Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава двенадцатая.

Секретная элита

Наиболее спорным шагом президента Кеннеди в реорганизации невидимого правительства было назначение Джона Маккоуна на должность начальника ЦРУ. Волевой, с суровой внешностью, мультимиллионер, он не принадлежал к числу тех, кто пользуется любовью своих подчиненных.

«Когда он улыбается, — заметил как-то один из работников ЦРУ, — будьте настороже».

По мере того как Маккоун все выше поднимался по лестнице делового и административного мира, у него появлялось все больше противников и лиц, кому он внушал страх. Так, например, группа влиятельных ученых была крайне возмущена попытками Маккоуна добиться увольнения десяти их коллег из Калифорнийского технологического института в 1956 году.

Эти десять ученых выступили с поддержкой предложения Эдлая Стивенсона о запрещении ядерных взрывов во время кампании по выборам президента в 1956 году. Маккоун, будучи членом попечительского совета института, обвинил ученых в том, что они пошли на поводу у «советской пропаганды» и пытаются «внушить неосведомленным людям, будто радиоактивные осадки, выпадающие после испытаний водородных бомб, опасны для жизни».

Сам Маккоун отрицал, что он добивался увольнения ученых. Однако не все ему поверили, а многих к тому [198] же возмутила резкость выражений, к которым он прибегал, выступая по этому поводу.

Независимо от истории с учеными много толков вызывали баснословные прибыли, полученные Маккоуном от кораблестроения во время последней войны.

Кларк возражал против назначения Маккоуна на том основании, что обладание акциями нефтяных компаний представляет собой для должностного лица «нарушение закона и заслуживает осуждения». Маккоун согласился продать свои акции, но комиссия отказалась даже рассматривать его предложение. Судя по тону обсуждения, биография Маккоуна не только не обеспокоила подавляющее большинство сенаторов, но, наоборот, произвела на них сильное впечатление.

«Я не имел возможности близко знать мистера Маккоуна, — заявил Стром Тармонд, сенатор-демократ от штата Южная Каролина, — мне известна только его репутация. Однако его биография представляется мне символом всего того, что сделало Америку великой».

Вот она, эта биография. Маккоун родился 4 января 1902 года в Сан-Франциско, в богатой семье. В 1922 году он с отличием окончил Калифорнийский университет и получил специальность инженера. В том же году он начал работать на металлургическом заводе фирмы Льюэллин в Калифорнии, а в 1933 году был избран вице-президентом и директором Консолидэйтед стил корпорейшн. В 1937 году он организовал собственную фирму Бехтелъ-Маккоун-Парсонс корпорейшн, специализировавшуюся на проектировании к постройке нефтеочистительных и нефтеперерабатывающих заводов и электростанций в США, Южной Америке, на Ближнем и Среднем Востоке. В 1939 году, после начала войны в Европе, Маккоун совместно с другими фирмами создал компанию Сиэтл-Такома корпорейшн, занимавшуюся постройкой торговых судов для правительства США и Великобритании. Во время войны предприятия Маккоуна занимались также модификацией бомбардировщиков для американских военно-воздушных сил.

После войны Маккоун стал владельцем чугунолитейного завода Джошуа Хенди в Калифорнии и одновременно расширил свои деловые интересы еще в двенадцати крупнейших фирмах, включая Кертис-Райт корпорейшн, Стандард ойл оф Калифорния, Транс уорлд [199] эйрлайнс и другие. В 1947 году Маккоун перешел на государственную службу, на которой находился до конца пребывания Эйзенхауэра на посту президента, последовательно занимая посты: члена комиссии по определению политики в области авиации; специального заместителя министра обороны Джеймса Форрестола, совместно с которым он работал над составлением первых двух бюджетов этого вновь созданного министерства и над подготовкой организации ЦРУ; заместителя министра авиации, а с 1958 года — председателя комиссии по атомной энергии.

На правительственной службе Маккоун получил известность как решительный сторонник доктрины «массированного возмездия», выдвинутой Джоном Фостером Даллесом, теории атомной войны и «твердой» политики в отношении Советского Союза. Маккоун — католик; папа Пий XII наградил его званием Рыцаря Святого Григория и большим крестом ордена Святого Сильвестра.

Все это, вместе взятое, а также утвердившаяся за Маккоуном репутация способного администратора, умеющего заставить подчиненных работать четко и продуктивно, произвели впечатление на Роберта Кеннеди, занятого поисками преемника для Аллена Даллеса.

