Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Немецкая авиация к началу 1940 года

Война против английской островной империи поставила немецкую авиацию перед лицом таких задач, которые были ей, в сущности, не по плечу. [571]

Радиус действия основного бомбардировочного самолета (Не-111) не превышал 900 км. Однако для бомбардировочной авиации в целом, особенно при ее использовании для решения стратегических задач, указанная цифра была, конечно, чисто теоретической, ибо об авиации следует судить не по дальности полета отдельных самолетов, а по ее способности наносить массированные и эффективные удары в пределах доступного подавляющей массе самолетов радиуса действий. Совершенно очевидно, что эта способность авиации не совпадает с достижениями отдельных высококачественных самолетов, имеющихся на вооружении. Она определяется в первую очередь наличием достаточной массы самолетов вообще, а также количеством бомбардировщиков и их тактико-техническими данными (скоростью, дальностью полета, бомбовой нагрузкой, оборонительным вооружением, броневой защитой и т. д.); она определяется далее тактико-техническими данными истребителей сопровождения, если таковые имеются вообще, и, наконец, зависит от уровня боевой подготовки экипажей и от имеющихся средств навигационного обеспечения полетов на большие расстояния. Если рассматривать немецкие ВВС со всех перечисленных выше точек зрения, то оказывается, что они могли действовать эффективно только в радиусе не более 550 км от своей базы. Позднее это обстоятельство выявилось с полной очевидностью в ходе «битвы за Англию» и войны на море. В течение всей войны немецкие ВВС не смогли перешагнуть через этот 550-километровый барьер, и, хотя имевшиеся у немцев в небольшом количестве самолеты Fw-200, Ju-290, BV-138 и Не-177 были способны покрывать большие расстояния, они все же не могли обеспечить эффективность стратегических бомбардировок в пределах своего радиуса действий.

В силу изложенных выше причин возможности немецких ВВС к началу боевых действий против Англии оказались довольно ограниченными.

Под определенным контролем немецкой авиации находились лишь Дания, часть Скагеррака и районы Северного моря от южной оконечности Норвегии по дуге до пересечения с 1–2 меридианами к востоку от Гринвича. Кроме того, в сфере ее деятельности были английское побережье в районе Норвича, подходы к устью Темзы, восточная часть Па-де-Кале, а также побережье Голландии и Бельгии. Для действий в перечисленных районах немецкие авиационные части должны были базироваться на аэродромы, расположенные на острове Зильт, в Шлезвиге, в северо-западной части Ольденбурга и в районе [572] Кёльна. Использование авиационных баз близ Кёльна и Штуттгарта могло обеспечить эффективные боевые действия над Францией лишь до Сены, включая Париж, и до Лиона. Воздействовать же на военно-экономические центры Англии с имевшихся в распоряжении немецких ВВС аэродромов вообще не представлялось возможным.

Германия никогда не располагала авиацией, специально предназначенной и соответственно подготовленной для действий на море, хотя военно-морские инстанции еще до войны настойчиво требовали создания такой авиации. Геринг постоянно возражал против подобных требований, хотя и не мог опровергнуть их деловой обоснованности. Коренной причиной его возражений было опасение, что создание морской авиации приведет к нежелательному усилению влияния на ВВС другого вида вооруженных сил.

В соответствии с замыслами политического руководства вооруженные силы Германии летом 1939 года были подготовлены, во-первых, для стратегического развертывания против Польши, носившего наступательный характер, и, во-вторых, для стратегического развертывания против западных держав, имевшего оборонительный характер.

2-му и 3-му немецким воздушным флотам, сосредоточенным на Западе, в случае объявления войны Францией и Англией надлежало с максимальной экономией сил и средств обеспечить надлежащую оборону на Западе с тем, чтобы высвободить как можно больше сил для победоносного завершения Польской кампании. В рамках этой общей задачи предусматривались и действия упомянутых воздушных флотов против войск и военно-промышленных объектов противника, хотя в «Инструкции № 1» от 31 августа 1939 года специально подчеркивалось, что «ответственность за открытие военных действий должна быть целиком возложена на Англию и Францию».

«Наряду с обеспечением ПВО Рурской области, нормальная работа которой должна быть поддержана всеми имеющимися средствами», 2-му воздушному флоту было приказано провести все подготовительные мероприятия, необходимые для того, чтобы сразу же после получения соответствующего разрешения от верховного главнокомандования начать боевые действия против Англии.

Во время Польской кампании в распоряжении 2-го воздушного флота оставалось сначала 5, а затем лишь 3 бомбардировочные группы, вооруженные самолетами Не-111. Кроме того, имелись 3 группы истребителей-бомбардировщиков Bf-110. В [573] составе 3-го воздушного флота в сентябре 1939 года было 4 бомбардировочные группы и 2 группы истребителей-бомбардировщиков. Это означало, что 2-й воздушный флот мог выделить для нанесения ударов по Англии примерно 60–80 бомбардировщиков, способных действовать на дистанциях до 300–400 км без истребительного прикрытия. Фактически же действовало лишь 30–40 самолетов Не-111 и несколько Ju-88. Дальнюю разведку пришлось вести небольшим числом самолетов Ju-90 и Fw-200, а также несколькими специальными самолетами, главным образом типа Do-18.

В силу этого воздушная война против Англии в 1939 году могла носить в основном лишь оборонительный характер. Это в большой степени объяснялось тем, что немцы все еще не потеряли надежды договориться с англичанами.

Немецкие авторы еще и сегодня считают, что силы англичан уступали возможностям «третьего рейха», а в ту пору можно было часто услышать и такое мнение, что Англия вступила в войну в тот момент, когда ее военно-техническая и военно-экономическая подготовка к войне была закончена лишь частично, поэтому, мол, на первом этапе войны она ограничится тем, что усилит свою противовоздушную оборону и организует систему конвоев для обеспечения подвоза извне. В целом предполагалось, что Великобритания будет придерживаться оборонительных действий, так как «она еще не в состоянии бросить в бой значительные сухопутные и воздушные силы».

Немногочисленный военно-морской флот Германии не мог вступить в серьезную борьбу с британским флотом. Поэтому было совершенно очевидно, что если англичане начнут наступательные действия на море, то противодействовать им придется одному лишь 2-му воздушному флоту. В силу этого немцы должны были атаковать английские корабли прямо на их базах, причем основными объектами ударов следовало выбирать линкоры и авианосцы. В том же случае, когда подходящих целей на море не оказывалось или действиям авиации мешали условия погоды, она должна была наносить удары по авиационным складам, военно-хозяйственным объектам, хранилищам горючего и морским портам, не имеющим сильной противовоздушной обороны. Иначе говоря, боевых действий против хорошо защищенной южной части Англии на первое время не намечалось.

Изложенный выше план фактически остался нереализованным, так как немецкая авиация не располагала достаточными [574] силами да к тому же налеты на Англию вообще были запрещены политическим руководством Германии. 23 сентября 1939 года это запрещение было подтверждено вновь. 2-му немецкому воздушному флоту был отведен лишь очень ограниченный морской район, в котором ему предоставлялась свобода действий против английского флота как в отношении разведывательных полетов, так и в отношении бомбардировочных ударов. На случай, если бы англичане сами стали предпринимать бомбардировки немецких городов, 2-й немецкий воздушный флот должен был быть готов к проведению интенсивных налетов на Лондон и Ливерпуль.

