Содержание
«Военная Литература»
Военная история
— Десять минут идет война!
Зачем этот Ланселот не сдается?

Е. Шварц, «Дракон»

Предисловие переводчика

Это прямо-таки детское изумление можно встретить буквально на каждой странице данной книги. Впрочем, японцы не одиноки в своем непонимании происходившего. Если повнимательней вчитаться в мемуары практически всех офицеров Оси, то можно заметить эти обиду и удивление абсолютно везде. Кто-то прячет их лучше, кто-то высказывает открыто. Однако все они искренне не понимают: как же это так случилось? Ведь мы же их победили и разгромили! Так почему проклятые союзники, вместо того чтобы мирно сдаться, как это сделала благовоспитанная Франция, уперлись, собрались с силами и размазали нас по стенке? И еще одно. Почему гадкие союзники не стали воевать так, как нам этого хотелось? Почему-то везде и всюду они навязывали войскам Оси тот вид боев, которого Ось не желала и к которому не готовилась.

Вообще при чтении этой книги возникает более чем странное впечатление. Становится просто не понятно, на что рассчитывали японцы, начиная войну. Здесь нельзя [4] говорить о неготовности к войне, впору искать какое-то иное определение состоянию японской авиации на декабрь 1941 года. Не раз меня изумляла причина, по которой совершенно исправный «Дзуйкаку» не участвовал в битве при Мидуэе. После боя в Коралловом море 5-я дивизия авианосцев практически лишилась своих авиагрупп, и потому авианосцу просто нечем было воевать. Сначала я думал, что командование Объединенного Флота не хотело ломать стройную организационную структуру и пускать в дело некомплектную дивизию. Но во время рейда в Индийский океан соединение Нагумо имело 5 авианосцев — и ничего, справилось. А после прочтения этой книги выясняется,- что нехватка пилотов — чистейшая правда. Но имеется одна поправка — нехватка квалифицированных пилотов. Лишь много позднее японцы отказались от высоких стандартов и начали бросать в бой зеленую молодежь. А в 1942 году они еще пытались поддерживать какой-то уровень подготовки пилотов первой линии. Но как можно вести войну, не имея в резерве 75 экипажей?! Это не понятно.

Чуть ранее авторы с гордостью говорят, что Япония решила задачи первой фазы войны, имея в своем распоряжении несколько сотен самолетов — по сравнению с тысячами, вылетавшими в бой на европейских театрах. Вот уж воистину: выдают нужду за добродетель. Да не было у них этих самых тысяч! Не существовало в природе. Как в такой ситуации японское командование намеревалось справиться с авиацией Соединенных Штатов — не понятно. Неужели оно всерьез рассчитывало на какие-то внутриполитические трения и беспорядки, которые вынудят американцев пойти на мир? В этом случае можно сказать, что японцы не понимали психологии американцев в еще большей степени, чем европейцы не понимали японцев.

А технический уровень японской авиации? Лучший в мире авианосный истребитель «Зеро». Что же в нем лучшего? Маневренность? Да. Дальность? Почитайте, как [5] она достигалась. Пока были хорошие пилоты, была хорошей и дальность полета. А потом все пошло прахом. Отсутствие брони, отсутствие радио, отсутствие протестированных баков... И так далее, до бесконечности. Не лучше смотрятся и остальные самолеты морской авиации. Армейской, впрочем, тоже. Однако речь идет только об авиации флота. Специфика Тихоокеанского театра была такова, что именно авиация флота участвовала в боях буквально с первой минуты до последней, и именно она вынесла на себе основную тяжесть боев. Армейская авиация оставалась в тени. Поэтому самое время немного поговорить об организационной структуре авиации флота и о ее самолетах. Причем следует добавить: Япония так и не смогла в ходе войны создать новое поколение самолетов, как это сделали другие воюющие державы. До самого конца войны основой японской авиации оставался все тот же «Зеро». Но если Ме-109К сравнить с начавшим войну Ме-109Е, то разница будет гораздо больше, чем между А6М2 и А6М8. Если сюда добавить отсутствие тяжелого бомбардировщика, отсутствие мощных, надежных моторов, отсутствие хорошего вооружения, то картина и вообще получится удручающая. И все-таки война началась. Возможно, на это повлияла эйфория после побед в Китае.

