Примечания
{1} В американской литературе обычно не различаются понятия остров и атолл. Мидуэй является атоллом, в лагуне которого расположены два небольших острова Санд-Айленд и Истери-Айленд.
(Прим. ред.)
{2} «Тиёда» и «Ниссин» имели водоизмещение свыше 10000 т каждый, скорость хода 28–29 узлов. Палубные ангары вмещали до 24 самолетов, которые запускались с помощью катапульт. Каждый корабль имел четыре катапульты. Полетная палуба на «Тиёда» была оборудована во время войны.
(Прим. американского издательства)
{3} В августе 1941 года с введением в строй «Дзуйкаку» и «Сёкаку» число тяжелых авианосцев увеличилось с четырех до шести.
(Прим. авторов)
{4} 7 декабря по пирл-харборскому времени. В дальнейшем в книге дается местное (Гавайское) время.
(Прим. американского издательства.)
{5} Японцы предполагали, что четыре американских авианосца «Йорктаун», «Лексингтон», «Хорнет» и «Энтерпрайз» в это время базировались на Гавайские острова. На самом же деле здесь находились лишь «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а «Йорктаун» и «Хорнет» действовали в Атлантике. Японцы были правильно информированы о том, что «Саратога» находится в районе западного побережья США и в скором времени присоединится к Тихоокеанскому флоту. (
Прим. американского издательства.)
{6} Взрыв произошел на линейном корабле «Аризона», где в результате прямого попадания крупных бомб взорвались котлы и носовой артиллерийский погреб. Корабль был уничтожен.
(Прим. американского издательства.)
{7} В линейный корабль «Мэриленд» попали иве бомбы, которые причинили мало вреда. Корабль был отремонтирован и готов к боевым действиям к февралю 1942 года.
(Прим. американского издательства.)
{8} Из кораблей, находившихся в Пирл-Харборе утром 7 декабря, были потоплены или повреждены следующие: линейные корабли «Аризона», «Калифорния» и «Уэст Виргиния» потоплены; «Оклахома» перевернулся; «Невада» тяжело поврежден; «Мэриленд», «Пенсильвания» и «Теннесси» повреждены; легкие крейсера «Хелена» и «Рэлей» тяжело повреждены; «Гонолулу» поврежден; эскадренные миноносцы «Кэссин» и «Даунс» горели и получили тяжелые повреждения; «Шо» тяжело поврежден; ремонтное судно «Вестал» сильно повреждено; минный заградитель «Оглала» потоплен; плавучая база гидроавиации «Кертисс» повреждена; вспомогательное судно «Юта» перевернулось. (Данные взяты из доклада Объединенного комитета по изучению нападения на Пирл-Харбор «Исследование нападения на Пирл-Харбор»).
(Прим. американского издательства).
{9} В дальнейшем события даются по японскому времени.
(Прим. американского издательства.)
{10} После операции против атолла Уэйк соединение Ямагути (2-я дивизия авианосцев, 8-я дивизия крейсеров и два эскадренных миноносца) возвратилось в Японию, где получило приказ направиться на юг и оказать поддержку силам, участвующим и десантных операциях в море Банда. 24–25 января это соединение силами авианосной авиации нанесло несколько ударов по о. Амбоина, подготавливая вторжение на остров. 4 февраля авиация с «Сорю» и «Хирю», действовавшая на этот раз с береговой базы в Кендари, приняла участие в чрезвычайно успешном нападении к югу от о. Кангсан на соединение союзников, состоявшее из четырех крейсеров и семи эскадренных миноносцев.
(Прим. американского издательства)
{11} На самом деле было потоплено 7 транспортов и один американский ЭМ «Перл».
{12} На самом деле это были 10 бомбардировщиков «бленхейм». Пять из них были сбиты, остальные получили повреждения
(Прим. американского издательства.)
{13} На самом деле английский Дальневосточный флот состоял в то время из трех авианосцев, пяти линейных кораблей, восьми крейсеров, пятнадцати эскадренных миноносцев и пяти подводных лодок. Причем два крейсера и две подводные лодки были голландскими.
(Прим. американского издательства.) На самом деле английский Дальневосточный флот состоял в то время из трех авианосцев, пяти линейных кораблей, восьми крейсеров, пятнадцати эскадренных миноносцев и пяти подводных лодок. Причем два крейсера и две подводные лодки были голландскими.
(Прим. американского издательства.)
