Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1} В американской литературе обычно не различаются понятия остров и атолл. Мидуэй является атоллом, в лагуне которого расположены два небольших острова Санд-Айленд и Истери-Айленд. (Прим. ред.)
{2} «Тиёда» и «Ниссин» имели водоизмещение свыше 10000 т каждый, скорость хода 28–29 узлов. Палубные ангары вмещали до 24 самолетов, которые запускались с помощью катапульт. Каждый корабль имел четыре катапульты. Полетная палуба на «Тиёда» была оборудована во время войны. (Прим. американского издательства)
{3} В августе 1941 года с введением в строй «Дзуйкаку» и «Сёкаку» число тяжелых авианосцев увеличилось с четырех до шести. (Прим. авторов)
{4} 7 декабря по пирл-харборскому времени. В дальнейшем в книге дается местное (Гавайское) время. (Прим. американского издательства.)
{5} Японцы предполагали, что четыре американских авианосца «Йорктаун», «Лексингтон», «Хорнет» и «Энтерпрайз» в это время базировались на Гавайские острова. На самом же деле здесь находились лишь «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а «Йорктаун» и «Хорнет» действовали в Атлантике. Японцы были правильно информированы о том, что «Саратога» находится в районе западного побережья США и в скором времени присоединится к Тихоокеанскому флоту. (Прим. американского издательства.)
{6} Взрыв произошел на линейном корабле «Аризона», где в результате прямого попадания крупных бомб взорвались котлы и носовой артиллерийский погреб. Корабль был уничтожен. (Прим. американского издательства.)
{7} В линейный корабль «Мэриленд» попали иве бомбы, которые причинили мало вреда. Корабль был отремонтирован и готов к боевым действиям к февралю 1942 года. (Прим. американского издательства.)
{8} Из кораблей, находившихся в Пирл-Харборе утром 7 декабря, были потоплены или повреждены следующие: линейные корабли «Аризона», «Калифорния» и «Уэст Виргиния» — потоплены; «Оклахома» — перевернулся; «Невада» — тяжело поврежден; «Мэриленд», «Пенсильвания» и «Теннесси» — повреждены; легкие крейсера «Хелена» и «Рэлей» — тяжело повреждены; «Гонолулу» — поврежден; эскадренные миноносцы «Кэссин» и «Даунс» — горели и получили тяжелые повреждения; «Шо» — тяжело поврежден; ремонтное судно «Вестал» сильно повреждено; минный заградитель «Оглала» — потоплен; плавучая база гидроавиации «Кертисс» — повреждена; вспомогательное судно «Юта» — перевернулось. (Данные взяты из доклада Объединенного комитета по изучению нападения на Пирл-Харбор «Исследование нападения на Пирл-Харбор»). (Прим. американского издательства).
{9} В дальнейшем события даются по японскому времени. (Прим. американского издательства.)
{10} После операции против атолла Уэйк соединение Ямагути (2-я дивизия авианосцев, 8-я дивизия крейсеров и два эскадренных миноносца) возвратилось в Японию, где получило приказ направиться на юг и оказать поддержку силам, участвующим и десантных операциях в море Банда. 24–25 января это соединение силами авианосной авиации нанесло несколько ударов по о. Амбоина, подготавливая вторжение на остров. 4 февраля авиация с «Сорю» и «Хирю», действовавшая на этот раз с береговой базы в Кендари, приняла участие в чрезвычайно успешном нападении к югу от о. Кангсан на соединение союзников, состоявшее из четырех крейсеров и семи эскадренных миноносцев. (Прим. американского издательства)
{11} На самом деле было потоплено 7 транспортов и один американский ЭМ — «Перл».
{12} На самом деле это были 10 бомбардировщиков «бленхейм». Пять из них были сбиты, остальные получили повреждения (Прим. американского издательства.)
{13} На самом деле английский Дальневосточный флот состоял в то время из трех авианосцев, пяти линейных кораблей, восьми крейсеров, пятнадцати эскадренных миноносцев и пяти подводных лодок. Причем два крейсера и две подводные лодки были голландскими. (Прим. американского издательства.) На самом деле английский Дальневосточный флот состоял в то время из трех авианосцев, пяти линейных кораблей, восьми крейсеров, пятнадцати эскадренных миноносцев и пяти подводных лодок. Причем два крейсера и две подводные лодки были голландскими. (Прим. американского издательства.)
