах, фабриках, в колхозах. Советские люди делали все, чтобы снабдить действующую армию всем необходимым. Это поднимало боевой дух и настроение воинов.
Особенно интенсивный характер партийно-политическая работа принимала с получением боевой задачи. Все рычаги ее тогда приводились в движение. Политорганы, партийные и комсомольские организации тут же стремились довести эту задачу до каждого бойца, разъяснить ее суть и значение. Для этого они использовали самые разнообразные формы и методы работы. Тут и короткие митинги, собрания, выпуск боевых листков, а главное индивидуальные беседы. В работу включался весь партийный, комсомольский да и беспартийный актив из числа бывалых воинов. Многие воины на митингах, собраниях заявляли: «Хочу идти в бой коммунистом». Это значило быть первым в бою. Ряды партийных организаций росли изо дня в день. Это множило их силы, повышало влияние на личный состав частей и подразделений.
К началу боевых действий каждый сапер знал, что он должен сделать сам и что должно сделать его отделение, взвод и даже рота. Безусловно, это способствовало успешному выполнению поставленных задач.
В бою коммунисты и комсомольцы были в первых рядах, на самых трудных участках. Страстным словом, личным примером [266] они вели за собой воинов. А что может быть более убедительным, чем личный пример? Сила его неизмерима, воздействие огромно. И когда саперы видели рядом с собой политработников, партийных и комсомольских вожаков, они дрались с фашистами более уверенно, дерзко, мужественно. Обливаясь потом и кровью, саперы и понтонеры делали проходы в минных полях врага, ставили мины перед атакующими фашистскими танками, строили мосты под ожесточенным обстрелом и ударами авиации противника. Воины инженерных войск несли потери, но, воодушевленные коммунистами, ни на секунду не прекращали боевой работы. Они понимали, что каждая минута задержки и опоздания в снятии мин или строительстве мостов может затормозить или сорвать наступление и будет стоить сотни жизней. Они понимали и помнили об этом, работая топором, ручной «бабой», лопатой, перенося на своих плечах тяжелый, почти 200-килограммовый мостовой прогон для укладки на пролет без грузоподъемных средств. Даже раненный, сапер, если ноги еще держали его, продолжал работать, не оставлял поле боя, пока не будет выполнена боевая задача. Взять, к примеру, старшину Андрея Тимофеевича Орленко из 159-го саперного батальона 112-й Рыльско-Коростельской ордена Суворова стрелковой дивизии 13-й армии. Он комсомолец, полный кавалер ордена Славы. Богат список его боевых дел. 8 февраля 1943 года старшина спас Знамя части, когда фашистские танки прорвались к штабу. За этот подвиг он был награжден орденом Славы III степени.
Ровно через год, 8 февраля 1944 года, Орленко действовал в составе 1-го стрелкового батальона 524-го стрелкового полка. В ходе боя подразделение попало в окружение. Все офицеры погибли. Старшина смело взял на себя командование батальоном и вывел его из окружения. За этот подвиг герой получил орден Славы II степени.
Еще через год, 12 января 1945 года, взвод саперов под командованием Орленко отличился при прорыве обороны противника. Он был придан 2-му батальону 524-го стрелкового полка. Несмотря на сильный огонь пулеметов и минометов врага, саперы, мастерски применяя удлиненные заряды, быстро проделали проходы в минных полях, через которые без задержки прошли стрелковые подразделения. Они стремительно атаковали фашистов и прорвались в глубину их обороны. За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, Андрей Тимофеевич Орленко был удостоен ордена Славы I степени.
Беспримерный подвиг совершил командир отделения 4-й [267] отдельной гвардейской инженерно-саперной Могилевской Краснознаменной, ордена Кутузова бригады сержант В. М. Счастнов. В ночь на 10 октября 1944 года его отделению была поставлена задача проделать проходы в минных полях и проволочных заграждениях противника. Выполнить ее было нелегко. От саперов потребовались большая смелость, решительность и высокое мастерство. Фашисты беспрерывно освещали местность ракетами, держали ее под сильным огнем. Саперы двигались осторожно, соблюдая все меры маскировки. Тем не менее гитлеровцы обнаружили их. Раздались пулеметные и автоматные очереди, потом ударили орудия и минометы. Разрывы накрыли воинов. Но саперы продолжали работу. Появились раненые и убитые. Сержант Счастнов получил восемь ранений, однако не покинул поле боя. Ценой огромных усилий Счастнов продолжал выполнять поставленную задачу и снял лично 18 мин. Даже после того как осколком разорвавшейся мины сержант был в девятый раз ранен, и причем тяжело, он, истекая кровью, не перестал руководить работами по проделыванию проходов. Десятое ранение оказалось смертельным. Так, ценою собственной жизни гвардии сержант Счастнов обеспечил успешное выполнение задачи. Саперы проделали проходы для наступающих войск пехоты, танков, артиллерии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года гвардии сержанту Счастнову В. М. было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Народного комиссара обороны СССР герой зачислен навечно в списки личного состава одного из подразделений гвардейской орденоносной инженерно-саперной части Советской Армии.
А сколько известных и еще неизвестных подвигов совершили воины инженерных войск в последующих боях! И это заслуга прежде всего командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций, сумевших мобилизовать личный состав на героические дела. Боевая и политическая подготовка войск на фронте велась в тесном единстве и взаимодействии. Первая вырабатывала высокое мастерство и технику выполнения боевых инженерных задач; вторая воспитывала высокие морально-политические качества патриотизм, мужество, волю к победе и ненависть к врагу.
В инженерных войсках нашего 1-го Украинского фронта, как и других фронтов, было множество замечательных политработников, партийных и комсомольских организаторов, искусных воспитателей людей, которые вкладывали в партполитработу все свои знания, умение, мастерство, душу. Всех [268] их не перечислить. Назову лишь некоторых из них. Это замполиты 3-й понтонной бригады подполковник А. В. Бражников, 6-й понтонной бригады подполковник В. Ф. Ульянов, 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады подполковник И. И. Соловьев, 23-й штурмовой инженерно-саперной бригады подполковник П. А. Хилькевич, 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады майор Н. В. Карнеев, 17-го гвардейского штурмового инженерно-саперного батальона майор Г. С. Тихонов, 5-го гвардейского инженерно-саперного батальона майор П. Л. Киселев и другие. Все они заслуживают самой высокой похвалы...
