Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава тринадцатая.

Управление национальной безопасности

Управление национальной безопасности (УНБ) {50}, вероятно, наиболее засекреченный орган невидимого правительства. Оно стремится скрыть характер своей деятельности в еще большей степени, чем центральное разведывательное управление.

Общая характеристика функций ЦРУ была дана конгрессом в законе о национальной безопасности, принятом в 1947 году. Но задачи управления национальной безопасности были определены лишь в секретной директиве президента при организации этого ведомства в 1952 году.

Единственное официальное описание задач УНБ приводится в «Справочнике по правительственным органам США», где расплывчато сообщается, что «управление национальной безопасности выполняет высокоспециализированные технические и координационные функции, относящиеся к национальной безопасности».

Тем не менее не секрет, что УНБ разрабатывает шифры для Соединенных Штатов и расшифровывает иностранные, хотя получить официальное подтверждение даже этого очевидного факта невозможно. В отличие от Аллена Даллеса и других высокопоставленных чиновников центрального разведывательного управления, иногда выступающих в прессе и по телевидению, чиновники УНБ категорически отказываются давать какиелибо интервью.

Управление национальной безопасности является составной частью министерства обороны, и находится в [208] ведении и под наблюдением заместителя министра по исследованиям и разработкам. Различные лица, время от времени сменяющиеся на этом посту, тоже хранят молчание относительно характера деятельности этого управления.

В годы президентства Эйзенхауэра управлением национальной безопасности руководили военные, но Кеннеди, а потом Джонсон возложили эту обязанность на гражданских лиц с более широкой научной подготовкой.

В 1963 году на пост начальника УНБ был назначен доктор Юджин Фубини. Сенат без особых осложнений утвердил назначение. На заседании комиссии по делам вооруженных сил 27 июня 1963 года Тармонд подробно расспрашивал Фубини о его политической деятельности в Италии до эмиграции в США в 1939 году.

Фубини признал, что он состоял членом фашистской студенческой организации. Ученый сообщил, что он никогда не был связан ни с коммунистами, ни с социалистами. Из его биографии вытекало также, что во время второй мировой войны он успешно справлялся с обязанностями научного консультанта и технического наблюдателя армии и военно-морского флота Соединенных Штатов в Европе.

После войны Фубини поступил в лабораторию авиационных приборов и работал над секретными электронными системами. Еще перед своим назначением в Пентагон Фубини окончательно пришел к выводу, что служба безопасности США нуждается в улучшении.

Фубини и его подчиненные составили длинный перечень фактов разглашения государственных секретов через прессу и другими путями. Заметное место в перечне занимают публичные выступления министра обороны Макнамары и его заместителя Росуэла Гилпатрика. По мнению Фубини, его шефы, особенно Макнамара, в выступлениях по телевидению после кризиса в Карибском море, стремясь поддержать политику правительства, не соблюдали должной осторожности, когда речь заходила о вопросах государственной безопасности.

Озабоченность Фубини полностью разделяет агентство, которым он руководит. Трехэтажное здание агентства в Форт-Миде, штат Мэриленд, окружено двойной изгородью двухметровой высоты из колючей проволоки. [209]

Изгородь охраняется круглосуточно, охрана вооружена пулеметами, постоянно находящимися в боевой готовности.

Охрана имеется и внутри помещения. Само здание меньше Пентагона, но больше помещения, занимаемого аппаратом ЦРУ в Ленгли. Здесь размещены сверхскоростные вычислительные машины, сложное радио — и электронное оборудование. Утверждают, будто здесь больше электропроводки, чем в любом другом здании мира.

Специальные конвейеры, обеспечивающие неприкосновенность документов, доставляют их к месту назначения с большой скоростью.

Строительство здания управления национальной безопасности, законченное в 1957 году, обошлось в 30 миллионов долларов. Здесь же находится хорошо оборудованный госпиталь с операционным залом и кабинетами зубных врачей, восемь закусочных, кафетерий, зал для собраний и отделение банка. Все окна в здании закрыты наглухо, и открывать их запрещено.

Прием на службу в управление обставляется особыми предосторожностями. Лица, подавшие заявления о приеме, подвергаются испытанию на «детекторе лжи» и после зачисления на службу проходят тщательный инструктаж о сохранении секретов. Инструктаж периодически повторяется; кроме того, сотрудники УНБ обязаны время от времени перечитывать соответствующие инструкции, что подтверждают специальными подписками.

И все же, несмотря на эти меры, в управлении национальной безопасности было достаточно неприятностей из-за нарушения порядка хранения секретов. В 1960 году в Россию бежали два молодых математика — Уильям Мартин и Бернон Митчелл {51}. На пресс-конференции в Москве они детально описали характер деятельности управления. Мартин и Митчелл в какой-то мере ответственны за уход в отставку начальника отдела личного состава УНБ и за увольнение двадцати шести других сотрудников управления.

Их поступок побудил палату представителей конгресса принять 9 мая 1963 года закон, предоставляющий министру обороны такие же абсолютные права в отношении служащих управления национальной безопасности, какими начальник ЦРУ пользуется в отношении своих подчиненных. По этому закону, внесенному комиссией по [210]

расследованию антиамериканской деятельности, министр обороны получил право увольнять любого работника управления, если возникли сомнения в его преданности, причем без объяснения причин увольнения и без права его обжалования. Закон установил также, что все лица до поступления на службу в управление должны проходить тщательную, всестороннюю проверку.

