Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Часть первая.

Операции

1. Общий обзор флота

Адмирал Томас Харт принял командование Азиатским флотом Соединенных Штатов 25 июля 1939 года{3} , когда отношения с Японией уже сделались напряженными из-за непрекращающейся японской агрессии в Китае и потопления японцами полтора года назад американской канонерки «Панай» на реке Янцзы. С течением времени эти отношения нисколько не улучшились, и по мере роста японской военной мощи случаи оскорбительного обращения Японии с большинством иностранцев в Китае, особенно с американцами, все более учащались.

К концу сентября 1940 года японская армия вступила в северную часть Французского Индокитая с целью помешать военным поставкам [14] для войск Чан Кай-ши, шедшим через Ханой. Тогда же Япония подписала Тройственный союз с Германией и Италией. Наряду с прочим этот пакт признавал право Японии устанавливать в Азии «новый порядок» и клятвенно заверял, что страны Оси будут «помогать друг другу всеми политическими, экономическими и военными средствами, если одна из них подвергнется нападению со стороны Соединенных Штатов».

В ответ на это президент Франклин Рузвельт ввел эмбарго на продажу металлолома всем странам, кроме входящих в Британское Содружество и государств Западного полушария. Кроме того, он провел через конгресс закон об избирательной воинской службе и военной подготовке, по которому шестнадцать миллионов американцев были поставлены на воинский учет.

Для адмирала Харта все эти события были подобны огненным письменам на стене. Он приказал вывести из Китая все крупные суда флота и 21 октября 1940 года установил свою постоянную штаб-квартиру в Маниле. С этого времени к северу от филиппинских вод не действовали никакие корабли Азиатского флота, за исключением канонерок в Китае да изредка проходящих транспортных судов. Кроме того, когда на Филиппины прибывала замена для частей морской пехоты в Тяньцзине и Пекине, ее не отправляли в Китай, а оставляли на месте. Позже эта практика была распространена и на расположенный в Шанхае 4-й батальон морской пехоты, благодаря чему численность всех отрядов морской пехоты в Китае постоянно сокращалась, а на Филиппинах — увеличивалась.

К концу 1940 года отношения с Японией постепенно шли к неотвратимому разрыву. Высокопарные политики и прочие деятели в Америке обрушивали на японцев все возрастающий град угрожающих речей — в основном неофициальных, но попадавших в газетные «шапки» по всему миру. Харт смотрел на такие заявления с большой тревогой. Он писал: «Угрозами от японцев никогда не удавалось ничего добиться, в силу их психологии угрозы, скорее всего, только помешают им принять правильное решение» {4} . Однако в основном его беспокоило то, [15] что эти поджигательские речи насторожат японцев и привлекут их внимание к замышлявшемуся тогда укреплению слабых вооруженных сил на Филиппинах.

Согласно сделанному адмиралом в начале ноября 1940 года анализу положения (с которым согласилось министерство ВМФ), Япония намеревалась расширить сферу своей агрессии, которая будет, по всей вероятности, направлена на юг. С учетом этого к концу ноября 1940 года из Азиатского региона было эвакуировано более 2000 членов семей моряков. Через несколько месяцев за ними последовали и члены семей военнослужащих сухопутных сил.

В середине ноября 1940 года Харт мог воспрянуть духом, когда получил письмо от адмирала Джеймса Ричардсона, главнокомандующего американским флотом. Ричардсон писал, что готовит к возможной отправке в Ост-Индию отряд кораблей в составе четырех тяжелых крейсеров, одного авианосца, девяти эсминцев и четырех минных заградителей, передаваемых в подчинение Азиатскому флоту.

К январю 1941 года все боевые единицы Азиатского флота усиленно занимались боевой учебой с целью добиться оперативной готовности на случай любого развития событий. Эти учения, проводившиеся в основном на юге Филиппинского архипелага, продолжались до конца октября. Это был трудный период для всех участников маневров, так как корабли почти все время находились в море, и весьма далеко от Манилы. А когда они все же возвращались для чего-то иного, кроме необходимого текущего ремонта и профилактики, то оставались в порту ровно столько, сколько требовалось для пополнения припасов и предоставления экипажу возможности несколько ночей расслабиться в городе.