{14} На самом деле «Лексингтон». Японцы считали, что «Лексингтон» был потоплен японской подводной лодкой в районе Гавайских островов в январе 1942 года. В действительности же был атакован «Саратога», который хотя и не был потоплен, но получил сильные повреждения. Эта ошибка привела к тому, что японцы в бою в Коралловом море приняли «Лексингтон» за «Саратога». См. главу VI.
(Прим. американского издательства.)
{15} Полный перечень всех японских сил, принимавших участие в нападении на о. Мидуэй и Алеутские острова, дан в приложении 2
(Прим. американского издательства).
{16} 5-я дивизия авианосцев («Дзуйкаку», «Сёкаку») сначала была включена в состав этой авианосной группы, но после боя в Коралловом море (см. гл. VI) от этого пришлось отказаться.
(Прим. авторов.)
{17} Время по 11 вост. часовому поясу.
(Прим. американского издательства.)
{18} Правильные сведения об американских силах в районе о. Мидуэй приведены в главе VIII.
(Прим. американского издательства.)
{19} Авианосцы, замеченные японским патрульным самолетом 18 мая восточнее Соломоновых островов, действительно были «Энтерпрайз» и «Хорнет». Они вышли из Пирл-Харбора для усиления 17-го оперативного соединения, действующего в Коралловом море. Однако к этому времени оба авианосца с кораблями охранения получили приказ возвратиться в Пирл-Харбор и легли уже «а обратный курс. Поэтому предположение японцев, что эти силы ведут боевые действия в районе Соломоновых островов, было ошибочным.
(Прим. американского издательства.)
{20} Вероятно это были гидроавиатранспорты «Торнтон» и «Бэллард», стоянка которых находилась у рифов Френч-Фригейт.
(Прим. американского издательства.)
{21} Возможность перехвата действительно имелась, но американцы эту радиограмму не приняли.
(Прим. американского издательства.)
{22} Время дается по 9 зап. часовому поясу.
(Прим. американского издательства.)
{23} Всего на о. Мидуэй насчитывалось примерно 120 самолетов.
(Прим. американского издательства.)
{24} В дальнейшем местное время и исчисление дат даются по западной долготе. В этой части главы указывается мидуэйское время (12 вост. часовой пояс).
(Прим. американского издательства.)
{25} Время по 12 зап. часовому поясу.
(Прим. американского издательства.)
{26} Такая оценка кажется странной, если учесть, что 30 мая (1 июня по японскому времени) в 700 милях от о. Мидуэй произошел бой между американским и японским патрульными самолетами. Очевидно, адмирал Нагумо не знал об этом.
(Прим. американского издательства.)
{27} Скорость ветра в м/сек.
(Прим. американского издательства.)
{28} Этот самолет с о. Мидуэй первым обнаружил японские авианосцы. Он донес также о японской ударной авиагруппе, направляющейся к острову. В это время американские авианосцы находились примерно в 200 милях к северо-востоку от соединения Нагумо.
(Прим. американского издательства.)
{29} Это касалось лишь «Акаги» и «Кага», так как группа бомбардировщиков-торпедоносцев второй волны, как указывалось выше, состояла из самолетов с этих двух авианосцев, а самолеты с «Хирю» и «Сорю» составили группу пикирующих бомбардировщиков. Бомбардировщики-торпедоносцы с «Хирю» и «Сорю» входили в первую атакующую волну, в которой группу пикирующих бомбардировщиков составляли самолеты с «Акаги» и «Кага».
(Прим. американского издательства.)
{30} Сведения, которые мы находим в документах о точном времени получения этого донесения, противоречивы и неубедительны. В кратком официальном отчете о боевых действиях соединения Нагумо указывается, что донесение было получено приблизительно в 05.00 (08.00 по времени о. Мидуэй). Однако записи в журнале боевых действий, который приложен к этому документу, показывают, что в 07.45 и 07.47, то есть, надо полагать, сразу же после получения этого сообщения, адмирал Нагумо отдал распоряжения, которые показывают, что сообщение разведывательного самолета с «Тонэ» к этому времени уже было ему известно. Из журнала боевых действий явствует также, что другие донесения разведывательного самолета с «Тонэ», на которых проставлено время отправления и приема, были получены почти тотчас же после их отправления или, как это было в нескольких случаях, с задержкой, не превышавшей 10 минут и вызванной, очевидно, повторной их передачей уже с «Тонэ». («Подробное боевое донесение 1-го воздушного флота, № 6, 15 июня 1942 г.» стр. 6, 28–32).
(Прим. американского издательства.)
