Ленинград дает пополнение флоту
Геройски сражались на море отважные малые охотники небольшие катера с деревянным корпусом.
Хоть нет брони на катере сосновом, пели моряки в годы Великой Отечественной войны.
Однако в упорных и ожесточенных схватках с врагом ощутимо сказывалось отсутствие хотя бы легкой брони, которая могла защитить от пуль и осколков жизненно важные места катеров бензоотсеки, ходовую рубку, моторные отсеки и боевые посты артиллеристов. [200]
Еще летом 1942 года командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поставил перед ленинградскими кораблестроителями задачу создать бронированный малый охотник, или, сокращенно, БМО, способный решать те же задачи, что и деревянный малый охотник, но менее уязвимый, чем он. Спроектировать и построить в короткий срок такой катер дело непростое даже в мирное время, а в блокированном Ленинграде при почти полном отсутствии специалистов, материалов и оборудования тем более трудное. И все же корабелы Ленинграда начали работы немедленно и энергично. Головной корабль был готов в удивительно короткий срок: уже в кампанию 1943 года он прошел не только ходовые испытания, но и вышел на выполнение боевых заданий. Первый командир первого БМО старший лейтенант Федор Родионов и первый же боцман главный старшина Павел Белый (ранее служивший на МО-302) рассказали много интересного и необычного о рождении их корабля, первенца нового типа цельнометаллических катеров.
Любопытно, что появление бронированного охотника накрепко связано с... женщиной! Старшим наблюдающим за проектированием и постройкой БМО назначили Александру Николаевну Донченко, военинженера второго ранга, которая в 1939 году окончила кораблестроительный факультет Военно-морской академии в Ленинграде. До войны она работала в конструкторском бюро и на заводах, создававших новые корабли для растущего Советского Военно-Морского Флота. И вот теперь ей поручили выполнение необычного и в то же время срочного заказа флота.
Летом 1943 года весь коллектив проектантов и строителей, и прежде всего Александра Николаевна, отвечавшая за боевые и мореходные качества нового корабля, вместе с его экипажем проводили сдаточные испытания. Все шло хорошо, и уже пришел приказ: после подписания [201] акта о приемке катеру немедленно выйти для сопровождения каравана судов, а затем, сразу же, в дозор.
Но при последнем опробовании вооружения металлическая палуба, сделанная из другой марки стали, чем проектировалось, дала трещину. Как ее заварить, если в этом месте под палубой находится бензоотсек?
И тогда Александра Николаевна приняла решение:
Весь экипаж катера на стенку! Сварщика ко мне!
Оставшись на корабле вдвоем со сварщиком, она спустилась в топливный отсек, втиснулась в узкое пространство между палубным настилом и верхней частью цистерны, и растянула на весу под трещиной асбесто-брезентовый мат.
Давай! Начали!
Над головой зашипела дуга электросварки. Проходили минуты... Напряженно вытянутые и разведенные руки онемели, зажатое между металлическими поверхностями тело затекло, от запаха бензина кружилась голова, першило в горле и носу, слезы наполняли глаза. Но Донченко терпела. Лишь когда шов был закончен, Александра Николаевна с трудом вылезла на палубу.
Опробовав вооружение еще раз, катер в назначенный срок вышел в море в составе конвоя.
Этот катер был, если так можно выразиться, первой бронированной «ласточкой» водоизмещением в 61 тонну, вооруженный кроме глубинных бомб 45-миллиметровым орудием и автоматической 37-миллиметровой пушкой с броневыми щитами, спаренной установкой крупнокалиберных пулеметов, размещенной на турели позади ходовой рубки. Имелись, конечно, глубинные бомбы, гидроакустическая аппаратура для поиска подводных лодок. Длина БМО составляла 24 метра, ширина 4,2 метра, осадка 1,7 метра, толщина брони до 15 миллиметров, скорость до 23 узлов{5}.
В один из осенних дней 1944 года меня вызвал начальник штаба Истребительного отряда капитан третьего ранга Станислав Иванович Кведло, с которым я впервые познакомился еще в 1941 году на Ханко. Он вручил мне командировочное предписание. Мне надлежало выехать в Ленинград на один из заводов. [202]
Готова группа «утюжков», бронированных малых охотников. Надо принять и привести сюда. Экипажи есть, но катерников нет. Выкручивайся, как сумеешь.
Уже около двери кабинета он остановил меня:
Завидую. Новыми кораблями будешь командовать. А я в штабной пыли утонул... Но еще вынырну! До встречи!
У одной из стенок завода стояла большая группа новеньких, сиявших свежей краской бронированных охотников, чем-то, действительно, напоминавших утюжки и имевших непривычные бортовые номера, начинавшиеся на «5». У других стенок и на строительной площадке находились катера следующих партий в различной степени готовности. Это вызвало гордость за Ленинград, за труд его людей, за их внимание к флоту!