Следует упомянуть, что адмиральская директива о подготовке распространялась и на двадцать восемь гидропланов PBY 10-го патрульного авиакрыла и четыре их плавбазы. Базирующееся в Сэнгли-Пойнте, на южной стороне Манильской бухты, это крыло, в отличие от остального флота, никогда не имело никакого отношения к Китаю. Его деятельность ограничивалась Филиппинскими островами. С лета 1939 года, [18] когда оно было создано, это крыло, опираясь на свои плавбазы, действовало в качестве так называемого «нейтрального патруля», в основную задачу которого входило сообщать о передвижениях японских кораблей. Кроме того, оно подыскивало подходящие якорные стоянки, которые в случае войны могли послужить гидроаэродромами. В 1940 году в нескольких таких местах были спрятаны бочки с авиационным бензином и другие необходимые припасы.

В мае 1941 года адмирал Харт узнал, что обещанное Ричардсоном подкрепление, на которое он так рассчитывал, — авианосец, крейсера, эсминцы и минные заградители — не придут. Однако он получил двадцать три новых подводных лодки океанского типа; вдобавок к уже имеющимся здесь шести старым субмаринам они обеспечили его флоту потенциальную ударную силу. В том же месяце стало очевидным, что задержки с доставкой нефти в Японию, чинимые со стороны англичан и голландцев, препятствуют последней добиться годового притока нефти в 1 800 000 тонн, что было необходимо для удержания на плаву японской военной машины и экономики. Контролируемый англичанами и голландцами, поток другого необходимого сырья тоже все больше и больше ограничивался. Фактически положение Японии становилось отчаянным и ей, как загнанной в угол крысе, требовалось как можно быстрее сделать ответный ход, если она хотела выжить.

Первое крупное перемещение на юг своих сил японцы сделали 24 июля 1941 года. Встретив не более чем символическое сопротивление со стороны вишистской Франции, их армия заняла весь Французский Индокитай, в то время как флот вошел в порты Сайгона, Турана (ныне Дананг) и Камрани, В ответ на это президент Рузвельт приказал заморозить все японские активы в банках Соединенных Штатов и наложил эмбарго на поставки нефти в Японию, к которому тут же присоединились англичане и голландцы.

Министерство ВМФ указало Харту, что в случае войны он должен развертывать свои надводные силы в южном направлении, поскольку Сингапур рассматривался как естественная операционная база до прибытия поддержки со стороны тяжелых [19] боевых единиц Тихоокеанского флота. Ожидалось, что англичане в течение нескольких месяцев пришлют в Сингапур подкрепление в составе авианосца, семи линкоров, четырех тяжелых и тринадцати легких крейсеров. Два крупных боевых корабля, самый мощный линкор Великобритании «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипало уже шли в Сингапур. Вместе с ними ко 2 декабря должен был прийти и английский авианосец «Индомитебл», но по пути он сел на мель и проходил ремонт. Однако на тот момент у англичан было на Дальнем Востоке только три эсминца.

В начале ноября министерство ВМФ приказало Харту вывести из Китая 4-й батальон морской пехоты, как он сам же и рекомендовал. К 1 декабря 1941 года около 750 морских пехотинцев этого батальона прибыли в Манилу. Вместе с уже находившимися здесь силами морской пехоты они составили ударную боевую часть примерно в 1600 солдат и офицеров, которые позднее отважно сражались, защищая Батаан и Коррехидор. Оставшихся в Китае морских пехотинцев и служащих ВМФ эвакуировать было уже поздно, попытавшийся это сделать пассажирский лайнер «Президент Гаррисон» оказался захвачен японцами.

В середине ноября доклады разведки о передвижении значительного числа транспортных судов японской армии вдоль побережий Индокитая и Китая предвещали либо перевозку подкреплений оккупационным силам в Южном Индокитае, либо японское продвижение в Таиланд. Однако разведка ничего не сообщала об активности японского флота. В то же время ведущиеся в Вашингтоне длительные переговоры Госдепартамента с японским послом Китисабуро Номурой и специальным посланником Сабуро Курусу, направленные на смягчение напряженности на Дальнем Востоке, похоже, зашли в тупик. Ввиду этого, а также своей убежденности в том, что Япония планирует новые агрессивные действия на юге, адмирал Харт принялся развертывать свои надводные и воздушные силы в направлении южных Филиппин и Восточного Борнео{5} . [20]

29 ноября 1941 года он получил вот такое зловещее сообщение от начальника штаба ВМФ:

«Данное сообщение должно рассматриваться как предупреждение о возможной войне. Переговоры с Японией, имеющие целью стабилизацию условий на Тихом океане, прекращены; в последующие несколько дней следует ожидать агрессивных действий со стороны Японии. Численность и снаряжение японских войск и организация оперативных соединений флота указывают на намерение высадить десант либо на Филиппинах, либо на перешейке Кра, либо, возможно, на Борнео. Произведите надлежащее оборонительное развертывание, готовясь к выполнению задач, положенных по WP-46. Проинформируйте окружные власти и командование армейских частей. Подобное же предупреждение направлено и военным министерством. SPENAVO (Специальный Наблюдатель от ВМФ, Лондон) проинформирует Великобританию».