Первые же столкновения немецких бомбардировщиков с кораблями британского флота, имевшие место 26 и 27 сентября в центральной части Северного моря, показали, что ни численность немецких авиационных соединений, ни подготовка их экипажей, ни имеющееся техническое оснащение не дают основания говорить о каком-либо явном перевесе немецких ВВС в борьбе с морским флотом противника. Во время этого боя немцам удалось добиться лишь отдельных попаданий, причинивших небольшой ущерб одному авианосцу и одному линейному крейсеру противника. В этом не было ничего удивительного, ибо как летно-технический состав, так и командование еще только начинали овладевать методами борьбы против морского флота. Командование еще не имело достаточного опыта, силы авиационных частей распылялись, проводившаяся разведка была во многих отношениях неудовлетворительной, а имевшиеся авиационные бомбы обладали недостаточной разрушительной силой.

17 октября 1939 года немцы начали серию воздушных налетов на английскую военно-морскую базу Скапа-Флоу. Для нанесения первого удара были выделены 3 эскадрильи; действуя по единому плану, они должны были добиться окончательного уничтожения линейного крейсера «Рипалс», который, по имевшимся сведениям, еще раньше получил серьезные повреждения и к указанному времени находился в Скапа-Флоу. Атакующие самолеты должны были действовать тремя эшелонами с интервалами в 2–3 часа. Первому эшелону предстояло осуществлять налет без предварительной воздушной разведки. Последующие эшелоны должны были пользоваться теми разведывательными данными, которые сообщат им по радио самолеты первого атакующего эшелона. В ходе налета немцы достигли ряда попаданий, однако никакой внезапности нападения не получилось. Не был потоплен и крейсер «Рипалс». [575]

Для ведения борьбы с торговым судоходством противника в распоряжении немецкого командования имелось от 120 до 150 самолетов. Учитывая размеры морского театра военных действий, имевшимися в наличии силами нельзя было обеспечить эффективных ударов по торговым коммуникациям противника. К тому же в этот период высшее руководство Германии еще не разрешило проведения так называемой «неограниченной борьбы с торговым флотом». Более крупных авиационных сил для выполнения данной задачи выделено не было, поскольку война против Франции и других государств требовала их максимальной экономии.

Стремясь возместить недостаток авиации для непосредственной борьбы с флотом противника, немцы решили уделить большее внимание минированию определенных морских районов с воздуха. При этом предполагалось, что массовое применение авиацией этого нового средства борьбы значительно осложнит судоходство противника. Однако количество мин, заготовленных для сбрасывания с воздуха, оказалось недостаточным. Массовое производство их, по существу, еще не было налажено. Да и, кроме того, к началу войны не оказалось авиационных частей, полностью освоивших технику и тактику минирования с воздуха. Первые минные заграждения были установлены с воздуха у восточных берегов Англии лишь незадолго до начала немецкого наступления на Западе.

Война на Северном море — имеется в виду ее оборонительная стадия — в марте 1940 года подходила к концу. Стало совершенно ясно, что немецкие ВВС и ВМС не могут вести эффективной борьбы против Англии, опираясь лишь на ограниченное количество баз, имевшихся в Шлезвиг-Гольштейне и Ольденбурге.

Поскольку задача обеспечения решающих успехов в борьбе против Англии не снималась с повестки дня, с чисто военной точки зрения немцам не оставалось никакого другого выхода, как продвинуть свои базы на территорию Норвегии и Франции. При этом в первую очередь надо было овладеть базами на Севере, поскольку имелись достаточно достоверные сведения о том, что Великобритания сама намеревается захватить эти базы с тем, чтобы обеспечить себе фланговое воздействие на Германию и лишить немцев возможности ввозить железную руду из Швеции. Не было никакого сомнения в том, что территория Норвегии, и в особенности Франции, явится удобным исходным плацдармом для дальнейшей борьбы против Англии. [576]

Норвежская операция

В 5 час. 30 мин. утра 9 апреля 1940 года началась высадка немецких войск на норвежском побережье, которой предшествовало несколько дней трудного пути по морю. Наступило время решающей проверки способности немецких ВВС завоевать абсолютное господство в воздухе над районами высадки в момент ее осуществления. Одновременно транспортная авиация должна была продемонстрировать свою подготовленность к переброске воздушно-десантных частей и организации их снабжения.

Новый театр военных действий находился совершенно в стороне от традиционных для Германии направлений развертывания военных операций, поскольку в данном случае действия развертывались через Северное море и Скандинавский полуостров в направлении Северной Атлантики и Северного полюса. Скандинавия отделена от европейского континента Балтийским морем, проливом Скагеррак и восточной частью Северного моря. У норвежского побережья раскинулись бесконечные просторы северной части Атлантического океана, прерывающиеся лишь Исландией, островом Ян-Майен, расположенным еще дальше к северо-востоку островом Медвежий, а также Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, находящимися уже в арктических районах. Дальше на восток от русской Сибири в сторону Северного полюса выдвигается остров Новая Земля, являющийся восточной границей Баренцева моря.

У нового театра военных действий, по крайней мере в северной его части, в сущности не было никаких естественных границ. Они определялись лишь радиусом действия боевых самолетов и кораблей, главным образом крейсеров и подводных лодок. И в этот район осмелились вторгнуться немецкие вооруженные силы!

Протяженность береговой линии Норвегии составляет примерно 2500 км. По сути дела вся страна является побережьем. На юге ширина ее не более 400 км, в других местах она не превышает 300 км Начиная с района Тронхейма, Норвегия превращается в узкую прибрежную полосу. Здесь уже ширина ее составляет около 100 км.

В силу вышесказанного обеим воюющим сторонам приходилось ориентироваться главным образом на ведение боевых действий на море, ибо захват территории оказывался практически ценным только в том случае, если за счет этого можно было увеличить количество воздушных или морских баз. Сокрушающие [577] удары, нанесенные немцами малочисленной норвежской армии, оказались бесполезными, когда англичанам удалось прочно обосноваться на одном из наиболее удаленных от Германии пунктов побережья. Этим пунктом был Нарвик, захват которого Англией угрожал прекратить транспортировку в Германию шведской железной руды. Данный район являлся весьма важным для обеих держав, и в то же время он был [578] значительно удален от основных баз той и другой стороны. Расстояние по прямой от Нарвика до Скапа-Флоу равно примерно 1500 км, а до Гамбурга — около 1700 км. Чтобы добраться от Гамбурга до Нарвика морем, нужно проделать путь протяжением в 931 милю, а от Скапа-Флоу до Нарвика — примерно 822 мили.

В этих условиях незаменимыми транспортными и боевыми силами оказались авиация и флот. Они могли обеспечить победу той стороне, которая упредила бы своего противника в сосредоточении своих сил против того или иного объекта действий. Выбор же таких объектов определялся главным образом географическим положением страны, характером ее рельефа, а также удобством расположенных на ней морских и воздушных баз. Кроме уже упомянутого выше района Нарвика, подобных объектов было здесь сравнительно немного.