Экипажи моей группы катеров, ставшей потом дивизионом, укомплектовали от кока до командира бывшими моряками, сражавшимися всю войну под Ленинградом в бригадах морской пехоты. За время пребывания на сухопутном фронте многие премудрости военно-морской науки они, естественно, позабыли. А за десять дней, прошедших с момента их назначения на катера, они, конечно же, полностью освоить новую для них боевую технику не успели. Поэтому каждый учебный выход, особенно отход от пирса и подход к нему, стоил больших волнений и членам экипажей катеров и командирам.
И все же благодаря совместным стараниям мы за несколько дней достигли успехов, которых в довоенные времена добивались лишь после двух-трех месяцев напряженной систематической учебы. Однако говорить о готовности катеров к совместному плаванию и тем более совместным боевым действиям, по-моему, было еще рано.
Тем не менее командование Истребительного отряда поставило перед моим дивизионом первую боевую задачу:
Будете обеспечивать выход подводных лодок в район боевой подготовки других сил сейчас нет: все ушли с наступающим 1-м Прибалтийским фронтом на запад... Будете обеспечивать, а заодно и учиться сами. Вот так-то.
Нелегкая задача. С чего начать?
В кают-компании одного из катеров я собрал всех командиров и их помощников, подробно рассказал о полученном заданий, трудностях его выполнения и сказал:
Прошу, товарищи, высказать свое мнение о том, как лучше обеспечить выход подводных лодок.
По установившейся на флоте традиции высказывались по очереди, начиная с младшего по званию. Младшим оказался помощник командира одного из катеров, годившийся мне, наверное, в дедушки. Несмотря на то что на погонах у него была всего одна маленькая звездочка, он имел большой опыт плавания на каботажных судах.
Надо бы прокладочку предварительную сделать, рассчитать пеленги поворотов, время лежания на каждом из курсов...
«Мысль верная!» подумал я.
Помощник командира другого катера безусый лейтенант, всего полмесяца назад окончивший курсы подготовки комсостава, предложил:
Пойдем с включенными бортовыми огнями: противника здесь нет, а место в строю держать легче.
Пришлось объяснить лейтенанту, что нельзя идти с включенными бортовыми огнями в военных условиях. Но включить затемненные кильватерные огни можно и целесообразно.
Почти каждый из выступавших либо внес дельное предложение, либо натолкнул на мысль, позволившую улучшить организацию действий «утюжков». Последним выступил командир катера, пришедший на эту должность с должности начальника штаба отдельного батальона морской пехоты.
За три года пребывания на сухопутном фронте мы приобрели большой боевой и жизненный опыт. Но отвыкли от моря и подзабыли кое-какие основы военно-морского дела. Иногда достаточно полунамека и все, что нужно, вспоминается. Так ведь подсказать иногда некому: на все катера обеспечивающих не посадишь...
Как же быть? поинтересовался я.
Использовать для подсказок переносные ультракоротковолновые станции. Все равно без дела лежат в рубках.
Я задумался над этим предложением. Решил посоветоваться со связистами.
Отослав помощников командиров катеров делать предварительную прокладку маршрута перехода, я решил провести небольшую тренировку с командирами. [204]
Снова, как в 1941 году, на столе кают-компании появились спичечные коробки, зажигалки, мундштуки, ключи и прочие предметы, изображавшие катера, тральщики и обеспечиваемые подводные лодки. В тесном помещении раздавались команды, производились перестроения из одного ордера в другой, изменялись курсы, составлялись донесения. Одним словом, проигрывался, и довольно детально, предстоящий выход в море.
Конечно, сказывалось то, что командиры катеров были люди разные и по боевому опыту и по возрасту.
Бывший начальник штаба батальона, а ныне командир катера капитан третьего ранга Базарнов оказался человеком спокойным, рассудительным и хотя был он несколько медлительным, всегда все успевал сделать в срок. К сожалению, только его возраст не совсем подходил для службы на катерах: он был много старше меня по годам, а я уже считался «стариком». А вот старший лейтенант Захаров, командовавший катером, на котором мы собрались, оказался горячим, нетерпеливым. Решения он принимал быстро, хотя и не всегда верно.
Как и в 1941 году, нашу тренировку прервал приход вестового:
Командиров вызывают в штаб бригады подводных лодок на инструктаж.
В небольшом зале штаба уже находились и командир соединения подводных лодок капитан первого ранга Верховский, и командир Истребительного отряда капитан второго ранга М. В. Капралов, и командиры обеспечиваемых лодок капитан третьего ранга И. В. Травкин (ныне Герой Советского Союза), капитаны второго ранга И. И. Попов и С. С. Могилевский. Ждали только нас.
