Над Курской дугой
Несмотря на серьезное поражение немецко-фашистских войск зимой 1942/43 г., правители гитлеровской Германии стремились любой ценой восстановить престиж своей армии, вернуть утраченную инициативу и изменить ход войны в свою пользу.
Для этой цели фашистское командование решило провести на советско-германском фронте большое летнее наступление. План стратегической наступательной операции, которая получила название «Цитадель», предусматривал нанесение главного удара в районе Курского выступа.
Всего для проведения наступления под Курском гитлеровское командование сосредоточило свыше 900 тыс. солдат и офицеров, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов.
Упреждающему удару армий вермахта, рассчитанному на окружение и разгром наших войск и последующее развитие операций, советское командование решило противопоставить мощную оборону и, нанеся главным силам гитлеровских войск потери, ослабить их, а затем перейти в контрнаступление и окончательно разгромить врага. К началу Курской битвы в составе Центрального и Воронежского фронтов имелось 1 336 тыс. человек, более 19 тыс. орудий и минометов, 344.4 танка и самоходно-артиллерийских установок, 2172 самолета.
В результате ожесточенной борьбы за сохранение господства в воздухе весной и в начале лета 1943 г. мощь немецко-фашистской авиации была подорвана. Ее потери на советско-германском фронте с апреля по июнь составляли около 3,7 тыс. самолетов. Враг уже утрачивал стратегическую инициативу в воздухе, но всеми силами старался удержать ее.
Поэтому перед началом контрнаступления под Курском советское командование придавало исключительно большое значение завершению борьбы за стратегическое господство в воздухе. Эта задача решалась путем усиления авиационными корпусами резерва Верховного Главнокомандования воздушных армий на курском направлении и развертывания ожесточенной борьбы с военно-воздушными силами противника. С первых дней грандиозной битвы на Огненной дуге хозяевами положения в воздухе стали советские летчики.
Битва под Курском, включавшая в себя три крупные стратегические операции советских войск Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско-Харьковскую наступательные, отличалась большим размахом, исключительной напряженностью и ожесточенностью. В период с 5 по 11 июля противник в многочисленных атаках нес огромные, невосполнимые потери, однако не смог прорвать нашу глубоко эшелонированную оборону, и его наступательный порыв стал иссякать.
12 июля по приказу Ставки началось контрнаступление советских войск под Курском. В этот день войска Западного и Брянского фронтов прорвали вражескую оборону на всю тактическую глубину, а 15 июля устремились в наступление войска Центрального фронта.
Армии Воронежского и Степного фронтов, преодолевая упорное сопротивление врага, перешли в контрнаступление 3 августа.
Во второй половине июля 1943 г. 10-й истребительный авиационный корпус РВГК в составе 2-й воздушной армии получил боевую задачу: прикрывать обороняющиеся войска левого крыла Воронежского фронта в районе Прохоровна, Обоянь, Ивня, обеспечивать действия 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии и прикрывать коммуникации в районе Воронеж, Касторное.
201-я истребительная авиационная дивизия должна была сопровождать штурмовики и прикрывать железнодорожные перевозки в районе Воронеж, Касторное.
После перебазирования на передовые аэродромы 201-я дивизия сразу же включилась в боевые действия под командованием только что вступившего в должность полковника В. А. Срывкина.
Боевой счет дивизии был открыт до начала операции. В 12 часов 30 минут 21 июля 1943 г. 6 самолетов Ла-5фн под командованием капитана В. Ф. Мистюка при сопровождении штурмовиков Ил-2 сбили 3 Ме-109 и Ю-88.
К 23 июля войска Воронежского фронта решительными контрударами отбросили противника в основном на рубежи, которые он занимал до перехода в наступление, и приступили к подготовке наступательной операции.
10-й истребительный авиационный корпус в предстоящем контрнаступлении получил ответственную задачу: прикрыть с воздуха подвижную группу фронта 1-ю и 5-ю гвардейскую танковые армии при вводе их в прорыв и в период развития успеха в оперативной глубине, частью сил обеспечить боевые действия 5-го штурмового авиационного корпуса и 202-й бомбардировочной авиационной дивизии.