Контр-адмирал Уильям Глассфорд, командующий патрульной эскадрой на реке Янцзы, получивший приказ вывести из Китая свои корабли и личный состав, прибыл в Манилу 5 декабря. Две из находившихся под его командованием канонерок, престарелые «Уэйк» (PR-3) и «Тутуилу» (PR-4){6}  ему пришлось оставить в Китае, но все остальные благополучно дотянули до Манилы. Как только Глассфорд прибыл на канонерке «Лусон» (PR-7) в Манильский порт, «Патруль Янцзы» тотчас же расформировали, а его корабли включили в состав 5-го оперативного соединения, флагманом которого являлся тяжелый крейсер «Хьюстон».

В тот же день в Манилу прибыл сэр Том Филлипс, новый главнокомандующий Дальневосточным флотом Великобритании. Он провел секретное совещание с адмиралом Хартом и генерал-лейтенантом Дугласом Макартуром, вновь призванным 28 июля 1941 года на действительную службу и поставленным [21] командовать недавно сформированными Дальневосточными вооруженными силами США. Обсуждение вращалось в основном вокруг срочной необходимости подкрепить Королевский флот двумя дивизионами американских эсминцев. «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» сопровождались в Сингапур всего четырьмя эсминцами, а два из трех других, находящихся под командованием Филлипса, отрядили на защиту Гонконга. Харт, во флоте которого имелось только три дивизиона эсминцев, не мог оказать англичанам какую-либо помощь. Тем не менее когда на следующий день английский самолет-разведчик доложил, что крупные десантные силы японцев движутся на запад через Сиамский залив, Харт сразу же приказал одному дивизиону своих эсминцев идти на всех парах в Сингапур.

В ходе этого совещания присутствующие не составили никаких планов совместных действий союзных кораблей в случае войны. Адмирала Филлипса больше волновало использование английских кораблей для защиты морских путей снабжения, а также конвоев, везущих с запада в Сингапур припасы и подкрепления. Хотя представители английского, голландского и американского флотов на Дальнем Востоке почти два года уже неофициально обсуждали совместные операции, ни к чему определенному это в итоге не привело.

Это стало большим несчастьем для всех. Когда через месяц после начала войны такое сотрудничество стало настоятельной необходимостью, совместное командование пришлось сколачивать в спешке; ему пришлось действовать на сиюминутной основе, при отсутствии общих сигналов и кодов и слабом сотрудничестве между боевыми единицами флотов — не говоря уж о сотрудничестве между сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами.

К 6 декабря 1941 года неизбежность войны с Японией понимали уже все. Вопрос заключался лишь в том, где именно она вспыхнет. На кораблях Азиатского флота, в отличие от кораблей в Штатах, служили почти полностью укомплектованные и хорошо обученные экипажи. Когда разразится война, они будут готовы к ней. Однако с сухопутными силами на Филиппинах дело обстояло совсем иначе. [22]

Подчиненные генералу Макартуру войска к апрелю 1941 года состояли из обученной армии численностью в 200 000 бойцов (в основном филиппинцев), оснащенной танками и тяжелой артиллерией и поддерживаемой авиацией численностью в 256 современных бомбардировщиков и 195 истребителей. К первой неделе декабря 1941 года, через четыре месяца после начала этой массированной, но запоздалой попытки организовать боеспособные войска, построить учебные полигоны и подготовить новобранцев, дело продвигалось довольно успешно. Тем не менее Макартур имел лишь около 130 000 бойцов, 100 000 из которых были недавно призванными и плохо вооруженными филиппинскими новобранцами. Кое-какое тяжелое вооружение (например, танки и артиллерийские орудия) уже прибыло на острова, но в далеко не достаточном количестве. Авиация имела всего 35 бомбардировщиков Б-17 и 107 истребителей. И не важно, что из Штатов уже плыло новое вооружение — подчиненная Макартуру армия была ни в коем случае не готова к войне.