Начальник штаба бригады подводных лодок капитан первого ранга Л. А. Курников рассказал об организации выхода на учебный полигон и напомнил, что с лодками будут работать катера нового типа. По просьбе командиров подводных лодок я сообщил о тактико-технических данных «утюжков», их боевых и мореходных возможностях, о степени отработанности действий экипажей. Сказал и о желательности использования УКВ для внутренней связи и целесообразности включения затемненных кильватерных огней. Оба предложения получили одобрение.
В 22.00 инструктаж закончился, а в 22.15 я уже стоял в рубке катера, которым командовал капитан третьего [205] ранга Базарнов, и наблюдал последние приготовлений катеров к выходу.
Первыми, как обычно, гавань покинули охотники. «Деревяшки» тихо, спокойно, одна за другой отскакивали от пирса и, выстраиваясь на ходу в кильватер, друг за другом исчезали в темноте. Только чуть заметными светлячками мерцали затемненные кильватерные огни.
«Утюжки» расставались с пирсом не так лихо, более шумно и суетливо, хотя особенно грубых ошибок уже не случалось. И все же то и дело приходилось прибегать к помощи УКВ.
На Большом рейде катера по сигналу заняли свои места в ордере и вышли за боны. У экипажей бронированных охотников взволнованно-приподнятое настроение: ведь это их первый выход в море для выполнения настоящего боевого задания, хотя и далеко до линии фронта.
Я тоже волновался. Вглядывался в темноту, чуть ли не ежеминутно пересчитывал свои катера, беспокоясь не столько за то, что они не обнаружат вовремя противника, сколько за то, чтобы они не оторвались от эскорта и не потерялись в ночи или не сели на какую-нибудь каменистую банку. А ночь, как назло, темная, холодная, промозглая. Моросит мелкий дождь, временами налетают злые порывы ветра, в левый борт бьют тяжелые волны, отчего железный катер то и дело гулко гремит. Вахтенные стоят в своих блестящих от влаги резиновых плащах с поднятыми капюшонами...
И вновь, как в 1942 году, понеслись бессонные ночи и дни, наполненные напряженным воинским трудом и учебой. Дозор сменялся учебным поиском лодок, поиск совместным маневрированием катеров, маневрирование тренировками по управлению кораблем, стрельбе и борьбе за живучесть, тренировки обеспечением учебных атак лодок и вновь дозором.
Десять суток в море... Лица моряков осунулись, потемнели, посуровели. Но никто не жаловался все понимали, что держим экзамен на воинское умение, доказываем, что готовы идти на запад, в Балтику...
На одиннадцатые сутки подводные лодки в сопровождении катеров возвратились в Кронштадт. Наблюдая с крыши рубки швартовку своих «утюжков», я не заметил ни прежней суетливости, ни лишнего шума. Не пришлось мне прибегать и к подсказкам по УКВ. [206]
Командиры подводных лодок высоко оценили действия дивизиона бронированных охотников. Однако командование Истребительного отряда сделало несколько внезапных проверок, но серьезных недостатков не выявило.
Да здесь будто сменили экипажи, улыбаясь, заметил командир Истребительного отряда Михаил Васильевич Капралов, закончив последнюю проверку. Вам на запад пора. Довольно здесь бездельничать.
Стоявшие поблизости краснофлотцы и старшины дружно заговорили:
Пора вылезать, а то сидим, как тараканы.
Там воюют, а у нас, вроде, и война уже кончилась...
Нехорошо как-то: на «деревяшках» брони нет они воюют, а у нас броня, а мы без дела. Капралов улыбнулся и сказал:
Верно! Пора воевать!
Когда? раздалось сразу несколько голосов. Завтра!
От неожиданности сразу стало тихо. Люди с недоверием посмотрели друг на друга и на командира соединения.
До завтра, друзья! Но только чтоб тихо, без разговоров! Понятно?
Рано утром мы действительно покинули Кронштадт и вместе с лодками взяли курс на запад.
За полчаса до нашего выхода в море из Ленинграда пришел новый дивизион «утюжков». Было смешно наблюдать, с каким гвалтом они швартовались, тыкались в причал и друг в друга, «рвали» моторы. Но смеяться не стоило: мы сами были такими месяц назад. А через месяц и они будут другими. Командовал ими бывший начальник штаба Истребительного отряда капитан третьего ранга Станислав Иванович Кведло.
Обнимая меня, Станислав на пирсе перед расставанием сказал:
Я добился-таки своего: «вынырнул» из штаба!
Стах, как называли Станислава Кведло друзья и близкие, был прямо-таки прирожденным катерником. Он обладал удивлявшими всех широтой взглядов, остротой мышления, хладнокровием, быстротой реакции, отвагой и целеустремленностью. Вот и теперь, добившись наконец назначения на дивизион БМО, он искренне радовался этому. [207]