Решение президента Кеннеди о назначении Маккоуна начальником центрального разведывательного управления, объявленное 27 сентября 1961 года, было неодобрительно встречено официальными кругами Вашингтона.

Члены консультативного совета при президенте США по вопросам разведки выразили крайнее удивление, что президент не нашел нужным заблаговременно посоветоваться с ними. Одновременно вновь всплыл вопрос об инциденте с учеными из Калифорнийского технологического института и о тесных связях Маккоуна с республиканской партией. «Мне кажется, — заметил один из членов совета, — что президенту следовало бы назначить на это место своего человека».

Но именно этого и не хотел делать президент. После событий в заливе Кочинос Кеннеди и ЦРУ были весьма уязвимы для политических нападок республиканцев, особенно представителей правого крыла партии. Назначая правого республиканца на пост главы невидимого правительства, президент Кеннеди явно рассчитывал в какой-то мере отвести от себя критику своих противников. [200]

В декабре Маккоун совершил длительную поездку для ознакомления с организациями ЦРУ в Европе и Азии. 31 января 1962 года вопрос о его назначении рассматривался в сенате и после кратких, но ожесточенных прений был решен положительно семьдесят одним голосом против двенадцати {49}.

За две недели до этого, в письме от 16 января на имя Маккоуна, президент так охарактеризовал новые обязанности начальника ЦРУ: «Я хочу, чтоб вы стали в правительстве основным руководителем нашей разведки за рубежом и осуществляли, как неотъемлемую часть вашей работы, координацию и действенное руководство всеми разведывательными организациями США...

Я ожидаю, что, продолжая нести общую ответственность, как начальник ЦРУ, за деятельность этого учреждения, вы в то же время перепоручите по своему усмотрению какую-то часть руководства конкретными делами ЦРУ своему основному заместителю, с тем чтобы получить возможность выполнять главную задачу руководителя всех разведывательных ведомств».

Президент с одобрением отметил, что Маккоун поручил своему заместителю генералу Картеру представлять центральное разведывательное управление в консультативном совете при президенте по вопросам разведки.

Картер, окончив военное училище в Вест-Пойнте и Массачусетский технологический институт, стал во время второй мировой войны близким помощником генерала Джорджа Маршалла. Как один из видных военных руководителей, Картер во время и после войны участвовал в нескольких конференциях, включая совещание на высшем уровне в Каире в 1943 году, и приобрел некоторый опыт в международных делах.

Несмотря на повышение по службе в связи с назначением на пост заместителя начальника ЦРУ, о чем свидетельствует письмо президента, Картер не питал никаких иллюзий насчет своего положения в центральном разведывательном управлении. Кеннеди хотел назначить заместителем начальника ЦРУ гражданское лицо и согласился [201] на кандидатуру Картера лишь в результате сильного давления со стороны конгрессменов, желавших видеть на этом посту военного. В разговорах со своими старыми приятелями по армии, приезжавшими к нему из Пентагона для инструктажа по разведке, Картер не скрывал, кто является подлинным хозяином ЦРУ. Здороваясь, он обычно говорит: «Приветствую вас во владениях Маккоуна».

Маккоун нес ответственность не только за работу ЦРУ, но и за деятельность всех других государственных ведомств, занимающихся разведкой. Формально он осуществлял это руководство через консультативный совет при президенте по вопросам разведки, состоявший из представителей всех разведывательных ведомств и еженедельно собиравшийся на заседания в новом здании ЦРУ в Ленгли, штат Виргиния, в комнате, расположенной на самом верхнем этаже, рядом с кабинетом Маккоуна. Вместе с тем он наблюдал за их работой и поддерживал неофициальный контакт со всеми основными учреждениями, ведущими разведку: с разведывательными управлениями армии, военно-морских и военно-воздушных сил, комиссией по атомной энергии, федеральным бюро расследований, управлением разведки и исследований государственного департамента, управлением национальной безопасности и с разведывательным управлением министерства обороны.

Разведывательное управление армии

Разведка сухопутных войск, или Джи-2 (G-2), представляет собой старейшее разведывательное ведомство, возникшее еще в годы первой мировой войны. К числу успешных операций, осуществленных этой разведкой во время второй мировой войны, нужно отнести захват целого крупного планового органа нацистов в Северной Африке, своевременное получение карты минных полей противника на Сицилии и захват всей японской тайной полиции острова Окинава.