Решением командира корпуса сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков возлагалось на 201-ю истребительную авиационную дивизию. Кроме того, один полк соединения во взаимодействии с частями 235-й истребительной дивизии должен был прикрывать главную группировку фронта при вводе ее в прорыв и в наступлении. В связи с этим нагрузка на каждый истребитель увеличилась более тем в два раза, так как приходилось прикрывать самолеты не одного, а двух соединений.
3 августа 1943 г. войска Воронежского фронта перешли в контрнаступление на белгородско-харьковском направлении. Ему предшествовали мощная трехчасовая артиллерийская подготовка и удары нашей авиации.
Главный удар смежными флангами наносили Воронежский и Степной фронты из района севернее и северо-западнее Белгорода в общем направлении на юго-запад в обход Харькова с запада. Эта наступательная операция должна была привести к разгрому всей белгородско-харьковской группировки противника и к выходу советских войск на рубеж Днепра.
В середине дня на участке прорыва Воронежского фронта была введена в сражение подвижная группа 1-я и 5-я гвардейская танковые армии, которые завершили прорыв тактической зоны и начали развивать успех в оперативную глубину. Массированное применение танков на узком участке фронта оказало влияние на течение операции. К исходу дня танковые армии продвинулись на 30 км, а 4 августа прошли с боями более 50 км. Общевойсковые соединения расширили прорыв до 40 км по фронту и продолжали наступать, закрепляя успех танковых армий.
5 августа 6 я гвардейская армия овладела Томаровкой, которую противник превратил в сильно укрепленный узел обороны. В этот день войска Воронежского и Степного фронтов освободили город Белгород.
Главная группировка войск фронта 6 и 7 августа продолжала наступать так же успешно.
Большую помощь войскам Воронежского фронта в преследовании врага оказывали авиационные соединения 2-й воздушной армии.
10-й истребительный авиационный корпус прикрывал районы сосредоточения и ввод в прорыв 1-й и 5-й гвардейской танковых армий, по мере их передвижения переносил зоны патрулирования вперед и надежно прикрывал ноле боя наземных войск, обеспечивал боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков.
В ходе наступления авиация осуществляла поддержку наших войск эшелонированными действиями штурмовиков и бомбардировщиков. Удары наносились по живой силе, боевой технике и узлам сопротивления в полосе наступления главных сил фронта в районах Томаровка, Борисовка, Бессоновка, Казачья Лопань, Золочев, Ольшаны, Максимовка, Кадница, что способствовало повышению темпа продвижения танковых соединений.
1-я танковая армия и передовые части 6-й гвардейской армии за пять дней продвинулись более чем на 100 км и к исходу 7 августа овладели важным узлом сопротивления противника городом Богодухов.
Немецко-фашистские войска приложили все силы, чтобы остановить наступление войск Воронежского фронта, но не справились с этой задачей.
В эти дни активно действовали полки 201-й авиационной дивизии.
Рано утром 3 августа на сопровождение 12 штурмовиков Ил-2 вылетели 10 Ла-5фн под командованием старшего лейтенанта С. Д. Горелова. В районе Белгорода их атаковали 35 истребителей противника. Завязался воздушный бой, в котором советские летчики сбили 8 вражеских самолетов. Командир эскадрильи С. Д. Горелов, командир звена Б. П. Рогов сбили по два Ме-109, младшие лейтенанты А. В. Калмыков, В. А. Кириченко, П. А. Морозов и Ф. М. Мухин уничтожили по одному «мессершмитту».