{31} Неточности этого сообщения очень интересны. Если бы адмирал Ямамото сам не располагал всеми донесениями разведывательного самолета с «Тонэ», то радиограмма Нагумо, где было проставлено среднее время получения донесений 08.00, .могла заставить его думать, что противник был обнаружен на полчаса позднее, чем это произошло на самом деле. Эта неточность нашла свое отражение в упоминавшемся ранее официальном отчете о действиях соединения Нагумо, где время получения донесения разведывательного самолета с «Тонэ», принятого в 07.28, указано не верно.
Сообщение грешит еще и тем, что в нем указано местонахождение американского соединения на 07.28, то есть когда оно было впервые замечено, а не его место на 08.00. В нем также не упомянуто еще о двух крейсерах, замеченных разведывательным самолетом в 08.30, за 25 мин. до отправления этой радиограммы.
Наконец, курьезной является последняя фраза сообщения «Направлюсь навстречу ему» без упоминания о временном отходе к северу для подготовки к атаке. В этой связи следует отметить, что японское разведывательное управление военно-морского флота расшифровало эту фразу в отчете о действиях соединения Нагумо как «Направляюсь навстречу ему». Но поскольку особенности японской грамматики допускают понимание одного и того же глагола как в настоящем, так и в будущем времени, то адмирал Нагумо предпочел избрать форму будущего времени, как и дается в настоящей книге. (Прим. американского издательства.)
{32} Всего с трех американских авианосцев был послан 41 самолет, и лишь 6 вернулись после атаки.
(Прим. американского издательства.)
{33} 2-я эскадра эскадренных миноносцев входила в состав Соединения вторжения «а о. Мидуэй вице-адмирала Кондо и несла охранение Транспортной группы. Когда Кондо продвинулся .на восток, намереваясь вступить в бой с противником в ночь с 4 на 5 июня, 2-я эскадра была включена в состав его соединения. Этим и объясняется ее появление в этом районе.
(Прим. американского издательства.)
{34} Координаты мест потопления японских авианосцев («Акаги» и «Хирю»), которые приводятся в этой книге, совпадают с координатами, указанными «а карте боевых действий, приложенной к официальному Отчету о боевых действиях соединения Нагумо. («Подробное боевое донесение 1-го воздушного флота, № 6, 15 июня 1942 г.».) Но места, помеченные на этой карте (кроме места потопления «Кага»), значительно отличаются от мест потопления, указанных в самом отчете и в таблице повреждений кораблей, которая приводится в этом же документе. Наибольшие расхождения имеются в координатах места потопления «Хирю». На карте указано 31°38' сев. широты и 178°51' зап. долготы, а в отчете и таблице 31°27'30'' сев. широты и 179°23'30'' вост. долготы. Ввиду этих (расхождений американские редакторы попросили автора тщательно проверить все эти сведения и установить, если возможно, действительные места потопления. Автор сделал это, ознакомившись со всеми имеющимися документами и выяснив мнение всех оставшихся в живых участников событий, включая и капитана 2 ранга Гэнда. Совершенно самостоятельно авторы пришли к выводу, что верны места потопления, указанные на карте. Интересно отметить, что в японском оригинале книги этот вопрос старательно обойден и места потопления не даются ми в тексте, ни в картах.
(Прим. американского издательства.)
{35} Подробности атаки «Кага» подводной лодкой известны от капитала 2 ранга Амагаи. Его показания подтверждаются картой боевых действий, находящейся в официальном отчете о боевых действиях соединения Нагумо, а также упоминанием в самом отчете о безрезультатной торпедной атаке «Кага» подводной лодкой в 11.10 5 июня по японскому времени (14.10 4 июня по времени о. Мидуэй). Как указывается в отчете, гибель «Кага» «была вызвана взрывами в бензиновых или бомбовых складах».
(Прим. американского издательства.)
{36} Через 15 минут после попадания торпед командир «Йорктаун» приказал покинуть корабль, но авианосец продержался на плаву еще два дня, пока японская подводная лодка «I-168» днем 6 июня не обнаружила и не торпедировала его. В «Йорктаун» попали две торпеды и на следующий день в 6 часов утра он пошел ко дну. Одна из торпед попала в эскадренный миноносец «Хэмманн», занимавшийся спасением имущества. Корабль затонул через четыре минуты.
(Прим. американского издательства.)
{37} В этом сообщении правильно указано общее количество кораблей, но два крейсера были ошибочно приняты за авианосцы. Если не считать горящего авианосца («Иорктаун»), оба оперативных соединения не понесли потерь в кораблях и насчитывали два авианосца, восемь крейсеров и пятнадцать эскадренных миноносцев.