За два дня до наступления саперы сняли минные поля перед нашим передним краем обороны. Инженерные и понтонные части вышли и расположились в своих пунктах сосредоточения для устройства переправ, десантных, паромных, наплавных мостов и элементов сборных низководных мостов. Установили связь по всем направлениям с подразделениями и частями, которые они обеспечивают переправами.
В ночь на 16 апреля 1945 года группы по проделыванию проходов в минных полях противника сосредоточились и разместились в траншеях со штурмовыми подразделениями пехоты и передовыми батальонами.
С разрешения командующего фронтом я со своей оперативной группой во главе с подполковником Панковым отправился в 3-ю гвардейскую армию генерала Гордова руководить подготовкой мостовых переправ для танковых армий генералов Рыбалко и Лелюшенко и контролировать ход переправы. Это приказ маршала Конева. Уезжая, поручил начальнику штаба непрерывно следить за действиями армий и за обороной левого крыла фронта, информировать меня о всех изменениях. В полночь приехали на место. Остановились в землянке начинжа генерала А. Н. Гусева, где и заночевали.
Перед рассветом вместе с генералом Гусевым отправились на КП армии. Там уже находились командиры 6-й отдельной понтоино-мостовой бригады полковник Я. А. Берзин и 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады полковник Б. К. Кордюков. Часть батальонов этих соединений была придана на усиление 3-й гвардейской армии, Берзин обеспечивал наводку 60-тонного понтонного моста для переправы танковой армии Рыбалко, наступающей на этом участке, а Кордюков наводил два 9-тонных моста из легкого парка для 3-й гвардейской армии. [269]
В помещении, освещенном электрическим светом от вижной автомобильной электростанции, стояли два сколоченных саперами стола. На одном из них разместили телефоны и расстелили схему крупного масштаба. На этой схеме были нанесены все переправы через Нейсе, которые наводились в полосе 3-й гвардейской армии. Причем указывались места и грузоподъемность, время начала строительства, готовность переправы, ответственные исполнители, коменданты переправ.
Близилось время артиллерийской подготовки. То и дело поглядываем на часы. Время тянулось архимедленно. Но вот стрелки показали 6 часов 15 минут, и тут же раздался оглушительный залп тысяч орудий и минометов. Грохот усиливался, нарастал, сотрясая все вокруг. На каждый километр фронта приходилось около 270 орудий и минометов. Огромная, всесокрушающая сила! Мы пытались что-то сказать друг другу, но слова утопали в несмолкающем гуле. Объяснялись, как глухонемые, жестами и мимикой.
40 минут наша славная артиллерия бог войны во всю мощь молотила главную полосу обороны врага от переднего края на всю ее глубину. Под удар попали и оперативные резервы противника. В добавление к артиллерии с воздуха нещадно крушила фашистов авиация генерал-полковника С. А. Красовского.
Согласно плану в 6 часов 55 минут под грохот канонады началась переправа передовых батальонов пехоты. В это время наши самолеты поставили плотную дымовую завесу на несколько десятков километров. В пункте переправ химики поставили дополнительно дымовую завесу, которая, сливаясь с воздушной, скрывала работу саперов и понтонеров по устройству переправ от наблюдения врага.
Вскоре поступили первые сообщения о действиях саперов. Спустив десантные лодки на воду, они быстро переправились через реку и вместе с передовыми батальонами высадились на противоположном берегу. Группы разграждения с ходу приступили к проделыванию проходов в минных полях противника, установленных в прибрежной полосе. Решительной атакой советские воины захватили небольшой плацдарм на Нейсе. Через 30 минут по штурмовым мостикам, наведенным саперами, на помощь передовым батальонам поспешили штурмовые батальоны пехоты. Вместе с передовыми батальонами они устремились в проходы в минных полях врага и в короткий срок заняли первую и вторую траншеи. Вслед за пехотой на западный берег двинулись [270] артиллерия и танки. На легких паромах переправлялись 85-мм орудия сопровождения; часть танков, поддерживающих пехоту, преодолела реку вброд. Сила нашего удара нарастала с каждой минутой.
. Не мешкая, саперы приступили к строительству низководных и наводке легких наплавных мостов, понтонеры к наводке тяжелых понтонных мостов, Враг подвергал ожесточенному обстрелу районы наших переправ, но не мог остановить работу. Как и в предыдущих сражениях, воины-саперы демонстрировали чудеса героизма. Приведу лишь некоторые примеры.
В первые же минуты боя отличилось отделение младшего сержанта Кухтина из штурмовой инженерно-саперной бригады. Переправившись с передовыми подразделениями пехоты на противоположный берег, саперы с ходу приступили к проделыванию прохода в минном поле противника. Умело маскируясь в складках местности, прикрываясь дымами, передвигаясь где по-пластунски, а где короткими перебежками, воины сняли мины в полосе шириной до 150 м и обозначили границы минного поля белой лентой.
В этот проход незамедлительно ринулись подразделения передового батальона. Однако ворваться в первую траншею им не удалось. Плотным огнем из пулеметов и автоматов гитлеровцы прижали советских воинов к земле. Тогда саперы по приказу младшего сержанта Кухтина поставили дымовую завесу и под ее прикрытием устремились к траншее. За ними бросились стрелки. Не выдержав нашего удара, противник начал отходить.
Взвод саперов младшего лейтенанта Ветрова получил задачу переправить через Нейсе штурмовой батальон пехоты. В его распоряжении были только лодки. На них батальон быстро не переправишь. Нужны еще какие-то плавсредства, Подойдя вплотную к реке, Ветров заметил на берегу противника замаскированный штурмовой мостик. Офицер приказал саперам Обдулову и Хабарову захватить этот мостик и причалить к нашему берегу. Бойцы незаметно перебрались через Нейсе и быстро доставили мостик к нашему берегу. Саперы навели его через реку и переправились на противоположный берег. Захватив там небольшой плацдарм, они удерживали его до тех пор, пока пехота не переправилась на лодках и по штурмовому мостику.