Японская ударная волна обрушилась на Филиппины в первые часы утра 8 декабря 1941 года. Бойня на «шеренге линкоров» в Перл-Харборе означала, что Азиатскому флоту, не располагавшему авианосцами и не готовому отражать воздушные и морские армады японцев в ходе затяжной войны, приходилось действовать в одиночку. В части воздушной поддержки он зависел от армии, но лишился и ее, когда японские воздушные удары по Филиппинам выбили у авиации Макартура две трети истребителей и более половины бомбардировщиков{7} .

Два дня спустя японские бомбардировщики беспрепятственно уничтожили военную верфь Кавите, ликвидировав, [23] таким образом, единственную на Дальнем Востоке сколь-нибудь значительную ремонтную базу Азиатского флота. Однако оставались еще доступны мастерские и доки на большой английской военной базе в Сингапуре; кроме того, моряков утешало сознание того, что в Сингапуре находятся мощные корабли Великобритании — «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Но тут союзников вновь постигла катастрофа. В тот же день, когда японцы разнесли в клочья военную верфь Кавите, «Принс оф Уэлс» и «Рипалс» очертя голову бросились мешать высадке японцев в Малайе — в результате чего были перехвачены и потоплены ордами вражеских бомбардировщиков. Теперь уже сам Сингапур оказался под угрозой, а в случае его падения единственными верфями для обслуживания флота остались бы только мастерские, имеющиеся на небольшой базе голландского флота в Сурабае на острове Ява

Для понимания положения Азиатского флота следует сравнить его состав с составом противостоящих ему сил. Подчиненные адмиралу Харту корабли, о которых будет подробно рассказано в последующих главах, состояли из 1 тяжелого и 2 легких крейсеров, 13 эсминцев с их плавучей базой, 23 больших подводных лодок океанского типа, 6 малых подводных лодок типа «S» и 3 плавучих баз, 28 гидропланов PBY и 10 одномоторных вспомогательных гидропланов вместе с 4 плавучими базами гидроавиации, а также 6 торпедных катеров, 6 тральщиков, 1 спасательного судна для подводных работ, 1 флотского буксира. Кроме того, имелась пестрая смесь прибрежных канонерок, речных канонерок, яхт и одного портового судна А у японцев в Юго-Восточной Азии имелось 10 линкоров, 10 авианосцев, 18 тяжелых крейсеров, 113 эсминцев, 63 подводные лодки и сотни истребителей и бомбардировщиков наземного базирования.{8}  [25]

Это сокрушительное превосходство в силах над Азиатским флотом мало меняло и присутствие в Юго-Восточной Азии военных кораблей союзников. Голландцы могли предоставить в распоряжение союзного командования лишь два легких крейсера, один лидер{9}  и семь эсминцев, двенадцать подводных лодок и несколько гидросамолетов PBY. Поддержка кораблей авиацией наземного базирования напрочь отсутствовала, так как большую часть голландских истребителей отправили защищать Сингапур, а те немногие американские машины Р-40, какие добрались до Явы, были вскоре уничтожены. Англичане в Сингапуре, потеряв два крупных боевых корабля, столкнулись с большими трудностями в защите своих морских коммуникаций с запада — поэтому те немногие крейсеры и эсминцы, какие они могли выкроить из других районов, использовались только для данной цели.

Благодаря предусмотрительности адмирала Харта все крупные корабли Азиатского флота, за исключением субмарины «Силайон» (SS-195), которая проходила ремонт на военной верфи Кавите и была потоплена при воздушной бомбардировке, а также плавучей базы подводных лодок «Канопус» (AS-9), которую держали в Маниле для обслуживания подводных лодок, спаслись от уничтожения, отступив в Голландскую Ост-Индию.

Чтобы как можно лучше противостоять японской угрозе, 2 декабря 1941 года адмирал Харт разделил свой флот на два оперативных соединения. 1-е оперативное соединение, находившееся под его непосредственным командованием, имело штаб-квартиру в Маниле, откуда адмирал планировал руководить действиями своих подводных лодок и самолетами PBY из 10-го патрульного крыла. 5-е оперативное соединение, находившееся под командованием адмирала Глассфорда, состояло из двух крейсеров этого флота, всех его эсминцев и всех прочих его надводных кораблей — за исключением плавучих баз подводных [26] лодок и гидросамолетов, которые требовались для поддержки операций на Филиппинах. Планировалось, что в случае войны корабли 5-го оперативного соединения сразу же отойдут на юг и будут базироваться либо в Сингапуре, либо в портах Голландской Ост-Индии — несмотря на полное отсутствие договоренности об этом с англичанами и голландцами.