Столица Норвегии Осло имеет весьма удобный порт и является центром сухопутных коммуникаций, идущих в северном и северо-западном направлениях. Помимо Осло и Нарвика, наиболее важными центрами страны являются Ставангер, Берген, Тронхейм, Арендаль, Кристиансанн и Эгерсунн. За эти пункты и должна была развернуться упорная борьба. К тому же по всему побережью разбросано бесчисленное множество фьордов различной величины и формы, каждый из которых позволял незаметно подойти к берегу и укрыть там военные и торговые суда, а также гидросамолеты. В интересах последующей активизации боевых действий немецких ВМС и ВВС в направлении на Шотландию и Атлантику особенно важно было захватить Ставангер, Берген и Тронхейм.

Для действий над всей этой территорией было намечено использовать около 60 бомбардировщиков Не-111 и 40 истребителей; господство над территорией Дании предполагалось обеспечить примерно 40 самолетами Не-111,20 пикирующими бомбардировщиками Ju-87, 25 истребителями Bf-109 и 25 истребителями-бомбардировщиками. Для осуществления воздушных перевозок выделялось 400–500 транспортных самолетов всех типов, главным образом Ju-52.

Используя перечисленные выше силы, немцам удалось захватить и закрепить за собой господство в воздухе на период высадки в Дании, а позднее — ив Норвегии. Англичане не смогли справиться с этими в сущности очень слабыми силами. Этому препятствовали невыгодные для них географические условия, а что касается норвежской авиации, то она вообще не играла никакой роли. Расстояние от Абердина до Ольборга (Дания) [579] равно 700 км. После овладения Ютландским полуостровом южная часть Норвегии могла прикрываться немецкими самолетами с аэродромов, расположенных в районе Ольборга, значительно эффективнее, чем это могла сделать английская авиация, базировавшаяся на аэродромы Шотландии. Кроме того, уже 9 апреля 1940 года первые немецкие бомбардировщики и истребители-бомбардировщики начали приземляться на аэродромах Южной Норвегии. В этом и состоял секрет успеха данной операции!

Высадка десанта в Осло прошла успешно, несмотря на довольно сильную противовоздушную оборону норвежцев и сопротивление, оказанное их сухопутными силами. На аэродроме Форнебю (Осло) норвежцы пытались в самый последний момент создать заграждения, расставляя на взлетно-посадочной полосе собственные самолеты и поджигая их. В силу этого аэродром стал пригодным только для посадки одиночных самолетов. Неблагоприятная погода, большое количество заходивших на посадку немецких транспортных и боевых машин, ряд аварий, происшедших при приземлении, — все это создало на некоторое время опасность полного загромождения аэродрома и выхода его из строя. Однако вскоре с этим удалось справиться: взлетно-посадочная полоса была расчищена, и это дало возможность ускорить разгрузки десанта и обратный вылет самолетов. Отдельные очаги сопротивления норвежцев были быстро подавлены.

После 9 апреля транспортировка войск и предметов снабжения по воздуху, а также прием боевых авиационных частей стали осуществляться конвейерным способом. Англичане провели несколько воздушных налетов, которые, однако, не смогли существенно помешать использованию аэродрома и работам по его улучшению.

Перебазирование авиации на норвежские аэродромы осуществлялось сначала отдельными звеньями и эскадрильями, затем целыми авиационными группами, причем основным трамплином для переброски на север боевых авиационных частей и транспортных самолетов служили датские аэродромы в районе Ольборга.

Возможность использования Ольборга в качестве опорного пункта и промежуточного этапа на пути в Норвегию с самого же начала решительно изменила оперативную обстановку в пользу немцев. Ольборг стал использоваться в качестве промежуточной базы бомбардировщиками, действовавшими против английских военно-морских сил, — вначале при возвращении [580] с боевых заданий, а затем и при вылетах на задание, выполняя роль аэродрома подскока.

Во второй половине дня 9 апреля 1940 года с первых немецких авиабаз, захваченных в Норвегии, начали поступать сведения о приближении значительных сил британского флота, державших курс на Берген.

Против английских кораблей были высланы авиационные группы из состава 30-й и 26-й немецких бомбардировочных эскадр, базировавшихся на Зильт, Любек и район Ольденбурга. Беспрерывные налеты, производившиеся мелкими подразделениями, завершились попаданием тяжелой авиабомбы в линейный крейсер «Родней». Кроме того, было повреждено не менее двух крейсеров и потоплен один эсминец. В ходе столкновений между английским флотом и немногочисленной немецкой эскадрой получил повреждения немецкий линкор «Шарнхорст». Однако «клещи», в которые, согласно заявлению Черчилля от 11 апреля 1940 года, две английские эскадры должны были зажать немецкие военные корабли, так и не сомкнулись. Немецкие корабли сумели уклониться от боя с превосходящими силами противника, южная эскадра которого подверглась ударам немецкой авиации и отошла. В итоге была обеспечена возможность продолжения (хотя и ценою некоторых потерь тактического масштаба) операции по захвату Норвегии, и крупные силы британского флота в дальнейшем уже не показывались в проливе Скагеррак.

Оккупация немцами территории Норвегии протекала исключительно быстро. Вставал вопрос, какой именно район Норвегии англичане сочтут теперь наиболее важным и где последует их ответный удар с моря?

Вскоре оказалось, что для этой цели они выбрали среднюю часть Норвегии, а именно районы Намсуса и Ондальснеса, расположенные соответственно севернее и южнее Тронхейма. Кроме того, они решили нанести контрудар и в районе Нарвика. 16 и 18 апреля англо-французы высадили свои десанты у Намсуса и Ондальснеса. Однако немцы к этому времени уже успели закрепиться в захваченных ими портовых городах и на авиационных базах, а 10 апреля туда были переброшены первые немецкие зенитные орудия и некоторое количество войск. Расширение аэродромного базирования наталкивалось как в то время, так и позже на ряд затруднений, однако авиационные базы Южной и Центральной Норвегии уже могли использоваться немецкой авиацией. Подвоз подкреплений морем и по воздуху продолжался. Немецкие сухопутные войска в этот период [581] находились южнее Лиллехаммера, одновременно продвинувшись из района Осло также в западном и восточном направлениях. Части, высадившиеся в Тронхейме, продвигались к шведской границе и в направлении Намсуса.

Затруднительным положение немцев продолжало оставаться только в Нарвике. Немецкая авиация пока еще не могла оказать высадившимся здесь войскам достаточную поддержку и обеспечить их снабжение. Для переброски подкреплении в Нарвик основными исходными пунктами могли служить аэродромы Тронхейма и Осло. Однако близ Нарвика не было удовлетворительных посадочных площадок, поэтому доставляемые сюда самолетами предметы снабжения и боепитания могли только сбрасываться на парашютах, причем в первые дни даже и этот способ оказался неосуществимым из-за больших снегопадов и низкой облачности. Все же некоторое количество солдат и вооружения было переброшено в Нарвик на гидросамолетах.