5-му гвардейскому штурмовому инженерно-саперному батальону майора П. Н. Чапана, действовавшему в полосе 5-й гвардейской армии, была поставлена задача построить низководный мост через Нейсе. Командир заранее четко организовал [271] подвоз элементов моста на повозках и автомобилях. Строительство переправы началось в 7 часов 30 минут под интенсивным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем противника. Однако поставленная дымовая завеса сильно мешала гитлеровцам вести прицельный огонь и сорвать работу саперов. Ловко орудуя инструментами, проявляя выдержку и дисциплинированность, саперы раньше указанного срока закончили строительство переправы. В 9 часов 50 минут мост был готов, и по нему открылось движение боевой техники.
По всему фронту наступления шла напряженная работа по наводке наплавных и сборке низководных мостов. Враг стремился во что бы то ни стало уничтожить переправы, остановить продвижение наших войск на левый берег. Он обрушивал на мосты и переправы шквал огня. Река вздымалась от взрывов мин, снарядов и авиабомб. Столбы воды поднимались на большую высоту и с оглушительным шумом опускались на десантные лодки, паромы, управляемые отважными саперами. От ударов воды перевертывались утлые суденышки, опрокидывая в кипящую от разрывов реку десантников. Саперы в ту же минуту шли им на выручку, помогая выбраться на берег. Мужеству саперов не было границ. Всеми ими владела одна мысль в кратчайшие сроки, без всяких опозданий дать наступающим войскам переправы через Нейсе, ибо от этого во многом зависел успех действий наших войск на левом берегу.
Непрерывно росло количество переправ. Наводка наплавных и строительство низководных мостов шли полным ходом. Начинж 5-й гвардейской армии полковник Подолынный докладывал, что 17-я шисбр майора Н. А. Дмитриева наводит одновременно два 9-тонных моста из парка НЛП. руководит работами сам командир. Еще 15 апреля понтонное имущество саперы сосредоточили в 150 м от Нейсе. Понтоны были зарыты в землю и замаскированы. Личный состав укрылся в отрытых щелях. В начале наступления этот район подвергся сильному артиллерийско-минометному обстрелу врага. Однако батальон не пострадал. В назначенное время он с новой силой и энергией приступил к наводке переправ. Понтонеры быстро вводили в линию мостов понтоны, без промедления подносили и укладывали на них стальные прогоны, затем настил и колесоотбои. Противник вел непрерывный обстрел. Несколько человек получили тяжелые ранения. Появились убитые. Взрывами снарядов были сильно повреждены пять понтонов. Дмитриев решил два ближайших к берегу понтона заменить равными опорами, [272] которые тут же начали изготовлять из имеющихся материалов. Три понтона удалось восстановить. Мост был наведен за 50 минут. Это намного меньше установленного норматива.
Тяжелое испытание, как докладывал мне генерал Варваркин, выпало на долю 23-го понтонного батальона майора А. П. Тихонова, приданного 13-й армии. Он получил задачу навести 30-тонный мост для переправы 4-й гвардейской танковой армии в районе Бараша. При выдвижении к реке понтонный парк подвергся сильному артиллерийскому обстрелу врага. Батальон понес серьезные потери в личном составе и переправочных средствах. Осколками снарядов было повреждено восемь полупонтонов. И тем не менее майор Тихонов, быстро устранив повреждения, навел мост к установленному сроку.
Ночь вступила в свои права. Темнота окутала землю. Но наступление наших войск продолжалось. Они неудержимо рвались вперед, тесня противника к Шпрее.
К утру от наших офицеров, находящихся в армиях главной группировки, мы получили свежие данные. На Шпрее двинулось 8 понтонных и 25 инженерно-саперных батальонов, завершивших строительство низководных мостов. На Нейсе на каждую армию осталось по четыре 3–5-тонных наплавных моста, по четыре низководных 30–60-тонных моста. Обеспечивали их работу по два инженерно-саперных батальона. Так что наступающие армии имели в своих тылах надежные мостовые переправы.
Теперь можно было подвести некоторые итоги той огромной работы, которую проделали инженерные войска при форсировании Нейсе. За один первый день они навели 133 переправы, в том числе низководных мостов на жестких опорах 28; наплавных мостов 17, паромов легких 10; соорудили десантных пунктов переправы 42, штурмовых мостиков 43; оборудовали бродов для танков 15{37}. Маршал И. С. Конев пишет об этом так: «Успеху форсирования Нейсе мы были обязаны энергичной и самоотверженной работе инженерных войск. Велик был их героический труд... Форсирование... целиком легло на плечи инженерных войск фронта»{38}.
Утром 17 апреля была получена телеграмма от командующего, адресованная мне, начинжам 3-й, 5-й гвардейских и [273] 13-й армий Гусеву, Варваркину и Подолынному, а также командирам понтонных бригад Берзину и Соколову, следующего содержания:
«На путях наших войск к Берлину последняя водная преграда Шпрее. Приказываю:
1. Всем рядовым, сержантам, офицерам инженерных войск фронта обеспечить быстрое и организованное форсирование р. Шпрее нашими войсками. Главное быстрейшая переправа танков армий Рыбалко и Лелюшенко.
2. Подтянуть ближе к войскам переправочные средства. Направить напор и изобретательность героических саперов нашего фронта на быстрейшее преодоление р. Шпрее. Родина ваших героических дел не забудет.
3. Саперы! Смелее и решительнее штурмуйте последнее водное препятствие на пути к Берлину, открывайте безостановочный путь нашим войскам на Берлин.
4. Приказ довести до всех инженерных войск армий и всего рядового и офицерского состава.
Командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Конев.
Член Военного совета фронта генерал-лейтенант Крайнюков»{39}.
Этот приказ инженерные войска восприняли с величайшим энтузиазмом. Он воодушевил их на новые героические дела. Не жалея сил, саперы и понтонеры усиленно выполняли поставленные перед ними задачи.
Тем временем войска фронта продолжали успешно вивать наступление. К концу дня 17 апреля соединения первого эшелона 5-й гвардейской и 13-й армий прорвали вторую полосу обороны противника и устремились к Шпрее. Впереди передовых отрядов на широком фронте действовала армейская инженерная разведка, прокладывая путь войскам. Она вскрывала на маршрутах минновзрывные заграждения, завалы, находила разрушенные мосты. Все эти данные сообщала передовым отрядам и штурмовым батальонам пехоты, помогая быстро преодолевать встречающиеся препятствия.
