Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Краков, Прага

В конце декабря 1944 г. немецко-фашистские войска, не встретив организованного сопротивления со стороны англоамериканских армий в Арденнах, стали, теснить их и продвинулись глубоко на запад. Обстановка для союзных армий сложилась катастрофическая. Премьер-министр Англии У. Черчилль обратился за помощью к Советскому правительству. Советское Верховное Главнокомандование, честно выполняя свой союзнический долг, перенесло наступление на более ранний срок. И, как известно, с 12 января наша армия развернула наступление на широком фронте от Балтийского моря до Карпат. Англо-американские войска были спасены от разгрома.

Войскам 4-го Украинского фронта предстояло наступать по дорогам Польши и Чехословакии и освобождать братские народы этих многострадальных стран.

Истребительные полки 10-го авиационного корпуса в то время базировались в районе советского Закарпатья. Этот район отличался неповторимым своеобразием политических, национальных, культурных и этнографических особенностей. Проживающих здесь румын, венгров, словаков, чехов, поляков объединяла ненависть к гитлеровским оккупантам. Эти свободолюбивые народы вели с врагом скрытую и открытую борьбу, но они не смогли объединить усилия и самостоятельно добиться освобождения от фашистского ига.

Накануне предстоящего сражения усилия партийных организаций и политических органов дивизий корпуса направлялись на доведение до сознания каждого авиатора значения великой исторической миссии советских воинов по освобождению от немецко-фашистских захватчиков европейских стран.

В связи с тем что 4-й Украинский фронт наносил два самостоятельных удара на краковском и кошицком направлениях, 10-й истребительный авиационный корпус был также разделен. На краковское направление выделялась 10-я гвардейская авиационная дивизия, на кошицкое — 15-я. Авиаполки 10-й гвардейской дивизии рассредоточились на полевых аэродромах Санок, Попеле и Борислав, 15-й — Яношево, Мукачево. Для управления и осуществления взаимодействия с 38-й армией и штурмовыми полками была создана оперативная группа под руководством заместителя командира дивизии подполковника В. Ф. Скобарихина.

Управление корпуса и штаб 15-й дивизии разместились в городе Берегово. Оперативную группу для взаимодействия с 1-й гвардейской армией и штурмовиками возглавлял заместитель начальника штаба корпуса подполковник П. Н. Полуэктов.

Общее руководство дивизиями осуществлял генерал-майор авиации М. М. Головня с КП 18-й армии.

Подготовка истребителей к предстоящим боевым действиям за пределами нашей Родины проводилась в ходе активных боевых действий. Летчики 10-го авиационного корпуса, выполняя свойственные им боевые задачи, параллельно осваивали только что поступившие на вооружение самолеты Ла-7. Размеры этого истребителя были почти такие же, как и у Ла-5фн. Однако новая машина имела существенные конструктивные отличия, улучшившие ее технические и тактические качества. Так, при взлетной массе 3265 кг максимальная скорость полета возросла до 680 км в час. На самолете была установлена третья 20-миллиметровая пушка. Возросла и маневренность. Истребитель был способен успешно выполнять многоцелевые тактические задачи. Он был прост в пилотировании и более легок в управлении, а первые боевые вылеты показали его неоспоримые преимущества перед вражескими истребителями. В общем, он сразу полюбился не только летчикам, но и инженерно-техническому составу за его мощь и надежность в эксплуатации.

Отступая под ударами Советской Армии, противник повсюду на освобожденной территории оставлял свою агентуру для шпионской и диверсионной деятельности. В связи с этим командование, политотдел и представители особого отдела дивизии большое внимание уделяли скрытности и секретности при передислоцировании и усилению охраны аэродромов.

Нередко в поимке вражеских агентов и украинских националистов-бандеровцев помогали патриоты из числа местных жителей.

Однажды один крестьянин сообщил в 112-й гвардейский авиационный полк, что в село, расположенное вблизи аэродрома, прибыли 14 бандеровцев и спряталась и сарае. Срочно были созданы три боевые группы. Бандитов обнаружили и окружили. В ожесточенной перестрелке 8 бандеровцев, в том числе возглавлявший банду фашистский офицер, были убиты, остальные взяты в плен. Один из задержанных рассказал на допросе, что их группу прислали для уничтожения штаба полка и общежития летного состава.

В этой схватке с бандитами особо отличились авиационные специалисты гвардии старшина А. Савицкий, гвардии старшие сержанты П. Ф. Семенцов, И. Емелин, гвардии сержанты М. Булатов, С. Городянкин. Г. Гук, Л. Карпов, Н. Пасунько, И. Рябов, И. Соколов. Все они получили благодарность командования полка за смелые действия при выполнении этого необычного для них задания.

И в дальнейшем было обезврежено немало диверсионных групп и агентов гитлеровского абвера.

Нельзя не вспомнить и не оценить работу офицеров штурманской службы, которые успешно готовили экипажи к полетам.

Дружный коллектив штурманов авиационных частей корпуса возглавлял главный штурман подполковник Н. А. Дорных, а в дивизии — старший штурман гвардии майор А. Е. .Шварев.

Большая заслуга в хорошей организации штурманского обеспечения и подготовки летного состава принадлежит штурманам гвардейских авиационных полков Герою Советского Союза майору А. Д. Гребневу, старшему лейтенанту В. М. Воронюку, майору Н. А. Черемных, штурманам эскадрилий Герою Советского Союза капитану М. Т. Игнатьеву, старшему лейтенанту А. В. Калмыкову, капитану М. В. Кадникову, старшим лейтенантам А. Н. Запрееву, В. В. Раскошному, И. Д. Рейделю, Л. Е. Козыреву.

Все штурманы в качестве ведущих групп истребителей показывали примеры отличного сопровождения и образцового выполнения боевых заданий. Но главная заслуга штурманов-наставников состояла в том, что в полках не было случаев потери ориентировки, несмотря на сложные географические и неблагоприятные метеорологические условия.