Однако захваченные противником плацдармы уже находились в сфере эффективного воздействия немецких бомбардировщиков, базировавшихся на аэродромы Осло, Ставангера и Бергена. Бомбардировщики Не-111 и истребители-бомбардировщики Bf-110 могли свободно достигать района Намсуса. Немногочисленные самолеты-истребители и зенитные орудия, имевшиеся у союзников на их небольших плацдармах, не могли оказать достаточного противодействия. Итак, Намсус и Ондальснес были вне досягаемости авиации противника, находясь целиком в сфере эффективного воздействия немецкой авиации.

С другой стороны, не приходилось отрицать «воздушной слабости» немцев в районе Нарвика, если говорить не об отдельных тактических успехах, а об общей картине борьбы и ее влиянии на оперативную обстановку в целом, сложившуюся благоприятно для немецких войск лишь двумя месяцами позже. В первое же время немецкие ВВС не сумели добиться в данном районе преобладания над британским флотом и его авианосцами. Базы английской сухопутной и морской авиации, расположенные на территории самой Англии, а также передвижения флота противника не могли быть подвергнуты достаточно эффективному воздействию со стороны немецкой авиации. Естественным следствием наличия у противника лучших исходных позиций явилось тяжелое положение сухопутных немецких войск, действовавших в районе Нарвика. Немцы понесли там чувствительные потери в людях, вооружении и техническом оснащении, они испытывали острые затруднения с продовольствием, и в дополнение к этому немецкий флот потерял в [582] боях у Нарвика довольно значительное количество легких кораблей.

В первых числах мая западные союзники под давлением немецких войск были вынуждены очистить захваченные ими плацдармы у Намсуса и Ондальснеса, понеся при этом значительные потери в кораблях, живой силе, вооружении и самолетах. Намсус был оставлен ими 2 мая, Ондальснес — 5 мая. Уход союзников из этих районов повлек за собой капитуляцию норвежских войск в Южной и Центральной Норвегии.

После этого появилась возможность перебросить в район Нарвика некоторое количество немецких парашютистов, часть которых, правда, не имела достаточной специальной подготовки. Сюда же было переброшено дополнительное вооружение, боеприпасы, оборудование, продовольствие, медикаменты и т. д. Все это обеспечило действовавшим в Нарвике немецким войскам возможность продолжать сопротивление до тех пор, пока немецкая авиация и развитие событий на Западном фронте не поставили союзников перед необходимостью эвакуировать район Нарвика.

После первых столкновений с немецкими ВВС английский флот стал действовать весьма осмотрительно. Стратегическая инициатива по-прежнему удерживалась немцами, благодаря чему им удалось преодолеть слабости своих ВВС и особенно ВМС с точки зрения радиуса действий и других боевых возможностей. Планомерное и вместе с тем «скачкообразное» продвижение немцев на север, отвага, с которой они действовали даже в отдаленном Нарвике, не говоря уже о районах, расположенных ближе, а также способность преодолевать кризисы за счет умения пользоваться любой возможностью лишили англичан имевшихся у них преимуществ.

В ходе Норвежской операции немецкие ВВС имели ряд столкновений с боевыми кораблями и конвоями англичан и их союзников. Наиболее значительными из этих столкновений были следующие: 9 апреля — в районе Бергена, с 19 апреля по 10 июня — в районе Нарвика, 12 апреля — западнее Тронхейма, 15 апреля — у побережья Центральной Норвегии, 18 апреля — в районе Ставангера, 21 апреля и в последующие дни, вплоть до очищения противником своих плацдармов, — у Ондальснеса и Намсуса. Особенно большое значение имели столкновения с силами английского флота в районе Нарвика.

В общем весь ход боевых действий показал, что британский флот при всех своих потерях, пусть и серьезных, но не приведших его к катастрофе, не сумел оказать достаточного противодействия [583] немецкой авиации. А между тем было известно, что немецкие самолеты в борьбе с морским флотом противника оперировали на пределе своего радиуса действий.

Тот факт, что немцы сумели обеспечить за собой господство в воздухе, осуществить высадку парашютных и посадочных десантов, а также обеспечить подвоз по воздуху предметов боепитания, сыграл основную роль в вытеснении западных союзников из тех плацдармов на Севере, за которые шла борьба.

С оккупацией Норвегии Германия получила в свое распоряжение хорошие исходные позиции для ведения войны на море.

«Молниеносная война» в Норвегии была завершена в основном как раз в то время, когда уже заканчивались последние приготовления для войны с Францией.

«молниеносная война» с Францией, Бельгией и Голландией

Военное столкновение с западными державами, в особенности с Францией, казалось в тогдашней обстановке одной из самых трудных задач, выдвинутых перед немецкими вооруженными силами политическим руководством страны. Ведь еще живо было поколение, которое само участвовало в изнурительных «сражениях техники» времен Первой мировой войны, больше того, часть этих людей снова надела солдатский мундир. В свете прошлого опыта новый поход казался весьма рискованным, ибо немецкие солдаты, как и весь немецкий народ, сознавали, какую тяжелую борьбу он означал.

В начальный период войны французская армия, ко всеобщему изумлению, проявила необычайную пассивность. Боевые действия ограничились мелкими стычками. Крупных сражений не было. Действия французской авиации оказались совершенно неэффективными. С самых первых дней войны здесь царило полное затишье, причем обе стороны уповали на неприступность своих оборонительных сооружений: линии Мажино и Западного вала. Для немецких авиачастей, находившихся непосредственно на французском фронте, это был период так называемой «сидячей войны», когда все их действия сводились к поддержанию постоянной готовности к вылету. Зато для ВВС в целом данный период означал выигрыш времени, необходимого для завершения подготовки боевых авиационных частей, создававшихся в спешке, и поэтому к началу войны еще недостаточно обученных. [584]

Кроме того, сложившаяся на Западе обстановка затишья позволяла надеяться, что после окончания Польской кампании война будет закончена и немецкому народу не придется вступать на тяжелый и, быть может, роковой для него путь. Надежды на скорое и полное окончание войны, которой не хотели ни немецкий народ, ни его соседи, поддерживались воспоминаниями о благополучном исходе «судетского кризиса» 1938 года.

Однако немецкому народу и его вооруженным силам не удалось избежать этой тяжелой, потребовавшей стольких жертв войны.

Она началась в 5 час. 35 мин. 10 мая 1940 года при участии всех имевшихся в наличии сил.

Немецкие ВВС снова приступили к выполнению тех задач, которые уже были им знакомы по предыдущим «молниеносным кампаниям». Французская авиация в результате беспрерывных ударов по ее основным аэродромам была уничтожена фактически еще на земле. Проведенные в первые же дни бомбардировки авиационных заводов Франции настолько парализовали ее промышленность, что она в течение всего, правда непродолжительного, периода военных действий уже не смогла полностью восстановить производства самолетов, необходимых для восполнения понесенных потерь. Использование фактора внезапности вновь обеспечило немецкому верховному главнокомандованию выполнение всех намеченных задач. Французские ВВС практически были выключены из борьбы и не могли оказать сколько-нибудь серьезного влияния на развертывание наземных операций.

