Беспалов
Глубокой ночью где-то по соседству с нашим домом прогремел взрыв.
Я вскочил на ноги, чиркнул спичкой, зажег лампу.
Что-то случилось? встревоженно спросила Маша. [186]
Новый взрыв ударил поблизости. Звякнули стекла, огонек лампы надломился, задрожал.
Слышишь?
Маша побледнела.
Не выходи, Валентин.
Я молча оделся, сунул ноги в валенки, выскочил на улицу.
У наших столпотворение: на крыльце дома отец, фонарь в руках держит. Мама в наброшенном на плечи полушубке. Бориска. Все суетятся, кричат. Только Юры не видно.
Что случилось?
А черт ее знает! выругался в сердцах отец. Гранатой, что ли, пошутил кто-то. Вишь вон стекла вынесло.
Под окнами по фасаду дома обнаружили мы в снегу две воронки и осколки стекла превеликое множество осколков, крупных и мелких.
Отец поднял один, поднес к фонарю. Не очень-то похоже на оконное стекло.
Ах он, стервец! Ну, погоди, выдеру я его как Сидорову козу, снова забранился отец.
Кого «его» и спрашивать не надо. Ясное дело, Юрку.
Наутро я заглянул к нашим. Угодил как раз к завтраку. Юра сидел за столом, уткнув нос в миску, ниже травы, тише воды был. Только ложка знай позвякивает о края тарелки. «Попало», понял я.
Отец расхаживал по комнате.
Так что случилось-то?
Ученый, видишь ли, в нашем доме объявился. Профессор, паршивец этакий! на громких тонах начал объяснять отец. Опыты ставит, Ломоносов!
Юра чуть приподнял голову, сказал вполголоса:
Виноват я, так ведь не рассчитал немного. Нам же на уроках физики такой опыт велели поставить.
А две четверти вдребезги разнести тоже вам велели? А окна бить вас учителя учили? Хулиганство вам в школе преподают, пятерки за него ставят? Да что ж это за школа такая, когда она дому в ущерб?
Отец бушевал. Юра смиренно доедал завтрак.
Теперь-то, наконец, и я уразумел, о каких четвертях идет речь. С предавних пор стояли в нашем доме две четвертные бутыли темно-зеленого стекла, широкогорлые, в плетеных корзинах. Сколько помнил я себя, в этих бутылях всегда [187] хранили керосин, разве только во время войны пустовали они. Так Юрка, значит, приспособил эти бутыли для какого-то хитрого опыта, а они возьми и взорвись, да еще вдобавок и переполошили всех нас в самую полночь.
Ладно, батя, попытался успокоить я отца, пора переходить на жестяную посуду.
Однако успокоить отца не так-то просто. Ушел я.
Минут через десять, по дороге в школу, заглянул к нам Юра.
Что же ты, брат, сотворил все-таки?
Он улыбнулся хитро и ответил не очень вразумительно:
Маленький опыт с кислородом. Не все учел...
Схватил со сковородки горячий соевый блин, комкая его в руке, исчез за дверью. Ненадолго, впрочем: через мгновение дверь растворилась, Юркина голова показалась в створе.
Знаешь, Валь, кто нас по физике учит? Беспалов Лев Михайлович. Летчик военный. Сила!
И снова хлопнула дверь.
1
Недавний военный летчик Беспалов приходил на уроки в кителе, на котором еще так заметны были следы только что снятых погон, дырочки от орденов и медалей. Приходил аккуратно выбритым, подтянутым молодой еще, но многое повидавший и переживший человек.
Класс не просто поднимался ему навстречу ребята вставали за столами едва ли не по стойке «смирно». Каждый хотел показать, что и ему не чужда военная выправка: в тринадцать лет так заманчиво играть в армию, даже на уроках.
Нужно сказать, что эта игра, в общем-то, не мешала ни учителю, ни ученикам.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, Лев Михайлович! четко звучало в ответ.
Беспалов раскрывал журнал.
Что ж, начнем... Васильев!
Есть!
Гагарин!
Есть!
Дурасова Антонина!
Я... [188]
Ему, одному из немногих, даже самые озорные ученики не решались отвечать шутовским «здеся» или «тута». Все было на военный образец и вместе с тем легко, не натужно. Беспалова ребята полюбили как-то сразу и безоговорочно и не разочаровались в нем впоследствии. Его не боялись, но его уважали. А ведь он вовсе не был строгим или чересчур сухим, чрезмерно педантичным. Наоборот, увлекающийся, веселый, в чем-то даже бесшабашный человек. Может, потому и любили его. И потому еще, что даже такой довольно сложный предмет, каким является физика, умел он объяснить доходчиво и просто...
Юра Гагарин, попрошу к доске. Та-ак, вчера за домашнее задание ты получил пятерку. Сегодня готов к ответу?
