Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Заключение

17 мая 1945 г. все части и соединения 10-го истребительного авиационного Сталинградского ордена Богдана Хмельницкого корпуса резерва Ставки Верховного Главнокомандования сосредоточились в районе Моравска-Остравы.

Летчики приступили к боевой учебе в мирных условиях и одновременно приводили в порядок самолеты. С трудолюбием и настойчивостью летно-технический состав проверял боевые машины и совершенствовал свои знания на теоретических занятиях.

Велика была радость однополчан, когда в конце мая 1945 г. пришло в дивизию сообщение об освобождении нашими войсками из плена Героя Советского Союза майора Я. А. Мурашкина, капитана А. И. Григоренко, лейтенантов Н. В. Бронского и Д. В. Ильина. Они чудом остались живыми.

Наши летчики, дорожа честью и боевой славой советских соколов, предпочитали гибель сдаче в плен врагу. Но война есть война. А боевые действия авиации, как правило, велись над территорией врага. И при боевых повреждениях самолета (потеря управления, пожар, взрыв) или тяжелом ранении и контузии пилота вероятность захвата в плен увеличивалась.

Характерна судьба Николая Бронского, летчика 112-го гвардейского истребительного авиационного полка. В последнем бою он сбил седьмой и восьмой вражеские самолеты, но его «як» был подбит и взорвался в воздухе. Взрывной волной Николая выбросило из кабины. Парашют раскрылся у самой земли. Контуженного, окровавленного, летчика пленили. Проявляя исключительное мужество и стойкость, комсомолец Бронский прошел все муки ада — плена, но не склонил головы, с презрением отверг сотрудничество с врагом. Он несколько раз совершал побег из плена, но неудачно. Жестокой была расправа. И все же снова и снова Бронский выходил из пекла живым, опаленным, но не сломленным. Новый побег из лагеря военнопленных, подготовленный подпольной организацией, оказался удачным. Верный сын Родины вернулся домой, хотя его уже никто не надеялся увидеть живым. В настоящее время Николай Васильевич Бронский с семьей живет в городе Красноярске и работает в Енисейском речном пароходстве.

Многие ветераны 10-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной, ордена Суворова II степени дивизии в послевоенное время выросли в способных авиационных командиров, стали известными военачальниками, политработниками, профессорами и доцентами, докторами и кандидатами военных и технических наук. Среди них Герои Советского Союза генерал-полковник С. Д. Горелов, генерал-майоры И. М. Холодов, П. Н. Наумов, П. А. Гнидо, А. Е. Максимов, полковники В. Ф. Скобарихин, А. А. Губанов; генерал-полковник С. Я. Жуковский, генерал-лейтенант А. Л. Кадомцев, генерал-майоры А. П. Жуков, В. П. Ухов, И. Л. Ехичев, К. Н. Мурга, А. Е. Шварев, генерал-майор-инженер Н. И. Алексеев; полковники П. А. Антонец, В. М. Барабанов, В. М. Воронюк, Н. И. Ветров, Б. Н. Гаврилов, Л. И. Малинин, Л. Н. Попов, С. И. Чертов, Г. А. Яковлев, Е. В. Афанасьев, П. М. Карачинский, В. Ф. Серегин, В. И. Синюкаев и другие.

40 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но ветераны 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии поддерживают тесные дружественные связи. Четыре раза в послевоенные годы состоялись встречи фронтовых друзей.

В знаменательные дни празднования 30-летия Победы, 9 мая 1975 г., в Москву приехали сотни ветеранов дивизии и управления корпуса. Многие приехали с женами и детьми. Среди жен ветеранов и их боевые подруги. Вот жена Героя Советского Союза Леонида Васильевича Демы Вера Дмитриевна — капитан медицинской службы запаса, ветеран войны, награждена орденом Красной Звезды и боевыми медалями. На фронте она была врачом авиационного полка, затем начальником лазарета 209 бао. В лазарете батальона вылечилось более тысячи раненых и больных. В настоящее время Вера Дмитриевна работает врачом-терапевтом в городской больнице Магнитогорска. Жена летчика Севастьянова Мария Михайловна была оружейницей, Лидия Михайловна Карачинская и Раиса Алексеевна Щербинина — военными радистками, Лидия Дмитриевна Рейдель — метеорологом дивизии. Они, как и их мужья, удостоены боевых наград за ратный труд.