{14} На самом деле «Лексингтон». Японцы считали, что «Лексингтон» был потоплен японской подводной лодкой в районе Гавайских островов в январе 1942 года. В действительности же был атакован «Саратога», который хотя и не был потоплен, но получил сильные повреждения. Эта ошибка привела к тому, что японцы в бою в Коралловом море приняли «Лексингтон» за «Саратога». См. главу VI. (Прим. американского издательства.)
{15} Полный перечень всех японских сил, принимавших участие в нападении на о. Мидуэй и Алеутские острова, дан в приложении 2 (Прим. американского издательства).
{16} 5-я дивизия авианосцев («Дзуйкаку», «Сёкаку») сначала была включена в состав этой авианосной группы, но после боя в Коралловом море (см. гл. VI) от этого пришлось отказаться. (Прим. авторов.)
{17} Время по 11 вост. часовому поясу. (Прим. американского издательства.)
{18} Правильные сведения об американских силах в районе о. Мидуэй приведены в главе VIII. (Прим. американского издательства.)
{19} Авианосцы, замеченные японским патрульным самолетом 18 мая восточнее Соломоновых островов, действительно были «Энтерпрайз» и «Хорнет». Они вышли из Пирл-Харбора для усиления 17-го оперативного соединения, действующего в Коралловом море. Однако к этому времени оба авианосца с кораблями охранения получили приказ возвратиться в Пирл-Харбор и легли уже «а обратный курс. Поэтому предположение японцев, что эти силы ведут боевые действия в районе Соломоновых островов, было ошибочным. (Прим. американского издательства.)
{20} Вероятно это были гидроавиатранспорты «Торнтон» и «Бэллард», стоянка которых находилась у рифов Френч-Фригейт. (Прим. американского издательства.)
{21} Возможность перехвата действительно имелась, но американцы эту радиограмму не приняли. (Прим. американского издательства.)
{22} Время дается по 9 зап. часовому поясу. (Прим. американского издательства.)
{23} Всего на о. Мидуэй насчитывалось примерно 120 самолетов. (Прим. американского издательства.)
{24} В дальнейшем местное время и исчисление дат даются по западной долготе. В этой части главы указывается мидуэйское время (12 вост. часовой пояс). (Прим. американского издательства.)
{25} Время по 12 зап. часовому поясу. (Прим. американского издательства.)
{26} Такая оценка кажется странной, если учесть, что 30 мая (1 июня по японскому времени) в 700 милях от о. Мидуэй произошел бой между американским и японским патрульными самолетами. Очевидно, адмирал Нагумо не знал об этом. (Прим. американского издательства.)
{27} Скорость ветра в м/сек. (Прим. американского издательства.)
{28} Этот самолет с о. Мидуэй первым обнаружил японские авианосцы. Он донес также о японской ударной авиагруппе, направляющейся к острову. В это время американские авианосцы находились примерно в 200 милях к северо-востоку от соединения Нагумо. (Прим. американского издательства.)
{29} Это касалось лишь «Акаги» и «Кага», так как группа бомбардировщиков-торпедоносцев второй волны, как указывалось выше, состояла из самолетов с этих двух авианосцев, а самолеты с «Хирю» и «Сорю» составили группу пикирующих бомбардировщиков. Бомбардировщики-торпедоносцы с «Хирю» и «Сорю» входили в первую атакующую волну, в которой группу пикирующих бомбардировщиков составляли самолеты с «Акаги» и «Кага». (Прим. американского издательства.)
{30} Сведения, которые мы находим в документах о точном времени получения этого донесения, противоречивы и неубедительны. В кратком официальном отчете о боевых действиях соединения Нагумо указывается, что донесение было получено приблизительно в 05.00 (08.00 по времени о. Мидуэй). Однако записи в журнале боевых действий, который приложен к этому документу, показывают, что в 07.45 и 07.47, то есть, надо полагать, сразу же после получения этого сообщения, адмирал Нагумо отдал распоряжения, которые показывают, что сообщение разведывательного самолета с «Тонэ» к этому времени уже было ему известно. Из журнала боевых действий явствует также, что другие донесения разведывательного самолета с «Тонэ», на которых проставлено время отправления и приема, были получены почти тотчас же после их отправления или, как это было в нескольких случаях, с задержкой, не превышавшей 10 минут и вызванной, очевидно, повторной их передачей уже с «Тонэ». («Подробное боевое донесение 1-го воздушного флота, № 6, 15 июня 1942 г.» стр. 6, 28–32). (Прим. американского издательства.)