Готов.
Хорошо. Вот мы сейчас и приступим к новой теме. Объясни-ка нам, Юра, почему яблоко с яблони падает?
Так это просто. Созрело вот и упало.
Верно. А почему оно падает не вверх, а вниз? Почему камень, брошенный тобою вверх, тоже падает на землю? Ты задумывался над этим?
Потому что земля ближе, чем луна.
Тоже, в общем-то, верно. Бери мел, рисуй на доске земной шар, яблоню на нем. И яблоко в стороне изобрази. Да смелей, смелей. Существует, ребята, в физике закон земного притяжения, открытый Ньютоном. Вот мы и попробуем в нем разобраться...
... Валя Петров!
Есть.
Лев Михайлович внимательно смотрит на ученика. Петров потупил глаза, одергивает рукава курточки.
Вот ты, Петров, вчера весь вечер терзал кошку. Скажи нам, зачем ты мучил бедное животное?
А вам что, мама нажаловалась?
Мне никто не жаловался. К сожалению, я пока не знаком с твоими родителями. Так зачем ты кошку мучил?
Валентин щеки у него алеют спелыми помидорами застенчиво признается:
Я из нее, Лев Михайлович, электричество добывал, Я ее и погладил-то чуть-чуть, только на задир.
На задир, говоришь? Интересное слово. Против шерсти, значит. Так? И добыл электричество?
Ага. Шерсть так и затрещала.
Вот теперь и подумай... все, ребята, подумайте: а если [189] выкупать эту кошку можно по методу Петрова добыть электричество из ее шерсти?
Нет!
Васильев сказал «нет»? Объясни почему. Не знаешь? Думайте, ребята, пять минут вам на размышление.
Ребята думают, прикидывают так и этак.
Гремит звонок. Лев Михайлович выходит из класса.
Смущенный Валя Петров стоит в окружении ребят.
Как он про кошку догадался?
Он все насквозь видит.
Волшебник!
Он на войне из горящего самолета прыгнул, и хоть бы что!
Женя Васильев берет Петрова за локоть.
Юрка! Гагара! Посмотри на его руки.
Кисти рук у Петрова в разводах царапин, изрисованы вдоль и поперек. Юра смотрит на руки товарища, потом протягивает свои:
У меня не лучше.
И он грешен: тоже накануне вечером гладил кошку «на задир» добывал электричество.
2
Один из уроков Лев Михайлович начал неожиданным вступлением.
Вот о чем я думаю, ребята, сказал он. Вот о чем думаю: a хорошо ли мы с вами знаем авиацию?
Шестиклассники навострили уши: что-то интересное затевает их физик.
Так как, знаем или нет?
Знаем!
Чего ты знаешь? Помолчи, дурной...
Знали когда-то, да забыли...
А зачем она нам?!
Лев Михайлович выждал, пока ребята угомонятся, потом спокойно продолжил:
Так вот, авиацию мы с вами знаем плохо. И потому предлагаю я организовать технический кружок. Будем строить модели настоящих самолетов. Летающие. Это нам и с физикой справиться поможет. Энтузиасты пусть запишутся у старосты во время перемены.
Беспалов повернулся к доске, взял в руки мелок, принялся [190] объяснять довольно сложную задачу. А класс зашелестел бумагой. Сложенные вдвое и вчетверо клочки ее под столами и над столами передавались из рук в руки, плыли к Юре. Он и был старостой класса.
Юрка развертывал бумажки, наскоро читал их, одобрительно кивал головой в ответ на каждую. Кому-то и сам нацарапал несколько записок.
Беспалов подошел к столу, закрыл журнал.
Урок окончен. Ты что-то хочешь сказать, Гагарин?
Мы, Лев Михайлович, всем классом записываемся в кружок.
Отлично.
...Недели через три после этого урока шестой «А» на берегу Гжати проводил испытание первой модели. Построенная из камыша, точная копия боевого истребителя, она была оборудована бензиновым моторчиком и выглядела довольно внушительно.
Старт! подал команду Беспалов.
Истребитель взмыл в воздух, круто набрал высоту, пошел через замерзшую реку на другой берег.
Ура! закричали ребята. Кто-то подбросил вверх ушанку.
Ура! Летит!
Истребитель летел. Над скованной толстым льдом Гжатью, над противоположным, крутым и заснеженным, берегом летел. И ребята зачарованно смотрели ему вслед. Летел не тот бумажный «голубь», что можно смастерить из бумаги и пустить по классу, нет. Летел почти настоящий, почти всамделишный самолет.
Юра первым ринулся на лед. Ребята перебежали Гжать, излазили весь крутой берег, проложили тысячи следов в мягком снегу, но модели так и не нашли.