Для сопровождения пяти групп пикирующих бомбардировщиков Пе-2 204-й авиационной дивизии было выделено 50 истребителей. 18 Пе-2, ведомых гвардии капитаном Ермаком, прикрывали 10 самолетов Ла-5 под командованием капитана В. Н. Орлова. В районе Томаровки эту группу атаковали 32 истребителя противника. Фашисты потеряли в этом бою 6 самолетов. Успеха добились младшие лейтенанты К. П. Фомичев, В. Н. Перфильев, А. И. Простяков, П. П. Коваль, сбившие по одному «мессершмитту». Капитан В. Н. Орлов сбил 2 вражеских самолета.
Аэродромы с рассвета и до темноты гудели как ульи. Группы истребителей одна за другой поднимались в воздух. На командных пунктах беспрерывно зуммерили полевые телефоны и переносные радиопередатчики. Поступали радиограммы об изменениях в обстановке, заявки на дополнительные вылеты, боевые распоряжения.
В конце дня на пятом вылете в район Задельное, Быково, сопровождая 6 штурмовиков, старший лейтенант А. А. Губанов во главе 4 Ла-5фн встретил группу фашистских истребителей. Комэск Губанов сбил 2 самолета противника. «Илы» вернулись без потерь.
Как-то к командиру 2-й эскадрильи старшему лейтенанту Гнидо подошел майор Наумов:
Поступило особое задание: будете прикрывать своей десяткой 2 самолета Ил-2 60-й корректировочной эскадрильи. Обращаю внимание задание исключительной важности. Обеспечьте корректировщикам их ювелирную работу.
Все понятно, товарищ командир.
Мощные истребители Ла-5фн поднялись в воздух. Авиаразведчики-корректировщики прибыли в указанный район, и их экипажи занялись своим делом, непрерывно маневрируя от зенитного огня противника. Данные о местонахождении танков, об артиллерийских позициях противника поступали командованию своевременно. Сообщались также результаты огня своей артиллерии, корректировался огонь «катюш».
Но вот появились вражеские самолеты. Группа из 20 бомбардировщиков под прикрытием 8 Ме-109 шла бомбить боевые порядки советских танков в полосе наступления. П. Гнидо во главе шестерки истребителей устремился в атаку. Самолеты противника начали маневрировать, но их настигали меткие очереди. Летчики-истребители П. Гнидо, М. Чабров, П. Парахин, Д. Ткачев, М. Игнатьев, В. Ерохин сбили 4 тяжелых бомбардировщика, сломали их строй, заставили остальных сбросить бомбы неприцельно и уйти из района. Та же участь постигла и второй эшелон в составе 30 «Юнкерсов-88», которые прикрывали 16 «мессершмиттов».
После боя группа Гнидо вернулась к звену прикрытия корректировщиков, и летчики услышали в наушниках голос капитана Новожилова:
Что, жарко?
Тепло! ответил Гнидо. После короткой передышки летчикам пришлось принять участие в новой схватке, корректировщиков атаковали 12 истребителей ФВ-190. Подав команду: «Включить форсаж! За мной, в атаку!» командир эскадрильи ринулся на врага.
Противник оказался опытным, действовал уверенно. Однако наши летчики успешно вели бой. Когда Петр Гнидо расправился с ведущим группы «фоккеров», Михаил Чабров атаковал ведомого второй пары. Резко маневрируя, тот все время ускользал из прицела. Но упорство, выдержка и ловкость Чаброва взяли верх. С короткой дистанции он поразил врага. За каких-нибудь десять минут советские летчики успели сбить 5 «фокке-вульфов». Остальным удалось избежать этой участи.
Возвратившись на аэродром, 2-я авиаэскадрилья подвела итоги трех групповых воздушных боев в одном вылете с 50 бомбардировщиками и 35 истребителями. 13 сбитых фашистских самолетов без единой потери со своей стороны это был блестящий успех.
Завершая боевой день, 10 Як-1 под командованием капитана Л. В. Демы, прикрывая свои войска в районе Томаровка, Бриллиантово, встретили 70 «Юнкерсов-87» под прикрытием 12 Ме-109. В бою было сбито 7 самолетов противника. Прицельная бомбежка врага была сорвана. Добились успеха старший лейтенант М. Удалов, младшие лейтенанты И. Карачинский, Н. Бродников, В. Раскошный, В. Ермаков. Капитан Л. Дема сбил 2 Ю-87. В ходе ожесточенного боя летчики видели, как один истребитель Як-1 загорелся. Летчик выбросился с парашютом, но на аэродром не вернулся. Это был старший лейтенант М. В. Удалов.