Во второй декаде января 1945 г. по решению Ставки Верховного Главнокомандования в Западных Карпатах развернулось наступление 4-го и 2-го Украинских фронтов, которые с учетом румынских и чехословацких войск имели в своем составе свыше 650 тыс. человек, 9910 орудий и минометов, 453 танка и самоходно-артиллерийских установок, 1283 боевых самолета. Всего перед двумя Украинскими фронтами противник имел 550 тыс. человек, 330 танков а штурмовых орудий, около 5 тыс. орудий и минометов, 680 самолетов. Командование вермахта заблаговременно создало прочную систему обороны в Западных Карпатах, где каждая высота была опорным пунктом.

В соответствии с замыслом операции войскам 4-го Украинского фронта предстояло разгромить противостоящего противника, преодолеть Западные Карпаты и выйти в долину рек Висла, Одра до Моравска-Остравы.

8-я воздушная армия (около 600 самолетов) в первые дни операции сосредоточила свои усилия на поддержке 38-й армии, которая наносила удар в общем направлении на Горлице, Новы-Сонч, Краков. 10-й авиационный корпус был единственным истребительным соединением на 4-м Украинском фронте. Поэтому ему поручалось прикрывать все сухопутные армии и соединения бомбардировщиков и штурмовиков.

Перед наступлением разведчики подразделений воздушной армии были вызваны в штаб фронта, что было для них неожиданностью. От 10-го корпуса прибыли командир разведывательной эскадрильи гвардии капитан С. Ю. Ясанис, командиры звеньев гвардии лейтенанты Г. С. Боровиков и Н. Ф. Михалин. От 8-го разведывательного дальнего бомбардировочного и 100-го корректировочного отдельных авиационных полков прибыли Герои Советского Союза майоры В. Д. Балашов, В. М. Вишенков (ныне генерал-полковник), капитаны С. Н. Соколов (в настоящее время генерал-лейтенант), В. Д. Борисов, Г. П. Елецких, И. И. Савощев, а также старшие лейтенанты Л. В. Петров, И. Г. Сергейчев и другие.

Командующий фронтом генерал армии И. Е. Петров, оцепив обстановку, поставил перед разведчиками конкретные задачи, обратив внимание на тщательное разведывание глубоко эшелонированной обороны противника.

С 5 января по 9 мая 1945 г. сотни метров пленок с добытыми сведениями были доставлены летчиками разведывательной эскадрильи в вышестоящие штабы, Разведданные помогли раскрыть систему обороны противника на территории между Вислой и Карпатами, а также на моравска-остравском направлении. Советским войскам предстояло прорывать долговременные оборонительные полосы и промежуточные рубежи, проходившие по западным берегам многочисленных рек и озер.

Командование фронта и общевойсковых армий осталось очень довольно добытыми сведениями.

Наступление войск фронта развивалось в стремительном темпе. Соединения 38-й армии, наносившие главный удар, были поддержаны мощным огнем артиллерии и авиации. Промежуточные рубежи с долговременными сооружениями прорывались один за другим. 19 января после напряженных боев советские войска освободили город Краков.

Чем дальше продвигались советские войска на запад, тем упорнее и ожесточеннее становилось сопротивление врага. В середине февраля армии 4-го Украинского фронта вышли в верховья реки Вислы и заняли более выгодное положение для освобождения Моравска-Остравского промышленного района.

Тридцать восемь дней, с 12 января по 18 февраля, продолжалось наступление войск 4-го Украинского фронта в Западных Карпатах. Враг был отброшен на 300 км в глубь своей обороны. Важнейшим итогом этой операции явилось освобождение большей части территории Чехословакии и южных районов Польши.

Достижению успехов сухопутных частей фронта в значительной степени способствовала большая помощь авиации, которая нередко являлась единственным средством поддержки войск в горах. Тесно взаимодействуя с наземными войсками, авиационные соединения генерала В. Н. Жданова только в период с 18 но 25 января совершили около 10 тыс. самолето-вылетов и обеспечили полное господство в воздухе.

Вот ряд эпизодов из общей картины боевых действий 10-й гвардейской истребительной авиадивизии в победном 1945 году.

В начале января гвардейские полки соединения перелетели из Прикарпатья на аэродромный узел Кросно, расположенный на территории Польши, и вступили в ожесточенные воздушные бои, которые, как любые боевые действия, обеспечивались разведкой.

Январским утром с полевого аэродрома 2 Ла-7 стремительно взмыли в небо, развернулись на запад и скрылись в морозной дымке. Гвардии лейтенант Николай Михалин и его ведомый Семен Чесноков получили задание на разведывание группировки отступавшего противника и дорог, по которым отходят его главные силы. Под огнем всех наземных средств они тщательно просмотрели весь клубок вражеских Коммуникаций. По дорогам на запад отступали многочисленные колонны войск противника. Выбитые со своих рубежей, они под ударами советских войск устремились к переправам, наведенным через реки Скава и Сола. И вот воздушные разведчики увидели то, что их больше всего интересовало. По шоссе на участке Чхув — Бохня двигались 30 танков, транспортеры с автоматчиками и более 200 автомашин. По другому шоссе на участке Липнице — Побчище отходили 60 танков и. бронемашин, до 100 полевых и зенитных орудий на прицепе у грузовиков и колонна мотопехоты, состоящая из 300 автомашин.

Получив донесение Николая Михалина о противнике, командование немедленно приняло меры. В воздух тотчас же были подняты эскадрильи штурмовиков, ведомые штурманом 565-го авиационного полка Героем Советского Союза майором М. И. Безухом, старшими лейтенантами М. К. Романовым и К. П. Панченко. В сопровождении истребителей штурмовики точно вышли в районы Липнице и Бохня, где нанесли мощные удары по врагу. На земле все смешалось в огне и дыму. Горели танки и бронемашины, взрывались бензозаправщики и грузовики, разбегались в разные стороны фашистские солдаты.