Именно во время японо-китайского конфликта окончательно сформировалась структура авиации флота. Как и армейская авиация, она находилась под общим командованием Дайхонэй (Императорской Верховной Ставки), перед которой непосредственно отчитывался Гунрэйбу Сото (начальник Генерального Штаба ВМФ). Ему подчинялся Кайгун Коку Хомбу (штаб авиации флота), который отвечал за выбор самолетов, моторов и оборудования, за проведение испытаний, за обучение летчиков и технического персонала. Оперативный контроль за авиационными подразделениями осуществляли отдельные Кантай (флоты), Коку Кантай (воздушные флоты), Хомэн Кантай (флоты районов). Авианосные самолеты были [6] расписаны по Коку Сэнтай (дивизиям авианосцев), которые придавались Воздушным Флотам. Обычно в дивизию входили 2 авианосца. Позднее авианосная авиация была реорганизована. Появились Кокутай (морские авиакорпуса), причем в состав авиакорпуса входили либо базовые самолеты, либо авианосные самолеты Воздушного Флота. Базовая авиация обычно состояла из Воздушных Флотов, которые делились на Коку Сэнтай (воздушные флотилии), которые в свою очередь подразделялись на Кокутай (морские авиакорпуса). Авиакорпус был основной единицей авиации японского флота и состоял примерно из 150 самолетов. Иногда более мелкие соединения базовой авиации напрямую подчинялись флотам районов.

Самолеты японской морской авиации имели несколько различных наименований. Первое — краткое буквенно-цифровое, например — А6М5с. Второе — цифровое, производное от системы летоисчисления, например — морская летающая лодка Тип 97 (использовалось до середины 1943 года). Третье — имя собственное, например — «Райдэн». Четвертое — присвоенное союзниками кодовое наименование, например — «Бетти». Неплохо. Разберем все по очереди.

Первая система. Первая буква — тип самолета:

А — авианосный истребитель
В — авианосный штурмовик (торпедоносец)
С — разведывательный самолет
D — авианосный бомбардировщик
Е — разведывательный гидросамолет
F — наблюдательный гидросамолет
G — ударный бомбардировщик (базовый торпедоносец)
Н — летающая лодка
J — базовый истребитель
К — учебный
L — транспортный
М — специальный гидросамолет [7]
MX — самолет специального назначения
N — гидросамолет-истребитель
Р — бомбардировщик
Q — патрульный самолет
R — базовый разведчик
S — ночной истребитель

Первая цифра — сквозная нумерация типов самолетов, принятых на вооружение (полный аналог наших И-15, И-16 и так далее).

Вторая буква — фирма-производитель:

А — Аичи
G — Хитачи
Н — Хиро
J — Нихон Когата
К — Каваниси
М — Мицубиси
N — Накадзима
Р — Нихон
S — Сасебо
Si — Сёва
W — Ватанабэ
Y — Йокосука
Z — Мидзуно

Эти три знака оставались неизменными всегда. Вторая цифра обозначала конкретную модель самолета и менялась с каждой модернизацией. Более мелкие модификации обозначались маленькой буквой после второй цифры (А6М5с). Таким образом, сочетание А6М2 обозначало авианосный истребитель; шестой по счету на вооружении японского флота; построенный фирмой Мицубиси; вторая модель.

Каждый самолет также имел номер модели из 2 цифр. Первая указывала на номер модели планера, а вторая — на номер изменения мотора. Модель 11 любого самолета [8] была первоначальным планером с первоначально установленным мотором. Модель 52 означала пятую модификацию планера со вторым мотором. Более мелкие изменения обозначались буквенной добавкой. А6М5 Модель 52А имел ленты на 125 снарядов для пушек, вместо 100 снарядов у Модели 52. Иногда это обозначение имело другой вид — Модель 2-2.

Японская система летоисчисления дала вторую систему названий. Две последние цифры года принятия самолета в производство обозначали модель самолета. Но здесь обязательным было указание типа, так как название Тип 96 было присвоено 8 различным самолетам — от авианосного истребителя до ночного гидросамолета-разведчика.

Примерно в июле 1943 года японский флот начал помимо цифровых обозначений присваивать самолетам имена собственные.