201-я истребительная авиационная дивизия в течение 3–6 августа произвела 768 боевых вылетов и сбила 66 самолетов противника.
В воздушных боях в эти дни отличились многие летчики дивизии, сбив по 2–3 вражеских самолета. Вот имена героев: П. И. Наумов, И. В. Новожилов, С. М. Петухов, В. Д. Ермаков, В. Д. Ерохин, Н. Ф. Фролов, В. А. Рогожин, М. С. Чабров, А. В. Калмыков, И. Г. Медведев, Я. А. Мурашкин, А. И. Балясников, К. П. Фомичев и другие. Особо отличился в этих боях замечательный воздушный боец, заместитель командира эскадрильи лейтенант М. Т. Игнатьев. Он лично уничтожил 6 самолетов противника.
В середине августа войска Воронежского фронта значительно расширили прорыв в западном и юго-западном направлениях и вышли к железной дороге Харьков Полтава.
Командование вермахта сосредоточило южнее Богодухова крупную танковую группировку и предприняло контрудар по наступающим советским войскам. Гитлеровцы стремились отрезать и разгромить 1-ю танковую армию и овладеть железкой дорогой Харьков Полтава.
12 августа с рубежа Кадница, Ольшаны, Ковяги противник перешел в наступление в общем направлении на Богодухов и ввел в сражение 400 танков. Его авиация группами 20–50 самолетов поддерживала соединения, наносившие удар по советским войскам. На земле и в воздухе разгорелись ожесточенные бои.
Летчики 2-й воздушной армии произвели в этот день свыше 600 самолето-вылетов и провели 17 воздушных боев. Группы штурмовиков в сопровождении, истребителей наносили удары по вражеским танкам. «Ильюшины» засыпали «тигры» и «фердинанды» принятыми на вооружение кумулятивными противотанковыми авиационными бомбами, обладавшими высокой эффективностью поражения.
Рано утром в этот день эскадрилья Ла-5фн старшего лейтенанта П. А. Гнидо в районе Максимовка, Ольшаны встретила 30 бомбардировщиков и 20 истребителей. Уничтожив 10 самолетов врага, советские летчики не допустили их к целям. Лейтенанты В. Д. Ерохин, Н. Д. Плетнев, младшие лейтенанты В. Голицын, А. М. Дружинин, В. С. Окатьев и М. И. Самсонов сожгли по одному стервятнику, командир эскадрильи П. А. Гнидо 4.
При возвращении с задания на самолете ведущего, поврежденном в бою, возник пожар. Гнидо левым скольжением бросил машину вниз, но все попытки сбить пламя ни к чему не привели. Оставаться в машине дольше было нельзя. Огонь лизал обувь, пламя касалось лица и рук, а до передовой лететь еще целых двадцать секунд
Командир! Под нами передовая, прыгай! услышал Гнидо в наушниках.
Петр Гнидо попытался подняться в кабине, но не смог: ноги не слушались. Тогда он, ухватившись обожженными руками за ручку управления, перевернул истребитель на «спину» и вывалился из кабины. Открыв парашют, летчик приземлился в расположении своих войск.
15 августа группа в составе 8 Як-1 под командованием младшего лейтенанта В. П. Тихонова, прикрывая войска в районе Ахтырки, встретила 60 фашистских бомбардировщиков под прикрытием 20 «мессершмиттов». Летчики В. Тихонов, Н. Ветров, В. Воронюк, А. Суриков, И. Басов, М. Липин, С. Хмыров и В. Прохоров вступили в бой с превосходящими в девять раз силами фашистов. После первого удара всей группой по головной девятке «юнкерсов» было сбито 6 самолетов противника, в том числе 2 Ме-109 из прикрытия. Враг был буквально ошеломлен. Потеряв еще 3 машины, гитлеровцы вышли из боя.