Выйдя на Шпрее, инженерная разведка в короткий срок отыскала броды, удобные участки для пунктов переправ, встречала и направляла сюда наступающие части и подразделения.
Инженерные части, следующие за передовыми отрядами [274] и перед штурмовыми батальонами, расширяли проходы в минных полях врага, в завалах, устраивали объезды у взорванных мостов и участков дорог, устанавливали знаки, провешивали основные маршруты, чтобы обезопасить двигающиеся колонны наступающих войск от подрыва на минах и фугасах.
К исходу дня 17 апреля передовые части танковых армий генералов Рыбалко и Лелюшенко подошли к Шпрее, а уже ночью их главные силы по наведенным мостам форсировали реку, вырвались на оперативный простор и двинулись в общем направлении южнее Берлина. В последующем события развивались, как в калейдоскопе. 13-я армия вышла на Шпрее в 8 часов 18 апреля. Ее 172-я и 6-я гвардейские стрелковые дивизии начали переправляться на западный берег. К 16 часам в полосе 13-й армии переправились танки непосредственной поддержки пехоты и передовые отряды 3-й гвардейской армии. В ночь на 18 апреля маршал Конев по приказу Верховного Главнокомандования повернул 3-ю и 4-ю гвардейские танковые армии на Берлин для совместных действий с войсками 1-го Белорусского фронта по овладению столицей третьего рейха.
13-я армия генерала Пухова, наступавшая в центре главной группировки фронта, 18 апреля полностью переправилась через Шпрее и продолжала наступление в западном направлении. Действующие правее нее 3-я гвардейская армия генерала Гордова, левее 5-я гвардейская армия генерала Жадова вели ожесточенные бои на флангах в районе Котбуса и Шпремберга. Здесь сосредоточились крупные группировки войск противника, которые оказывали упорное сопротивление.
Хотя Шпрее удалось форсировать сравнительно легко, но и здесь пришлось немало поработать саперам. Только на участке 13-й армии было наведено два понтонных моста грузоподъемностью 30 и 60 т и один мост из парка НЛП. Был собран низководный 30-тонный мост на рамных опорах. Пропускная способность этих переправ составляла 1 тыс. танков или около 3 тыс. автомашин в час. Кроме того, саперы оборудовали 20 бродов.
В течение же трех дней переправы на Шпрее было построено 10 низководных мостов, восстановлено 3 моста, наведено 20 штурмовых мостиков и 20 наплавных мостов. Интенсивность переправы войск через Шпрее обеспечивалась с большим запасом.
С форсированием Нейсе и Шпрее завершился прорыв трехполосной сильно укрепленной, хорошо оборудованной [275] в инженерном отношении обороны врага на всю ее тактическую глубину, С первого дня наступление шло непрерывно и в высоких темпах. Этого удалось достигнуть благодаря своевременному и в массовом количестве наведению переправ через водные преграды. Причем при форсировании рек мы стремились не нарушать боевые порядки наступающих войск, организовать и поддерживать четкое взаимодействие инженерных частей с пехотой и артиллерией, танками.
Маршал Советского Союза И. С. Конев в книге «Записки командующего фронтом 1943–1945», характеризуя особенности этой операции, писал: «Мне, во всяком случае, впервые за время Великой Отечественной войны пришлось без всяких пауз форсировать реку и сразу вслед за этим прорывать оборону противника с хорошо развитой системой огня, инженерных сооружений, укреплений и минных полей; затем прорывать вторую полосу обороны и третью опять-таки с форсированием реки. Думаю, что этот единый сплошной процесс развития операции заслуживает внимания с точки зрения оперативного искусства»{40}.
Сказано очень убедительно. Слова командующего фронтом являются подтверждением правильности осуществленной на нашем фронте практики форсирования рек и ведения боевых действий в высоких темпах. Это было впервые достигнуто в крупной стратегической операции. Мы с честью выдержали строжайший экзамен на зрелость.
Но вернемся к Берлинской операции. События на фронте продолжали развиваться. Танковые армии стремительно наступали: 3-я на Берлин, 4-я на Потсдам, охватывая фашистское логово с запада. 20 апреля 6-й танковый корпус 3-й гвардейской танковой армии захватил Барут и вторгся в глубину Цоссенского укрепленного района, где размещался гитлеровский генеральный штаб.
Развивая наступление, танковые соединения 3-й и 4-й гвардейских танковых армий 20 апреля достигли внешнего оборонительного обвода Берлина с юга и юго-запада. В этот день была разгромлена шпрембергская группировка немцев. Но борьба за Котбус, который оставался в тылу наших войск, еще продолжалась. На направлении главного удара, наносимого танковыми армиями, имелось три оборонительных рубежа, прикрывающих подступы к Берлину. Внешний обвод на дальних подступах проходил по реке Нотте, второй в предместье Берлина по каналу Тельтов, [276] третий прикрывал центральный район по железнодорожному кольцу, опоясывающему центр города. Берлин был приспособлен к длительной круговой обороне. Каждый дом, квартал представлял собой крепость, улицы были забаррикадированы, повсюду поставлены фугасы, мины.
21 апреля в состав фронта вошла и была введена в сражение вновь прибывшая 28-я армия генерал-лейтенанта А. А. Лучинского, начальником инженерных войск в ней был генерал-майор инженерных войск А. И. Жиров. Эта армия выходила в район Шоссен, Барут и заполняла разрыв фронта, образовавшийся между армиями генералов Рыбалко и Гордова. Таким образом, была ликвидирована опасность фашистского удара по флангам наших наступающих войск.
22 апреля по указанию маршала Конева на усиление танковой армии генерала Рыбалко мною была направлена 16-я штурмовая инженерно-саперная бригада полковника Б. К. Кордюкова. В течение одной ночи, совершив 100-километровый марш, бригада утром 23 апреля прибыла в район южнее города Тельтов. Днем позже на усиление армии генерала Лелюшенко мы выдвинули 22-ю гвардейскую штурмовую инженерно-саперную бригаду полковника П. Ф. Новикова в район Штансдорф, южнее Потсдама.