Не грустите, хлопчики, утешал расстроенных шестиклассников Лев Михайлович. Дорог почин. Жаль, времени у нас сейчас маловато. Да и зима, условия не те...
Условия для кружковцев в самом деле неважнецкие были: в школе подолгу задерживаться ребятам не разрешали экономили керосин; да и при всем желании в холодных-то классах долго не засидишься.
А мы и летом будем заниматься, если хотите, продолжал Беспалов. Построим новые самолеты, еще лучше. Главное, чтоб желание было. Есть желание?
Есть, есть! [191]
Теперь не отступимся...
Добро. Вижу я, ребята, быть вам летчиками...
Юра очень быстро научился самостоятельно делать летающие модели самолетов, заставил ими, к великой радости Бориса, все свободные углы в доме. Борька он в то время учился в третьем классе возвращался из школы раньше Юры, брал любую приглянувшуюся ему модель и убегал с ней на улицу. Сколько, при помощи своих друзей-ровесников, переломал он этих моделей и сказать трудно.
Юра редко сердился на него. С завидным упорством он или ремонтировал старые, или строил новые модели самолетов. В доме, где плотничий инструмент был особо почитаем, еще острее запахло сосновой стружкой, столярным клеем.
Как-то Беспалов встретил на улице отца.
Мне нравится увлеченность Юры, сказал он. Парню прямой путь в авиацию.
Отцу польстили слова учителя, и все же он не преминул возразить:
Так уж и в авиацию? У нас отродясь никто высоко не залетывал. Вот кончит семилетку плотничать со мной пойдет. Топор по руке я ему уже приготовил.
Напрасно вы так спешите. У него же талант.
В плотницком деле тоже без таланта, на тяп-ляп, не обойтись. А учить дальше его я не осилю.
На этом они и расстались. Однако Беспалов был, как говорится, себе на уме. Очень скоро мы все смогли убедиться в этом.
3
Лев Михайлович увел на зимнюю рыбалку Юру, Женю Васильева и Валю Петрова.
Зачин оказался удачным. Юра и Валя Петров принесли домой по три щуки, причем не маленьких: по килограмму и больше каждая. Отец, однако, засомневался.
Небось учитель подарил? Чтоб вы сами поймали ни в жизнь не поверю.
Сами, упорствовал Юра. И опять пойдем.
На следующую рыбалку отправился с ними и Борис. Не прошло, однако, и часу, как он уже вернулся назад.
Что ж ты, рыбак? спросили его.
Ветер не с той стороны, не клюет рыба, оправдывался он. [192]
А что же Юра с учителем там делают? Почему не идут по домам?
Что делают... Разожгли костер, греются и про самолеты разговаривают. Какие они бывают...
Так и зачастил Юра на рыбалку. Случалось, и нередко, что вся их «бригада» возвращалась с пустыми руками, но на Юру завидно было посмотреть: бодрый, веселый, радостно-возбужденный. И ко всем с вопросами:
Валь, ты на реактивном истребителе хотел бы полететь?
Пап, а когда ты в первый раз самолет увидел?
Борьк, а ты знаешь, как Чкалов под мостом летал? Эх, лопух!
Отец ворчал:
Забивает Лев Михайлович мальчишке голову глупостями. Ни к чему все это...
Беспалов дурному не научит, вступалась мама, Возле такого человека побыть полезно.
И выходило по ее. Лев Михайлович, к примеру, учил ребят беречь и ценить время, и Юра, прислушиваясь к его советам, составил режим дня: в семь утра подъем, обтирание холодной водой после непременной зарядки, час на завтрак и повторение уроков... От режима ни на шаг не отступал.
Давай поборемся, петухом налетел он на меня однажды.
Мне стало смешно:
Ну что ж, давай.
Я-то думал, что справлюсь с ним шутя, а у него оказались железные мускулы. Пришлось повозиться.
Сейчас Лев Михайлович Беспалов живет в Нальчике. Не единожды тронутый пулями на войне, он вынужден был покинуть Гжатск по состоянию здоровья.
Несколько раз наезжал Лев Михайлович ко мне в Рязань, гостил. Конечно же, вспоминали мы с ним Юру.
Я в него как-то сразу поверил, говорит Лев Михайлович. Пытливый, собранный и очень дисциплинированный парнишка был. Из таких отличные летчики получаются.
Старый учитель не скрывает, что сознательно старался подогреть в Юре увлеченность авиацией, интерес к летному делу. [193]
Я и сам бы ни за что не оставил самолет, да здоровье подвело. А знаешь, Валентин Алексеевич, живому человеку всегда хочется, чтобы кто-то продолжил его дело.
Юре в жизни везло на хороших товарищей и хороших учителей. Таким добрым другом и добрым наставником и был для него в ту пору учитель физики Лев Михайлович Беспалов.