Командир группы Василий Тихонов в этом бою сбил 3 самолета противника, но в последней схватке его самолет получил серьезные повреждения, а сам он был тяжело ранен. Истекая кровью, Тихонов все же сумел добраться до аэродрома и произвел посадку.
Представляя В. П. Тихонова к высшей правительственной награде званию Героя Советского Союза, командир полка писал о нем: «Под командованием В. П. Тихонова летчики-истребители эскадрильи произвели 368 боевых вылетов. Провели 32 групповых воздушных боя. Уничтожили 45 самолетов противника. Младший лейтенант Тихонов с большой пытливостью и настойчивостью изучает тактику вражеской авиации и совершенствует свое летное и боевое мастерство. Коммунист Тихонов но 5–6 раз в день водил свое подразделение на выполнение самых ответственных боевых заданий. Проявляя высокое личное мужество, бесстрашие, добивался успешного выполнения заданий командования, беспощадно уничтожал врага. Сбил лично 17 самолетов противника».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. младшему лейтенанту Тихонову Василию Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
16 и 17 августа к югу от Богодухова продолжалась напряженная борьба. Ценой больших потерь танковым дивизиям фашистов удалось потеснить ослабленные в боях соединения 1-й танковой и 6-й гвардейской армий и вновь овладеть железной дорогой Харьков Полтава. Однако их дальнейшее продвижение было остановлено.
По указанию Ставки на угрожаемое направление была выдвинута 5-я гвардейская танковая армия. Контрудар немецко-фашистских войск был сорван. Им не удалось выйти в тыл главной группировке Воронежского фронта.
Между тем противник готовил новый контрудар танковыми соединениями с запада, из района Ахтырки, в направлении на Богодухов, намереваясь отрезать и разгромить выдвинувшиеся вперед войска 27-й армии и двух танковых корпусов.
Наступление на ахтырском направлении гитлеровцы начали утром 18 августа после сильной артиллерийской подготовки и массированных налетов бомбардировочной авиации. Используя численное превосходство в танках, они в первый день сумели продвинуться в полосе 27-й армии на узком участке, фронта на глубину до 24 км.
Вскоре навстречу прорвавшемуся противнику были брошены подходившие соединения 4-й гвардейской армии из резерва Ставки. Враг перешел к обороне и спустя несколько дней был разгромлен.
С 18 августа 10-й истребительный авиационный корпус выполнял боевую задачу на ахтырском направлении, прикрывая с воздуха боевые порядки соединений 4-й гвардейской и 27-й армий, обеспечивая действия частей 5-го штурмового авиационного корпуса. Воздушные бои носили исключительно ожесточенный характер.
Утром 18 августа 4 Ла-5 с ведущим капитаном В. Ф. Мистюком, прикрывая наземные войска в районе Ахтырки, встретили 12 «Юнкерсов-87». В коротком бою капитан В. Ф. Мистюк, младшие лейтенанты З. Т. Бондарев и Н. Ф. Фролов уничтожили по одному «юнкерсу».
По сигналу «Тревога!» с аэродрома взмыла в небо шестерка Ла-5 под командованием капитана В. Н. Орлова и была наведена на 100 бомбардировщиков Ю-87, летевших без истребителей прикрытия.
Атакуем внизу, на встречном курсе! подал команду Орлов.
Фашисты шли волнами на высоте 800 м. Они были абсолютно уверены, что советские истребители будут атаковать их сверху, так как низкая высота полета, казалось им, не позволяла истребителям атаковать снизу.