Первый же день войны — 10 мая 1940 года — был ознаменован крупной воздушнодесантной операцией — высадкой немецких парашютных и посадочных десантов для захвата «крепости Голландии». Немецкие воздушно десантные части были созданы еще в 1935 году; их предполагалось применять главным образом для проведения разрушений на железных дорогах и линиях электропередачи, а также для нападений на военные аэродромы, самолетостроительные заводы, склады боеприпасов и т. д. Однако в середине 1938 года одновременно со сведением их в крупное воздушнодесантное соединение, названное 7-й авиационной дивизией, перед ними были выдвинуты принципиально новые задачи. Эту дивизию возглавил генерал Штудент. Укомплектована дивизия была главным образом добровольцами, а что касается ее вооружения, то оно было самым современным и эффективным. [585]

И вот перед этим соединением была поставлена задача — захватить «крепость Голландию» путем внезапной высадки с воздуха за «линией Греббе» — основной оборонительной линией голландцев.

Путь в «крепость Голландию» лежал через мосты в районе Мурдейка и предмостные укрепления близ Дордрехта и Роттердама. Задача воздушнодесантных войск сводилась к тому, чтобы:

а) захватить мосты у Мурдейка и Роттердама и удерживать их до подхода своих механизированных войск, которые будут наступать через Тилбург и Бреду;

б) оккупировать столицу Голландии Гаагу, немедленно обезвредив при этом королевский двор, правительство и высшие органы военного управления.

Задача эта была выполнена не полностью, в частности не удалось захватить королеву и высшее командование. Однако переправы удалось занять и, несмотря на тяжелые потери, удержать их вплоть до подхода немецких танков.

Приказ немецкого верховного главнокомандования, отданный в день капитуляции Голландии, воздавал должное действовавшим здесь войскам в следующих выражениях:

«Вы атаковали и вынудили к сдаче сильную, хорошо подготовленную армию, которая упорно оборонялась за, казалось, непреодолимыми заграждениями и укреплениями. Достигнутый успех стал возможным в первую очередь благодаря героическим усилиям парашютных и посадочно-десантных войск».

10 мая 1940 года впервые в военной истории воздушный десант, высаженный с грузовых планеров (ЛС), сумел овладеть одним из сильнейших укреплений бельгийской оборонительной системы — фортом Эбен-Эмаэль. Понеся весьма незначительные потери, немецкие десантники удержали форт и переправы через канал Альберта вплоть до подхода сюда войск сухопутной армии.

Действия воздушнодесантных войск опрокинули все расчеты противника. Немецким сухопутным войскам была открыта дорога для беспрепятственного продвижения вперед.

Английские истребители и бомбардировщики пытались сорвать переправу немецких войск через Маас, особенно в районе Маастрихта. Однако эти атаки были отбиты благодаря массированному применению истребителей и зенитной артиллерии.

Немецкие войсковые соединения, непрерывно поддерживаемые пикирующими бомбардировщиками, истребителями и зенитной [586] артиллерией, продолжали свое продвижение вперед. Сопротивление противника подавлялось авиационными частями, наносившими свои удары в тесном взаимодействии с соединениями сухопутных войск.

Налеты немецкой авиации на французские центры снабжения, расположенные в глубоком тылу, все более ослабляли и армию и авиацию Франции.

В дни эвакуации английских войск из Дюнкерка немецкой авиацией была упущена исключительная возможность — повторить «чудо на Марне», имевшее место во время Первой мировой войны. Это упущение объяснялось прежде всего неблагоприятной погодой, затруднившей эффективное использование авиации. Однако имеются все основания подозревать, что политическое руководство Германии вообще не собиралось наносить в этот момент действительно сокрушающий удар по английским войскам, уходившим из Дюнкерка. В то время Гитлер, видимо, все еще находился в плену ошибочных представлений, будто с Англией можно заключить мир.

Война с Францией завершилась перемирием, подписанным 22 июня 1940 года. Она вновь показала, что немецкие ВВС все еще имеют значительное превосходство перед авиационными силами своих западных противников как в качественном, так и в количественном отношениях. Из этого руководство Германии сделало вывод, будто немецкие вооруженные силы являются вообще непобедимыми, и продолжало ставить перед собой и своими вооруженными силами все более и более грандиозные задачи.

Немецкие ВВС в борьбе против Англии в 1940–1944 годах

Закончив летние операции 1940 года, немецкие войска утвердились на всем атлантическом побережье Европы, от мыса Нордкап до берегов Испании. Такие стратегические позиции впервые обеспечили возможность начать против Британских островов действенную борьбу на море и в воздухе.

Потери, понесенные немецкими ВВС во время «молниеносных кампаний», были восполнены, и немецкая авиация, полностью укомплектованная, была готова развернуть воздушную войну против Англии и ее морских коммуникаций.

Сразу же после окончания кампании во Франции стали предприниматься первые эффективные налеты на Англию, которые [587] могли рассматриваться как своего рода подготовка к вторжению (операция «Зеелёве»), хотя разработка самой операции находилась тогда еще в самой начальной стадии.

1 августа 1940 года Гитлер издал директиву «Ведение морской и воздушной войны против Англии», в которой говорилось:

«Немецкие ВВС должны возможно быстрее подавить английскую авиацию, используя для этого все имеющиеся возможности».

Авиации предстояло направить свои удары «в первую очередь против боевых авиационных частей противника, их аэродромов и органов снабжения, а также против авиационной промышленности, включая заводы, производящие зенитное вооружение».

К решению поставленных задач привлекались 3-й воздушный флот генерал-фельдмаршала Шперле и 2-й воздушный флот генерал-фельдмаршала Кессельринга, сосредоточенные на Западе. Было намечено провести ряд сильных авиационных ударов главным образом по району Лондона с целью завязать крупное воздушное сражение и уничтожить в нем истребительную авиацию ПВО Англии. Кроме того, предполагалось мощными ударами с воздуха вывести из строя аэродромы и авиационные заводы противника.

Немецкие авиационные части почти беспрерывно как днем, так и ночью стали появляться над Южной Англией, хотя зачастую их действия серьезно осложнялись неблагоприятными условиями погоды. В ходе этих налетов, как правило, происходили тяжелые бои с английскими истребителями. Потери немецкой авиации нельзя было назвать незначительными; однако считалось, что потери англичан превышают их в несколько раз. Если условия погоды исключали массированное использование крупных авиационных соединений, то на задание высылались отдельные самолеты, все с той же целью — нанести максимальный ущерб истребительной авиации противника и производству истребительных самолетов на авиационных заводах Англии. Подавление английской истребительной авиации являлось необходимой предпосылкой для последующего перенесения ударов немецких бомбардировщиков на территорию Центральной и Северной Англии, так как немецкие истребители из-за недостаточного радиуса действия не имели возможности сопровождать свои бомбардировщики при их налетах на объекты, расположенные в указанных районах Англии.