{31} Неточности этого сообщения очень интересны. Если бы адмирал Ямамото сам не располагал всеми донесениями разведывательного самолета с «Тонэ», то радиограмма Нагумо, где было проставлено среднее время получения донесений — 08.00, .могла заставить его думать, что противник был обнаружен на полчаса позднее, чем это произошло на самом деле. Эта неточность нашла свое отражение в упоминавшемся ранее официальном отчете о действиях соединения Нагумо, где время получения донесения разведывательного самолета с «Тонэ», принятого в 07.28, указано не верно.

Сообщение грешит еще и тем, что в нем указано местонахождение американского соединения на 07.28, то есть когда оно было впервые замечено, а не его место на 08.00. В нем также не упомянуто еще о двух крейсерах, замеченных разведывательным самолетом в 08.30, за 25 мин. до отправления этой радиограммы.

Наконец, курьезной является последняя фраза сообщения — «Направлюсь навстречу ему» без упоминания о временном отходе к северу для подготовки к атаке. В этой связи следует отметить, что японское разведывательное управление военно-морского флота расшифровало эту фразу в отчете о действиях соединения Нагумо как «Направляюсь навстречу ему». Но поскольку особенности японской грамматики допускают понимание одного и того же глагола как в настоящем, так и в будущем времени, то адмирал Нагумо предпочел избрать форму будущего времени, как и дается в настоящей книге. (Прим. американского издательства.)

{32} Всего с трех американских авианосцев был послан 41 самолет, и лишь 6 вернулись после атаки. (Прим. американского издательства.)
{33} 2-я эскадра эскадренных миноносцев входила в состав Соединения вторжения «а о. Мидуэй вице-адмирала Кондо и несла охранение Транспортной группы. Когда Кондо продвинулся .на восток, намереваясь вступить в бой с противником в ночь с 4 на 5 июня, 2-я эскадра была включена в состав его соединения. Этим и объясняется ее появление в этом районе. (Прим. американского издательства.)
{34} Координаты мест потопления японских авианосцев («Акаги» и «Хирю»), которые приводятся в этой книге, совпадают с координатами, указанными «а карте боевых действий, приложенной к официальному Отчету о боевых действиях соединения Нагумо. («Подробное боевое донесение 1-го воздушного флота, № 6, 15 июня 1942 г.».) Но места, помеченные на этой карте (кроме места потопления «Кага»), значительно отличаются от мест потопления, указанных в самом отчете и в таблице повреждений кораблей, которая приводится в этом же документе. Наибольшие расхождения имеются в координатах места потопления «Хирю». На карте указано 31°38' сев. широты и 178°51' зап. долготы, а в отчете и таблице — 31°27'30'' сев. широты и 179°23'30'' вост. долготы. Ввиду этих (расхождений американские редакторы попросили автора тщательно проверить все эти сведения и установить, если возможно, действительные места потопления. Автор сделал это, ознакомившись со всеми имеющимися документами и выяснив мнение всех оставшихся в живых участников событий, включая и капитана 2 ранга Гэнда. Совершенно самостоятельно авторы пришли к выводу, что верны места потопления, указанные на карте. Интересно отметить, что в японском оригинале книги этот вопрос старательно обойден и места потопления не даются ми в тексте, ни в картах. (Прим. американского издательства.)
{35} Подробности атаки «Кага» подводной лодкой известны от капитала 2 ранга Амагаи. Его показания подтверждаются картой боевых действий, находящейся в официальном отчете о боевых действиях соединения Нагумо, а также упоминанием в самом отчете о безрезультатной торпедной атаке «Кага» подводной лодкой в 11.10 5 июня по японскому времени (14.10 4 июня по времени о. Мидуэй). Как указывается в отчете, гибель «Кага» «была вызвана взрывами в бензиновых или бомбовых складах». (Прим. американского издательства.)
{36} Через 15 минут после попадания торпед командир «Йорктаун» приказал покинуть корабль, но авианосец продержался на плаву еще два дня, пока японская подводная лодка «I-168» днем 6 июня не обнаружила и не торпедировала его. В «Йорктаун» попали две торпеды и на следующий день в 6 часов утра он пошел ко дну. Одна из торпед попала в эскадренный миноносец «Хэмманн», занимавшийся спасением имущества. Корабль затонул через четыре минуты. (Прим. американского издательства.)
{37} В этом сообщении правильно указано общее количество кораблей, но два крейсера были ошибочно приняты за авианосцы. Если не считать горящего авианосца («Иорктаун»), оба оперативных соединения не понесли потерь в кораблях и насчитывали два авианосца, восемь крейсеров и пятнадцать эскадренных миноносцев. (Прим. американского издательства.)