Конгрессмен от штата Луизиана демократ Эдвин Уиллис (член комиссии по расследованию антиамериканской деятельности), убеждая палату представителей принять законопроект, подчеркивал, что УНБ «осуществляет наиболее сложные разведывательные мероприятия нашего правительства... Управление национальной безопасности играет настолько узкоспециальную роль в обеспечении обороны и безопасности Соединенных Штатов, что ни один посторонний, по существу, не в состоянии сказать, чем оно занимается. Деятельность управления является тайной не только для непосвященных лиц, но и для государственных учреждений. Комиссия по делам гражданских служащих, которая может на основании существующих законоположений проверить, соответствуют ли выполняемые государственным чиновником обязанности его штатной должности, не имеет права интересоваться, чем заняты сотрудники управления национальной безопасности».

Дело Мартина и Митчелла хотя и заставило палату представителей конгресса предпринять кое-какие меры, однако было всего лишь одним из нескольких сенсационных скандалов, весьма основательно затронувших УНБ.

Так, в 1954 году был осужден Джозеф Петерсен. Его обвиняли в том, что он копировал документы управления национальной безопасности и передавал их иностранному государству. Судя по судебным протоколам, обвинение утверждало, что «Петерсен делал заметки или снимал копии с некоторых секретных документов, которые показывали, что Соединенные Штаты успешно читают шифры, применяемые Голландией». Голландское посольство в Вашингтоне признало, что оно обменивалось с Петерсеном секретной информацией, но исходило при этом из предположения, что он действует с ведома своих начальников.

22 июля 1963 года в газете «Известия» было опубликовано [211] письмо американца арабского происхождения Виктора Норриса Гамильтона с просьбой о предоставлении ему права убежища в Советском Союзе. По словам Гамильтона, он работал в одном из отделов управления национальной безопасности, который занимался перехватом и расшифровкой секретных указаний правительств арабских стран своим делегациям в ООН. Гамильтон утверждал, что представитель США в ООН Генри Кэбот Лодж прислал в управление письмо, в котором выражал благодарность за полученную информацию. Пентагон признал, что Гамильтон действительно работал в УНБ.

Еще более серьезный случай произошел в управлении в июле 1963 года. Сотрудник управления старший сержант Джек Данлеп покончил жизнь самоубийством, когда стало известно, что он в течение двух лет продавал совершенно секретные документы УНБ. Представитель Пентагона охарактеризовал дело Данлепа как «в тридцать — сорок раз более серьезное, чем история с Митчеллом и Мартином».

Все эти скандалы приоткрыли завесу тайны, окружавшую управление национальной безопасности. Многие факты косвенно подтвердились представителями Пентагона в их противоречивых заявлениях по поводу того или иного случая, а также комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в опубликованном ею докладе, в котором особенно серьезное значение придавалось переходу в Советский Союз Мартина и Митчелла.

Все, что стало известным, дает возможность составить следующее представление об управлении национальной безопасности.

Управление делится на четыре основных отдела:

Производственный отдел пытается расшифровывать шифры Советского Союза, коммунистического Китая и других коммунистических стран, шифры нейтральных стран и союзников США.

Научно-исследовательский отдел ведет криптоаналитическую работу, используя вычислительные машины, изучает распространение радиоволн и разрабатывает новую аппаратуру связи.

Отдел скрытности связи составляет новые американские шифры и обеспечивает их сохранение в тайне. [212]

Отдел безопасности осуществляет проверку личного состава агентства, проводит испытания с помощью «детектора лжи» и дает заключения о преданности и честности чиновников УНБ.

Читая секретную переписку более чем сорока стран, включая наиболее дружественные, управление национальной безопасности делится частью своих секретов с английской разведкой — так, по крайней мере, утверждают Мартин и Митчелл. Управление поставляет шифровальные машины другим государствам, а затем, поскольку оно знает их конструкцию, расшифровывает обработанные с помощью этих машин сообщения.

Управление национальной безопасности собирает информацию с помощью более двух тысяч своих станций радиоперехвата, разбросанных по всему миру. Конструкция аппаратуры этих станций позволяет фиксировать все электронные излучения и радиопередачи социалистических стран: отсчеты времени на стартовых позициях ракет, характерные звуки промышленных предприятий, приказы о передвижениях войск, приказания командования ПВО радиолокационным установкам и частям истребительной авиации.

Кроме того, управление оснащало разведывательной радиотехнической аппаратурой самолеты У-2 и другие машины, летавшие над Советским Союзом (до 1960 года) и над коммунистическим Китаем. Иногда проводились специальные полеты вдоль границ социалистических стран для электронной разведки, в процессе которой устанавливалась дислокация радиолокационных станций и определялись их специфические данные. Иногда эти самолеты совершали полеты вдоль границы воздушного пространства СССР, позволяя тем самым расположенным поблизости радиолокационным и подслушивающим установкам США проанализировать, как будет реагировать советская противовоздушная оборона.

На управление национальной безопасности возложена ответственность за состояние постоянно действующей линии связи между президентом США и председателем Совета Министров Советского Союза. Управление занимается также подслушиванием телефонных разговоров. [213]

Дальше