Хотя временами и создавалось впечатление, что английской истребительной авиации нанесен значительный ущерб, подавления [588] английских ВВС и их наземной организации добиться все же не удалось. На некоторое время истребительная авиация английской системы ПВО действительно стала несколько слабее, однако уже с октября 1940 года начало отмечаться ее новое усиление. Воздействие бомбардировок, особенно бомбардировок самого Лондона, было по тогдашним представлениям довольно значительным, но на самом деле решающего значения оно не имело.

Техническая оснащенность английской ПВО была весьма хорошей уже в начале войны. Только во время «битвы за Англию» (так обычно называют период наиболее активного авиационного воздействия немцев на Англию) немцы обнаружили, что острова Великобритании прикрыты развернутой радиолокационной системой, с помощью которой фиксируются приближающиеся к Англии самолеты. Следовательно, уже тогда радиотехническая аппаратура играла большую роль в наведении английских истребителей на цели. В первый же год войны англичане провели общенациональную мобилизацию всех сил науки и техники, стараясь преодолеть критическое положение, создавшееся в результате немецких бомбардировок, особенно после сентября 1940 года. Это мероприятие еще более ускорило развитие английской радиолокационной техники. Во время налетов на Англию немцы пытались уничтожить английские радиолокаторные установки, однако от этих попыток пришлось отказаться, поскольку вероятность попадания была весьма небольшой, а имевшиеся силы — весьма ограниченными. Неблагоприятный для Германии исход «битвы за Англию» в значительной мере объясняется именно наличием у англичан развернутой сети радиолокационных установок.

Налеты немецкой авиации на Англию продолжались до самой весны 1941 года, причем эффективность их непрерывно снижалась, а потери росли.

Тех результатов, на которые делалась ставка при проведении этих авиационных ударов, добиться не удалось. Английская оборона с каждым днем становилась все сильнее. Действия против Англии впервые поставили немецкую авиацию перед лицом кризиса, поскольку в ходе их была потеряна значительная часть летного состава, обладавшего хорошей подготовкой и боевым опытом.

К тому же вскоре началась подготовка к войне с Россией, что потребовало перемещения на Восток крупных сил немецкой авиации. В связи с этим борьбу против Англии пришлось в конечном счете приостановить, так и не добившись успеха, тем [590] более что Гитлер отказался от мысли о вторжении в Англию, несмотря на все сделанные приготовления.

С началом боевых действий в России, то есть с июня 1941 года, высшей командной инстанцией немецкой авиации на Западе стал штаб 3-го воздушного флота. Он получил задачу продолжать наступательную воздушную войну против основных экономических районов Англии и против английских морских коммуникаций. Для этого в распоряжении 3-го воздушного флота были оставлены весьма небольшие силы. Что же касается создания предполья в системе обороны Германии от налетов авиации противника, то его роль стала играть оккупированная немцами территория западных стран.

Силы 3-го воздушного флота, разумеется, не обеспечивали выполнения его основной задачи, так как он не имел возможности помешать противнику накапливать свои силы в Англии. К тому же над командованием 3-го воздушного флота постоянно тяготела забота о том, как и какими силами воспрепятствовать, несомненно, готовившемуся противником вторжению во Францию. Так как рассчитывать на прибытие полностью боеспособных, еще не измотанных боями на других фронтах бомбардировочных и истребительных авиационных частей было нельзя, то при планировании отражения возможного вторжения западных союзников в Европу приходилось вплоть до 1943 года полагаться только на наличные силы: 4–6 бомбардировочных и примерно 6 истребительных авиационных групп. Для некоторого увеличения количества имевшейся на Западе авиации во Францию с 1941 года были перебазированы учебно-тренировочные подразделения авиационных эскадр, действовавших на других фронтах. Поскольку зенитные части все больше и больше перебрасывались на другие фронты, аналогичное мероприятие было проведено и в зенитной артиллерии: чтобы создать видимость наличия значительного количества сил, на Западе были сосредоточены учебные и запасные зенитно-артиллерийские дивизии. Уже в 1941–1942 годах данное мероприятие привело к гибели в бесполезных боевых столкновениях значительного количества опытных инструкторов, а также некоторой части обучаемой молодежи. В связи с передачей частями зенитной артиллерии большого числа хорошо подготовленных солдат и офицеров в так называемые «авиаполевые дивизии» и в воздушнодесантные войска боеспособность зенитной артиллерии сильно упала.

Мероприятия по отражению возможного вторжения противника, проведенные до 1942 года, подверглись боевой проверке [591] еще в период наибольших наступательных успехов немецких войск на других фронтах. Это произошло 18 августа 1942 года в районе Дьеппа. Отражение высаженного здесь английского десанта было в значительной мере заслугой немецких ВВС и в особенности бомбардировщиков, которые за это время сделали 111 самолето-вылетов. Ни перед высадкой, ни в ходе развернувшихся боев англичанам не удалось обеспечить за собой господство в воздухе. Не был высажен и английский парашютный десант.

После Дьеппа немцы решили, что принятая ими организация обороны вполне себя оправдала и не нуждается ни в каких изменениях. В силу этого имевшиеся на Западе войска и средства считались достаточными и для будущего.

Когда в 1943 году одно поражение стало следовать за другим, Германии волей-неволей пришлось подумать хотя бы о частичном усилении своей ПВО. Одновременно на Западе в этот период была предпринята попытка развернуть новое крупное авиационное наступление на Британские острова. Эта вторая попытка, закончившаяся в начале лета 1943 года, повлекла за собой заметное ослабление боевых сил, не дав в то же время никаких осязаемых результатов.

Новая попытка парализовать английское судоходство, на этот раз посредством забрасывания магнитными минами гаваней, тоже закончилась неудачей, так как этих мин не хватило, а англичане разработали весьма эффективные средства борьбы с ними.

В 1943–1944 годах западные союзники приступили к авиационной подготовке предстоящего вторжения. Обстановка в воздухе теперь стала характеризоваться использованием англо-американцами весьма значительных сил авиации против оккупированных немцами районов Запада. Количество вражеских самолето-вылетов, в том числе и на территорию самой Германии, резко возросло. В соответствии со своей прежней установкой союзники снова пытались — на этот раз более значительными силами — уничтожить имевшуюся на Западе немецкую истребительную авиацию, добиваясь тем самым также решительного ослабления ПВО Германии.

Организуя рассредоточенные по времени и пространству беспокоящие и разведывательные налеты с совершенно очевидным сосредоточением усилий против оперативных аэродромов немецкой истребительной авиации, союзники всячески изматывали силы последней. Они препятствовали взлету немецких истребителей или же заставляли их вступать в бой [592] преждевременно и в неблагоприятной для них обстановке, принуждая поспешно сбрасывать добавочные бензиновые баки и срывая тем самым планомерное выполнение немецкими истребителями поставленных перед ними задач. Авиация противника вносила расстройство в боевые порядки немецких истребителей, поднимавшихся в воздух для проведения организованных групповых полетов и боев, и подвергала энергичным атакам немецкие истребители, возвращавшиеся с боевого задания как раз в тот момент, когда запас их горючего и боеприпасов был на исходе. Противник стал предпринимать также дальние налеты на небольшой высоте, проникая при этом далеко в глубь Германии и используя не только бомбы, но и бортовое вооружение. Удары по аэродромам, наносившиеся соединениями вражеских двухмоторных и четырехмоторных самолетов, все более подрывали способность к маневрированию и боевую эффективность немецких истребителей. Боевые потери, и в частности потери, понесенные в воздушных боях, непрерывно возрастали. В качестве пополнения в авиационные части поступал лишь молодой и неопытный летный состав. Беспрерывно обострявшаяся воздушная обстановка на Западе сильно сократила возможности проведения учебных тренировок в групповых полетах и воздушных боях. Стал ощущаться резкий недостаток в опытных командирах авиационных частей. Все это вынудило главное командование ВВС переместить истребительные соединения в более глубокий тыл.