На обратном маршруте штурмовиков атаковали 24 истребителя ФВ-190 и эскадрилья Ме-109. Но их атаки были безрезультатны. Штурмовики находились под надежной защитой летчиков 113-го гвардейского истребительного авиационного полка. 7 стервятников врезались в землю. Их сбили летчики А. Н. Григоренко, А. А. Егоров, Д. В. Ильин, А. М. Бабыкин, Н. А. Черемных. Командир полка гвардии подполковник С. И. Чертов уничтожил 2 Ме-109.

18 января 10 истребителей с ведущим гвардии подполковником С. М. Петуховым, патрулируя над своим участком, встретили 20 «фокке-вульфов» в сопровождении 12 Ме-109. Гитлеровские летчики, чувствуя свое превосходство, первыми пошли в атаку. Гвардии лейтенант В. Ф. Серегин, оказывая поддержку своему командиру, оказался в 50 м от фашистского хищника. В прицеле — свастика. Огонь! Ни толстая броня по бортам, ни бронеспинка с заголовником не спасли фашиста. За первые 10 минут ожесточенного боя было сбито 5 самолетов врага. Но противник дрался упорно.

Защищая ведущего, гвардии лейтенант Б. Н. Гаврилов резко ввел свой Як-9 в крутой разворот с набором высоты и успел дать очередь по Ме-109, который пикировал на самолет его командира. «Мессер», не успев сделать полный оборот через крыло, взорвался в воздухе.

Упал, объятый пламенем, «фоккер», вслед за ним — второй.

Вражеские истребители вынуждены были выйти из боя, потеряв 10 самолетов.

В этом бою гвардейцы Ю. М. Анохин, В. М. Воронюк, Б. Н. Гаврилов, Н. Я. Иванцов, П. П. Колесников, М. И. Елагин и В. Ф. Серегин сбили по одному самолету противника. Гвардии подполковник С. М. Петухов сбил 2 самолета лично и один совместно с ведомым Г. Я. Евстигнеевым.

24 января группа гвардии капитана И. М. Карачинского в составе 8 Як-3 была наведена на 20 вражеских истребителей-бомбардировщиков. Молниеносной атакой «яки» рассеяли фашистских стервятников. После этого боя на счету коммуниста И. М. Карачинского и его боевых товарищей М. Н. Александрова, Ф. И. Власикова, В. А. Смолякова и В. У. Комиссарова прибавилось еще по одному сбитому ФВ-190.

На другой день, отражая налет 16 «фокке-вульфов», 8 истребителей Ла-7 под командованием гвардии старшего лейтенанта Леонида Козырева лихо расправились с гитлеровцами. Заместитель командира эскадрильи Л. Е. Козырев, лейтенанты Е. В. Афанасьев, К. М. Седов, Н. Г. Писклов и В. Г. Сазонов сбили по одному «фокке-вульфу».

Старший лейтенант В. В. Раскошный и лейтенант В. А. Сазыкин 3 февраля, прикрывая действия четверки штурмовиков в районе Бельско-Бяла, вели бой против 8 Ме-109. 2 самолета противника было сбито и 3 повреждено. Штурмовики, возглавляемые старшим лейтенантом Н. Я. Зайцевым, будущим Героем Советского Союза, успешно выполнили задание и без потерь вернулись на свой аэродром.

Вскоре командиры звеньев В. В. Раскошный и В. П. Сазыкин были награждены орденом Красного Знамени. И это была не последняя их награда.

Авиационные полки дивизии постоянно посылали в воздух свои истребители на главные, опасные в данный момент цели противника. А определяли главные объекты удара штабы полков и дивизии.

Офицеры штаба соединения И. С. Пятов, М. С. Клекин, И. П. Курнасов, П. С. Цитко, И. А. Бахрах, Н. Г. Покровский, М. И. Новиков, Н. В. Гаврилов, А. И. Дзюба и другие, возглавляемые превосходным организатором полковником И. С. Фатьяновым, отлично справлялись с возложенными на них задачами. Они собирали, изучали данные о противнике, готовили исходные данные, расчеты и предложения, необходимые для принятия командиром решения, своевременно информировали об обстановке и доводили боевые задачи до штабов подчиненных частей, четко организовывали всестороннее обеспечение боевых действий полков и вели постоянный контроль за выполнением боевых приказов и распоряжений. Поддержание надежной связи с подчиненными, взаимодействующими частями и вышестоящим штабом, своевременное представление донесений о результатах боев и много других вопросов, связанных с обеспечением управления боевыми действиями, также входили в круг их обязанностей. Надо отдать должное неиссякаемой энергии и творческой инициативе начальников штабов авиационных полков подполковников М. В. Мухина, Н. В. Пронина, В. Г. Кузьмина. Под их руководством офицеры Ф. Е. Дементьев, К. Г. Давыдов, М. Т. Вачев, Ф. Н. Калюжный, И. И. Коваленко, А. В. Фокин, С. Т. Коновалов, В. Л. Левковский, С. И. Марчук, И. И. Васин и другие работали дружно, с полным напряжением сил.

В дни успешных боевых действий в январе — феврале 1945 г. летчики-истребители дивизии сбили 57 самолетов и 5 аэростатов-корректировщиков противника.

В телеграмме, полученной от командующего 38-й армией генерала К. С. Москаленко на имя командира 10-го истребительного авиационного корпуса РВГК говорилось: «...ваши летчики с поставленной задачей прикрытия боевых порядков войск справились отлично. Летчики-истребители своевременно и умело вступали в бой с превосходящими силами противника, проявляя при этом мужество, храбрость и отвагу, в результате чего все налеты вражеской авиации отбивались успешно. Объявляю благодарность всем летчикам-истребителям, командирам и офицерам штабов, оказавшим большую помощь наступавшим соединениям 38-й армии в проводимой операции».