Учитывая создавшуюся ситуацию по инженерному обеспечению взятия Берлина, я с разрешения маршала Конева отправился утром 23 апреля в армию П. С. Рыбалко. Павел Семенович ориентировал меня в обстановке. Попытка его танкистов форсировать Тельтов-канал с ходу не увенчалась успехом.
Все мосты через него были взорваны. Посоветовавшись с Рыбалко, мы пришли к выводу, что канал без подготовки не преодолеешь. Надо подтянуть отставшую артиллерию, понтонно-переправочные средства, тщательно разведать канал, и в частности взорванные мосты, а также оборону противника. Для этой цели дать войскам армии один день. За это время инженерные части сумеют подготовить наводку двух понтонных мостов для переправы танков.
Армия располагала двумя понтонными батальонами, одним легким парком НЛП и 132 десантными лодками. Средств на первый случай вполне достаточно. Рыбалко провел совещание командиров корпусов и бригад, на котором присутствовал и я. Он изложил принятые им решение на наступление с форсированием Тельтов-канала и план боевых действий. Свое решение он также доложил маршалу Коневу, который утвердил его.
После совещания мы с начинжем армии полковником [277] М. П. Каменчуком собрали командиров инженерных частей и бригады: полковника Б. К. Кордюкова и подполковника Р. М. Солдатенко; командиров понтонных батальонов: 25-го подполковника И. П. Соболева и 126-го майора Ф. И. Карпунина. Каменчук кратко обрисовал инженерную и тактическую обстановку, дал характеристику канала ширина его достигала 40 м, глубина до 3 м. Он доложил план инженерного обеспечения форсирования канала. Как установила разведка, по разрушенным мостам противника может быть переправлена пехота с пулеметами. Как только она захватит плацдарм, саперы приступят к наводке понтонных мостов: 30-тонный наводит 126-й понтонный батальон к 13 часам и 45-тонный 25-й понтонный батальон к 14 часам. Каменчук сказал и об усилении корпусов: 6-му танковому корпусу придавался 30-й штурмовой инженерно-саперный батальон майора Д. А. Ганеева и одна рота ранцевых огнеметов; 7-му танковому корпусу 79-й штурмовой инженерно-саперный батальон майора В. Е. Упорова, рота ранцевых огнеметов и 62-й отдельный моторизованный инженерный батальон. В резерве Каменчука оставались 25-й и 126-й отдельные понтонно-мостовые батальоны и 182-й отдельный моторизованный. инженерный батальон. Начало наводки понтонных мостов в 11 часов. Готовность к 14 часам. Понтонные батальоны после наводки мостов сразу же приступают к строительству по одному 60-тонному низководному мосту. Исходное положение занять с наступлением сумерек в 22 часа.
24 апреля за несколько минут до артиллерийской подготовки Рыбалко вместе с начальником артиллерии и начинжем армии находился на своем КП, рядом с Тельтов-каналом, на чердаке многоэтажного дома, откуда хорошо просматривались улицы города. Здесь же был и я. К началу форсирования канала на КП прибыл командующий войсками фронта маршал И. С. Конев.
Мы наблюдали за ходом переправы и наступления войск. Временами над нами со свистом пролетали снаряды врага. То и дело по крыше барабанили осколки. Ощущение не из приятных. Но мы как-то не обращали на это особого внимания. Все были поглощены идущим впереди боем. События развивались так. После мощной артиллерийской подготовки мотострелковые части переправились на северный берег Теяыов-канала и захватили плацдарм. Понтонеры немедля приступили к наводке понтонных мостов, которые закончили один к 13, а другой к 14 часам. По ним тотчас же двинулся 6-й танковый корпус. Одновременно с ним в [278] районе Ланквица начали переправу части 9-го механизированного корпуса. На противоположном берегу они были контратакованы пехотой и танками противника и вынуждены были отойти на исходный рубеж.
Тогда генерал Рыбалко решил использовать успех 6-го танкового корпуса. В его полосе он перебросил через канал 7-й танковый и 9-й механизированный корпуса. В течение дня они полностью переправились на северный берег и начали штурмовать Берлин.
К исходу дня 24 апреля войска 3-й гвардейской танковой и 28-й армий продвинулись на 2–2, 5 км. В ночь на 25 апреля танки генерала Рыбалко прорвали внутренний обвод обороны Берлина и ворвались в город. В это время на потсдамском направлении части 4-й гвардейской танковой армии вели упорную борьбу по ликвидации потсдамской группировки. 24 апреля они вышли к реке Хавель и захватили юго-восточную часть Потсдама, разделенного этой рекой пополам. 25 апреля 6-й механизированный корпус 4-й гвардейской танковой армии, форсировав Хавель, соединился с частями 47-й и 2-й гвардейской танковой армий 1-го Белорусского фронта. Внешнее кольцо окружения сильной берлинской группировки врага прочно сомкнулось.
В составе 4-й гвардейской танковой армии действовала 22-я гвардейская штурмовая инженерно-саперная бригада. Она оказала большую помощь танкистам при овладении Потсдамом и островом Ванзее, решая боевые задачи и задачи инженерного обеспечения корпусов. 5-й гвардейский штурмовой инженерно-саперный батальон майора П. Н. Чапана обеспечивал действия 62-й танковой бригады 10-го танкового корпуса, наступавшей на Моховерштрассе. Двигаясь впереди танков, саперы вели разведку маршрутов, подрывали баррикады, разминировали дороги. После овладения Целендорфом и вокзалом на перекрестке Кронпринценаллее и Берлинштрассе наши танки были остановлены огнем артиллерии противника. Чапал выслал разведку, которая точно установила позиции батареи. Обойдя ее с тыла, штурмовики-саперы уничтожили расчеты орудий и захватили в плен 67 солдат и офицеров. Путь танкам был открыт.
Танковая бригада возобновила наступление. Вместе с ней вперед двинулся штурмовой инженерно-саперный батальон. Преследуя врага на автостраде Берлин Франкфурт, он с боем овладел железнодорожным мостом, не дав фашистам взорвать его.
Искусно действовали штурмовики-саперы при захвате [279] двух лагерей военнопленных. Они, словно вихрь, ворвались на их территорию, перебили охрану и освободили свыше 2000 человек.