В итоге немецкая истребительная авиация, измотанная и обескровленная еще задолго до начала вторжения союзников, уже не могла играть роль сильного и гибкого стратегического резерва, необходимого для отражения готовившегося противником вторжения.

Бомбардировочная авиация немцев в 1943–1944 годах была сосредоточена в основном на аэродромах Голландии, а также в Северной Франции, и в частности — близ Парижа. В ее составе было 9 бомбардировочных авиационных групп, а также 5 резервных авиационных частей, которые в случае вторжения могли выделить из своего состава небольшие боеспособные подразделения. 2 бомбардировочные и 1 резервная авиационные группы, расположенные в районе Бордо, использовались главным образом для войны на море. 2 группы самолетов-торпедоносцев 2-й авиационной дивизии действовали со своих баз в южной части Франции против коммуникаций противника в Средиземном море. Общее количество боеспособных бомбардировочных [593] самолетов в частях 3-го воздушного флота составляло осенью 1943 года 300–400 машин.

Дневная истребительная авиация в количестве 6 групп была сосредоточена на аэродромах Бельгии и Северной Франции до района Парижа включительно. Между Мецом и Парижем располагались еще 2 авиационные группы ночных истребителей. В Бретани были сосредоточены 1 эскадрилья дневных истребителей и 7 резервных истребительных эскадрилий и в районе Тулона — 4 резервных истребительных эскадрильи. Всего к осени 1943 года на Западе имелось до 160–200 боеспособных истребителей.

Зенитная артиллерия располагала к осени 1943 года при общей протяженности береговой линии порядка 2400 км 334 тяжелыми батареями. Между Парижем и Антверпеном они были сосредоточены вокруг объектов ПВО в пределах стокилометровой прибрежной полосы, на других участках более плотное размещение зенитной артиллерии имело место лишь вокруг военно-морских баз и некоторых других наиболее важных объектов.

Боевая деятельность и дислокация частей 3-го воздушного флота в последние недели перед вторжением

В апреле и мае 1944 года немецкая авиация старалась, насколько это было возможно при имевшихся слабых силах, нанести максимальный ущерб судам противника, скопившимся в южноанглийских портах и в Бристоле. Эти действия развернулись примерно в конце апреля 1944 года. Основными объектами ударов служили Портсмут и Плимут и прилегающее к ним побережье. Предпринимались бомбардировки скоплений судов, а рейды и порты забрасывались минами. В апреле было проведено 9 налетов и сброшено в общей сложности 1550 т различных бомб, в мае — 6 налетов (894 т). Из донесений экипажей самолетов было видно, что предпринятые налеты значительных результатов не дали. К концу мая ясно обнаружилось, что и без того ограниченное количество самолетов, которым удавалось пробиться к своим целям, еще больше снизилось, составив примерно 50–60 машин. Немногочисленные подразделения скоростных самолетов Ме-210 и Ме-410 иногда применялись для ночного преследования и уничтожения английских бомбардировщиков над английской территорией; ими проводились также и отдельные ночные бомбардировки, в том числе 3 бомбардировки [594] Лондона. В течение апреля 1944 года немцы совершили только один дневной налет, который был осуществлен упомянутыми выше авиационными подразделениями.

Каковы же были результаты предпринятых действий? Попытка немцев сорвать подготовку противника к вторжению закончилась так же неудачно, как в 1940–1941 годах закончились их попытки разрушить или парализовать Лондон. Несмотря на все стремление разведки выяснить время и место предстоявшей высадки, они остались для немецкого командования почти полной загадкой.

На 6 июня 1944 года в составе 3-го воздушного флота имелись следующие бомбардировочные авиационные соединения: 9-й воздушный корпус, сосредоточенный в Голландии и Северной Франции, в его составе были 2 бомбардировочные авиационные эскадры (9 бомбардировочных авиационных групп, имевших всего лишь 67 боеспособных самолетов Ju-88) и 1 группа истребителей-бомбардировщиков Fw-190; 10-й воздушный корпус, сосредоточенный в юго-западной части Франции, в составе которого была 1 бомбардировочная авиационная эскадра (2 бомбардировочные авиационные группы с 20 боеспособными самолетами Не-177); 2-я авиационная дивизия, дислоцированная в Южной Франции, в составе которой были 1 эскадра самолетов-торпедоносцев (3 авиационные группы с 44 боеспособными самолетами Не-111) и 2 бомбардировочные авиационные группы (с 21 боеспособным самолетом Не-177 и Ju-88).

Таким образом, всего имелось 152 боеспособных бомбардировщика и самолета-торпедоносца, сведенных в 16 бомбардировочных групп и 1 группу истребителей-бомбардировщиков.

Базировавшийся на аэродромы Северной Франции и Бельгии 2-й истребительный воздушный корпус к 6 июня 1944 года располагал 6 истребительными группами с 98 боеспособными самолетами, 2 группами истребителей-бомбардировщиков, 2 группами ночных истребителей с 48 самолетами и 1 резервной авиационной группой, состав которой мне не известен.

В общем для нужд ПВО в распоряжении немцев имелось 185 боеспособных самолетов, а в целом для борьбы с десантами противника к моменту начала вторжения немцы располагали 152 бомбардировщиками, 13 истребителями-бомбардировщиками и 185 различными истребителями, то есть всего 350 машинами.

В составе зенитной артиллерии в дни, предшествовавшие высадке, имелось 433 тяжелых и 516 легких зенитных батарей. Наиболее плотная насыщенность зенитными средствами была [595] обеспечена в районе Дюнкерк, Дьепп, Бове, Лилль, то есть в зоне, прилегающей к проливу Па-де-Кале.

Стратегический замысел, положенный в основу перечисленной выше боевой дислокации, сводился к признанию побережья Па-де-Кале наиболее угрожаемым районом. Поэтому безопасности данного района должно было быть уделено основное внимание.

Вторжение 6 июня 1944 года

Ранним утром 6 июня 1944 года союзники высадились в Нормандии. Десантная операция удалась, хотя имевшиеся на месте слабые немецкие силы оказали ожесточенное сопротивление.

Решающее слово оставалось за немецкими ВВС. Если они сумеют обеспечить за собой господство в воздухе, то сухопутные войска победят: флот противника сможет лишь дойти до берега, подвезти пополнения и оказать высадившимся пехотинцам первоначальную поддержку. Если истребительная авиация окажется слабой, то нельзя будет обеспечить прикрытие сухопутных войск от ударов с воздуха. Если не будет бомбардировочной авиации, способной уничтожить или нейтрализовать военно-морские и воздушные базы противника, а также его боевые корабли, то комбинированные силы англо-американцев в конечном счете одержат победу, а немецкое командование окажется лишенным всякой свободы действий и не сможет организовать переброску и сосредоточение мотомеханизированных сил для проведения решительного сражения.