Истребители — метеорологические явления:

авианосные — с окончанием pu или fu (ветер)
перехватчики — окончание den (молния)
ночные истребители — окончание ko (свет)

Штурмовики — названия гор

Разведчики — названия облаков

Бомбардировщики — названия звезд (sei) или созвездий (zan)

Патрульные — названия морей и океанов

Транспортные — названия небес

Учебные — названия деревьев, растений, цветов

Прочие — названия деталей ландшафта

Кодовая система названий союзников имеет дату и место рождения, а также конкретного создателя. Капитан 1 ранга Фрэнк Т. МакКой, офицер разведки американской 38-й бомбардировочной группы, в июне 1942 года был назначен начальником разведслужбы авиации командования юго-западной части Тихого океана. Вместе [10] с сержантом Фрэнсисом Уильямсом и капралом Джозефом Греттеном он ввел систему названий, основанную на английских именах. К концу 1942 года она была принята американцами повсеместно, хотя и грешила некоторыми неточностями. Через несколько месяцев ее приняли и англичане.
Мужские имена — истребители

разведывательные

гидросамолеты
Женские имена — бомбардировщики,

штурмовики, пикировщики

разведчики

летающие лодки

транспорты (первая буква Т)
Деревья — учебные
Птицы — планеры

В данной книге, адресованной американскому читателю, использована последняя. Но я позволил себе ввести одно изменение. Если сама книга называется «Зеро», то почему всюду мы натыкаемся на какого-то Зики? И я решил заменить это название по всему тексту на более известное.

А теперь обратимся к статистике. Здесь будут приведены цифры производства боевых самолетов в основных воюющих державах. Данные американские, поэтому цифры производства в СССР могут немного расходиться с подлинными, но это не меняет общей оценки.

1941 1942 1943 1944 Всего
Япония 5100 8800 16700 28200 58800
Германия 11800 15600 25500 39800 92700
Италия 2400 2300 1400 - 6100
США 19400 49400 92200 100700 261700
СССР 15700 25400 34900 40300 116300
Великобритания 13200 17700 21200 22700 74800 [11]

Мы видим, что страны Оси произвели всего 157600 самолетов, то есть меньше одних только Соединенных Штатов. Суммарное количество самолетов союзников практически в 3 раза больше, чем у стран Оси. При этом в таблицу не включен 1945 год, когда промышленность Оси рухнула.

Приведем данные по производству самолетов различными японскими фирмами за всю войну. Общая цифра равняется 69888 самолетам.
Накадзима 19561
Мицубиси 12513
Кавасаки 8243
Татикава 6645
Аичи 3627
Ниппон Хикоки 2882
Кюсю 2620
Манею 2196
Кокусай 2134
Каваниси 1994
Хитачи 1783
Татиарай 1220
Фудзи 871
Токио 616
Мицуи 17
Мацусита 4
Арсенал ВМФ 1700
Арсенал армии 1004

За всю войну было построено 116577 авиамоторов, их распределение по фирмам было следующим:
Мицубиси 41534
Накадзима 36440
Хитачи 15371
Кавасаки 10274
Исикавадзима 2286 [12]
Манею 2168
Аичи 1783
Ниссан 1633
Кокусай 837
Тоёта 160
Арсенал ВМФ 4452
Арсенал армии 1439

Написание японских названий дано в соответствии с «Большим японско-русским словарем» под редакцией Н.Конрада. Этим объясняется несколько необычная форма слова «камикадзэ». Согласно правилам японской грамматики, на первое место всегда ставится фамилия и только на второе — имя. Однако в ряде случаев сделана уступка сложившимся традициям. Например, было сохранено традиционное написание названия фирмы «Аичи», хотя более правильно было бы писать «Аити».

Впервые эта книга на русском языке вышла в серии «Морские битвы крупным планом», издаваемой в Екатеринбурге. Тираж разошелся практически мгновенно. Но интерес читателей к событиям величайшей в истории человечества войны не ослабевает, и сейчас мы предлагаем вам второе издание, исправленное и дополненное.

Выражаю искреннюю благодарность Геннадию Федоровичу Петрову (Санкт-Петербург) за помощь в оформлении книги.

Александр Больных [13]

Дальше