(Прим. американского издательства.)
{38} Линия вдоль зап. долготы 168°, от 26° до 36° сев. широты.
(Прим. американского издательства.)
{39} К тому времени и Ямамото и Кондо уже знали, что «Кага» и «Сорю» потоплены и на плаву остались только «Хирю» и «Акаги».
(Прим. американского издательства.)
{40} Выше указывалось, что АВЛ «Дзуйхо» передан 2-му авианосному соединению Какуты. 6 июня (7 июня по токийскому времени) он вышел из Хасиродзимы и 8 (9) июня присоединился к «Рюдзё» и «Дзуньё».
{41} Не ясно, какие береговые сооружения на о. Мидуэй вызывали столь сильное беспокойство японского командования. Огневая мощь японской корабельной артиллерии была тогда много выше огневой мощи американской корабельной и береговой артиллерии на о. Мидуэй.
(Прим. американского издательства.)
{42} Приводимый список потерь составлен японцами после сражения на основе донесений командиров кораблей и авиаподразделений. Потери американской стороны, естественно, преувеличены. Поэтому справа в интересах точности и для сравнения с японскими данными приводятся фактические потери американской стороны, взятые из американских источников.
(Прим. американского издательства.)
{43} Эта цифра включает потери, понесенные 4, 5 и 6 июня, и 11 самолетов, погибших с «Йорктаун», когда он затонул 7 июня.
(Прим. американского издательства.)
{44} Общее количество потерянных японцами самолетов значительно превосходит цифру 250 самолетов, которая обычно приводилась в американских источниках. Поскольку эта цифра больше и боевого состава авианосной авиации соединения Нагумо (261 самолет), следует предположить, что в число 280 самолетов, которые считаются погибшими вместе с авианосцами, включены также резервные самолеты, которые имелись на борту авианосцев.
(Прим. американского издательства.)
{45} Гидроавиатранспорты «Тиёда» и «Ниссин» несли карликовые подводные лодки.
(Прим. американского издательства.)
{46} Транспорты находились под общим командованием капитана 1 ранга Минору Ота и имели «а борту десант, предназначенный для высадки на о. Мидуэй (5000 человек). Десант состоял из 2-го объединенного специального десантного отряда морской пехоты под непосредственным командованием Ота и армейского отряда под командованием полковника Киёнао Итаки.
(Прим. американского издательства.)
{47} Группа гидроавиатранспортов шла вместе с Транспортной группой. Перед ней была поставлена задача оккупировать атолл Куре и создать там базу гидроавиации.
{48} На борту «Кинугаса Мару» находился десантный отряд, предназначенный для высадки на о. Атту в составе 1200 человек под командованием майора Мацутоси Ходзуми.
{49} На борту «Хакусан Мару» находился десантный отряд вторжения на о. Кыска в составе 550 человек под командованием капитана 3 ранга Хифуми Мукаи. На борту «Кумагава Мару» находились строительное оборудование и строительный отряд численностью 700 человек.
(Прим. американского издательства.)
{50} В конце мая «I-9» произвела разведку о. Кыска, «I-15» о. Адах, «I-17» о. Атту, «I-19» Датч-Харбора, «I-19» патрулировала в проливе Унимак у Датч-Харбора, а «I-9», «I-15» и «I-17» развернулись в завесу «С» между 49° сев. широты, 166° зап. долготы и 51° сев. широты и 166° зап. долготы. После разведки о. Чирикова, о. Ситкинак и гавани Кадьяк «I-25» и «I-26» патрулировали в районе Сиэтла и соответственно «I-25» обстреляла Асторию, а «I-26» Банкувер.
{51} «I-168» патрулировала у о. Мидуэй. «I-174», «I-175», «I-169» и «I-71» находились в завесе «А» на линии между 19° 30'сев. широты, 167° зап. долготы и 23°30' сев. широты и 167° зап. долготы.
(Прим. американского издательства.)
{52} В связи с проведением «операции К» «I-121» и «I-123» должны были доставить горючее к рифу Френч-Фригейт, а «I-122» к о. Лейсан.
{53} Эти истребители вместе с пилотами и обслуживающим персоналом находились на авианосцах 1-го и 2-го ударных авианосных соединений.
(Прим. американского издательства.)
{54} Контр-адмирал Маэда принял командование после неудачи «операции К». Его предшественником был вице-адмирал Гото.
(Прим. американского издательства.)