На встречу приехали боевые подруги и родственники тех, кто пал в бою, и тех, кто умер в послевоенные годы. Незабываемой и трогательной была встреча.

На этой встрече был избран Совет ветеранов 10-й гвардейской авиационной дивизии и управления корпуса, который возглавил первый командир дивизии генерал-майор в отставке А. П. Жуков. После войны Анатолий Павлович окончил Академию Генерального штаба, был назначен командиром соединения ПВО, а затем длительное время служил на ответственных постах в центральном аппарате Военно-воздушных сил. Совет ветеранов проводит большую общественно-политическую и военно-патриотическую работу. Бывшие фронтовики-авиаторы выступают с лекциями, докладами, беседами в воинских частях, на предприятиях, комсомольских стройках, в школах и учебных заведениях.

Ежегодно 9 мая, в День Победы, многие ветераны 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии и управления корпуса встречаются в Москве в 739-й средней школе Ленинградского района, где открыт музей боевой славы соединения. В работе музея активно участвуют многие ветераны дивизии, школьники, преподаватели и руководство школы. В музее представлено большое количество экспонатов, воспоминаний и биографий авиаторов, фотографий, сувениров, интересных исторических документов, отражающих героический путь прославленного гвардейского соединения в годы минувшей войны.

Совет разыскал немало ветеранов дивизии, собрал значительный материал об их жизненном пути.

Генерал-майор С. Т. Муратов после увольнения в запас с должности главного инженера ВВС Московского округа ПВО работает старшим инженером института проблем механики АН СССР; Герой Советского Союза В. Ф. Скобарихин — научный сотрудник музея-панорамы Бородинская битва в Москве; генерал А. Е. Шварев — заместитель начальника Центрального дома авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе; полковник А. А. Воронин уволился с должности заместителя начальника политотдела, сейчас преподаст в Львовском высшем военно-политическом училище; военные летчики первого класса полковники В. М. Воронюк и И. Д. Рейдель руководят диспетчерской службой в аэропортах; один — в Черкассах, другой — в Ленинграде; подполковник П. Ф. Кушнарев — главный ревизор безопасности движения в Пятигорске; полковник С. Ю. Ясанис — старший инженер-орнитолог, судья Всесоюзной и международной категории по самолетному спорту; подполковник И. Д. Никонов живет в Евпатории, работает старшим инженером, внес за последние тринадцать лет 88 рационализаторских предложений; полковник П. Н. Полуэктов возглавляет кафедру в одном из институтов Москвы; подполковник-инженер Л. М. Сквирский — начальник конструкторского бюро тракторного завода; полковник В. В. Раскошный — инженер гражданской авиации; военный летчик первого класса капитан В. А. Шарагин работает на воронежском механическом заводе; майор Н. Н. Шишкин — заслуженный учитель Азербайджанской ССР; авиационный механик К. Н. Костров — кандидат технических наук; заслуженный военный летчик СССР полковник В. М. Синюкаев — руководитель полетов на авиационном заводе; подполковник Н. А. Кунцевич — изобретатель, автор научных трудов, живет в Куйбышеве; механик самолета командира дивизии старшина В. Н. Логинов — начальник ОТК на одном из предприятий в Ленинграде.