Благодарность командующего 38-й армией в равной степени относилась и к инженерно-техническому составу.

В этот трудный период зимы, проявляя подлинный трудовой героизм и самоотверженность, они обеспечивали боевые действия авиационных полков, производили сложнейший ремонт боевых машин, восстанавливали поврежденные в боях самолеты.

В трудных полевых условиях, в дождь и снег, при обстрелах и бомбежках девушки-радистки, прибористки, оружейницы, укладчицы парашютов, синоптики, диспетчеры наравне с мужчинами выполняли ответственную и сложную работу, от которой во многом зависел боевой успех дивизии.

Правительственных наград были удостоены все девушки-военнослужащие соединения. Среди них Е. Ф. Анисимова, М. Н. Бегичева, М. И. Добрынина, Е. Я. Жучкова, А. Я. Захарова, Е. П. Фальковская, Л. Д. Шаблий, М. Я. Рогова, В. В. Иванцова, Е. Е. Тимофеева, Л. Г. Черная, Е. С. Пирогова, З. А. Дорофеева, М. М. Шмелева, А. В. Оржевитина.

За мужество и героизм, проявленные личным составом при освобождении Южной Польши, и активное содействие наступающим войскам 38-й армии на краковском направлении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1945 г. 10-я гвардейская истребительная авиационная дивизия была награждена орденом Суворова II степени.

Высокая правительственная награда вдохновляла гвардейцев на новые подвиги.

По мере перемещения фронта на запад части дивизии перелетали на новые полевые аэродромы Чертеж, Балица, Халежин, Лешкю и на Краковский стационарный аэродром вблизи поселка Освенцим, который гитлеровцы не успели разрушить. Впервые за время войны летчикам довелось вести боевые действия с такого благоустроенного аэродрома: взлетная полоса и рулежные дорожки бетонированные, капониры обширные, аэродромные, служебные и жилые помещения добротные. Но настроение омрачалось тем, что все это было создано руками узников фашизма.

С 10 марта развернулись бои за Моравска-Остраву — важный промышленный район Чехословакии.

Прорыв мощных долговременных укреплений врага с востока, сочетавшихся с естественными препятствиями и оборонявшихся крупной группировкой противника, представлял большие трудности для советских войск.

Ударная группировка 4-го Украинского фронта больше недели штурмовала оборону противника на участке Павловище, Якомбковице, но безрезультатно. Авиация из-за плохой погоды не имела возможности поддержать с воздуха наступление пехоты.

Расчет врага на то, что главные силы фронта будут задержаны и обескровлены в боях при прорыве долговременных оборонительных рубежей, проходивших вдоль рек Ольше, Остравица, Одра и Опава, не оправдался. Разгадав вражеский замысел, советское командование отказалось от невыгодных лобовых атак оборонительных полос с востока.

24 марта 1945 г. после мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска 4-го Украинского фронта прорвали оборону противника с севера в районе Зорау и, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, стали продвигаться на юг с целью обхода Моравска-Остравы с запада.

На этом относительно узком участке фронта для поддержки наступающих войск ударной группировки фронта были подняты почти все силы 8-й воздушной армии.

Дивизия в составе 10-го истребительного авиационного корпуса в этой операции выполняла различные боевые задачи с большой нагрузкой. В среднем на каждого летчика приходилось по 3–4 боевых вылета в день.

Вражеская авиация тоже была активна. Прикрывали отступающие войска противника, частично изменив свою тактику, опытные фашистские летчики. Немецкие истребители держались теперь в воздухе двумя-тремя ярусами. Как правило, одна из групп атаковала бомбардировщики снизу, а другая связывала боем истребители сопровождения. Умело используя солнце или облачность, гитлеровцы, как правило, внезапно наносили удар.

Противник опасался налетов советских самолетов, поэтому его авиация была рассредоточена и тщательно замаскирована, что чрезвычайно затрудняло ее обнаружение и уничтожение на аэродромах. Широко применялся маневр, при котором вражеские истребители взлетали с основных, а при возвращении с задания садились на запасные аэродромы.

Уже несколько дней подряд на втором этапе операции противник оказывал упорное сопротивление. Он старался всеми силами помешать продвижению наших войск, бросая в бой танки, артиллерию, «фокке-вульфы» и «мессершмитты». Яростная, ожесточенная борьба продолжалась на земле и в воздухе.

Вот результаты некоторых воздушных боев, проведенных летчиками дивизии в конце марта.

27 марта шестерка Як-3, сопровождая группу штурмовиков в район Сырина, встретила 12 Ме-109 и 4 ФВ-190. В неравном воздушном бою командир эскадрильи майор Н. Ф. Дударь, лейтенанты А. Т. Андреев и П. Ф. Кушнарев сбили по одному самолету противника.

29 марта 6 Ла-7, ведомых гвардии капитаном Кадниковым, прикрывая наземные войска в районе Лослау, вступили в бой с 20 истребителями-бомбардировщиками ФВ-190 и 8 Ме-109. В вихре яростной схватки советских летчиков поддержали два звена Ла-7 во главе с командиром эскадрильи гвардии капитаном Щербиной. В этом бою летчики М. В. Кадников, К. Г. Щербина, Д. В. Ильин, П. В. Васильев, К. Г. Козлов, А. И. Крылов и П. К. Козлов сбили 7 вражеских самолетов.