В боях за Грюневальдский вокзал гвардейцы-саперы захватили 6 крупнокалиберных зенитных установок, уничтожили 150 и взяли в плен 138 солдат и офицеров противника.
Особенно отличился батальон при взятии острова Ванзее. Ночью 25 апреля ему была поставлена задача форсировать пролив Штолхемзее и захватить плацдарм на острове. Под покровом темноты саперы на четырех амфибиях начали переправу. Огнем из минометов и орудий фашисты потопили машины. Однако десять воинов во главе со старшими сержантами Сорокой и Шевченко выбрались из затонувшей амфибии и вплавь добрались до вражеского берега. Дерзкой атакой они захватили находившийся поблизости окоп противника и закрепились.
Через полчаса противник предпринял контратаку, но огнем автоматов и ручными гранатами был отброшен. Не увенчались успехом и последующие атаки гитлеровцев.
Когда на немного затих бой, Сорока послал на свой берег связных рядового Романенко и старшего сержанта Шевченко. На рассвете храбрецам на амфибии подбросили подкрепление, боеприпасы и продовольствие. Саперы удержали плацдарм.
Отважно дрался с врагом при захвате плацдарма взвод гвардии лейтенанта Абазова из 28-го гвардейского штурмового инженерно-саперного батальона. Воины-саперы вплавь и на лодках форсировали старый канал и смело атаковали огневые точки врага в подвалах ближайших домов. В схватке с врагом лейтенант Абазов лично уничтожил десять фашистских солдат и офицеров. Захватив небольшой плацдарм на канале, взвод обеспечил успешное форсирование всему батальону.
Так сражались воины 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады, нередко выполняя функции пехоты. Все саперы-штурмовики дрались отважно, проявляя изумительную храбрость, стойкость, мужество и героизм.
В уличных боях за Берлин основная тяжесть борьбы легла на плечи штурмовых инженерно-саперных батальонов майоров А. Т. Соловьева, В. Е. Упорова, Д. А. Гапеева и И. Д. Скибинского, а также 37-го отдельного батальона ранцевых огнеметов, действовавшего в составе 22-й и 23-й мотострелковых бригад танковой армии. Каждому мотострелковому батальону придавалась штурмовая инженерно-саперная [280] рота и один взвод ранцевых огнеметов. В каждой стрелковой роте создавались штурмовые группы в составе взвода мотострелков, одного отделения саперов и двух огнеметчиков. Эти группы блокировали здания и уничтожали засевших в них пулеметчиков и фаустпатронщиков врага, разрушали баррикады и завалы, подавляли огневые точки. Когда же продвижение пехоты и танков по улицам застопоривалось, штурмовики-саперы взрывами сильных зарядов проделывали проходы в торцах домов смежных улиц, заходили в тыл обороняющимся фашистам и уничтожали их, открывая путь для движения мотострелков и танков.
При подходе к Тельтов-каналу командир 91-го инженерно-саперного батальона майор В. Л. Гоголев получил задачу обеспечить переправу через канал 128-му стрелковому корпусу генерала П. Ф. Батицкого. Гоголев со взводом саперов выдвинулся вперед для разведки канала. Все мосты через него были взорваны. Однако по одному разрушенному мосту они сумели под огнем врага перебраться на противоположный берег и захватить небольшой плацдарм. Создались условия для восстановления моста. Батальон подошел к каналу и приступил к работе. Противник из ближайших зданий открыл сильный огонь, но саперы не прекратили строительства. Пример храбрости, отваги и самообладания показал командир майор Гоголев. Он получил одно за другим четыре ранения, но продолжал руководить работой. Уже после выполнения боевого задания его почти в бессознательном состоянии, истекающего кровью, эвакуировали с поля боя.
По восстановленному батальоном майора Гоголева мосту части 128-го стрелкового корпуса переправились через канал и ворвались в центр Берлина.
За исключительное мужество, отвагу майору Гоголеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал десятым Героем в своем батальоне.
В итоге боев за Берлин штурмовыми инженерно-саперными батальонами было наведено понтонных мостов 2, сооружено низководных мостов 5, отремонтировано мостов 3, подорвано подвалов и дотов 30, подорвано и разобрано баррикад 22, проделано проходов в торцах домов 62, уничтожено пулеметных огневых точек 27{41}.
Теперь вернемся к форсированию Тельтов-канала. Когда все соединения Рыбалко переправились через него и начали штурм Берлина, мы покинули КП. Маршал Конев отозвал меня в сторону и сказал: [281]
Вот что, Иван Павлович, с Берлином картина ясна, в ближайшие дни он падет. Все действующие здесь войска и армии центра будем сосредоточивать в районах севернее и восточнее Дрездена для удара на Прагу. Для этого потребуются переправы через Эльбу на участке Торгау, исключительно Мейсен. Надо в срочном порядке навести пять-шесть мостов. Поэтому вам необходимо немедля отправиться в пятую гвардейскую армию к генералу Жадову. Выясните там обстановку и приступайте к строительству мостов.
Я поинтересовался, каким временем можно располагать для выполнения поставленной задачи.
Пять-шесть дней, не больше, ответил Конев.
Через час я выехал с оперативной группой в 5-ю гвардейскую армию.
Штаб генерала Жадова находился восточнее Шпремберга. Около 17 часов я был у него и проинформировал о цели приезда. Алексей Семенович ввел меня в оперативную обстановку. К тому времени на Эльбу в район Торгау вышел 34-й гвардейский стрелковый корпус генерала Г. В. Бакланова. По всей линии реки от Торгау до Мейсена исключительно установлено соприкосновение с войсками американской армии генерала Бредли.
От Жадова со своей оперативной группой отправился в Торгау к генералу Бакланову. С ним уточнили некоторые детали обстановки.
Будем строить и наводить мосты через Эльбу, сказал я.
Очень хорошо, сделайте мне, пожалуйста, один в Торгау, попросил Бакланов.
Для чего он вам?
Знаете, товарищ генерал, нет отбоя от американцев. Они страстно желают встречи с нашими солдатами и офицерами. Несколько встреч уже состоялось. Обменялись сувенирами, Я считаю эти встречи полезными.
Вместе со своей оперативной группой заночевал у гостеприимного генерала Бакланова.