В своем маневре капитан Орлов учел окраску самолета голубая снизу и зелено-коричневая (под цвет земли) сверху, местоположение истребителей между солнцем и противником, а главное мастерство своих ведомых. Сближение и атака слились в короткий разящий удар, в результате которого В. Н. Орлов, А. И. Балясников, И. Г. Медведев сбили по одному самолету. Но фашистские летчики продолжали прорываться к нашим войскам. «Лавочкины» умело сманеврировали и теперь уже снизу сзади атаковали вторую группу Ю-87. Удар из пушек был удачен. Еще 4 «юнкерса» подожгли летчики В. Н. Орлов, К. П. Фомичев, Н. Хватов и С. Ю. Ясанис.
В это время успешно вели бой и другие истребители. Поднятые по тревоге, они дружно атаковали вражеские бомбардировщики с двух сторон и сбили 6 самолетов противника. С победой возвращались на свой аэродром летчики А. Д. Гребнев, Н. А. Плетнев, В. Д. Ерохин, В. А. Рогожин, В. М. Воронюк, Н. И. Ветров.
Решительные атаки советских летчиков раскололи боевые порядки девяток «юнкерсов», и их строй распался. Только и видели наши летчики, как задымили двигатели вражеских самолетов, переведенные на форсированные режимы. Отставшие 2 «юнкерса» советские истребители взяли в клещи и начали прижимать их к земле. Как ни старались гитлеровцы найти лазейку, как ни юлили, они всюду натыкались на огненные трассы четырех краснозвездных истребителей под командованием лейтенанта Рогожина. В конце концов 2 вражеских бомбардировщика были посажены на наш аэродром.
В этот день исключительное мужество и храбрость проявил штурман 437-го авиационного полка коммунист капитан В. Н. Орлов. В трех вылетах летчики-истребители под его командованием рассеяли четыре большие группы бомбардировщиков противника, не допустив их к намеченным целям, и сбили 14 самолетов, 4 из которых сбил лично В. Орлов.
Славная победа летчиков полка быстро облетела авиационные полки корпуса. В части был проведен митинг и честь победителей. На второй день на страницах корпусной газеты «Крылатый богатырь» появилось подробное описание боев, проведенных под командованием капитана Орлова.
Виктор Николаевич Орлов родился в деревне Лохово, Краснохолмского района Калининской области. До войны он окончил среднюю школу в Ленинграде и по путевке комсомола был направлен в Энгельское военное авиационное училище летчиков. Уже в 1940 г. за успешные боевые действия во время финляндско-советского конфликта он был награжден орденом Красной Звезды. В первый год Великой Отечественной войны храбрый и опытный летчик стал командиром эскадрильи. За два года войны Виктор Орлов совершил свыше 300 боевых вылетов, участвовал в 57 воздушных боях и уничтожил 21 самолет противника, из них 15 лично и 6 в группе. За отвагу и героизм, проявленные в воздушных боях, капитан В. Н. Орлов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
В дни августовских боев в корпусной газете появилась заметка «Таран сержанта Пискунова». Вот выдержка из нее:
«6 самолетов Як-1 под командованием лейтенанта Юмкина прикрывали с воздуха наши наступающие войска. На 15-й минуте патрулирования показались 12 бомбардировщиков Хе-111. В процессе боя лейтенанты Юмкин, Раскошный, младшие лейтенанты Морозов и Исаев сбили по одному бомбовозу. Остальные экипажи врага сбросили бомбы на головы своих войск и удрали без оглядки от линии фронта.
Истребители прекратили преследование и вернулись в заданный район прикрытия. И вовремя. С запада приближалась большая группа бомбардировщиков. Наши летчики в решительной атаке сбили 2, а при повторной еще 1 «хейнкель». И здесь фашисты не выдержали.
Боевая задача выполнена. Враг не прошел! При возвращении в район патрулирования на высоте 2500 м был замечен одиночный бомбардировщик «Хейнкель-111». И тогда командир группы приказал своему ведомому сержанту Пискунову сбить самолет, а сам занял его место. Сверху сзади Пискунов стремительно подошел к противнику. Несколько коротких очередей и стрелок вражеского самолета умолк. При второй атаке кончились снаряды, и Пискунов принял решение таранить самолет врага. Приблизился к нему вплотную и винтом самолета отрубил бомбардировщику руль высоты. Вражеская машина клюнула носом и свалилась на землю в районе Орловки. Самолет Як-1 сделал переворот через крыло, затем летчик вывел его в горизонтальный полет и произвел посадку на фюзеляж в районе высоты 227. Радиостанция наведения немедленно сообщила об этом подвиге».