В этот же день 18 Ла-7 во главе с Героем Советского Союза гвардии майором А. Н. Масневым сопровождали две девятки бомбардировщиков в район северо-западнее Моравска-Остравы. Почти 40 Ме-109 и ФВ-190 попытались атаковать бомбардировщики. Но это им не удалось. Гвардейцы бдительно охраняли свои самолеты, и фашисты всюду встречали свинцовый ливень. Заместитель командира 111-го гвардейского истребительного авиационного полка майор А. И. Маснев умело руководил боем и первым сбил ведущего десятки «фоккеров». Защищая бомбардировщики, командир звена лейтенант Г. Я. Каргопольцев тоже сбил ФВ-190, а через минуту он уничтожил вторую неприятельскую машину. Четвертая была на счету капитана К. В. Ва-деева. Отсекая огнем пушек «фоккера», капитан Р. А. Сатаев также поджег очередной вражеский самолет. Еще четыре фашистских истребителя вскоре вспыхнули от метких очередей наших летчиков. Советские бомбардировщики под надежным прикрытием «лавочкиных» успешно нанесли бомбовый удар по цели и в полном составе вернулись на свой аэродром.

На исходе этого дня восьмерка Ла-7 во главе с Героем Советского Союза гвардии майором А. А. Губановым сопровождала девятку бомбардировщиков под командованием капитана В. В. Вашкевича. В районе цели советские самолеты были атакованы 20 «мессершмиттами». Их первая четверка прорвалась к замыкающему звену, но полностью была уничтожена гвардейцами Григорием Раздобудько, Николаем Аврамчиком, Иваном Костиным и Михаилом Шарониным. Однако и два наших бомбардировщика были повреждены. Опытные командиры экипажей старший лейтенант А. Н. Фатеев и лейтенант А. С. Дерко в сопровождении «лавочкиных» перелетела линию фронта и сумели произвести удачную посадку. Задание бомбардировщики выполнили полностью, а гвардейцы-истребители сбили 5 Ме-109.

Погода стояла хорошая. В небе не смолкал гул самолетов. Это летчики 8 и воздушной армии штурмовали наземные войска противника, вели воздушные бои и зорко наблюдали за полем боя по всей полосе фронта.

Тем временем наступление продолжалось. Авиационные полки дивизии перелетели на полевые площадки в районе Катовице. Несколько дней боевых действий, и снова перелет на новое место, теперь на аэродром Глейвиц, где сосредоточились три авиационных полка дивизии.

2 апреля вновь отличился отважный летчик П. А. Гнидо. Он вылетел на боевое задание во главе 6 истребителей Ла-7. В районе Крановитца гвардейцы в короткой схватке и без потерь сбили 8 ФВ-190 (из двадцати в группе). Майор П. А. Гнидо сбил 3 самолета противника, лейтенанты Г. А. Подобедов, В. И. Губанов, И. В. Костин, Ф. М. Мухин, Г. П. Семененко — остальные.

Ветераны дивизии были свидетелями и такого эпизода. В один из дней, в период подготовки авиационных полков к вылету, в небе внезапно появился вражеский самолет-разведчик Ме-109. Прижимаясь к земле, «мессершмитт» незамеченным вышел с восточной стороны замаскированного аэродрома и, явно обнаружив его, направился в сторону глейвицкого железнодорожного узла.

Герой Советского Союза гвардии майор П. А. Гнидо первым заметил врага. Он стремглав бросился к своему Ла-7. Минута — и самолет Гнидо в небе. Тем временем Ме-109 приступил к аэрофотосъемке. Совершив умелый маневр, Петр Гнидо незаметно для фашиста занял выгодную позицию сверху и, сблизившись на дистанцию до 50 м, дал длинную очередь над кабиной Ме-109, требуя произвести посадку. Чтобы оторваться от «лавочкина», повисшего у него на хвосте, гитлеровский пилот повел свой самолет в крутые виражи, стремительные боевые развороты, иммельманы, но Петр Гнидо не отставал.

Все находившиеся на аэродроме, в том числе и командир дивизии генерал В. П. Ухов, с восхищением следили за ходом поединка.

Кто кого? Двигатели работали на форсаже, и их рев слился в сплошной вой. Что-то красивое и мужественное было в этой огненной смертельной схватке. Создавалось впечатление, что Гнидо набросил на «мессер» аркан и постепенно выбирает его. Сокращая дистанцию до предела, он настойчиво прижимал врага к земле. Фашистский пилот выжимал из двигателя все, на что тот был способен, и все же не мог оторваться от преследования. Было мгновение, когда фашист в надежде спастись ввел свой самолет в крутое пикирование, но не тут-то было. Майор Гнидо с дистанции 30 м открыл огонь и разбил водорадиатор на вражеской машине. За «мессершмиттом» потянулся белый шлейф. Каждое мгновение его мотор могло заклинить. И враг сдался — фашистский самолет тут же произвел посадку с убранным шасси в поле вблизи нашего аэродрома.

Несколько часов спустя гвардии майор Гнидо вновь поднялся в воздух во главе 8 истребителей, которые в яростном бою разогнали 24 самолета противника и 5 из них сбили.

К 1 мая 1945 г. Герой Советского Союза гвардии майор П. А. Гнидо имел 390 боевых вылетов, 80 воздушных боев, в результате которых он лично сбил 34 вражеских самолета и 6 — в группе.

6 апреля завершился очередной этап борьбы за Моравска-Остраву. В ходе трехнедельного наступления советские войска нанесли врагу большие потери и создали необходимые условия для последующего заключительного удара по моравска-остравской группировке противника.

15 апреля войска 4-го Украинского фронта возобновили наступление на моравска-остравском направлении. Противник стремился преградить им путь на юг, вводя в оборонительное сражение все новые и новые резервы, в том числе и танковые соединения. Сюда же гитлеровцы бросили основные силы авиации.

Преодолевая упорное сопротивление гитлеровцев, передовые части ударной группировки фронта форсировали реку Опава и оказались перед долговременным рубежом обороны. Мощные укрепления, рассчитанные на длительное упорное сопротивление, проходили по северным высотам горного хребта, вдоль бывшей границы между Чехословакией и Германией.