В свое время разведка сухопутных войск вела бюрократические споры с УСС и некоторыми честолюбивыми разведчиками из военно-воздушных сил, тогда еще не выделенных из армии. После войны в разведку сухопутных войск по указанию президента Трумэна были переведены [202] многие работники УСС. После того как военная авиация развернулась в отдельный вид вооруженных сил, из разведывательного управления армии выделилась разведка ВВС. Часть своих функций разведка сухопутных войск передала вновь сформированному разведывательному управлению министерства обороны. И все же ей удалось сохранить за собой весьма важные функции и службы:

1) сбор разведывательно-технической информации о типах, количестве и качестве вооружения иностранных армий;

2) определение численности, организационной структуры и дислокации иностранных армий, главным образом официальным путем, через военных атташе в основных посольствах США за границей;

3) службу контрразведки, в обязанности которой входило обнаружение и предотвращение государственной измены, шпионажа, саботажа, азартных игр, проституции и спекуляции; 4) снабжение правительственных органов картами с помощью картографической службы армии.

Разведывательное управление военно-морских сил

Разведывательное управление военно-морских сил (Office of Naval Intelligence, ONI) — самый небольшой из разведывательных органов видов вооруженных сил. В 1961 году в нем насчитывалось 2600 человек, причем численность его персонала, несомненно, еще более уменьшилась в результате передачи некоторых функций военно-морской разведки разведывательному управлению министерства обороны. В отличие от армии в ВМС нет своей контрразведки. Военно-морская разведка также использует атташе и имеет своих людей во всех учреждениях и частях военно-морских сил как на берегу, так и на кораблях. Основная задача разведки ВМС состоит в сборе информации об иностранных военно-морских силах. Военно-морская разведка особенно тщательно наблюдает за советским подводным флотом и составляет подробные досье на крупнейшие в мире порты, пристани и описания побережья.

Разведывательное управление военно-воздушных сил

Разведка военно-воздушных сил, или А-2, больше всех других военно-разведывательных учреждений оснащена специальной аппаратурой. Имеющиеся в ее распоряжении [203]

новейшие электронные приборы служат для определения мощи ракетного и бомбардировочного оружия и радиолокационной сети Советского Союза, а также его возможностей в области запуска спутников.

Разведка с помощью новейших электронных средств собирает разведывательную информацию. По распоряжению Пентагона военно-воздушные силы ведут наблюдение за всеми спутниками-шпионами, пролетающими над Советским Союзом. Отдел учета объектов анализирует собранную разведывательную информацию и ведет учет вероятных объектов на территории противника.

Здесь же составляется и печатается «Бомбардировочная энциклопедия», представляющая собой резюме информации об объектах. Отдел внешних сношений руководит военно-воздушными атташе в различных странах мира. В составе разведки ВВС имеется также отдел оповещения и оценки серьезности угроз.

Комиссия по атомной энергии

Комиссия по атомной энергии (Atomic Energy Commission) несет ответственность за оценку ядерного потенциала Советского Союза и других держав, обладающих атомным оружием. С 1948 года Соединенные Штаты ведут круглосуточное дозиметрическое наблюдение за атмосферой для обнаружения радиоактивных частиц от ядерных испытаний. Пробы воздуха берут самолеты У-2 и другие самолеты во время высотных полетов. В результате анализа проб комиссия по атомной энергии может определить не только факт взрыва, но и тип и мощность взорванных зарядов. Комиссия играет важную роль в анализе предложений о запрещении атомных испытаний. Она ведет большую работу по изысканию методов укрытия атомных взрывов от обнаружения и по раскрытию аналогичных методов, разработанных в других странах.

В соответствии с законом о ее создании и в результате ее тесной связи с соответствующей объединенной комиссией конгресса комиссия по атомной энергии (ее информационный отдел) является одним из наиболее автономных органов невидимого правительства. Покидая Белый дом, Эйзенхауэр, в частности, сказал Кеннеди: «Отсюда вы можете управлять многим. Однако комиссия по атомной энергии относится к числу тех учреждений, управлять которыми вы не сможете». [204]

Федеральное бюро расследований

В качестве следственной части министерства юстиции ФБР (Federal Bureau of Investigations, FBI), помимо всего прочего, несет ответственность за обезвреживание шпионов. Эта обязанность, в отличие от возложенного на бюро расследования обычных уголовных преступлений, превращает ФБР в разведывательное ведомство, являющееся частью невидимого правительства. Помощник начальника ФБР Эдгара Гувера входит в состав консультативного совета при президенте США по вопросам разведки. Специальный чиновник поддерживает связь между ФБР и ЦРУ и ежедневно является на работу в аппарат центрального разведывательного управления в Ленгли.