Войска Воронежского фронта освободили Ахтырку. Остатки вражеских соединений поспешно отступали. Войска Степного фронта вели бои за освобождение Харькова и 23 августа штурмом овладели городом.
10-й истребительный авиационный корпус за 21 день наступательной операции сбил 285 самолетов противника из 407 сбитых за этот период соединениями 2-й воздушной армии.
За безукоризненное выполнение боевого прикрытия командование 1-й танковой, 5-й гвардейской и 27-и армий, 5-го штурмового авиационного корпуса, 202-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии имени Верховного Совета Татарской АССР и командиры прикрываемых армейских полков не раз благодарили летный состав 201-й дивизии.
Вот что писал командующий 27-й армией генерал-лейтенант Трофименко; «Командиру 10-го Сталинградского истребительного авиационного корпуса РВГК. 18.8.43 г. соединения 27-и армии вели упорные бои с прорвавшимися танками противника на ахтырском направлении. Летный состав корпуса проявил героизм, прикрывая войска армии, сбил 23 самолета противника. Отрадно, что 10 иак установил со мной надежную связь и во многом помог при отражении танковых атак противника. Завтра надо побить фашистов еще больше».
Полки 201-й авиационной дивизии за весь период проведения Белгородско-Харьковской наступательной операции произвели 2482 боевых вылета и сбили 129 самолетов противника. В 62 групповых воздушных боях участвовало 372 советских истребителя и 1318 самолетов противника различных типов.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оцепили заслуги частей и соединений 10-го Сталинградского истребительного авиакорпуса РВГК. За отличное выполнение заданий командования и проявленные при этом героизм и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками 201-й истребительной авиационной дивизии было присвоено звание гвардейской, и она стала именоваться 10-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизией, а входящие в ее состав полки 13, 236 и 437-й стали соответственно 111, 112 и 113-м гвардейскими полками. 116-я отдельная рота связи стала именоваться 26-й гвардейской отдельной ротой связи.
В связи с присвоением дивизии почетного наименования гвардейской 25 августа состоялся митинг, на котором присутствовали представители партийных и советских организаций. В эти волнующие часы многим авиаторам частей соединения были вручены ордена и медали. Лучшим воздушным бойцам П. И. Наумову, И. В. Новожилову, А. А. Губанову, А. Н. Масневу, М. Т. Игнатьеву, В. А. Рогожину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Но всеобщую радость омрачали потери боевых друзей, хотя по сравнению с противником они были значительно меньшими. В воздушных боях на белгородско-харьковском направлении смертью храбрых пали летчики И. М. Пискунов, В. Д. Царев, И. И. Кулачков, П. А. Парахин, В. Ф. Кочетков, А. Ф. Перепелов, У. И. Шинкарук, Н. Ф. Фролов, В. П. Перфильев, М. Г. Дмитриев, К. П. Фомичев, Н. П. Морозов, В. Д. Исаев и другие.
Величайшее сражение лета 1943 г. еще раз продемонстрировало перед всем миром растущую силу советского оружия. Это было торжество могущества многонационального Советского государства и его Вооруженных Сил, мудрой политики ленинской партии.
Победа советских войск в битве под Курском примечательна прежде всего тем, что потерпела полный крах последняя попытка гитлеровцев вернуть себе стратегическую инициативу и взять реванш за поражение под Сталинградом.
После тяжелого поражения, понесенного под Курском, гитлеровское командование было вынуждено окончательно отказаться от наступления и перейти к стратегической обороне.
В Курской битве советская авиация окончательно завоевала стратегическое господство в воздухе и тем самым содействовала созданию благоприятных условий для проведения последующих наступательных операций сухопутных войск.