Начало войны и внезапность, с которой японцы захватили контроль над филиппинским небом, сразу же вынудили произвести изменения в составе обоих соединений. Например, легкий крейсер «Бойс» (CL-47), недавно сопровождавший армейский конвой из Соединенных Штатов в Манилу, все еще находился в филиппинских водах и получил приказ присоединиться к 5-му оперативному соединению. Поскольку вражеские бомбардировщики наверняка уничтожили бы три крупных вспомогательных судна — плавучую базу гидросамолетов «Лэнгли» (AV-3), танкеры «Тринити» (АО-13) и «Пекос» (АО-6), — то в первый же день войны Харт приказал им заправиться, пополнить припасы и уходить из Манильской бухты на юг, на соединение с кораблями под командованием Глассфорда.

После бомбардировки военной верфи Кавите двум из трех плавучих баз подводных лодок — плавбазам «Холланд» (AS-3) и «Отус» (AS-20) — тоже приказали идти в Голландскую Ост-Индию, оставив обслуживать субмарины в Манильском заливе только «Канопус» (AS-9). Вдобавок 10-му патрульному крылу, которое меньше чем за неделю потеряло в боях с врагом больше трети самолетов PBY, тоже приказали перебазироваться в Ост-Индию. Таким образом, к середине декабря все главные надводные боевые единицы Азиатского флота, часть подводных лодок и одна плавбаза действовали под руководством командующего 5-го оперативного соединения.

Планы Харта воевать со своими субмаринами из Манильской бухты подверглись серьезной угрозе, когда ему пришлось обходиться всего одной плавбазой. Когда японские войска высадились на Лусоне и к 23 декабря уже маршировали в сторону столицы Филиппин, всякие мысли о боевых действиях подводных лодок из Манильского залива пришлось выкинуть за [27] борт. После того как американские и филиппинские войска отступили к своей последней черте, на полуостров Батаан, а на Манилу обрушились японские бомбы, Макартуру не оставалось иного выхода, кроме как в полночь 24 декабря провозгласить столицу Филиппин «открытым городом». С этой минуты всякая деятельность американской армии и флота в Маниле прекратилась, и Харт спешно перебазировался со своим штабом на островную крепость Коррехидор.

Поскольку всякая надежда на безопасные базы для кораблей Азиатского флота в Манильском заливе или любом другом месте на Филиппинах была напрочь уничтожена, Харт решил разместить свою новую штаб-квартиру в Сурабае на острове Ява. В соответствии с этим решением утром 25 декабря он передал командование над немногими еще остающимися на Филиппинах силами флота контр-адмиралу Фрэнсису Рокуэллу, коменданту шестнадцатого флотского округа, командный пост которого располагался в туннелях Коррехидора. Той же ночью Харт и члены его штаба погрузились на борт подводной лодки «Шарк» (SS-174), которая в 02:00 26 декабря 1941 года отправилась к Голландской Ост-Индии. Вот так закончилась легендарная деятельность флота на Востоке, так как с отбытием адмирала Харта флаг главнокомандующего Азиатским флотом США более не развевался над старым Китайским постом.

Вскоре после прибытия Харта 15 января 1942 года на Яву американские, английские, голландские и австралийские войска образовали объединенное командование, известное под названием ABDAKOM{10} . Его главный штаб располагался около Бандунга, в горах центральной Явы.

Общее командование силами ABDA осуществлял английский фельдмаршал сэр Арчибальд Персиваль Уэйвелл, военно-воздушными силами (ABDAAF) командовал маршал британских ВВС сэр Ричард Пирс, армейскими силами (ABDAA) командовал голландский генерал-лейтенант Хейн тер Поортен, а военно-морскими силами (ABDAN) — адмирал Харт. [28]

Харт имел мало власти над английскими и голландскими кораблями — если те вообще хоть как-то подчинялись ему, — так как их куда больше волновали собственные участки боевых действий. Англичане действовали на запад от Сингапура и вплоть до Цейлона, голландцы — в водах вокруг Суматры и в Яванском море. Американцы отвечали за весь район к востоку от Явы, границы которого тянулись от северною Борнео и архипелага Сулу на восток — мимо Хальмахеры и до западной оконечности Новой Гвинеи — и на юг — до северной Австралии. Однако адмирал Харт сохранял за собой управление Азиатским флотом США, надводные корабли которого действовали под руководством адмирала Глассфорда, командующего 5-м оперативным соединением, а субмарины — под командованием кэптена Джона Уилкса.