Но эти расчеты оказались нереальными. Союзники ввели в действие 2100 четырехмоторных и 600 двухмоторных бомбардировщиков; 3500–4000 их истребителей крупными массами обрушились на немцев, блокируя все дороги и надежно обеспечивая высадившиеся силы от ударов с воздуха. Немецкая сторона могла противопоставить всему этому только лишь 340 самолетов.

Последствия систематического разрушения союзниками наземных сооружений немецкой авиации и прежде всего аэродромов для истребителей стали особенно ощутимыми с началом высадки, к тому же интенсивность ударов противника с воздуха не ослабевала и теперь. Немецкие сухопутные войска в день высадки союзников не почувствовали серьезного облегчения от действий собственной авиации; впрочем, немецкая [596] авиация и не могла его обеспечить. При сложившемся соотношении сил ей удавалось лишь наносить повреждения отдельным десантным судам, находившимся в районе высадки. Потери, которые противник нес от этого, не могли, однако, иметь решающего значения. Соотношение сил в воздухе в первый день высадки равнялось 1:20. Правда, 6 июня 1944 года главное командование немецких ВВС отдало приказ о переброске во Францию определенного количества «авиации усиления». Однако основная часть этой авиации оказалась выведенной из строя еще до появления ее над полем боя, чему способствовали как неблагоприятные условия погоды, так и действия превосходящих сил авиации противника в тыловых районах Германии. В боеспособном состоянии на Запад прибыло только около 350 истребителей (вместо 1000, предусмотренных планом).

Немецким истребителям и штурмовикам пришлось иметь дело с необычайно сильной ПВО противника, которая вообще не позволяла им пробиться к побережью. Не всегда удавалось это и разведчикам, хотя они действовали в составе истребительных подразделений. Немецкие самолеты атаковывались и сбивались над собственными аэродромами, а зачастую и непосредственно на взлете. Организованные групповые вылеты стали невозможными. Так, из 12 вылетов, сделанных немецкими истребителями-бомбардировщиками, только в двух случаях удалось пересечь линию фронта; в остальных десяти — пришлось сбросить бомбы над своей собственной территорией.

Внезапность нападения противника, неблагоприятная погода, вывод из строя важнейших линий связи, медлительность командования, все еще ожидавшего, что высадка основных сил противника произойдет на побережье Па-де-Кале, а также численная слабость и недостаточно высокое качество немецкой авиационной техники — таковы были непосредственные причины того, что ни противник, ни собственные войска не видели в небе над Нормандией, в сущности, ни одного немецкого самолета.

Уже через 10 дней после начала высадки немецкие истребители, помимо уничтожения отдельных самолетов-корректировщиков противника, могли заниматься лишь отражением непрерывных налетов вражеских истребителей-бомбардировщиков на тыловые коммуникации немецких войск. Эта борьба стала их основной задачей. От авиационной поддержки сухопутных войск, связанной с активными действиями за линией фронта, пришлось отказаться.

Как резко изменилась за годы войны картина использования ВВС для непосредственной поддержки наземных войск! [597]

Когда-то немецкие самолеты, действуя в глубине обороны противника, наносили удары по его резервам, артиллерии и танкам, по командным пунктам, путям подхода и важным переправам, парализовали работу железных дорог и пунктов выгрузки в его тылу. Кто мог тогда подумать, что настанет время, когда немецкой авиации придется уклоняться от действий вблизи линии фронта, не говоря уже о проникновении в тыл противника в дневное время. Это произошло не потому, что у немецких летчиков не хватало мужества или воли к борьбе. Нет, в последний год войны в обстановке «неудач» верховного главнокомандования эти качества еще более обострились. Просто дело было в том, что противник, которого все время так недооценивали, сумел превзойти немцев и в смысле уровня техники и в отношении ее количества.

Немецкая авиация все время пыталась оказать поддержку своим сухопутным войскам. В боевой готовности ежедневно находилось 400, 750 и даже 800 самолетов. Практически же использовалось в среднем от 320 до 700 самолетов в день, причем последняя цифра относилась лишь к периоду с 7 по 9 июня 1944 года. Прибытие примерно 350 самолетов усиления в первые дни вторжения, равно как и последующие пополнения, в сущности ничего не меняли в положении дел, поскольку потери уносили почти две трети прибывавших подкреплений, и о каком-либо серьезном наращивании сил нечего было и думать. Среднесуточные потери всех немецких авиационных частей за период до 2 июля 1944 года составили около 38 самолетов (всего было потеряно 1040 самолетов). За тот же период немецкими летчиками сбивалось в среднем по 24 самолета противника в день (всего было сбито 660 самолетов). Кроме того, около 700 самолетов было уничтожено зенитной артиллерией (в среднем по 25 самолетов в сутки).

Немецкие истребители и бомбардировщики сделали около

13 700 боевых самолето-вылетов: количество самолето-вылетов авиации западных союзников за тот же период равнялось примерно 100 000, при этом потери союзников составили не более 1% от этого числа и, в сущности, были для них совершенно нечувствительными. В то же время немцы теряли на

14 300 самолето-вылетов около 7–8% машин. Такие потери были бы вполне терпимыми, если бы силы воюющих сторон были равными или если бы немцы располагали хотя бы 2500 боеспособными самолетами (для этого общее количество наличных самолетов должно было бы равняться примерно 4000). Но предоставить подобное количество самолетов своим ВВС [598] промышленность Германии уже не могла. Хотя остававшиеся на Западе авиасоединения и продолжали использовать всякую возможность, чтобы выполнить посильную боевую работу, они уже не могли оказать решающего влияния на ход войны. Попытки помочь своим войскам путем минирования бухт с воздуха, воздействия на судоходство противника, а также оказания непосредственной поддержки на поле боя не могли уже существенно изменить общую обстановку. Части зенитной артиллерии, сражавшиеся в тесном взаимодействии с наземными войсками, были на фронте основным звеном всей обороны. Часто, быть может даже слишком часто, с ее помощью предотвращались прорывы противника! Когда же зенитные орудия выходили из строя из-за повреждений или недостатка снарядов, зенитчики участвовали в боях в качестве пехотинцев.

Прорыв союзников в районе Авранша, осуществленный 27 июля 1944 года, окончательно предопределил успех их вторжения.

Находившиеся на Западе немецкие силы сумели продержаться на нормандском фронте в течение семи недель. Теперь они были разбиты.

Немецкая авиация приняла бой с противником, однако оказалась слабее его.

ВВС союзников, в особенности США, лишили немецкое командование свободы действий и измотали силы немецкой армии и немецкой авиации.

Благодаря господству в воздухе союзникам неизменно удавалось срывать все планы и приготовления немцев к проведению крупных наземных операций.

Изменить что-либо в создавшемся положении немецкая авиация не могла.

Дальше