Утром 25 апреля через начальника нашего штаба мы вызвали к себе командиров понтонно-мостовых бригад генерала Соколова и полковника Берзина. Через несколько часов они были в Торгау. Я поставил им задачу навести понтонные и соорудить низководные мосты через Эльбу. Берзину на участке Торгау, Стрела включительно навести три понтонных моста, два к 28 апреля и один к 3 мая, три низководных моста, два к 3 мая и один к 7 мая. Соколову на участке Риза, Грёдель навести к 1 мая один [282] понтонный мост и к 3 мая соорудить один низководный.
Командирам бригад было указано также, что по мере готовности низководных мостов понтонные в соответствующем количестве разводятся и переходят в мой резерв.
Организовав строительство и наводку мостов на Эльбе, оставил для контроля подполковника Панкова, а сам отправился в наш штаб, где уже давно не был. Из штаба прошел к маршалу Коневу, доложил о строительстве и наводке понтонных мостов через Эльбу.
От командующего заглянул к генералу И. Е, Петрову, чтобы уточнить ряд вопросов по плану Пражской операции. Начальник штаба подробно меня проинформировал. Мне стало известно, что в состав главной группировки входят 3-я и 5-я гвардейские, 13-я общевойсковые армии, 3-я и 4-я гвардейские танковые армии, два танковых корпуса, пять артиллерийских дивизий, перебрасываемых из района Берлина в район севернее Дрездена.
Перегруппировка и сосредоточение войск осуществляются с 3 по 5 мая включительно. Начало наступления 7 мая. Задача нашего фронта во взаимодействии со 2-м и 4-м Украинскими фронтами разгромить фашистскую группу армий «Центр» генерал-фельдмаршала Шернера, освободить Прагу, отрезать группе армий «Центр» пути отхода на запад и юго-запад. Исходные районы занимают 13-я и 3-я гвардейская армии западнее и юго-западнее Дрездена, позади них 3-я и 4-я гвардейские танковые армии. 5-я гвардейская армия сосредоточивается севернее и северо-восточнее Дрездена с задачей во взаимодействии со 2-й армией Войска Польского овладеть Дрезденом. В последующем наступать на Прагу.
Главная группировка наносит удар из района Ризы в направлении Теплице, Шанов, Прага. Второй удар из района северо-западнее Гёрлица в общем направлении на Циттау, Болеслав, Прага наносит ударная группировка в составе 28-й, 52-й армий; третий удар 2-я армия Войска Польского с рубежа Каменец, Нешвиц в общем направлении на Пирна в обход Дрездена с юго-востока.
По приказу командующего фронтом создавались сильные передовые отряды, которые могли бы быстро преодолеть сопротивление врага и стремительно продвигаться вперед.
Вернувшись к себе в штаб, я проинформировал полковника Слюнина о деталях Пражской операции. В свою очередь он доложил мне о результатах инженерной разведки обороны противника. Она состояла из отдельных участков, [283] перехватывающих шоссе, идущее с севера на юг. Инженерное оборудование слабое. Имеются отдельные очаги минирования небольшой плотности. Очевидно, противник не ожидал удара наших войск на этом направлении.
Оценивая общую оперативную обстановку, мы пришли к выводу, что главные задачи инженерных войск состоят в том, чтобы обеспечить прорыв обороны противника и стремительное наступление главной группировки фронта на Прагу. Мы считали, что прорыв обороны не потребует больших усилий. А вот обеспечение быстрого продвижения наших войск в глубине задача куда труднее. Местность впереди пересеченная. Предстояло преодолеть Рудные и Судетские горы, форсировать реки Эльбу и Влтаву. К тому же придется проделать большую работу по устранению заграждений на дорогах и шоссе. Это не так-то просто, учитывая ограниченность во времени. Правда, вопрос переправы войск через Эльбу на участке Торгау, Риза нами был уже решен. Понтонные мосты наведены. Полным ходом шло строительство низководных мостов. К тому же форсировать Эльбу будут соединения 5-й гвардейской армии севернее и юго-восточнее Дрездена. Танковым армиям предстоит форсировать Влтаву уже непосредственно у стен самой Праги.
Для восстановления и разграждения маршрутов требовалось усилить каждый передовой отряд моторизованной инженерно-саперной ротой, которая будет производить инженерную разведку, разграждение дорог я захват мостов противника. Нужно было создать отряды обеспечения движения силой до одного моторизованного инженерно-саперного батальона. Продвигаясь вслед за передовыми отрядами, они должны были проделывать проходы через завалы и заминированные участки шоссе и дорог, оборудовать объезды у разрушенных врагом мостов, устанавливать указатели и знаки.
Требовалось дополнительно усилить войска армии. Мы решили придать 13-й и 3-й гвардейской армиям два понтонных батальона и 16-ю штурмовую инженерно-саперную бригаду. 3-й и 4-й гвардейским танковым армиям придать каждой по одному понтонному и моторизованному штурмовому инженерно-саперному батальону 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады.
Резерв фронта 3-я отдельная понтонно-мостовая бригада и 53-я инженерно-саперная бригада движутся в полосе наступления 5-й гвардейской армии.
После детального обсуждения всех вопросов я поручил полковнику Слюнину уточнить план инженерного обеспечения [284] операции к вечеру текущего дня. Николай Федорович доложил мне, что позавчера он передал оперативному управлению фронта схему наводимых и сооружаемых мостов на Эльбе для распределения их между армиями и точного установления времени прохождения по ним войск.
А когда будет готов этот график? поинтересовался я.
К исходу дня сегодня, ответил Слюнин.
Один экземпляр дадите мне. Я возьму его с собой для руководства, когда поеду в Гроссенхайн и на Эльбу.
Вечером план инженерного обеспечения был готов, согласован с генералом Петровым и доложен маршалу Коневу. Иван Степанович Конев очень внимательно просмотрел план, и особенно распределение инженерных сил и средств.
Он поинтересовался, как намечается обеспечить в инженерном отношении беспрепятственность и стремительность наступления. Я подробно доложил ему, что мы намерены сделать, какими силами и средствами. Он был удовлетворен ответом и подписал план. Маршал разрешил мне выехать в Гроссенхайн и на Эльбу, где я собрался развернуть пункт управления переправой войск главной группировки.