Противник принимал все меры, чтобы не допустить форсирования Опавы, а советские войска, которые захватили плацдарм, пытался отбросить за реку любой ценой. Однако согласованные удары общевойсковых соединений, артиллерии, танков и массированные налеты советской авиации были так сокрушительны, что за период с 19 по 27 апреля все контратаки противника были сорваны, а мощные укрепления прорваны.

10-я гвардейская истребительная авиационная дивизия продолжала вести боевую деятельность, прикрывая с воздуха войска 60-й и 38-й армий.

19 апреля 8 Як-3т под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана Л. В. Демы, прикрывая с высоты 2,5–3 тыс. м войска и переправы через реку Опава в районе Краварже, Дворишко, встретили 12 «фоккеров» в сопровождении 8 Ме-109. Перед налетом на переправы враг направил четверку ФВ-190 под прикрытием двух пар «мессершмиттов» с целью отвлечь наши патрульные истребители от основного удара. По вражеский замысел не осуществился. Действуя стремительно, гвардейцы дружно атаковали первую восьмерку вражеских самолетов и сбили 3 «фоккера», которые упали на землю и взорвались. Остальные стервятники присоединились к основной группе, подходившей к цели. По команде ведущего советские летчики со стороны солнца нанесли удар по врагу. «Фокке-вульфы» моментально сбросили бомбы и приняли участие в схватке с «яками».

Советские летчики капитаны Л. В. Дема, В. М. Воронюк, В. И. Вереникин, старший лейтенант С. В. Захаров и другие вели бой на максимальных скоростях. За пятнадцать минут боя враг потерял 7 истребителей.

На следующий день несколько групп истребителей вылетали на прикрытие наземных войск, вступали в ожесточенные схватки с противником и дали ему сокрушительный отпор. Так, 10 истребителей Ла-7 гвардии майора А. Д. Гребнева при отражении налета большой группы «фоккеров» в районе Дворишко, Ститин в скоротечном бою сбили 8 вражеских самолетов.

Летчики 10-й гвардейской авиационной дивизии только с 25 по 28 апреля провели 13 групповых воздушных осев, в результате которых сбили 33 самолета противника.

Апрель 1945 г. для разведывательной эскадрильи 113-го гвардейского истребительного авиационного полка был самым напряженным месяцем за весь период войны. За 16 летных и 9 ограниченно летных дней летчики 548 раз вылетали на сбор разведывательных данных о вражеской обороне, железнодорожных и автомобильных перевозках, концентрации войск и техники, определяли цели для артиллерии, штурмовой и бомбардировочной авиации.

Задания на разведку следовали одно за другим. Успех выполнения этих заданий зависел не только от командира разведывательной группы, но и от его ведомого, надежно охраняющего своего ведущего.

Но существовала и обратная взаимовыручка, когда командиры защищали своих ведомых. Иначе и быть не могло!

Так, передав по радио важные разведывательные данные, командир группы лейтенант М. Ф. Шевченко в паре с младшим лейтенантом В. И. Мамаевым возвращались на свой аэродром. В 20 км от передовой наши разведчики догнали 10 «фокке-вульфов» в сопровождении 6 «мессеров», направлявшихся на бомбежку. Удар советских летчиков был поистине ошеломляющим. Внезапной атакой они сбили 2 штурмовика. Вдруг Шевченко увидел, как 2 немецких истребителя бросились на машину ведомого. Он резко развернулся и сбил одного из них. Но в следующее мгновение огненная трасса с «фоккера» оборвала жизнь командира коммуниста Михаила Шевченко.

Оставшись один, Василий Мамаев с присущей ему стойкостью продолжал вести неравный бой с 13 вражескими самолетами и сумел подбить еще 2 «фоккера». Однако кончались боеприпасы. Пора было вырываться из неприятельских клещей. В этот критический момент в небе появились «лавочкины», возвращавшиеся с задания. Они и выручили попавшего в беду Мамаева. Заметив приближение советских самолетов, фашисты позорно ретировались.

Тяжело переживал гибель любимого командира комсомолец Василий Мамаев. В первые дни после случившегося ни на шаг не отходил от него комсорг полка Нил Кунцевич, разделяя с Василием эту тяжелую утрату.

В воздушном бою с превосходящими силами противника геройски погиб и другой замечательный воздушный разведчик лейтенант Н. Ф. Михалин.

Войска 4-го Украинского фронта при активной поддержке авиации 8-й воздушной армии успешно продвигались вперед. 10-й истребительный авиационный корпус почти полностью сковал действия авиации противника в полосе фронта, и вражеские самолеты прекратили беспокоить советские войска, но отдельные мелкие группы фашистских истребителей иногда появлялись. Их вылеты были эпизодическими, нецеленаправленными, они стороной обходили наши бомбардировщики и тем более истребители, но с какой-то особой непонятной яростью набрасывались на беззащитные поврежденные самолеты и летчиков, выбросившихся с парашютами.

Один из таких случаев вспоминает ветеран дивизии гвардии полковник запаса В. М. Барабанов: «В конце апреля 1945 г. наш истребительный полк сопровождал шесть девяток бомбардировщиков до крупного узла обороны врага в районе Моравска-Остравы. На ближних подступах к цели бомбардировщики прорвались через заградительный огонь и отбомбились, по один бомбардировщик нашей девятки был подбит. Вспыхнул левый мотор, начался пожар в хвостовой части. После сброса бомб в расчетной точке самолет со снижением пошел по кратчайшему расстоянию к линии фронта, стремясь сбить пламя.

Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор С. Д. Горелов приказал моей паре Ла-7 сопровождать пылающую машину. Внимательно наблюдая за подопечным самолетом, я заметил, как один из членов экипажа выбросился с парашютом, но открыл его рано, примерно на высоте 1500–1700 м. Тут же пара «фокке-вульфов» направилась расстреливать парашютиста. Оставив ведомого В. Т. Федина для прикрытия бомбардировщика, я с крутого пикирования пошел в атаку и сумел сбить одного фашиста. Второй «фоккер» поспешил скрыться, но вместо него появилась четверка ФВ-190. Отбивая одну вражескую атаку за другой и увертываясь от огня «фоккеров», я носился на Ла-7 вокруг парашютиста. И вот мне удалось короткой очередью поразить еще одного фашиста. В это время появилась замыкающая девятка бомбардировщиков вместе с истребителями прикрытия. Фашисты, увлеченные боем, поздно заметили их. Воспользовавшись этим, подполковник И. А. Зуб в паре с лейтенантом Петром Зубковым сбили еще два «фоккера».

Парашютист приземлился на оккупированной фашистами чехословацкой земле.

Мне удалось догнать поврежденный самолет. Он произвел удачную посадку на нашей территории. Парашютист остался жив. Я встретил его в первые дни после Победы в эвакогоспитале. Жаль только, что фамилию летчика память не сохранила».

Части дивизии несли безвозвратные потерн в основном от мощного огня зенитной артиллерии. Так, были сбиты летчики А. Григоренко, Н. Кузнецов, П. Колесников, Г. Каргопольцев, К. Трохалев, М. Елагин, Д. Ильин и другие.

Зенитным огнем был подбит и самолет Героя Советского Союза гвардии майора Я. А. Мурашкина при обеспечении действий эскадрильи штурмовиков, которую вел Герой Советского Союза майор М. И. Безух. Группа «илов» наносила удар по танкам и артиллерийским позициям противника. Фашистские зенитчики обрушили на нее шквальный огонь. Шестерка истребителей прикрытия в свою очередь наносила удар по вражеским зенитным установкам. Шальной снаряд попал в двигатель самолета Мурашкина, пламенем охватило кабину. Летчик выпрыгнул с парашютом. Родным Героя Советского Союза Я. А. Мурашкина было направлено извещение, что он, сражаясь за Родину, пропал без вести.

30 апреля соединения 38-й и 1-й гвардейской армий при содействии авиации прорвали последний оборонительный рубеж противника и штурмом овладели Моравска-Остравой. Еще четыре дня потребовалось, советским войскам, чтобы огромный промышленный район был очищен от гитлеровцев.

В боях за Моравска-Остраву задачи, поставленные дивизии командиром 10-го истребительного авиационного корпуса, были успешно выполнены. На протяжении марта и апреля 1945 г. летчики одного только 111-го гвардейского истребительного авиационного полка совершили 1426 самолето-вылетов и в 39 схватках с противником сбили 65 вражеских самолетов.

Боевые действия в Польше и Чехословакии показали, насколько возросло мастерство личного состава дивизии. В период с 1 января по 1 мая 1945 г. летчики соединения произвели 5711 самолето-вылетов. В воздушных боях было уничтожено 167 и подбито 46 вражеских самолетов. На заключительном этапе войны последний самолет противника был сбит в небе Чехословакии 5 мая в 13 часов командиром звена 1-й эскадрильи 111-го гвардейского истребительного авиационного полка старшим лейтенантом Губановым Владимиром Ивановичем.

После освобождения Моравска-Остравы войска 4-го Украинского фронта продолжали громить вражескую группировку.

Летчики 10-и гвардейской авиационной дивизии только 1 мая 1945 г. произвели 214 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков.

Ежедневно приходили радостные сообщения о славных победах Советской Армии. Над Берлином было уже водружено Знамя Победы, но в Чехословакии фашисты продолжали упорно и ожесточенно сопротивляться.

Несмотря на это, освобождение Чехословакии шло полным ходом. Войска 4-го Украинского фронта, ломая сопротивление врага, энергично продвигались на запад. Чтобы не отставать от наземных войск, дивизия перелетела на фронтовые аэродромы Чехословакии. Для летчиков соединения это было последнее оперативное перебазирование в ходе Великой Отечественной войны.

В те же дни чехословацкий народ, воодушевленный успешным наступлением советских войск, активизировал национально-освободительное движение. 5 мая началось народное восстание в Праге и других городах. Но силы были неравные. Гитлеровское командование, уклонявшееся от капитуляции, готовилось совершить новое злодеяние — расправиться с жителями Праги и разрушить город. Положение пражан стало критическим. Восставшие чехословацкие патриоты, обращаясь по радио к Советскому Союзу, взывали о помощи. В этой обстановке Советское Верховное Главнокомандование приказало войскам 1, 4 и 2-го Украинских фронтов в кратчайший срок разгромить немецко-фашистскую группировку и в предельно сжатые сроки освободить Прагу.

6 мая армии трех Украинских фронтов начали Пражскую наступательную операцию.

Армии 4-го Украинского фронта, развивая наступление на запад, 8 мая завершили разгром вражеских сил на оломоуцком направлении. В приказе Верховного Главнокомандующего среди соединений, отличившихся в боях за овладение городом Оломоуц, была отмечена и 10-я гвардейская истребительная авиационная дивизия.

С утра 8 мая подвижные группы фронта устремились в рейд по тылам противника на Прагу. До столицы Чехословакии оставалось 200 км.

Советские войска продвигались быстрее отступавших войск вермахта, постепенно окружая их группировку. Кольцо вокруг нее должно было замкнуться в районе Праги. Удары наступающих войск поддерживались активными действиями авиации 2, 8 и 5-й воздушных армий.

9 мая 1945 г. передовые соединения трех фронтов освободили столицу Чехословакии. В этот день была получена радостная весть о безоговорочной капитуляции врага.

День Победы личный состав 10-й авиационной дивизии встретил под освобожденной Прагой, на аэродромах Глучин, Грабувка, Бенешов. Волнующая весть о славной Победе советского народа над фашистской Германией переполнила радостью сердца воинов-фронтовиков. Давно все ждали этого счастливейшего дня, означавшего конец смертям и страданиям, скорое возвращение домой, к мирному труду, к родным и близким.