Фактически работу по контршпионажу ведет тщательно засекреченный 5-й, или контрразведывательный, отдел, возглавляемый Уильямом Салливаном и ведающий делами по борьбе со шпионажем, саботажем и подрывной деятельностью. Специальные чиновники ФБР постоянно ведут контрразведывательную работу в Майами, Нью-Йорке и Вашингтоне; кроме того, в каждом из пятидесяти пяти отделений ФБР, разбросанных на территории США, имеются для этой цели специальные сотрудники. В случае необходимости на расследование дел по шпионажу переключаются чиновники, ведущие расследование по обычным уголовным делам.

Из 650 тысяч дел, расследованием которых ФБР занималось в 1963 году, около 20 процентов приходится на дела по шпионажу или о нарушениях правил соблюдения секретности, хотя точное количество таких дел засекречено.

ФБР ведет контрразведывательную работу на территории собственно Соединенных Штатов. Во время второй мировой войны оно распространяло свою деятельность на страны Западного полушария и раскрыло несколько нацистских шпионских организаций, но после войны разведка и контрразведка были переданы центральному разведывательному управлению и военным ведомствам. И все же, вопреки общераспространенному мнению, ФБР имеет своих представителей кое-где и за границей. Они числятся служащими американских посольств, выступая обычно в качестве атташе по правовым вопросам. [205]

В 1964 году в ФБР работало 14239 сотрудников, причем 6014 из них — в качестве оперативных агентов. Бюджет ФБР в 146 миллионов 900 тысяч долларов — один и самых незначительных для органов невидимого правительства, хотя контрразведывательная работа ФБР исключительно важна с точки зрения безопасности страны.

Управление разведки и исследований государственного департамента

По мнению одного из бывших директоров этого управления (Bureau of Intelligence and Research, INR, иногда используется сокращение BIR), Роджера Хилсмена, оно названо так неправильно.

«Говоря откровенно, — сказал он в 1961 году на заседании бюджетной подкомиссии палаты представителей конгресса, — меня беспокоит в этом названии слово «разведка». Дело в том, что мы, по сути, не являемся разведывательным учреждением и не собираем непосредственно разведывательную информацию.

Наша основная задача заключается в оценке и анализе уже полученной информации... Наша деятельность связана с работой разведок. Информацию мы получаем от учреждений, собирающих ее, и из докладов дипломатических работников, находящихся за границей и подчиняющихся соответствующим посольствам».

Таким образом, по словам Хилсмена, управление пользуется только информацией, добытой дипломатической службой, ЦРУ, военными атташе, а также из документов и карт, опубликованных в других государствах. Оно анализирует всю эту информацию для государственного секретаря и для других разведывательных учреждений.

Главная задача представителя управления в консультативном совете при президенте по вопросам разведки состоит в том, чтобы оценка политических, социальных и экономических фактов, собранных различными военными ведомствами, отражала точку зрения государственного департамента.

Управление является единственной из всех организаций, входящих в консультативный совет по вопросам разведки, чей бюджет не засекречен. Это подтверждает, что никакой секретной работы это ведомство не ведет. [206]

В управлении работает около 350 человек, и расходует оно ежегодно примерно 2 миллиона 800 тысяч долларов (год от года эти данные несколько меняются). Оно ежегодно выпускает около шестнадцати тысяч страниц аналитических материалов политического, социологического и биографического характера. 40–60 процентов сырого материала для этих анализов извлекается из докладов посольств США за границей. Управление использует научные работы университетов и периодически поручает различным ученым составление докладов по отдельным вопросам. Оно ежедневно представляет обработанную информацию государственному секретарю.

Управление разведки и исследований государственного департамента, ФБР, комиссия по атомной энергии и разведывательные управления видов вооруженных сил с точки зрения количества занятого в них персонала, расходуемых средств и своего влияния представляют собой наименее важные органы невидимого правительства. Наиболее мощными являются управление национальной безопасности, разведывательное управление министерства обороны и центральное разведывательное управление. [207]

Дальше