Бывший командир разведывательной эскадрильи Герой Советского Союза А. И. Балясников живет в Киеве, а его механик кавалер двух орденов Красной Звезды Г. Н. Абдулов — ныне главный технолог проектного отдела института кинопромышленности в Казани. Полковник Л. Н. Попов — кандидат наук, доцент. Офицер П. Г. Яковлев — директор Калининской школы повышения квалификации сельскохозяйственных кадров Министерства сельского хозяйства РСФСР. Инженер но вооружению полка Н. А. Созонтов трудится в Московском областном совете Всероссийского общества охраны природы. Механик самолета И. И. Серков стал директором завода в Пензенской области. Инвалид Отечественной войны летчик Н. Ф. Норин возглавляет Кировское областное агентство «Союзпечать», награжден орденом «Знак Почета». Полковник В. Ф. Серегин работает начальником отдела кадров треста. Командир 112-го гвардейского истребительного авиационного полка Г. А. Яковлев живет и трудится в Ленинграде. Метеонаблюдатель дивизии Л. Г. Чернявская (Черная) — юрист. Военный летчик первого класса подполковник Ю. М. Анохин уволен в запас с должности начальника политотдела высшего военного авиационного училища, ныне он председатель профкома учебного заведения. Помощник командира полка майор И. И. Нагорных свыше 30 лет работал в органах прокуратуры, из них 21 год — в должности заместителя прокурора области. Механики Г. Г. Кузьмин — руководитель дорожного ремонтно-строительного управления в Выборге, И. М. Приказчиков — главный технолог на одном из предприятий Москвы, Я. П. Андреев — старший инженер-конструктор института имени Иоффе в Ленинграде. Начальник связи полка В. Л. Левковский много лет возглавлял кафедру физического воспитания в Днепропетровском металлургическом институте, сейчас он на заслуженном отдыхе. Офицер штаба полка кандидат технических наук В. Н. Жигулин работал начальником Главного технического управления, был членом коллегии Министерства черной металлургии Украины. Его заслуги в мирные дни были отмечены орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Летчики И. Р. Логинов — секретарь парткома шахты «Врублевская», председатель первичной организации Комитета защиты мира, награжден орденом Дружбы народов; В. И. Мамаев — прораб, строитель, за самоотверженный труд награжден орденом Октябрьской Революции. Любовь к авиации он привил своим детям. Два его сына служат в авиации ПВО страны. Кавалером ордена Трудового Красного Знамени стал А. Н. Соколов, бывший механик самолета, ныне механик судна Балтийского пароходства. Старший лейтенант В. Н. Чулков — кинооператор Ленинградской студии телевидения. Механик вооружения С. С. Скородумов — кузнец: Полковник В. М. Барабанов — кандидат военных наук, у него 25 опубликованных работ.

Прежде чем прибыть в нашу дивизию, старший сержант А. Б. Болдов успел повоевать в других частях и на других фронтах. Он служил старшим укладчиком парашютов 111-го гвардейского истребительного авиационного полка. За годы войны на парашютах, уложенных Александром Болдовым, спаслись свыше 50 летчиков, в том числе Герои Советского Союза П. А. Гнидо, М. Т. Игнатьев, А. Н. Маснев. Я. А. Мурашкин. Сейчас Александр Борисович Болдов — заслуженный архитектор, лауреат Государственной премии СССР, депутат Московского Совета народных депутатов.

Многие бывшие воины дивизии после демобилизации стали жить в Закарпатье. Здесь живут и трудятся И. С. Пятов, Н. В. Гаврилов с женой Натальей Ильиничной — бывшей машинисткой политотдела дивизии, летчики Н. В. Блинов и В. Н. Ракша, механик самолета К. Л. Малахаев, моторист В. И. Жирков и другие.

Невозможно назвать всех имен фронтовиков-гвардейцев, которые на трудовом фронте умножают славу своей Родины в мирные дни.

Продолжая славные боевые традиции 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, ветераны, как и все советские люди, самоотверженно трудятся, претворяя в жизнь исторические решения XXVI съезда КПСС.

Содержание