Утром 1 мая я выехал в Гроссенхайн. Там располагался штаб 6-й понтонно-мостовой бригады. Когда я приехал туда, Панков и Берзин доложили о положении дел со строительством мостов. Затем мы вместе отправились на Эльбу для осмотра переправ.
В основном все батальоны Берзина были задействованы на строитеяьстве мостов и обслуживании готовых переправ. Повсюду уже была организована четкая комендантская служба. Понтонеры и саперы трудились с вдохновением, настроение у них было приподнятое. Все понимали: еще одно усилие и конец войне.
3 мая с утра началась переправа войск 3-й гвардейской и 13-й армий через Эльбу. У места переправ находились офицеры нашей оперативной группы подполковники Чишейко и Уманский. Они информировали меня обо всем, что там делалось.
Переправа войск шла быстро, без задержки. Комендантские службы строго следили за порядком, пресекали малейшие нарушения.
5 мая я получил от полковника Слюнина сообщение о начавшемся восстании в Праге и других крупных городах Чехословакии. Повстанцы обратились по радио с просьбой оказать им как можно скорее помощь, чтобы спасти Прагу [285] от разрушения. По этой причине наступление переносилось на 6 мая.
Утром 6 мая, воспользовавшись отходом противника на отдельных направлениях, войска правого крыла нашего фронта перешли в преследование. Оборону врага преодолели без потерь танков на минных полях. Саперы успели быстро проделать проходы. Вечером 5-я гвардейская армия генерала Жадова также перешла в наступление на Дрезден и продвигалась в течение всей ночи.
6 мая по радио передали сообщение о капитуляции осажденного Бреслау. 40 тыс. солдат и офицеров сдались в плен. Эта весть вдохновила наступающие войска. Еще одна значительная победа.
7 мая начали наступление войска левого крыла и центра нашего фронта.
В этот день в районе Дрездена саперы 22-й гвардейской штурмовой инженерно-саперной бригады захватили три моста через Эльбу, что ускорило переправу войск на западный берег.
Днем мы с Подолынным были уже в районе Дрездена, где через Эльбу непрерывным потоком по наведенным понтонным и захваченным мостам переправлялись войска.
Небольшая группа фашистских самолетов попыталась бомбить мосты, но противовоздушное прикрытие было настолько сильным, что ей не удалось пробиться к цели. В дальнейшем фашистские самолеты совсем исчезли из нашего поля зрения. Господство советской авиации в воздухе было абсолютным.
За два дня наступления общевойсковые армии продвинулись на 30–45 км, а танковые армии на 50–60 км. Мы находились на полпути к Праге.
8 мая к 14 часам войска 5-й гвардейской армии овладели Дрезденом крупнейшим промышленным и административным центром Саксонии.
Во второй половине дня мы с Подолынным отправились по направлению к Праге до города Усти, чтобы ознакомиться с работами инженерных частей по восстановлению шоссе и дорог. В Рудных горах, где шоссе проходило по узким долинам, нам довольно часто встречались небольшие разрушенные мосты. Но около них уже были оборудованы объезды. Участки заминированного шоссе были ограждены жердями, рядом стояли таблички с надписью «Мины». Все это говорило о том, что саперы отрядов обеспечения движения свою задачу выполняли оперативно, быстро прокладывали дороги наступающим войскам. Проезжая вдоль Эльбы, мы [286] увидели на ней множество лодок и самодельных плотиков с установленными на них белыми флагами. Это капитулировали гитлеровские солдаты. Потом мы встретили на шоссе несколько обезоруженных колонн немецких солдат, шагавших к Дрездену.
Но вот и Усти. Это пункт, где Влтава впадает в Эльбу. На окраине города расположился штаб армейской инженерно-саперной бригады полковника Е. С. Ефременко. Эта бригада навела легкий понтонный мост. Неподалеку 134-й отдельный поятонно-мостовой батальон майора А. В. Савченко навел 60-тонный понтонный мост через Влтаву. Ефременко доложил мне, что через Влтаву наведен и действует уже второй наплавной мост, а на Эльбе сохранился большой мост противника.
Неужто фашисты не успели взорвать его? удивился я.
Они просто не смогли, ответил полковник. Им не дали чешские партизаны. В ночь на седьмое они перебили охрану, захватили мост и заняли круговую оборону. Когда подошли наши части, чехи передали его нам. Мост оказался минированным. Саперы быстро обезвредили его, сняли двенадцать зарядов по двести пятьдесят килограммов каждый.
Молодцы, ничего не скажешь. А где же партизаны?
Они из окрестных деревень, уже разошлись по домам.
Поздно вечером 8 мая я возвратился в Гроссенхайн к Берзину.
Я прилег на диван и сразу заснул. Но вскоре проснулся от беспорядочной стрельбы. В комнату вбежал возбужденный Берзин со словами: «Товарищ генерал, в городе творится что-то невероятное! Стреляют на улицах, на большой скорости несутся автомашины».
Усильте на всякий случай караулы и пошлите разведку. Пусть выяснят, что там происходит.
Но все выяснилось само собой. Когда Берзин удалился, я вышел на балкон, огляделся вокруг: все небо было перекрещено сотнями разноцветных трасс. Стреляли трассирующими пулями из пулеметов, ракетниц, зенитных орудий. Теперь понять было нетрудно, в чем дело.
Вбежал Берзин с сияющим лицом.
Иван Павлович! Немцы капитулировали, подписан акт о капитуляции! закричал он.
Хотя я уже и был готов к этому известию, но оно сильно обрадовало меня. Бросился к Яну Андреевичу, мы крепко обнялись и расцеловались.
Утром 9 мая мы узнали о новом радостном событии [287] армии генералов Рыбалко и Лелюшенко с двух сторон ворвались в Прагу. К вечеру город был очищен от фашистов. Группа фельдмаршала Шернера, отказавшаяся капитулировать, ударами войск 1, 2 и 4-го Украинских фронтов была разгромлена. Большая часть ее солдат, офицеров и генералов попали в плен.
Победа нам далась нелегко. Потребовалось напряжение всех сил и воли.
С душевным волнением я вспоминаю героические дела моих боевых друзей саперов, понтонеров, минеров и военных строителей. Низкий поклон вам, боевые друзья и товарищи!