{38} Линия вдоль зап. долготы 168°, от 26° до 36° сев. широты. (Прим. американского издательства.)
{39} К тому времени и Ямамото и Кондо уже знали, что «Кага» и «Сорю» потоплены и на плаву остались только «Хирю» и «Акаги». (Прим. американского издательства.)
{40} Выше указывалось, что АВЛ «Дзуйхо» передан 2-му авианосному соединению Какуты. 6 июня (7 июня по токийскому времени) он вышел из Хасиродзимы и 8 (9) июня присоединился к «Рюдзё» и «Дзуньё».
{41} Не ясно, какие береговые сооружения на о. Мидуэй вызывали столь сильное беспокойство японского командования. Огневая мощь японской корабельной артиллерии была тогда много выше огневой мощи американской корабельной и береговой артиллерии на о. Мидуэй. (Прим. американского издательства.)
{42} Приводимый список потерь составлен японцами после сражения на основе донесений командиров кораблей и авиаподразделений. Потери американской стороны, естественно, преувеличены. Поэтому справа в интересах точности и для сравнения с японскими данными приводятся фактические потери американской стороны, взятые из американских источников. (Прим. американского издательства.)
{43} Эта цифра включает потери, понесенные 4, 5 и 6 июня, и 11 самолетов, погибших с «Йорктаун», когда он затонул 7 июня. (Прим. американского издательства.)
{44} Общее количество потерянных японцами самолетов значительно превосходит цифру 250 самолетов, которая обычно приводилась в американских источниках. Поскольку эта цифра больше и боевого состава авианосной авиации соединения Нагумо (261 самолет), следует предположить, что в число 280 самолетов, которые считаются погибшими вместе с авианосцами, включены также резервные самолеты, которые имелись на борту авианосцев. (Прим. американского издательства.)
{45} Гидроавиатранспорты «Тиёда» и «Ниссин» несли карликовые подводные лодки. (Прим. американского издательства.)
{46} Транспорты находились под общим командованием капитана 1 ранга Минору Ота и имели «а борту десант, предназначенный для высадки на о. Мидуэй (5000 человек). Десант состоял из 2-го объединенного специального десантного отряда морской пехоты под непосредственным командованием Ота и армейского отряда под командованием полковника Киёнао Итаки. (Прим. американского издательства.)
{47} Группа гидроавиатранспортов шла вместе с Транспортной группой. Перед ней была поставлена задача оккупировать атолл Куре и создать там базу гидроавиации.
{48} На борту «Кинугаса Мару» находился десантный отряд, предназначенный для высадки на о. Атту в составе 1200 человек под командованием майора Мацутоси Ходзуми.
{49} На борту «Хакусан Мару» находился десантный отряд вторжения на о. Кыска в составе 550 человек под командованием капитана 3 ранга Хифуми Мукаи. На борту «Кумагава Мару» находились строительное оборудование и строительный отряд численностью 700 человек. (Прим. американского издательства.)
{50} В конце мая «I-9» произвела разведку о. Кыска, «I-15» — о. Адах, «I-17» — о. Атту, «I-19» — Датч-Харбора, «I-19» патрулировала в проливе Унимак у Датч-Харбора, а «I-9», «I-15» и «I-17» развернулись в завесу «С» между 49° сев. широты, 166° зап. долготы и 51° сев. широты и 166° зап. долготы. После разведки о. Чирикова, о. Ситкинак и гавани Кадьяк «I-25» и «I-26» патрулировали в районе Сиэтла и соответственно «I-25» обстреляла Асторию, а «I-26» — Банкувер.
{51} «I-168» патрулировала у о. Мидуэй. «I-174», «I-175», «I-169» и «I-71» находились в завесе «А» на линии между 19° 30'сев. широты, 167° зап. долготы и 23°30' сев. широты и 167° зап. долготы. (Прим. американского издательства.)
{52} В связи с проведением «операции К» «I-121» и «I-123» должны были доставить горючее к рифу Френч-Фригейт, а «I-122» — к о. Лейсан.
{53} Эти истребители вместе с пилотами и обслуживающим персоналом находились на авианосцах 1-го и 2-го ударных авианосных соединений. (Прим. американского издательства.)
{54} Контр-адмирал Маэда принял командование после неудачи «операции К». Его предшественником был вице-адмирал Гото. (Прим. американского издательства.)
Список иллюстраций