Но бои в Чехословакии продолжались. Находившаяся восточнее Праги вражеская группа армий «Центр» оказалась в кольце. Теперь задача состояла в быстрейшем ее окружении. В связи с этим войска 4-го Украинского фронта продолжали выдвигаться в назначенные им районы и вместе с армиями двух других фронтов завершали ликвидацию окруженной группировки.

До этого в небо Чехословакии летчики пашей дивизии выполняли задачу по прикрытию и поддержке 60-й и 38-й армий, обеспечению боевых действий частей 224-й и 227-й штурмовых авиационных дивизий и, как всегда, вели воздушную разведку.

За движением танковых, артиллерийских, автомобильных и пехотных колонн противника внимательно следило командование фронта. По данным авиационной разведки, группы бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей наносили удары по танкам и артиллерии, создавая на дорогах пробки. Ввиду того что встреч с воздушным противником не было, наши летчики-истребители совместно со штурмовиками бомбили и штурмовали живую силу и технику фашистов, а главное — подавляли зенитную артиллерию врага, препятствовавшую действиям штурмовиков. Попадая под удары нашей авиации, деморализованные гитлеровцы прекращали сопротивление, бросали орудия, танки, транспорт и сдавались в плен наземным войскам.

Одна из важных и крупных по своему стратегическому и военно-политическому значению Пражская наступательная операция была завершена. В ходе ее Советская Армия освободила центральные и западные районы Чехословакии, сорвав политические комбинации западных реакционных кругов в отношении этой страны. При ликвидации последней стратегической группировки врага советскими войсками было взято в плен 859, 4 тыс. солдат и офицеров противника. В качестве трофеев было захвачено 9,5 тыс. орудий и минометов, 1800 танков и штурмовых орудий, 1100 самолетов, 76,3 тыс. автомашин и много другой техники и вооружения .

Историческая победа, одержанная Советской Армией и Берлинской и Пражской операциях, привела к окончательному разгрому фашистской Германии и завершению войны в Европе.

Авиационные полки 10-й гвардейской истребительной дивизии добились выдающихся успехов в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками и тем самым вписали славные героические строки в боевую летопись Родины. Золотыми буквами в ней написаны имена летчиков соединения Героев Советского Союза В. Ф. Скобарихина, И. М. Холодова, П. А. Гнидо, Л. В. Демы, А. М. Максимова, В. Н. Орлова, А. И. Балясникова, И. В. Новожилова, В. А. Рогожина, Е. Г. Дранищева, В. П. Тихонова, А. Н. Маснева, Я. А. Мурашкина, Н. П. Наумова, М. Т. Игнатьева, А. А. Губанова, С. Д. Горелова, А. Д. Гребнева.

В числе крылатых воинов, которые применили таран для уничтожения самолетов врага, были Герои Советского Союза В. Ф. Скобарихин, И. М. Холодов, Л. В. Дема, а также И. П. Немятый, А. Л. Тарасов, И. И. Тенников, Н. М. Заикин, В. Д. Прохоров, И. М. Пискунов, В. Прасолов.

Массовый героизм и самопожертвование проявили летчики 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

В их подвигах сплавились воедино личное мужество летчиков, организаторские способности командиров и политработников, самоотверженный труд авиационных специалистов частей и личного состава батальонов аэродромного обслуживания, всех тех, кто обеспечивал боевые вылеты, способствовал интенсивной боевой деятельности соединения.

Место и роль крылатых гвардейцев в прикрытии наземных войск от налетов авиации противника, обеспечении боевых действий штурмовиков и бомбардировщиков, их достойный вклад в дело Великой Победы характеризуют следующие цифры.

В ходе Великой Отечественной войны на многих фронтах с 10 мая 1942 г. по 11 мая 1945 г. летчики дивизии произвели около 63 тыс. самолето-вылетов. По роду выполняемых задач самолето-вылеты истребителей соединения распределяются следующим образом: на прикрытие войск и районов действия авиации — 20618, на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков — 14906, на блокирование и штурмовку вражеских войск и аэродромов — 5136, на авиационную разведку — 4612, на облет районов боевых действий, отработку техники пилотирования и воздушного боя, перебазирование и выполнение прочих заданий — 17 290 вылетов.

Летчики сбросили на войска и боевую технику врага 7516 бомб, израсходовали .524707 единиц боеприпаса. На их счету тысячи разбитых и сожженных автомашин с солдатами и грузами, сотни огневых точек зенитной артиллерии, железнодорожных вагонов, десятки танков и бронетранспортеров, полевых орудий и минометов, складов с боеприпасами и горючим, паровозов, мостов и переправ. В воздушных боях и на аэродромах они уничтожили 1267 самолетов противника, что приравнивается к десяти авиационным эскадрам (дивизиям) немецко-фашистских ВВС.

Никогда не забудут ветераны дивизии имен павших героев. Свято чтят память о них и все советские люди.

Имя отважного сокола Николая Абрамишвили увековечено на его родине, в солнечной Грузии. В селе Ахалдаба Боржомского района, где прошла юность летчика, установлен обелиск.

Одна из школ города Переяслав-Хмельницкий носит имя Героя Советского Союза В. Н. Орлова, останки которого захоронены на центральной площади города.

В украинском местечке Купьеваха, под Ахтыркой, у подножия памятника Герою Советского Союза В. П. Тихонову, летчикам Н. Ф. Фролову, К. П. Фомичеву всегда лежат живые цветы.

На военном кладбище города Краков в Польше установлен обелиск легендарному командиру 112-го гвардейского авиационного полка С. М. Петухову.

Бесконечна признательность спасенного человечества героям войны.

Дальше