27 января американское морское министерство бесцеремонно распустило Азиатский флот и передало все его корабли под начало недавно образованного Юго-Западного тихоокеанского командования. Командующим был назначен Глассфорд, временно произведенный в вице-адмиралы. Данный шаг министерства создал большую путаницу: по указанию из Вашингтона Харт остался номинальным главнокомандующим «распущенного» Азиатского флота, который состоял из тех же сил, какие находились в подчинении у Глассфорда. Это запутанное положение сохранялось вплоть до 14 февраля, когда адмирала Харта, получившего приказ вернуться в Штаты, сменил на посту командующего флотом ABDA вице-адмирал Королевского флота Нидерландов Конрад Хельферих. С этого момента адмирал Глассфорд, как командир Западных тихоокеанских сил, стал неоспоримым командующим всеми американскими ВМФ на Дальнем Востоке.

Сингапур пал 15 февраля 1942 года. Через десять дней фельдмаршал Уэйвелл, освобожденный со своего поста командующего ABDA, отбыл в Индию, и голландцы приняли на себя всю ответственность за оборону Явы. Адмирал Хельферих сделался командующим силами союзного флота на юго-западе Тихого океана. Хотя положение позволяло ему руководить передвижениями американских, английских и австралийских [29] кораблей, протокол требовал, чтобы он делал это только после консультаций со старшими офицерами каждого флота. Что же касалось американских подводных лодок, то им он вообще ничего не мог приказывать, только предлагать.

Катастрофическая битва в Яванском море 27 февраля 1942 года сломала хребет флоту ABDA. 1 марта, не имея ни кораблей, ни самолетов для обороны Явы от хлынувших на берег японских войск, поддерживаемых с воздуха истребителями и бомбардировщиками, Хельферих не видел перед собой никакой альтернативы, кроме как распустить союзное командование. В соответствии с этим он посоветовал своим старшим штабным офицерам убираться с Явы, а затем не теряя времени последовал собственному совету уносить ноги.

Адмирал Глассфорд, сопровождаемый британским контр-адмиралом Артуром Паллисером, который выполнял при Хельферихе функции начальника штаба, поспешно перебрался в Чилачап на южном побережье Явы, а затем под покровом темноты ночью 1 марта отбыл в австралийский Перт на одном из трех оставшихся гидросамолетов PBY 10-го патрульного крыла. Вскоре по прибытии в Перт Глассфорду приказали сдать командование американскими силами Юго-Запада Тихого океана вице-адмиралу Артуру Карпентеру. Сделав это, он вернулся к своему званию контр-адмирала.

Падение Явы завершило первую фазу войны с Японией на море. Маленький Азиатский флот, вынужденный вести борьбу, в которой он не мог победить, понес тяжкие потери; многие из его матросов и офицеров либо погибли, либо попали в плен к японцам, а немногочисленные потрепанные остатки потянулись к безопасным портам Юго-Западной Австралии. Через два месяца, когда пал Коррехидор, все корабли флота, оставленные сражаться на Филиппинах, тоже были принесены в жертву.

* * *

В последующих главах операции Азиатского флота во Второй мировой войне сгруппированы скорее по типам кораблей, нежели в хронологическом порядке. Причина такого подхода [30] заключается в том, что Азиатский флот не был цельной организацией, какую представляют собой современные флоты. Он являлся набором надводных кораблей, подводных лодок и самолетов, перед которыми стояли свои отдельные задачи. Фактически одна часть флота могла выяснить, чем занимается другая, только одним способом — незаконно расшифровав чужие радиопереговоры.

В книге не делается никакой попытки углубленно обсудить политические маневры и мелкие завистливые интриги, которые привели к снятию с поста командующего флотом ABDA очень способного адмирала Харта, либо глупые решения тех, кто был поставлен руководить операциями ABDA после него. Разбор этих подробностей руководства военными операциями не входит в сферу данной работы. Однако когда история потерь и неудач Азиатского флота будет дана в развернутом виде, указанные факторы сделаются самоочевидными.

Дальше